Цели воспитательной деятельности.

   Создание психолого-педагогических условий для своевременного выявления и оптимального развития задатков и способностей детей (условия защищенности, безопасности, эмоционального комфорта).

    Организация разнообразной творческой, линости и общественно значимой деятельности воспитанников как источника социально приемлемого опыта жизни: знаний, умений и навыков саморазвития, самоопределения и самореализации в настоящей и будущей взрослой жизни.

   Организация социально ценных отношений и переживаний воспитанников в классном сообществе.

Исходя из вышесказанного основные содержательные направления, виды и формы деятельности классного руководителя могут быть следующие.

Классный руководитель:

1.Содействую созданию благоприятных психолого-педагогических условий для индивидуального развития личности ребенка. Для чего:

 -изучаю особенности развития, состояние здоровья, эмоциональное самочувствие, жизненные проблемы, отражая все данные в психолого-педагогическом дневнике, руководствуясь правилом: чтобы воспитывать ребенка, надо его знать.

-изучаю склонности, интересы, сферу дарований воспитанника, знакомлю с ними его самого, вместе подбирая виды деятельности, через которые можно эти дарования развить (кружки, факультеты, объединения по интерасам).

-корректирую межличностные связи в классе, по мере сил гуманизируя отношения (в особенности к классным изгоям и отверженным).

-в индивидуальных беседах, в ходе психологических тренингов стараюсь привлекать детей (в особенности с «трудным» поведением) к самоанализу, помогаю им понять себя, привлекаю к самовоспитанию, к самоуправлению.

-старшеклассникам помогаю найти цели жизни, подводить к осознанному выбору профессии, ненавязчиво рисую привлекательный образ семейной жизни, образы любимых и т. д.

1.     Осуществляю работу по развитию сплоченного классного сообщества (коллектива):

-помогаю в организации классной деятельности ребят: досуговых дел, тематических вечеров, трудовых акций и т. д. с целью изменения (гуманизации) межличностных отношений.

-участвую с классным коллективом в общешкольных мероприятиях, в соместных переживаниях, воспитывая ответственность, приучая к самоорганизации, развивая умение отстаивать свою точку зрения, принимать решения, где необходимо- идти на компромисс.

-готовлю воспитанников к рыночным отношениям, вовлекаю класс (или группу) в производственную деятельность, в хозрасчетные отношения, развивая навыки предприимчивости, хозяйственной сметки и предпринимательства.

-способствую формированию навыков самозащиты, изучаю на классных часах вопросы прав человека, потребителя товаров, поощряю готовность детей отстаивать справедливость, защищать себя и свой коллектив от грубости, произвола и насилия в любой форме и от кого бы то ни было.

2.     Осуществляю помощь воспитанникам в учебной деятельности:

-помогаю отдельным учащимся в преодолении учебных проблем на уроке или при выполнении домашних заданий, консультирую родителей.

-поощряю и по возможности организую взаимопомощьв учебе, помогаю отдельным учащимся преодолевать непонимание и конфликты с педагогами.

-организую и участвую в педконсилиумах (малых педсоветах) по учебным и психологическим проблемам учащихся, при необходимости посещаю уроки учителя-предметника.

-способствую развитию познавательных интересов при помощи классных часов, экскурсий, предметных олимпиад, кружков, интеллектуальных клубов.

-содействую профессиональному самоопределению выпускника, подвожу его к осознанному выбору профессии, дальнейшего образования.

-содействую получению дополнительного образования (развития) воспитанников через систему кружков, клубов, спортивных секций, творческих или трудовых объединений, существующих в школе или по месту жительства, памятуя о том, что для детей с проблемами в организации воспитательной работы в классе, учебе, эти виды могут быть почти единственным условием самореабилитации и предупреждения девиантного поведения.

3.     Провожу родительские собрания (семинары). Даю консультации. Привлекаю родителей к помощи школе.

4.     Организую питание учащихся, дежурство, веду установленную документацию, осуществляю учет посещаемости занятий и информирую о ней родителей.

5.     Предпринимаю необходимые меры для предупреждения опасности для жизни и здоровья воспитанников во время их пребывания в школе. Немедленно сообщаю администрации и родителям о всех ЧП, имеющих потенциальную и реальную опасность для воспитанников.

6.     Участвую в работе педсоветов, семинаров, административных методических совещаний.

7.     Осуществляю повышение своего профессионального уровня, своевременно участвую в аттестации.

Незаметно летят годы. Из года в год мы взрослеем. А ведь было все как вчера. Робкие, застенчивые вошли ребята в классе. Для них все новые-класс, учителя… Вот 1 сентября. Девочки с большими бантами, с широко раскрытыми глазами, а мальчики чуть испуганными глазами смотрят на нового для них классного руководителя. Первый урок, первая перемена в 5 классе и постепенно мы привыкаем ко всему новому. Первейшей задачей было провести классные часы на тему «Человек и взаимоотношения». Я запланировала класные часы морально-этического цикла. На один учебный год: на десяти классных часах вводила детей в круг понятий «товарищество», «дружба», «совесть», «добрата», «честность», «вежливость», «толерантность». Эти сложные нравственные качества анализировала на таком материале: «Капитан Скотт и его дневник», книга В. Киселева «Девочка и птицилет». «День рождение твоей мамы», «Судьба летчика, бросившего бомбу на Хиросиму», песня композитора Френкеля «Огромное небо», «Что мне нравится у Гайдара», «Книги о животных», «Кому на селе поставлены памятники», «Урок культуры поведения».

    Отсюда видно, что детям предлагается яркий жизненный материал, обогащенный конкретными представлениями о нравственных категориях.

    Для сплочения коллектива и для лучшего понимания истории своего народа мы часто ездим на экскурсии. Например, начиная с 5 класса, мы ездим в столицу нашей республики Чебоксары, в столицу Татарстана- Казань. Здесь учащиеся познакомились с историческими памятниками старины.

    Что же необходимо воспитать у сегодняшнего школьника, чтобы он в полной мере мог проявить себя в этих условиях?

    Прежде всего- убежденность в правоте и силе развития демократического общества, верность традициям старших поколений, преданность Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости, готовность отдать свои силы за мир на земле, за дружбу и сотрудничество народов.

    Выпусник школы- это будущий образованный труженик, у которого выработаны потребность в постоянном пополнении своих знаний, сознательное, ответственное и  творческое отношение к учению, умения и навыки рациональной организации своего умственного и физического развития науки, культуры, техники и организации производства, значительно возросшего потока информации.

   Выпусники школы- это не только человек, хорошо усвоивший нравственные понятия, нормы и требования общества.

    Его характеризует активная жизненная позиция, сознательное отношение к общественному долгу, единство слова и дела, постоянная готовность совершенствовать свои нравственные качества.

    Поступать нравственно и бороться с безнравственностью- это внутренняя потребность. Ему свойственны глубокое уважение к человеческому достоинству, забота о людях и внимание к ним, коллективизм и товарищество, честность  и правдивость. Оптимизм, принципиальность и самокритичность, ответственность, организованность, дисциплинированность, целеустремленность, высокая культура поведения.

    Одной из существенных характеристок личности выпусника выступает отношение к труду, его готовность активно трудиться на благо общества и прежде всего в сфере материального производства  и обслуживания.

    Независимо от того какую специальность молодой человек для себя выберет в условиях дальнейшей интеллетуализации труда, комплексный механизации и автоматизации производственных процессов, он должен вплотную подойти к овладению определеннной профессией, быть готов и к физическому труду, создавать необходимость такого труда, обладать трудовыми умениями и навыками, бережно относиться к народному достоянию, к результатам человеческого труда.

    У выпусника школы должны быть развиты эстетические вкусы,  взгляды и принципы.

Он должен знать, ценить и беречь природу, чувствовать прекрасное, уметь отличать истенно красивые от подделки. Для него характерно стремление постоянно расширять интересы и развивать свои способности в музыке, литературе, искусстве. Выпусник школы должен быть здоровым, физически развитым, систематически заниматься физкультурой и спортом.

   Формирование всесторонне развитой личности-сложнейший процесс, в которм становление демократических идеалов, воспитание гражданской зрелости, общественной активности и высоких нравственных качеств осуществляется в ходе борьбы противоречий- долга и потребности, желания и возможности. Интереса и необходимости, в которой побеждает общественное, коллективистское начало.

    Воспитать именно такого школьника стремится каждый учитель.

   Сегодня имеются все необходимые условия для того, чтобы воспитать нового человека- активного строителя общества. В последние годы теснее стала связь школы с жизнью, с практикой демократического общества. Получили широкое развитие формы работы по воспитанию учащихся на примере жизни и деятельности великих людей, интернациональное и военно-патриотическое воспитание, ознакомление с современной общественно-политической жизнью, приобщение учащихся к общественно полезному производительному труду, формирование  жизненных планов школьников и их подготовка к сознательному выбору профессии, формировании ответственного отношения детей к учению.

   Возросла роль детских и юношеских организации в решении учебно- воспитательных задач школы.

    Активизируется деятельность органов ученического самоуправления.

    В связи с расширением каналов массовой информации и увеличением ее объеме школы все больше внимания уделяет корректированию воспитательных влияний на значение: помогает правильно ему правильно выбрать книгу, рекомендует просмотреть полезные телепередачи, кинофильмы, спектакли и другие.  Жизнь ставит перед школой и молодежью задачу более глубокого понимание экономической, политической и нравственной ценности ею среднего образования.

   Поэтому борьба за прочные и глубокие знания связываются со всеми сторонами воспитательной работы и на уроках и во внеурочное время.

   Классный руководитель должен умело учитывать изменения, происходящие во всех сферах жизни нашего общества, целеустремленно и научно обоснованно планировать и организовывать весь комплекс воспитательных процессов.

   Воспитательный процесс мой проходит по таким направлениям:

-патриотическое воспитание;

-формирование правосознания, воспитание гражданственности;

-формирование здорового образа жизни;

-формирование отношения к прекрасному;

-формирование осознанного отношения к учению, как фундаменту интеллектуального и умственного развития личности;

-формирование отношения к природе, растительному и животному миру;

-формирование отношения к труду, как источнику благополучия общества и личности.

    Внедрение в жизнь класса решение Президента ЧР Федорова Николая Васильевича об объявлении года –Годом Садов и парков.

    Воспитание у учащихся толерантности. Класс интерна-циональный-чуваши, русские, татары.

На главную страницу