Рассказы старожилов 

Два брата

На малодоступных обрывах правого берега Волги напротив ны­нешнего пос. Звениговский затон очень давно жили разбойники. Эти места в народе называются «Два брата». Два огромных оползня покрыты и сейчас густыми зарослями смешанного леса. Вот в этих зарослях и скрывались те разбойники. Всего их было 14 человек. Почему-то у них было два атамана. Под их руководством они совершали набеги на купеческие баржи, отнимали имущество и деньги у богатых людей.

Однажды, житель деревни Нижеры Кельмук, собирая грибы, забрёл в "Два брата" и увидел незнакомых людей. Из осторожности он забрался на дерево и стал наблюдать за поведением тех людей. Все они были вооружены. Несли тяжёлую добычу. Однако Кельмука заметили, заставили спуститься. Повели к атаманам в землянку. В землянке было много добра, но мало продуктов. Атаманы припугнули его убийством, ибо он мог проговориться о пристанище разбойников. Кельмук не на шутку перепугался, приготовился к расправе... Но тут один из атаманов смилостивился и пообещал отпустить домой, если он по ночам, тайно от людей будет аккуратно приносить им продукты.

Кельмук несколько лет постоянно приносил на «Два брата» продукты. Однажды, подходя к лагерю он почувствовал неладное и спрятался: разбойники суетились, спешно готовились уходить. Главное же, Кельмук заметил, что они недалеко от землянки зарыли основные ценности в землю.

Разбойники с минуты на минуту ожидали прибытия с продуктами Кельмука. Хотели прикончить единственного свидетеля их обитания и зарыть вместе с кладом  «охранять добро». Понимая это Кельмук не вышел к разбойникам. Тем ничего не оставалось, как убраться от греха подальше.

О дальнейшем известно лишь то, что больше они не появлялись.

Кельмук же достал и перенёс к себе в Нижеры добро. Стал жить безбедно на золото и другое добро разбойников.

Этот рассказ в 1957 г., со слов старожилов Ильина Валентина и Аванского Ивана, записали учащиеся Карамышевской средней школы.

 

Часовня в Ширланах

После появления первых пароходов на Волге, бурлаки ещё долго тянули купеческие и другие плоскодонные баржи-расшивы - как на картине "Бурлаки" Репина. С весны до глубокой осени, под палящим солнцем или холодным дождём, за гроши, бурлаки уныло брели бечевой по берегам больших и малых рек. Их тропы были усеяны неизвестными могилами.

Церковь, как могла, пыталась утешить бедных, измученных бурлаков, босяков, бродяг на волжском пути. На берегу Волги строились часовни, молельные дома. Одним из таких святых мест и стала часовня в Ширланах. О её появлении учащийся Карамышевской школы Шишокин Валерий в 1957 г. со слов своего деда по матери записал:

«Какой-то купец на своей расшиве в районе Ширлан угодил в "нечистое место" - баржа попала в водоворот, и её долго не могли вытянуть, несмотря на большие старания. Тогда набожный купец обратился к Всевышнему с обетом поставить тут часовню на свои средства. Бог помог, и бурлаки продолжили путь. Держа слово, купец пожертвовал Тихвинскому монастырю необходимую сумму. Часовню освятили в 1840 г., выделили 10 десятин земли.

   Ещё со времён ревизии 1797 г. рыбная ловля у Ширлан принадлежала Тихвинскому монастырю. Часовню обслуживали всего 7-8 монахинь. Основными её посетителями были бурлаки и путники, но нередко специально прибывали богомольцы из дальних краёв. Ночевали они в ближайших деревнях. С установлением санного пути по Волге монахини выставляли на нем железный ящик для пожертвований. Монахини собирали с населения зерно в порядке крестного хода.

После 1917 г. новые власти часовню закрыли. Монахинь распустили. Часовню перевезли за ограду церкви Ивана Богослова в с.Карамышево, где она сохраняется по наши дни. Хозяйственные постройки передали Нижерской школе».

В порядке комментария можно добавить, что,

1. Водоворот на Волге у Ширлан действительно существовал, особенно весной. Местные жители о том знали и старались не попадать в него.

2. Писали, что монахини часовни  причастны к сотворению  мифа о чудесном появлении на поверхности Волги огромной иконы Богоматери. Икону обнаружили ниже Козловки в начале 20 в. и с большими почестями, при огромном стечении верующих внесли и установили в Беловолжской церкви.

                                                      

Уттьи

Давным-давно в д. Мурзаево жил молодой человек по имени Уттьи. Он уже был женат, вот-вот ждали ребёнка, но подошёл при­зывной возраст. Стали тянуть жребий - кому быть рекрутом - не повезло именно ему, вышла 25-летняя служба. Горе семье, но от судьбы не уйдёшь. Жена  осталась с ребёнком, а Уттьи начал тяжёлую и опасную солдатскую службу.

Уттьи был физически крепок. Исправно нёс службу. Стал свободно говорить по-русски. Уважали его  однополчане и офицеры. За участие в разных войнах заслужил несколько медалей, а за особые заслуги в русско-турецкой войне получил даже орден «Святой  Анны». В той войне он был тяжело ранен, потому его отпустили домой насовсем. Шесть месяцев ушло на дорогу. И нежданно-негаданно, как снег на голову, всем на радость заявился он к семье. Сыну уже было 20 лет. В этот момент в деревню нагрянули становой и урядник. Они нагло домогались взятки с мурзаевцев, за якобы обнаруженный вблизи деревни неопознанный труп человека. На грех, в эту ночь в дежурства на обходе была жена Уттьи. Потому стали приставать к ней с угрозами. Тогда Уттьи, долго не думая, надел поверх солдатского обмундирования старый-престарый кафтан и пошёл к чиновникам вместо жены. Начальство стало запугивать, кричать, даже закатили пощёчину. Намекали на взятку за прощение.

Тогда Уттьи скинул кафтан. На его груди заблестели ордена и медали, а начальники от изумления потеряли дар речи. И стал их гнать подальше Уттьи, с подоспевшим на помощь сыном.

С тех пор это начальство в д. Мурзаево не заявлялось.

 

Записано со слов Зайцева Г.С. его сыном Нико­лаем Гавриловичем в 1954 г.

 

"Качукка"

"Качукка", предок современных Качушкиных, жил на улице Мостовая в конце 19 в. Молва о его волшебном гипнотическом даре жива среди карамышевцев до сих пор. Никто его специально не готовил, способности проявились сами по себе. Возможно, боясь обвинений в колдовстве, он редко демонстрировал свои способности - чаще всего останавливал кровотечения в несчастных случаях - но очень редко, и забав­ляя людей. Карамышевцы до сих пор помнят его удивительные проделки.

Один из эпизодов произошёл перед ледоходом на р.Аниш у мельничной плотины. Качукка ловил рыбу омётом в районе устья речушки Шанарки. Особого улова не было, да и устал он закидывать омёт, меся в бахилах весеннюю грязь. Домой он возвращался мимо мужиков трудившихся на разборке мельничной плотины для пропуска вешних вод. Они, между делом, стали упрашивать его показать что-либо по части внушения. Задевали и его самолюбие, говоря: «Зря болтают о твоём даре! Ничего ты не можешь!». Он же, ничего не говоря, тут же с разбегу "бросился" с плотины в бурлящий водоворот вешника. Люди даже не успели ахнуть. Канул Качукка, лишь шапка его да ещё кое-что из вещей поплыли вниз по течению.

Мужики забегали, засуетились. Да что они могли поделать с весен­ней стихией! Упрекали друг друга за назойливость. Но не прошло и 10-15 минут, как у "Михи çарань" замаячила фигура спокойно плетущегося в сторону села Качукка. Стало ясно, кто кого одурачил. Все оценили шутку гипнотизёра. После этого случая люди поверили в его удивительные способности. Относились с  почтением, старались не задевать зря его самолюбия. А на мельнице всегда без очереди допускали к размолу зерна.

С открытием санного пути через Волгу крестьяне устремлялись за дровами в марийские леса и за заготовленным летом в "Йăлăм" или на  Яльчиковском острове сеном. С раннего утра до позднего вечера через Карамышево и Шименеево туда и обратно шли вереницы повозок. Поехал по своим делам и наш Качукка. Выехав за деревню Шименеево, он повстречал мужиков, давших отдых лошадям, везшим толстенные брёвна. Наслышанные о его гипнотических способностях, часть возчиков, подойдя к Качукка, беседовавшему со своим знакомым, уговорили его согласиться на небольшой сеанс.

Он пообещал пролезть сквозь самое большое бревно от начала до конца. Кряхтя и тужась от якобы неимоверных усилий, он "стал внедряться" в бревно и скоро "вылез" из другого его конца.

Тут к ним подъехала группа повозок, груженых сеном. Один из ездоков стал утверждать, что Качукка и не думал пролезать сквозь бревно, а лишь прополз около него. Качукка решил играть до конца: у всех разом "загорелось сено". Ездоки кинулись спасать лошадей. Кто топором, кто ножом стали резать гужи, чересседельники.  Когда же Качукка скрылся из виду, сено перестало "гореть" и оказалось в полной сохранности. Но сбруя была испорчена своими же руками. Пришлось немало потрудиться, чтобы снова тронуться в дальний путь.

 Глядя на Качукка, некоторые односельчане пытались обрести этот дар, но напрасно. Видимо, без врождённых данных, никакие инструкции по варке чёрных кошек и заклинания, читаемые при поочерёдном совании извлечённых из этой кошки костей в рот не помогают. Обещания превратить супостата в ка­ень или засушить дерево взглядом и т.п. – были, но результатов никто не видел.

 

"Камить"

На рубеже 19-20 вв. в с. Карамышево жил очень находчивый и чудаковатый отставной солдат, прозванный "Камить" ("комик"). Отслужил он в царской армии около 15 лет. Участвовал в русско-турецкой, русско-японской войнах. Корче, навидался и натерпелся немало, кое-чему научился, в числе прочего, говорить с острецом и водить марионетки (куклы). Сам их изготовлял, сам же сочинял язвительные и похабные сценки. Стал давать представления за плату односельчанам, выезжал со своим нехитрым скарбом и в соседние деревни. Частым его спутником был односельчанин Зайцев Савин, немного игравший на гуслях и гармошке. Представление давалось в помещении караулки или в какой-нибудь просторной избе за приемлемую натуральную или копеечную плату.

Завлекая публику и отрабатывая плату, "Камить" кривлялся, драл горло на всякий лад, заставлял Савиня музицировать на пределе сил. Сюжеты брались из сказок, из солдатской и повседневной сельской жизни. Все подавалось с поддёвками, юмором, как, например, в следующих сценках:

I. Солдат: "Я героически сражался на турецком фронте. В одной из рукопашных схваток на один штык 20 турок наколол! За что и стал кавалером ордена Святого Георгия!"

Наивный зритель: "Ого, молодец! Как же ты сумел их одолеть? Не страшновато ли было?"

Солдат: "Всё произошло очень просто. Наши пошли в рукопашный бой. И я ринулся за ними. Выскочил из окопа, сделал с десяток шагов и стал покрепче, как вкопанный. Через некоторое время гляжу, а на штыке аж 20 турок болтается. Шельмецы, сами же и понатыкались. Хэ-хэ-хэ! На такое лишь очень храбрый, бывалый и крепкий солдат способен – попробуй на штыке 30 басурман удержать! Какой же я молодец!"

2. Солдат: "Видел ли ты, сопляк, как солнце встает?"

Молодой человек, стараясь угодить видавшему виды солдату: "Видел, видел! Оно, радуясь утру, весело играя лучами, над деревней Дятлино восходит!".  

Солдат: " Тупица, и этого он не знает! Я на японской войне воевал! Сам своими глазами видел, как японские солдаты в поте лица своего рычагами каждое утро горячее Солнце на небо воодружали! Тяжкое и опасное это дело".

Приходит однажды "Камить" к своему другу Савиню и говорит:

"Денежки вышли, да и налоги платить надо - саме время в ку­колки поиграть". Сказано - сделано. Тут же собрали нехитрый реквизит и отправились на санях в Шанары. Побывали и в других деревнях, но "навару" – кот наплакал. Стемнело и многие уже легли спать, но попутно решили завернуть в д. Мурзаево. Остановились у бодрствовавшего Йĕкреш. Договорились об аренде помещения, оставалось созвать людей. Как быть? "Камить" не оченьто был разборчив в способах, и как-то всё сходило ему с рук – прощали, как комику. Потому, не долго думая, он вышел на улицу и стал орать что есть мочи: "Штур­вального за воровством поймали! Приходите к Йекреш на самосуд!" Растревоженные люди сбежались, как на пожар. Но ничего, и никого, кроме расхаживающего взад-вперёд, растирая от удовольствия заложенные назад ладони "Камить", не видят. Другого за такие штучки выдрали бы, как сидорову козу, а его простили и на этот раз – на то и великая сила искусства Мастера. Вскоре мурзаевцы, забыв и про сон, и про все осталное на свете, восторженно следили за полетом фантазий "Камить". Не за так, конечно. Кто выложил копейку, кто принёс пеньку и т.д. Довольные своими гастролями, "Камить" и Савинь к полуночи въехали в свою деревню.

Другой раз, случилось "Камить" ехать на своей кляче мимо ниме - народ сообща ставил на мох дом. Естественно, что просто проехать он не мог. И потому, сделав вид, что сильно спешит, погнал кобылу во всю мочь. Народ, понятно, не мог не спросить: к чему де такая спешка? "Камить", на ходу, озабоченно бросил: "Некогда мне с вами болтать. В Криушах пристала баржа с солью. По дешёвке отдают. Как бы не прозевать. Спешу!" А скрывшись за поворотом,  завернул в своё хозяйство. Дешёвая соль нужна всем. Дом подождёт - кто пешком, кто на лошадях поспешили на берег. Там про баржу и слыхом не слыхали. Одурачил ведь людей шельмец.

За подобное приелась ему и его потомству кличка "Камить". Наследники не в обиде, не прочь и сами иной раз выкинуть такие же штучки.

Ф.Н.Морозов

Бедность, забитость, незнание русского языка и издевательства над "Василием Ивановичем" сковывали энергию и волю чувашских крестьян, оскорбляли их достоинство. Поэтому они неохотно бывали в го­родах.                                 

С расширением товарно-денежных отношений и чувашские крестьяне стали пополнять ряды промышленного пролетариата. Кому как повезёт: кто прозябал на положении люмпенов, а некоторые и преуспевали.

В числе таких временно преуспевающих оказался наш односельчанин Морозов Ф.Н. Ещё в детстве, общаясь с русскими соседями: Скворцовыми, Терёхиными, Поповыми он научился сносно говорить по-русски. В школе обучился кое-какой грамоте. Рано подался на заработки. Настырного, услужливого парня хвалили приказчики, заметил и хозяин, стали ему поручать дела посерьёзнее. Вскоре, он делается приказчиком. Ездит по разным городам, ловко проворачивает дела. Тем приносит немалый ба­рыш хозяину. И у самого появились деньжата. Но наш "Мороз" деньги проматывал поухарски. Так, что жене и детям доставались гроши. Хозяйство в деревне оставалось не очень приметным.

Однажды, пощегольски одетый "Мороз" увидал на пароходе среди лаптёжников 4 класса своих односельчан. Пользуясь случаем, решил блеснуть своим богатством, удальством. Повёл карамышевцев в ресторан первого класса. Угощал неслыханно. Заказывал музыку. Веселил изумлённых односельчан "нагими девками". Подвыпивший "Мороз" швырял в музыкантов и в тех "голых девок" деньги пачками. Изумлению земляков не было предела. Долго помнили и часто рассказывали об этом невероятном с их точки зрения случае. Да и как не вспоминать! Они едва сводят концы с концами, а тут швыряются деньги в очень сомнительные цели! К тому же, в ту пору появление в обществе обнажённых женщин считалось верхом неприличия. Это сейчас можно щеголять в пляжных костюмах и видеть по телевизору любую степень обнажения. Нравы и  моды меняются. Тогда же, боже упаси, чтобы у кого из женщин ненароком показалось колено. Таких тут же опозорят, задразнят: "Намăссăр", "Арçын аппа", "Варасăр çунать" и т.д.

С началом революционных событий Фёдору Морозову в городе делать стало нечего. Вернулся в село. Пришлось крестьянствовать, как и  всем. Запасов не было. В материальном смысле пришлось довольствоваться воспоминаниями и рассказами о своих лихих похождениях в прошлом.

А вот его инициативность, организаторский и проч. таланты пригодились и на родине. В 1918 г. Фёдор Никитович был среди инициаторов воссоздания Карамышевской волости и её первым председателем. Морозов Ф.Н. скончался в 1929 г. 49 летним, от холеры.

 

"Пакус Ваççи"

Много умных и разных слов сказано о людских судьбах. То возносит она высоко, то низвергает на дно даже царствующих особ. А «чувашский Ваççа» может вообще барахтаться в преисподне уже при жизни.

В конце 19 века в с. Карамышево родился Василий Васильевич Ильин. Рано осиротел, а из близких людей остался только слепой Ваççа. Вот и перебрался он жить к слепому Василию, жившему в "анман вырăн " на нижнем конце оврага "Катĕрмек". Неизвестно, откуда приелась ему кличка "Пакус" – «пузатый». Кто знает, возможно, в детстве в самом деле, был пузатым от ненормального питания или болезней (рахит, солитер).

 Так Василий невольно стал поводырем слепого, а сбор милостыни един­ственным источником их. Два Василия распевали нехитрые нищенские куплеты на христианские мотивы. Кроме того, младший Василий, прозванный "Пакус", мог сплясать, спеть частушки, повысив тем свой "гонорар". В общем, не унывали от неустроенности жизни. Карамышевцы до сих пор вспоминают, как слепой Василий, разыгранный поводырём «Пакус», перепрыгивал через несуществующие лужи. Дело в том, что оба понимали юмор. Василий старший догадывался, что младший Ваççа заставляет прыгать на сухом и ровном месте, но не обижался.

Но и с последний покровитель Василия прожил не долго. Другого выхода, кроме как податься на заработки в город, не оставалось. Добро, к тому времени он подрос, окреп, смекалки ему было не занимать. Да и здоровьем не был обделён.

В городе Казани он устроился в т.н. "обжорном" – в столовой, где за одну копейку каждый мог нажраться до отвала супом из субпродуктов. Для начала и эта работа была находкой. Потом пошёл по поварскому ремеслу дальше. Работал в пароходных ресторанах и т.д. Уже тогда ходила молва, что он так вкусно готовит, что хо­зяин, не замечая, съедал поджаренный им гнилой лапоть.

Но тут разразилась первая мировая война. Василия призвали воевать, где он угодил в плен. Выжил и в плену, но, когда кончилась война, на родину его не потянуло. В Карамышеве то – ни кола, ни двора. Решил посмотреть мир. Очутился в Америке, снова пошел по поварской части. И не прогадал. Нажил кое-какие доллары. Подумывал о женитьбе, с чем в начале 30-х гг. и обратился с письмом к Иливанову Ивану Андреевичу. Писал о своей безбедной жизни, о том, как оказался в США. Справлялся о возможности подыскать ему согласную перебраться за океан невесту. Писал, что все расходы по тому поводу возьмёт на себя, лишь бы нашлась согласная на брак девушка. Время тогда было неспокойное. Кого раскулачивали, кого загоняли в колхоз. Наши, возможно, не рискнули и ответить.

 В годы культа личности "бдительные люди" не могли не вспомнить об Ильине В.В. Председателю колхоза Иливанову Д.Я. инкриминировались и связи с Ильиным, зачто его сослали в ГУЛАГ, где он и погиб.  

 После второй мировой войны он написал Качушкину Василию Павловичу ("Пĕчĕк Ваççа"). Сообщал, что скучает по Родине, что он всё ещё холост, расспрашивал об односельчанах. Письмо попало в руки Медянина К.Д. (зам. пред. РИК). Он забрал письмо с собой в райцентр. Отвечать на письмо было некому. В условиях "хо­лодной войны" вряд ли кто бы рискнул, ибо могли приписать связь с заграницей.

В 1947 г. из США пришло последнее письмо. Исполняя завещание, друзья прислали  на родину две фотографии его надмогильной плиты.

 

Н.И. Лобачевский (1792-1856 гг.)

Пример благотворного влияния передовых людей общества на хозяйственный и культурный подъём населения наших мест являет Н.И.Лобачевский. Великий русский мыслитель, математик, создатель неэвклидовой геометрии, ректор Императорского Казанского университета, сначала сам, а затем его дети в течение 30 лет (1839-1869 гг.) владели имением в Слободке близ Козловки, а также нашей мельницей "Улпут арманě". Огромной сложности научную работу он сочетал с плодотворной хозяйственной деятельностью. Состоял членом Казанского экономического общества, участвовал в сельскохозяйственных выставках уезда и губернии. Получал призы. Завозил новые породы скота, сорта кормовых и технических культур. Развёл прекрасный сад и цветник. Его стараниями возле "Улпут арманě" появилась роща с рыборазводным прудом, пасека, сад. Николай Иванович охотно общался с местным населением, делился опытом нововведений.

Биографы Лобачевского Модзалевские приводят, в частности, следующие воспоминания старшего сына Николая Николаевича: "Отец, вынув небольшой капитал из банка, купил Слободку с 1100 десятинами и в 15 верстах от неё четырехпоставную мельницу с 15 десятинами земли в Чебоксарском уезде". Далее отмечает: "... и только мельница хоть несколько оправдывала затраченный капитал...". В пятнадцати вёрстах в Чебоксарском уезде других четырёхпоставных мельниц, кроме "Улпут арманě", не было. Мельница выше по р. Аниш - «Жарков арманě» - принадлежала генералу Жаркову. Потом её купил Ларионов Е. из Байгулово. Мель­ница ниже по течению р. Аниш - "Виçарман" была собственностью Ананьевых. До Лобачевского "Улпут арманě" принадлежала помещику Карпенко, а до него Желтухину. Принадлежность "Улпут арманě" Н.И. Лобачевскому была установлена историками нашей школы ещё до войны, но источники не сохранились.

Последним владельцем "Улпут арманě" был Чебоксарский купец Ефремов. Он сначала сдавал её в аренду Иевлеву И., потом Ларионову С.Е.

Купчая между Карпенко и Лобачевским состоялась 26.07.1839 (Свид-во №2260 в архиве г. С-Петербурга). Имение продано в 1869 г. Козловскому купцу Забродину (Казанские губ. ведомости 28.06.1869).

 

Пуп Земли

В часы ночного бдения под открытым небосводом человеческий разум невольно обращается к вопросам мироздания. Где и есть ли вообще  начало и конец Вселенной? Есть ли в Ней, кроме нас разумные существа? ... Тишина и таинство скоплений звёзд будоражили, конечно, и разум наших предков. Старожилы рассказывали, что ещё в 19 веке один из любознательных односельчан, наблюдая в ночном за звёздным небом, обнаружил "Пуп Земли".

Как и большинство односельчан, он, конечно, был неграмотным, потому был далёк от научных знаний в области астрономии. Но по своей природной наблюдательности и пытливости разума, видимо, задавался вопросами устройства Вселенной. Причём, не побоясь суеверий и грехопадения вторгся в святая святых мифа о сотворении мира.

Так вот, находясь в ночном, он пролежал всю ночь, наблюдая за расположением и движением звёзд. А под утро, очень серьёзно и воодушевлённо сообщил мужикам: "Я всю ночь наблюдал за звёздами. Все звёзды за ночь сдвинулись с места. Лишь одна - над Карамышевом, оставалась на одном месте. Судя по всему, именно наше село является Пупом Земли – çĕр Кăвапи!

Да, Полярная звезда постоянно находится в одном и том же положении. Но, принять на себя бремя обитателей "Пупа Земли" карамышевцы, юморизируя по этому поводу до сих пор, не изволили согласиться. Ибо их жизнь ничем не отличалась от жизни в других городах и весях. Бог не даровал нам никаких поблажек: не миновали войны и революционные потрясения, мы так же страдаем от малоземелья, засух, эпидемий и др. напастей. Но, согласно молве, Бог всё же наградил карамышевцев одним неоспоримым достоинством - особым пристрастием к едкому юмору, шуткам и прибауткам. О "Пупе Земли", например, или, допустим,

 

О Карамышевском Икаре

Дети, играя не просто копируют действия взрослых, но и оригинально фантазируют, пытаясь осуществить свои задумки в жизни. Причём детские игры всегда идут в ногу с жизнью. Не так давно каждый третий ребёнок считал себя космонавтом, а кто носил имя Юрий, вовсе объявлял себя Гагариным. Так было и на заре воздухоплаванья. Слухи о первых летчиках, об элементах высшего пилотажа доходили и до деревенских мальчуганов. Многие из них пробовали "летать". Был такой и в Карамышеве.

10-12 летний мальчик Т. соорудил из липовых лубков подобие крыльев - хоп çунат. Крепко веря в успех своего изобретения, решил начать карьеру лётчика в базарный день, полётом к своей тёте в Карачево. На случай, если проголодается, положил за пазуху половинку ячменной лепешки. Как и положено, посидел перед большой дорогой. Ещё раз проверил надёжность крепления крыльев и забрался на сарай.  Сделав несколько разминочных взмахов крыльями и осенив себя словами: "Вĕçь-вĕçь Т.! Вĕçь!", - ринулся в полёт. И ... вполне понятно, шлёпнулся на землю, тут же, возле сарая. Хорошо, что отделался лёгкими ушибами. Но зато вошёл в историю "славного Карамышева".

Казалось бы – смешно, но пока среди нас живут Икары, Дедалы и Т., есть надежда, что мы Полетим - рано или поздно! Ну а наш Т. вырос, отлично справлялся с домашним хозяйством и, одновременно, находил время подрабатывать в разных городах. В общем, жил на зависть некоторым краснобаям, точившим на своё утешение лясы o его «летном прошлом». Т. пичче хорошо владел русский речью. Имел прямой характер и не обращал внимания на пересуды. Если что не нравилось, обычно парировал: "Вот вам дуга, а я вам больше не слуга!"