В настоящее время в 22-х общеобразовательных школах обучается 3834 ученика. Численность учащихся в 1997-2007 годах уменьшилась на 1397. Ежегодно сокращается количество детей, принятых в первый класс: если в 1996 году было принято 540 учащихся, то в 2006 году -301 (уменьшение на 56 %). Соответственно снижается и численность выпускников. Поступаемость выпускников общеобразовательных учреждений района в вузы в 1997 году составила 33,5 %, в 2006 году- 48,7 %. Важной характеристикой современной образовательной сети является ее дифференцированность, позволяющая удовлетворять различные образовательные потребности. Если в 1996/1997 учебном году в школах действовали только общеобразовательные классы, то к началу 2006/2007 учебного года в педагогических и лицейских классах обучается 83 ученика (96 % учащихся 10-11 классов). Во всех 9-х классах перешли на предпрофильную подготовку. 276 учащихся 10-х классов охвачены профильным обучением (62 % учащихся 10-х классов). Введено ранее обучение иностранному языку (2-3 кл.), информатике (3-4 кл.). Введение инноваций в содержание образования существенно повлияло на повышение качества знаний учащихся. По сравнению с 1997 годом на 5,5 % увеличилось число выпускников, награжденных золотой и серебряной медалями. Развивается сеть национальных школ. В районе функционируют 15 чувашских, 4 татарские, 3 русские школы. В русскоязычных школах 2039 учащихся изучают чувашский язык как учебный предмет,489 учащихся – чувашскую литературу на русском языке. В районе в основном решен вопрос деления классов на подгруппы при изучении чувашского слова. Работа со способными и одаренными детьми осуществляется в рамках подпрограммы «Одаренные дети». Одна из форм выявления, развития творческих способностей одаренных детей - участие в различных интеллектуальных состязаниях: предметных олимпиадах, конкурсах, турнирах. Втрое увеличилось количество участников интеллектуальных состязаний. Проводимая работа в образовательных учреждениях дает свои результаты. Есть победители и призеры республиканских олимпиад по татарскому языку и литературе, чувашскому слову, географии, технологии, информатике. В последние годы учащиеся района, участвуя в Межрегиональных олимпиадах по татарскому языку и литературе, не раз занимали призовые места. Выпускник 2006/2007 учебного года Алексеев Денис (Комсомольская СОШ № 2), как призер республиканской олимпиады по информатике, поступил в ЧГУ им. И.Н. Ульянова. Активно участвуют учащиеся района в играх-конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Чувашская ласточка». Есть определенные результаты. Например, Зайцев Владимир (10 кл., П.Яушская СОШ) стал победителем в конкурсе «Чувашская ласточка» (2005 год). Одним из основных средств обучения был и остается школьный учебник, а результативность обучения во многом зависит от качества содержания учебника. Следует отметить целенаправленную работу районного управления образования по обеспечению школ учебно–методической литературой, поставке их в школы района. Во всех общеобразовательных школах используется схема целенаправленного обновления учебного фонда путем приобретения недостающих учебников с привлечением бюджетных (27 %) и родительских средств (72 %). Обеспеченность учебниками федерального комплекта в районе составляет 84 % (в 1997 году- 68%). В последние годы общеобразовательные школы района обеспечивались в необходимом объеме учебниками республиканского комплекта. Переработаны и изданы все учебники по чувашскому языку и литературе для 1-11 классов для чувашских и русскоязычных школ. Обеспеченность учебниками республиканского комплекта составляет 95 %. Сегодня сложилась вариативная система образования. Учителю дали возможность выбирать средства и методы обучения, с помощью которых он реализует свои педагогические способности и замыслы, стремится достичь целей обучения учащихся при наилучших результатах. От обоснованности выбора программы и учебников во многом зависит уровень и качество образования наших детей. |