|
Введение.
С давних времен люди стремятся познать мир,
в котором живут, с которым постоянно взаимодействуют. Человек все время
разгадывает, открывает, изобретает. В настоящее время многое из того,
что веками хранилось и укрывалось от человеческого взора, становится явным.
Человек неизменно связан с природой. Все мы обязаны своей жизнью ей -
голубой от океанов, желтой от песков, зеленой от песков.
Природа - это тот единственный источник, откуда человек черпает энергию
для жизни. Леса, поля, реки одаривают нас подарками - пищей для пропитания.
Но зачастую заботы со стороны природы не хватает. Одними ее дарами жить
невозможно. Остается один путь - научиться получать продукты своими руками.
В настоящее время сельское хозяйство является основным поставщиком продовольствия.
Самая древняя отрасль хозяйства, не потерявшая своего значения и в наше
время - это земледелие. Вся история земледелия - непрерывная борьба за
получение максимально высоких урожаев. Различны пути поиска, которые прокладываются
в лабораториях ученых и на полях.
Достижения физики позволили использовать для интенсификации растеневодства
такие факторы, как различные излучения, поля, ультразвук и др., которые
приводят к активизации или угнетению жизнедеятельности биологических объектов
(растений).
Например, ионизирующие излучения тормозят процессы роста и созревания
сельскохозяйственных культур. Это свойство широко используется для сохранения
продуктов растеневодства. Так,облученный картофель может храниться, не
проростая и почти не теряя питательной ценности, от урожая до урожая при
комнатной температуре.[3,стр.83]
Челябинский профессор А.Басов в 1975 году сделал некоторое наблюдение:
трава, растущая под линиями электропередачи, значительно гуще и выше,
чем на ближайших участках. Размышления над этим феноменом натолкнули его
на мысль, что электрическое поле каким-то способом влияет на траву. Его
догадки оправдались.
Выяснилось, что обработанные электричеством семена злаков повышают биологические
свойства. Ученые подтвердили, что семена после электрического "душа"
дают большую всхожесть, высокоурожайны, более стойки к засухе и морозам.[2,стр.125-127]
Проводимая на школьных участках работа по данным исследованиям показала,
что обработанные электрическим полем семена пшеницы, кукурузы, фасоли
и др. на 15-17% давали больший урожай, чем необработанные, а сеянцы и
саженцы груш и яблонь проявляли более высокую приживаемость.[1,стр.69]
В изучении вопроса о влиянии различных физических факторов на растения
большой вклад может внести исследовательская работа школьников. Примерами
возможных направлений такой работы могут служить исследования влияния
солнечных лучей на скорость роста растений, света и силы тяжести на направление
роста растений, различных полей на посевные качества семян и урожайность.[1,стр.68]
В нашей работе начато изучение влияния на растения магнитного и спинорного
полей и рентгеновского и ультрафиолетового излучений.
Почему выбраны именно эти факторы? Во-первых, работа с этими физическими
воздействиями возможна в школьных условиях. Во-вторых, влияние на растения
некоторых из выбранных факторов слабо изучено и очень любопытно.
Итак, в своей работе мы пытаемся найти связующее звено между физикой и
биологией посредством практических опытов, а также провести параллель
между живым и неживым.
Влияние рентгеновского излучения на всхожесть, рост и урожайность свеклы
и моркови.
1.Постановка задачи.
Цель этой части работы - выяснить как влияет на всхожесть,
рост и урожайность свеклы обработка ее семян рентгеновским излучением.
Рентгеновское излучение представляет собой
электромагнитные волны с длиной волны более короткой, чем у ультрафиолетового
излучения. Оно занимает на шкале электромагнитных волн участок от 8*10^-6см
до 10^-10см. Рентгеновское излучение возникает в результате преобразования
кинетической энергии быстрых электронов в энергию электромагнитных волн
и является особым видом ионизирующего излучения.
Воздействие этого вида излучения на растения сильно зависит от глубины
проникновения в облучаемый объект и от ионизирующей способности, поскольку
ионизация служит своего рода катализатором дальнейших физико-химических
реакций в клетках растений, что приводит к активизации или ,наоборот,
способствует исскуственному угнетению.
2.Экспериментальная установка.
В данном опыте использовалась трубка Рентгена, подключенная к высоковольтному
индуктору ИВ-100. Ток к индуктору подводился от источника постоянного
тока.
3.Проведение эксперимента.
1)Воздействие рентгеновским излучением на семена свеклы сорта Бордо-237.
Высоковольтный индуктор питался током в 10-20В постоянного напряжения.
Семена находились на расстоянии 8см от анода. Время воздействия - 30-45с.
Масса семян - 0.5г.
2)Посадка.
Свеклой данного сорта были засеяны две грядки: обычными, необработанными
семенами - контрольная; облученными - экспериментальная.
Плодородие почвы и качество ее обработки на обеих грядках были одинаковые.
3)Наблюдение.
|
|
![Ребята на прополке](images/issl2.jpg) |
Различий во всхожести контрольных и экспериментальных растений замечено
не было. Дальнейшие наблюдения показали значительные различия в росте
растений. На фотографиях, сделанных на 68-й день с момента посева видны
явные отличия в размерах. Приведем данные измерений сделанных на 86-й
день со дня посева (конец августа).
Контрольные: высота максимального экземпляра - 22 см, минимального - 11
см
Эксперимент: высота максимального экземпляра - 51 см, минимального - 18
см
Максимальный диаметр свеклы с экспериментального участка 0.11м.
Урожай:
контрольный: с площади 1кв.м убрано 0.9кг свеклы;
эксперимент: с площади 1кв.м убрано 3.4кг.
Масса самого крупного экземпляра составляла 0.6кг.
Средние данные за 3 года:
Контрольный участок - 8,6 кг
Экспериментальный - 19,4 кг
4.Выводы.
Сравнивая данные, полученные с контрольного и экспериментального участков,
можно сделать вывод, что урожайность свеклы, выращенной из облученных
семян в первый год в 3.8 раза больше, чем из обычных, за 3 года эксперимента
урожайность больше в 2,3 раза. Кроме этого, облученные растения дали большую
зеленую массу, что тоже полезно для сельского хозяйства. В одном из экспериментов
проверялось влияние облучения на засухоустойчивость свеклы. Облуенные
растения дали в 1,64 раза лучший урожай, т.е. засухоустойчивость свеклы
можно повысить ос помощью облучения семян рентреновскими лучами.
В ходе эксперимента изучалось влияние рентгеновского
излучения на урожайность моркови ( один год). Урожай облученной моркови
в 2,4 больше обычной.
Влияние магнитного поля на всхожесть,
рост и урожайность моркови.
1.Постановка задачи.
В данной части исследований ставилась задача выяснить, как влияет
магнитное поле на всхожесть, рост и урожайность моркови.
2.Экспериментальная установка.
В этом опыте использовалась катушка для демонстрации магнитного поля
тока. Диаметр провода катушки - 0.74мм; число витков - 160; внешний диаметр
катушки - 140мм. Катушка была подключена к источнику постоянного тока
напряжением 4В.
3.Проведение эксперимента.
1)Время воздействия - 5 минут; количество семян - 0.5г.
2)Посадка.
Морковью были засеяны две грядки:
обычными, необработанными семенами - контрольная; облученными - экспериментальная.
Плодородие почвы и качество ее обработки на обеих грядках были одинаковые.
3)Наблюдение.
Различий во всхожести и росте не было обнаружено.
С контрольного участка было собрано 0.6кг, - с экспериментального - 0.35кг
моркови.
4.Выводы
Урожайность моркови, выращенной на контрольном участке приблизительно
в 1.71 раза больше, чем на экспериментальном участке. Можно предположить,
что в данном случае магнитное поле оказало отрицательное влияние на урожайность
моркови. Возможно, отрицательный результат был вызван неучтенными нами
факторами.
Влияние спинорных полей на всхожесть,
рост и урожайность огурцов и лука репчатого.
1.Постановка задачи.
Мы поставили своей задачей выяснить, оказывают ли спинорные поля
влияние на на всхожесть, рост и урожайность огурцов и лука.
2.Экспериментальная установка.
В данном исследовании для получения спинорного поля использовалась
центробежная машина с червячной передачей, на вал которой была насажена
дисковая сирена. Установка крепилась на универсальном штативе.
Масса вращающегося диска - 340г, диаметр - 230мм.
3.Проведение эксперимента (для огурцов).
1)Во время олучения расстояние от диска до семян было равно - 20см. Семена
находились на оси вращения. количество семян - 7шт. Время обработки 3мин.
2)Посадка.
Посадка производилась обычным способом с предварительным замачиванием
семян.
3)Наблюдение.
По сравнению с контрольными экземплярами облученные спинорным полем семена
дали всходы несколько раньше и лучше. Растения отличались от обычных более
темной окраской листьев и большими размерами листовой пластинки.
Плодоношение огурцов из облучанных семян началось на 6-7 дней раньше контрольных
растений и закончилось несколько позже.
4.Выводы.
Сравнивая полученные данные, можно говорить об улучшении всхожести и увеличении
сроков плодоношения огурцов с экспериментального участка на 1-2 недели.
Лук, выращенный из облученных семян, рос лучше.
Эксперимент будет продолжен, и мы надеемся получить данные о влиянии спинорных
полей не только на всхожесть и рост растений, но и обратить внимание на
количество пустоцветов, вкусовые качества и другие показатели.
Заключение.
Занимаясь данным исследованием, мы пытались выяснить ,
какое влияние оказывает на всхожесть, рост и урожайность различных сельскохозяйственных
культур, обработка их семян некоторыми физическими воздействиями.
Нам удалось выяснить обнаружить некоторые интересные факты. Так, обработка
семян свеклы рентгеновским излучением дает урожай почти в 2, 3 раза больше,
а моркови в 2,4 раза.
Обработка спинорным полем может продлить срок плодоношения огурцов на
1-2 недели.
Воздействие магнитным полем на семена моркови дало с точки зрения сельского
хозяйства отрицательный результат, урожайность в 1.71 раза уменьшилась.
Но все это пока предварительные данные. Для окончательных выводов у нас
еще слишком мало данных, но мы надеемся продолжить эту интересную работу
и в будущем. Не меняя природы воздействий, мы собираемся изменить его
интенсивность, время воздействия и другие параметры, найти оптимальные
условия обработки для наилучшего роста растений.
Мы надеемся, что это исследование
заинтересует некоторых из вас и вы присоединитесь к нам, это даст возможность
говорить о более надежных результатах и выводах. Ждем ваших сообщений
по адресу: makish1@yandex.ru(В
"Теме" пишите "исследование")
Литература:
1. С.Д.Абдурахманов. Исследовательские работы по физике в 7-8 классах
сельских школ. М.Просвещение,1990
2. Эврика-76. М.,Молодая гвардия, 1976
3.Физика в школе. М.,Педагогика, 2-1990
4. Ц.Б.Кац Биофизика на уроках физики. М., Просвещение,1974
Материал составлен и подготовлен
учителем физики Малокибечской средней школы им. А.Я.Яковлева Канашского
р-на Чувашской Республики Фоминой Татьяной Алексеевной
|