Федеральная целевая программа
       по охране территории Российской Федерации от завоза
 и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей,
 животных и растений, а также токсичных веществ на 1994-1997 годы
 (утв. постановлением Правительства РФ от 5 июня 1994 г. N 624)

1.Обоснование
2.Цель и задачи
3.Совершенствование системы организации государственного санитарно-эпидемиологического, 
ветеринарного и фитосанитарного надзора и контроля на государственной границе
Российской Федерации
4.Научное и кадровое обеспечение государственных служб контроля
5.Создание межведомственной автоматизированной информационной системы контроля (АИС "Санохрана")
за поступлениями из-за рубежа
6.Приборное и материально-техническое развитие государственных служб контроля
7.Международное сотрудничество
8.Управление и механизмы реализации

Приложение.Технико-экономическое обоснование мероприятий программы.
Объем финансирования программы из федерального бюджета (в ценах августа 1993 г.)
Таблица 1.Объем финансирования мероприятий по совершенствованию системы организации 
государственного санитарно-эпидемиологического,ветеринарного и фитосанитарного надзора 
и контроля на государственной границе Российской Федерации
Таблица 2.Объем финансирования мероприятий по научному и кадровому обеспечению 
государственных служб контроля
Таблица 3.Объем финансирования мероприятий по созданию межведомственной автоматизированной 
информационной системы контроля (АИС "Санохрана") за поступлениями из-за рубежа
Таблица 4.Объем финансирования мероприятий по приборному и материально-техническому 
развитию государственных служб контроля





                      Федеральная целевая программа
           по охране территории Российской Федерации от завоза
     и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей,
    животных и растений, а также токсичных веществ на 1994-1997 годы
     (утв. постановлением Правительства РФ от 5 июня 1994 г. N 624)

                             1. Обоснование

     В Российской Федерации в настоящее время одним их факторов, оказыва-
ющих неблагоприятное влияние на санитарно-эпидемиологическую,  ветеринар-
ную и фитосанитарную обстановку, является существующая и возрастающая уг-
роза завоза  и распространения особо опасных инфекционных заболеваний лю-
дей, животных и растений, а также токсичных веществ, чем наносится значи-
тельный ущерб народному хозяйству и здоровью населения.
     По данным Всемирной организации здравоохранения, начиная с 1990 года
в мире  резко активизировались эпидемические очаги особо опасных инфекци-
онных заболеваний.  В 1993 году в 52 государствах зарегистрировано  более
350 тыс. больных холерой. Ежегодно регистрируется около 1200 случаев чумы
и свыше 5 тыс.  заболеваний желтой лихорадкой,  обостряется обстановка по
другим опасным инфекционным заболеваниям.
     Положение усугубляется значительным притоком на территорию  Российс-
кой Федерации из стран, неблагополучных по особо опасным инфекционным за-
болеваниям, лиц,  ищущих убежища,  на которых распространяется статус бе-
женцев (в соответствии с Конвенцией ООН 1951 года и Протоколом к ней 1967
года).
     Отмечается увеличение числа случаев завоза в страну инфекционных за-
болеваний людей,  животных и растений,  требующих для ликвидации последс-
твий их  распространения  значительных  финансовых и материальных затрат.
Локализация и ликвидация последствий завоза одного случая заболевания хо-
лерой обходятся государству в 3 млн.  рублей, а на ликвидацию последствий
завоза карантинного вредителя - капрового  жука  затраты  составляют  1,4
млрд. рублей.
     Значительно обострилось положение в связи с резко возросшим  потоком
поставок из-за рубежа в Российскую Федерацию продуктов питания и пищевого
сырья, товаров народного потребления, которые представляют реальную и по-
тенциальную опасность для здоровья населения и могут оказывать негативное
влияние на санитарно-эпидемиологическую,  ветеринарную  и  фитосанитарную
обстановку. При этом значительная часть российских и зарубежных поставщи-
ков уклоняется от выполнения действующих санитарных, ветеринарных и фито-
санитарных правил, определяющих порядок ввоза продовольственной, животно-
водческой и растениеводческой  продукции,  что  усугубляется  отсутствием
действенной системы контроля.
     Только в 1993 году зарегистрированы десятки случаев ввоза  продуктов
питания, опасных по своим качественным характеристикам,  а в ряде случаев
послуживших причиной тяжелых  интоксикаций  и заболеваний людей. В Москве
в ноябре 1993 г.  зарегистрированы очаги ботулизма среди людей, вызванные
использованием в пищу мясных консервов итальянского производства. Из кон-
сервов выделен токсин,  установлена их промышленная нестерильность.  Была
запрещена реализация крупной партии тайваньского риса в связи с  содержа-
нием в нем высокоопасных пестицидов в концентрациях, превышающих предель-
но допустимые.
     По неполным данным, в 1993-1994 годах органами Государственной сани-
тарно-эпидемиологической службы Российской Федерации запрещена реализация
более 1000 партий импортного продовольствия,  в том числе поступившего по
линии гуманитарной помощи, в связи с недоброкачественностью и отсутствием
документов, подтверждающих качество товара.
     Поставляемые по импорту винно-водочные изделия в 18,2 процента  слу-
чаев не  соответствуют санитарным нормам,  а консервная продукция - в 7,3
процента от общего ее объема, поступаемого в Российскую Федерацию.
     В результате деятельности частных предпринимателей, что особенно ос-
ложняет организацию контроля и надзора,  страна наводнена огромным  коли-
чеством всевозможных жевательных резинок и конфет, нередко крайне низкого
качества с истекшими сроками реализации,  содержащих порой не разрешенные
в Российской Федерации пищевые добавки и опасные токсичные элементы.
     Развитие в последние годы международных связей на федеральном, реги-
ональном и  местном уровнях,  значительно возросший уровень международных
пассажирских и грузовых перевозок  обусловили  увеличение  числа  пунктов
пропуска через государственную границу Российской Федерации в аэропортах,
морских и речных портах,  на железнодорожных путях и автострадах, которые
должным образом не оборудованы.
     Положение усугубляется тем,  что на большом протяжении у  Российской
Федерации фактически  отсутствует государственная граница с государствами
- участниками Содружества Независимых Государств,  что позволяет  ввозить
грузы без должной оценки и досмотра,  минуя соответствующие санитарно-ка-
рантинные пункты.
     Указанные причины приводят к ухудшению санитарно-эпидемиологической,
ветеринарной и фитосанитарной обстановки.
     В настоящее время охрана территории Российской Федерации от завоза и
распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей,  животных и
растений, а также токсичных веществ осуществляется в соответствии с Зако-
ном РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения",  Зако-
ном Российской  Федерации  "О  государственной границе Российской Федера-
ции", Законом Российской Федерации "О ветеринарии" и возложена  на  Госу-
дарственную санитарно-эпидемиологическую службу Российской Федерации, Го-
сударственную ветеринарную службу Российской  Федерации,  Государственную
инспекцию по карантину растений (далее именуются - государственные службы
контроля), соответствующие службы Министерства обороны Российской Федера-
ции, Министерства  путей  сообщения  Российской  Федерации,  Министерства
здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.
     Принимаются меры по обеспечению санитарно-эпидемиологической,  вете-
ринарной и фитосанитарной охраны территории Российской Федерации.  К нас-
тоящему времени  действуют 289 пограничных контрольно-пропускных пунктов.
Кроме того,  на границе с государствами - участниками Содружества Незави-
симых Государств  открыто  106 пунктов таможенного контроля.  Планируется
открытие еще 50 пунктов пропуска через государственную границу Российской
Федерации.
     Действующие и вновь открываемые пункты пропуска не отвечают  возрос-
шим современным  требованиям по материально-техническому и приборному ос-
нащению, не  укомплектованы  достаточным  количеством  квалифицированного
персонала и,  как  правило,  не  в  должной  мере решают вопросы санитар-
но-эпидемиологического, ветеринарного и фитосанитарного контроля.  Созда-
ние таких  пунктов  на  государственной границе Российской Федерации осу-
ществляется неудовлетворительными темпами из-за  отсутствия  необходимого
финансирования их содержания и оборудования.
     Предполагается создание системы организаций  и  учреждений  санитар-
но-эпидемиологического, ветеринарного и фитосанитарного контроля на госу-
дарственной границе Российской Федерации,  координирующих свои  усилия  с
таможенными органами  Российской  Федерации  и Пограничными войсками Рос-
сийской Федерации  и  оснащенных  современными  техническими  средствами,
позволяющей исключать  возможность завоза и распространения особо опасных
инфекционных заболеваний, карантинных вредителей растений и токсичных ве-
ществ.
     Одновременно планируется организация региональных центров лаборатор-
ного контроля,  на которые будет возложено осуществление необходимых исс-
ледований с использованием современных технических средств и приборов.
     Все это требует от федеральных органов исполнительной власти,  орга-
нов исполнительной власти субъектов Российской Федерации укрепления орга-
низаций и  учреждений  государственных  служб контроля на государственной
границе Российской Федерации, совершенствования законодательства Российс-
кой Федерации по этим вопросам,  создания необходимого материально-техни-
ческого потенциала и системы межведомственного информационного  обеспече-
ния.
     Для реализации этих целей и задач и во исполнение постановления Пра-
вительства Российской Федерации от 11 мая 1993 г. N 437 "О мерах по сани-
тарно-эпидемиологической, ветеринарной и фитосанитарной охране территории
Российской Федерации" разработана Федеральная целевая программа по охране
территории Российской Федерации от завоза и распространения особо опасных
инфекционных заболеваний  людей,  животных и растений,  а также токсичных
веществ на 1994-1997 годы (далее именуется - программа).  Программа  пре-
дусматривает совершенствование организации системы организаций и учрежде-
ний государственных служб контроля на государственной границе  Российской
Федерации и  в  регионах  Российской Федерации,  разработку нормативной и
правовой базы,  улучшения материально-технического,  научного и кадрового
обеспечения работ по этому направлению. Финансовые средства на выполнение
данной программы предусматриваются из федерального бюджета,  а  также  из
бюджетов субъектов Российской Федерации.
     Реализация программы обеспечит сокращение ожидаемых прямых и косвен-
ных потерь в результате предотвращения завоза и распространения на терри-
тории Российской Федерации особо опасных инфекционных заболеваний  людей,
животных и растений,  улучшение состояния здоровья населения, обеспечение
санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и фитосанитарного благополу-
чия.

                            2. Цель и задачи

     Основной целью программы является обеспечение охраны территории Рос-
сийской Федерации от завоза и распространения особо опасных  инфекционных
заболеваний людей,  животных и растений,  а также токсичных веществ, про-
мышленных отходов и других потенциально  опасных  грузов,  которые  могут
оказывать вредное  воздействие  на здоровье населения,  ухудшать санитар-
но-эпидемиологическую, ветеринарную,  фитосанитарную и экологическую обс-
тановку.
     Для достижения поставленной цели предусмотрена реализация  следующих
задач:
     совершенствование системы  организации   государственного   санитар-
но-эпидемиологического, ветеринарного и фитосанитарного надзора и контро-
ля на государственной границе Российской Федерации;
     научное и кадровое обеспечение государственных служб контроля;
     создание межведомственной автоматизированной информационной  системы
контроля (АИС "Санохрана") за поступлениями из-за рубежа;
     приборное и материально-техническое развитие  государственных  служб
контроля;
     международное сотрудничество.


        3. Совершенствование системы организации государственного
               санитарно-эпидемиологического, ветеринарного
     и фитосанитарного надзора и контроля на государственной границе
                          Российской Федерации

     Основными направлениями  совершенствования организационного построе-
ния управления и взаимодействия  соответствующих  служб  государственного
санитарно-эпидемиологического, ветеринарного  и фитосанитарного надзора и
контроля на государственной границе Российской Федерации являются:
     разработка подзаконных актов об охране территории Российской Федера-
ции от завоза и распространения возбудителей и токсичных веществ в разви-
тие Закона Российской Федерации "О государственной границе Российской Фе-
дерации", Закона РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии насе-
ления" и Закона Российской Федерации "О ветеринарии";
     разработка правовых и иных нормативных актов,  регламентирующих дея-
тельность соответствующих государственных служб контроля и других заинте-
ресованных организаций по охране территории Российской Федерации от заво-
за и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, живот-
ных и растений, а также токсичных веществ;
     создание и развитие системы организаций и учреждений, обеспечивающих
государственный санитарно-эпидемиологический, ветеринарный и фитосанитар-
ный надзор  и  контроль в местах пропуска на государственной границе Рос-
сийской Федерации,  а также в регионах Российской Федерации, где реализу-
ются поступления из-за рубежа;
     пересмотр действующих и разработка новых норм и правил размещения  и
оснащения организаций и учреждений в пунктах пропуска через государствен-
ную границу Российской Федерации;
     разработка норм  и  правил,  гарантирующих  безопасность поступлений
из-за рубежа и обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое,  ветеринарное
и фитосанитарное благополучие.
     На федеральном уровне программой предусматривается:
     подготовка проекта закона Российской Федерации "Об охране территории
Российской Федерации от завоза и распространения особо опасных инфекцион-
ных заболеваний людей, животных и растений, а также токсичных веществ";
     разработка правовых и иных нормативных актов по санитарной,  ветери-
нарной и фитосанитарной охране территории Российской Федерации;
     разработка порядка ввоза импортной продовольственной, животноводчес-
кой и растениеводческой продукции и табеля оснащения приборами и оборудо-
ванием учреждений государственных служб контроля в местах пропуска  через
государственную границу Российской Федерации.
     Исполнителями данного раздела являются:  Государственный комитет са-
нитарно-эпидемиологического надзора  Российской  Федерации,  Министерство
сельского хозяйства и продовольствия Российской  Федерации,  Министерство
здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, Минис-
терство путей сообщения Российской Федерации,  Министерство обороны  Рос-
сийской Федерации,  Федеральная пограничная служба - Главное командование
Пограничных войск Российской Федерации,  Государственный таможенный коми-
тет Российской Федерации.

            4. Научное и кадровое обеспечение государственных
                             служб контроля

     В целях  научного и кадрового обеспечения санитарно-эпидемиологичес-
кой, ветеринарной и фитосанитарной охраны территории Российской Федерации
предусматривается:
     разработка и совершенствование методов,  в том числе  экспресс-мето-
дов, диагностики  и  индикации особо опасных инфекционных заболеваний лю-
дей, животных и растений, а также токсичных и других потенциально опасных
веществ в поступлениях из-за рубежа;
     совершенствование и разработка средств и методов  обеззараживания  в
очагах эпидемий,  эпизоотий  и  эпифитотий,  транспортных  и  технических
средств, а также методов утилизации павших животных и токсичных веществ;
     разработка нормативных документов, регламентов и положений о порядке
санитарной,  ветеринарной и фитосанитарной охраны  территории  Российской
Федерации;
     разработка нормативных затрат и необходимой фондовооруженности труда
работников организаций и учреждений, непосредственно обеспечивающих сани-
тарно-эпидемиологическую, ветеринарную и фитосанитарную охрану территории
Российской Федерации;
     разработка планов и программ подготовки и повышения квалификации со-
ответствующих специалистов  и  работников  организаций и учреждений госу-
дарственных служб контроля на государственной границе Российской  Федера-
ции;
     подготовка и переподготовка специалистов по вопросам организации го-
сударственного контроля  за  поступлениями  из-за рубежа в высших учебных
заведениях, научно-исследовательских и других учреждениях.
     На федеральном уровне программой предусматривается:
     разработка и совершенствование методов,  в том числе  экспресс-мето-
дов, диагностики  и  индикации особо опасных инфекционных заболеваний лю-
дей, животных и растений, а также токсичных веществ;
     совершенствование методов  экстренной  профилактики  и лечения особо
опасных инфекционных заболеваний людей;
     разработка и  совершенствование методов профилактики и лечения особо
опасных болезней животных;
     совершенствование и  разработка  средств и методов обеззараживания в
очагах эпидемий,  эпизоjтий  и  эпифитотий,  транспортных  и  технических
средств, а также методов утилизации павших животных и токсичных веществ;
     подготовка и содержание кадров в 252  санитарно-карантинных  пунктах
Государственного комитета  санитарно-эпидемиологического надзора Российс-
кой Федерации и Министерства путей сообщения Российской Федерации,  9 ве-
теринарных лабораториях, 50 пограничных контрольных ветеринарных пунктах,
25 фитосанитарных лабораториях и в соответствующих  учреждениях  санитар-
но-эпидемиологического профиля Министерства обороны Российской Федерации.
     Исполнителями данного раздела являются:  Государственный комитет са-
нитарно-эпидемиологического надзора  Российской  Федерации,  Министерство
сельского хозяйства и продовольствия Российской  Федерации,  Министерство
здравоохранения и  медицинской промышленности Российской Федерации,  Рос-
сийская академия медицинских наук,  Министерство путей сообщения Российс-
кой Федерации, Министерство обороны Российской Федерации.

             5. Создание межведомственной автоматизированной
            информационной системы контроля (АИС "Санохрана")
                       за поступлениями из-за рубежа

     Реализацию комплекса  мероприятий,  обеспечивающих  межведомственную
информационную основу контроля за прибывающими людьми, ввозимыми животны-
ми, продуктами питания и пищевым сырьем,  а также токсичными веществами и
другими потенциально опасными товарами народного потребления,  намечается
осуществить по следующим направлениям:
     разработка концепции создания системы межведомственного информацион-
ного обеспечения  организаций и учреждений государственных служб контроля
по охране территории Российской Федерации  от  завоза  и  распространения
особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а так-
же токсичных веществ;
     разработка, внедрение  и  эксплуатация системы межведомственного ин-
формационного обеспечения (АИС "Санохрана") государственных служб контро-
ля на государственной границе Российской Федерации;
     разработка пакета программного  обеспечения,  а  также  федерального
банка данных межведомственной информационной системы контроля за ввозимы-
ми из-за рубежа пищевыми продуктами,  потенциально опасными грузами и то-
варами, прибывающими из неблагополучных по заболеваемости стран граждана-
ми и животными.
     На федеральном уровне программой предусматривается:
     оснащение компьютерной  техникой  учреждений  государственных  служб
контроля в  пунктах пропуска через государственную границу Российской Фе-
дерации;
     разработка, внедрение и эксплуатация модемной связи;
     разработка пакета программного обеспечения и федерального банка дан-
ных по контролю за ввозимыми товарами, грузами и прибывающими гражданами.
     Исполнителями данного раздела являются:  Государственный комитет са-
нитарно-эпидемиологического надзора  Российской  Федерации,  Министерство
сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации,  Государствен-
ный таможенный  комитет  Российской Федерации,  Министерство обороны Рос-
сийской Федерации, Министерство путей сообщения Российской Федерации, Фе-
деральная пограничная  служба  -  Главное  командование Пограничных войск
Российской Федерации.