Сохранение
и укрепление
здоровья
детей- основа
полноценного
развития
общества.
В нашей
Республике,
как и в России
в целом, сфера
образования
претерпевает
сегодня
существенные
изменения.
Любые
изменения в
этой сфере
направлены
на благо
детей, на
благо
родителей, на
благо
каждого
жителя.
Приоритетами
развития
образования
в районе
являются:
создание
условий для
получения
образования
всеми детьми;
обеспечение
высокого
качества
образования;
развитие
социального
партнерства
в сфере
образования;
внедрение
здоровьесберегающих
технологий в
учебно-воспитательный
процесс,
пропаганда
здорового
образа жизни,
воспитание
культуры
здоровья,
формирование
духовности,
социально-активной
личности.
Состояние
здоровья
подрастающего
поколения –
важный
показатель
благополучия общества
и
государства,
отражающий
не только
настоящую
ситуацию, но и
прогноз на
будущее.
Образовательное
учреждение-
один из
наиболее
весомых
институтов,
обращенных к
будущему
человечества,
имеющих
влияние на
формирующееся
поколение.
Поэтому всё,
что
относится к
образовательному
учреждению-
характер
обучения и
воспитания,
уровень
педагогической
культуры
учителей и
воспитателей,
содержание
образовательных
программ,
условия
проведения
учебного
процесса,
воспитательных
мероприятий
и т.д.-
имеет
непосредственное
отношение к
проблеме
здоровья
детей.
Сегодня,
когда мы
активно
начали
работу по
реализации
основных
положений
национальной
доктрины
развития
образования
и Концепции
модернизации
Российского
образования
до 2010 года,
проблемам
здровьесбережения
детей
уделяется
максимальное
внимание.
Основные
направления
воспитания
ценностей
здорового
образа жизни
в
современных
условиях
отражены в
законах «Об
образовании»
Российской
Федерации и
Чувашской
Республики.
Эффективной
работе по
усилению
пропаганды
здорового
образа жизни,
духовно-нравственных
ценностей
уделяется
большое
внимание в
нашей
Республике.
Изданы
Указы
Президента
Республики Н.Федорова
«О
дополнительных
мерах по
поддержке и
развитию
массового
спорта в
Чувашской
Республике», «О
годе семьи»(2003
год). Указом
Президента 2004
год объявлен
Годом
молодежи и
здорового
образа жизни,
в рамках
которого
реализуется
стратегия
действий
различных
министерств
и ведомств
для
организации
эффективной
работы по
пропаганде
духовно-нравственных
ценностей, по
формированию
престижа и
эталонов
здорового
образа жизни.
В Послании
Президента
Государственному
Совету
Чувашской
Республики «Путь
к
благополучию-
через
духовность и
здоровый
образ жизни»
определены
приоритеты в
развитии
экономики и
социальной
сферы. «Заботы
только о
состоянии
своего
физического
тела,-
говорится в
Послании, - не
гарантировали
духовного
здоровья и
благополучия.
Поэтому хочу
сделать
акцент на том,
что здоровый
образ жизни
подразумевает
прежде всего
духовно-нравственное
здоровье,
стремление к
овладению
истинными
ценностями-
такими
основополагающими
понятиями,
как Доброта и
Красота,
Знание и Вера».
Суть
Послания
Президента Н.Федорова
касается
всех и
каждого.
В центре
вышеназванных
документов- «максимум
ребенка»,
подлинная
забота о его
здоровье, о
его душе.
Дошкольный
возраст
является
решающим в
формировании
фундамента
физического
и
психического
здоровья. В
детстве
поражает все:
необъятные
просторы
родного края,
манящие окна
отчего дома,
теплые,
светлые
образы
родителей, а
позже-
школьных
учителей.
Именно в этот
период идет
интенсивное
развитие
органов и
становление
функциональных
систем
организма,
закладываются
основные
черты
личности,
формируется
характер,
отношение к
себе и
окружающим.
Поэтому на
данном этапе
важно
сформировать
у детей базу
знаний и
практических
навыков
здорового
образа жизни,
осознанную
потребность
в
систематических
занятиях
физической
культурой и
спортом.
Основным
направлением
работы
дошкольных
образовательных
учреждений
района в 2003-2004
учебном году
было
создание
условий,
обеспечивающих
охрану жизни
и здоровья
детей,
предупреждение
заболеваемости
и
травматизма,
формирование
у детей
потребности
в физическом
совершенствовании.
Для
проведения
целенаправленной
работы по
сохранению и
укреплению
здоровья
детей,
посещающих
детские сады,
силами
сотрудников
и при
активном
участии
родителей
создаются
условия для
их
двигательной
активности:
во всех
группах
имеется развивающее
пространство,
где размещено физкультурное
оборудование;
много нестандартного
оборудования,
сделанного
руками
воспитателей
и родителей.
В детских
садах
используются
разнообразные
формы
физического
воспитания и гигиенического
обучения.
Основная
работа
ведется на
игровых
занятиях по
физической
культуре,
которые
проводятся 3
раза в неделю.
Систематически
проводятся
физкультурные
досуги и
праздники с
участием
детей и
родителей на
темы: «Встреча
с доктором
Айболитом», «Папа,
мама, я-
спортивная
семья», «Природа,
человек,
здоровье», «Крепыши»,
«Дни здоровья»
и другие.
Проведенные
игры-
соревнования
«Малышиада» в
марте 2004 года
показали, что
в дошкольных
образовательных
учреждениях
района
проводится
большая
работа по
укреплению
физического
и
психического
здоровья
детей
средствами
физической
культуры.
Воспитанники
детских
садов
обладают
физическими,
двигательными
и
творческими
способностями.
В целях
формирования
навыков
безопасного
поведения у
детей и
усиления
пропаганды
правил
дорожного
движения,
проведен
смотр-
конкурс «Светофорик».
Смотр-
конкурс
показал, что в
дошкольных
учреждениях
ведется
активная
работа по
воспитанию у
детей
поведения на
улицах,
дорогах, в
общественном
транспорте. В
данном
смотре-
конкурсе
призовые
места заняли:
детский сад
№1(1-ое место),
детский сад
№3(2-ое место),
детский сад №
2(3-е место).
Проводимая работа по сохранению и укреплению здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях дает свои результаты. В 2003 году снизилась заболеваемость детей: если в 2002 году одним ребенком по болезни было пропущено 9,6 дней, то в 2003 году- 6,2 дня.
Два
года район
работает над
проблемой «
Духовное и
физическое
развитие
школьников-
один из путей
повышения
качества
образования».
Отделом
образования
разработана
Программа
реализации
этой
проблемы, где
предусмотрено
проведение
семинаров с
руководителями
учреждений,
их
заместителями,
учителями-
предметниками,
подготовка
рекомендаций
по созданию
школы
здоровья,
посещение и
анализ
уроков с
позиций
здоровьесбережения.
Образовательные
учреждения
района, поняв
свое
предназначение,
отрабатывают
свои подходы
к
организации
в своих
стенах
учебно-воспитательного
процесса,
сберегающего
здоровье
школьников и
формирующего
у них
ценности
здорового
образа жизни,
чтобы
получение
учащимися
образования
происходило
без ущерба
для здоровья.
-
В
этих целях в
каждом
образовательном
учреждении
создана
система
организации
деятельности
по духовно-нравственному
воспитанию,
формированию
здорового
образа жизни,
разработана
Программа «Здоровье».
Цель
данной
Программы-
представление
всех возможностей
школы для
формирования
психически
здорового,
социально-
адаптивного ,
физически
развитого
выпускника.
Основные
направления
Программы-
туризм,
краеведение;
соревнования
и спортивные
праздники;
урочная и
внеурочная
спортивно-
оздоровительная
работа;
профилактика
заболеваний
у учащихся и
сотрудников
школы и
охрана
здоровья;
исследовательская
работа и
мониторинг;
просвещение
родителей в
вопросах
сохранения
здоровья
подрастающего
поколения;
индивидуальные
консультации
о состоянии
здоровья
детей и
рекомендации
.
Основные
мероприятия
по этим
направлениям:
туристические
слеты, «Дни
здоровья»,
походы
выходного
дня,
первенства
по различным
видам спорта,
лыжные и
легкоатлетические
соревнования,
оздоровительные
мероприятия
в режиме
учебного дня (утренняя
физзарядка,
физкультминутки
на уроках,
подвижные
перемены и т.д.).
Интересен
опыт работы
Мусирминской
средней
общеобразовательной
школы по
улучшению
здоровья
детей.
Развивая
физическое
здоровье
учащихся в
школе
системно с 1
по 11 классы
ведутся «Уроки
здоровья» (используется
авторская
программа О.А.Шкляровой,
Г.С.Козуницы).Общей
целью этих
занятий
являются :
формирование
культуры и
культа
здоровья;
профилактика
стоматологических
заболеваний
школьников;
правильное
питание;
санитарное
просвещение.
В структуру и
содержание
уроков
практически
по всем
предметам
базового
компонента
образования
включаются
элементы
здоровьесберегающего
сопровождения
учебной
деятельности.
Кроме этого
на всех
уроках
используются
технологии
реабилитации
умственной и
физической
работоспособности
учащихся :
динамические
паузы,
зрительные
круги,
система
физических и
дыхательных
упражнений и
др. Формами
организации
физического
воспитания
учащихся в
школе
являются: 1)
факультативные
(дополнительные)
уроки
физической
культуры; 2)
самостоятельные
домашние
задания: 3)
физкультминутки
и паузы на
уроках; 4)
подвижные
перемены; 5)
спортивные
часы; 6)спортивные
секции по
разным
направлениям;
7) спортивный
клуб по
велоспорту; 8)
общешкольные
спортивные
соревнования
и т .д. В школе
ведется
определенная
санитарно-просветительская
работа:
выпускается
санбюллетень
на разные
темы. Советом
старшеклассников
два раза в год
выпускается
школьная
газета «ЗОЖ».
Школа все
шире
вовлекает в
дела
учреждения
общественность,
родителей.
Традиционными
стали
проведение
Советом
отцов
совместно с
сельской
администрацией,
правлением
ООО «Мусирмы»
соревнований
по волейболу
среди мужчин,
женщин в
честь Дня
защитников
Отечества,
международного
Женского дня
и т. д.
В
летнее время
работали
сводные
отряды по
месту
жительства,
где старшими
наставниками
определены
учителя и
родители.
Школа как
социокультурный
центр
Педколлективы
школ
серьезное
внимание
уделяют
духовно-нравственному
воспитанию
детей.
Традиционно
проходят
месячники
Патриотизма,
недели Добра,
общешкольные
акции
Милосердия, «Внимание,
ветеран!»,
экологический
субботник и т.д.
Воспитательная
работа с
детьми
строится на
принципах
народной
педагогики:
природосообразности
и
культуросообразности.
Все
мероприятия
направлены
на развитие
личностных и
душевных
качеств
школьников:
интереса,
наблюдательности,
логического
мышления,
речи,
активности,
самостоятельности,
а также
воспитание
доброты,
сострадания,
уважения к
старшим,
слабым и
младшим. В
своей работе
используют
опыт
народной
педагогики,
национально-региональный
компонент,
рекомендации
и технологии
классиков
воспитания
Ушинского,
Макаренко, Г.Н.Волкова,
Я.Коменского,
Песталлоци,
Сухомлинского.
Учебный год
завершается
проведением
традиционного
праздника «Акатуй»
(Арабосинская,
Шоркистринская
средние,
Кудеснерская
основная
школы). Во
многих
школах также
традиционными
являются
такие
массовые
календарно-обрядовые
праздники- «Масленица»,
«Сурхури», «Рождество»,
«Серен».
Деятельность
сельской
школы
ориентирована
на
удовлетворение
современных
потребностей
села. Ее
ученики
должны жить
интересами
своей малой
Родины,
осознавая
значимость
того труда,
который
вкладывали и
продолжают
вкладывать в
эту землю их
отцы, деды и
прадеды. Наш
долг-
выпускать из
стен
сельской
школы людей,
которые не
только хотят
остаться
жить и
работать на
земле своих
предков, но и
знают , как
это делать с
наибольшей
отдачей для
себя, для
общества, для
Республики.
Одной из
главных
задач школы
на
современном
этапе
является
развитие
человека, его
внутренних
потребностей,
приобщения к
культуре
своего
народа в
широком ее
понимании.
Усилия по
развитию
национальной
школы
оправдываются
лишь в том
случае, когда
достигается
новый
уровень
духовности и
качества
образования.
Именно
поэтому
перед
национальными
школами
остро стоит
проблема
обновления
содержания
образования,
особенно его
национально-культурного
компонента.
Включение
детей, школы в
целом в сферу
родного
языка,
традиционного
уклада жизни,
народного
искусства,
национальных
видов спорта
необходимо с
самого
раннего
возраста.
В
совершенствовании
работы по
развитию
национального
образования
имеют большое
значение
экспозиции,
школьные
музеи.
Поэтому
необходимо
широко
использовать
их фонды в
образовательном
и
воспитательном
процессах.
Заслуживает внимания работа музея Николая Афанасьевича Афанасьева Кульгешской средней школы, историко-краеведческого музея Шоркистринской СОШ.
Знание
своего рода
имеет
немаловажное
значение в
воспитании
детей.
Учащиеся
Тегешевской
школы
провели
исследования
своего рода,
на основании
которой
проведен
конкурс
сочинений «Память
рода».
Учащиеся
Урмарской
СОШ №2 заняли 1-ое
место в
республиканском
конкурсе
патриотической
песни «С
любовью к
России» в
номинации «Вокальные
ансамбли»,
стали
дипломантами
республиканского
конкурса
хоровых
коллективов «Звонкоголосое
детство», «Цветы
Чувашии»(учитель
Быков
Вениамин
Александрович).
Погружение
в
национальные
традиции
формирует
гуманное,
нравственное
поведение,
чувство
долга,
ответственности.
Большая
воспитательная
роль в деле
физического,
духовно-нравственного
воспитания
детей
отводится
дополнительному
образованию.
Районный
Дом
детского и
юношеского
творчества
работает по 5
основным
направлениям:
туристско-краеведческая;
эколого-биологическая;
художественно-прикладная;
техническая;
физкультурно-оздоровительная.
Все
реализующиеся
программы
направлены
на развитие
мотивации к
познанию,
расширению
кругозора,
самовыражению,
приобщению к
жизнедеятельности
в обществе,
профориентацию,
приобщению к
здоровому
творческому
досугу,
физической
культуре и
спорту. В
истекшем
учебном году
работало 71
кружковое
объединение
с охватом 1249
детей,
общий охват
учащихся
спортивными
секциями
различной
направленности
составил по
району 1697
детей.
Для
изучения и
внедрения в
практику
здоровьесберегающих
технологий,
новых
воспитательных
систем,
методов и
форм
проведены
семинары с
педагогами
дополнительного
образования,
со старшими
вожатыми,
педагогами-организаторами
В
течение
учебного
года
оказывалась
методическая
и
консультационная
помощь
педагогам,
классным
руководителям,
воспитателям
ДОУ,
родителям,
детскому
активу в
подготовке и
проведении
различных
мероприятий.
На
базе
районного
Дома
детского и
юношеского
творчества
традиционно
проводятся:
научно-практические
конференции
по экологии и
краеведению;
олимпиады по
биологии и
краеведению
для учащихся
6-9 классов,
занимающихся
в системе
дополнительного
образования;
слеты
поисковых
отрядов, «Юных
друзей
природы», «Юных
инспекторов
движения»;
фестивали
детского
художественного
творчества,
фольклорных
коллективов,
детских
общественных
объединений,
сводных
разновозрастных
отрядов и
дворовых
коллективов;
конкурс- игра
«Ростки
возрождения»;
выставка-отчет
работы
кружков
прикладного
творчества «Город
мастеров»;
районные
зимние и
летние
туристские
соревнования;
походы
Дружбы;
шашечно-
шахматные
турниры;
неделя «Музей
и дети»; акция «Вахта
памяти»;
Новогодние и
рождественские
елки;
районные
юнармейские
игры «Зарница»
и «Орленок»»
Детский
праздник «День
защиты детей»;
малые
олимпийские
игры «Олимпионок»,
соревнования
по мини-
футболу
среди
дворовых
команд,
месячники
правовых
знаний,
оборонно-массовой
и спортивной
работы, акции
«Молодежь
против
наркотиков», «Молодежь
за здоровый
образ жизни» совместно
с детской
общественной
организацией
был
подготовлен
и проведен
фестиваль «Здоровому
все здорово».Ведется
большая
работа по
профилактике
безнадзорности
и
преступности
среди
несовершеннолетних.
Разработан
план
мероприятий
для
межведомственной
комплексной
операции «Подросток».
С
целью
приобщения
детей к
здоровому,
спортивному
досугу,
повышения
туристического
мастерства,
обобщения
опыта работы
туристско-краеведческого
и
экологического
направления
в июне 2004 года
был проведен
районный
слет
туристов,
краеведов,
экологов. По
итогам всех
соревнований
призовые
места заняли:
Шоркистринская
(1- ое место),
Ковалинская
(2-ое место),
Урмарская №1(3-ье
место).
Дом
творчества
принимал
активное
участие в
различных
мероприятиях
республиканского
и
всероссийского
значения.
В
районе
уделяется
большое
внимание
взаимодействию
и
координации
деятельности
детских
общественных
школьных
организаций,
объединенных
в районную
детскую
организацию «Радость».
Детских
общественных
организаций
в районе- 30,
охват детей- 3450.
В 2004
году в районе
проведен
смотр
детских
общественных
организаций,
в котором
приняли
участие 14
общеобразовательных
школ. В
республиканском
фестивале
детских
общественных
организаций
в номинации «Мир
вокруг нас»
детская
организация «МиД»
(Урмарская
СОШ №2) заняла 3-ье
место.
Реализуются
программы «Лидер»,
«Мир красоты», «Родной
дом», «Романтика»,
«Ручеек
милосердия».
Многообразие
программ
позволяет
создать
оптимальные
условия для
социального
творчества
как педагогических,
так и
ученических
коллективов
через
различные
формы
деятельности.
Главным
принципом
модернизации
системы
образования
в части
воспитания
является
объединение
взрослых и
детей для
совместных
решений
общих
жизненно
важных
вопросов.
В
соответствии
с Законом
Российской
Федерации «О
государственной
поддержке
молодежных и
детских
общественных
объединений»,
Программой
развития
образования
района на
период до 2005
года Домом
творчества
разработана
Программа «История
детского
движения»,
рассчитанная
на 2001-2005 годы,
определены
новые
подходы в
развитии
детского
движения,
реализации
прав
школьников
на получение
дополнительных
образовательных
услуг.
Психологическая
служба
района
целенаправленно
работает над
выполнением
следующих
задач:
-
формирование
потребности
здорового
образа жизни
у учащихся;
-
формирование
здоровых
взаимоотношений
с окружающим
миром,
обществом и
самим собой;
-
повышение
квалификации
педагогов в
вопросах
развития и
охраны
здоровья
ребенка;
-
просвещение
родителей в
вопросах
сохранения
здоровья
детей.
В
школах
психологи
регулярно
проводят
диагностику,
организовывают
психоэмоциональную
разгрузку
учителей и
учащихся.
Ведется
профилактика
вредных
привычек (курение,
алкоголизм,
наркомания).
Провели
тестирование
учащихся
среди 5-8, 9-11
классов школ
района по
выявлению
склонностей
к вредным
привычкам. По
результатам
тестирования
определены
пути
дальнейшей
деятельности
школ.
Психологи
регулярно
участвуют в
проведении
Международного
дня борьбы со
СПИДом и
Международного
дня борьбы с
курением.
Проведены
мероприятия:
конкурсное
сочинение: «СПИД
– чума века»,
конкурс
плакатов,
выпуск
бюллетеней,
тест «Что мы
знаем о
курении» ,
игра «Вы
рискуете
своими
легкими» и т. д.
Организована
работа
постоянно
действующих
лекторий для
учащихся,
учителей,
родителей по
пропаганде
здорового
образа жизни.
Тематика
цикла лекций
и бесед
составляется
на основе
диагностических
данных,
исследований
педагогов,
родителей,
учащихся.
Проведены
школьные
акции «Мы-
против
наркотиков».
В программе
акции были
следующие
мероприятия:
пресс-конференция
«Наркомания-
родня
эпидемии»,
круглые
столы с
родителями и
учащимися,
диспут «Наркотиковая
религия»,
конкурс
рисунков,
сочинений,
просмотр
фильмов,
обзорные
книжные
выставки и
материалы
средств
массовой
информации.
Интересен
опыт работы
Урмарской
средней
школы №1 по
улучшению
здоровья
детей. В
течение года
в школе
проводится
психодиагностика
учащихся
всех звеньев
по
специально
разработанному
плану
психологом
Никифоровой
Татьяной
Николаевной.
С целью
улучшения
здоровья
детей
активизируется
гигиеническое,
санитарно-просветительское
воспитание
учащихся,
организуется
ряд
мероприятий
по
профилактике
вредных
привычек.
Контроль за
состоянием
здоровья
учащихся
является
основой
профилактической
и
оздоровительной
работы в
школе.
Одно
из
направлений
работы по
улучшению
здоровья
детей-
просвещение
родителей в
вопросах
сохранения
здоровья
подрастающего
поколения.
Вопросы
сохранения и
укрепления
здоровья
детей
рассматриваются
на
родительских
собраниях,
где
выступают
как учителя,
так и
медицинские
работники. В
школах
района
проводятся
конференции,
деловые игры,
круглые
столы,
организуются
семейные
конкурсы,
выставки и
художественные
выступления
детей и
родителей по
теме
здорового
образа жизни,
родители
вовлекаются
в проведение
школьных
месячников «Молодежь
против
наркотиков», «Мир
семьи» и т. д.,
практикуются
консультационные
дни для
родителей
различными
специалистами.
Эффективно
проводится
работа с
родителями
по духовно-нравственному
воспитанию
обучающихся,
формированию
здорового
образа жизни
в Бишевской
основной
школе. В
течение
учебного
года
проведены
родительские
собрания по
следующим
вопросам:
«Режим дня
школьника», «Культура
умственного
труда», «Профилактика
инфекционных
заболеваний»,
«О
психологических
особенностях
детей
младшего
подросткового
возраста», «О
роли матери в
воспитании
детей»;
индивидуальные
беседы с
родителями
по вопросам
организации
домашнего
учебного
труда,
создания
нравственного
климата в
семье,
психологических
особенностях
воспитания
школьников в
семье в
условиях
сегодняшнего
времени. В
последний
четверг
каждого
месяца в
школе
организован
День
открытых
дверей с
посещением
открытых
уроков и
внеклассных
мероприятий,
выступали
перед
родителями с
концертами
учащиеся и
учителя.
Заслуживает
внимания
опыт работы с
родителями
Урмарской
средней
школы №2.
Интересно и
содержательно
проведена
конференция
для
родителей на
тему «Здоровьесберегающая
среда и
физкультурно-
оздоровительная
работа в
школе».
Большую роль
в работе с
родителями
играет
школьный
родительский
комитет,
который
оказывает
помощь в
решении
вопросов
качественного
питания
детей,
укрепления
здоровья
детей,
духовно-нравственного
воспитания.
Аналогичная
работа с
родителями
проводится и
в других
образовательных
учреждениях.
Вся проводимая работа с родителями способствует педагогизации родительской общественности.
Летний
период
ориентирован
на
восстановление
здоровья
детей,
развитие
творческого
потенциала
личности
каждого
ребенка,
приобщение
подрастающего
поколения к
социокультурным
и
образовательным
ценностям.
В
целях
реализации
Постановления
Кабинета
министров
Чувашской
Республики
от 29.04.2004 года №90 и
Постановления
Главы
администрации
района от 05.05.2004
года №260 «Об
организации
отдыха,
оздоровления
и занятости
детей в
летний
период 2004 года»
отделом
образования
и
педагогическими
коллективами
реализован
план
основных
мероприятий
в летний
период. Все
образовательные
учреждения
разработали
программы «Лето-2004»,
приняли
участие в
районном
смотре-конкурсе
на лучшую
организацию
и проведение
летней
оздоровительной
работы.
Организован
отдых детей
на базе
детского
оздоровительного
лагеря «Романтика»,
где
отдохнуло и
поправило
свое
здоровье 196
детей, в том
числе из
Козловского
района- 50
детей.
На
базе
Урмарских №1 и
№2,
Арабосинской,
Ковалинской,
Кульгешской,
Большечакинской
средних,
Кудеснерской
основной
школах
организована
работа
пришкольных
оздоровительных
лагерей с
дневным
пребыванием
с общим
охватом 270
детей. 16 детей
и подростков
с девиантным
поведением и
состоящих на
учете в
Комиссии по
делам
несовершеннолетних
администрации
района
направлены в
военно-
спортивный
лагерь имени
«Ленкина»
Козловского
района.
Организована
работа 16
лагерей
труда и
отдыха с
общим
охватом
одной тысячи
двухсот
учащихся.
Дети
трудились в
основном на
школьных
землях. За
счет такой
организованной
работы дети
имеют
возможность
бесплатно
или с
частичной
оплатой
питаться в
школьной
столовой в
течение
учебного
года.
Совместно
с Урмарским
центром
занятости
населения
организована
работа 13
трудовых
бригад с
охватом
трёхсот
двадцати
пяти детей.
Данные
бригады были
организованы
при
Урмарских №1 и
№2,
Староурмарской,
Большеяниковской,
Шигалинской,
Мусирминской,
Шоркистринской,
Арабосинской
средних,
Синекинчерской,
Тегешевской,,
Кудеснерской
основных
школах.
Индивидуально
трудоустроены
и работают с
родителями 420
подростков.
Из 51
подростка 36,
состоящих на
учете в РОВД
трудоустроены.
Через фонд
социального
страхования
в разные
лагеря
Республики
направлено 20
детей. В
муниципальном
учреждении «Социально-
реабилитационный
центр для
несовершеннолетних
Урмарского
района»
организован
отдых 120 детей.
На
базе
Челкасинской
основной
школы
сформирован
сводный
сельскохозяйственный
отряд для
работы в
Волгоградской
области из 30
подростков.
В
период
летних
каникул в
школах
района
организована
работа по
прохождению
учащимися
летней
производственной
практики, где
они были
заняты на
пришкольных
учебно-
опытных
участках, по
благоустройству
школьной
территории,
учебных
кабинетов.
При общеобразовательных учреждениях в летнее время действовали разновозрастные отряды по месту жительства. Ими проводилась разнообразная работа: проводились концерты, спортивные мероприятия, турниры по мини футболу между улицами, населенными пунктами. Хорошо организована работа сводных отрядов в Урмарских №1 и №2, Староурмарской, Ковалинской средних, Кудеснерской, Челкасинской, Анаткасинской, Синекинчерской основных школах. Подведением итогов работы сводных отрядов стал районный фестиваль, проведенный в июле 2004 года. В районе прошли малые олимпийские игры, где приняли участие 360 детей.
Вся
проводимая
работа по
духовно-нравственному
воспитанию
обучающихся,
формированию
здорового
образа жизни
положительно
отражается
на качестве
образования,
на уровне
духовности,
культуры и
гармоничном
развитии
личности. Об
этом
свидетельствуют
и итоги
различных
мероприятий
и конкурсов,
проводимых в
районе и
республике: 2-ое
место в
республиканском
легкоатлетическом
кроссе, два 1-ых
места на
республиканских
соревнованиях
по боксу, два 2-ых
места на
соревнованиях
по легкой
атлетике
среди
городов
Поволжья, 3 и 4
места на
всероссийских
соревнованиях
по самбо (Урмарская
средняя
школа № 1);
1-ое место на
республиканском
соревновании
на приз
газеты «Советская
Чувашия», 1 и 3
места на
первенстве
республики
по легкой
атлетике, 2-ое
место на
соревнованиях
по легкой
атлетике в г.Цивильске,
6 призовых
мест на
первенстве
спортклуба «Локомотив»
по легкой
атлетике в г.Юдино,
3-ье место на
матчевой
встрече по
легкой
атлетике в г.Зеленодольске
, 1-ое место на
рождественских
стартах в г.Чебоксары
(Шоркистринская
ссредняя
школа);
команда
района
заняла 2-ое
место на
чемпионате и
первенстве
Чувашии по
легкоатлетическому
кроссу; 2-ое
место в
республике, 2- 3
место в РФ в
конкурсе «Чувашская
ласточка» (Ковалинская
средняя
школа),2-3 место
в регионе, 2-4
место в
России в
конкурсе «Чувашская
ласточка» (Мусирминская
средняя
школа); 1-ое
место на
российском
математическом
конкурсе-
игре «Кенгуру-2004»
среди
учащихся 2-ых
классов (Староурмарская
средняя
школа), среди 5-ых
классов- 1-ое
место (Арабосинская
средняя
школа); 1-3 места
на
международном
конкурсе «Русский
медвежонок-2004»,
3-ье место на 7-ом
республиканском
конкурсе
юных поэтов и
прозаиков «Букварьтен-
илемле
литературана
сити» (Староурмарская
средняя
школа);
ученица 10
класса
Урмарской
средней
школы №1 стала
призером по
номинации «Конституционное
и
муниципальное
право»
республиканской
юридической
олимпиады; 2-ое
место на
спартакиаде
школьников
на Кубок
Президента
Чувашской
Республики
среди
основных
общеобразовательных
школ (Пробег);
стали
лауреатами в
номинациях «Конкурс
сочинений,
очерков,
рассказов и
стихов», «Создание
изделий
художественного
и
декоративно-прикладного
творчества»
республиканского
конкурса
школьников и
молодежи на
лучшую
творческую
работу по
теме «Природный
газ во благо
Чувашии» (Мусирминская,
Кульгешская
средние
школы) и
т.д.
В
целях
выявления
интеллектуально
одаренных
учащихся,
дальнейшего
развития их
способностей
в изучении
основ наук в 2003-
2004 учебном
году
проведено 18
предметных
олимпиад
среди
учащихся 4-11
классов, в
которых
приняли
участие 710
школьников,
определено 126
призеров.
Победители
районных
олимпиад,
конкурсов,
конференций
принимали
участие в
республиканском
этапе. На
республиканской
олимпиаде по
технологии
ученики 10
класса
Шигалинской
средней
школы
Сергеев
Роман и
Илларионов
Артур заняли
3-ье место(
учитель
Горбунов
Александр
Михайлович). В
республиканской
интеллектуальной
игре для
учащихся
младших
классов
ученик 4
класса
Урмарской
средней
школы №2
Алжиров
Георгий
занял 1-ое
место (учитель
Терехина
Галина
Михайловна).
Во
всероссийском
конкурсе «Что
я знаю о
Юнеско»
ученик 8
класса
Шигалинской
средней
школы
Трофимов
Андрей стал
лауреатом (учитель
Трофимова
Галина
Алексеевна).
В
качестве
целевой
поддержки
одаренных
детей
распоряжением
главы
администрации
района 7
учащимся из
районного
бюджета в 2004
году
выплачивается
ежемесячная
стипендия в
размере 150
рублей.
Одним
из
направлений
модернизации
школьного
образования
является
профилизация
старшей
ступени
общеобразовательной
школы,
реализация
которой
вызвала
необходимость
введения
дополнительных
новаций в
школьную
практику.
С 2003-
2004 учебного
года наш
район
участвует в
республиканском
эксперименте
по введению
профильного
обучения в
общеобразовательных
учреждениях.
Цель
эксперимента-
создание
системы
специализированной
подготовки
учащихся в
старших
классах
общеобразовательных
школ района и
форм
организации
учебного
процесса с
учетом
потребностей
рынка труда и
обеспечения
сознательного
выбора
учащимися
будущей
профессии.
Начало
профильному
обучению уже
положено.
Эксперимент
по
предпрофильной
подготовке
учащихся 9
классов
проводился в
Урмарской
средней
школе №2.
Учащиеся 9-ых
классов
занимались
по учебному
плану,
разработанному
в
соответствии
с
рекомендациями
Министерства
образования
и молодежной
политики
Чувашской
Республики.
В 2004-
2005 учебном
году в 10-ых
классах
данной школы
эксперимент
будет
продолжен.
Модель
организации
профильного
обучения-
внутришкольная
профилизация
по следующим
профилям
обучения:
физико-математический,
филологический,
химико-
биологический.
В других 5-ти
базовых школах: Урмарской
№1,
Большечакинской,
Ковалинской,
Мусирминской,
Шоркистринской
средних
будет
проводиться
муниципальный
эксперимент
по введению
предпрофильной
подготовки.
Предстоит
серьезная
работа по
внедрению
профильного
обучения в
школах
района.
Успешное
профильное
обучение
требует
значительного
оснащения
образовательного
процесса
дидактическими
материалами,
оборудованием
для
лабораторных
работ,
экспериментов.
В настоящее
время
меняется
отношение к
качеству
образования.
Новые
условия для
системы
итоговой
аттестации,
предусмотренные
стратегией
модернизации
российского
образования,
реализуются
в логике
единых
государственных
экзаменов.
По итогам
единых
государственных
экзаменов в 2004
году высокие
результаты
показали: по
математике-
выпускники
следующих
школ:
Арабосинской
(учитель
Кузьмина
Юлия
Николаевна),
Кудеснерской
(учитель
Васильева
Маргарита
Андреевна),
Урмарской №2 (учителя
Александрова
Зоя Ивановна,
Алексеева
Галина
Ивановна,
Волкова
Галина
Александровна);
по русскому
языку-
выпускники
Урмарской №2(учитель
Егорова
Валентина
Семеновна),
Шигалинской (учитель
Адякина
Валентина
Алексеевна),
Шоркистринской
(учитель
Прокопьева
Наталья
Борисовна).
Однако
в течение
трех лет
эксперимента
ни один
выпускник не
получил
максимального
количества
баллов (
от 96 – 100); от 80 до 95
баллов
набрали
17
выпускников
из 399.
Высокий
процент
неудовлетворительных
оценок у
выпускников
Большеяниковской,
Ковалинской,
Мусирминской,
Орнарской,
Шигалинской
средних
общеобразовательных
школ по
математике,
Урмарской
СОШ № 1,
Арабосинской,
Большечакинской,
Ковалинской,
Кульгешской,
Мусирминской,
Орнарской,
Староурмарской
средних
общеобразовательных
школ по
русскому
языку.
Результаты
единых
государственных
экзаменов
подтверждают
необходимость
дальнейшей
целенаправленной
работы по
предварительной
подготовке учащихся.
Формирование
и воспитание
ценностей
здорового
образа жизни
у учащихся
немыслимо
без занятий
физической
культурой и
спортом.
Физическое
воспитание в
школе-
совершенно
особый
предмет,
который
затрагивает
биологическую,
психологическую
и социальную
сущность
школьника.
Именно
учитель
физкультуры
должен нести
принципы
здорового
образа жизни
в школьную
жизнь,
руководить
всей
системой
поддержания
и укрепления
здоровья
обучающихся.
Учителя
Ноздрин
Александр
Михайлович(Чубаевская
ООШ), Васильев
Владимир
Германович (Урмарская
№1), Николаев
Юрий
Меркурьевич (Мусирминская
СШ), Степанов
Михаил
Васильевич(Урмарская
№2),
Герасимова
Юлия
Арсентьевна(Большечакинская
СШ), Боредский
Герман
Станиславович(Шихабыловская
ОШ) и многие
другие
добиваются
максимально
возможного
усвоения
учащимися
знаний,
овладения
двигательными
действиями,
развития
двигательных
способностей.
Проблему
сохранения
здоровья
учащихся
необходимо
решать через
оптимизацию
образовательного
процесса.
Низкий
уровень
адаптации у
первоклассников,
перегруженность
учебными
занятиями и
заданиями
учащихся
средней и
старшей
ступеней,
несоответствие
санитарно-гигиенических
условий в
школе
здоровьесберегающему
принципу
обучения- все
эти и другие
проблемы
встают перед
нами.
Осознавая
важность
данных
проблем
учителя школ
района стали
уделять
больше
внимания
соблюдению
санитарно-
гигиенических
норм в
учебных
помещениях и
на рабочих
местах
учеников.
Проветривание
помещений
стало
обязательным
после
каждого
урока, не
остается без
внимания и
правильная
рабочая поза
ученика, и
расположение
материала, с
которым он
работает в
зоне
оптимального
видения.
Каждое утро в
школах
начинается с
зарядки, а во
время уроков
физорги
классов
проводят
небольшие
физкультминутки
с
использованием
облегченных
комплексов
общеукрепляющей
и
индивидуальной
гимнастике.
Создание
благоприятного
психологического
микроклимата,
когда
ребенок
чувствует
себя
комфортно,
способствует
повышению
мотивации к
учению,
увеличивает
работоспособность
детей и
повышает
эффективность
урока. Все это
достигается
с помощью
знания
здоровьесберегающих
технологий и
приемов,
поэтому
овладение
знаниями в
этой области
являются
определяющими
в дальнейшей
деятельности
педагогических
коллективов.
С этого
учебного
года
Урмарская
средняя
школа № 2
примет
участие в
эксперименте
«Совершенствование
структуры и
содержания
физической
культуры в
образовательной
школе».
Укрепление
материальной
базы
образовательных
учреждений
является
важнейшим
условием
сохранения и
укрепления
здоровья
детей.
В 2003
- 2004 учебном
году
образовательными
учреждениями
района по
целевой
Программе «Дети
России» за
счет
Федеральных,
республиканских
и районных
средств
получено
спортивного
инвентаря и
оборудования
на четыреста
семь тысяч
двести
десять
(407210) рублей. К
началу
нового
учебного
года
ожидается
поставка
спортоборудования
в школы
района на
сумму сто
сорок девять
тысяч
шестьдесят
восемь(149068)
рублей.
За 2004
год
направлено
финансовых
средств на
текущий и
капитальный
ремонт
зданий один
миллион
триста тысяч
рублей.
Выделено на
проведение
противопожарных
мероприятий
в
образовательных
учреждениях 1
миллион 29
тысяч рублей.
На
сегодняшний
день
переведены
на природный
газ 11
котельных. В
истекшем
учебном году
газифицировано
3 дошкольных
учреждения.
Завершаются
строительно-
монтажные
работы по
газификации
в Чубаевской
основной
школе,
ведутся
работы по
газификации
Кульгешской
средней
школы и
детсада
Бишевской
основной
школы. В
стадии
завершения
проектирование
нового
здания на 264
ученических
мест
Большеяниковской
средней
школы.
Таким
образом, в
системе
образования
района
делается все
возможное
для создания
здоровьесберегающих
условий
обучения и
воспитания,
реализации
на практике
принципов
сохранения и
укрепления
здоровья
учащихся.
Стараниями
педагогических
коллективов
района
создаются
необходимые
условия для
подготовки
молодого
поколения к
жизни,
формирования
человека
высоконравственного,
духовно
богатого,
физически
развитого,
способного к
самообразованию,
творчеству и
конкурентоспособного
в рыночных
условиях.
Однако
работы в этом
направлении
не должны
прекращаться.
Для того,
чтобы
движение
было вперед
еще более
осознанным и
энергичным,
важно
постоянно
анализировать
пройденный
этап,
обобщать
накапливающийся
опыт.
Все
сильнее
становится
стремление к
преобразованиям,
экспериментам,
творчеству
вместо
ожидания
рекомендаций,
что и как
делать.
Необходимо
искать
оптимальные
варианты
решения
накопившихся
проблем
воспитания
детей. А это-
реальное
требование
времени. В
каком
направлении
воспитание
будет
развиваться
и какими
темпами,
зависит от
многих
факторов, в
том числе от
работы
каждого
педагога.
Уважаемые
коллеги! В
системе
образования
заложено
наше будущее.
Завтрашний
день будет
таким, каким
сегодня его
увидят наши
дети. Всегда
нужно
помнить о том,
что здоровый
ребенок- это
гарантия
жизнеспособности
общества и
безопасности
нации.
Используйте
свой талант,
свое
мастерство
во благо
наших детей,
для их
воспитания!