Козловский район МОУ "Карамышевская СОШ"

Сайт Охотниковой Светланы Григорьевны

Главная

 

« Использование нетрадиционных форм в преподавании истории»

( из опыта работы)

                                            

Анализируя свой опыт работы, я пришла к выводу, что методика учебной работы по - прежнему нацелена на получение знаний, но ограничивает возможности и способности учащихся проявить свою индивидуальность, «пережить» прошлое, как личностно-значимый процесс.

            Сейчас идет модернизация содержания общего образования в соответствии с требованиями современности при сохранении традиций российской школы. В преподавании истории в школах мало уделяется проведению нетрадиционных форм урока. Проведение нетрадиционных уроков помогает:

      -приобретению коммуникативных навыков, умений, т.е. умений работать в разных группах, исполняя социальные роли;

      -извлекать необходимую информацию из текстов и литературы;

      -находить нужную информацию по заданной теме;

      -ставить задачи и организовывать собственную деятельность по их достижению без внешнего контроля и понуждения и т.д.

В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнениях: традиционные формы обучения истории устарели. Для завладения вниманием современных учащихся, надо прежде всего, удивить, заинтересовать. Сделать это совсем не просто.

Для этого учитель должен помочь каждому ученику ощутить свою причастность к истории (например: через игру или ролевую игру и т. д.)

Последние годы  ознаменовались активными поисками и широким использованием методики, позволяющей значительно повысить эффективность обучения истории. Немалая роль в этом отводится так называемым нестандартным или нетрадиционным урокам.

Формы нетрадиционных уроков весьма разнообразны. Выбор формы зависит от многих обстоятельств: возрастных особенностей учащихся, уровня их подготовки, информированности, каких – то психологических особенностей и т. д.…

В среднем звене с большим успехом проходят уроки- экспедиции, которые дают широкие возможности для формирования у учащихся интереса к историческому прошлому при изучении нового материала. Учащиеся к данному уроку готовят контурные карты, атласы. В выступлениях ребят должен прозвучать яркий и интересный материал об исторических личностях, путешественниках, первооткрывателях. Также с успехом можно проводить урок – театрализованная игра. Но здесь необходимо проделать большую подготовительную работу по составлению сценария.

В старших классах – можно проводить сложные формы нетрадиционных уроков, как, например: « Круглый стол», « Урок – деловая игра», « Урок – конкурс», « Учителем буду я», « Урок – дискуссия», « Урок – интервью» и т. д..

Множество нетрадиционных уроков навеяно популярными телепередачами: « Что? Где? Когда?», « Счастливый случай», « Колесо истории» и т.д..

Различные виды игр на уроках истории вряд ли можно назвать новым словом в педагогике. Монография Т. А. Кулагиной « Сто игр по истории», многочисленные статьи педагогов – новаторов в журналах « Преподавание истории в школе» и « Преподавание истории и обществознания в школе» - свидетельство неослабевающего интереса учителей историков к такому эффективному приему, как создание игровой ситуации на уроке. К сожалению, нетрадиционные формы на уроках истории до сих пор не систематизированы. В своей работе я стараюсь привести их в систему.

Работаю в Карамышевской школе учителем истории четвертый год. Моя творческая работа называется « Использование нетрадиционных форм на уроках истории». Свои уроки в 5 – 8 классах я строю по блочной системе. По этой системе работаю второй год, составила календарно – тематическое планирование, разработала поурочные разработки для проведения нестандартных уроков. В преподавании истории в 5-ом классе и в 6- 8 классах при изучении Истории Отечества использую блочный подход. Такой подход к структурированию учебного материала  позволяет выделить вводный урок, предваряющий изучение большого раздела курса. Такой урок призван подготовить учащихся к восприятию новой темы; создать целостное представление о ней; помочь в сжатом, свернутом виде получить первоначальные знания о важнейших событиях и их оценках. Я обычно вводные уроки повожу в форме лекции.

Учебник « История средних веков» (автор Агибалова) для 6 – ого класса общеобразовательной школы предполагает синтез традиционной и развивающей методик преподавания. Информационная  насыщенность учебника позволяет строить работу на уроке с опорой на текст. Я иногда использую опережающие задания, текст параграфа, который должны изучать на следующем уроке, задаю на дом. Например: при изучении темы «В рыцарском замке» - детям даю опережающее задание: нарисовать замок, герб и придумать девиз. Дома, прочитав параграф составить рассказ о замке. На уроке каждый пытается защитить свой замок, рассказывает о ней. Также рассказывают, для чего нужен был герб, почему они придумали для своего замка именно такой герб.

Перспективными видами деятельности на уроках истории средних веков являются: моделирование (различные виды игровой деятельности) и коммуникативные (беседа, элементы дискуссии, короткие сообщения), исследовательская (работа с источниками).

В 6 – ом классе я провожу синтетические уроки. На таких уроках гармонично соединяются  изложение нового материала и закрепление изученного накануне, повторение пройденного материала провожу нетрадиционными методами.

                                 С целью повышения своей квалификации и для использования новых нестандартных форм на уроках истории выписываю журналы « Преподавание истории в школе», « Преподавание истории и обществознания», посещаю уроки РМО учителей истории, прошла курсы повышения квалификации. В ЧРИО при прохождении курса квалификации защитила проект « Использование театрализованных представлений на уроках истории Отечества в 6 – ом классе». После этого начала работу над  составлением проекта « Нетрадиционные формы на уроках истории».

Игра – путь детей к познанию мира, в котором они    живут и который призваны изменить.

                               А. М. Горький

 

Использование нестандартных форм на уроках истории.

( из опыта работы)

 Пишу, обобщая свой педагогический опыт работы по теме «Использование нестандартных форм на уроках истории». Это  результат поисков и размышлений, чтобы сделать обучение детей более светлым и радостным.

Моей задачей в большей степени является не преподнесение суммы знаний как таковых, а общее развитие учащихся, в частности формирование общенаучных умений как средства усвоения и приобретения знаний.

Подготовка современного урока истории значительно усложнилась, способ его подготовки во многом противоречит укоренившимся традициям, требует более высокой организации труда. Я стараюсь уроки построить так, чтобы дети сами самостоятельно изучали тему на уроке, сама же выступаю в роли консультанта.

Я сочла необходимым и возможным дать общие методические рекомендации и приложить конкретные подробные сценарии нетрадиционных уроков. Эти уроки апробированы мной и их могут использовать в практике другие учителя.

При проведении уроков истории использую нестандартные формы: при изучении нового материала, при повторении и контроле, а также при выполнении  домашних работ.

При изучении нового материала использую следующие формы обучения:

1.      Элементы театрализованного представления.

В 5 – ом классе при изучении темы « Законы Хаммурапи»

Действующие лица: Богач, Раб, Купец, Глашатай, Начальник стражи, народ.

Действие происходит на площади. Входит богач в сопровождении Раба, несущего огромный мешок. Купец наблюдает за ним.

Богач. Сиди здесь. ( удар плетью.) ничтожный раб! Ты годишься только для того, чтобы тебя скормили шакалам. Сегодня ты получишь свои 200 ударов плетьми, клянусь Тигром и Евфратом! (уходит)

Купец. Куда ушел твой хозяин?

Раб. Он ушел к судье, господин.

Купец. Он хочет судить тебя, ты провинился?

Раб. Нет, хозяин хочет обменять меня на собаку судьи. Он говорит, что от него будет больше пользы. А если обмен не состоится, хозяин снова изобьет меня.

Купец. Да, нелегко тебе живется!

Раб. А вы, господин, из каких мест прибыли? Может быть, вы побывали и на моей родине?

Купец. Я купец. Мой корабль стоит на гавани. У него на носу золоченая богиня удачи, такой ни у кого нет. Но и она не спасла меня от несчастий. В бурю у меня смыло трех матросов за борт. А ты, я смотрю, толковый.

Раб. Я знаю три языка, умею считать.

Купец. ( перебивая раба) Клянусь богиней правды Маат, я не ошибся в тебе. Бежим со мной, я возьму тебя рулевым на корабль, ты получишь свободу.

Раб. Спасибо тебе господин! ( Падает в ноги купцу. Затем из мешка делает чучело и прислоняет его к дереву.

                  Богач выходит из дома, пинает чучело.

Богач. Ограбили! Раба украли! Люди! Это был мой лучший раб, я относился к нему, как к родному сыну!

                  На площадь выходит отряд воинов, впереди бежит глашатай.

Начальник стражи. Тихо! Слушайте указ великого и мудрого царя Хаммурапи!

Глашатай (читает). Светоч мудрости, первейший царь, вождь, поставленный богами, указует: если кто – либо украдет имущество храма или царя, то будет предан смерти. Такое же наказание полагается укравшему чужого раба.

Богач (прерывая глашатая). Да будут благословенны твои дни, повелитель. Теперь берегись, проклятый вор!

Начальник стражи. Как смеешь ты говорить, перебивая царского глашатая? Эй, стража!

Богач.( падает в ноги) Прости, великий! (Дает начальнику стражи мешочек с деньгами) Пусть это поможет забыть тебе о моем невольном поступке.

Начальник стражи. Ладно уж …

Глашатай ( продолжает чтение). Я, Хаммурапи, царь справедливый, которому бог Солнца даровал законы. Мои слова превосходны, мои слова бесподобны!

Начальник стражи. А теперь идите и расскажите всем о мудрых законах нашего великого царя!

В 6 – ом классе при изучении темы « Франкское королевство», использую тоже элементы театрализованного представления, чтобы дать характеристику Хлодвигу.

 

Сидящий слева от Хлодвига дружинник с чашей говорит:

Я — Ротбард,  воин из дружины Хлодвига,  предлагаю выпить
эту   чашу   за   здоровье   нашего   храброго   вожДя.   Это   он   привел
франков с берегов Рейна на плодородные равнины Галлии. Помните,
как    храбро    сражался    Хлодвиг    под   стенами    Суассона?    Жалкий
Сиагрий, бывший римский наместник этой страны, трусливо бежал к
вождю вестготов Алариху, но и там настигли его наши мечи. Слава
Хлодвигу!

Далее в представление вступает юноша, подающий блюдо:

Я всего лишь слуга и потому вступить в разговор не могу. То,
что я говорю — это мой мысленный монолог.  Лично я не стал бы
пить   за   Хлодвига.   Страшен   и   коварен   Хлодвиг.   На   словах   он   не
возражает  против  древних   обычаев,   а  на деле  делает  все,   чтобы
реже   созывать   народные   собрания,   которые   теперь   превратились
лишь   в   военные   смотры.   Все   дела   он   решает   сам,   опираясь   на
дружинников.     В     той     битве     под     Суассоном     была     захвачена
драгоценная  чаша,   и  Хлодвиг,   вопреки  обычаю,   стал  требовать  ее
себе. Все испугались Хлодвига, и лишь один храбрец поднял топор и
разрубил чашу,   промолвив:   «Ничего  из  этого  не  получишь,  кроме
того, что полагается тебе по жребию». И Хлодвиг промолчал. Если
бы тогда другие воины поддержали храбреца!  И вот теперь, через
год, осмелев,  он открыто убил того воина, потому что никто уже
перечить ему не в силах. Ох, злопамятен Хлодвиг!

Слава  Хлодвигу!   Храбрые дружинники!  Мы должны  во  всем
поддерживать Хлодвига. Вспомните, как делили захваченную в Галлии
землю.  Всем франкам достались небольшие наделы.  А нам, своим
дружинникам, Хлодвиг выделил большие участки из доставшихся ему
земель   римского   императора.   Теперь   я   могу   не   беспокоиться   о
хлебе насущном. Мою землю обработают римские рабьи и колоны,
и до того работавшие на этой земле.  Мы можем воевать круглый
год. Простые франки же, отправляясь на войну, постоянно думают о
том,   кто   будет   обрабатывать   их   клочок   земли,   пока  они  воюют.
Помните   Амальфреда,   погибшего   от   отравленной   стрелы?   Перед
смертью   он   плакал,   как   женщина,   и   приговаривал:   «Ах,   как   там
теперь мои дети?» Слава Хлодвигу, нам это не грозит!

Крайний слева — это бывший римский рабовладелец Корнелий. Когда   франки   захватили   Галлию,   он   поспешил   признать   власть Хлодвига.

Слава Хлодвигу! Благодарю тебя за то, что сохранил ты мои
владения и оставил мне моих рабов.  Я буду служить тебе верой и
правдой. Мой дом и яства в моих подвалах — к твоим услугам. Эй,
раб, подлей-ка вождю моего лучшего вина!

Раб, наливающий вино Хлодвигу:

—   Я    —    раб,    и    я    молчу.    Но    я    не    могу    не    думать    о
неблагодарности   Хлодвига.   Когда   полчища   франков   подступили   к
стенам   нашего   города,   я   вместе   с   другими   рабами   и   колонами
помогал им, надеясь, что они меня освободят. Но я как был рабом
Корнелия, так и остался им.

Сам Хлодвиг ведет хитрую беседу с верным приближенным Арнальдом:

—        Да,  власть моя велика.  Но я еще не король.  Я лишь один из вождей франков.  Еще живы вожди Сигиберт и Рагнахар.  Ты завтра же    поедешь    к    Хлодерику,     сыну    вождя    рипуарских франков Сигиберта.   Скажи   ему,   что   после   смерти   отца   Хлодерик станет вождем. Когда он убьет отца, мы обвиним его в отцеубийстве, и он тоже погибнет. А потом возьмемся за Рагнахара.

 

 

2.      Ребусы

Иногда детям объявляешь тему урока так, как написано на учебнике, а лучше когда дети сами отгадывают, что же ждет их сегодня на уроке. Поэтому при сообщении темы иногда на доску вывешиваю ребус и предлагаю детям его отгадать. И сами вместе определяем цель урока: ознакомиться с деятельностью князя СВЯТОСЛАВА.

 

Такие ребусы использую и при проверке знаний, также задаю на дом, чтобы сами составили ребусы.

3.      Игра « Поиск» - использую для облегчения усвоения новых дат, имен, терминов. Эту игру провожу в конце урока в течение нескольких минут. Назначаю трех ассистентов и класс делю на 3 команды. Ребята в учебнике ищут новые даты, названия, термины. По истечении минуты начинаю опрос. За каждый правильный ответ команде выставляется 1 балл, за неправильный ответ 1 балл снимается.

4.      Урок – рассказ

В 6 –ом классе при изучении темы « В рыцарском замке» детям даю опережающее задание на дом: изучить параграф, нарисовать замок и герб и подготовить рассказ о своем замке. В этом параграфе много терминов. Как дети усвоили термины, проверяю в форме игры « Поле чудес».                         5. Урок – самостоятельное изучение темы

Такой урок проводится в 8 – ом классе при изучении темы « Отмена крепостного права»

Цель урока: выяснить, как шла подготовка к отмене крепостного права

С этой целью детям даются этапы подготовки крестьянской реформы, которые перепутаны и дети, читая учебник, должны правильно определить последовательность этапов подготовки крестьянской реформы.

 Задание:

 Последовательность этапов подготовки крестьянской реформы:

а) создание редакционных комиссий

б) создание Секретного комитета

в) создание губернских комитетов

г) выступление Александра II перед В.И. Назимовым с предложением подготовить предложения об отмене крепостного права

д) рассмотрение проекта в Главном комитете

е) приезд в Петербург проекта « второго созыва»

ж) рассмотрение проекта В Госсовете

з) речь Александра II перед московским дворянством

и) приезд в Петербург депутатов « первого созыва»

к) подписание Александром II окончательного проекта реформ

В конце урока проверяем и выставляем отметки.

6.Урок – изучение темы в группах.

9 класс.

Класс делится на группы и каждой группе дается задание на листочках. В конце урока каждая группа отчитывается. Вот примерные задания:

Военные действия в 1914-1918 г.

развитие военной техники и военного искусства.

 

Вашей группе предстоит изучение вопроса: 

                  «Военные события в 1917-1918 г.»

                   «Последние годы войны».

 Цель работы:   раскрыть ход военных действий в 1917- 1918 годах; узнать                                                                                                           

                          почему и как Россия вышла из войны; как завершилась мировая

                          война.

Где найти:    Учебник «Новейшая история 20 века» стр. 67

Вопросы и задания:    1. Каково было соотношение воюющих стран в живой            

                           силе и в военной технике к началу 1917 г. (стр. 60)

                   2. В чем состоял план Гинденбурга?

                   3. Почему в 1917 в войну вступила США? (стр.51.)

                   4. С чем связан выход России из войны? (стр. 51-52-53) 

                   5. Назовите важнейшие сражения этого периода.

                   6. Какие события в Германии ускорили окончание войны       

                                                (стр56.)

Выполните тесты:

                   1.Распад Восточного фронта связан:

                   а) с февральской и  октябрьской революциями в России.

 Стр.51-52 б) с прекращением наступательных действий Германии   против России.

                   в) поражением России в войне.

                   2.Брестский мир был подписан:

                   а) 1 февраля 1917г.

стр. 53       б) 3 марта 1918г.

                   в) 25 октября 1917г.

                   3.Первой страной Четвертого Союза, вышедшей из войны  стала:

                        а) Австро-Венгрия

(стр. 55-56) б) Турция

                    в) Болгария

               4. Первая мировая война завершилась:

                    а) 3марта 1918г.

 стр. 56       б) 4 ноября 1918г.

                    в) 11ноября 1918г.

              5. Определите последовательность событий.

     1.Предписание Брестского мира

     2.Вступление США  в войну

    3. Сражение под Арросом

    4. Перемирие с Болгарией

    5. Битва на Марне

    6. Компьенское перемирие

    7. Начало  неограниченной   подводной войны

                                                    Вопросы для обсуждения:

                      Во время первой мировой войны на Западном фронте  происходили самые ожесточенные и длительные сражения, именно там были впервые применены                       новые виды оружия. Согласны ли вы с утверждением, что главным фронтом по этому в годы войны был именно Западный?

                                      Контрольные задания:

           На основе текстов учебника составьте сообщение о последних годах первой мировой.

 

Желаю успехов!

 

 

Военные действияв1914-1918 годах. Развитие военного искусства и военной техники.

Вашей группе предстоит изучить ВОПРОС :  «Военные действия в1915-1916 годах»

                Ознакомиться с развитием событий в 1915-1916 годах.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:  Дать оценку действиям русской армии в этот период; узнать о применении военной техники и оружия;  имена наших соотечественников, которые проявили себя на войне;

ГДЕ НАЙТИ:  Учебник «Новейшая история ХХ век» стр. 39-45,49.

Учебник «История России ХХ век» стр. 64-66.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

  1. Назовите и покажите по карте важнейшие сражения этого периода (стр. 42-45)
  2. Раскройте понятия «позиционная война». Почему такая война была гибельна для  Германии (стр. 40-41)
  3. Какие изменения произошли в воюющих блоках ? (стр. 40 –43)
  4. Какие страны стали инициаторами применения ядерного газа- хлора, подводных лодок, танков? (стр. 40, 42 –43).
  5. Раскройте значение Брусиловского прорыва (стр. 44-66)

6.      Почему русская армия отступала в 1915г. (стр. 64)

  ОБСУДИТЕ : Почему генерала Брусилова предполагал прорыв обороны противника не в одном, а в нескольких местах, на широком фронте. Найдите положительные и отрицательные стороны подобного способа действий.

ВЫПОЛНИТЕ                    1. В четвертной Союз входили.

ТЕСТЫ:                  а) Германия, Австро- Венгрия, Италия , Болгария.                     

                           б) Германия , Австро-Венгрия , Турция , Болгария.

.                           в) Германия ,Австро-Венгрия , Италия , Румыния.

2. Соедините стрелками

                                                 

      Германия               ядовитый газ

      Италия                   подводные лодки

      Англия                   танки

      Франция

3.Определите последовательность событий

1)      Сражения на р. Сомме

2)      Ютландский морской бой

3)      Брусиловский прорыв

4)      Верденское сражение

5)      Образование четвертого союза                                       

4.Подводная лодка, предпринятая Германией в 1915 году, была свернута потому, что:

Стр. 42  А) английский фронт блокировал немецкие подлодки

              Б) использование полдлодок было неэффективным

              В) США предъявили Германии решительный протест

Контрольное задание:  используя тексты учебников составьте сообщение об  итогах 1915-1916 гг.

Желаю успехов!

Военные действия в 1914-1918 гг. Развитие военной техники и военного искусства.

Вашей группе предстоит изучить

Вопрос: «Военные действия в 1914 году. Срыв германского плана

                  молниеносной войны».

Цель работы: - ознакомится с планами воюющих стран;

   - узнать как начались боевые действия; причины провала

                  молниеносной войны Германии;

                - оценить значение действий русской армии;

Где найти: Учебник « Новейшая история XX век» стр. 36-39

                     Учебник «История Росии XX век» стр. 59-64

Вопросы и

задания:    1) Какие фронты образовались в 1914 г. (стр.37-38)

                    2) Составь хронологию крупнейших сражений в 1914 г. Опреде-

                     лите их итоги. ( стр. 36-37, 60-62)

                    3) Выделите те события, которые связаны с русской армией

                    4) Покажите по карте места сражений

                    5) Узнайте имена военных деятелей этого периода ( стр 36, 60)

Для обсуждения: Русский план войны предпологал

 Стр. 59-60                   А) нанесение главного удара по Астро-венгрии, затем с юга 

                               по Германии. Но определённые обстоятельства нанесения

                               главного удара по Германии. Поэтому русский генеральный

                               штаб составил план, по которому предусматривалось одно-

                               временное наступление и против Германии, и  против Авст-

                               ро-Венгрии. Почему?

                              

                              Б) Какие сильные и слабые стороны русской армии появил-

                                 ись в начале войны?.

Выполните

Тесты:            

1)      Германское командование главной задачей в 1914 г. ставило:

А) разгром Росии, затем Франции;

Б) разгром Франции, затем России;

В) одновременное наступление на Францию и Россию.

Стр. 36

2)      Россия впервые вступила в военные действия :

А) в Восточной Пруссии;

Б) Галиции;

В) Украине и Молдовии;

Стр.36

3)      План Шлиффена молниеносной волны был сорван в результате:

А) Установление морской блокады английским флотом стран Тройственного союза;

Б) вступление США в войну против Германии;

В) битва на Марне.

Стр. 37, 62

4)      В 1914 г. на стороне Тройственного союза выступила:

А) Болгария

Б) Румыния

В) Турция

5)      Определите последовательность событий:

1.Нападение Германии на Бельгию;

2. Битва на реке Марне;

3. Вступление в войну Турции;

4. Наступление русских войск в Восточной Пруссии;

5. Вторжение Германии во Францию

Контрольное

Задание.   Подведите итоги компании – 1914 г. Назовите причины срыва плана молниеносной войны Германии. Какова роль в этом русской армии?

   На основе текстов учебника составьте сообщение. Стр. 38, 62.

Желаю удачи!

                      

При проверке знаний  использую такие формы:

Игра « Дата» для проверки запоминания дат.

 Класс делю на команды по рядам. Учащиеся, сидящие за последними партами в каждом ряду на листке пишут номер команды. Ученик на листке пишет любую дату, связанную с пройденным материалом и передает листок, сидящему впереди. Тот тоже пишет дату и передает следующему, если ученик не вспомнил никакой даты, он передает листок дальше, ничего не написав. Игра идет 1 минуту, ассистенты собирают листочки, проверяют, верно ли записаны даты, производят подсчеты и определяют команду победительницу.

Узнай по стихотворному отрывку историческое событие.

1.      Ослепленный полководец,

На возу бесстрашно стоя,

Голосом, подобно грому,

Направляет ярость боя.

С ним один дружинник слева

И один дружинник справа,

Вместо глаз они герою

Служат верно, не лукаво.

                                            «Ян Жижка». Н.Ленау

2.      Куда ты ведёшь нас?.. не видно ни зги!-…

Мы знаем и тонем сугробинах снега;

Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега.

Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути;

Но тем Михаила тебя не спасти! 

                                           «Иван Сусанин». К. Рылеев

3.      С вождём  покой в объятьях  сна

Дружина храбрая вкушала;

С Кучумом буря лишь одна

На их погибель не дремала

Страшись вступить с героем в бой,

Кучум  к шатрам, как тать  презренный,

Прокрался тайною тропой,

Татар толпами окружённый.

                                            «Смерть Ермака». К.Рылеев

 

4.      В субботу пятого апреля

Сырой рассветною порой

Передовые рассмотрели

Идущих немцев тёмной в строй.

На шапках- перья птиц весёлых,

На шлемах – конские хвосты,

Над ними на деревьях тяжёлых

Качались чёрные кресты…

Под ними лёд, над ними небо,

За нами наши города,

Ни леса, ни земли, ни хлеба

Не взять им больше никогда.

                                         «Ледовое побоище» К.Симонов     

5.      И думал он:

Отсел грозит мы будем шведу.

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу пробудить окно,

Ногою твёрдой стать при море.

                                    «Медный всадник». А.Пушкин

6.      Вперёд, сыны Эллады, устремитесь в бой!

Освободите алтари родных богов,

Детей и жён своих. Ведь бой идёт за всё!

                                    «Персы». Эсхил

7.      Он родился свободным

     Под отеческим  кровом,

     Но в железные цепи

     Был врагами закован.

     Не за родину ныне

     Бьется он на чужбине,

     Не за милый, далёкий,

     За родительский кров

     Льётся в битве жестокой

     Гладиатора кровь.                             «Спартак». Р.Джованьоли

 

8. Мало книг у нас в народе,

    Книги пишутся пером,

 Дни и месяцы проходят

 За медлительным трудом.

 Лишь досужие монахи

 Рукописный любят труд,

 И за книги – в божьем страхе

 Сотни гульденов берут.

 Я придумал способ новый

 Из металла буквы лить,

 Чтоб написаннае слово

Напечатанным сменить.

                                        «Иоганн Гутенберг» Е. Данько

9.Стало золото девизом,

Ибо это жёлтый сводник –

Золото само дуреет

Все земные наслажденья.

И когда вигвам индейцам 

Заходил теперь испанец,

Он там спрашивал сначала

Золото, потом – воды.                                                            

                                              « Бимини ». Г. Гейне 

11.Ты, как мученик, горела

           Белокаменная!..

И под пеплом ты лежала

            Полоненною,

И из пепла ты восстала

             Неизменною.

                                      «Москва». Ф. Н. Глинка

12.Стоял такой великий стон,

Шёл бой с такою кровью,

Что был в багрец окрашен Дон  

До самого низовья.

                             «Наша деревня столица», Н. Кончаловская 

 

13. Я, царь царей, я солнца сын могучий,

Гробницу выстроил себе,

Чтоб прославляли Многие народы,

Чтоб помнили во всех веках грядущих…

                                   «Надпись на Руине». Л. Украинка

14. Богач и бедный  Карманьолу пляшут,

Все за одно, все об одном твердят…

Дрожит король и вся его родня.

Сияет разум. Франция свободна.

Таков итог торжественного дня.

                                         Песни. Пьер Жан Беранже                                     

Эпиграммы.

Кто автор этих эпиграмм и на кого они написаны?

Он мало царствовал, Но много начудесил:

Сто двадцать пять в Сибирь послал

И пятерых – Повесил!

                                           ( А. С. Пушкин на царя Николая 1)

  Всей России притеснитель,

  Губернаторов мучитель,

А царю он друг и брат.

Полон злобы, полон власти,

Без ума, без чувств, без чести.

Кто ж он? «Преданный без лести»,

Просто Грошевый солдат.

                                           ( А. С. Пушкин; на Аракчеева)       

                                                                                                         

 

Жили ли они?

(Викторина имён)

Из предложенного здесь списка имён, известных вам из истории древнего мира, выберите в левую колонку те, кто был историческим лицом (жил и действовал) , а в первую те, кто известен вам из мифов-сказаний о богах и вымышленных героях. Начинайте с более древних имён. Против каждого имени исторического коротко запишите: когда, где жил, кем был?

        Ганнибал                                                                   Перикл

        Хеопс                                                                          Хаммурапи

        Аполлон                                                                                    Прометей

        Сет                                                                                           Гомер

        Солон                                                                                         Ахиллес

        Посейдон                                                                                   Кир

        Геракл                                                                                       Аларих

        Спартак                                                                     Фидий

        Одиссей                                                                      Эсхил

        Тутмос                                                                                       Гефест

        Дионис                                                                       Ксеркс

        Геродот                                                                      Гесиод

        Демокрит                                                                  Траян

 

Красивые названия».

Задание: 1) Определить событие, скрытое под этим названием.

                 2) Указать время, когда оно произошло.

                 3) Объяснить смысл названия.

1)      Авиньонское пленение.

В 1309 г. после смерти папы Бонифация VIII Советом кардиналов под давлением французского двора был избран папой Климент V. Место пребывания папской курии было перенесено в г. Авиньон (Франция). В течение дальнейших семидесяти лет папа фактическим был послушным орудием французского короля, как бы его пленником.

2)      Битва шпор.

Битва   при  г. Куртре во  Фландрии  в 1302 г. Французские рыцари при попытке покорить свободный народ Фландрии были наголову разбиты  и с позором бежали. На поле боя было собрано 700 золотых шпор , поэтому бой у Куртре иногда называют «битвой шпор».

     3) Бостонское  чаепитие.                                                                                                                                        

  В 1773 г. Бостонский порт (североамериканские  колонии Англии) был                        доставлен  груз с чаем. Но пошлины на товар были непомерно высоки. Возмущенные жители сбросили чай в море.

      4) Варфоломеевская ночь.                             

События в ночь на 24 августа 1572 г. в Париже. Сторонники католической церкви устроили резню протестантов. Выражение вошло в историю как символ коварства и предательства.     

     5) Война Алой и Белой розы .

Феодальные войны в Англии между династиями Йорков, в гербе которых была белая роза, и Ланкастеров, в гербе которых была алая роза. Война длилась 30 лет и окончилась ослаблением обеих династией. На престол вступил Генрих   VII Тюдор, основатель династии Тюдоров.

     6) Отец ужаса .

Так называли арабы Большого Сфинкса в Египте. Освещенный ночью яркой луной, он внушал особый страх, возвышая среди песков. 

Исторический «зоосад».

  От детей требуется знание литературы, легенд, мифов разных стран древнего мира, геральдики средневековья Западной Европы и России. Заодно правильно названное животное и объяснение источника знаний о нём. Учащимся нужно не просто назвать, а подтвердить правильность своего ответа на примере археологических раскопок, сохранившимся изображениями, литературными произведениями, легендами, мифами и  т. д.

     Например:

    «Зоосад» в первобытном обществе.

   Мамонт, бизон, олень, лошадь, пещерный медведь, собака, корова, коза. Изображения этих животных сохранились в пещерах в виде наскальных рисунков; кости животных найдены при археологических раскопках. Археологические раскопки обнаружили кости и скелеты этих животных; найдены также вырезанные из костей фигурки животных, выцарапанные на кости изображения.

   «Зоосад» в Египте.

  Кошка. Священное животное в Древнем Египте. Бог солнца Ра изображался часто с головой кота.

  Корова. В образе коровы изображалось небо. Сохранилось изображение фараона, который стоит под защитой небесной коровы. На некоторых изображениях бог солнца Ра представлен сидящим на священной корве.

  Крокодил. Согласно одной из легенд, старший сын бога Ра неизменно сопровождал своего отца во время плавания по небесному Нилу. С копьём в руках на носу ладьи он охранял Ра от нападения гигантских крокодилов.

  Лев. Животное почиталось в Египте. Египтянская богиня добра и зла – Тефнут – изображалась в виде львицы.

  Павиан. Священное животное в Египте. По легенде, он сопровождал бога мудрости, счёта и письма – бога Тота. Когда ладья бога солнца – Ра, пройдя дневной путь по небу, подплывает к западным горам, павианы приветствуют её песнями.

  Змея, лягушка. Сохранились сказания, из которых следует, что при рождениии солнца, которое поднимается из лотоса его приветствуют лягушки и змеи.

  Египетская богиня плодородия – Рененут – изображалась в виде змеи. В облике кобры она охраняет зерно.

  Жук – скарабей. По преданиям,  Солнце и Луну катит по небу солнечный жук. Изображение жука встречается в произведениях разных видов искусства Древнего Египта. Украшением служили сделанные из драгоцееных камней броши в виде скарабеев.

  Ласточка, коршун. В легенде « Сказание об Осирисе» богиня Исида превращается в ласточку в поисках убитого мужа Осириса. В легенде « Борьба Гора и Сета» Исида превращается в коршуна.

  Ибис.  По легенде она сопровождает бога Тота, бога мудрости, счёта и письма.

  Сокол. В египетских мифах указывалось, что Солнце и Луна – два глаза небесного сокола. Бог Гор принимал вид могучего человека с головой сокола.

 

 «Зоосад» в Междуречье.

  Лев. Упоминание этого животного встречается в сказании о Гильгамеше. Отдельные здания в Вавилоне украшены изображениями льва. Известная бронзовая гиря в виде льва. Рельефы на стенах царского дворца в Ниневии показывают охоту царя на львов.

  Бык. При раскопках в городе Уре в гробнице была найдена арфа с головой быка из золота и драгоценных камней с хрустальными глазами. В Ниневии были найдены статуи крылатых быков. Упоминание о священном быке содержится и в легенде о Гильгамашею

  Змеи, ящерицы – саламандры . Об этих животных упоминается во многих мифах Двуречья. В частности, в легенде о сотворении мира.

  Орёл, скорпион, осёл. Также встречаются во многих мифах, например «Сказание о Гельгамаше», «сказание об Этане, летавшем на небо».

 

Кто сказал?

«Приди и возьми». (Ответ Спартанского царя Леонида послам персидского царя Ксеркса.)

«Мать черная, земля многострадальная, с которой сбросил я позорные столбы, рабыня раньше, а теперь свободная». (Слова принадлежат Салону, который отменил рабство для греков.)

«Лучше умереть от железа, чем от голода». (Слова приписываются Спартаку,

предводителю восстания рабов в Риме в 1 в.н. э.)

7 класс.

«Так и ты поступил с моей чашей».  (Так сказал Хлодвиг, убивая воина, который выступил против него при дележе добычи.)

« Мы, папы, призваны господствовать над всеми народами и царствами».

(Иннокентий третий, папа римский).

«Земля та течет молоком и медом. Пусть выступят против неверных в бой, который должен дать в изобилии добычу. Кто здесь горестны и бедны, там будут радостны и богаты». (Отрывок из речи папы Урбана второго перед началом крестовых походов.)

«Кто не умеет притворяться, тот не умеет царствовать». (Французский  король Людвиг одиннадцатый.)

Шарады

 

  1.Первый слог – крик барана, второй – часть игры, целое – английский ученый 18 века. (Бе-кон – Бекон.)

  2. Первый слог – морское животное, второй – междометие, целое –родина  фарфора . ( Кит-ай –Китай.)

  3. Первый слог – стихийное бедствие, второй – предлог, третий – принадлежность для игры в бильярд, целое – предводитель народного ополчения в 17 в. (пожар – ский – Пожарский.)

  4. Первый слог – крик вороны,  второй -  единица сопротивления в физике, третий – предлог, четвертый – хвойное дерево, целое – английский  государственный деятель 17 в.  (Кр -ом –в- ель – Кромвель) 

  5. Первый слог –  нагруженная  телега, второй слог- торжество, семейный праздник, целое – эпоха гуманизма. (Воз – рождение – Возрождение.)

6. Первый слог – кусок земли, второй – мычание коровы, третий – предлог, целое – свободный средневековый город. (Ком- му-на – коммуна.)

7. Первый слог – домашние птицы, второй – местоимение, целое -  участники  общенародной освободительной борьбы против засилья немцев и католической церкви в одной европейской стране в 15 в. (Гуси - ты – гуситы.)

8. Первый слог – нота, второй – установленный образец одежды, целое – изменение в обществе, преобразование. ( Ре - форма – реформа.)

9. Первое – звук смеха, второе – верхняя часть женского платья, целое – правитель стран Востока в средние века. ( Ха - лиф – халиф.)

10. Первое – начальная буква алфавита, второе – человек, не имеющий  ни прав, ни собственности, целое – коренной житель Аравии( А- раб – араб.)

11. Первое – небольшой ресторан, где посетителей обслуживают за стойкой, второе – русское национальное блюдо, третье – предлог, целое – одна из феодальных повинностей (Бар-щи-на – барщина.)

12. Первое – бог солнца в Египте, второе – короткое торжественное музыкальное приветствие, третье – начальная буква алфавита, целое – здание городского совета в средневековом городе ( Ра-туш-а – ратуша.)

13 .Первое – имя русского царя-преобразователя, второе – архитектурное сооружение, впервые примененное древними римлянами, целое – итальянский  поэт-гуманист, автор сонетов ( Петр-арка – Петрарка.)

14. Первую часть поймёт любой – это цыгане бредут толпой, затем – союз, потом - местоимение, в целом - участники средневекового освободительного движения ( табор – и – ты – табориты)

15. Первое – народ в переводе с греческого, второе – прибор для укладки волос. Целое – знаменитый оратор Древней Греции. ( демос – фен – Демосфен)

16. Первое – название священной горы греков, второе – соединительный союз, третье – самое хвастливая буква алфавита, целое – город в Пелопоннесе, известный всей Греции.( Олимп – и – я – Олимпия.)       

При проведении контрольных работ использую следующие формы:

1.      Исторические путаницы

Примерные тексты для 5 – ого класса:

В Древнем Египте.

По берегам реки Нил, впадающей в Красное море, располагался Древний Египет. Это прекрасное государство расположено в верховьях величайшей африканской реки. Территория Египта увеличилась около 2500 г. до н. э. в результате завоевательных походов фараона Тутанхамона. Единственным из дошедших до нас семи чудес света Древнего мира, стал Большой Сфинкс. В Абидосском храме, построенном в честь бога Солнца Амон-Ра,  обнаружены изображения летательных аппаратов.

(Найти 6 ошибок)

 

                                                                                                                                    

Передняя Азия в древности.

Расцвет финикийского государства пришёлся на время правления царя Хаммурапи. По представлениям вавилонян царь был богом. Финикия получила своё название из-за обилия финиковых пальм. У вавилонян была дурная слава пиратов. Они основали крупную колонию – Карфаген – в северной Испании. Древние евреи поклонялись Иисусу. Самым мудрым считался еврейский царь Саул, сын Давида. Много тайн хранит Передняя Азия.  

                                                        (Найти 7 ошибок).

Древняя Греция.

Древняя Греция расположена на Аппенинском полуострове и островах Эгейского моря. Тёплый климат, широкие просторы способствовали занятию земледелием и скотоводством. Главными богами греков были Юпитер – громовержец  и бог моря Нептун. Постоянно соперничали между собой греческие города Афины и Спарта. Последний сейчас является столицей современной Греции.

(Найти 6 ошибок)

Древний Рим.

В 753г. до н. э. на берегу Тигра был основан Рим. Согласно легенде первые два века Римом правили 12 царей. После отставки последнего из них Тарквиния Смелого в 509 г. до н. э. в Риме утвердилась демократия. Между римлянами и Корфу было четыре Пунических войн. Гражданские войны начались после принятия земельного закона Гая Гракха. Восстание Спартака в 74 г. н. э. потрясло государство. Первым императором Рима стал Цезарь. Лучшим императором  народ назвал Октавиана Августа. Под ударами славянских племен в576г. пала Римская империя.

(Найти 14 ошибок)

 

Примерные тексты для 6 – ого класса:

        Мир раннего средневековья.

С   падением   Восточной   Римской  империи  в   476  г.  до  нашей  эры   началась  история  средневековья. Жизнь простого народа определяли олигархи, жившие в виллах. Хозяйство приобретало товарный характер. Возникали хорошо развитые города – государства – Париж, Лондон, Константинополь, Аахен. Основателем   королевства  франков стал  Артур. Самым знаменитым королём был Карл  Великий, прозванный так саксами. Центрами  христианской  культуры   были   королевские  дворцы. Карл Великий основал кружок, названный  Академией. Исчезли   империи  раннего   средневековья -  А. Македонского, Карла   Великого, Вильгельма   Завоевателя.

( Найти не менее  10  ошибок).

 

Откуда есть, пошла Русская земля.

Этот вопрос впервые в начале 11 века назад Ярослав Мудрый. Славянином по отцу был и первый русский князь Трувор, положивший начало династии Труворовичей на русском престоле. Объединение Киева и Новгорода произошло в 982 году, когда на киевский престол взошла княгиня Ольга. А через 6 лет её внук Ярослав Мудрый окрестил Русь. Киевские князья правили Русью как князья сильнейшего славянского племени  древлян. Именно древляне убили князя Игоря в 985 году. Гибели князя Игоря и его дружины посвящено «Слова о законе и благодати» митрополита Иллариона. Период своего расцвета киевская Русь переживала в годы Владимира Мономаха.

                                                (найти 11 ошибок).

 2. Исторические диктанты.

6 класс

Русь в датах.

Первое летописное упоминание о Москве относится к … году. Андрей Боголюбский в ... году разгромил Киев, а в … году погиб в своей резиденции. В … году Ярослав Мудрый дал согласие на неподсудность новгородских бояр княжескому суду. В … году новгородцы изгнали князя Всеволода  и фактически стали феодальной республикой. В … году произошло объединение Галиции и Волыни.

Наступил грозный ... век. В ... году великим ханом монголов стал Темучин. Первая встреча русских и монголов произошла в … году на реке Калке. В … году началось вторжение Батыя. Новгородцев Александр Невский защищал от шведов в … году и от рыцарей—крестоносцев в ... году.  

  1. Контрольные тестирования

Примерные варианты контрольных тестирований:

В 5 - ом классе: Контрольное тестирование  по теме «Древний Рим».

  1. Город Рим был назван в честь первого царя:

А) Рема                                                      В) Рамсеса

     Б) Ромула                                                   Г) Рамы

  1. Государство римлян после изгнания царя Тарквиния  Гордого называлось:

А) Империей                                     В) Республикой

Б) Царством                                      Г) Диктатурой

  1. Октавиан Август был пожизненным:

А) Народным трибуном   В) Диктатором

Б) Консулом                      Г) Сенатором

  1. Любимое зрелище римлян:

А) Гладиаторские бои                                В) Олимпийские игры

Б) Театральные представления                 Г) Конные состязания

  1. При императоре Траяне

    А) Прекратились казни по ложным доносам

    Б) Увеличились налоги

    В) Знатные провинциалы получили права римского гражданина

    Г) Поощрялись доносчики

  1. В честь военных побед полководцев в Риме возродились:

А) Акведуки                              В) Колонны

Б) Термы                                    Г) Триумфальные арки

7. Кто, из ниже перечисленных не является римским поэтом:

А) Лукреций Кар                       Б) Вергилий

В) Гомер                                     Г) Гораций

  1. Что из ниже перечисленного  придумали римляне:

А) Мосты                                   Б) Бетон

В) Водопровод                          Г) Компас

  1. Во время правления императора Нерона:

    А) Начались гонение на христиан

    Б)  Прекратились казни по ложным доносам

    В) Был осужден писатель Петроний

    Г) Уменьшилось количество злоупотреблений наместников

  1. В знак того, что Риму не грозит ничье вторжение, на высоком берегу Тибра:

А) Взвился белый флаг

Б) Взвился красный флаг

В) Каждый час били в колокол

Г) Помещали венок с изображением зубчатой стены.

В 6 - ом классе: Контрольное тестирование по теме «Раннее средневековье».

1.      Какие из цивилизаций  зародились задолго до нашей эры, но время их расцвета относится к средним векам?  

а) Западно-христианская        б) китайская  

в) восточно-христианская     г) исламская          д) индуистская

  

  1. Кто из исторических личностей был современником Карла Великого, героем сказок «Тысяча и одна ночь»?

а) Халиф Багдада Харну ар-Рашид            б) Мухамед

в) Али                                                            г) Аладдин

  1. Кого в средние века называли магнатами?

а) крупных землевладельцев    б) верхушку средневекового общества

                в) верны оба определения

     4.  Что в переводе на русский язык означает слово «епископ»?

а) отец               б) наставник   в) надзиратель   г) руководитель.

  1. Франкское королевство  основал:

а) Карл Великий            б) Хлодвиг

в) Пипин Короткий        г) Артур

  1. Общество, когда земля находится в руках сеньоров

а) феодальным общественным строем

б) средневековой цивилизацией

в) натуральным хозяйством

г) аграрной цивилизацией.

  1. Центрами христианской культуры в  раннем средневековье являлись:

а) замки феодалов     б) дворы королей

в) монастыри              г) города

  1. Вершины могущества Византия достигла  в годы правления         

императора.      

а) Константины           б) Юстиниана

в) Льва 3                       г) Льва 2

  1. Соотнесите понятия  и города:

а) главный религиозный центр ислама      1) Кааба

б) главное святилище ислама                      2) Мекка

  1.  Средневековый город, лидер в тогдашнем  мире по числу учёных.

а) Париж       б) Лондон    в) Багдад     г) Рим

Контрольное тестирование по теме

« Киевская Русь»

  1. Вождём какого из славянских племён был Кий?

                 а) древлян                 в) вятичей

                 б) полян                      г) славян

 

   2. Что из нижеперечисленного маршрута не входит в «путь из варяг в                  

греки»?

            а) Нева                            д) оз. Ильмень

            б) Ладожское озеро       е) р.Ловать

            в) Волхов                        ж) Днепр

            г) Волга                           з) Чёрное море

   3. Олег, второй русский князь приходился Игорю

                      а) дядей                      в) дружинником

                      б) племянником         г) двоюродным братом

  4. Назовите дату объединения новгородских и киевских земель.

                     а) 862г.                          в) 892 г.

                     б) 882 г.                          г) 902 г.

  5. Кто из руссих князей заключил договор с Византией в 945 г.

                   а) Олег                            в) Ольга

                   б) Игорь                         г) Святослав

 6. Принятие христианства произошло на Руси при:

                  а) Владимире I              в) Вл. Мономахе

                  б) Яр. Мудрым              г) Ольге

7. В каких городах были построены соборы святой Софии?

                 а) Киев                        в) Ярославль

                 б) Чернигов                г) Новгород

8. Назовите знаминитую икону, созданную в Киевской Руси в начале XII в.

                 а) Казанской Божьей Матери

                 б) Владимирской Божьей Матери

                 в) Страшного Суди

                 г)  Троицы

9. Соотнесите термины и понятия:

               1) Размер дани князю              а) погост

               2) Место обора дани                 б) урок

10. Соотнесите термины и определения:

              1) раб                                                              а) рядович

              2) человек, обрабатывающий дом              б) закуп

              3) человек, работающий по договору        в) холоп

 

КОНТРОЛЬНАЯ   РАБОТА

ПО  ТЕМЕ:

«5»    1.  Охарактеризуйте Новгородскую феодальную республику в сравнении с любым русским княжеством или государством Западной Европы- системы правления, хозяйства, культуры.

              2.Укажите причины феодальной раздробленности древнерусского государства.

              3.Охарактеризуйте государство и войско монголо-татар.

              4.В чем состояла суть монголо-татарского ига?

              5.Почему А. Невскому дважды удалось дипломатическим путем предотвратить новые вторжения Батыя на Русь? раздробленности-занятия населения, форма правления, культура, быт и нравы.

  «4»      1.Дайте характеристику любой из русских земель периода феодальной  раздробленности-занятия населения, форма правления, культура, быт и нравы.

              2.Укажите последствия феодальной раздробленности древнерусского государства.

              3.Расскажите о сопротивлении монголо-татарам любого русского города.

              4.Почему монголо-татарские завоеватели терпимо относились к русскому духовенству?

              5.Назовите важнейшие памятники общественной мысли второй половины 13-первой половины 14 веков.

«3»        1.Расскажите о развитии ремесла или сельского хозяйства в любой из русских земель до нашествия монголо-татар.

               2.Дайте характеристику любому из русских удельных князей периода феодальной раздробленности

              3.Могла ли Русь избежать монголо-татарского ига? При каких условиях?

              4.Расскажите о сборе дани с русских княжеств в период монголо-татарского ига.

              5.Расскажите о любом  из литературных произведений периода монголо-татарского ига.   

Также  я использую творческие домашние задания

1. Составить кроссворды по параграфу или по разделу

  1. Составить ребусы 
  2. Написать сочинение или стих
  3. Приготовить тесты
  4. Написать рефераты и сообщения

 

 
Учитель
Самый Классный классный
Кружок "юные краеведы"