Урок - путешествие в страну "Дроби" На доске картины «Днепр утром», «Весенний солнечный день», «Корабельная роща», «Заросший пруд», «Вид Пятигорска». Учитель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие. Мы посетим страну «Дроби». В этой стране мы сделаем несколько остановок: в деревне Исторической, на берегу озера Кроссвордного, отдохнем на поляне Театральной, побродим в лесу сказочном, попробуем одолеть горы Мозгодром. На каждой остановке вам надо будет показать свои знания, находчивость и смекалку. За правильные ответы команды будут получать жетоны ( разноцветные ромбики), а в конце путешествия мы определим команду- победительницу. Маршрут путешествия вы будете выбирать сами. Итак, в путь!
Деревня Историческая.
1-й ученик(член жюри). Дроби появились в глубокой древности. При разделе добычи, при изменениях величин, да и вдругих похожих случаях люди встретились с необходимостью ввести дроби. Древние египтяне уже знали, как поделить два предмета на троих, для этого числа -¾- у них был специальный значок. Между прочим, это была единственная дробь, у которой в числителе не стояла единица, - все остальные дроби непременно имели в числителе 1( так называемые основные дроби): ½,1/3, 1/28, … Если египтянину нужно было использовать другие дроби, он представлял их в виде суммы основных дробей. 2-й ученик. В древнем Вавилоне предпочитали, наоборот, - постоянный знаменатель, равный 60. Римляне тоже пользовались лишь одним знаменателем, равным 12. Особое место занимали дроби: ½, ¼,1/8, 1/16 и т. д. Дело в том, что в древности отдельно арифметической операцией полагали удвоение и деление пополам. 3-й ученик. Действия над дробями в средние века считались самой сложной областью математики. До сих пор немцы говорят про человека, попавшего в затруднительное положение, что он « попал в дроби». Чтобы облегчить действия с дробями, были придуманы десятичные дроби. В Европе их ввел 1585 году голландский математик Симон Стевин. Во Франции десятичные дроби ввел Франсуа Виет в 1579 году. Учитель. Ребята, вы познакомились с историей обыкновенных и десятичных дробей, а теперь нам пора продолжить путешествие. Наш путь лежит к озеру Кроссвордному.
Озеро Кросвордное. По горизонтали: 1. Деление числителя и знаменателя на одно и тоже число. 2. Число, имеющее целую и дробную части. 3. Дробь, у которой числитель и знаменатель взаимно-простые числа. 4. На сколько сокращается дробь 24/36? 5. Сотая часть числа. По вертикали: 6. Название дроби, числитель которой больше или равен знаменателю. 7. Для нахождения общего знаменателя надо находить НОК или НОД? 8. Действие, при помощи которого находится дробь от числа. 9. Для сокращения дроби надо находить НОК или НОД?
Горы Мозгодром.
1. Как, переложив одну спичку, получить число, равное 1/3? 2. Расставьте знаки действий так, чтобы получились верные равенства. 3. Разделите 7 арбузов на 12 человек, сделав как можно меньше разрезов. 4. Не выполняя действий, сравните значения выражений. а) 12, 5:0, 5 и 25:0, 5 б)12, 5:0,5 и 12,5:2,5 в) 12,5:0,5 и 12,5: 0,05 г)12,5:0,5 и 12,5:5
Лес Сказочный.
Каждая команда получает по две карточки с заданиями. Задание 1. Выполните действия по порядку и расшифруйте фамилию известной детской писательницы.
Задание 2. Расположите дроби в порядке возрастания, и вы узнаете имя одного из ее героев.
Дополнительный вопрос. Какие еще произведения этой писательницы вы знаете?
Поляна Театральная.
К этому конкурсу команды готовились заранее. Они показывают сценки, сказки, инсценируют стихи, песенки о дробях. Вот некоторые из выступлений.
1. Приключения Пети Верхоглядова
- Как твои дела в школе, Петя? -спрашивает старший брат. - Хорошо, - я сегодня чуть «пятерку» не получил. - Это за что же? - За устные вычисления. Понимаешь, сегодня на уроке нам написали столбик примеров на умножение дробей. Ну, я вижу- все пишут и много. Думаю, не может быть, чтобы все было так сложно. Начал решать устно. Получилось проще и куда скорее. - И как ты считал? - Вот написано умножить на . Я взял и округлил: первое около 6, а второе около 5. Перемножил 6 на 5 и вышло по ответу. Взял другой пример: одно увеличил до 4, другое уменьшил до 3. Опять просто и опять по ответу! Получился и третий пример, вместо я взял 21*4=84. Елена Андреевна даже ахнула. «Ну,-говорит,-ты прямо чудо , не шестиклассник, а вычислительная машина. Никогда бы не подумала, что ты так замечательно считаешь. Сейчас я тебе 5 поставлю. Иди-ка к доске, покажи остальным свое умение» - Ну и поставила? - Я же сказал , что чуть 5 не поставила. Дала она мне решать пример . Я его по- своему решил 2*4=8. А когда она попросила записать, я написал так, как считал на самом деле. Вот тогда она рассердилась и 5 уже ставить не стала. - Почему же? - Да она стала объяснять, что мой способ приближенный, годится только для прикидки. А какой же он приближенный, если выходит точно по ответу? - Ты так и сказал? - Конечно. А она дала еще один пример, и не сошлось, я тогда сказал, что этот пример неправильный Она стала спрашивать меня правило. Ну, а я не очень твердо знал правило умножения. Тогда Елена Андреевна сказала, что я маленький хитрец и большой лентяй. По ее словам, мне полагается поставить 2, но выдумка была интересной, и она 2 не ставит.
2. Простая дробь.
У числителя и знаменателя вечные дрязги. Никак не поймешь, кто из них прав. Числитель толкует одно, а Знаменатель перетолковывает по-своему. Числитель говорит: - У меня положение выше, почему же я меньше знаменателя? А Знаменатель свое: - Я то числом побольше, с какой стати мне ниже Числителя стоять? Целое число, которому надоело это брюзжание, сказал им напрямик: - Склочники несчастные, чего вы не поделили? В то время, когда у нас так много примеров и задач. - Тебе, Целому, хорошо,- проворчал Знаменатель. - Знаменательно!- воскликнул Числитель.- Знаменательно, что именно Целое Число делает нам замечание! - А кто вам мешает стать Целым Числом? Сложитесь с какой- нибудь дробью - Ладно, обойдемся без ваших задач и примеров!- сказал Числитель. А знаменатель добавил: - Проваливай, пока цело! Целое число махнуло на них рукой и приступило к очередным задачам Числитель нагнулся и постучал в черточку: - Послушайте, может нам и впрямь с другой дробью сложиться? - Э, шалишь, брат,- возразил Знаменатель, хватит с меня и одного Числителя. - Если уж на то пошло, обиделся Числитель,- мне тоже одного Знаменателя предостаточно! Еще подумали. Потом знаменатель стал на цыпочки , постучал в черточку: - Слышь, ты! А если нам так стать Целым Числом, без другой дроби? - Можно попробовать, согласился Числитель. Стали они пробовать. Числитель умножится на 2, и Знаменатель- не отставать же!- тоже на 2. Числитель на 3, и Знаменатель на столько же. Умножались, умножались, совсем изнемогли, а толку никакого. Та же дробь, ни больше ни меньше прежней. - Стой!- кричит Знаменатель.- Хватит умножаться, делиться давай. Так вернее будет. - Стали делиться. Знаменатель на 2- и Числитель на 2. Знаменатель на 3- и Числитель на столько же. А дробь все прежняя!
3. Инсценировка стихотворения.
Пришел из школы ученик и запер в ящик свой дневник. - Где твой дневнил?- спросила мать. Пришлось дневник ей показать Не удержалась мать от вздоха, увидев надпись :"Очень плохо!» Узнав, что сын такой лентяй, отец воскликнул «Шалопай!» - Чем заслужил ты единицу?- спросила старшая сестрица. - Я думал, что гипотенуза- река Советского Союза. - Ну, а вторая – то за что?- спросила мать, раскрыв измятую тетрадь. - Задачку задали у нас, решал ее я целый час. - И вышло у меня в ответе 2 землекопа и 2/3. - Ты, очень скверный ученик,- вздохнув сказала мать. - Возьми ужасный свой дневник и отправляйся спать. Ленивый сын поплелся прочь, улегся на покой. И захрапел. И в ту же ночь увидел сон такой. Жужжали пчелы на кустах в июльскую жару. Цвели , качаясь на стеблях, цветочки на ветру. И где-то меж звериных троп, среди густой травы Лежал несчастный землекоп без ног, без головы. На это зрелище смотреть никто не мог без слез - Кто от него отрезал треть?- послышался вопрос. Вскочил с постели ученик в шестом часу утра. Пред ним лежал его дневник На стуле, как вчера.
Жюри подводит итоги конкурса и раздает жетоны. Объявляется победитель и вручаются призы.
|
|
|