МОУДОД "Центр детского творчества" Козловского района Чувашской Республики
|
||||||||||
Сведения о краеведческих кружках | ||||||||||
В МОУДОД «Козловский Центр детского творчества» ведётся работа по разработке методик по внедрению национально-регионального компонента в условиях учреждения дополнительного образования.
Система дополнительного образования школьников в области краеведения.
Совершенно необходимо изучать краеведение, заниматься в кружках… К патриотизму нельзя только призывать , его нужно заботливо воспитывать, воспитывать любовь к родным местам… Не будет корней в родной местности, родной стране - будет много людей, похожих на растение перекати-поле… Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном. Национально-региональное содержание дополнительного образования, как правило, реализуется через краеведение. Опыт работы отечественного краеведения богат и разнообразен. Но само слово «краеведение» утвердилось в нашем языке лишь в начале ХХ в. И восходит оно к одному из давних значений слова «край»: страна, область, местность. В Толковом словаре живого великорусского языка В.И.Даля слова «краеведение» ещё нет. Отсутствует оно и в энциклопедических словарях рубежа ХIХ-ХХ вв. В академическом словаре русского языка это-« совокупность знаний» отдельных местностей страны, «всестороннее изучение отдельных частей страны, преимущественно силами местного населения. В настоящее время краеведение- это и наука, и научно- популяризаторская деятельность, и форма общественной деятельности, и метод познания от частного к общему, выявления общего и особенного, « учитывающий не только выводы научных теорий, но первичные наблюдения обычной житейской практики» (С.О.Шмидт). Мы целиком разделяем мнение академика С.О.Шмидта о том, что краеведение – это знание комплексное ( историко-культурное, историко-литературное, историко–экономическое и.т.п.). Стало очевидным значение краеведческих знаний в образовании школьников. Идею обращения в школьном обучении к местному материалу можно видеть в памятниках педагогической мысли 2-ой половины ХYШ века. Знаменитый писатель Н.И.Новиков в статье «О воспитании и наставлении детям» писал: « Не заставляйте детей ваших из книг или по изустному наставлению учиться тому, что они сами могут видеть, слышать и чувствовать». К.Д.Ушинский считал обязательными занятия с учащимися « по истории своей ближайшей Родины», подчеркивая чрезвычайную важность «родиноведческого принципа». Первые краеведческие программы были ориентированы не только на более глубокое изучение школьных курсов по истории и географии через непосредственное знакомство со средой обитания и особенностями её развития. Они являются важным воспитательным средством формирования у детей целостной картины мира. Поэтому, несмотря на традиционную для отечественных краеведов проблематику истории культуры, всё актуальнее становился вопрос методологического содержания краеведения как особого метода исследования. Разработка содержания основных форм деятельности школьников, в общем и дополнительном образовании, направленных на раннее самоопределение должно осуществляться с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития детей, их общих особенностей.
Эффективность использования методик по внедрению национально-регионального компонента в условиях учреждения дополнительного образования. Опираясь на опыт организации коллективной творческой деятельности, МОУДОД «Козловский ЦДТ» разработал методы активизации творческой краеведческой деятельности школьников, основанные на сочетании коллективных, групповых, и индивидуальных форм работы, через которые реализуется содержание программ деятельности образовательных учреждений в области краеведения. Для этого разработаны формы деятельности в дополнительном образовании. Коллективные формы деятельности - это большие творческие акции, охватывающие большое количество учащихся. В процессе их подготовки и проведения решается ряд задач: · Формируется интерес к краеведческому творчеству, стимулируется желание совершать творческие поступки, создаются условия для свободного предъявления творческих достижений; · Обеспечивается возможность участия в творческом акте школьникам в том объёме и в том уровне, который возможен для каждого конкретного учащегося. Приобретается опыт участия в коллективной творческой деятельности, то есть формируются коммуникативные качества. Групповые формы деятельности подразумевает занятия в небольших группах по 10-12 человек, под руководством преподавателя. Индивидуальные формы деятельности предполагают общение школьника с преподавателем. В процессе работы используется эти формы деятельности в кружках образовательных учреждений.
Основные формы деятельности, школьников в общем и дополнительном образовании, направленные на профессиональное самоопределение в области краеведения.
Наиболее эффективными из форм являются: беседа-диалог, занятия в экспозиции музеев, пешеходные и автобусные экскурсии, сообщения и доклады учащихся, игры, викторины, конкурсы. Установлено, что игровые формы обучения значительно расширяют рамки воспитательно- образовательной программы, стимулирует обращение школьников к краеведческой литературе. Практическая часть экспериментально – исследовательской работы проводится в Доме-музее имени Н. Лобачевского г.Козловка, музеях образовательных учреждений, модельных библиотеках. В совокупности с различными формами организационной работы эта деятельность позволяет педагогу дать учащимся основательные знания по истории и культуре родного края, подготовить их профессии экскурсовода. Вся эта работа позволяет активно использовать современные технологии, новые ресурсы и возможности в деятельности дополнительного образования детей. |
||||||||||
Методические разработки:
|
||||||||||