Это
просто лошадь.
Реально-виртуальная
информина.
В Чувашии любят лошадь
С древних пор она живет.
На подворьях землю пашет,
Разный груз всегда везет.
Но не только для работы,
Лошадь в жизни -
верный друг.
Что за свадьба без кареты,
Символ, гордость, стук копыт.
Лошадь
в последнее время все больше становится
предметом обожания людей как во всем мире,
так и в нашей стране.
Лошадь
– это имидж, престиж, мода, средство для
активного действия, объект бизнеса и даже
политики, семейных радостей и высоких
спортивных достижений.
Во все века, во все эпохи воспевали
лошадей, их стать, их внешность, их силу,
быстроту, изящество, ум, нрав.
Сколько
книг и поэм посвящено лошадям – сказать
просто не возможно, сколько замечательных
писателей вкладывали душу и весь свой
талант в описание лошадей – тоже
трудно перечислить.
Если
собрать все, что написано о лошадях, то
библиотека художественной литературы была
бы колоссальной.
И все самой лучшее, что сказано о
лошадях, - все правда, все самые красивые
слова, обращенные к лошадям или отнесенные
к ним, - все
правильно.
Все
– таки « просто лошадь»… Да, просто лошадь,
потомучто она сама по себе не нуждается нив
каких красивых словах, ни в каких
пышных эпитетах.
Всегда были лошади – аристократы и
лошади плебеи.
И
тем не менее это были лошади, которые
сыграли в жизни человеческого рода
огромную роль.
Благодаря
лошадям в битвах решались судьбы народов и
государств, лошади – чемпионы и
рекордсмены, герои ипподромов.
Но
это лишь часть лошадиного племени. Другие, а
их было, наверное не меньше – тащили плуг
или соху, везли скрипучие телеги.
Не случайно же у В.Даля в
«Толковом словаре» живого
великорусского языка приведено около 200
пословиц и поговорок, связанных с лошадью.
А вспомним любое заклинание,
знакомое еще с детства «Сивка – бурка вещий
каурка, встань передо мной, как лист перед
травой». Здесь сконцентрировано все: «вещий»
( знающий будущее, мудрый, умный), и готовые
по первому приказу человека появиться
перед ним и всемогущий, потому что
появившись, выполняет любое желание
человека. И очень часто спасает его.
Нет нужды перечислять достоинства
лошадей- «просто лошадей»- и говорить, как
они важны. Просто надо всегда помнить, что
лошадь- второе после собаки (а в ряде
случаев – и первое) животное – самый
близкий нам сосед по планете.
В 18 веке появились знаменитые русские
тройки и знаменитые лихие ямщики. Это были
люди особого склада. Недаром же их выбирали
из податных крестьян, Односельчане давали им письменную характеристику,
где сообщали, что он- хороший семьянин,
добрый человек, не пьет и т д.
Однако, кроме этих качеств, ямщики
должны имеет и другие: физическую силу,
выносливость, смелость. В мороз, в зной,
дождь мчались они по почтовым трактам.
Хорошо еще- по трактам: ведь тракты были не
всюду. А зимой- когда заметало их снегом, а
весной и осенью – в распутицу? Ведь
асфальта тогда не было. И вымощены они были
далеко не всегда и не всюду. Но мчались, по
возможности быстро.
Зимняя дорога.
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
Не печальные поляны
Льет печально свет она.
По
дороге зимней, скучной
Тройка
борзая бежит,
Колокольчик
однозвучный
Утомительно
гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…
Ни
огня, ни черной хаты…
Глушь
и снег…Навстречу мне
Только
версты полосаты
Попадаются
одне.
Скучно, грустно…Завтра, Нина,
Завтра, к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.
Звучно
стрелка часовая
Мерный
круг свой совершить,
И,
докучных удаляя,
Полночь
нас не разлучить.
Грустно, Нина: путь мой скучен
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.
Русская
тройка мчалась по почтовым трактам, а по
узким дорогам шли кони цугом. Управлять ими
тоже было нелегко. Недаром
ямщики ценились во всех странах. В
России они освобождались от воинской
повинности и от налогов. Ямская гоньба в
России просуществовала не менее шести
столетий. Закончила она свое существование
в 1840 года, когда на смену ямщикам пришли
почтовые кареты.
С 17 века почтово-пассажирские кареты
тянули лошади и по дорогам многих стран.
Первый почтовый экипаж был создан в Венгрии
в местечке Котс (название этого городка,
претерпев ряд изменений в разных языках,
попало в Россию в
виде слова «кучер»).
Итак, лошади помогли людям общаться
друг с другом письменно, помогли переезжать
с места на место, помогли путешествовать и
переселяться.
Лошади помогли людям еще в одном очень
важном деле – узнать друг друга и друг о
друге.
Мы сейчас читаем газеты, слушаем радио,
смотрим телевизор. Мы знаем и видим, что
делается во всех уголках земного шара. А
ведь когда –то ничего похожего не было. Тем
не менее людям требовалась информация. И
необходимость ее все возрастала. Может быть,
люди тогда не были столь любознательными,
как сейчас, но уже существовала торговля,
дипломатия, политика. Дипломатам, купцам,
политикам надо было знать о том, что
происходит в мире. И вот начали появляться «Летучие
листки»- прообраз современной газеты, а в
самом начале 17 века уже газеты. Венеция
стояла на границе между Востоком и Западом,
тут велась большая коммерческая игра, и ее
участникам новости нужно было знать
обязательно. Но не одним только венецианцам
нужны были новости -их
ждали во многих городах. И почтовые кареты
стали развозить различные «Летучие листки»,
«Почтовые вестники» и так далее. А через
несколько лет почтовые дилижансы уже стали
насущной необходимостью. Английский
историк Макензи писал: «Днем и ночью
дилижансы катались по дорогам, делая 7-8 миль
в час. На всех перекрестах, у проселочных
дорог их ждали верховые, чтобы получит от
кондуктора газеты или устные известия. В
каждом маленьком городке, когда
приближалась время прибытия дилижанса на
улицах собирались жители. Кондуктор, сдав
почтовые мешки, газеты, сообщал публике
последние новости.
До появления поездов все, что
производилось в России- и продукты и с/х
товары, и промышленные,- все, все развозили
на лошадях. Бесконечно длинные обозы один
за другим тянулись по заснеженным или
пыльным дорогам России. Шли долгие недели,
иногда месяцы. В городе товар продавали,
продавали и часть лошадей. Они оставались в
городе. Одни- у легковых извозчиков, другие-
у ломовых. Ломовики существовали долго.
Даже когда появилась конка. Конка-это в
России назвали конко-железную дорогу-
составили конкуренцию легковым извозчикам.
Легенда связывает самые первые Олимпийские
игры с победой древнегреческого юноши
Пелопа в состязаниях на колесницах. Тогда-то,
в 776г. до нашей эры, и был построен первый «гипподром»-
место скачки лошадей. Это то, что мы сейчас
называем гипподромом.
Всадники
начали участвовать в олимпийских играх
начиная с 648 года до нашей эры.
Сто лет назад в США было более девяти
миллионов лошадей, в России было
шестнадцать миллионов. Огромное количество
лошадей было и в других странах. Например, в
Германии их было около трех с половиной
миллионов, во Франции около трех, в Италии
почти полтора миллиона. Семьдесят лет назад
–в 1913 году- на земном шаре около ста
миллионов лошадей. Они тогда заменяли и
автомобили , нередко поезда, замеменяли
трактора и все прочее.
Сейчас
все есть: и автомобили, и трактора, и
вездеходы. Но есть и лошади. И не так уж мало.
Для чего же они? В Башкирии люди вывели
породу способную давать в год по три тысячи
литров кобыльего молока в год. Из него
готовят кумыс. В кумысе имеется белки, жиры,
много антибиотиков, помогает при лечении
туберкулеза, прекрасное средство при
лечении желудочных болезней и малокровии, неврастении,
сердечно-сосудистых заболеваний, брюшного
тифа и паратифа.
Во многих областях служила и служить
лошадь человеку. Лошадь служить воспитанию
доброты, которая, как писал В.А.Сухомлинский
«должна быть таким же обычным состоянием
человека, как мышление». Есть и памятники
известным лошадям. Например, во дворе
конезавода в Венгерском городе Боболне
стоит прекрасный памятник лошадям, павшим
на полях сражений. «Верному боевому
товарищу»,- высечено на цоколе. На
территории конезаводов в нашей стране
установлены памятники рысакам Улову, Отбою
-многократным чемпионам и рекордсменам.
Хорошо
бы поставить памятник и безымянной рабочей
лошади. Возможно, люди и поставят его когда-нибудь.
И если тебе когда-нибудь случиться
протянуть лошади кусочек сахара или корку
подсоленного хлеба, посмотри в ее
удивительные умные и добрые, глубокие и
прекрасные глаза. А когда ты почувствуешь
прикосновение к своей ладони ее мягких,
осторожных ласковых губ, увидишь, как она
благодарно кивнет тебе головой, - сердце
твое обязательно забьется учащенно. Может
быть, мысленно ты будешь подыскивать самые
прекрасные слова для этого животного.
Подыскивай, найди, если хочешь произнеси их
вслух.
Знай,
какой бы ни была лошадь внешне –это все
равно и гордое, и пылкое, и умное, и
прекрасное, и преданное, и работящее, и
смелое, и сильное животное.
Но главное то, что лошадь продолжает
жить на Земле и служить человеку в эпоху
мощных моторов, которые все равно никогда
не заглушат негромкий стук верного сердца
нашего четвероногого друга.