Федеральная целевая программа по охране территории Российской Федерации от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсичных веществ на 1994-1997 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 5 июня 1994 г. N 624) 1.Обоснование 2.Цель и задачи 3.Совершенствование системы организации государственного санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и фитосанитарного надзора и контроля на государственной границе Российской Федерации 4.Научное и кадровое обеспечение государственных служб контроля 5.Создание межведомственной автоматизированной информационной системы контроля (АИС "Санохрана") за поступлениями из-за рубежа 6.Приборное и материально-техническое развитие государственных служб контроля 7.Международное сотрудничество 8.Управление и механизмы реализации Приложение.Технико-экономическое обоснование мероприятий программы. Объем финансирования программы из федерального бюджета (в ценах августа 1993 г.) Таблица 1.Объем финансирования мероприятий по совершенствованию системы организации государственного санитарно-эпидемиологического,ветеринарного и фитосанитарного надзора и контроля на государственной границе Российской Федерации Таблица 2.Объем финансирования мероприятий по научному и кадровому обеспечению государственных служб контроля Таблица 3.Объем финансирования мероприятий по созданию межведомственной автоматизированной информационной системы контроля (АИС "Санохрана") за поступлениями из-за рубежа Таблица 4.Объем финансирования мероприятий по приборному и материально-техническому развитию государственных служб контроля Федеральная целевая программа по охране территории Российской Федерации от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсичных веществ на 1994-1997 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 5 июня 1994 г. N 624) 1. Обоснование В Российской Федерации в настоящее время одним их факторов, оказыва- ющих неблагоприятное влияние на санитарно-эпидемиологическую, ветеринар- ную и фитосанитарную обстановку, является существующая и возрастающая уг- роза завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний лю- дей, животных и растений, а также токсичных веществ, чем наносится значи- тельный ущерб народному хозяйству и здоровью населения. По данным Всемирной организации здравоохранения, начиная с 1990 года в мире резко активизировались эпидемические очаги особо опасных инфекци- онных заболеваний. В 1993 году в 52 государствах зарегистрировано более 350 тыс. больных холерой. Ежегодно регистрируется около 1200 случаев чумы и свыше 5 тыс. заболеваний желтой лихорадкой, обостряется обстановка по другим опасным инфекционным заболеваниям. Положение усугубляется значительным притоком на территорию Российс- кой Федерации из стран, неблагополучных по особо опасным инфекционным за- болеваниям, лиц, ищущих убежища, на которых распространяется статус бе- женцев (в соответствии с Конвенцией ООН 1951 года и Протоколом к ней 1967 года). Отмечается увеличение числа случаев завоза в страну инфекционных за- болеваний людей, животных и растений, требующих для ликвидации последс- твий их распространения значительных финансовых и материальных затрат. Локализация и ликвидация последствий завоза одного случая заболевания хо- лерой обходятся государству в 3 млн. рублей, а на ликвидацию последствий завоза карантинного вредителя - капрового жука затраты составляют 1,4 млрд. рублей. Значительно обострилось положение в связи с резко возросшим потоком поставок из-за рубежа в Российскую Федерацию продуктов питания и пищевого сырья, товаров народного потребления, которые представляют реальную и по- тенциальную опасность для здоровья населения и могут оказывать негативное влияние на санитарно-эпидемиологическую, ветеринарную и фитосанитарную обстановку. При этом значительная часть российских и зарубежных поставщи- ков уклоняется от выполнения действующих санитарных, ветеринарных и фито- санитарных правил, определяющих порядок ввоза продовольственной, животно- водческой и растениеводческой продукции, что усугубляется отсутствием действенной системы контроля. Только в 1993 году зарегистрированы десятки случаев ввоза продуктов питания, опасных по своим качественным характеристикам, а в ряде случаев послуживших причиной тяжелых интоксикаций и заболеваний людей. В Москве в ноябре 1993 г. зарегистрированы очаги ботулизма среди людей, вызванные использованием в пищу мясных консервов итальянского производства. Из кон- сервов выделен токсин, установлена их промышленная нестерильность. Была запрещена реализация крупной партии тайваньского риса в связи с содержа- нием в нем высокоопасных пестицидов в концентрациях, превышающих предель- но допустимые. По неполным данным, в 1993-1994 годах органами Государственной сани- тарно-эпидемиологической службы Российской Федерации запрещена реализация более 1000 партий импортного продовольствия, в том числе поступившего по линии гуманитарной помощи, в связи с недоброкачественностью и отсутствием документов, подтверждающих качество товара. Поставляемые по импорту винно-водочные изделия в 18,2 процента слу- чаев не соответствуют санитарным нормам, а консервная продукция - в 7,3 процента от общего ее объема, поступаемого в Российскую Федерацию. В результате деятельности частных предпринимателей, что особенно ос- ложняет организацию контроля и надзора, страна наводнена огромным коли- чеством всевозможных жевательных резинок и конфет, нередко крайне низкого качества с истекшими сроками реализации, содержащих порой не разрешенные в Российской Федерации пищевые добавки и опасные токсичные элементы. Развитие в последние годы международных связей на федеральном, реги- ональном и местном уровнях, значительно возросший уровень международных пассажирских и грузовых перевозок обусловили увеличение числа пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации в аэропортах, морских и речных портах, на железнодорожных путях и автострадах, которые должным образом не оборудованы. Положение усугубляется тем, что на большом протяжении у Российской Федерации фактически отсутствует государственная граница с государствами - участниками Содружества Независимых Государств, что позволяет ввозить грузы без должной оценки и досмотра, минуя соответствующие санитарно-ка- рантинные пункты. Указанные причины приводят к ухудшению санитарно-эпидемиологической, ветеринарной и фитосанитарной обстановки. В настоящее время охрана территории Российской Федерации от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсичных веществ осуществляется в соответствии с Зако- ном РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Зако- ном Российской Федерации "О государственной границе Российской Федера- ции", Законом Российской Федерации "О ветеринарии" и возложена на Госу- дарственную санитарно-эпидемиологическую службу Российской Федерации, Го- сударственную ветеринарную службу Российской Федерации, Государственную инспекцию по карантину растений (далее именуются - государственные службы контроля), соответствующие службы Министерства обороны Российской Федера- ции, Министерства путей сообщения Российской Федерации, Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации. Принимаются меры по обеспечению санитарно-эпидемиологической, вете- ринарной и фитосанитарной охраны территории Российской Федерации. К нас- тоящему времени действуют 289 пограничных контрольно-пропускных пунктов. Кроме того, на границе с государствами - участниками Содружества Незави- симых Государств открыто 106 пунктов таможенного контроля. Планируется открытие еще 50 пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации. Действующие и вновь открываемые пункты пропуска не отвечают возрос- шим современным требованиям по материально-техническому и приборному ос- нащению, не укомплектованы достаточным количеством квалифицированного персонала и, как правило, не в должной мере решают вопросы санитар- но-эпидемиологического, ветеринарного и фитосанитарного контроля. Созда- ние таких пунктов на государственной границе Российской Федерации осу- ществляется неудовлетворительными темпами из-за отсутствия необходимого финансирования их содержания и оборудования. Предполагается создание системы организаций и учреждений санитар- но-эпидемиологического, ветеринарного и фитосанитарного контроля на госу- дарственной границе Российской Федерации, координирующих свои усилия с таможенными органами Российской Федерации и Пограничными войсками Рос- сийской Федерации и оснащенных современными техническими средствами, позволяющей исключать возможность завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний, карантинных вредителей растений и токсичных ве- ществ. Одновременно планируется организация региональных центров лаборатор- ного контроля, на которые будет возложено осуществление необходимых исс- ледований с использованием современных технических средств и приборов. Все это требует от федеральных органов исполнительной власти, орга- нов исполнительной власти субъектов Российской Федерации укрепления орга- низаций и учреждений государственных служб контроля на государственной границе Российской Федерации, совершенствования законодательства Российс- кой Федерации по этим вопросам, создания необходимого материально-техни- ческого потенциала и системы межведомственного информационного обеспече- ния. Для реализации этих целей и задач и во исполнение постановления Пра- вительства Российской Федерации от 11 мая 1993 г. N 437 "О мерах по сани- тарно-эпидемиологической, ветеринарной и фитосанитарной охране территории Российской Федерации" разработана Федеральная целевая программа по охране территории Российской Федерации от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсичных веществ на 1994-1997 годы (далее именуется - программа). Программа пре- дусматривает совершенствование организации системы организаций и учрежде- ний государственных служб контроля на государственной границе Российской Федерации и в регионах Российской Федерации, разработку нормативной и правовой базы, улучшения материально-технического, научного и кадрового обеспечения работ по этому направлению. Финансовые средства на выполнение данной программы предусматриваются из федерального бюджета, а также из бюджетов субъектов Российской Федерации. Реализация программы обеспечит сокращение ожидаемых прямых и косвен- ных потерь в результате предотвращения завоза и распространения на терри- тории Российской Федерации особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, улучшение состояния здоровья населения, обеспечение санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и фитосанитарного благополу- чия. 2. Цель и задачи Основной целью программы является обеспечение охраны территории Рос- сийской Федерации от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсичных веществ, про- мышленных отходов и других потенциально опасных грузов, которые могут оказывать вредное воздействие на здоровье населения, ухудшать санитар- но-эпидемиологическую, ветеринарную, фитосанитарную и экологическую обс- тановку. Для достижения поставленной цели предусмотрена реализация следующих задач: совершенствование системы организации государственного санитар- но-эпидемиологического, ветеринарного и фитосанитарного надзора и контро- ля на государственной границе Российской Федерации; научное и кадровое обеспечение государственных служб контроля; создание межведомственной автоматизированной информационной системы контроля (АИС "Санохрана") за поступлениями из-за рубежа; приборное и материально-техническое развитие государственных служб контроля; международное сотрудничество. 3. Совершенствование системы организации государственного санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и фитосанитарного надзора и контроля на государственной границе Российской Федерации Основными направлениями совершенствования организационного построе- ния управления и взаимодействия соответствующих служб государственного санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и фитосанитарного надзора и контроля на государственной границе Российской Федерации являются: разработка подзаконных актов об охране территории Российской Федера- ции от завоза и распространения возбудителей и токсичных веществ в разви- тие Закона Российской Федерации "О государственной границе Российской Фе- дерации", Закона РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии насе- ления" и Закона Российской Федерации "О ветеринарии"; разработка правовых и иных нормативных актов, регламентирующих дея- тельность соответствующих государственных служб контроля и других заинте- ресованных организаций по охране территории Российской Федерации от заво- за и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, живот- ных и растений, а также токсичных веществ; создание и развитие системы организаций и учреждений, обеспечивающих государственный санитарно-эпидемиологический, ветеринарный и фитосанитар- ный надзор и контроль в местах пропуска на государственной границе Рос- сийской Федерации, а также в регионах Российской Федерации, где реализу- ются поступления из-за рубежа; пересмотр действующих и разработка новых норм и правил размещения и оснащения организаций и учреждений в пунктах пропуска через государствен- ную границу Российской Федерации; разработка норм и правил, гарантирующих безопасность поступлений из-за рубежа и обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое, ветеринарное и фитосанитарное благополучие. На федеральном уровне программой предусматривается: подготовка проекта закона Российской Федерации "Об охране территории Российской Федерации от завоза и распространения особо опасных инфекцион- ных заболеваний людей, животных и растений, а также токсичных веществ"; разработка правовых и иных нормативных актов по санитарной, ветери- нарной и фитосанитарной охране территории Российской Федерации; разработка порядка ввоза импортной продовольственной, животноводчес- кой и растениеводческой продукции и табеля оснащения приборами и оборудо- ванием учреждений государственных служб контроля в местах пропуска через государственную границу Российской Федерации. Исполнителями данного раздела являются: Государственный комитет са- нитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, Минис- терство путей сообщения Российской Федерации, Министерство обороны Рос- сийской Федерации, Федеральная пограничная служба - Главное командование Пограничных войск Российской Федерации, Государственный таможенный коми- тет Российской Федерации. 4. Научное и кадровое обеспечение государственных служб контроля В целях научного и кадрового обеспечения санитарно-эпидемиологичес- кой, ветеринарной и фитосанитарной охраны территории Российской Федерации предусматривается: разработка и совершенствование методов, в том числе экспресс-мето- дов, диагностики и индикации особо опасных инфекционных заболеваний лю- дей, животных и растений, а также токсичных и других потенциально опасных веществ в поступлениях из-за рубежа; совершенствование и разработка средств и методов обеззараживания в очагах эпидемий, эпизоотий и эпифитотий, транспортных и технических средств, а также методов утилизации павших животных и токсичных веществ; разработка нормативных документов, регламентов и положений о порядке санитарной, ветеринарной и фитосанитарной охраны территории Российской Федерации; разработка нормативных затрат и необходимой фондовооруженности труда работников организаций и учреждений, непосредственно обеспечивающих сани- тарно-эпидемиологическую, ветеринарную и фитосанитарную охрану территории Российской Федерации; разработка планов и программ подготовки и повышения квалификации со- ответствующих специалистов и работников организаций и учреждений госу- дарственных служб контроля на государственной границе Российской Федера- ции; подготовка и переподготовка специалистов по вопросам организации го- сударственного контроля за поступлениями из-за рубежа в высших учебных заведениях, научно-исследовательских и других учреждениях. На федеральном уровне программой предусматривается: разработка и совершенствование методов, в том числе экспресс-мето- дов, диагностики и индикации особо опасных инфекционных заболеваний лю- дей, животных и растений, а также токсичных веществ; совершенствование методов экстренной профилактики и лечения особо опасных инфекционных заболеваний людей; разработка и совершенствование методов профилактики и лечения особо опасных болезней животных; совершенствование и разработка средств и методов обеззараживания в очагах эпидемий, эпизоjтий и эпифитотий, транспортных и технических средств, а также методов утилизации павших животных и токсичных веществ; подготовка и содержание кадров в 252 санитарно-карантинных пунктах Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российс- кой Федерации и Министерства путей сообщения Российской Федерации, 9 ве- теринарных лабораториях, 50 пограничных контрольных ветеринарных пунктах, 25 фитосанитарных лабораториях и в соответствующих учреждениях санитар- но-эпидемиологического профиля Министерства обороны Российской Федерации. Исполнителями данного раздела являются: Государственный комитет са- нитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, Рос- сийская академия медицинских наук, Министерство путей сообщения Российс- кой Федерации, Министерство обороны Российской Федерации. 5. Создание межведомственной автоматизированной информационной системы контроля (АИС "Санохрана") за поступлениями из-за рубежа Реализацию комплекса мероприятий, обеспечивающих межведомственную информационную основу контроля за прибывающими людьми, ввозимыми животны- ми, продуктами питания и пищевым сырьем, а также токсичными веществами и другими потенциально опасными товарами народного потребления, намечается осуществить по следующим направлениям: разработка концепции создания системы межведомственного информацион- ного обеспечения организаций и учреждений государственных служб контроля по охране территории Российской Федерации от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а так- же токсичных веществ; разработка, внедрение и эксплуатация системы межведомственного ин- формационного обеспечения (АИС "Санохрана") государственных служб контро- ля на государственной границе Российской Федерации; разработка пакета программного обеспечения, а также федерального банка данных межведомственной информационной системы контроля за ввозимы- ми из-за рубежа пищевыми продуктами, потенциально опасными грузами и то- варами, прибывающими из неблагополучных по заболеваемости стран граждана- ми и животными. На федеральном уровне программой предусматривается: оснащение компьютерной техникой учреждений государственных служб контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Фе- дерации; разработка, внедрение и эксплуатация модемной связи; разработка пакета программного обеспечения и федерального банка дан- ных по контролю за ввозимыми товарами, грузами и прибывающими гражданами. Исполнителями данного раздела являются: Государственный комитет са- нитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Государствен- ный таможенный комитет Российской Федерации, Министерство обороны Рос- сийской Федерации, Министерство путей сообщения Российской Федерации, Фе- деральная пограничная служба - Главное командование Пограничных войск Российской Федерации.