Программа элективного курса
«Занимательная агрохимия или как вырастить рекордный урожай»
Родионов Петр Васильевич – учитель химии МОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа №1» Комсомольского района Чувашской Республики
Программа данного элективного курса предназначена для учащихся 9-х классов. Её цель – дать представление учащимся о значительной роли многих химических веществ в сельском хозяйстве, вызвать интерес к изучению химии в средней полной школе, обеспечить качественный выбор учащимися профильного обучения.
Содержание курса рассчитано на изучение в течение 11(13) часов и включает следующие разделы:
I. Как вырастить гигантские овощи?
II. Битва за урожай или как защитить растения?
III. Стимуляторы роста.
IV. Легко ли быть фермером?
Проблемы, которые раскрываются в данном курсе, интересны и злободневны, от их решения зависит производство конкурентноспособных отечественных продуктов питания, что позволит улучшить качество питания людей, приведет к снижению стоимости продуктов питания. Особенностью занятий является тесная связь теории с практикой, что стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию практических навыков и умений. Отбор и структурирование содержания курса осуществлялись, исходя из главной задачи: показать связь химии с сельским хозяйством, способствовать развитию интереса учащихся к изучению средств защиты растений, удобрений, стимуляторов роста, умению применять эти вещества на собственных приусадебных участках.
Знания учащихся должны иметь мировоззренческий, политехнический и экологический характер.
Содержание курса включает ряд сведений, обеспечивающих элементы занимательности, что содействует положительной мотивации учения.
Методологический аспект включает использование объяснительно-иллюстративных и личностно-ориентированных технологий, имеющих целью способствовать процессу самоопределению учащихся.
№ п/п |
Название тем и занятий |
Всего часов |
В том числе |
Формы контроля |
||
Лекции |
Семи-нары |
Пр-кие занятия |
||||
1 |
Тема: Как вырастить гигантские овощи? Занятие 1. Растения и почва. Питание растений. Занятие 2. Удобрения, их классификация и свойства. Важнейшие калийные, азотные и фосфорные удобрения. Занятие 3 Распознавание минеральных удобрений. Занятие 4. Определение содержания нитратов в почве и в овощах. |
4(5) |
1
1
|
(1)
|
1
1 |
Составление схемы классификации удобрений.
Решение экспериментальных задач по определению минеральных удобрений условиям их смешиваемости и др.
Решение проблемных ситуаций (задачи-неудачи) |
2. |
Тема: Битва за урожай или как защитить растения. Занятие 1. Пестициды, их классификация, важнейшие представители. Занятие 2 Правила обращения с пестицидами и нормы применения пестицидов: (инсектициды, фунгициды, гербициды). Занятие 3Определяем «химикат» химическими методами. |
3 |
1 |
1 |
1 |
Организация семинарского занятия.
Исследовательская деятельность учащихся
Решение задач с экологическим содержанием. |
3. |
Тема: Стимуляторы роста – опасное ли это явление? Занятие 1. Использование стимуляторов роста в растениеводстве и животноводстве |
1 |
|
1 |
|
Оценка результатов опытов по влиянию стимуляторов роста на развитие растений. |
4. |
Тема: Легко ли быть фермером? Занятие1 . Агрохимия: и на огороде, и в фермерском хозяйстве… Занятие 2. Защита окружающей среды. Надо ли спасать почву? Занятие 3. Практикум: Определение процентного содержания гумуса в почве. Занятие 4. Генная инженерия и продукты питания |
3(4) |
1 |
1
1 |
1
|
Оценка результатов опытов по влиянию удобрений на рост и развитие растений.
Проектные работы: «Химия на моем приусадебном участке» «Если бы я стал фермером…» |
Содержание программы элективного курса «Занимательная агрохимия или как вырастить рекордный урожай?»
Раздел I. Как вырастить гигантские овощи?
4(5) часа
Тема 1. Растения и почва. Питание растений (1 час)
Понятие об агрохимии. Роль химических элементов в питании растений. Виды почв Чувашской Республики, их состояние. Питательные смеси для растений. Проблема повышения урожайности.
Демонстрации: коллекция почв Чувашской Республики, образцы растений, выращенных с применением удобрений.
Лабораторный опыт: Влияние минеральных и органических удобрений на рост и развитие растений (закладка опытов).
Тема 2. Органические и минеральные удобрения (3 часа)
Удобрения и их классификация. Органические удобрения: сапропель, торф, навоз и др. Минеральные удобрения и их классификация. Важнейшие калийные, фосфорные и азотные удобрения, их свойства. Микроудобрения, их роль в питании растений. Нормы внесения удобрений и проблема охраны природы.
Демонстрации: ознакомление с образцами удобрений, изучение их внешнего вида и физических свойств. Таблица: «Дозы внесения минеральных удобрений».
Лабораторные опыты: сравнение растворимости удобрений в воде, изучение смешиваемости удобрений.
Практикум: Распознание минеральных удобрений с помощью качественных реакций.
Раздел II. Битва за урожай или как защитить растения?
3 часа
Тема 1. Пестициды: инсектициды, фунгициды, гербициды (3 часа)
Понятие о биоцидах. Классификация и важнейшие представители пестицидов (инсектициды, гербициды, фунгициды) Меры предосторожности при использовании пестицидов. Нормы в применении. Влияние п5естицидов на физиологические процессы живых организмов.
Демонстрации: коллекция различных пестицидов. Таблицы с химическими формулами некоторых средств защиты растений (не для заполнения).
Лабораторный опыт: Определяем «химикат» химическими методами.
1 час
и животноводстве (1 час)
Понятие о стимуляторах роста. Стимуляторы роста растений. Применение стимуляторов роста в животноводстве. Производство кормовых дрожжей и микробиологического белка, их влияние на продуктивность животных. Использование мочевины и других кормовых добавок в животноводстве. Понятие о премиксах. Плюсы и минусы биостимуляторов.
Демонстрация: коллекция стимуляторов роста и плодоношения растений; таблицы «Влияние биостимуляторов на рост растений» (животных).
Решение расчетных задач.
Раздел IV. Легко ли быть фермером
3 часа
Тема 1. Агрохимия и на огороде и в фермерском хозяйстве… (1 час)
Понятие о химизации сельского хозяйства и её основные направления. Проблема конкуренции отечественных продуктов питания с импортными. Примеры конкурентноспособной продукции Чувашской Республики. Химические вещества на наших грядках и в больших фермерских хозяйствах.
Демонстрация: таблица «Сравнение действия различных удобрений на содержание нитратов и нитритов в плодах и овощах».
Тема 2. Надо ли спасать почву: защита окружающей среды (2 часа)
Понятие о почвенном поглощающем комплексе. Виды и свойства почв. Химическая мелиорация почв. Известкование. Гипсование. Влияние свойств почвы на урожайность растений.
Демонстрации: коллекция почв; результаты опытов по влиянию минеральных и органических удобрений на рост и развитие растений, заложенных на первом занятии.
Практикум: определение кислотности почвы и расчет норм внесения извести; определение процентного содержания гумуса в почве.
Что подразумевают под генетически модифицированными продуктами? Какие достижения происходят в сфере генной инженерии. Могут ли оправдаться наши опасения или причин для волнения нет.
Литература:
1. Алексинский В. Н. Занимательные опыты по химии: Книга для учителя – 2 – е изд. испр – М., 1995
2. Балуева Г. А., Осокина Д. Н. Все мы дома химики – М., 1979
3. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для всех – М.: Знание 1987
4. Жаворонков Н. М. Создано человеком – М.: Мол. гвардия, 1987
5. Заиков Г. Е. Роль химии в сельском хозяйстве – М.: Знание, 1986
6. Классен П.В. Гришаев И.Г. Основные процессы технологии минеральных удобрений. Москва,1990 г.
7. Книга для чтения по неорганической химии. Часть II Москва «Просвещение», 1984 г.
8. Пичугин Г.В. Химия в технологии сельского хозяйства: 8-11 кл.: Метод. Пособие. – М.: Гкманит. издат. Центр ВЛАДОС, 2003. – 144 с.: ил.
9. Сударкина А. А., Евсеева И. И., Орлова А. Н. Химия в сельском хозяйстве: Основы агрохимии: Учеб. пособие по фак. курсу для учащихся
9-х кл. – 3 – е изд., испр. – М.: Просвещение, 1981
10. Мельников Н. Н. Пестициды: Химия, технология и применение. – М.: Химия, 1987
11. Седельников В. П. Заботливая помощница – Киев: Рад. шк., 1987 – 166 с
12. Юдин А. М., Сучков В. Н. Химия для вас – М.: Химия, 1988
13. Эмануэль Н. М., Заиков Г. Е. Минеральные удобрения – М.: Химия, 1989