Школа за березами

 

МАКИШ - Малокибечская школа

Малокибечская средняя общеобразовательная школа  им. А. Я. Яковлева  

 

 

 

    Начало Можем поделиться Физика

 

 Про нас

Можем поделиться

Архив

Выпускники

Можем посоветовать (ссылки)

 

Вокруг самовара
(Повторение темы "Тепловые явления")


Цель: повторение темы "Тепловые явления", закрепление навыков применения полученных знаний в житейской практике, развитие наблюдательности и интереса к предмету.

Оборудование:
- электросамовар
- заварочный чайник
- термос
- толстостенная колба с водой
- спиртовка
- штатив с муфтой и лапкой
- бумажная коробка на металлической подставке
- носос
- картина Перова "Чаепитие в Мытищах"

Оформление:
На доске написаны тема урока "Вокруг самовара" и вопросы:
1. Почему самовар "поет" перед тем, как закипит?
2. Почему ручки самовара делают пластмассовые или деревянные?
3. Почему чай в чашке остывает быстрее, чем в стакане?
4. Зачем чай наливают в блюдце?

Ход урока.
Сегодня у нас чаепитие, но мы постараемся совместить приятное с полезным и повторим за чаем тему "Тепловые явления".
Итак, включаем самовар. Кстати, зачем самовар или чайник закрывают крышкой?
Самовар, к сожалению, непрозрачный. Давайте одновременно поставим нагреваться воду в колбе и понаблюдаем. Каждая команда в течение 5 минут записывает все, что видит, указывает все физические явления, которые происходят во время нагревания воды и объясняет эти явления.
Через 5 минут команды по очереди называют и объясняют физические
явления, которые они заметили.
Вода в самоваре закипает. Если сейчас выключить самовар, то вода будет остывать. Почему? Как меняется внутренняя энергия испаряющейся жидкости? Как это можно проверить на опыте?
Вода закипела. Давайте заварим чай. Как правильно это сделать? Ведь вкус чая зависит от того, правильно ли он заварен. Это значит, что чай надо заварить так, чтобы вещества, входящие в сосвав чайного листа, в возможно большем количестве перешли в воду. Известно, что вкус чая зависит от температуры, при которой он заварен. Чем выше температура в момент заварки, тем чай вкуснее. Поэтому, чтобы внутренние стенки заварочного чайника имели более высокую температуру в момент заварки, рекоиендуется перед засыпкой чая один или два раза ополоснуть чайник кипятком. Тогда меньше тепла "уйдет" на его нагрев. А в каком чайнике,металлическом или фарфоровом, лучше это делать? Чтобы чай не остыл, пока мы соревнуемся, перельем кипяток в термос. Объясните, почему вода в термосе оставает медленнее? А как поступали раньше, когда не бело термосов? Пока чай заваривается, совершим заочный поход.
Вопросы командам:
1. Ленивый турист поставил ведро с водой на землю, обложил его сучьями и ждет, ждет, ждет... сжег много сучьев, а вода и не думает закипать. Почему? Как нужно? 2. Какой ложкой удобнее пользоваться для дегустаций? А можно ли нагреть воду в бумажной коробке?
После ответа - опыт: нагревание воды в бумажной коробке. А при какой температуре вода кипит? Правильно при 100 гр. Цельсия. Но это только при нормальном атмосферном давлении
760 мм рт.ст. Если давление низкое, то вода закипит при температуре меньше 100 гр. Цельсия. Это хорошо знают туристы, которые бывают в горах. Там очень трудно сварить, например, мясо. Вода закипает при 70 гр. Цельсия и больше уже не нагревается. Посмотрим опыт. (Кипение при низком давлении.)
Продолжим вопросы командам.
3. Вы любите сидеть ночью у костра и смотреть на огонь. А почему, когда мы отворачиваемся от костра, то сразу чувствуем прохладу на лице?
4. Почему мы предпочитаем сидеть на бревне, а не на камне?

Чай уже заварился. Давайте чаевничать. Но сначала посмотрим на картину Перова "Чаепитие в Мытищах".
- Как пьет чай герой этого произведения? Почему он налил чай в блюдце?
- Что он еще делает? Зачем?

Вода горячая, а стаканы холодные. Они могут лопнуть. Как можно уменьшить вероятность того, что это случится? Правильно, положить в стакан ложку, а потом наливать кипяпок. Кстати, что нужно наливать сначала заварку или воду, чтобы чай был более горячий?
А пока накрывают на стол, давайте подсчитаем сколько энергии мы затратили и сколько получим от наших угощений. Воспользуемся таблицами

Поглощая пищу, вы потребляете содержащуюся в ней внутреннюю энегрию
в следующих количествах:

хлеб 9000 Дж/г
сахар 17000 Дж/г
молоко 3000 Дж/г
мясо 7500 Дж/г
картофель 4000 Дж/г
масло 33000 Дж/г
овощи и фрукты 600-2000 Дж/г
яйца 7000 Дж/г

Работая, вы расходуете энергию примерно в следующих количествах (за 1ч на 1кг массы человека):

при подготовке уроков 6000 Дж
при зарядке 16000 Дж
при лежании 4000 Дж
при плавании 30000 Дж
во время сна 4000 Дж
при ходьбе 15000 Дж


Слово жюри.

Приятного аппетита!


Используемая литература:
1. Урок физики в современной школе. Под ред. Разумовского.М.,Просвещение, 1993.
2. М.Балашов. Задачник. 7-8 класс. М.,Дрофа, 1996.
3. Физика в школе. 1991-1993.

Материал составлен и подготовлен учителем физики Малокибечской средней школы им. А.Я.Яковлева Канашского р-на Чувашской Республики Фоминой Татьяной Алексеевной

Скачать

 

 

Начало Можем поделиться Физика

 

 

Наш адрес:
Республика Чувашия, Канашский р-н, с. Малые Кибечи, ул. Центральная 8
E-mail:
makish1@yandex.ru,  sch_mkib@kanash.cap.ru

 

Webmaster::tataynaf@yandex.ru