![]() |
Чубаевская основная
общеобразовательная школа |
|
|
Заявка претендента
Фамилия, имя, отчество Ноздрина Галина Николаевна Дата рождения 17.05.1953 Адрес места жительства 429400 Урмарский район п.Урмары улица Свердлова, дом 8 кв.2 Паспортные данные серия 97 97 №029068 выдан Урмарским РОВД 18.08.1998 Телефон 2-13-57 Наименование общеобразовательного МОУ «Чубаевская основная учреждения общеобразовательная школа» Курируемый класс 9 Учебный предмет русский язык и литература Образование высшее Квалификационная категория 1 Ученая степень - Ученое звание - Общий стаж 31 Стаж педагогической работы 29 Стаж работы в качестве классного руководителя 28 Проведение конференций, Планирование воспитательной семинаров, круглых столов, работы на основе личностно мастер-классов, тема ориентированного подхода участники 12.02.2005 классные руководители
Собственные инновационные Программа работы с Разработки родителями
Сведения о повышении курсы учителей русского языка квалификации и литературы в 2005 г.
ЧУБАЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ПРОГРАММА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
АВТОР РАЗРАБОТКИ: Ноздрина Галина Николаевна, классный руководитель 5 класса
Чубаево 2002
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Назначение ПрограммыНастоящая Программа определяет цели, задачи и направления деятельности классного руководителя с родителями учащихся 9 класса. Программа работы с родителями предназначена для - повышения педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе; - содействия сплочению родительского коллектива, вовлечения пап и мам в жизнедеятельность классного сообщества; - выработки коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграции усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка; - пропаганды опыта успешного семейного воспитания, профилактики неверных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны родителей.
Нормативная база для разработки Программы работы с родителями 1. Закон ЧР «Об образовании». 2. Закон РФ «Об образовании». 3. Конвенция о правах ребенка. 5. Республиканская Программа «Модернизация воспитательной системы в Чувашской Республике».
Сроки и этапы реализации ПрограммыПрограмма ориентирована на 2002-2007 годы. 1 этап реализации Программы – ориентировочный (200-2003гг.) На данном этапе будет производиться анализ и изучение семей учащихся класса и создание условий для участия семей в воспитательном процессе. 2 этап – основной (2003-2005) На данном этапе будет производиться педагогическое и психологическое просвещение родителей, работа с проблемными семьями, сотрудничество учителей и родителей в организации воспитательной работы в классе. 3 этап - обобщающий (2005 – 2007 гг.) Подведение итогов совместной деятельности классного руководителя, родителей и учащихся за 5 лет.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом. Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков области воспитания. Родители и педагоги - две мощнейших силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика, и противопоставлять их не следует. Но современные родители - это воспитанники нашей отечественной школы, они несут на себе ее родимые пятна, ее достоинства и недостатки. Как хочется сделать родителей настоящими и искренними помощниками! Ведь от того, как относятся к школе родители, зависит и отношение к ней их детей. То, что учитель должен знать своих учеников, не вызывает сомнения. Задача классного руководителя сегодня – обеспечить развитие каждого ученика, создав необходимые для этого условия. Чтобы человека воспитывать, его надо знать во всех отношениях – это аксиома педагогики. Но в работе с родителями есть свои проблемы. Если подойти к оценке родителей дифференцированно, то следует отдавать отчет в том, что они разные. Можно выделить 3 группы. 1. Родители, которые хотят и умеют общаться со своими детьми (если не умеют, то учатся этому). В школе таких родителей немного, и они образуют меньшинство среди родительского коллектива школы. 2. Группа родителей, которые хотят, но не умеют воспитывать, поэтому у них с детьми есть проблемы; таких родителей большинство. 3. Родители, которые не могут и не хотят заниматься своими детьми, дети предоставлены сами себе, точнее – социальной стихии; таких родителей немного, но именно они поставляют школе и социуму детей “группы риска”, “трудных”. С первой группой родителей работать легко, по существу, они все делают сами, с ними нужно лишь поддерживать связь; с последней работать бесполезно (хотя это тоже спорно), более того, обращение педагогов к ним за помощью может только ухудшить положение. Вторая, большая часть родителей, занимается воспитанием, но они не владеют ни методиками, ни народной педагогикой, не обладают часто и здравым смыслом. Они воспитывают детей так, как воспитывали их. Неучет этих обстоятельств приводит со временем к плачевным результатам. Но обнаруживается этот факт слишком поздно. Родители приходят за помощью к школе тогда, когда дети практически вышли у них из повиновения, а они утратили всякое влияние. Все нужно делать вовремя. В том числе и воспитывать. Поэтому не должно быть той традиционной работы с родителями, спонтанных и несистемных воспитательных бесед, тем более, что они имеют целью не благополучие личности ребенка, а решение проблем успеваемости и поведения. Если говорить о существенном повышении качества семейного воспитания, то я полагаю, что надо учить родителей “любить” и воспитывать своих детей тогда, когда они этого желают сами, и задача классного руководителя – научить их этому желанию. Но самое главное – знание законов развития и поведения воспитанника, внутренних, скрытых от глаз, мотивов его поведения. Как бы там ни было, классный руководитель не может заниматься воспитанием детей в отрыве от семьи, ибо ребенок находится под одновременным воздействием и педагогов, и родителей. II. Основные цели и задачи Программы - Создание единого коллектива учеников, родителей, классного руководителя и педагогов школы, объединенного общими целями и ответственностью, действующего на демократических и гуманистических принципах. - Повышения педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе. - Содействия сплочению родительского коллектива, вовлечения пап и мам в жизнедеятельность классного сообщества. - Выработки коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграции усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка. - Пропаганды опыта успешного семейного воспитания, профилактики неверных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны родителей.
III. Система программных мероприятий Программа включает следующие мероприятия по приоритетным направлениям в сфере совместной деятельности классного руководителя, родителей и учащихся: изучение семей учащихся; работа с родителями; работа с проблемными семьями; сотрудничество учителей и родителей в организации воспитательной работы в классе; работа с семьей в системе дополнительного образования; работа с педагогическими кадрами.
1.Изучение семей учащихся Цель: Предусматриваются: - изучение семей учащихся; - создание банка данных; - формирование единых педагогических требований; - составление социальных паспортов семей; - посещение семей; - диагностика «Анкета-знакомство для родителей», «Анализ и оценка ситуации в семье», «Наш ребенок» и др.
2. Работа с родителями Цель: Повышения педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе. Предусматриваются: - классные родительские собрания; - занятия для родителей; - дни «открытых уроков»; - тематические собрания с привлечением специалистов- индивидуальная работа с родителями; - внеклассные мероприятия с привлечением родителей.
3.Работа с проблемными семьями Цель: Оказание помощи проблемным семьям, снижение правонарушений среди подростков, устранение злоупотреблений со стороны недобросовестных родителей, уменьшение количества проблемных семей. Предусматриваются: - регулярное посещение проблемных семей; - проведение малых педсоветов; - совместная профилактическая работа с Советом профилактики правонарушений; - индивидуальные беседы и консультации; - изучение данных о занятости учащихся в кружках и секциях; - составление банка данных.
4. Сотрудничество классного руководителя и родителей в организации воспитательной работы в классе; Цель: создание единого воспитательного пространства «родители – дети – классный руководитель». Предусматриваются: - работа родительского комитета; - поиск родителей – спонсоров классных внеклассных мероприятий; - помощь родителей в приучении детей к выполнению режима дня и правил для учащихся. Условия организации и успешного осуществления сотрудничества: 1. Обсуждение и реализация единых подходов к воспитанию каждого ребенка. 2.Взаимное уважение. 3.Справедливость по отношению к детям и родителям. 4.Повышение авторитета родителей. 5.Соблюдение принципов педагогической этики.
5. Работа с семьей в системе дополнительного образования Цель: развитие творческих способностей учащихся. Предусматриваются: - оказание помощи в устройстве учащихся в кружки и спортивные секции; - привлечение родителей для ведения мини-кружков по интересам;
6. Работа с педагогическими кадрами Цель: Вовлечение всех учителей предметников в воспитательный процесс класса. Предусматриваются: - беседы с учителями предметниками, ведущими уроки в классе; - посещение уроков класса; - оказание помощи в организации индивидуальной работы педагогов с учащимися класса
Приложение к Программе работы с родителями
Мероприятияпо реализации Программы работы с родителями
Одной из важных форм установления контактов классного руководителя с семьями учащихся является классное родительское собрание. Главное его предназначение – согласование, координация и интеграция усилий классного руководителя и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка. Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводятся итоги успеваемости, но и рассматриваются актуальные педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к той или иной проблеме. При подготовке и проведении родительского собрания следует учитывать ряд важных положений: - Атмосфера сотрудничества школы и семьи по реализации программы усиления плюсов и ликвидации минусов в характере и поведении ребенка. - Интонация собрания: советуем, размышляем вместе. - Профессиональный задел педагога - знания, компетентность (знание жизни каждого ребенка не только в школе, но и за ее пределами, представление об уровне их потребностей, состоянии здоровья, отношений в детском коллективе). - Добрые, доверительные отношения (доброжелательность, сердечность, взаимопонимание, взаимопомощь). - Главные показатели эффективности родительского собрания - это активное участие родителей, атмосфера активного обсуждения поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации.
Тематика родительских собраний в 5-м классе.
Тема занятия. План занятия. О профилактике негативных психологических состояний школьников при переходе из начального звена школы в среднее. 1. Возрастные особенности младших школьников. 1) Психологическая адаптация учащихся и пути ее коррекции. 2)Анкета для родителей "Знаете ли Вы своего ребенка".
2. Детская Агрессия. "Круглый стол". 1.Анкета: "Диагностика состояния агрессии у подростков". (Вопросник Пасса - Дарки). 2.Анализ проблемы агрессивности. 3. Роль семьи в проявлении детской агрессии. Поощрение и наказание в семье. Законы преодоления детской агрессии. 4. Экспресс - анкетирование родителей по проблеме собрания.
3. Успехи и трудности в обучении и развитии пятиклассников. 1.Опросник: "Измерение родительских установок или реакций". 2.Психология общения. 3.Неспособность справиться с учебной нагрузкой (как помочь детям учиться). 4.Как научить ребенка принимать решения.
4. Подростки и наркотики в современном мире. 1.Основы профилактики токсикомании и табакокурения в подростковой среде. 2.Признаки употребления токсических веществ. 3.Анкета для родителей: "Занятия по токсикомании".
Тематика родительских собраний в 6-м классе.
Тема занятия. План занятия. 1. Психолого-возрастные особенности шестиклассников. 1.Место подросткового периода в развитии личности ребенка. 2.Анатомо- физиологические изменения в организме подростка. 3.Первые признаки возникновения чувства взрослости. Стремление к самоуважению. 4.Учет физических и психологических особенностей, сочетание уважения личности с требовательностью к ней, согласованность воздействия семьи и школы, разумная корректировка многообразных влияний на школьника. 5.Практические вопросы: 1. Консультация врача, учителя физической культуры для родителей. 2. Анкета для родителей: "Искусство жить с детьми".
2. Беседа: "Домашняя учебная работа шестиклассника" 1.Повышение уровня умственной деятельности. Изучение предметов математического цикла. 2.Воспитание подростка и развитие у него наблюдательности. 3.Развитие памяти. Воображение и фантазия. Особенности мыслительной деятельности. 4.Самостоятельность составления школьником своего режима дня и воспитание привычки к соблюдению режима. 5.Причины нарушений выполнения учебных обязанностей шестиклассников, отношение к ним родителей. 6.Рекомендации в установлении определенного порядка в домашней работе ученика, в зависимости от характера занятий и особенностей его личности. 7.Практическое задание: Тест для родителей.
3. Конференция для родителей: "Нравственное воспитание детей в семье". 1. Вступительное слово учителя. 2. Выступления родителей: - Воспитание у подростков в семье чувства товарищества, принципиальности, честности, дружбы. - Воспитание уважения и заботливого отношения к людям, скромности. - Правильное отношение родителей к дружбе мальчиков и девочек. - Забота родителей о заполнении свободного времени подростков творческими занятиями. 3.Педагогический практикум.
4. Беседа: "Духовный мир подростка". 1. Необходимость внимания родителей к духовному миру школьника, знание его интересов и устремлений. 2. Потребности подростков. Потребности в общении со сверстниками, старшими. 3. Интересы подростков. Их изменения и психологическая характеристика. 4. Читательские интересы подростков, любимая книга и любимые герои. Кино, театр, телевидение в жизни детей. Педагогический практикум: 1. Обсуждение с родителями письма матери… 2. Консультация школьного библиотекаря о расширении читательских интересов подростков, формирование читательской культуры.
5. Беседа: "Что делает подростка "трудным"?1. 1.Психолого-педагогическая характеристика "трудных" подростков. 2. Ошибки в школьном и семейном воспитании. Характер отношений и требований взрослых к "трудным" подросткам. 3. Профилактика и предупреждение правонарушений несовершеннолетних. Практикум: 1. Консультации психолога, социального педагога, нарколога, инспектора ПДН. 2. Обсуждение педагогической ситуации.
Тематика родительских собраний в 7-м классе.
Тема занятия. План занятия. 1. Психологическая отчужденность и проблемы становления личности. 1. Роль семьи в формировании личности ребенка: - Структура семьи; - Стили воспитания; - Уровень эмоциональных контактов каждого члена семьи с ребенком. 2. Зависимость родительского поведения от типа семейных отношений. 3. Эмоциональные деструктивные связи в семье и их влияние на формирование личности детей. 4.Практикум: 5.Диагностика "На сколько вы хорошо знаете своего ребенка".
2. Психолого-педагогические аспекты ранней наркомании у детей и подростков. 1.Факторы, обуславливающие раннее наркотическое заражение: - Семья; - Характер; - Возраст. 2. Молодежная наркогенная субкультура, как социальный феномен: - идеология наркогенной субкультуры; - компоненты наркогенной субкультуры; - Молодежные движения, как носители наркогенной субкультуры. 3. О признаках употребления наркотиков: - препараты из конопли; - опиумные препараты; - психостимуляторы. 4. Семьи подростков, использующих наркотические или токсикологические вещества.
3. Детская агрессия. 1. Анализ проблемы агрессивности: - Что такое агрессия? - Виды агрессии. 2. Роль семьи в проявлении детской агрессивности. 3. Поощрение, наказание в семье 4. Чем характеризуется и как влияет на преодоление агрессивности расположение. 5. Чем характеризуется и как влияет на преодоление агрессивности неприятие. 6. Законы преодоления детской агрессии. Практикум: Экспресс - анкетирование родителей по проблеме собрания.
4. Психофизическое развитие подростков. 1. Трудный возраст: - Особенности подросткового периода; - Что является главным в этот период для ребенка? 2. Физическое состояние учащихся: - Акселераты; - Ремарданты. 3. За что ведет борьбу ребенок в этом возрасте? 4. Какими видят себя подростки. 5. Решение проблемы взаимоотношений мужчины и женщины через пр взаимоотношений в доме. Практикум: Психологическая разминка. (Анализ психологических ситуаций)
Тематика родительских собраний в 8-м классе.
Тема занятия. План занятия. 1. Общие принципы и методы воспитания детей в семье. 1. Возрастные и индивидуально-психологические особенности подростка. 2. Умение общаться с подростками. 3. Методы воспитания детей в семье.
2. Нравственное здоровье в семье. 1. Права ребенка. 2. Сочетание любви и требовательности к детям. 3. Психологическое здоровье ребенка.
3. Личность начинается в семье. 1. Комфортность ребенка в семье. 2. Условия эффективного семейного воспитания. 3. Сила добрых традиций.
4. Общие принципы и методы воспитания детей в семье. 1. Связь семейного воспитания с жизнью общества. 2. Систематичность и последовательность воспитания. 3. Социум подростка.
Тематика родительских собраний в 9-м классе.
Тема занятия. План занятия. 1.Здоровье вашего ребенка. 1. "Спасибо, не курю". 2. "Пить - значит не быть".
2. Формирование здорового образа жизни. 1. Подростки и наркологи в современном мире. 2. СПИД - чума ХХ - ХХI века. 3. Корни детского суицида.
3. "Человек и закон". 1. Подросток в "стае". 2. "Осторожно - секта!"
4. Проблемы взаимоотношений между родителями и детьми. 1. Мужчина в современной семье. 2. Как выбрать профессию.
|