Этапы становления пожарной охраны г. Канаша Пожарная команда в Канаше была создана в 1924 году в связи с ростом и превращением поселка в город. В то время поселок и станция являлись перевалочным пунктом в Чувашии, и в примитивных складах хранилось немало материальных ценностей. С учетом этого и была организована пожарная команда, состоящая из одного работника при одной лошади, хотя имелись три конных хода на выезд. На вооружении были два конных хода с ручными пожарными насосами и один конный ход с баграми. Команда содержалась за счет городского добровольного пожарного общества (ДПО), работники которого участвовали в тушении пожаров. Вначале пожарная команда находилась в неотапливаемом сарае (принадлежавшем ДПО) по улице Кооперативной. В конце 1925 года к этому сараю пристроили жилую избушку для несения службы и проживания пожарных, конюшню. В штат был принят еще один работник. С 26 октября 1925 года установили круглосуточное дежурство работников пожарной команды. И вот эта дата стала днем организации в Канаше постоянной, самостоятельной пожарной охраны. Дежурство личного состава команды было бессменным, спецодежды и обмундирования не имели, пользовались только очередным отпуском. Пожарные сами без всякой оплаты заготавливали на отведенных участках сено для лошадей, ухаживали за ними. Чтобы как-то изыскать средства для лучшего содержания команды и личного состава, в 1925-26 гг. ДПО заключило договор с почтовой конторой по доставке почты на железнодорожную станцию, однако в 1927 году его отменили. В 1927 году штат личного состава увеличили до 6 человек при 4-х лошадях. Саму команду перевели в ведение коммунального хозяйства исполкома горсовета. В первые два года службы пожарные получали заработную плату в размере 19 рублей в месяц, а в последующие годы -27 рублей. Вскоре появилась должность брандмейстера с окладом в 30 рублей. В 1930-31 годах по инициативе республиканского управления пожарной охраны при НКВД ЧАССР за счет средств Госстраха на улице Свободы построили новое деревянное одноэтажное здание пожарного депо на 3 пары выездных ворот с каланчой. К этому времени штат личного состава довели до 18 человек при шести лошадях. Из Казани получили два конных бочковых хода с ручным насосом и один бочковый ход. В 1933 году со стороны двора к зданию пожарного депо пристроили жилое помещение и отдельный дом. В помещении устроили общежитие для личного состава, а в доме - квартиры для начсостава. В 1935 году во дворе у пруда был построен еще один дом для личного состава и тесовый сарай с небольшим складом для хранения имущества сезонного обоза. Все строительные работы велись бесплатно самими пожарными. Руководили стройкой начальник межрайонного управления пожарной охраны М.И. Ковшов и брандмейстер команды Осипов. Следует отметить, что межрайонное УПО было организовано в 1932 году, а в 1934 году его ликвидировали в связи с введением должности районных пожарных инспекторов и передачи городской пожарной команды в ведение пожарной охраны при НКВД Горьковского края по ЧАССР. Рост материально-технической базы команды позволил в 1933 году увеличить штат личного состава до 44 человек при 8 лошадях. В 1934 году пожарным выделили мотопомпу на двухколесном ходу, которую затем по инициативе М.И. Ковшова приспособили на четырехколесный ход, а в штате появилась должность моториста. Первая автоцистерна ПМЗ-2 поступила в 1936 году. Ее обслуживал сначала лишь водитель, затем у него появились помощники. В 1948 году поступила еще одна пожарная машина ПМГ-1. С появлением автотехники отпала надобность в конном обозе и в 1949 году его ликвидировали. Произошли структурные изменения и в штате команды. В 1949 году личный состав команды состоял из 34 человек, в штате появилась должность пожарного инспектора и политрука, правда политрука сократили в 1951 году. 1950 --60 г.г. были годами полного технического перевооружения команды. Взамен устаревшей техники поступили автоцистерны нового образца закрытого типа. Первая такая машина с облегченным центробежным насосом ПН-25А была получена в 1956 году. В 1957 году поступила автоцистерна повышенной проходимости ПМГ-19 и автонасос с прицепом на шасси ГАЗ-69. В 1959 году в команде организовали газодымозащитную службу с применением кислородно-изолирующих противогазов (КИП-5). В этом же году технический парк команды пополнился новой машиной ПМЗ-13 и мотоциклом с коляской (К-750), а в 1962 году еще одной пожарной машиной с мощным насосом ПН-ЗОК. По мере поступления современной техники старые машины передавали в колхозы и во вновь организуемые пожарные команды. Те автомашины, которые по своему назначению не подлежали дальнейшей технической эксплуатации, переделывали под грузовые и использовали у себя в команде. Оснащение команды новейшей техникой, укомплектование командного состава технически грамотными кадрами увеличили его значение в жизни города. В марте 1964 года был заложен фундамент под здание нового пожарного депо по улице Пушкина на четыре выездные машины. СУ-102 треста "Казтранстроя" в сжатые сроки завершило строительство депо и 1 июня 1965 года пожарные справили новоселье. Это позволило создать все необходимые условия для нормальной работы и отдыха дежурных караулов, размещения техники. В 1964 году в боевой расчет команды ввели автоцистерну АЛГ-17. Штат шоферов был увеличен на 4 человека и доведен до 13 человек. К ноябрю 1967 года Канашская профессиональная пожарная часть (команда получила новый свой статус) имела на вооружении три пожарные машины, способные решать любые тактические задачи по тушению огня, одну автолестницу с 17-метровой выдвижной стрелой, оперативную машину ГАЗ-69, два мотоцикла с коляской, а для хозяйственных нужд за счет средств, сэкономленных при строительстве нового депо, приобрели грузовую автомашину ГАЗ-51. Осенью 1965 года на пустыре около части разбили сад, посадили 50 яблонь. На следующий год - еще 20 яблонь. В 1967 году штат личного состава части состоял из 51 человека. Дежурство велось круглосуточно, караульно по 24 часа в 4 смены. Помимо дежурства в круг обязанностей рядового и шоферского состава входила и профилактическая работа в жилом секторе города. Кроме того, водители осуществляли надзор за городскими водоисточниками. Начальствующий состав имел ненормированный рабочий день. За ним были закреплены предприятия и организации, приходилось дежурить в караулах, выезжать на пожары. Пожарная часть в оперативном отношении подчинялась начальнику горотдела милиции и начальнику Государственной инспекции пожарного надзора Канашского района. В 1983 году городская профессиональная пожарная часть была военизирована и укомплектована молодыми сотрудниками. В 1992 году был организован отряд Государственной противопожарной службы № 9, куда вошли две пожарные части - ПЧ-15 и ПЧ-56. В отряде служат сотрудники, прошедшие суровые испытания в «афганской войне», в других «горячих точках» и награжденные правительственными наградами. Они являются примером выполнения своих служебных обязанностей. По основным показателям оперативно-служебной деятельности ОГПС-9 в числе лучших подразделений Государственной противопожарной службы МВД Чувашской Республики. ПЧ-15 создана для охраны г. Канаша и Канашского района от пожаров. На базе части организован опорный пункт тушения крупных пожаров, где сосредоточены основная и специальная техника: пожарная насосная станция ПНС-110, автомобиль порошкового тушения АП-5, автомобиль воздушно-пенного тушения АВ-20, рукавный автомобиль и т.д. В настоящее время опорный пункт обслуживает семь районов нашей республики (южный куст). Личный состав ПЧ-15 принимал и принимает активное участие при тушении крупных пожаров как на территории города и района, так и в соседних районах республики, проявляя при этом самоотверженность, стойкость и героизм. Последнее десятилетие XX века оставило в памяти горожан ряд крупных пожаров, происшедших в Канаше. Так, 3 июля 1991 года произошел пожар в ООО "Полимерстройматериалы". Густой едкий дым охватил значительную часть города, на самом предприятии горели цеха, взрывались бочки с легковоспламеняющимися жидкостями. К месту пожара первыми прибыли подразделения СВПЧ-15 во главе с майором внутренней службы В.Н. Нягиным, который в это время проводил совещание с офицерами части. В неимоверно сложных условиях пожарные повели борьбу с огнем, из горящих цехов выводили людей. Так, из ада огня В. Н. Нягин с начальником СВПЧ-15 В. В. Волковым вывели трех рабочих, получивших сильные ожоги, затем сотрудники части А. С. Егоров и А. А. Моисеев нашли еще одного рабочего. Учитывая всю сложность обстановки, В.Н. Нягин взял на себя руководство по борьбе с огненной стихией. Оперативно были созданы три боевых участка во главе с В.В. Волковым, А.А. Моисеевым, А.С. Егоровым. Начальник тыла П.И. Сергеев организовал бесперебойную подачу воды от ТЭЦ ВРЗ и за счет подвоза ее на спецтехнике. Но силы были неравны, горение набирало силу. Небо покрылось черным дымом, от накаленного воздуха и от паров токсичных веществ трудно было дышать. Среди жильцов соседних домов стала зреть паника. В этих условиях руководители РТП-1 В.Н. Нягин организовал обход священнослужителей совместно с работниками милиции и пожарными жилых домов, людей знакомили с обстановкой, предлагали увести детей и стариков в безопасное место. Это предотвратило панику. А подоспевшая помощь из Чебоксар и из соседних районов республики при четком руководстве всеми подразделениями позволило вначале локализовать пожар, затем и потушить его. Нелегко далась эта борьба. Ряд сотрудников пожарной охраны, в их числе В.В. Волков, В.В. Смирнов, А.А. Моисеев, В.Н. Нягин, А.С. Егоров, Л.Н. Андреев получили отравление продуктами горения и парами токсичных веществ. Лишь после долгого лечения они смогли приступить к несению своих служебных обязанностей. Правительство России высоко оценило героизм огнеборцев, наградив 8 сотрудников СВПЧ-15 медалями "За отвагу". 15 августа 1993 года (вследствие воспламенения накопившихся паров бензина от воздействия искр электрической дуги пускателя при отключении работающего насоса) произошел пожар на Канашской нефтебазе. Паровоздушная смесь образовалась в результате разлива бензина при его перекачке, которая воспламенилась. Для тушения этого пожара были задействованы крупные силы и средства. На помощь прибыли подразделения Чебоксарского гарнизона, из соседних районов. К месту пожара были вызваны 5 пожарных поездов, автомобили с порошком и пенообразователем из республик Татарстан, Марий Эл, Мордовии, Нижегородской и Ульяновской областей. Одновременно через Канашскую городскую администрацию был объявлен сбор самосвалов, бульдозеров, поливомоечных машин, бензовозов с водой. К моменту прибытия пожарных подразделений горел бензин А-76 в двух резервуарах, затем загорелся третий резервуар. Это создало угрозу распространения огня на соседние резервуары, на сливно-наливную эстакаду, где находились 5 железнодорожных цистерн с бензином, на здание гаража и жилые дома. Сигнал о пожаре в диспетчерскую СВПЧ-15 поступил в 00 час. 50 мин.Первыми в борьбу с огнем вступили 6 отделений пожарной охраны Канашского гарнизона под руководством начальника караула ст. лейтенанта внутренней службы В.П. Язвова. Оценив обстановку, Яз-вов запросил дополнительную помощь из г. Чебоксар, а затем приступил к тушению огня и охлаждению задвижек резервуаров №№ 2, 3, 9 и соседних резервуаров. В 1 час 25 мин. на пожар прибыл заместитель начальника ОВПО-9 капитан внутренней службы А.С. Егоров. К этому моменту удалось локализовать горение резервуара №32, задвижек резервуаров №№ 2, 3, 9 и трубопроводов масляной группы. Однако сбить пламя с резервуара № 31 не удалось. И тогда Егоров начал подготовку к пенной атаке. В 2 час, 05 мин. к месту ЧП прибыла оперативная группа МВД ЧР во главе с министром внутренних дел генерал-майором милиции И.Ф. Киселевым, взявшая на себя общее руководство. Пенные атаки были продолжены. К 5 час. 10 мин. горение в резервуарах №№ 30, 32 было ликвидировано, однако происходило интенсивное горение внутри резервуара № 31, а также на уровне земли, где истекал нефтепродукт через фланцевые уплотнители задвижек резервуаров №№ 31 и 32, да и в обваловке скопилось немало разлившегося нефтепродукта. И тогда было принято решение: организовать завоз речного песка самосвалами с последующим переносом его ведрами по цепочке сотрудниками Канашского ГОВД пожарным, которые и погасили последний очаг горения. Материальный ущерб от пожара составил 4,7 млн. рублей, а спасено от огня материальных ценностей на 151,5 млн. рублей. Указом Президента Российской Федерации за проявленное мужество и героизм сотрудников ПЧ-15 В.П.Язвов, В.П. Степанов, В.М. Максимов, А.С. Егоров, А.Е. Трофимов, А.М. Иванов, В.Ф. Васильев, В.В. Петров награждены медалью "За отвагу". Эту награду получил и В.В. Муллин, работавший в то время начальником ГАИ ГОВД. 14 мая 1996 г. в Шумерлинском районе около разъезда Мыслец произошло крушение грузового поезда № 2651, следовавшего от станции Юдино на станцию Сергач. Из 75 вагонов и цистерн 24 сошли с рельсов и опрокинулись. В трех из опрокинувшихся цистерн был жидкий фенол, в 14-дизтопливо, в 7 вагонах - полиэтилен. В результате аварии ряд цистерн оказались деформированными, получили пробоины: из них потекла горючая жидкость. Кроме того, были обрушены 4 опоры контактной сети. Сорванные провода искрили при соприкосновении с вагонами и цистернами, в результате чего возник пожар. В зоне горения оказалось 24 вагона и цистерна, близлежащий лес. При тушении пожара были задействованы и силы ПЧ-15. Сотрудники ПЧ-15 А.Н. Васильев (он награжден орденом Мужества), А.В.Данилов, А.Н. Грачев, В.Н. Григорьев, В.С.Григорьев, Н.Н. Маркелов приняли самое активное участие в противоборстве с огнем. | |||
© 2009. Администрация г. Канаш
Счетчик посещений |