УТВЕРЖДЕНО
                                             постановлением Правительства РФ
                                             от 19 января 1998 г. N 60

                               Положение
            о пунктах пропуска через государственную границу
                          Российской Федерации
                  (с изменениями от 31 октября 1998 г.)

      I. Общие положения                                     (пп.1 - 5)
     II. Классификация пунктов пропуска                      (пп.6 - 8)
    III. Порядок установления пунктов пропуска               (пп.9 - 12)
     IV. Порядок открытия пунктов пропуска                  (пп.13 - 19)
      V. Порядок закрытия пунктов пропуска                  (пп.20 - 23)
     VI. Организация работы пунктов пропуска                (пп.24 - 26)
    VII. Координация  деятельности  контрольных  органов и  (пп.27 - 33)
         администрации пунктов пропуска
   VIII. Порядок проведения реконструкции пунктов пропуска  (пп.34 - 35)
     IX. Финансовое и материально-техническое  обеспечение  (пп.36 - 40)
         пунктов пропуска

                           I. Общие положения

     1. Настоящее Положение определяет организационные, финансово-экономические 
и другие основы установления, открытия, функционирования и закрытия пунктов 
пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее именуются 
- пункты пропуска).
     2. Пункты пропуска предназначены для обеспечения международных сообщений 
Российской Федерации с другими государствами.
     3. Пункты пропуска устанавливаются в соответствии с законодательством 
Российской Федерации в морских, речных и рыбных портах, в аэропортах, на аэродромах, 
открытых для международного сообщения, на пограничных железнодорожных станциях 
и вокзалах, а также на специально выделенных в непосредственной близости от 
государственной границы Российской Федерации участках местности в пределах 
пограничной зоны и иных местах.
     Пункт пропуска в пределах территории указанных объектов включает в себя 
комплекс зданий, помещений, сооружений с соответствующим технологическим оборудованием, 
в которых осуществляют служебную деятельность органы пограничного, таможенного 
и иных видов контроля, органы внутренних дел, а также транспортные и иные 
предприятия и организации, обеспечивающие работу пункта пропуска.
     4. Для обеспечения контроля за соблюдением установленных правил пересечения 
государственной границы физическими лицами, перемещения через нее транспортных 
средств, грузов, товаров и животных (далее именуются - транспортные средства 
и грузы) соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пунктах 
пропуска в установленном порядке создаются подразделения органов пограничного, 
таможенного, санитарно-карантинного, иммиграционного, ветеринарного, фитосанитарного 
и транспортного контроля, а для надзора за определением мореходных качеств 
морских и речных судов, предотвращения актов незаконного вмешательства в деятельность 
гражданской авиации и контроля в области движения на железнодорожном транспорте 
могут также создаваться инспекции государственного надзора, службы авиационной 
безопасности, службы, осуществляющие контроль за безопасностью движения на 
железнодорожном транспорте (далее именуются - государственные контрольные 
органы).
     5. Организация и осуществление федеральными органами исполнительной власти, 
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации других видов 
контроля, а также осуществление физическими и юридическими лицами в пунктах 
пропуска хозяйственной и иной деятельности, не связанной с обслуживанием транспортных 
средств и пассажиров, не допускаются.

                   II. Классификация пунктов пропуска

     6. Пункты пропуска классифицируются в зависимости от вида, характера 
международного сообщения и режима работы на:
     морские, речные, воздушные, автомобильные, железнодорожные, пешеходные 
- по виду международного сообщения;
     пассажирские, грузовые, грузопассажирские - по характеру международного 
сообщения;
     постоянные, временные, сезонные - по режиму работы.
     7. Пункты пропуска могут быть многосторонними - для пересечения государственной 
границы физическими лицами независимо от их гражданства (подданства), а также 
двусторонними - для пересечения границы гражданами (жителями) Российской Федерации 
и сопредельного государства, в том числе в упрощенном порядке.
     8. Решения Правительства Российской Федерации об установлении пунктов 
пропуска с указанием их классификации публикуются в официальной печати и при 
необходимости доводятся в установленном порядке Министерством иностранных 
дел Российской Федерации до дипломатических (консульских) представительств 
иностранных государств в Российской Федерации и заинтересованных международных 
организаций, дипломатических и консульских представительств Российской Федерации 
за рубежом.

               III. Порядок установления пунктов пропуска

     9. Пункты пропуска устанавливаются решениями Правительства Российской 
Федерации по представлениям федеральных органов исполнительной власти и органов 
исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее именуются - инициаторы).
     10. Для определения целесообразности установления пункта пропуска инициатор 
направляет в Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство 
обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, 
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерство 
финансов Российской Федерации, Министерство экономики Российской Федерации, 
Министерство здравоохранения Российской Федерации, Государственный таможенный 
комитет Российской Федерации, Федеральную пограничную службу Российской Федерации, 
Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Федеральную миграционную 
службу России, а кроме того: в Министерство транспорта Российской Федерации 
и Федеральную дорожную службу России - при установлении автомобильных пунктов 
пропуска и пунктов пропуска в морских и речных портах, в Министерство путей 
сообщения Российской Федерации - при установлении пунктов пропуска на пограничных 
железнодорожных станциях и вокзалах, в Министерство сельского хозяйства и 
продовольствия Российской Федерации - при установлении пунктов пропуска в 
рыбных портах, в Федеральную авиационную службу России - при установлении 
пункта пропуска в аэропортах, на аэродромах (если они не являются инициаторами) 
следующие материалы:
     ходатайство об установлении пункта пропуска с указанием целесообразности 
его установления, планируемой пропускной способности и срока открытия, ориентировочных 
затрат на его строительство (реконструкцию), оборудование, техническое оснащение, 
создание и развитие транспортной, инженерной и социально-бытовой инфраструктуры, 
а также источников финансирования;
     согласие органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации на 
установление на его территории пункта пропуска;
     обязательство органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации 
- инициатора установления пункта пропуска по предоставлению жилой площади 
представителям государственных контрольных органов и органов внутренних дел.
     Указанные федеральные органы исполнительной власти рассматривают представленные 
им материалы и в месячный срок направляют свое заключение инициатору.
     11. Для принятия решения об установлении пункта пропуска инициатор представляет 
в Правительство Российской Федерации:
     проект решения Правительства Российской Федерации об установлении пункта 
пропуска с указанием его классификации, согласованный с федеральными органами 
исполнительной власти, указанными в пункте 10 настоящего Положения, а также 
органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (если он не является 
инициатором);
     расчеты затрат из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской 
Федерации и других источников финансирования на проектирование, строительство 
(реконструкцию), обустройство и техническое оснащение пункта пропуска, а также 
дополнительных затрат на содержание государственных контрольных органов.
     12. Принятое Правительством Российской Федерации решение об установлении 
пункта пропуска является основанием для открытия финансирования проектирования, 
строительства (реконструкции), обустройства объектов и технического оснащения 
пункта пропуска, а также создания и развития транспортной, инженерной и социально-бытовой 
инфраструктуры.

                  IV. Порядок открытия пунктов пропуска

     13. Пункты пропуска открываются после комплексного завершения их строительства 
(реконструкции), обустройства, технического оснащения, создания транспортной, 
инженерной и социально-бытовой инфраструктуры.
     14. После принятия решения об установлении пункта пропуска инициатор 
в пределах своей компетенции выполняет функцию заказчика по проектированию, 
строительству (реконструкции), оборудованию и техническому оснащению пункта 
пропуска.
     Заказчик определяет в установленном порядке заказчика-застройщика и осуществляет 
общую координацию между федеральными органами исполнительной власти, органами 
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и другими заинтересованными 
юридическими лицами по проектированию и строительству (реконструкции) пункта 
пропуска.
     15. Заказчик-застройщик на основе предложений заинтересованных федеральных 
органов исполнительной власти в соответствии с действующими в Российской Федерации 
нормами и правилами разрабатывает задание на проектирование и проектно-сметную 
документацию строительства (реконструкции), оборудования и технического оснащения 
пункта пропуска.
     16. Задание на проектирование и проектно-сметная документация на строительство 
(реконструкцию), оборудование и техническое оснащение пункта пропуска согласовываются 
с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, указанными 
в пункте 10 настоящего Положения.
     17. После окончания строительства (реконструкции), оборудования и технического 
оснащения пункта пропуска заказчик назначает межведомственную комиссию и обеспечивает 
приемку завершенного строительством объекта.
     В состав межведомственной комиссии входят представители инициатора, федеральных 
органов исполнительной власти в зависимости от видов транспортного сообщения 
и видов контроля, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации 
будут осуществляться на вводимом в эксплуатацию пункте пропуска, а также органа 
исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого 
он открывается.
     18. На основании акта межведомственой комиссии соответствующий транспортный 
федеральный орган исполнительной власти принимает нормативный правовой акт 
об открытии пункта пропуска, согласованный с федеральными органами исполнительной 
власти, осуществляющими различные виды контроля.
     19. Срок функционирования временных и периоды работы сезонных пунктов 
пропуска определяются решением Правительства Российской Федерации об их установлении.

                  V. Порядок закрытия пунктов пропуска

     20. Пункт пропуска может быть закрыт на основании:
     вступления в силу международных договоров Российской Федерации о прекращении 
транспортного сообщения через государственную границу Российской Федерации;
     одностороннего решения Российской Федерации или другого государства о 
прекращении действия международных договоров, участником которых является 
Российская Федерация;
     представления заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, 
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о нецелесообразности 
или невозможности дальнейшего функционирования пункта пропуска.
     21. Для подготовки заключения о закрытии пункта пропуска по инициативе 
федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти 
субъектов Российской Федерации инициатором закрытия образуется межведомственная 
комиссия в составе, указанном в пункте 17 настоящего Положения.
     22. Временное закрытие пункта пропуска может производиться по решению 
Правительства Российской Федерации:
     в случаях чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, ситуаций техногенного 
характера и других, делающих невозможными осуществление транспортного сообщения 
или функционирование государственных контрольных органов;
     по причинам санитарно-карантинного характера.
     23. О принятии или отмене решения по временному закрытию пункта пропуска 
в порядке, предусмотренном международными договорами Российской Федерации, 
сообщается сопредельному с Российской Федерацией государству, а при необходимости 
- другим заинтересованным государствам по дипломатическим каналам.
     До возобновления функционирования временно закрываемого пункта пропуска 
структурные подразделения государственных контрольных органов не подлежат 
расформированию и используются по решению соответствующих руководителей федеральных 
органов исполнительной власти.

                 VI. Организация работы пунктов пропуска

     24. Общий распорядок работы пункта пропуска - время начала и окончания 
работы, технологические перерывы, графики (расписания) оформления физических 
лиц, транспортных средств и грузов, следующих через государственную границу, 
- утверждается совместным решением руководителей государственных контрольных 
органов и начальника аэропорта, аэродрома, морского, речного порта, железнодорожного 
вокзала, станции, иных транспортных предприятий (далее именуется - администрация 
пункта пропуска).
     25. Последовательность осуществления всех видов контроля в пунктах пропуска 
определяется типовыми схемами организации пропуска через государственную границу 
физических лиц, транспортных средств и грузов по видам международного сообщения, 
которые согласовываются с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими 
различные виды контроля, и утверждаются нормативными правовыми актами соответствующих 
транспортных министерств и ведомств.
     26. В соответствии с типовыми схемами организации пропуска через государственную 
границу физических лиц, транспортных средств и грузов с учетом местных условий 
совместными решениями руководителей государственных контрольных органов и 
администрации пункта пропуска вводятся в действие технологические схемы пропуска 
через государственную границу Российской Федерации физических лиц, транспортных 
средств и грузов в конкретных пунктах пропуска.

           VII. Координация деятельности контрольных органов и
                     администрации пунктов пропуска

     27. Государственные контрольные органы и администрация пунктов пропуска 
координируют свою деятельность по следующим основным направлениям:
     совместный анализ складывающейся обстановки в пункте пропуска, прогнозирование 
тенденций по изменению пассажирского и грузового потоков, возможных нарушений 
правил пересечения государственной границы Российской Федерации физическими 
лицами и перемещения через нее транспортных средств и грузов;
     разработка и реализация предложений по совершенствованию работы пункта 
пропуска;
     разработка и утверждение схем пропуска через государственную границу 
Российской Федерации и планов взаимодействия.
     28. Координация деятельности государственных контрольных органов и администрации 
пунктов пропуска по вопросам поддержания режима государственной границы Российской 
Федерации и режима в пунктах пропуска возлагается на командиров частей пограничного 
контроля, поддержания режима зоны таможенного контроля - на руководителей 
таможенных органов, производственной и хозяйственной деятельности - на руководителя 
администрации пункта пропуска.
     29. В целях обеспечения координации деятельности созываются координационные 
совещания, в состав которых входят руководители подразделений государственных 
контрольных органов в пунктах пропуска, территориальных органов безопасности 
и внутренних дел, администрации пункта пропуска, а также представители органа 
исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
     Члены координационного совещания при обсуждении вопросов и принятии решений 
пользуются равными правами.
     На координационные совещания в случае необходимости могут быть приглашены 
другие лица. Решение об их участии принимается членами координационного совещания.
     30. Координационные совещания проводятся по мере необходимости, но не 
реже одного раза в квартал, а также по инициативе одного из членов координационного 
совещания.
     31. Координационные совещания по вопросам, входящим в их компетенцию, 
принимают решения. Решение считается принятым, если оно одобрено всеми членами 
координационного совещания.
     32. Решения координационного совещания реализуются путем издания распорядительных 
документов.
     33. Должностные лица, указанные в пункте 29 настоящего Положения, обеспечивают 
выполнение решений в части, относящейся к компетенции представляемых ими органов, 
организаций и учреждений.

         VIII. Порядок проведения реконструкции пунктов пропуска

     34. Предложение о проведении реконструкции пункта пропуска вносится в 
соответствующий транспортный федеральный орган исполнительной власти (если 
он не является инициатором реконструкции), который по согласованию с федеральными 
органами исполнительной власти, осуществляющими различные виды контроля, и 
органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает решение 
о проведении реконструкции.
     В решении должны быть определены объемы реконструкции, источники ее финансирования, 
сроки проведения, порядок функционирования пункта пропуска на период проведения 
реконструкции.
     35. Задание на проектирование, проектно-сметная документация проектов 
реконструкции пунктов пропуска разрабатываются в порядке, предусмотренном 
пунктами 15 и 16 настоящего Положения.

          IX. Финансовое и материально-техническое обеспечение
                            пунктов пропуска

     36. Строительство (реконструкция) пунктов пропуска, открываемых по инициативе 
федеральных органов исполнительной власти, их оборудование и техническое оснащение 
осуществляются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской 
Федерации, выделяемых заказчикам данных объектов, а также иных средств, привлекаемых 
в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     37. Строительство (реконструкция) пунктов пропуска, открываемых по инициативе 
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их оборудование, 
а также создание транспортной и инженерной инфраструктуры осуществляются за 
счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также иных средств, 
привлекаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     38. После принятия пункта пропуска в эксплуатацию структурным подразделениям 
государственных контрольных органов в установленном порядке предоставляются 
служебные и бытовые помещения, специальные места и технологическое оборудование, 
необходимые для осуществления соответствующих видов контроля.
     39. Расходы по оснащению пункта пропуска специальной аппаратурой и техническими 
средствами контроля, их эксплуатации, а также связанные с содержанием личного 
состава структурных подразделений государственных контрольных органов, осуществляются 
за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых для соответствующих 
федеральных органов исполнительной власти, а также иных средств, привлекаемых 
в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     40. Структурные подразделения государственных контрольных органов используют 
переданные им служебные и бытовые помещения, специальные места и технологическое 
оборудование в соответствии с их назначением по установленным нормам и правилам.