Школьное образование

В настоящее время в 22-х общеобразовательных школах обучается 3834 ученика. Численность учащихся в 1997-2007 годах уменьшилась на 1397. Ежегодно сокращается количество детей, принятых в первый класс: если в 1996 году было принято 540 учащихся, то в 2006 году -301 (уменьшение на 56 %). Соответственно снижается и численность выпускников. Поступаемость выпускников общеобразовательных учреждений района в вузы в 1997 году составила 33,5 %, в 2006 году- 48,7 %.

Важной характеристикой  современной образовательной  сети является ее дифференцированность, позволяющая удовлетворять  различные образовательные потребности. Если в 1996/1997 учебном году в школах действовали  только  общеобразовательные классы, то к началу 2006/2007  учебного года  в педагогических и лицейских классах обучается 83 ученика (96 % учащихся 10-11 классов).  Во всех 9-х классах перешли на  предпрофильную подготовку. 276 учащихся 10-х классов охвачены профильным  обучением  (62 %  учащихся 10-х классов). Введено ранее обучение иностранному языку (2-3 кл.), информатике (3-4 кл.). Введение  инноваций в содержание образования существенно повлияло на повышение качества знаний учащихся. По сравнению с 1997 годом на 5,5 % увеличилось число выпускников, награжденных золотой и серебряной медалями.

Развивается сеть  национальных школ. В районе   функционируют 15 чувашских, 4 татарские, 3 русские школы. В русскоязычных школах 2039 учащихся изучают чувашский язык как учебный предмет,489 учащихся – чувашскую литературу на русском языке. В районе в основном решен вопрос деления классов на подгруппы при изучении  чувашского слова.

Работа со способными и одаренными детьми осуществляется в рамках подпрограммы «Одаренные дети». Одна из форм выявления, развития творческих способностей одаренных детей - участие в различных интеллектуальных состязаниях: предметных олимпиадах, конкурсах, турнирах. Втрое увеличилось количество участников интеллектуальных состязаний. Проводимая работа в образовательных учреждениях дает свои результаты. Есть победители и призеры республиканских олимпиад по татарскому языку и  литературе, чувашскому слову, географии, технологии, информатике.

В последние годы учащиеся  района, участвуя в Межрегиональных олимпиадах по татарскому языку и литературе, не раз занимали призовые места. Выпускник 2006/2007 учебного года Алексеев Денис (Комсомольская СОШ № 2), как призер республиканской олимпиады по информатике, поступил в ЧГУ им. И.Н. Ульянова.

Активно участвуют  учащиеся района в играх-конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Чувашская ласточка». Есть  определенные результаты. Например, Зайцев Владимир (10 кл., П.Яушская СОШ) стал победителем в конкурсе «Чувашская ласточка» (2005 год).                          

Одним  из  основных  средств  обучения  был  и остается  школьный  учебник, а результативность  обучения  во многом зависит  от  качества  содержания  учебника. Следует  отметить  целенаправленную  работу  районного управления  образования   по обеспечению  школ  учебно–методической литературой, поставке  их  в  школы  района. Во  всех общеобразовательных  школах   используется  схема  целенаправленного  обновления  учебного  фонда  путем приобретения  недостающих  учебников  с  привлечением   бюджетных (27 %)  и родительских  средств (72 %).  Обеспеченность  учебниками федерального комплекта   в районе  составляет  84 %  (в 1997 году- 68%). В последние годы  общеобразовательные  школы  района  обеспечивались в  необходимом объеме  учебниками республиканского  комплекта. Переработаны  и изданы  все учебники по  чувашскому языку  и  литературе  для 1-11 классов  для  чувашских и русскоязычных школ. Обеспеченность учебниками республиканского комплекта составляет   95 %.

Сегодня  сложилась  вариативная  система образования.  Учителю  дали  возможность  выбирать  средства  и методы  обучения, с помощью  которых  он реализует  свои  педагогические   способности  и замыслы, стремится  достичь  целей  обучения  учащихся  при наилучших результатах. От  обоснованности  выбора программы  и учебников  во многом зависит  уровень и качество  образования наших детей.