УТВЕРЖДЕН

постановлением главы

Красночетайского района

от _______2008 г. № ___

 

 

Муниципальный доклад о состоянии условий и охраны труда

в Красночетайском районе  в 2007 году

 

Введение………………………………………………………………………….1

Раздел 1. Охрана труда  - система сохранения жизни и здоровья   работников.   Управление охраной труда в Красночетайском районе. .2

Раздел 2.       Общие  итоги 2007 года. Производственный травматизм в Красночетайском районе.

1. Создание в организациях служб охраны труда ………………………..3

2. Отчет о проделанной работа за 2007 год………………………………. 5

3. Производственный травматизм в Красночетайском районе………..10

4. Государственный контроль и надзор в области охраны труда……..11

Раздел 3.       Обучение по охране труда……………………………………..12

Раздел 4.       Развитие системы государственного управления охраной труда и социального партнерства………………………………………….13

Раздел 5.  Задачи по улучшению условий и охраны труда в Красночетайском районе на 2008 год……………………………………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

Введение

 

Охрана труда представляет собой систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, имеет широкий спектр направлений в социально – трудовой сфере и в целях обеспечения реализации государственной политики в области охраны труда на территории Красночетайского района Чувашской Республики, установления единого порядка регулирования отношений в области охраны труда между работниками, работодателями, государственными органами, органами местного самоуправления, общественными организациями требует усиления государственного внимания к решению проблем улучшения условий труда, предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Государственными  нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах Чувашской Республики об охране труда, установлены правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Несчастные случаи со смертельным исходом, травматизм, инвалидность, профессиональные заболевания – все это влечет большие экономические потери вследствие не произведенной продукции, затрат на возмещение причиненного здоровью вреда, оплаты больничных листов, проведения дополнительных мероприятий по охране труда. Обеспечение сохранения жизни и здоровья работников является приоритетным направлением по реализации государственной политики в области охраны труда. Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами, при осуществлении ими любых видов деятельности. Важное место в оценке безопасности труда, тенденций производственного травматизма и профессиональной заболеваемости занимает муниципальный доклад о состоянии условий и охраны труда, который обеспечивает мониторинг профессиональных рисков в  экономике Красночетайского района. По материалам представленных докладов совершенствуется муниципальная политика в области охраны труда, регулируется деятельность органов местного самоуправления, объединений профессиональных союзов и работодателей, организаций всех форм собственности, предпринимателей.

 

 

 

   Раздел 1. Охрана труда  - система сохранения жизни и здоровья работников.   Управление охраной труда в Красночетайском районе.

 

   Важное место в государственной системе управления охраной труда занимало муниципальное управление охраной труда, его правовой основой до недавнего времени являлся Закон Чувашской Республики «Об охране труда в Чувашской Республике». По инициативе органов местного самоуправления в республике с 2003 года ведется работа по подготовке ежегодных муниципальных докладов о состоянии условий и охраны труда в районах.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 ноября 2005 года № 267 «О системе органов социальной защиты населения Чувашской Республики» обеспечение реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда в муниципальных образованиях Чувашской Республики переданы территориальным органам социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.

В связи с этим в структуры территориальных органов  - отделов социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в районах/городах введены штатные единицы специалистов по вопросам социально – трудовых отношений и охраны труда. С 1 января 2006 года функции государственного управления охраной труда переданы созданному в районе Отделу социальной защиты населения Чувашской республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, где работает главный специалист по вопросам трудовых отношений и охраны труда. Однако в полномочиях органов местного самоуправления входит обеспечение реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда в пределах своих полномочий: создание безопасных условий и охраны труда, предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на территории муниципального образования. Органы местного самоуправления осуществляют муниципальное управление охраной труда на соответствующей территории. Состав Координационного совета обновлен и продолжает свою работу. Следующим этапом развития управления охраной труда в муниципальных образованиях стало создание советов по охране труда сельских поселений в соответствии с рекомендациями, утвержденными Министерством здравоохранения и социального развития Чувашской Республики от 26 апреля 2006 г. № 301. На сегодняшний день советы созданы и активно работают во всех 10 сельских поселениях  района  (Особенно активно как и в пердыдущем году в Штанашском, Испуханском, Атнарском сельских поселениях), главы сельских поселений соответственно: Руссков Н.Н., Мурайкин А.В., Кузнецов А.Н.  Советы стали общественными совещательными органами, образованными в целях рассмотрения вопросов в области условий и охраны труда на территории соответствующих сельских поселений и подготовки по ним предложений, носящих рекомендательный характер. В их состав входят представители органов местного самоуправления сельских поселений, специалисты по охране труда организаций, расположенных на территории соответствующего сельского поселения, представители профсоюзных организаций. Основными задачами советов по охране труда стали: разработка предложений по вопросам профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, улучшений условий и охраны труда, обеспечения безопасности людей на объектах инфраструктуры, а также информирование работников о состоянии условий и охраны труда в организациях, их правах и гарантиях на безопасные условия труда, существующем риске повреждения здоровья и полагающихся спецодежде, спецобуви и других средствах индивидуальной защиты, компенсациях и льготах, предусмотренных действующим законодательством.

     Таким образом, в Красночетайском районе действует новая модель управления охраной труда на муниципальном уровне.

      Основными задачами управления охраной труда на муниципальном уровне в 2007 году являлись:

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда в муниципальных образованиях;

Обеспечение реализации на территории муниципальных образований Трудового кодекса Российской Федерации, мероприятий Республиканской целевой программы улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих в Чувашской Республике на 2005 – 2007 годы»;

Реализация районной муниципальной Программы «Улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих в Красночетайском районе Чувашской Республики на 2006 – 2007 годы»;

Анализ и прогнозирование основных показателей состояния производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также планирование и реализация на территории сельских поселений мероприятий по их профилактике;

Оказание практической и методической помощи в области охраны труда организациям.

В данном докладе проанализированы деятельность органов местного самоуправления, контрольных и надзорных органов, предприятий и организаций Красночетайского района в области охраны труда.

 

 

Раздел 2. Общие  итоги 2007 года. Производственный травматизм в Красночетайском районе.

1. Создание в организациях служб охраны труда.

 

Первое направление работы по улучшению условий и охраны труда – это создание в организациях служб охраны труда. Согласно ТК РФ, в организациях с численностью работников 50 человек и более создается служба по охране труда или вводится  освобожденная должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку. В организациях Красночетайского района охват службами охраны труда работодателей с численностью работающих 50 человек и более составляет 35%.  Необходимо более активно проводить  работу с руководителями организаций в данном направлении, доведести до их сознания мысль о том,  что не только производство и результаты должны быть на первом месте, но и работник, приносящий прибыль, его жизнь и здоровье.  В настоящее время в районе остро стоит проблема формирования службы охраны труда в организациях с численностью 50 человек и более. На сайте администрации района и в СМИ регулярно публикуются объявления об имеющихся вакансиях, однако ни одна вакансия не была заполнена. Работодатели объясняют это отсутствием в районе подготовленных специалистов, которые согласились бы работать на предлагаемую зарплату.

 

 

Информация о наличии специалистов по охране труда у работодателей

Красночетайского района ЧР

 по состоянию на  01.10. 2007  г.

Количество работодателей

Наличие специалиста по охране труда

Всего работодателей, в т.ч. индивидуальных предпринимателей*

Из них

Количество служб охраны труда/ количество работающих в них чел.

Количество работодателей с численностью свыше 50 чел., где отсутствует служба охраны труда

Охват службами охраны труда работодателей с численностью работающих свыше 50 чел., %

с численностью работающих свыше 50 человек

с численностью работающих менее 50 человек

380

(175 – организаций, из них: 25- малых)

205- индивидуальных предпринимателей

20

360

7/7

13

35

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                 

 

     Большинство посещений  организаций  проходило с участием органов надзора и контроля, профсоюзов. Проверки организаций проводятся по заранее согласованным с руководителями проверяемых организаций планам и носят совместный характер органов местного самоуправления,  надзора и контроля. Результаты проверок рассматриваются на заседаниях координационного совета по охране труда  с принятием решений,  оформляются актом совместной проверки или предписанием службы охраны труда администрации,  которые  направляются для исполнения  в организации с указанием конкретных сроков.  В 2007 году продолжена практика проведения смотров-конкурсов по  улучшению  условий  и охраны труда среди предприятий и организаций района. По итогам смотра-конкурса за 2007 год первое место в организациях с численностью работающих до 100 человек заняло муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Рябинушка», в организациях с численностью более 100 человек - МУЗ «Красночетайская ЦРБ».

 

 

 

2. Отчет о проделанной работе за 2007 г.

 

таб.1

 

ПОКАЗАТЕЛИ СМОТРА – КОНКУРСА ОХРАНЫ ТРУДА

Красночетайского района

№ п/п

Показатели

2006 г.

2007

1

2

3

4

1

Число организаций, всего

 

 

 

В т.ч. организаций с численностью более 50 чел.

 

 

Организаций с численностью работающих менее 50 чел.

67

 

 

 

(более 100 чел)-7

60

В ЕГРПО –169, действующих – 58

 

19

 

 

39

2

Число организаций, принявших участие в смотре - конкурсе

42

32

3

 

3.1

 

3.2

 

3.3

 

 

3.4

Работа территориального органа социальной защиты

по охране труда:

 Наличие в территориальном органе социальной защиты специалиста по охране труда (да, нет)

Количество зарегистрированных колдоговоров и соглашений

Наличие банка законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда в территориальном органе социальной защиты (да - нет)

Количество проведенных заседаний Координационного совета по охране труда, всего

Количество рассмотренных на них вопросов

 

 

 

 

 

 

 

Да

 

40

 

 

 

Да

 

 

4

10

 

 

 

 

 

 

Да

 

13

 

 

 

Да

 

 

4

12

3.5

Количество посещений с целью оказания помощи по вопросам ОТ организаций специалистом по охране труда территориального органа социальной защиты, всего

в том числе:

совместно с работниками органов государственного управления, надзора и контроля

 

 

 

46

 

 

19

 

 

 

32

 

 

18

3.6

Количество принятых человек на личном приеме по вопросам охраны труда (по журналу регистрации)

 

39

 

28

3.7

Наличие:

Учебного центра по охране труда в районе (да, нет)

Консультативно – методического кабинета по охране труда в территориальном органе социальной защиты (да, нет)

 

Нет

 

 

Нет

 

Нет

 

 

Нет

3.8

Число публикаций в районных, городских и републиканских средствах массовой информации, выступлений по радио, телевидению по проблемам охраны труда

 

 

 

22

 

 

 

11

3.9

Выдано заключений, предписаний, актов о соблюдении законодательства об охране труда организациям, всего

 

46

 

30

3.10

Количество проведенных:

-         семинаров, совещаний;

-         районных (городских) «Дней охраны труда»

-         месячников по улучшению условий и охраны труда

 

4

 

0

 

1

 

4

1

1

 

1

4

 

4.1.

Состояние производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в городе, районе:

Количество  пострадавших от несчастных случаев на производстве с нетрудоспособностью 1 рабочий день и более, всего

В т.ч. женщин

Кч

Кт

 

 

 

 

 

 

5

2

1.42

28.4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

1

1.12

31,5

4.2

 

 

 

4.3

4.4

Численность погибших на производстве чел., всего

В т.ч. женщин

Несовершеннолетних

Кч*

Число групповых несчастных случаев

Число несчастных случаев с тяжелым исходом

 

0

0

0

 

1

1

 

1

0

0

 

0

2

4.5

Число вновь выявленных профзаболеваний

 

0

 

0

 

4.6

Охват медосмотрами работников, в % от общего количества требуемых медосмотров

99

97,5

4.7

Обеспеченность санитарно – бытовыми помещениями, в процентах к нормам:

-         гардеробными (%)

-         душевыми (%)

-         умывальными (%)

-         комнатами личной гигиены женщин (%)

 

 

35

0

75

 

0

 

 

40

10

80

 

10

5

Наличие в организациях:

-служб (специалистов) охраны труда (чел)

-кабинетов охраны труда (кол)

-совместных комитетов (комиссий) (кол)

-уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда

профсоюзов или трудовых коллективов, чел.

-внедрение систем управления охраной труда (СОУТ), кол.

 

 

64

4

61

 

 

 

123

 

0

 

 

32

3

54

 

 

 

94

 

3

6

6.1

 

 

6.2

6.3

Обучение по охране труда:

Число организаций, в которых проведено обучение и проверка знаний по охране труда руководителей и лиц - отдельных категорий застрахованных

Количество обученных руководителей, чел.

Количество лиц - отдельных категорий застрахованных, прошедших обучение (чел)

 

 

 

 

 

28

9

 

69

 

 

 

 

19

6

 

37

 

7

Количество организаций, прошедших аттестацию рабочих мест по условиям труда:

число организаций

в т.ч.  аттестованных рабочих мест

условно аттестованных рабочих мест

 

 

0

0

0

 

 

0

0

0

8

Количество сертификатов соответствия организации работ по охране труда, выданных организациям района

 

0

 

0

9

Средства, затраченные на мероприятия по охране труда, тыс. руб.

В т.ч. на одного работника (тыс. руб.)

 

1586

0.450

 

1235

0.430

Дополн.

Наличие трехстороннего территориального (муниципального) соглашения о социальном партнерстве

Соглашение принято, но  не зарегистрировано

Соглашение принято, но  не зарегистрировано

 

Таб.2

                                                                                                                             

Район

Количество заседаний координационных советов по охране труда (КС)

Количество рассмотренных вопросов КС

Проведение месячников(кол-во)

Количество проведенных семинаров-совещаний по охране труда

Количество посещений организаций с целью оказания практической и методической помощи

Участие в совместных проверках с территориальными органами  федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение  государственного контроля и надзора

Количество выступлений и публикаций в СМИ по вопросам охраны труда

Охват службами ОТ работодателей. с числ. работающих свыше 50 чел. %

Прием граждан (кол-во)

Участие в комиссиях по расследованию несчастных случаев  на производстве (кол-во, в т.ч. С, Т, Г)

Количество советов по охране труда в сельских поселениях

Количество проведенных заседаний советами по охране труда сельских поселений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красночетайский

4

12

1

4

 

32

 

1Совместно с инспекцией Гостехнадзора при проверке техники к весенне- полевым работам

(апрель - май)

2Совместно с прокуратурой при проверке организаций, использующих труд неовершеннолетних (май - июнь)

3Совместно с Гстехинспекцией  по проверке требований охраны труда при проведении уборочных работ (август- сентябрь)

4Совместно инспекцией Роспотребнадзора при проверке готовности школ к новому учебному году

    с материалами, размещенными на сайте    -11

35%

 

28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 с тяжелым исходом. 1- со мертельным

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Во всех сельских поселениях по 4

 

      Однако организации Красночетайского района аттестацию рабочих мест по условиям труда в  2007 году не проводили.


 

3. Производственный травматизм в Красночетайском районе.

 

п/п

Дата происшествия, время

Краткое описание обстоятельств происшествия

Причины несчастного случая

Вид экономической деятельности

1

22 июля 2007 г. 9ч.30 мин

Воронцов М.М. монтировал шину на обод: завел двигатель автомобиля ЗИЛ –130, установил колесо для подкачки воздуха в шину. Когда монометр показал давление 4 атм. Он остановил двигатель и вышел снимать шланг с шины и в это время повышенное давление сжатого воздуха сорвало отверстие обода. Одна сторона обода ударила водителя в результате чего оказалась сломана кость левой голени и лучевая кость со смещением обломков.

Грубая неосторожность водителя: до подкачки воздуха собранное колесо не было установлено на ступицу.

Сельское хозяйство

2

01 августа

13час.50 мин.

Повар Семенова Г.Г. вместе с подсобным работником производила косметический ремонт школьной столовой. Она решила заделать потолочный шов, для этого забралась на стол, на стол поставила стул и начала работать.  Рядом стояли другие столы с перевернутыми кверху ножками. Потеряв равновесие Семенова Г.Г. упала на них. Ножки столов травмировали ее внутренние органы.

Использование  ненадлежащих подсобных  и подручных средств. Работодатель не произвел надлежащий инструктаж.

Образование

 

3

19 ноября 2007 г.

19 ноября 2007 г. после отработки первой половины рабочего дня, рабочие по уходу за животными пришли на работу к 14 часам. Около 17 час. 10 мин. , закончив работу, они начали выходить из телятника и заметили, что на противоположном конце телятника горит потолок. Сообщив о пожаре, рабочие стали выводить молодняк из помещения. Телятник был заполнен дымом. После того, как вывели весь молодняк, стали искать Волкова А.А. Во время  тушения пожара пожарники обнаружили на чердаке телятника обгоревший труп Волкова А.А.  Возле него находилось обгоревшее ведро.

Пожар, который возник вследствие внесения постороннего открытого источника огня на сгораемые конструкции чердачного помещения.

Сельское хозяйство

 

 

 

Таким образом, в 2007 году в Красночетайском районе было зарегистрировано 3  несчастных случая, один из которых – со смертельным исходом. Для сравнения:  в 2006 году – 4, два из которых – тяжелые, в 2005 году в районе зарегистрировано 4 несчастных случая, 2 из которых являются тяжелыми, за 2005 год на предприятиях Красночетайского района произошло 4 несчастных случая, 2 из которых – тяжелые.  В 2003 году их было 11, в 2004 – 6. Таким образом, состояние производственного травматизма остается одной из актуальнейших социально-трудовых проблем.

 

   

      В целях усиления профилактической  работы  в организации охраны труда,

исключения несчастных случаев на производстве,  в районе проделана определенная работа:

  -     с начала года в районе объявлен смотр – конкурс по улучшению условий и охраны труда;

с 01 апреля по 30 апреля объявлен месячник по охране труда, где приняли участие 32 организации, большое внимание уделялось прохождению обязательного медицинского осмотра работниками, диспансеризации госслужащих.

-     оказана помощь по вопросам охраны труда с выездом в организации специалистам по охране труда и другим ответственным лицам, отвечающим за производство работ;

  -     проведена проверка состояния условий охраны труда в организациях совместно с контрольными и  надзорными органами в ходе проведения технического осмотра состояния сельскохозяйственных машин и оборудования в составе комиссии: старшего инспектора  Гостехнадзора по Красночетайскому району,  и главного специалиста - эксперта по охране труда Отдела социальной защиты населения Красночетайского района ЧР Минздравсоцразвития ЧР при подготовке к весенне- осенним полевым работам и при выполнении производственных работ;

принято на прием по вопросам охраны труда 28 человек;

 -     обучено отдельных категорий застрахованных 46 человек в учебном центре Чувашрессовпрофа;

 медосмотром охвачено 97,5 % работников.

В ходе реализации программных мероприятий специалист по охране труда ОСЗН Красночетайского района   постоянно взаимодействовал со специалистами предприятий, организаций и учреждений района по вопросам охраны труда.

С целью претворения в жизнь культуры охраны труда в районе проводились месячники улучшения условий и охраны труда, дни охраны труда. Проведение данных мероприятий способствует принятию активных мер по предотвращению и профилактики производственного травматизма. 

Улучшение состояния производственного травматизма требует осуществления комплекса организационных, правовых, социально-экономических, технических мероприятий, побуждающих работодателей соблюдать законодательство и нормативные требования по охране труда.

Вопросы охраны труда имеют комплексный характер. Состояние безопасности труда предусматривает взаимодействие органов государственной власти, местного самоуправления, объединения работодателей и работников. Сформированная система управления охраной труда позволяет реализовывать законодательные требования, обеспечивать взаимодействие заинтересованных органов, предупреждать производственный травматизм, оказывать практическую помощь предприятиям и организациям района.

    Работа по профилактике производственнного травматизма носит комплексный характер и включает в себя целый ряд направлений, среди которых важное место занимают обучение по охране труда. Как показывает практика, большинство несчастных случаев на производстве происходит из – за недостатков в обучении по охране труда.

 

4. Государственный контроль и надзор в области охраны труда.

Обязанность по обеспечению права каждого работника на справедливые условия труда и создание безопасных условий труда всегда возлагается на самого работодателя. Эту обязанность должны нести все организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности. Принцип обеспечения безопасными условиями труда основан на системе государственных и общественных органов, которые должны осуществлять функции надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и охраны труда.

Результаты проверок показывают, что в 2007 году, как и в предыдущие годы, коренных изменений в улучшении условий труда не произошло, продолжает сохраняться неблагополучное состояние условий труда в сельскохозяйственных предприятиях района.     Препятствуют организации защиты работающих от воздействия вредных факторов производственной среды и трудового процесса прежде всего следующие факторы:

Применение в  производстве морально устаревшей машинно- тракторной техники и оборудования, недостаточное финансирование мероприятий по охране труда.

 

Анализ

пожаров  в Красночетайском районе ЧР на конец 2007года

по сравнению с тем  же периодом 2006 года

 

По сведениям отделения государственного пожарного надзора Красночетайского района по сравнению с тем же периодом 2006 года на территории Красночетайского района зарегистрировано 39 пожаров против 36. В разрезе сельских поселений:

Атнарское сельское поселение – 3

Красночетайское сельское поселение – 13

Хозанкинское сельское поселение – 7

Испуханское сельское поселение – 3

Пандиковское сельское поселение – 2

Акчикасинское сельское поселение – 6

Питеркинское сельское поселение – 3

Большеатменское сельское поселение – 1

Штанашское сельское поселение – 1

Огнем уничтожено 23 строения, общий материальный ущерб составляет 1173048 рублей (в 2006 году – 1449964 рубля). За этот же период в огне погибли 5 человек (в 2006 году -6).

Причинами пожаров в основном послужили: нарушение пожарной безопасности при эксплуатации электроприборов, неосторожное обращение с огнем, нарушение правил монтажа электрооборудования, неисправность отопительных печей и дымоходов, неосторожность при курении, детская шалость с огнем, нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации бытовых газовых, керосиновых, бензиновых устройств и поджог.

 

Раздел 3. Обучение по охране труда.

 

К числу важных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний принадлежит обязательное обучение всех работников безопасным приемам и методам работы, обращению с машинами и механизмами, знание санитарно-гигиенических и противопожарных правил и т.п.  Правовой основой обучения по охране труда является Трудовой кодекс Российской Федерации, постановление Минтруда и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требованиям охраны труда работников организаций»

Практика показывает, что специалистов необходимо не только подбирать, но и обучать, и оказывать им практическую и методическую помощь. Руководители и специалисты по охране труда, члены комитетов (комиссий) по охране труда организаций и уполномоченные лица по охране труда профсоюзов обучаются через специализированные учебные центры, а работники рабочих профессий – на самих предприятиях. При этом решаются следующие задачи:

А) обучить каждого руководителя, специалиста требованиям охраны труда;

Б) поддерживать полученные знания в течение трудовой деятельности;

В 2007 году 46 человек прошли обучение в Чувашском республиканском объединении организаций профсоюзов «Чувашрессовпроф». Однако в районе необходимо активизировать так называемую точечную работу: обучение работников по охране труда непосредственно на предприятиях. Результаты проверок показали, что на предприятиях района эта работа проводится, однако документы надлежащим образом не оформляются, сроки оформления документов не соблюдаются.

В период месячника по охране труда проводились мероприятия по улучшению условий и охраны труда, которые включают в себя и организацию обучения руководителей и специалистов. В организациях района проводились инструктажи по охране труда, в том числе вводные, первичные и внеплановые.

Организация активного обучения охране труда способствует решению главной задачи в области охраны труда как снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

В целях информирования работников о состоянии  условий и охраны труда и профилактики травматизма в районе в 2007 году организовывались и проводились  семинары - совещания со специалистами по охране труда предприятий и организаций. На семинарах рассмотрены актуальные вопросы в области охраны труда: состояние социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; обучение и проверка знаний требований охраны труда работников; выполнение условий коллективных договоров предприятиями; охрана труда женщин и несовершеннолетних; работа профсоюзных организаций и уполномоченных лиц по охране труда, состояние профессиональной заболеваемости и мерах по ее снижению. В течение года проводился анализ состояния условий и охраны труда на отдельных предприятиях и в целом по району, проводилось ознакомление с новой законодательной и нормативной базой, пропагандировался передовой опыт в области охраны труда.

Подготовлены материалы для размещения в средствах массовой информации и на сайте администрации по результатам расследований несчастных случаев, проведения смотров-конкурсов, районных совещаний, заседаний Координационного совета, а также анализ причин производственного травматизма, меры по его снижению, по вопросам соблюдения законодательства по охране труда.

Основными задачами в области обучения по охране труда являются:

1.                     Повышение качества обучения путем внедрения современных методик и передовых технологий обучения, модульных систем, программ обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда, в том числе с учетом отраслевой направленности.

2.                     Внедрение дистанционного обучения.

Состояние охраны труда во многом определяется обученностью правилам безопасности, организации профилактических мероприятий, отношением руководителей к вопросам обучения специалистов и работников.

 

                                                                                                                                           Раздел 4. Развитие системы государственного управления охраной труда и социального партнерства.

         Законодательство предусматривает  решение многих вопросов через коллективные договоры и соглашения.  Профсоюзы остаются одной из наиболее заинтересованных  и  последовательных  сторон социального партнерства.  Именно они явились инициаторами ведения переговоров и заключения коллективных договоров и соглашений,  они осуществляли контроль за их выполнением через уполномоченных (доверенных) лиц,  комитеты (комиссии) и профсоюзные  инспекции по  охране  труда.  В последние годы в Красночетайском районе проводится определанная работа по заключению и регистрации коллективных договоров. В организациях налажен общественный контроль – выбраны уполномоченные лица по охране труда профсоюзов, созданы комиссии по охране труда, налажен административно – общественный контроль за состоянием условий и охраны труда. В 2007 году регулирование социально-трудовых отношений, включая область охраны труда, осуществлялось коллективными договорами, соглашениями различного уровня.

     В большинстве организаций, в том числе и на муниципальных предприятиях района заключены и выполняются коллективные договора, в которых содержатся положения по льготам и компенсациям за тяжелые и вредные условия труда и мероприятия по улучшению условий труда работников.

     Однако анализ коллективных договоров показывает, что не во всех  сельхозпредприятиях принимаются соглашения по охране труда. Ни в одном из коллективных договоров не предусмотрены гарантии уполномоченным лицам по охране труда профсоюзного комитета. Предусмотренные коллективными договорами затраты на мероприятия по охране труда в расчете на одного работника ниже среднереспубликанского показателя в 2-3 раза.

Специалист по охране труда ОСЗН Красночетайского района ЧР Минздравсоцразвития ЧР совместно с администрацией Красночетайского района  проводит  политику в области охраны труда и социальной защиты работников, координирует по этим направлениям деятельность предприятий, взаимодействует с органами надзора и контроля, профсоюзами, предприятиями и организациями района.

Система управления охраной труда способствует развитию социального партнерства в районе.

В 2007 году специалистом по охране труда ОСЗН Красночетайского района  ЧР продолжалась  работа по уведомительной регистрации коллективных договоров, а также по экспертизе коллективных договоров предприятий и предпринимателей в части соблюдения требований законодательства об охране труда.  Не всегда коллективные договоры обеспечиваются реальными финансовыми и материальными ресурсами,  что наблюдалось в ряде  коллективных договоров. Не все коллективные договоры представляются на уведомительную регистрацию. Большой проблемой остается  принятие  коллективных  договоров на частных и малых предприятиях, так как в большинстве из них нет органа, представляющего интересы работников,  и  работодатели не проявляют заинтересованности в заключении коллективных договоров. Анализ процесса заключения коллективных договоров показывает,  что коллективные договоры  по-прежнему не заключаются особенно в организациях частной собственности,  где отсутствуют профсоюзные организации.

 

Результаты этой работы рассмотрены на расширенном заседании Координационного совета с приглашением руководителей организаций, председателей профкомов. Всего за 2007 год в районе заключено 13 коллективных договоров. Численность работников, охваченных коллективными договорами составляет 2105 человек.

     Заключено соглашение между администрацией Красночетайского района Чувашской Республики, работодателями и координационным советом председателей комитетов профсоюзов на 2005-2007 годы, но оно не зарегистрировано.

 

    В 2007 году на территории Красночетайского района коллективных трудовых споров и забастовок зарегистрировано не было.

     В 2007 году основной объем заключенных коллективных договоров также приходился на образовательные учреждения и другие муниципальные учреждения (сельские поселения).

    В большинстве организаций, в том числе и на муниципальных предприятиях района,  заключены и выполняются коллективные договора, в которых содержатся положения по льготам и компенсациям за тяжелые и вредные условия труда и мероприятия по улучшению условий и охраны труда работников. Необходимо во взаимодействии с профсоюзными органами и иными представителями трудовых коллективов создавать условия для эффективной работы комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных лиц по охране труда профсоюзов, обратив внимание также на действие раздела коллективного договора об охране труда.

 

 

 

 

Раздел 5. Задачи по улучшению условий и охраны труда

в Красночетайском районе  на 2008 год

 

     Представленные в предыдущих разделах материалы о состоянии условий и охраны труда  свидетельствуют о том, что в районе необходимо значительно активизировать работу по соблюдению трудовой дисциплины, усилению контроля за правильностью применения сертифицированных средств индивидуальной защиты. Также необходимо разработать дополнительные меры в целях полного выполнения обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, возложенных федеральным законодательством. При этом особое внимание обратить на организацию проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. За последние годы сформирована  система управления в области улучшения условий и охраны труда. Анализ производственного травматизма показывает, что большинство несчастных случаев на производстве происходит по - прежнему из-за недостаточной  организации труда,  низкой трудовой и  производственной  дисциплины,  пьянства на производстве,  невыполнения должностными лицами и работниками своих прямых обязанностей  по  соблюдению  безопасных условий  труда.  В  некоторых  отраслях экономики не наблюдается улучшение состояния здоровья работников и сохраняется риск возникновения профессиональных  заболеваний,  особенно в сельском хозяйстве, где с 2006 года произошло резкое снижение количества работающих (более 600 человек). Таким образом, проблемы охраны труда носят комплексный характер и требуют  решения  правовых,  организационных, социальных, экономических и других задач. Все эти задачи должны быть решены в рамках Республиканской целевой программы улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих в  Чувашской Республике на 2005-2007 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 17 января  2005 г.  N 7.   Необходимо  продолжить дальнейшее расширение сферы деятельности по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда,  повышение эффективности аттестации за счет упрощения методики и обеспечения необходимого качества работ по аттестации.  На районном  уровне  при  решении  задач  по улучшению условий и охраны труда необходимо  создать службы охраны труда в организациях с численностью 50 человек и более,  совершенствовать работу координационных советов по охране труда при главах администраций, обучение и проверку знаний по охране труда отдельных категорий застрахованных. Современному производству нужен специалист, способный грамотно организовать работу и выстроить систему управления охраной труда в организации. Для этого необходимо обладать большим объемом специальных знаний, сохранять объективность при оценке обоснованности требований инспектирующих органов, условий труда на рабочих местах и поведения нарушителей. Сегодня двумя официальными критериями, по которым работодатель принимает решение о приеме на работу специалиста по охране труда в соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, являются лишь общее образование и стаж работы. Однако соотвествие специалиста только этим требованиям не может служить гарантом высоких результатов его работы.  Семинары-совещания, организованные специалистом по охране труда ОСЗН района, месячники, дни охраны труда, районные и республиканские смотры-конкурсы между организациями также позволили усилить работу по улучшению состояния охраны труда. В целях оценки состояния условий и охраны труда, в рамках информационного обеспечения охраны труда необходимо продолжить работу по подготовке ежегодных муниципальных докладов о состоянии условий и охраны труда в районе. Важное место занимает обучение по охране труда руководителей и отдельных категорий застрахованных. В этой связи должна быть развернута практическая работа по реализации  современных  механизмов  охраны труда, которые экономически стимулируют работодателя,  действительно заботящегося о создании безопасных и здоровых условий труда на  производстве,  обеспечении социальной защиты работников. Участие в республиканских семинарах-совещаниях по охране труда для руководителей и специалистов организаций,  должны стать приоритетным направлением в работе  по профилактике производственного  травматизма и профессиональной заболеваемости.  Охрана труда,  как система сохранения жизни и здоровья работников, требует постоянного внимания,  системного подхода,  тесного взаимодействия между работодателем и работниками. Совершенствование механизмов социальной защиты работников  от  профессиональных рисков,  социального партнерства, взаимодействия органов государственного управления,  контроля  и  надзора, местного самоуправления, объединений работодателей и работников, законодательства об охране труда в конечном счете должно  способствовать  социально-экономическому развитию Красночетайского района.

Анализ состояния охраны труда и профессиональной заболеваемости показывает, что в последнее время намечена тенденция в улучшении ситуации в области охраны труда  в сельхозпредприятиях, но практика показывает, что во многих организациях она продолжает оставаться сложной, и является серьезной социально-экономической проблемой.  Проводимые проверки выявляют низкий уровень санитарной и технологической дисциплины производств, недостаточное обеспечение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей необходимыми документами,  касающимися вопросов гигиены труда, слабое знание требований санитарного  законодательства и санитарно-эпидемиологических правил и нормативов специалистами предприятий,  особенно сельского хозяйства и  малого бизнеса.    Угрозой для возникновения аварий является изношенность машинно- тракторного парка и оборудования, низкий уровень квалификации  персонала, нарушение  или невыполнение установленных требований безопасности,  слабая инвестиционная  активность ряда промышленных предприятий.

    Охрана труда требует усиленного внимания, как на уровне государства, так и работодателя и предпринимателя. Одновременно необходимо обратить усиленное внимание на повышение, как заинтересованности, так и ответственности работодателей за страхование жизни работников. Необходимо усилить совместную работу с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченными на проведение госудаоственного коньроля и надзора, профсоюзами по профилактике производственного травматизма и профеесиональной заболеваемости, продолжить работу по оказанию организациям района методической и практической помощи в области трудовых отношений, условий и охраны труда, а также принять дополнительные меры по активизации работы по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организациях района.

Социальная защита работников от профессиональных рисков, становление социального партнерства, эффективное взаимодействие органов управления, надзора и контроля, местного самоуправления, объединения работодателей и работников, реализация законодательства об охране труда в конечном счете способствует социально-экономическому развитию района и республики.

    Одним из главных направлений приоритетного национального проекта «Здоровье» является снижение смертности населения в трудоспособном возрасте, в том чиле отпредотвратимых причин. К таким причинам помимо различных вредных привычек относятся несчастные случаи, в том числе – на производстве, а также профессиональные заболевания.

    Снижение производственного травматизма и профессиональной заболевамости дает не только социальный эффект, но и способствует росту экономики за счет увеличения производительности труда, уменьшения трудопотерь и издержек.

 

Председатель

Координационного совета по охране

и условиям труда в Красночетайском

районе                                                                                        И.Л.Хораськин