Чубаевская  основная

общеобразовательная  школа
 

Мы  рады  приветствовать  Вас!

Заявка  претендента

 

Фамилия, имя, отчество           Ноздрина  Галина  Николаевна

Дата  рождения                               17.05.1953

Адрес  места  жительства             429400     Урмарский  район

                                                          п.Урмары

                                                      улица  Свердлова, дом 8  кв.2

Паспортные  данные                      серия  97 97    №029068

                                                           выдан  Урмарским  РОВД

                                                          18.08.1998

Телефон                                           2-13-57

Наименование

общеобразовательного                МОУ  «Чубаевская  основная

 учреждения                              общеобразовательная  школа»

Курируемый  класс                        9

Учебный  предмет                      русский  язык  и  литература

Образование                                    высшее

Квалификационная  категория    1

Ученая  степень                       -

Ученое  звание                                -

Общий  стаж                                  31

Стаж  педагогической  работы   29

Стаж  работы  в  качестве 

классного  руководителя             28

Проведение  конференций,   Планирование  воспитательной

семинаров, круглых  столов,   работы  на  основе  личностно

 мастер-классов, тема                  ориентированного  подхода

участники                        12.02.2005  классные  руководители

 

Собственные инновационные Программа работы  с 

Разработки                                     родителями

 

Сведения  о  повышении       курсы  учителей  русского  языка

квалификации                             и  литературы  в  2005 г.

 

 

 

 

ЧУБАЕВСКАЯ  ОСНОВНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА

 

 

ПРОГРАММА

РАБОТЫ  С  РОДИТЕЛЯМИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                               АВТОР  РАЗРАБОТКИ:

                                              Ноздрина  Галина  Николаевна,

                                         классный  руководитель  5  класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чубаево  2002

 

 

 

 

 

 

 

 

ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ

РАБОТЫ  С  РОДИТЕЛЯМИ 

 

 

Назначение  Программы

Настоящая  Программа  определяет  цели, задачи  и  направления  деятельности  классного  руководителя  с  родителями  учащихся  9  класса.

Программа  работы  с  родителями  предназначена  для 

- повышения  педагогической  культуры  родителей, пополнение  арсенала  их  знаний  по  конкретному  вопросу  воспитания  ребенка  в  семье  и  школе;

- содействия  сплочению  родительского  коллектива, вовлечения  пап  и  мам  в  жизнедеятельность  классного  сообщества; 

- выработки  коллективных  решений  и  единых  требований  к  воспитанию  детей, интеграции  усилий  семьи  и  педагогов  в  деятельности  по  развитию  личности  ребенка;

- пропаганды  опыта  успешного  семейного  воспитания, профилактики  неверных  действий  по  отношению  к  своему  сыну  или  дочери  со  стороны  родителей.

 

 

 

 

 

Нормативная  база для  разработки  Программы  работы  с  родителями

1.           Закон  ЧР  «Об  образовании».

2. Закон  РФ  «Об  образовании».

3.  Конвенция  о  правах  ребенка.

5. Республиканская  Программа  «Модернизация  воспитательной  системы  в  Чувашской  Республике».

 

 

 

 

Сроки  и  этапы  реализации  Программы

Программа  ориентирована  на  2002-2007  годы.

1  этап  реализации  Программы – ориентировочный  (200-2003гг.)

На  данном  этапе  будет  производиться  анализ  и  изучение  семей  учащихся   класса  и  создание  условий  для  участия  семей  в  воспитательном  процессе.

2  этап – основной  (2003-2005)

На  данном  этапе  будет  производиться  педагогическое  и  психологическое  просвещение  родителей, работа  с  проблемными  семьями, сотрудничество  учителей  и  родителей  в  организации  воспитательной  работы  в  классе.

3  этап -  обобщающий  (2005 – 2007  гг.)

Подведение  итогов  совместной  деятельности  классного  руководителя, родителей  и  учащихся  за  5  лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Содержание  проблемы  и  обоснование  необходимости  ее  решения  программным  методом.

        Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Это  персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества;  социально-экономический определяется имущественными характеристиками   занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни;  демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону  развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его    эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление  психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков  области воспитания.

   Родители и педагоги - две мощнейших силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика, и противопоставлять их не следует. Но современные родители - это воспитанники нашей отечественной школы, они несут на себе ее родимые пятна, ее достоинства и недостатки. Как хочется сделать родителей настоящими и искренними помощниками! Ведь от того, как относятся к школе родители, зависит и отношение к ней их детей.                                                                                                                                                       То, что учитель должен знать своих учеников, не вызывает сомнения. Задача классного  руководителя сегодня – обеспечить развитие каждого ученика, создав необходимые для этого условия. Чтобы человека воспитывать, его надо знать во всех отношениях – это аксиома педагогики.                                                                Но в работе с родителями есть свои проблемы. Если подойти к оценке родителей дифференцированно, то следует отдавать отчет в том, что они разные. Можно выделить 3 группы.

1.                       Родители, которые хотят и умеют общаться со своими детьми (если не умеют, то учатся этому). В школе таких родителей немного, и они образуют меньшинство среди родительского коллектива школы.

2.                       Группа родителей, которые хотят, но не умеют воспитывать, поэтому у них с детьми есть проблемы; таких родителей большинство.

3.                       Родители, которые не могут и не хотят заниматься своими детьми, дети предоставлены сами себе, точнее – социальной стихии; таких родителей немного, но именно они поставляют школе и социуму детей “группы риска”, “трудных”.

С первой группой родителей работать легко, по существу, они все делают сами, с ними нужно лишь поддерживать связь; с последней работать бесполезно (хотя это тоже спорно), более того, обращение педагогов к ним за помощью может только ухудшить положение. Вторая, большая часть родителей, занимается воспитанием, но они не владеют ни методиками, ни народной педагогикой, не обладают часто и здравым смыслом. Они воспитывают детей так, как воспитывали их. Неучет этих обстоятельств приводит со временем к плачевным результатам. Но обнаруживается этот факт слишком поздно. Родители приходят за помощью к школе тогда, когда дети практически вышли у них из повиновения, а они утратили всякое влияние.                                                                                                                                                                                                                   Все нужно делать вовремя. В том числе и воспитывать. Поэтому не должно быть той традиционной работы с родителями, спонтанных и несистемных воспитательных бесед, тем более, что они имеют целью не благополучие личности ребенка, а решение проблем успеваемости и поведения. Если говорить о существенном повышении качества семейного воспитания, то я полагаю, что надо учить родителей “любить” и воспитывать своих детей тогда, когда они этого желают сами, и задача классного руководителя – научить их этому желанию.                                                                                                                                                              Но самое главное – знание законов развития и поведения воспитанника, внутренних, скрытых от глаз, мотивов его поведения. Как бы там ни было, классный руководитель не может заниматься воспитанием детей в отрыве от семьи, ибо ребенок находится под одновременным воздействием и педагогов, и родителей.

II. Основные  цели  и  задачи   Программы

- Создание  единого  коллектива  учеников, родителей, классного  руководителя  и  педагогов  школы, объединенного  общими  целями  и  ответственностью, действующего  на  демократических  и  гуманистических  принципах.                                                                                                                                                                                                            - Повышения  педагогической  культуры  родителей, пополнение  арсенала  их  знаний  по  конкретному  вопросу  воспитания  ребенка  в  семье  и  школе.

- Содействия  сплочению  родительского  коллектива, вовлечения  пап  и  мам  в  жизнедеятельность  классного  сообщества. 

- Выработки  коллективных  решений  и  единых  требований  к  воспитанию  детей, интеграции  усилий  семьи  и  педагогов  в  деятельности  по  развитию  личности  ребенка.

- Пропаганды  опыта  успешного  семейного  воспитания, профилактики  неверных  действий  по  отношению  к  своему  сыну  или  дочери  со  стороны  родителей.

 

III. Система  программных  мероприятий

Программа  включает  следующие  мероприятия  по  приоритетным  направлениям  в  сфере  совместной  деятельности  классного  руководителя, родителей  и  учащихся:  

изучение  семей  учащихся;

работа  с  родителями;

работа  с  проблемными  семьями;

сотрудничество  учителей  и  родителей  в  организации  воспитательной  работы  в  классе;

работа  с  семьей  в  системе  дополнительного  образования;

работа  с  педагогическими  кадрами.

 

1.Изучение  семей  учащихся

Цель:

Предусматриваются:

- изучение  семей  учащихся;

- создание  банка  данных;

- формирование  единых  педагогических  требований;

- составление  социальных  паспортов  семей;

- посещение  семей;

- диагностика  «Анкета-знакомство  для  родителей», «Анализ  и  оценка  ситуации  в  семье», «Наш  ребенок»  и  др.

 

2. Работа  с  родителями

Цель:  Повышения  педагогической  культуры  родителей, пополнение  арсенала  их  знаний  по  конкретному  вопросу  воспитания  ребенка  в  семье  и  школе.

Предусматриваются:

- классные  родительские  собрания;

- занятия  для  родителей;

- дни  «открытых  уроков»;

- тематические  собрания  с  привлечением  специалистов- индивидуальная  работа  с  родителями;

- внеклассные  мероприятия  с  привлечением  родителей.

 

3.Работа  с  проблемными  семьями

Цель: Оказание  помощи  проблемным  семьям, снижение  правонарушений  среди  подростков, устранение   злоупотреблений  со  стороны  недобросовестных  родителей, уменьшение  количества  проблемных  семей.

Предусматриваются:

- регулярное  посещение  проблемных  семей;

- проведение  малых  педсоветов;

- совместная  профилактическая  работа с  Советом  профилактики  правонарушений;

- индивидуальные  беседы  и  консультации;

- изучение  данных  о  занятости  учащихся  в  кружках  и  секциях;

- составление  банка  данных.

 

4. Сотрудничество классного  руководителя и родителей в  организации  воспитательной  работы  в  классе;

Цель: создание  единого  воспитательного  пространства  «родители – дети – классный  руководитель».

Предусматриваются:

- работа  родительского  комитета;

- поиск  родителей – спонсоров  классных  внеклассных  мероприятий;

- помощь  родителей  в  приучении  детей  к  выполнению  режима  дня  и  правил  для  учащихся.                                                                                                                                              Условия организации и успешного осуществления сотрудничества:                                                                               1. Обсуждение и реализация единых подходов к воспитанию каждого ребенка.                                       2.Взаимное уважение.                                                                                                                                        3.Справедливость по отношению к детям и родителям.                                                                                4.Повышение авторитета родителей.                                                                                                                   5.Соблюдение принципов педагогической этики.

 

 

5. Работа  с  семьей  в  системе  дополнительного  образования

Цель: развитие  творческих  способностей  учащихся.

Предусматриваются:

- оказание  помощи  в  устройстве  учащихся  в  кружки  и    спортивные  секции;

- привлечение  родителей  для  ведения  мини-кружков по  интересам;

 

6. Работа  с  педагогическими  кадрами

Цель:  Вовлечение  всех  учителей  предметников  в  воспитательный  процесс  класса.

Предусматриваются:

- беседы  с  учителями  предметниками, ведущими  уроки  в  классе;

- посещение  уроков  класса;

- оказание  помощи  в  организации  индивидуальной  работы  педагогов  с  учащимися  класса

 

 

 

 

Приложение  к  Программе  работы  с  родителями

 

Мероприятия

по  реализации    Программы  работы  с  родителями

 

Одной  из  важных  форм  установления  контактов  классного  руководителя  с  семьями  учащихся  является  классное  родительское  собрание. Главное  его  предназначение – согласование, координация  и  интеграция  усилий  классного  руководителя  и  семьи  в  создании  условий  для  развития  духовно  богатой, нравственно  чистой  и  физически  здоровой  личности  ребенка.

Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводятся итоги успеваемости, но и рассматриваются актуальные  педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к той или иной проблеме.   При подготовке и проведении родительского собрания следует учитывать ряд    важных положений:

        - Атмосфера сотрудничества школы и семьи по реализации программы  усиления плюсов и ликвидации минусов в характере и поведении ребенка.

        - Интонация собрания: советуем, размышляем вместе.

        - Профессиональный задел педагога - знания, компетентность (знание жизни  каждого ребенка не только в школе, но и за ее пределами, представление  об уровне их потребностей, состоянии здоровья, отношений в детском   коллективе).

        - Добрые, доверительные отношения (доброжелательность, сердечность,    взаимопонимание, взаимопомощь).

        - Главные показатели эффективности родительского собрания - это активное участие родителей, атмосфера активного обсуждения поставленных  вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации.

 

        Тематика родительских собраний в 5-м классе.

 

              Тема занятия. План занятия.

               О профилактике негативных психологических состояний школьников при переходе из начального звена школы в среднее.

              1. Возрастные особенности младших школьников.

                 1) Психологическая адаптация учащихся и пути ее коррекции.

                  2)Анкета для родителей "Знаете ли Вы своего ребенка".

 

              2. Детская Агрессия. "Круглый стол".

              1.Анкета: "Диагностика  состояния агрессии у подростков". (Вопросник Пасса - Дарки).

              2.Анализ проблемы агрессивности.

             3. Роль семьи в проявлении детской агрессии.

              Поощрение и наказание в семье.

              Законы преодоления детской агрессии.

             4. Экспресс - анкетирование родителей по проблеме собрания.

 

              3. Успехи и трудности в обучении и развитии пятиклассников.

              1.Опросник: "Измерение родительских установок или реакций".

              2.Психология общения.

              3.Неспособность справиться с учебной нагрузкой (как помочь детям учиться).

              4.Как научить ребенка принимать решения.

             

              4. Подростки и наркотики в современном мире.

              1.Основы профилактики  токсикомании и табакокурения в подростковой среде.

              2.Признаки употребления токсических веществ.

              3.Анкета для родителей: "Занятия по токсикомании".

       

        Тематика родительских собраний в 6-м классе.

 

              Тема занятия. План занятия.

              1. Психолого-возрастные особенности шестиклассников.

              1.Место  подросткового периода в развитии личности ребенка.

              2.Анатомо-  физиологические изменения в организме подростка.

              3.Первые признаки возникновения чувства взрослости. Стремление к самоуважению.

              4.Учет физических и психологических особенностей, сочетание уважения личности с требовательностью к ней, согласованность воздействия семьи и школы, разумная корректировка многообразных  влияний на школьника.

              5.Практические вопросы:

              1. Консультация врача,  учителя физической культуры для родителей.

              2. Анкета для родителей: "Искусство жить с детьми".

             

 

              2. Беседа: "Домашняя учебная работа шестиклассника"

              1.Повышение уровня умственной деятельности. Изучение предметов математического цикла.

              2.Воспитание подростка и развитие у него наблюдательности.

              3.Развитие памяти. Воображение и фантазия. Особенности мыслительной   деятельности.

              4.Самостоятельность составления школьником своего режима дня и  воспитание привычки к соблюдению режима.

             5.Причины нарушений выполнения учебных обязанностей шестиклассников, отношение к ним    родителей.

              6.Рекомендации в установлении определенного порядка в домашней   работе ученика, в зависимости от характера занятий и особенностей   его личности.

              7.Практическое задание:

               Тест для родителей.

             

              3. Конференция для родителей: "Нравственное воспитание детей в

              семье".

              1. Вступительное слово учителя.

              2. Выступления родителей:

              - Воспитание у подростков в семье чувства товарищества, принципиальности, честности, дружбы.

              - Воспитание уважения и заботливого отношения к людям, скромности.

              - Правильное отношение родителей к дружбе мальчиков и девочек.

              - Забота родителей о заполнении свободного времени подростков  творческими занятиями.

              3.Педагогический практикум.

 

              4. Беседа: "Духовный мир подростка".

              1. Необходимость внимания родителей к духовному миру школьника, знание его интересов и  устремлений.

              2. Потребности подростков. Потребности в общении со сверстниками, старшими.

              3. Интересы подростков. Их изменения и психологическая   характеристика.

              4. Читательские интересы подростков, любимая книга и любимые  герои. Кино, театр, телевидение в жизни детей.

              Педагогический практикум:

              1. Обсуждение с родителями письма матери…

              2. Консультация школьного библиотекаря о расширении читательских  интересов подростков, формирование читательской культуры.

             

 

              5. Беседа: "Что делает подростка "трудным"?1.

              1.Психолого-педагогическая характеристика "трудных" подростков.

              2. Ошибки в школьном и семейном воспитании. Характер отношений и  требований взрослых к "трудным" подросткам.

              3. Профилактика и предупреждение правонарушений  несовершеннолетних.

              Практикум:

              1. Консультации психолога, социального педагога, нарколога,

              инспектора ПДН.

              2. Обсуждение педагогической ситуации.

      

        Тематика родительских собраний в 7-м классе.

 

              Тема занятия. План занятия.

              1. Психологическая отчужденность и проблемы становления

              личности.

              1. Роль семьи в формировании личности ребенка:

              - Структура семьи;

              - Стили воспитания;

              - Уровень эмоциональных контактов каждого члена семьи с ребенком.

              2. Зависимость родительского поведения от типа семейных отношений.

              3. Эмоциональные деструктивные связи в семье и их влияние на формирование личности детей.

              4.Практикум:

              5.Диагностика "На сколько вы хорошо знаете своего ребенка".

             

              2. Психолого-педагогические аспекты ранней наркомании у детей и

              подростков.

             1.Факторы, обуславливающие раннее наркотическое

              заражение:

              - Семья;

              - Характер;

              - Возраст.

              2. Молодежная наркогенная субкультура, как социальный феномен:

              - идеология наркогенной субкультуры;

              - компоненты наркогенной субкультуры;

              - Молодежные движения, как носители наркогенной субкультуры.

              3. О признаках употребления наркотиков:

              - препараты из конопли;

              - опиумные препараты;

              - психостимуляторы.

              4. Семьи подростков, использующих наркотические или токсикологические вещества.

             

              3. Детская агрессия.

             1. Анализ проблемы агрессивности:

              - Что такое агрессия?

              - Виды агрессии.

              2. Роль семьи в проявлении детской агрессивности.

              3. Поощрение, наказание в семье

              4. Чем характеризуется и как влияет на преодоление агрессивности  расположение.

              5. Чем характеризуется и как влияет на преодоление агрессивности    неприятие.

              6. Законы преодоления детской агрессии.

              Практикум:

              Экспресс - анкетирование родителей по проблеме собрания.

             

              4. Психофизическое развитие подростков.

              1. Трудный возраст:

              - Особенности подросткового периода;

              - Что является главным в этот период для ребенка?

              2. Физическое состояние учащихся:

              - Акселераты;

              - Ремарданты.

              3. За что ведет борьбу ребенок в этом возрасте?

              4. Какими видят себя подростки.

              5. Решение проблемы взаимоотношений мужчины и женщины через пр взаимоотношений в доме.

              Практикум:

              Психологическая разминка. (Анализ психологических ситуаций)

             

 

 

       

        Тематика родительских собраний в 8-м классе.

 

              Тема занятия. План занятия.

              1. Общие принципы и методы воспитания детей в семье.

              1. Возрастные  и индивидуально-психологические особенности подростка.

              2. Умение общаться с подростками.

              3. Методы воспитания детей в семье.

             

             

              2. Нравственное здоровье в семье.

              1. Права ребенка.

              2. Сочетание любви и требовательности к детям.

              3. Психологическое здоровье ребенка.

              

              3. Личность начинается в семье.

              1. Комфортность ребенка в семье.

              2. Условия эффективного семейного воспитания.

              3. Сила добрых традиций.

              

              4. Общие принципы и методы воспитания детей в семье.

              1. Связь   семейного воспитания с жизнью общества.

              2. Систематичность и последовательность воспитания.

              3. Социум подростка.

              

 

       

        Тематика родительских собраний в 9-м классе.

 

              Тема занятия. План занятия.

                       1.Здоровье вашего ребенка.

                       1. "Спасибо, не курю".

              2. "Пить - значит не быть".

 

              2. Формирование здорового образа жизни.

              1. Подростки и наркологи в  современном мире.

              2. СПИД - чума ХХ - ХХI века.

              3. Корни детского суицида.

 

              3. "Человек и закон".

              1. Подросток в "стае".

              2. "Осторожно - секта!"

             

 

              4. Проблемы взаимоотношений между родителями и детьми.

              1. Мужчина в  современной семье.

              2. Как выбрать профессию.

 

 

Назад