УРОК КОНСПЕКЧЕ

   

        ЫЛМАШ СИНЧЕН

              АНЛАНТАРНИ

 

 

 

 

 

Урок теми- Ылмаш синчен анлантарни

Урок теллевесем:

1)       1.Ылмашсем синчен петемешлен анлантарасси;

2.Ылмашсен весленевен хайнееверлехе;

3.Ылмашсен ушканесемпе паллаштарасси;

2)       1.Ачасен тавракурамне устересси;

2.Каласавне анлалатасси;

3.Анне синчен каласу ирттересси.

 

Урок тесе-Сене темана анлантарасси.

Урокра уса курна хатерсем: учебник,

                                               Доска синчи таблица

                                              Карточкасем

                                              «Чаваш халах самахлахе» 5-меш том

 

Урок плане

1)       Класа йеркелесси (2-3 мин.)

2)       Сене темана анлантарасси (10-12 мин.)

3)       Сене темана сиреплетесси (25 мин.) :

1.ачасем хайсем теллен сене темана анланса теслехсем тупассе (5 мин.);

2. учебникри ханахтарусемпе еслесси ( 15 мин.);

3. карточкасемпе еслесси ( 5 мин.)

4)       Петемлету тавасси (5 мин.)

5)       Ачасен пелевне хакласси ( 5 мин.)

6)       Киле ес парасси (2-3 мин.)

 

 

Урок юхаме:

1)       Класа йеркелесси (2-3 мин.)

 Верентекен класа пырса керет, сывлах сунать.Ачасем йеркеленсе тарассе, верентекен сеннипе партасем хушшине ларассе. Дежурнай паян кам пуррипе суккине калать, верентекен журнал сине палла тавать. Доскана тасатнине , пура пуррине , сетек пуррине тереслене хыссан урока малалла тасать.

 

2)       Сене темана анлантарасси (10-12 мин.)

 --Ачасем, иртне урокра эпир хисеп ячесене пахса тухрамар , петемлетусем турамар. Паян вара хай пелтерешле тепер пуплев пайне пахса тухапар. Ун яче- ылмаш, вырасла яче- местоимение. (самах пелтерешне анлантармалла) Хале тетрадьсем сине паянхи числона, тема ятне сырса хурар. Кенекесене 97 страницана, 30* усса хурар

  Малалла пер веренекен ылмаш синчен вуласа парать.

  --Апла пулсан, ятсене ылмаштаракан  самахсене ылмашсем тессе.(Верентекен саканта чаранса тарать,теслехсемпе уса курса анлантарать).

 --Хале малалла вулатпар. Вулакане- Иванов Алеша.

 --Тавтапус. (Веренекен сакнах тепер хут хай самахесемпе анлантарать).

 --Хале ылмашсен ушканесене пахса тухар-ха. Ылмашсем 7 ушканран тарассе. Весемпе пире Гаврилов Ваня паллаштарать. (Верентекен кашни ушканне вулана хыссан чаранса тарать, анлантарать, теслехсемпе предложенисем тавать, ачасене хайсене те сак есе явастарать).

 --Хале эпир , ачасем, 210-меш ханахтарава пурнаслапар. Сидоров малтан ханахтару есне вуласа парать, кайран 1-меш предложение пахса тухать.

 Малалла ачасем йеркипе предложенисене вулассе , унти ылмешсене шыраса тупассе те хуравлассе. Верентекен май ситне таран пулашса пырать, йанашсене турлетет, терес хуравсемшен хавхалантарать.

 --Эсир хале ылмашсене тупма пелсе ситрер тесе шутлапар. Аса илтеретеп, ылмашсем япала ятне, палла ятне, хисеп ятне ылмаштаракан пуплев пайенчи самахсем. Весем хаш ята йышанассе, саван пекех ылмашассе те. Весен ушканесем те пур, петемпе- сичче.

3)       Сене темана сиреплетесси (25 мин. )

  --Хале, ачасем,сирен тетрадьсем сине ылмаш определенине тата ушканесене теслехсемпе перле сырса илмелле. Сак есе тума эпе сире 7-8 минут паратап.

 --Есе веслетпер. Кам сырса петерсе елкереймен, вал выран хаварса килте сыре. Хале эпир сиренпе предложенисем тавапар. Перремеш рет- сапат тата палла мар ылмашсемпе, иккемеш рет—таврану тата ыйту, виссемеш рет—катарту тата суклах ылмашесемпе. Есе сырса мар, самахпа тавапар.

 --Пурте маттур. Хале малалла кенеке синчи 212-меш ханахтарава шыраса тупар-ха. Эпе сире ес условисене вуласа паратап.

Иванов пире предложенисене вуласа парать. Ыттисем тимлен итлесе ларассе, йанашсем пулсан ала секлесе хуравлама пултарассе.

 --Ачасем, эпир кунта анне синчен вуларамар. Анне вал пуриншен те перре. Ана упрамалла тата юратмалла. Вал хай те пире юратать. Анне есчен те, маттур та, илемле те. Каман пире хайен амаше синчен каласа парас килет? (Пер-ик ача тарса каласа парассе. Верентекен весен шухашесемпе уса курса кирле петемлетусем тавать,

///карточкасемпе еслесси

 Верентекен ачасене карточкасем валессе парать. Унти текстсене терле кенекесем синчен сырса илне. Ачасен сав текстсенчи ылмашсене тупса сырса илмелле, хаш ушкана кенине палартмалла. Хаше маларах туса петерет, вал хуравлать. Майепен сак есе пурте хутшанассе.

4)       Петемлету тавасси ( 5 мин.)

  --Тавтапус, маттурсем. Хале енте эсир ылмашсене предложенисенче тупма пелетер. Ылмашсемпе сирен каласура та анлан уса курма веренсе ситмелле, меншен тесен сака пирен пуплеве хитререх, илемлерех тавать, пер самахах ике- висе хут калассинчен хатарать. Апла пулсан сирен ылмашсемпе те нумайрах уса курма пелмелле. Анчах манса ан кайар, сака кирле серте сес выранла. Яланах ылмашсемпе сес калассан сана итлекен каласу мен пирки пынине те манса кайма пултарать. Сакна асра тытсан сирен пуплев татах та пуянлане, челхе илемле, янаравла, хитре пуле.

5)       Ачасен пелевне хакласси (2-3 мин.) 

 --Паянхи урокра пурте лайах еслерес. Уйрамах манан …, …, …, …, … палартас килет.  Весене лайах палласемпе хаклапар. Саксене :…, …, …»4» палла лартас.

6)       Киле ес парасси, сывпулашасси (2-3 мин. )

 --Ачасем, дневниксене усар та киле ес патне 211-меш ханахтарава сырса хурар.Ефимов пире ханахтарури тумалли есе вуласа парать. Анланманнисем ватанса тамассе, ыйтма пултарассе.

 Саканпа пирен урок весленче. Сыва пулар. Тепре тел пуличчен.

 

ПРАВИЛА

ПРОТИВОПОЖАРНОЙ

 БЕЗОПАСНОСТИ

 

 

 

 

 

 

 

 Ребята! Сегодня мы с вами проведем классный час по правилам противопожарной безопасности. Думаю, что поговорить об этом никогда никому не помещает. Слово «пожар»  вам приходилось слышать не раз. Может быть даже, что некоторым из вас приходилось наблюдать или видеть последствия разбушевавшейся стихии.

   Но огонь может быть добрым, нужным и полезным. Огонь – давний друг человека, с его помощью совершается очень много полезных дел. Он верно служит людям в повседневном быту и на производстве. Даже в школе, если бы у нас  не было кочегарки, то нам пришлось бы зимой очень холодно.

1-ый ведущий:            

                                             А без доброго огня

                                             Обойтись нельзя и дня.

                                             Он надежно Дружит с нами,

                                             Гонит холод, гонит мрак

                                             Всем огонь хороший нужен,

                                             И за то ему почет,

                                             Что ребятам греет ушки,

                                             Режет сталь и хлеб почет      

2-ой ведущий: В работе электросварщика тоже используются полезные свойства огня:

                                            Ты видел, как он управляет огнем?

                                           Железная маска надета на нем.

                                          Вот строится дом—посмотри поутру:

                                          Он в стеганной куртке сидит на ветру.

                                         Варил он опоры могучих мостов,

                                         Варил он суда из огромных листов.

                                         Железо с железом он сможет сварить.

                                         Он добрый волшебник, что тут говорить.

Но случается, что огонь иногда из верного друга превращается в беспощадного недруга, уничтожающего в считанные минуты или даже секунды то, что создавалось долгими годами упорного труда.

 

3-ий ведущий: Он всегда бывает разным, удивительным огонь.

                          То буяном безобразным, то тихоней из тихонь.

                          То он змейкой торопливой по сухой скользит горе,

                          То косматой рыжей гривой полыхает на заре.

4 –ый ведущий: Да, огонь бывает разный—

                            Бледно-желтый, ярко-красный,

                            Синий или золотой.

                            Очень добрый, очень злой.

5-ый ведущий:Злой огонь—огонь пожара,

                         Злой огонь—огонь войны!

                         От безжалостного жара

                         Дни черны, поля—черны.

                         Жители земного шара,

                   е любой страны

                         Злой огонь гасить должны.

   Часто пожары возникают по вине школьников. Очень большую опасность представляют собой костры, которые разводят ребята вблизи строений или строительных площадок. Увлекшись игрой, дети забывают потушить костер, и тогда раздуваемые ветром искры разлетаются на большие расстояния. Всем надо помнить, что в городе и селе не разрешено разжигать костры или сжигать мусор.

  Нередго ребята играют на чердаках или в подвалах жилых домов. Не задумываясь о последствиях, зажигают свечи, разводят костры, пользуются спичками, зажигалками и т. д.

1-ый ведущий: Не играй, дружок , со спичкой!

                          Помни ты, она—мала,

                          Но от спички-невелички

                          Может дом сгореть дотла

2-ой ведущий: Младшим братьям и сестричкам

                         Беспрерывно говорят:

                         -Крепко помните , что спички—

                         Не игрушка для ребят!

3-ий ведущий: Смастерил Сергей пугач,

                          Пострелял немного,

                          Атеперь Сережу врач

                          Лечит от ожога.

                          От такого пугача

                          Путь обычный—до врача

4-ый ведущий: Возле дома и  сарая

                          Разжигать костер не смей,

                          Может быть беда большая

                          Для построек и людей

 

Очень опасна шалость с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями,такими, как бензин, ацетон,лак, краска и т. д. Подобное может грозить взрывами, а значит, тяжелыми ожогами и увечьями

 Очень хорошо, что многие из нас помогают своим родителям в домашних делах, умеют прготовить обед или  выгладить белье. Даже здесь нужно помнить о правилах противопожарной безопасности. Уходя из дома, никогда не забывайте выключать плитку,газ, телевизор и другие электроприборы.

1-ый ведущий: Ленту гладила Анюта

                           И увидела подруг.

                           Отвлеклась на три минуты

                           И забыла про утюг.

                           Тут уж дело не до шутки,

                           Вот что значит—три минтки,

                           Ленты нет, кругом угар,

                           Чуть не сделался пожар.

2-ой ведущий: Этот дядя не жалеет,

                         Что в лесу окурок тлеет…

                         На такого дядю глядя,

                         Мы, ребята, скажем речь:

                         -Как же вам не стыдно, дядя?

                         Лес нам надо уберечь!

3-ий ведущий: Кто от молнии спасет?

                         Это—молнияотвод!

                         Он в грозу нас не подводит,

                         В землю молнию отводит.

 4-ый ведущий: При пожаре, при пожаре

                           Знает каждый гражданин:

                           При пожаре, при пожаре

                           Набирают : ноль-один.

                           И вот машины красные

                           Спешат в места опасные

                           Прохожие сторонятся—

                           Пожарные торопятся.

  Ребята, помните, а Маршака есть стихотворение»Кошкин  дом». Ачто же случилось там с кошкой? Она сегодня к нам пришла,чтобы узнать о правилах противопожарной безопасности

 Кошка: -Алё! Алё! Это пожарная часть? Не могли бы вы приехать и помочь нам? Спасибо.

 Пожарный: Можно к вам ? Очень хорошо, что у вас такая тема—правила противопожарной безопасности. Но сначала я хотел бы узнать, что вы сами знаете?

  --Давайте-ка , ребята, расскажем пожарному всё, что мы знаем.

1-ый ведущий:

 Летом солнце светит жарко,

Летом солнце греет жарко.

Воздух сух, трава сухая.

Может быть беда большая.

Там, где плещутся хлеба,

Где стоят уже стога,

У сараев, у домов

Никогда не жги костров.

Налетит вдруг ветерок

И, играя с вами,

Он подхватит огонек

И раздует пламя.

Помните, взрослые! Помните, дети!

Огонь пожирает всё на свете.

Помните вы постоянно об этом,

Будьте с огнём осторожны летом.

 

Пожарный :(читает на доске)

 Оставленный без присмотра костер и даже спички—причина пожара.

 

2-ой ведущий:

 Летом лес сухой как порох,

Под ногами листьев шорох.

Дуб шумит над головой,

Шепчет вянущей листвой.

Торф обуглен, почернел.

Дёрн уже кругом затлел.

Я в тревоге: как же так?

Торф горячий—не пустяк.

Рядом лес, за ним хлеба.

Загорится—и беда!

Тут помчался я домой,

Захватил друзей с собой.

Взяли мы лопаты,вёдра

И с огнём боролись твердо.

А когда огонь исчез

Нам сказал спасибо лес.

 

Пожарный (читает на доске):

Строго соблюдайте правила пожарной безопасности

 

3-ий ведущий:

 Так повелось по привычке,

По недосмотру старших,

Вдруг попадают спички

Игрушкой к ребятам младшим.

Взял и чиркнул украдкой

Только в глазах испуг

Мелькает красной пяткой

И крыльями «красный петух».

Клюнул висячие шторы,

Клюнул ковер на стене.

Вот и несчастье в доме,

Всё полыхает в огне.

Тревога! Тревога! Тревога!

Кричит телефон: ноль – один.

Пожарный расчет на подмогу

Мчится стремительно к ним.

 

Пожарный (читает на доске):

 Не играйте со спичками! Спички—причина пожара!

 

4-ый ведущий:

 Я зашла к своей соседке

Лишь на несколько минут.

Вижу вдруг, что из розетки

Настоящий лезет спрут.

Но смеётся звонко Аза

Мне в ответ на мой вопрос.

Ведь она включила сразу

Холодильник, телевизор,

Вентилятор, пылесос.

Провода—разбежались кто-куда.

А розетка- вот беда.

Раскалилась вся от жара

Так недолго до пожара

 

Пожарный (читает на доске):

Нельзя перегружать электросеть. Уходя из дома, гасите свет и выключайте все электроприборы.

 

Пожарный: Я думаю, что вы всё знаете. И сегодня вы запомнили всё, о чём говорили.

Мне пора. До свидания.

Кошка: Ребята! Я тоже сегодня многое узнала у вас. Думаю, что в моём доме больше пожара не будет. Спасибо.

 

Запомните , дети , правила эти:

1.        С точки зрения пожарной

Он опасен чересчур,

Если сделан из бумаги

Самодельный абажур.

2.        Чтобы он не стал твоим врагом

    Будь осторожен с утюгом

3.        Не суши бельё над газом—

Всё сгорит единым разом

4.        Когда без присмотра оставлена печь—

Один уголёк целый дом может сжечь.

5.        Костёр выбросили в лесу—

И вот несчастье на носу

6.        Ты о пожаре услыхал—

Скорей об этом дай сигнал.

Вместе: Пусть помнит каждый гражданин:

              Пожарный номер—ноль-один!

 

Думаю, что о правилах противопожарной безопасности мы с вами поговорили достаточно основательно. Ивы будете их выполнять. Чтобы огонь не был нашим врагом, а был только хорошим и верным другом