УЧИТЕЛЬНИЦА
ПЕРВАЯ МОЯ
И вот они снова рядом:
старая учительница с лицом крестьянки и
ее ученик, человек, имя которого стало
известно всему миру... |
Андриян Николаев
- ученик первого класса |
Андриян -
ученик седьмого класса |
Встреча со
знаменитым учеником через много лет |
Надо
было видеть, с каким неподдельным
волнением приехал по возвращении из
космоса в родные Шоршелы Андриян
Николаев. Зашел в школьный сад,
посмотрел на яблони, которые он когда-то
сажал вместе с другими учениками. Здесь,
в Шоршелской восьмилетней школе, в пятом
- седьмом классах учился будущий
космонавт. А рядом, в небольшой избенке,
много лет назад размещалась начальная
школа. Но кто же они, первые учителя
Андрияна Николаева, и как они
воспитывали в нем те качества, что
теперь удивляют весь мир?
...Село Банново,
километрах в пятнадцати от Шоршел, где
теперь живет его первая учительница
Клавдия Ивановна Семенова. Проходит час
за часом, уже давно погас экран
телевизора, давно наступила ночь, а мы
все говорим и говорим о том, что было
четверть века назад, и невольно разговор
этот с Андрияна Николаева переходит на
нелегкую, но славную, гордую жизнь
старой учительницы. И все отчетливее,
зримее становится нравственный подвиг
этой простой и удивительно скромной, все
время как будто чего-то стесняющейся
русской женщины. Не эта ли скромность и
простота нашли отражение в удивительной,
неподдельной скромности самого
Андрияна Николаева? Тридцать пять лет
проработала Клавдия Ивановна в
чувашских селах, из них почти два
десятилетия - в Шоршелах. Любопытный
штрих: когда космонавт летел из Москвы в
родные края, он сказал, что только в эти
дни узнал из газет, что его первая
учительница - не чувашка, а русская,- так
хорошо она говорила на его родном языке,
такой близкой была окружавшим ее людям.
- Хорошо помню, как
совсем юной девушкой я приехала в 1923
году в Шоршелы, - рассказывает Клавдия
Ивановна.- Нелегкое это было время. Голод,
разруха... Вместе с мужем, тоже учителем,
нам пришлось тогда быть единственными
"культорганизаторами" деревни.
Учили русскому языку не только детей, но
и взрослых, вечерами читали вслух
Пушкина, Тургенева, Горького. Трудно
даже просто перечислить, сколько было у
нас дел "по совместительству":
агитировали за передачу церковного
здания школе, и как обрадовались, когда
сельский сход единодушно принял это
решение; организовывали любительские
спектакли; создавали сельскую
библиотеку; приходилось заниматься и
медициной: лечили детей от трахомы.
Теперь эта болезнь, тяжелое наследие
прошлого, окончательно исчезла из
чувашских сел.
Клавдия Ивановна
вынимает заветную тетрадку с
полустершимися записями о первых
успехах (к слову говоря, весьма скромных)
первоклассника Андрияна Николаева и
любовно расправляет краешек выцветшей
фотографии, где она снята со своими
учениками в те далекие годы. Среди ребят
можно легко узнать серьезного не по
годам Андрияна.
- Это было время
подвигов Чкалова, Громова, Гризодубовой,
Расковой и Осипенко, эпопеи Челюскина,-
продолжает свой рассказ Клавдия
Ивановна.- Обо всем этом много говорили в
чувашских селах. События эти были темой
горячих разговоров и у моих учеников. Я
хорошо помню среди них черноволосого,
спокойного, с пытливым взглядом карих
глаз, Андрияна Николаева. За внешней
сдержанностью его виделась мне глубокая
впечатлительность, любознательность. |
Парта, за
которой сидел будущий космонавт |
Сегодняшние
ученики села Шоршелы мечтают стать
космонавтами как Андриян Николаев |
Постепенно из рассказа
старой учительницы вырисовывается
облик пытливого, настойчивого, шустрого,
но самого обыкновенного мальчика.
Клавдия Ивановна настойчиво прививала
ему любовь к чувашской и русской
культуре, к языку и литературе родного и
русского народа. Вместе с тем она
стремилась воспитать в детях любовь к
романтике подвига: примеров для
подражания было очень много. И всегда
она проводила важную мысль о том, что
всякий подвиг, любое настоящее дело -
плод коллективных усилий, общего труда.
Воспитание трудом, начатое в семье,
продолжалось упорно и терпеливо. А
одновременно это было воспитание и
серьезного взгляда на жизнь.
Клавдия Ивановна
стремилась всячески поощрять
коллективизм, взаимовыручку ребят.
- Если кто-то по
рассеянности забывал дома ручку, я не
давала свою,- вспоминает, улыбаясь,
старая учительница,-а обращалась к
классу:
- Кто поможет, ребята?
И малыши выручали
товарища. Одним из первых всегда
поднимал руку Андриян...
За четыре года
учительница прочитала ребятам много
интересных книг. Бывало, прозвенит
последний звонок с урока, пообедают
ребята в школьной столовой и бегут к ней:
- Клавдия Ивановна,
сегодня что будем читать? - И через
несколько минут с горящими глазами они
слушали рассказы Гайдара или повести
Николая Островского.
Часто работали и на школьном участке.
Тут у Андрияна особенно крепла любовь к
природе, которая привела его после школы
в лесной техникум. Клавдия Ивановна
водила ребят в урочище Холодный Ключ,
давшее имя селу.
Это был сельский "ботанический
сад": на небольшом клочке земли
уместилась почти вся флора и фауна
Чунятттии. Ребята собирали гербарии,
наблюдали за юркими ящерицами и
колючими ежами, учились глубоко
понимать природу, любить родные места. И
с какой охотой шел к Холодному Ключу, как
в какое-нибудь таинственное путешествие,
маленький Андриян...
Он рос обыкновенным
мальчишкой, попеременно испытывая
влияния различных "романтических
страстей". И все же стремление к
звездам идет именно отсюда, от Шоршел. С
высокого откоса Цивиля Андриян вместе
со своими сверстниками запустил
множество летающих моделей, построенных
под руководством учителя физики Ивана
Михайловича Романова, который всегда
что-нибудь мастерил с ребятами, причем,
старался не подавлять их инициативу, не
делать все за них, а умело, незаметно
руководить их техническим творчеством.
Однажды и сам Андриян сделал особенно
удачную модель самолета. На ее испытание
в поле вышел весь класс. Метров триста
пролетела модель. Это, конечно, не очень
много, но как горд был Андриян... |
|