Воспитание и молодежная политика 

                  

Воспитание детей и  молодежи определяется как  целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования,  ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей;  оказание им помощи в жизненном самоопределении,  нравственном, гражданском и профессиональном   становлении; создание условий для самореализации личности. Исходя из  закона «Об образовании»,  «Конституции Российской Федерации», в настоящее время четко определены место и роль воспитывающей  деятельности в области образования.

Принятие Программы «Новая школа» сыграло важную роль в совершенствовании и обновлении воспитательной деятельности педагогических коллективов образовательных учреждений, разработке на местах своих  воспитательных систем, технологий на основе  общечеловеческих ценностей и традиций национальных культур с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Воспитательная работа в районе проводится по  нескольким направлениям,   которые взаимосвязано переплетаются, расширяя возможности комплексного  подхода в воспитании. Одним из массовых в системе  воспитания детей является художественно-эстетическое направление. Система проведения мероприятий  позволила в период с 1993 года  по 2007 г. достичь достаточно высокого уровня развития различных видов творчества,  активизации участия в них учащихся и педагогических работников образовательных учреждений района. Это подтвердили масштабные фестивали,  смотры-конкурсы. В целях совершенствования работы  по художественно-эстетическому воспитанию детей, развития и популяризации чувашского фольклора вошло в традицию проведение таких фестивалей,  как «Цветы Чувашии», «Перепелочка», «Шапчак сасси» и т.д.

Ежегодно растет число участников  подобных мероприятий. Если раньше в подобных  мероприятиях участвовали лишь отдельные школы, то в 2006 году на V  республиканский фестиваль  «Перепелочка» подключены все школы.  На кустовых  (по 7-8 школ) участвовало  более 1000 детей, на районный тур были отобраны лучшие коллективы с охватом более 400 детей. На заключительном мероприятии в с. Аликово принимали участие 45 участников.

Мощным фактором развития личности являются действующие  в  образовательных учреждениях детские общественные объединения. Именно в детских организациях ребенок как субъект  деятельности выступает в различных статусах, ролях, проявляет свою социальную и гражданскую позицию. В связи с реструктуризацией сети школ соответственно уменьшается и количество детских  общественных объединений.

В 1997 году функционировали  30  объединений, а к 2006-2007 учебном году их численность уменьшилась вдвое,  это связано с ежегодной реструктуризацией сети школ. В настоящее время в образовательных учреждениях района    практикуется  организация  ученических соуправлений. В содержании деятельности детских  объединений сохраняются традиции социально значимой коллективной  деятельности: трудовые акции,  тимуровские рейды, природоохранительная и оздоровительная работа,  движение следопытов-краеведов.

Системе воспитания детей и молодежи отводится одна из ведущих ролей в развитии инфраструктуры  летнего отдыха детей и молодежи. В целях обеспечения  отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи в период летних каникул  при  образовательных учреждениях района ежегодно  функционируют пришкольные  оздоровительные лагеря, лагеря труда и отдыха, трудовые бригады. Ежегодно растет численность детей, охваченных летним отдыхом. Если в 1997 году охват детей составлял  18 % (896 детей) от общего количества детей школьного возраста, то в   2006 году этот процент равнялся 33  (1285 детей), 137 детей были трудоустроены на средства  центра занятости населения. С 2004 года в районе  практикуется  организация пришкольных  оздоровительных лагерей по линии регионального отделения фонда социального страхования по ЧР. Различными формами труда и отдыха были охвачены 6 подростков «группы социального риска», 33 учащихся из неблагополучных семей, 5 детей инвалидов.

Как известно, преступный мир пополняется из числа несовершеннолетних правонарушителей и беспризорников. Данная проблема является  одной из наиболее острой и болезненной. Анализ оперативно-служебной деятельности показывает, что в 2006 году в районе отмечается  тенденция роста преступлений, совершенных  несовершеннолетними и с их участием. За 2006 г. количество преступлений, совершаемых несовершеннолетними, составило 13, против  14 в 2005 году.  В настоящее время на учете в ПДН РОВД состоят 26 несовершеннолетних,  на учете в КДН 27 подростков и 49 неблагополучных семей. Отдел образования как субъект профилактики ведет профилактическую работу с детьми «группы социального риска» и с неблагополучными семьями.

В целях  обеспечения  функционирования эффективных воспитательных систем, направленных на формирование у подрастающего поколения духовности, культуры, гражданской ответственности, способности  к успешной социализации  в обществе и активной адаптации на рынке труда,  постановлением главы района № 364 от 23.11.06 г. принята подпрограмма «Модернизация системы воспитания детей и молодежи в Комсомольском районе» районной  целевой программы развития образования в Комсомольском районе на 2006-2010 годы, согласно которой,  во всех образовательных учреждениях района разработаны свои программы.