![]() |
Вопросы перерасчета и корректировки страховой части трудовой пенсии |
---|---|
ВОПРОСЫ
ПЕРЕРАСЧЕТА И КОРРЕКТИРОВКИ СТРАХОВОЙ ЧАСТИ ТРУДОВОЙ
ПЕНСИИ Пудов
А.Н. С 1 января 2002 г. в России осуществляется практическая реализация пенсионной реформы. Основополагающим законодательным актом, на основе которого реализуется пенсионная реформа и который устанавливает нормы и условия пенсионного обеспечения, является Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ), Под его действие попадает подавляющее число пенсионеров - как нынешних, так и будущих. Среди основных институтов нового пенсионного законодательства, непосредственно влияющих на размер трудовой пенсии в первую очередь следует выделить институт перерасчета пенсии. В настоящей публикации комментируются и анализируются наиболее актуальные вопросы применения норм названного института пенсионного права, которые регулируются ст. 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ. Напомним, что трудовая пенсия может состоять из трех различных частей: базовой, страховой и накопительной. При этом определение размера каждой из названных частей, его перерасчет осуществляются по специальным правилам. Из этого следует, что осуществление какого-либо из указанных действий в отношении, например, базовой части трудовой пенсии нисколько не влияет на размеры ее страховой и накопительной частей. Базовая часть трудовой пенсии является государственной гарантией минимального пенсионного обеспечения и устанавливается в твердой сумме, одинаковой для всех граждан. Повышенная базовая часть трудовой пенсии может назначаться лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами 1-й группы (т.е. лицам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени), либо лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи. Перерасчет размера базовой части трудовых пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца производится при наступлении обстоятельств, с учетом которых законодатель дифференцирует размеры данной части. К ним относятся: достижение пенсионером возраста 80 лет; изменение степени ограничения способности к трудовой деятельности; изменение количества иждивенцев или категории получателей трудовой пенсии по случаю потери кормильца. Перерасчет страховой части трудовой пенсии возможен по двум основаниям: в случае продолжения работы (и, соответственно, поступления страховых взносов) после установления трудовой пенсии и в случае отказа от ее получения на срок не менее 12 месяцев. Размер страховой части
трудовой пенсии устанавливается исходя из расчетного пенсионного капитала,
поделенного на ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости. При
этом расчетный пенсионный капитал формируется из общей суммы поступивших в
Пенсионный фонд РФ (ПФР) страховых взносов на основании данных
индивидуального (персонифицированного) учета, подтвержденных данными
органов Федерального казначейства Министерства финансов
РФ. У пенсионера, осуществлявшего работу в течение не менее 12 полных месяцев со дня назначения или предыдущего перерасчета страховой части трудовой пенсии, возникает право на перерасчет данной части пенсии с учетом поступивших за этот период страховых взносов. Кроме того, пенсионер может отказаться от получения установленной ему страховой части трудовой пенсии по старости (полностью или в определенной им части) не менее чем в течение 12 полных месяцев со дня ее назначения или предыдущего перерасчета. В таком случае по заявлению пенсионера производится перерасчет страховой части трудовой пенсии по старости. При этом не полученные пенсионером за указанный период суммы страховой части трудовой пенсии по старости подлежат зачислению на его индивидуальный лицевой счет. Лицам, осуществляющим трудовую деятельность после назначения накопительной части трудовой пенсии по старости, один раз в три года производится перерасчет размера указанной части трудовой пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, отраженных в специальной части индивидуального лицевого счета, за период, истекший со дня назначения названной части трудовой пенсии, либо со дня последнего перерасчета размера ее накопительной части. Накопительная часть трудовой пенсии устанавливается в зависимости от суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо на финансирование данной части пенсии, и инвестиционного дохода. Отметим, что за всех застрахованных
работников старших возрастов (мужчин, родившихся в 1952 г. и ранее;
женщин, родившихся в 1956 г. и ранее) страховые взносы на обязательное
пенсионное страхование в полном объеме направляются на финансирование
страховой части трудовой пенсии. Страховые взносы за мужчин, родившихся в
1953 г. и позднее, и за женщин, родившихся в 1957 г. и позднее,
подразделяются на две доли -для финансирования страховой и накопительной
частей их трудовой пенсии. Обращаем внимание, что в данной статье вопросы перерасчета базовой и накопительной частей трудовой пенсии затрагиваться не будут. Перерасчет базовой части осуществлялся и в ходе первого года реализации пенсионной реформы, а перерасчет накопительной части в массовом порядке будет производиться по прошествии трехлетнего накопительного периода. Перерасчет же страховой части трудовой
пенсии по указанным выше основаниям впервые осуществляется
территориальными органами ПФР именно в текущем
году. Перерасчет размера
страховой части трудовой пенсии
Согласно п. 3 ст. 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ лицу, осуществлявшему работу и (или) иную деятельность не менее чем в течение 12 полных месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости или страховой части трудовой пенсии по инвалидности либо со дня предыдущего перерасчета размера указанной части соответствующей трудовой пенсии, по его заявлению производится перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости или страховой части трудовой пенсии по инвалидности. Под осуществлением работы «не менее чем в течение 12 полных месяцев» понимается период времени со дня назначения или предыдущего перерасчета продолжительностью не менее 12 полных месяцев. Следовательно, в указанном периоде продолжительность периодов собственно работы может быть и менее 12 полных месяцев. При этом за данные месяцы должны уплачиваться страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Таким образом, юридическим фактом, определяющим право на перерасчет пенсии, является наличие у пенсионера в течение 12 месяцев со дня назначения или предыдущего перерасчета трудовой пенсии периодов работы и соответственно поступивших за него в Пенсионный фонд РФ страховых взносов. Из вышеизложенного следует, что право на перерасчет страховой части трудовой пенсии возникает только спустя год после назначения пенсии или ее перерасчета. Например, для лиц, являвшихся пенсионерами по старости по состоянию на 1 января 2002 г., данное право при любых обстоятельствах может наступить не ранее 2 января 2003 г. Юридическим фактом, который приводит в движение механизм реализации права на перерасчет страховой части трудовой пенсии, является подача пенсионером в территориальный орган ПФР соответствующего заявления. Отметим, что перерасчет страховой части
-это право, но никак не обязанность пенсионера. Он может вообще не
обращаться по этому вопросу в органы ПФР либо обратиться в любое время по
истечении 12 месяцев после назначения
пенсии. По общему правилу граждане могут обращаться за пенсией (в том числе и за ее перерасчетом) в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ; первый абзац п. 7 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных постановлением Минтруда России и ПФР от 27 февраля 2002 г. № 17/19пб (далее -Правила от 27 февраля 2002 г. № 17/19пб). Однако в данном случае следует помнить, что согласно п. I ст. 20 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ перерасчет размера страховой части трудовой пенсии производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете ее размера. Таким образом, если право на перерасчет возникло в январе 2003 г., то в интересах пенсионера представить соответствующее заявление до 31 января. В таком случае перерасчет размера трудовой пенсии будет произведен с 1 февраля 2003 г. Особо остановимся на проблеме сроков сдачи заявления на перерасчет пенсии, В этом случае не применяются положения второго абзаца п. 7 Правил от 27 февраля 2002 г. № 17/19пб, согласно которым заявление о назначении пенсии по старости может быть принято и до наступления пенсионного возраста, но не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию. Второй абзац п. 7 Правил от 27 февраля 2002 г. Mb 17/19пб содержит исключение из общего правила и касается возможности досрочного обращения в территориальный орган ПФР только за назначением трудовой пенсии по старости. Данная норма перенесена из ранее действовавшего законодательства и изначально была обусловлена социальным мотивом — своевременным оперативным назначением пенсии ввиду возможного отсутствия иного, кроме пенсия, источника средств к существованию. Это объяснялось и объясняется тем, что при досрочном обращении за назначением трудовой пенсии по старости у лица, как правило, имеется требуемый стаж. И в таком случае не соблюдено только одно из условий, дающих право на трудовую пенсию, - достижение пенсионного возраста, являющееся не базовым юридическим фактом, а юридически значимой предпосылкой. Также отметим, что
институты назначения и перерасчета трудовой пенсии не идентичны с правовой
точки зрения, поскольку регулируют отношения, возникшие в связи с
наступлением разных правоустанавливающих юридических фактов. В связи с
этим и предусматривается разный порядок исчисления сроков, с которых
производится назначение или перерасчет пенсии. Так, трудовая пенсия
назначается со дня обращения за ней; но во всех случаях не ранее чем со
дня возникновения права на пенсию. Следующим моментом, на который следует обратить внимание при перерасчете страховой части трудовой пенсии, является одна из двух составляющих величин ее определения, а именно -ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости. В соответствии с п. 3 ст. 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (п. 7 ст. 14 настоящего закона) или трудовой пенсии по инвалидности определяется по состоянию на день, непосредственно предшествующий дню, с которого производится соответствующий перерасчет. При этом в соответствии с п. 7ст. 14 Федерального закона от17 декабря 2001 г.№ 173-ФЗ при перерасчете страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии с; п. 3 ст. 17 настоящего закона ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня назначения указанной части этой пенсии. В 2003 г. ожидаемый период выплаты трудовой пенсии равен 150 месяцам. Таким, образом, при перерасчете пенсий в 2003 г. ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости составит 138 месяцев, а по инвалидности — 150 месяцев, поскольку этот период определяется на день, предшествующий дню, с которого производится соответствующий перерасчет (т.е. самое раннее — на 31 января 2003 г.), и сокращается на 12 месяцев только в отношении трудовых пенсий по старости. Следует иметь в виду, что сведения индивидуального персонифицированного учета о поступивших страховых взносах относятся к числу необходимых документов для перерасчета страховой части трудовой пенсии. Как уже упоминалось, базой для определения страховой части трудовой пенсии является расчетный пенсионный капитал. Согласно ст. 20 Федерального закона от
15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в
Российской Федерации» расчетный пенсионный капитал формируется из общей
суммы страховых взносов иных поступлений на финансирование страховой части
трудовой пенсии, поступивших за застрахованное лицо в бюджет ПФР, на
основании данных индивидуального (персонифицированного) учета,
подтвержденных данными органов Федерального казначейства Минфина
России. На основании п. 7 постановления Правительства РФ от 12 июня 2002 г, № 407_«0б утверждении Правил учета страховых взносов, ' включаемых в расчетный пенсионный капитал» включение в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц сумм страховых взносов, поступивших в ПФР от страхователей, производится по окончании календарного года на основании представленных страхователями в территориальные органы ПФР сведений индивидуального (персонифицированного) учета и имеющихся в территориальных органах ПФР данных о суммах начисленных страховых взносах и суммах страховых взносов, поступивших в ПФР за календарный год. Из этого следует, что расчетный
пенсионный капитал может быть сформирован из страховых взносов за
прошедший год только после поступления сведений индивидуального
(персонифицированного) учета и подтверждения их данными органов
федерального казначейства. Наряду с поступившими страховыми взносами за прошедший календарный год во внимание могут быть приняты подтвержденные в установленном порядке страховые взносы текущего года, уплаченные до даты обращения за перерасчетом. Следует отметить, что обязанность работодателя представлять такие сведения для перерасчета законодательно не закреплена. Он должен представлять их по окончании календарного года (до февраля), а в межотчетный период — только для назначения пенсии. Согласно ст. 20 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ заявление пенсионера о перерасчете рассматривается не позднее чем через пять дней со дня его приема со всеми необходимыми документами. Отсутствие выписки из индивидуального лицевого счета о страховых взносах не является основанием для отказа в перерасчете страховой части трудовой пенсии. Однако если отсутствуют сведения, необходимые для перерасчета, то принять окончательное решение в установленный 5-дневный срок невозможно. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта, о каждом работающем у него застрахованном лице сведения индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе об уплаченных страховых взносах в прошедшем году. Указанные сведения сверяются с данными федеральных органов казначейства. Затем после подтверждения их данными федеральных органов казначейства указанные сведения разносятся по индивидуальным лицевым счетам застрахованных лиц. Следовательно, ввиду отсутствия на индивидуальном лицевом счете застрахованных лиц подтвержденных сведений о страховых взносах, представление территориальными органами ПФР выписки с «нулевыми» данными повлечет отказ в перерасчете пенсии. В данном случае,
исходя из существующей законодательной базы и учитывая, что заявления на
перерасчет страховой части трудовой пенсии не могут быть поданы
одновременно с необходимыми документами по независящим от заявителя и
территориального органа ПФР обстоятельствам, оптимальным вариантом решения
данной проблемы является перерасчет страховой части трудовой пенсии после
формирования расчетного пенсионного капитала в целом по Российской
Федерации и занесения указанных сведений в индивидуальный лицевой счет
застрахованного лица и представления выписки из лицевого счета. При этом
перерасчет осуществляется в сроки, определяемые датой подачи заявления,
т.е. с месяца, следующего за месяцем, в котором данное заявление
подается. Корректировка размера
страховой части трудовой пенсии
В соответствии с п. 5 ст. 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер страховой части трудовой пенсии подлежит корректировке с учетом уточнения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования ранее предоставленных страхователем сведений о сумме страховых взносов, уплаченных им в Пенсионный фонд РФ, принятых во внимание при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размера этой части указанной пенсии. Такая корректировка производится с 1 июля года, следующего за годом, на который приходится назначение трудовой пенсии или перерасчет размера трудовой пенсии. Корректировка размера пенсии — совершенно новое понятие в отечественном пенсионном законодательстве. Его появление напрямую связано с институтом расчетного пенсионного капитала и обусловлено особенностями его формирования. Корректировка в отличие от перерасчета проводится не по желанию пенсионера, а по инициативе территориального органа ПФР. Фактически корректировка является обязанностью пенсионного органа, которая возникает в случае выявления расхождений между сведениями о сумме страховых взносов, уплаченных работодателем в ПФР за застрахованное лицо и принятых во внимание при определении размера страховой части трудовой пенсии данного лица, и данными индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования о сумме страховых взносов, поступивших за него на самом деле. Первая корректировка будет иметь место с 1 июля 2003 г. С указанной даты будет подлежать
корректировке страховая часть трудовых пенсий, назначенных в 2002 г. с
учетом уплаченных страховых взносов, принятых во внимание при определении
расчетного пенсионного капитала. В практическом плане это означает, что сведения об уплаченных работодателями страховых взносах заменяются сведениями о реально поступивших в бюджет ПФР страховых взносов. С этой целью определяется часть поступивших за застрахованное лицо страховых взносов за 2002 г., которая приходится на период до назначения пенсии. Необходимо сделать небольшое отступление, указав что организации перечисляют страховые взносов не за конкретное застрахованное лицо, а в целом за всех застрахованных лиц. С учетом этого постановлением Правительства РФ от 12 июня 2002 г. № 407 «Об утверждении правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал» была закреплена норма, согласно которой поступившие суммы текущих платежей по страховым взносам, а также платежей по страховым взносам за прошлые периоды распределяются по индивидуальным лицевым счетам застрахованных лиц пропорционально суммам начисленных страховых взносов. Поскольку размер уплаченных страховых взносов определялся путем умножения суммы начисленных страховых взносов застрахованному лицу, которые учитывались при исчислении расчетного пенсионного капитала при назначении пенсии, на процент уплаченных страховых взносов в 2002 г. в целом по организации на дату установления пенсии, то при определении поступивших страховых взносов применяется аналогичный порядок. Размер поступивших страховых взносов определяется путем умножения суммы начисленных страховых взносов застрахованному лицу, которые учитывались при определении уплаченных страховых взносов, на процент поступивших страховых взносов, подтвержденных органами федерального казначейства, в целом по организации за 2002 г. Дальнейший расчет страховой части пенсии трудовой пенсии осуществляется в общем порядке (как при ее назначении). После 1 июля 2003 г., т.е. после проведения корректировки, размер страховой части и соответственно всей трудовой пенсии может остаться прежним (если данные об уплаченных и поступивших взносах совпадают), а также измениться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, Если процент уплаченных работодателем страховых взносов при установлении пенсии был меньше, чем процент реально поступивших в бюджет ПФР страховых взносов в целом по организации по итогам года, то корректировка будет в сторону увеличения страховой части трудовой пенсии. Если процент уплаченных страховых взносов при установлении пенсии был больше, чем процент поступивших страховых взносов в целом по организации по итогам года, то корректировка будет в сторону уменьшения страховой части трудовой пенсии. |