Программа элективного курса

«Занимательная агрохимия или как вырастить рекордный урожай»

 

Родионов Петр Васильевич – учитель химии МОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа №1»  Комсомольского района Чувашской Республики

 

Пояснительная записка

 

Программа данного элективного курса предназначена для учащихся 9-х классов. Её цель – дать представление учащимся о значительной роли многих химических веществ в сельском хозяйстве, вызвать интерес к изучению химии в средней полной школе, обеспечить качественный выбор учащимися профильного обучения.

            Содержание курса рассчитано на изучение  в течение 11(13) часов и включает следующие разделы:

I.                                Как вырастить гигантские овощи?

II.                             Битва за урожай или как защитить растения?

III.                           Стимуляторы роста.

IV.                          Легко ли быть фермером?

Проблемы, которые раскрываются в данном курсе, интересны и злободневны, от их решения зависит производство конкурентноспособных отечественных продуктов питания, что позволит улучшить качество питания людей, приведет к снижению стоимости продуктов питания. Особенностью занятий является тесная связь теории с практикой, что стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию практических навыков и умений. Отбор и структурирование содержания курса осуществлялись, исходя из главной задачи: показать связь химии с сельским хозяйством, способствовать развитию интереса учащихся к изучению средств защиты растений, удобрений, стимуляторов роста, умению применять эти  вещества на собственных приусадебных участках.

Знания учащихся должны иметь мировоззренческий, политехнический и экологический характер.

Содержание курса включает ряд сведений, обеспечивающих элементы занимательности, что содействует положительной  мотивации учения.

Методологический аспект включает использование объяснительно-иллюстративных и личностно-ориентированных технологий, имеющих целью способствовать процессу самоопределению учащихся.

 


 

Учебно-тематическое  планирование

№ п/п

 

Название тем и занятий

Всего часов

В том числе

 

Формы контроля

Лекции

Семи-нары

Пр-кие

занятия

1

Тема: Как вырастить гигантские овощи?

Занятие 1.

Растения и почва. Питание растений.

Занятие 2.

Удобрения, их классификация и свойства. Важнейшие калийные, азотные и фосфорные удобрения.

Занятие 3

Распознавание минеральных удобрений.

Занятие 4.

Определение содержания  нитратов в почве и в овощах.

4(5)

 

 

 

1

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

(1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

1

 

Составление схемы классификации удобрений.

 

Решение экспериментальных задач по определению минеральных удобрений  условиям их смешиваемости и др.

 

Решение проблемных ситуаций (задачи-неудачи)

2.

Тема: Битва за урожай или как защитить растения.

Занятие 1.

Пестициды, их классификация, важнейшие представители.

Занятие 2

Правила обращения с пестицидами и нормы применения пестицидов:

(инсектициды, фунгициды, гербициды).

Занятие 3

Определяем «химикат» химическими методами.

3

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

Организация семинарского занятия.

 

Исследовательская деятельность учащихся

 

Решение задач с экологическим содержанием.

3.

Тема: Стимуляторы роста – опасное ли это явление?

Занятие 1.

Использование стимуляторов роста в растениеводстве и животноводстве

1

 

 

 

1

 

 

Оценка результатов опытов по влиянию стимуляторов роста на развитие растений.

4.

Тема: Легко ли быть фермером?

Занятие1 .

Агрохимия: и на огороде, и в фермерском хозяйстве…

Занятие 2.

Защита окружающей среды.

Надо ли спасать почву?

Занятие 3. Практикум: Определение процентного содержания гумуса в почве.

Занятие 4. Генная инженерия и продукты питания

3(4)

 

 

1

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

Оценка результатов опытов по влиянию удобрений на рост и развитие растений.

 

Проектные работы: «Химия на моем приусадебном участке»

«Если бы я стал фермером…»

 


 

Содержание программы элективного курса «Занимательная агрохимия или как вырастить рекордный урожай?»

 

 

Раздел I. Как вырастить гигантские овощи?

 4(5) часа

 

 

Тема 1. Растения и почва. Питание растений (1 час)

Понятие об агрохимии. Роль химических элементов в питании растений. Виды почв Чувашской Республики, их состояние. Питательные смеси для растений. Проблема повышения урожайности.

Демонстрации: коллекция почв Чувашской Республики, образцы растений, выращенных с применением удобрений.

Лабораторный опыт: Влияние минеральных и органических удобрений на рост и развитие растений (закладка опытов).

 

Тема 2. Органические и минеральные удобрения (3 часа)

Удобрения и их классификация. Органические удобрения: сапропель, торф, навоз и др. Минеральные удобрения и их классификация. Важнейшие калийные, фосфорные и азотные удобрения, их свойства. Микроудобрения, их роль в питании растений. Нормы внесения удобрений и проблема охраны природы.

Демонстрации: ознакомление с образцами удобрений, изучение их внешнего вида и физических свойств. Таблица: «Дозы внесения минеральных удобрений».

 Лабораторные опыты: сравнение растворимости удобрений в воде, изучение смешиваемости удобрений.

Практикум: Распознание минеральных удобрений с помощью качественных реакций.

 

Раздел II. Битва за урожай или как защитить растения?

 3 часа

 

Тема 1. Пестициды: инсектициды, фунгициды, гербициды (3 часа)

Понятие о биоцидах. Классификация и важнейшие представители пестицидов (инсектициды, гербициды, фунгициды) Меры предосторожности при использовании пестицидов. Нормы в применении. Влияние п5естицидов на физиологические процессы живых организмов.

Демонстрации: коллекция различных пестицидов. Таблицы с химическими формулами некоторых средств защиты растений (не для заполнения).

Лабораторный опыт: Определяем «химикат» химическими методами.

 

 

 

 

 

 

Раздел III. Стимуляторы роста

1 час

 

Тема 1. Использование стимуляторов роста в растениеводстве

и животноводстве (1 час)

            Понятие о стимуляторах роста. Стимуляторы роста растений. Применение стимуляторов роста в животноводстве. Производство кормовых дрожжей и микробиологического белка, их влияние на продуктивность животных. Использование мочевины и других кормовых добавок в животноводстве. Понятие о премиксах. Плюсы и минусы биостимуляторов.

Демонстрация: коллекция стимуляторов роста и плодоношения растений; таблицы «Влияние биостимуляторов на рост растений» (животных).

Решение  расчетных задач.

 

Раздел IV.  Легко ли быть фермером

3 часа

 

Тема 1. Агрохимия и на огороде и в фермерском хозяйстве… (1 час)

Понятие о химизации сельского хозяйства и её основные направления. Проблема конкуренции отечественных продуктов питания с импортными. Примеры конкурентноспособной продукции Чувашской Республики. Химические вещества на наших грядках и в больших фермерских хозяйствах.

Демонстрация: таблица «Сравнение действия различных удобрений на содержание нитратов и  нитритов в плодах и овощах».

 

 

 

Тема 2. Надо ли спасать почву: защита окружающей среды (2 часа)

Понятие о почвенном поглощающем комплексе. Виды и свойства почв. Химическая мелиорация почв. Известкование. Гипсование. Влияние свойств почвы на урожайность растений.

Демонстрации: коллекция почв; результаты опытов по влиянию минеральных и органических удобрений на рост и развитие растений, заложенных на первом занятии.

 Практикум: определение кислотности почвы и расчет норм внесения извести; определение процентного содержания гумуса в почве.

Тема 3. Генная инженерия и продукты питания (1 час)

Что подразумевают под генетически модифицированными продуктами? Какие достижения происходят в сфере генной инженерии. Могут ли оправдаться наши опасения или причин для волнения нет.


 

Литература:

 

1.                  Алексинский В. Н. Занимательные опыты по химии: Книга для учителя – 2 – е изд. испр – М., 1995

2.                  Балуева Г. А., Осокина Д. Н. Все мы дома химики – М., 1979

3.                  Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для всех – М.: Знание 1987

4.                  Жаворонков Н. М. Создано человеком – М.: Мол. гвардия, 1987

5.                  Заиков Г. Е. Роль химии в сельском хозяйстве – М.: Знание, 1986

6.                   Классен П.В. Гришаев И.Г. Основные процессы технологии минеральных удобрений. Москва,1990 г.

7.                     Книга для чтения по неорганической химии. Часть II Москва «Просвещение», 1984 г.

8.                  Пичугин Г.В. Химия в технологии сельского хозяйства: 8-11 кл.: Метод. Пособие. – М.: Гкманит. издат. Центр ВЛАДОС, 2003. – 144 с.: ил.

9.                  Сударкина А. А., Евсеева И. И., Орлова А. Н. Химия в сельском хозяйстве: Основы агрохимии: Учеб. пособие по фак. курсу для учащихся

     9-х кл. – 3 – е изд., испр. – М.: Просвещение, 1981

10.              Мельников Н. Н. Пестициды: Химия, технология и применение. – М.:  Химия, 1987

11.              Седельников В. П. Заботливая помощница – Киев: Рад. шк., 1987 – 166 с

12.              Юдин А. М., Сучков В. Н. Химия для вас – М.: Химия, 1988

13.              Эмануэль Н. М., Заиков Г. Е. Минеральные удобрения – М.: Химия, 1989