ДОКЛАД
«О
СОСТОЯНИИ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА
В
ИБРЕСИНСКОМ РАЙОНЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ЗА 2007 ГОД »
Раздел
I
ОХРАНА
ТРУДА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
В ИБРЕСИНСКОМ РАЙОНЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Социальное партнерство – многоплановое
явление, которое может быть охарактеризовано с политической,
экономической и правовой точек зрения. Идея социального
партнерства в сфере труда появилась в обществе как средство
сглаживания противоречий между работниками и работодателями.
Главное в социальном партнерстве – обеспечение согласованных
интересов работников и работодателей по вопросам
регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с
ними отношений, в том числе и в области охраны труда.
Социальное партнерство основывается на
принятых нормативных правовых актах Российской Федерации и
Чувашской Республики: Трудовом кодексе Российской Федерации,
Федеральном законе «О профессиональных союзах, их правах и
гарантиях деятельности», Федеральном законе «Об объединениях
работодателей», Законе Чувашской Республики «О социальном
партнерстве», Указе Президента Чувашской Республики от 29
ноября 1999 г. № 86 «О Республиканской трехсторонней
комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».
В
Чувашской Республике создана и действует Республиканская
трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых
отношений (далее – Комиссия), ежегодно утверждается план ее
работы. Законом Чувашской Республики «О социальном
партнерстве» и Республиканским соглашением о социальном
партнерстве между Кабинетом Министров Чувашской Республики,
объединениями работодателей Чувашской Республики и Чувашским
республиканским объединением организаций профсоюзов «Чувашрессовпроф»
на 2005–2007 годы (далее – Соглашение) были определены
основные направления работы в этой сфере. Реализация
Соглашения осуществлялась в соответствии с Планом
мероприятий по реализации Республиканского соглашения о
социальном партнерстве между Кабинетом Министров Чувашской
Республики, объединениями работодателей Чувашской Республики
и Чувашским республиканским объединением организаций
профсоюзов «Чувашрессовпроф» на 2005–2007 годы, утвержденным
постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16
мая 2005 г. № 121.
На основе
разработанных Республиканской трехсторонней комиссией
правовых и методических основ функционирования системы
социального партнерства в Ибресинском районе создана и
действует территориальная комиссия по регулированию
социально-трудовых отношений в составе: председателя -
заместителя главы администрации Ибресинского района Михалика
В.Л.,Июдиной Р.Г.- начальника ОСЗН Ибресинского района
Чувашской Республики Минздравсоцразвития Чувашии, Кузьмина
А.П.- председателя Совета работодателей, директора ООО «Древстрой»,
Константиновой А.Д. – инженера по охране труда ООО
«Фурнитура», Моисеевой О.А. – ведущего специалиста –
эксперта ОСЗН Ибресинского района Чувашской Республики
Минздравсоцразвития Чувашии.
Результатом работы комиссии явилось заключение
территориального соглашения, которое определило
социально-экономическую политику в Ибресинском районе,
способствовало заключению коллективных договоров в
организациях всех форм собственности.
Основное
внимание в работе Комиссии уделялось выполнению мероприятий
по реализации Соглашения, сохранению стабильной социальной
обстановки в Ибресинском районе, принятию необходимых мер по
решению социально-трудовых вопросов, обеспечению связей
Комиссии с органами исполнительной власти Чувашской
Республики, органами местного самоуправления,
правоохранительными органами, республиканскими объединениями
профсоюзов, работодателей, представителями средств массовой
информации, по регулированию социально-трудовых отношений.
Благодаря
совместной работе Сторон по предотвращению коллективных
трудовых споров начиная с 2000 года в Ибресинском районе не
было отмечено забастовок и не зарегистрировано коллективных
трудовых споров.
В
Ибресинском районе проводится работа по заключению
коллективных договоров и их уведомительной регистрации. В
2007году в организациях района заключено и пролонгировано
45 коллективных договоров. Численность работников,
охваченных коллективными договорами, составляет 3842 человек
(71,88%).
Улучшились
содержание и структура принимаемых коллективных договоров,
повысился уровень социальных гарантий, меньше стало норм,
носящих декларативный и неконкретный характер. Большое
внимание уделяется вопросам финансирования мероприятий по
улучшению условий и охраны труда, оплаты труда, стали
учитываться нормы, заложенные в принятых отраслевых,
республиканских, территориальных соглашениях.Все
коллективные договоры представляются на уведомительную
регистрацию, зарегистрирован 100% коллективных договоров
(республиканский уровень 2006 года 51,0%). Большой проблемой
остается принятие коллективных договоров в субъектах малого
предпринимательства, в том числе у индивидуальных
предпринимателей-работодателей. Сведения о коллективных
договорах, действовавших в организациях, представлены в
табл. 1.1.
Таблица
1.1
Сведения о количестве коллективных договоров
(с учетом пролонгированных) на конец 2006 года
Количество организаций (единиц) |
Списочная численность работников на отчетную дату
(человек) |
Численность работников, охваченных коллективными
договорами (человек) |
Доля охваченных коллективными договорами в
среднесписочной численности работников (%) |
Сумма средств, использованных на обеспечение льгот и
выплат работникам и членам их семей, предусмотренных
коллективным договором
(тыс. рублей) |
Количество коллективных договоров (всего) |
Количество коллективных договоров, представленных на
уведомительную регистрацию
(%) |
179 |
5345 |
3842 |
71,88 |
4.283 |
45 |
100% |
В Ибресинском районе для охраны труда
задействованы общественные организации. В системе
социального партнерства все большая возрастающая роль
должна принадлежать профсоюзным организациям, позволяющая
повышать эффективность управления производственной
деятельностью, обеспечить безопасность рабочих мест и
улучшать условия труда.
На собраниях предприятий, организаций
совместно с председателями комитетов профсоюзов,
специалистами охраны труда обсуждается информация о
выполнении коллективных договоров, состоянии дел по условиям
и охраны труда и рассматривают каждый случай
производственного травматизма на своих предприятиях.
Отделом социальной защиты населения
Ибресинского района Минздравсоцразвития Чувашии в 2007 году
проводилась активная работа по защите интересов членов
трудовых коллективов. Так, за прошедший год обследовано 52
организаций и предприятий на соответствие требованиям
безопасности труда, из них 28 – совместно с районной
прокуратурой.
Кроме
того, специалисты отдела принимали участие на заседаниях
комиссии по соблюдению налогового и трудового
законодательства, возглавляемых главой района Петровым А.И.
На данных заседаниях рассматривали вопросы выплаты
заработной платы и обеспечения ее среднего размера на одного
работника до уровня прожиточного минимума, заключению
коллективных договоров и трудовых соглашений работодателей и
физических лиц.
Важным
институтом общественного контроля за охраной труда является
институт уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда
профсоюзов, которых в республике насчитывается 3712 человек.
Если в Чувашской Республике наибольший охват членства
профсоюзов занимают образование с наукой и агропромышленный
комплекс, то эта тенденция сохраняется и в нашем районе и
число членов профсоюза в 36 организациях Ибресинского
района составляет 981 человек или 18,3% численности всех
работающих.
В целях
привлечения внимания предприятий, организаций и учреждений
Чувашской Республики к решению социальных вопросов, в том
числе вопросов охраны труда, проводится ежегодный
республиканский конкурс «Организация высокой социальной
эффективности». В 2006 году в конкурсе приняла участие 31
организация из 6 районов и 4 городов Чувашской Республики.
Среди номинантов на соискание премий предприятий,
организаций нашего района в 2006 и 2007 г.г. также нет.
Кроме
того, среди 16 организаций Чувашской Республики принявших
участие на
VI
Всероссийском конкурсе «Российская организация высокой
социальной эффективности» наших представителей также нет.
Напрашивается вывод: со стороны отдела социальной защиты
населения нет хорошей разьяснительной работы, и слабая
мотивация руководителей предприятий в хорошей рекламе своих
предприятий.
Таким
образом, социальное партнерство является эффективным
механизмом защиты трудовых прав работников, в том числе на
условия труда, отвечающие требованиям безопасности и
гигиены. Развитие социального партнерства позволяет решать
многие вопросы по обеспечению социальных гарантий
работников, в том числе по улучшению условий и охраны труда,
а также повышать социальную ответственность бизнеса.
Раздел
II
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
УПРАВЛЕНИЯ
ОХРАНОЙ ТРУДА
Состояние
безопасности труда во многом определяется эффективным
функционированием системы государственного управления
охраной труда, которая предусматривает единство действий
органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов
местного самоуправления, объединений работодателей и
работников по улучшению условий и охраны труда,
предупреждению производственного травматизма и
профессиональной заболеваемости. Усилиями последних лет в
Чувашской Республике сформирована такая система, которая
позволяет реализовывать законодательные требования охраны
труда, обеспечивать взаимодействие заинтересованных органов,
оказывать практическую помощь организациям, работодателям,
предпринимателям, работникам на всех уровнях управления.
Вопросы
охраны труда находятся под постоянным контролем Главы
Ибресинского района Петрова А.И., прокурора Ибресинского
района Бочкарева А.А, отдела социальной защиты населения
Ибресинского района Чувашской Республики Минздравсоцразвития
Чувашии. Работа по улучшению условий, охраны труда,
предупреждению несчастных случаев на производстве и
профзаболеваний в 2007году проводилась в рамках реализации
Районной целевой программы улучшения условий, охраны труда и
здоровья работающих в Ибресинском районе на 2006–2008 годы,
утвержденной решением Собрания депутатов Ибресинского
района от 30 марта 2006 г. № 7 (далее – Программа). В данную
Программу включены различные мероприятия по охране труда. По
итогам 2007 года все запланированные мероприятия Программы
выполнены в полном объеме.
С целью
совершенствования законодательства Чувашской Республики и
приведения его в соответствие с законодательством Российской
Федерации Законом Чувашской Республики от 30 ноября 2006 г.
№ 60 «О признании утратившими силу некоторых законодательных
актов Чувашской Республики» признан утратившим силу Закон
Чувашской Республики от 12 мая 2000 г. № 6 «Об охране труда
в Чувашской Республике». Такое решение принято в связи с
изменениями в Трудовом кодексе Российской Федерации,
внесенными Федеральным законом от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ «О
внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации,
признании не действующими на территории Российской Федерации
некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу
некоторых законодательных актов (положений законодательных
актов) Российской Федерации», в соответствии с которыми
признан утратившим силу Федеральный закон от 17 июля 1999 г.
№ 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации».
Сегодня все основные положения охраны труда законодательно
закреплены в Трудовом кодексе Российской Федерации.
С целью
привлечения внимания к проблемам охраны труда, повышения
престижа профессии специалиста по охране труда Министерством
здравоохранения и социального развития Чувашской Республики
объявлен ежегодный республиканский конкурс профессионального
мастерства «Лучший специалист по охране труда» года. Итоги
конкурса подведены в июне 2007 года. Основными
задачами конкурса являются повышение
профессионального мастерства специалистов по охране труда,
развитие их творческой инициативы и новаторства, создание
стимулов к совершенствованию выполняемой работы, повышение
престижа профессии и статуса специалиста по охране труда,
поиск новых механизмов профилактики производственного
травматизма и профессиональной заболеваемости, создание
банка данных лучших специалистов по охране труда республики,
а также привлечение внимания общественности к проблемам
состояния условий, охраны труда и здоровья работающих. Среди
участников конкурса Ибресинский район представлял специалист
по охране труда ООО «Рассвет» Максимов Николай Михайлович.
Проводимая
на федеральном уровне административная реформа существенно
не повлияла на эффективность государственного управления
охраной труда в Ибресинском районе. Взаимодействие
территориальных органов федеральных органов исполнительной
власти, уполномоченных на проведение государственного
контроля и надзора, органов исполнительной власти Чувашской
Республики, общественных объединений позволяет
координировать усилия по профилактике производственного
травматизма, профессиональной заболеваемости, созданию
условий для сохранения жизни и здоровья работников.
Однако в
результате проводимой административной реформы в органах
исполнительной власти Чувашской Республики и уменьшения
количества крупных предприятий в Ибресинском районе
происходит сокращение специалистов по охране труда, что
значительно снизит регулирующую роль этих органов
исполнительной власти в области улучшения условий и охраны
труда. Вместе с тем значительно активизировалась работа по
улучшению условий и охраны труда на муниципальном уровне.
В целом
следует отметить, что развитие системы государственного
управления охраной труда в районе характеризуется
положительной динамикой снижения производственного
травматизма, первичной профессиональной заболеваемости,
увеличением затрат на охрану труда, созданием служб охраны
труда в крупных и средних организациях, динамичным развитием
системы обучения по охране труда и рядом других
Раздел
III
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ
В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
На территории Ибресинского района
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового
законодательства и иных нормативных правовых актов,
содержащих нормы трудового права, ведет Гострудинспекция в
Чувашской Республике, за соблюдением законодательства об
охране труда, обеспечением здоровых и безопасных условий
труда, соблюдением правил по безопасному ведению работ в
отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности в
Чувашской Республике осуществляют Управление Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека по Чувашской Республике (далее –
Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике),
Управление по технологическому и экологическому надзору
Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору по Чувашской Республике (далее – Управление
по экологическому и технологическому надзору Ростехнадзора
по Чувашской Республике). Государственный надзор за точным и
единообразным исполнением законодательства по вопросам
охраны труда ведет Прокуратура Чувашской Республики.
Раздел
IY.
УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА
В ИБРЕСИНСКОМ РАЙОНЕ
Правовой основой управления охраной труда на
муниципальном уровне является Трудовой кодекс Российской
Федерации. В соответствии со статьей 210 реализация основных
направлений государственной политики в области охраны труда
обеспечивается согласованными действиями органов
государственной власти Российской Федерации, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и
органов местного самоуправления, работодателей, объединений
работодателей, а также профессиональных союзов, их
объединений и иных уполномоченных работниками
представительных органов по вопросам охраны труда.
В 2006 году произошло реформирование системы
управления охраной труда на муниципальном уровне.
В соответствии с
Федеральным законом «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации», постановлением
Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 ноября 2005 г.
№ 267 «О системе органов социальной защиты населения
Чувашской Республики» обеспечение
реализации основных направлений государственной политики в
области охраны труда в Ибресинском районе Чувашской
Республики с 1 января 2006 г. возложено на отдел социальной
защиты населения Ибресинского района Чувашской Республики Министерства
здравоохранения и социального развития Чувашской Республики
(далее – ОСЗН).
В ОСЗН Ибресинского района введена штатная
единица ведущего специалиста по вопросам социально-трудовых
отношений и охраны труда. В результате современная система
управления охраной труда в Ибресинском районе включает в
себя ОСЗН, районные и городские координационные советы по
охране труда, советы по охране труда сельских и городских
поселений.
Вся работа в прошедшем году в области
улучшения условий и охраны труда в Ибресинском районе
проводилась в рамках Республиканской целевой программы
улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих, в
Чувашской Республике на 2005–2007 годы, а также Районной
программы улучшения условий, охраны труда и здоровья
работающих в Ибресинском районе. Специалист по вопросам
охраны труда ОСЗН ведет работу по восстановлению и
обеспечению служб охраны труда организаций на территории
Ибресинского района. В результате доля организаций, с
численностью работающих более 100 человек (предприятий),
укомплектованных специалистами по охране труда или имеющих
службу охраны труда, на конец 2007 года составляла 100% (в
2006году-100% и 2005 году – 94,2%,). С октября 2006 года в
Ибресинском районе в соответствии с новыми требованиями
Трудового кодекса Российской Федерации ведется работа по
созданию и восстановлению служб охраны труда у работодателей
с численностью работающих свыше 50 человек. По состоянию на
1 января 2008 г. таких предприятий у нас 25 и у 100%
работодателей созданы и действуют службы охраны труда.
ОСЗН работал в тесном взаимодействии с
органами местного самоуправления, территориальными органами
федеральных органов исполнительной власти, профсоюзами и
работодателями в рамках муниципальной программы улучшения
условий, охраны труда и здоровья работающих. Так, в 2007
году во всех сельских и городских поселениях продолжили
работу советы по охране труда, которые провели 29 заседаний
(в среднем по 2 заседания за истекший период), на которых
рассмотрели 58 вопросов.
Кроме
того, при непосредственном участии ОСЗН проведен 1 месячник
по охране труда, 8 различных семинаров и совещаний по охране
труда, 52 посещение организаций с целью оказания
практической и методической помощи по вопросам охраны труда,
принимали участие на республиканских слетах трудовых
династий. Из Ибресинского района в 2006 году на слете
чествовали трудовую династию Кузьминых (12 представителей
трудовой династии Кузьминых имеет трудовой стаж в сельском
хозяйстве 501 год), а в 2007 году- трудовую династию
Шибаевых ( 14 представителей семьи Шибаевых имеет 330 лет
трудового стажа в сельском хозяйстве).
Информация о работе в области охраны труда
на муниципальном уровне за 2007 год
Наименование муниципального района,
городского округа |
Количество заседаний координационных
советов по охране труда |
Количество рассмотренных
координационными советами вопросов |
Количество проведенных месячников по
охране труда |
Количество проведенных семинаров и
совещаний по охране труда |
Количество проведенных проверок, в
том числе совместных |
Количество выступлений и публикаций в
средствах массовой информации |
Количество советов по охране труда
поселений |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Ибресинский |
3 |
6 |
1 |
8 |
52 |
12 |
13 |
В
Ибресинском районе на базе предприятий существует кабинеты
охраны труда, организованы уголки и стенды по технике
безопасности и гражданской обороне. Так хочется отметить
хорошую работу колхоза «Красный партизан», колхоза
им.Калинина.
В 2007 году приняли участие в проводимом
ежегодном республиканском смотре-конкурсе по охране труда
среди муниципальных районов, городских округов Чувашской
Республики.
Одним из показателей, учитываемых при
подведении итогов, является коэффициент производственного
травматизма, рассчитываемый исходя из количества
пострадавших со смертельным исходом на производстве
(тяжелых, групповых); и среднесписочной численности
работников.
Данный коэффициент использовался
ежеквартально при подведении итогов экономического
соревнования среди муниципальных районов Чувашской
Республики.
Гистограмма 4.2
Коэффициент производственного травматизма на 1000 работающих
(с
учетом групповых случаев, со смертельным и тяжелым исходом)
в 2006 году

реализация
основных направлений государственной политики в области
охраны труда в Ибресинском районе;
обеспечение реализации на территории Ибресинского района
Трудового кодекса Российской Федерации, мероприятий
Республиканской целевой программы улучшения условий, охраны
труда и здоровья работающих в Чувашской Республике на
2008–2010 годы;
создание
служб охраны труда у работодателей с численностью работающих
свыше 50 человек;
реализация
районной целевой программы улучшения условий, охраны труда и
здоровья работающих;
организация обучения по охране труда руководителей и
специалистов организаций;
анализ и
прогнозирование основных показателей состояния
производственного травматизма и профессиональной
заболеваемости, а также планирование и реализация на
территории Ибресинского района мероприятий по их
профилактике;
оказание
практической и методической помощи в области охраны труда
работодателям;
мониторинг
условий и охраны труда здоровья работающих;
развитие
аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации
организации работ по охране труда.
Производственный травматизм характеризуется
числом лиц, пострадавших при несчастных случаях на
производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день
и более или со смертельным исходом при выполнении ими
трудовых обязанностей и подлежащих учету. Наличие вредных и
опасных производственных факторов, использование
несовершенного, морально и физически устаревшего
оборудования и технологических процессов, несоблюдение
требований безопасности приводят к полной или частичной
утрате трудоспособности.
За 2007год пострадали в результате
производственного травматизма 2 работающих по следующим
видам экономической деятельности: сельское хозяйство, охота
и лесное хозяйство -2; производство и распределение
электроэнергии, газа и воды; строительство- 0. Использованы
данные статистического наблюдения, осуществленные
Территориальным органом Федеральной службы государственной
статистики по Чувашской Республике (далее – Чувашстат)
Уровень производственного травматизма (число
пострадавших на 1000 работающих) составил 0,895 человека, а
Республиканский показатель 1,259, со смертельным исходом
–пострадавших на 1000 работающих- нет.
Динамика
снижения производственного травматизма отмечена в
Ибресинском районе. Сравнительные показатели
производственного травматизма по районам и городам
представлены в табл. 5.1 и 5.2.
Анализ
причин несчастных случаев показал следующее. Большинство
несчастных случаев, происшедших на производстве, стало
результатом неудовлетворительной организации производства
работ и нарушения трудовой дисциплины. При этом снизилось
количество лиц, находившихся в момент несчастного случая в
состоянии алкогольного опьянения.
Таблица
5.1
Основные
показатели
производственного травматизма за 1996 год и 2002–2007 годы
(по данным Чувашстата)
Наименование муниципального района, городского
округа |
Число пострадавших на производстве, человек |
В
том числе
со
смертельным исходом, человек |
Число человеко-дней
нетрудоспособности у пострадавших на производстве |
всего |
на 1000 работающих |
всего |
на 1000 работающих |
всего |
на 1 пострадавшего, дней |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Ибресинский |
|
|
|
|
|
|
1996 |
34 |
5,2 |
– |
– |
1432 |
42,1 |
2002 |
17 |
3,4 |
1 |
0,198 |
637 |
37,5 |
2003 |
7 |
1,7 |
– |
– |
253 |
36,1 |
2004 |
9 |
2,6 |
2 |
0,585 |
369 |
41,0 |
2005 |
9 |
3,1 |
1 |
0,340 |
316 |
35,1 |
2006 |
4 |
1,3 |
– |
– |
133 |
33,3 |
2007 |
7 |
1,3 |
0 |
0 |
350 |
50,0 |
Чувашская Республика |
|
|
|
|
|
|
1996 |
1511 |
4,1 |
78 |
0,210 |
46654 |
30,9 |
2002 |
801 |
2,6 |
41 |
0,132 |
25500 |
31,8 |
2003 |
650 |
2,3 |
49 |
0,171 |
21073 |
32,4 |
2004 |
553 |
2,1 |
32 |
0,122 |
18026 |
32,6 |
2005 |
479 |
2,0 |
29 |
0,119 |
17948 |
37,5 |
2006 |
461 |
2,0 |
33 |
1,141 |
15262 |
33,1 |
2007 |
418 |
1,9 |
28 |
0,127 |
17600 |
42,2 |
Таблица 5.2
Состояние
производственного травматизма со смертельным
и тяжелым исходом
в 2007году по сравнению с аналогичным периодом 2006 года
(по данным Гострудинспекции в Чувашской Республике)
Наименование
муниципального района, городского
округа |
Количество пострадавших со
смертельным
и тяжелым исходом |
2006 г. |
2007г. |
всего погибших |
в том числе |
с тяжелым исходом |
всего погибших |
в том числе |
с тяжелым исходом |
в состоянии алкогольного опьянения |
в ДТП |
в состоянии алкогольного опьянения |
в ДТП |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Вурнарский |
4
|
0
|
0
|
3
|
0
|
0
|
0
|
4
|
Ибресинский |
0 |
0 |
0 |
1 |
– |
– |
– |
2 |
Канашский |
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
0
|
1
|
2
|
Козловский |
0
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
0
|
0
|
Комсомольский |
0
|
0
|
0
|
1
|
2
|
2
|
1
|
0
|
Всего по Чувашской Республике |
41 |
3 |
11 |
110 |
36 |
7 |
8 |
109 |
Таким образом, в Ибресинском районе за
последние 10 лет произошло значительное снижение
производственного травматизма. Однако не радуют показатели
2007 года, так как произошло два несчастных случая с тяжелым
исходом.
Раздел VI
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ УЛУЧШЕНИЯ
УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА, ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА,
причиненного
ЗДОРОВЬЮ РАБОТНИКОВ,
РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОСТРАДАВШИХ НА ПРОИЗВОДСТВЕ
С каждым годом улучшается финансовое
обеспечение охраны труда в организациях, которое
подтверждается ростом затрат на одного работающего. Вместе с
тем финансирование мероприятий по охране труда остается
недостаточным в организациях частной и муниципальной
собственности, а также на предприятия агропромышленного
комплекса.
На мероприятия по охране труда в 2007году
израсходовано 4.283 тыс. рублей. В среднем на охрану труда
одного работника было потрачено 801,3 рубля (в 2006 году –
763,2 рубля). Ниже среднереспубликанского уровня затраты
производились в следующих видах экономической деятельности:
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, оптовая и
розничная торговля; здравоохранение и предоставление
социальных услуг, строительство. Также недостаточное
внимание уделяют на проведение мероприятий по охране труда
предприятий частной формы собственности.
Среди муниципальных районов и городских
округов Чувашской Республики больше среднереспубликанского
уровня вложено средств в охрану труда в 2006году гг.
Новочебоксарске (4240,7 рубля на одного работника),
Чебоксары (3411,6), Канаше (2724,7) и Красноармейском районе
(5063,1). В Ибресинском районе данный показатель составляет
763,2 рубля, и занимает 10 место среди сельских районов.
Одним из путей улучшения условий и охраны
труда является экономическое стимулирование работодателей в
системе обязательного социального страхования от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний,
предусматривающее механизмы скидок к страховому тарифу в
зависимости от состояния безопасности труда в организациях.
Механизмами реализации данной задачи являются дифференциация
страховых тарифов в зависимости от класса профессионального
риска, установление скидок и надбавок к страховым тарифам.
Основной задачей страхования от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний
является принятие предупредительных мер по сокращению
производственного травматизма и профессиональных
заболеваний.
(Таблица
6.1)
Таблица
6.1
Наименование
муниципального района, городского округа |
2006 г. |
2007 г. |
всего,
тыс. рублей |
на
1 работающего, рублей |
всего,
тыс. рублей |
на
1 работающего, рублей |
|
|
|
|
|
Ибресинский |
2300,3 |
763,2 |
4283,0 |
801,3 |
Одной из
острых проблем остается профессиональная реабилитация
пострадавших на производстве, задачей которой является
возвращение в активный трудовой процесс инвалидов
производства и пострадавших с частичной утратой
трудоспособности. В связи с этим необходимы усиление
разъяснительной работы среди работодателей о важности
профессиональной реабилитации, а также разработка
эффективных мер по профессиональной реабилитации
пострадавших на производстве.
Раздел
VII
РАЗВИТИЕ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ
ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА И СЕРТИФИКАЦИИ РАБОТ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА
в
чувашской республике
Чувашская
Республика является регионом, где активно развивается
аттестация рабочих мест по условиям труда с последующей
сертификацией работ по охране труда. Однако эта работа в
Ибресинском районе поставлена не на должном уровне. Так по
состоянию на 1 января 2008 года 8 организаций провели
аттестацию рабочих мест по условиям труда.
Итоги
аттестации рабочих мест по условиям труда показали, что
аттестовано -124 рабочих места, условно аттестовано – 305
рабочих мест, всего 429 рабочих мест.
В
Ибресинском районе все библиотеки стали модельными, т.е.
отвечают требованиям качественного обслуживания клиентов.
Однако ни одно рабочее место библиотекаря не аттестовано или
сертифицировано. Такая же работа проводится и по
фельдшерско-акушерским пунктам, и думается, если получение
сертификата не за горами, то и об аттестации рабочих мест не
следует забывать. Основной проблемой в области развития
аттестации рабочих мест по условиям труда являются
непонимание со стороны работодателей необходимости ее
проведения, а также низкая требовательность по этим вопросам
со стороны органов государственного контроля и надзора. В
результате удельный вес организаций, завершивших аттестацию
рабочих мест по условиям труда, на протяжении ряда лет не
превышает 8,0 % от общего количества работающих в районе.
Учитывая
важнейшую роль пропаганды и обучения по охране труда в
активизации работы по проведению аттестации рабочих мест по
условиям труда, в июне месяце 2007 год со специалистами по
охране труда проведен семинар.
В целях
развития аттестации рабочих мест по условиям труда сегодня
необходимо законодательно определить сроки ее проведения
(как это сделано, например, в области обучения по охране
труда работников организаций), так как проведение аттестации
рабочих мест по условиям труда во многих случаях
ограничивается изданием работодателем приказа о начале этой
работы. При этом необходимо повысить экономическую
заинтересованность работодателей в проведении аттестации
рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией
работ по охране труда, а также усилить контроль и надзор за
проведением аттестации рабочих мест по условиям труда со
стороны территориальных органов федеральных органов
исполнительной власти, уполномоченных на проведение
государственного контроля и надзора.
Раздел
YII I
ОБУЧЕНИЕ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
Обучение
по охране труда играет важную роль в профилактике
производственного травматизма и профессиональной
заболеваемости. На протяжении ряда лет Чувашия занимает
лидирующие позиции в области обучения по охране труда. Такая
же работа проводилась и в Ибресинском районе. В
2007 году обучением по охране труда был охвачен 63
человека за
счет средств республиканского бюджета и фонда социального
страхования. Кроме того ведется работа по обучению охране
труда за счет средств организаций. Для сведения
работодателей – бесплатным обучением можно охватить
руководителей бюджетных учреждений, специалистов по охране
труда и членов комиссий по охране труда.
В
Ибресинском районе в 2007 году обучением занимался ГОУ «Учебно-курсовой
комбинат «Нива» Министерства сельского хозяйства Чувашской
Республики.
По итогам
обучения по охране труда в 2007 году наметился рост обучения
по охране труда. Система обучения по охране труда за счет
средств Фонда социального страхования Российской Федерации
позволяет проводить выездное обучение в районах, обучать
руководителей и специалистов бюджетных отраслей, содействует
развитию института общественного контроля за охраной
труда путем обучения уполномоченных лиц профсоюзов и членов
комитетов (комиссий) по охране труда и в целом способствует
снижению производственного травматизма и профессиональной
заболеваемости.
Раздел
IX
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА
В целях информационного обеспечения и
пропаганды охраны труда в 2007 году Министерством
здравоохранения и социального развития Чувашской Республики
подготовлены и выпущены: государственный
доклад «О состоянии условий и охраны труда в Чувашской
Республике в 2006году» (утвержден постановлением Кабинета
Министров Чувашской Республики от 4 июля 2006 г. № 164);
сборник материалов научно-практической конференции «Здоровье
и безопасность работающих – 2006»,
информационно-аналитические вестники «Охрана труда в
Чувашской Республике» № 1(32), № 2(33), сборник
справочно-информационных материалов по охране труда. ОСЗН
Ибресинского района Чувашской Республики представляла
информации о значимых событиях на сайт администрации
Ибрексинского района, а также в районную газету «За победу».
Велась активная работа со средствами массовой информации по
пропаганде положительного опыта в области охраны труда.
Всего в средствах массовой информации в прошедшем году было
опубликовано более 12 информационных материалов и статей по
вопросам безопасности труда.
Кроме
того, в 2007 году организованы и проведены 8
семинаров-совещаний по охране труда и приняло в них
участие 212 человек На семинарах участникам давались
консультации по вопросам безопасности труда и
организовывались выставки спецодежды, спецобуви и других
средств индивидуальной защиты и нормативной правовой
литературы по охране труда, демонстрировались
научно-практические фильмы по поведению при несчастных
случаях, пожарах. Все семинары проводились с привлечением
средств массовой информации.
Во Всемирный день охраны труда, который
отмечается ежегодно 28 апреля, мы приняли участие на 1-ой
республиканской научно-практической конференции «Здоровье и
безопасность работающих – 2007».
В целях
выявления лучших организаций и пропаганды передового опыта в
области охраны труда в 2007 году был проведен ежегодный
республиканский смотр-конкурс по охране труда среди
организаций Чувашской Республики.
Развитие
информационной работы является одним из приоритетных
направлений в сфере улучшения условий и охраны труда,
поэтому ему уделяется большое внимание.
Раздел
X
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА
В ИБРЕСИНСКОМ РАЙОНЕ
В 2008 ГОДУ
Приведенная в докладе информация свидетельствует о том, что
проведенная органами исполнительной власти Чувашской
Республики, территориальными органами федеральных органов
исполнительной власти, уполномоченными на проведение
государственного контроля и надзора, органами местного
самоуправления, объединениями работодателей и профсоюзами
совместная работа по профилактике производственного
травматизма и профессиональной заболеваемости в 2006 году
позволила сохранить в Ибресинском районе уровень
производственного травматизма на прежнем уровне, сохранить
тенденцию снижения общего количества пострадавших на
производстве.
В 2007
году продолжилась реализация Республиканской целевой
программы улучшения условий, охраны труда и здоровья
работающих в Чувашской Республике на 2005–2007 годы,
утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской
Республики от 17 января 2005 г. № 7, мероприятий в рамках
Республиканского соглашения о социальном партнерстве между
Кабинетом Министров Чувашской Республики, объединениями
работодателей Чувашской Республики и Чувашским
республиканским объединением организаций профсоюзов «Чувашрессовпроф»
на 2005–2007 годы, районной целевой программой по охране
труда в Ибресинском районе. Реализация указанных мероприятий
позволила повысить социальную эффективность экономики
Ибресинского района, которая заключается в увеличении затрат
на мероприятия по охране труда; модернизации
производственного оборудования и внедрении современных более
безопасных технологий; обеспечении социальной защиты лиц,
пострадавших от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний; снижении уровней первичной
профессиональной заболеваемости, производственного
травматизма и инвалидизации работающих; повышении социальной
защиты работников от профессиональных рисков; повышении
трудоспособности и производительности труда.
В то же
время состояние условий и охраны труда на предприятиях
района остается достаточно острой и злободневной проблемой,
которая требует комплексного и целенаправленного подхода,
привлечения внимания общественности, усиления
профилактической работы на всех уровнях, привлечения
дополнительных ресурсов. Снижение производственного
травматизма и профессиональной заболеваемости особенно
актуально в аспекте реализации приоритетного национального
проекта «Здоровье», где одной из главных задач является
снижение смертности среди трудоспособного населения.
Анализ производственного травматизма
показывает, что основными
причинами несчастных случаев на производстве остаются
дорожно-транспортные происшествия, неудовлетворительная
организация производства работ, нарушение требований
безопасности, необученность работников по охране труда,
неприменение средств индивидуальной и коллективной защиты.
Одним из важных направлений в области
улучшения условий и охраны труда является аттестация рабочих
мест по условиям труда.
Проведенный анализ показал, что в организациях активно
велась работа в этом направлении. Аттестация рабочих мест по
условиям труда была проведена на
429 рабочих местах только в 8 организациях. Основной
проблемой в области развития аттестации рабочих мест по
условиям труда остаются незаинтересованность со стороны
работодателей в необходимости ее проведения, а также низкая
требовательность по этим вопросам со стороны органов
государственного контроля и надзора.
В то же время в республике успешно
развивается система сертификации организации работ по охране
труда в организациях.
В связи с
этим необходимо развивать деятельность по проведению
аттестации рабочих мест по условиям труда, повышению ее
эффективности за счет обучения руководителей и специалистов
методике ее проведения, повышения качества работ по
аттестации.
Следующим
важным направлением является создание безопасных условий
труда в субъектах малого бизнеса, количество которых с
каждым годом увеличивается. В этом направлении необходимо
продолжить работу по проведению круглых столов, обучающих
семинаров по охране труда, выставок современных средств
защиты работающих, разработке методических рекомендаций,
оказанию практической и методической помощи индивидуальным
предпринимателям и малым предприятиям в области охраны
труда. В этой работе важную роль должны играть общественные
объединений работодателей, ассоциации малого бизнеса и
профессиональные союзы.
Планомерная и целенаправленная работа по профилактике
производственного травматизма ведется отделом социальной
защиты населения Ибресинского района Министерства
здравоохранения и социального развития Чувашской Республики
Отдел работает в тесном взаимодействии с администрацией
Ибресинского района, территориальными органами федеральных
органов исполнительной власти, уполномоченными в сфере
государственного контроля и надзора, профсоюзами и
работодателями в рамках районной программы улучшения
условий, охраны труда и здоровья работающих. Необходимо
продолжить совершенствование этой работы, основными
направлениями которой должны стать оказание практической и
методической помощи работодателям; создание служб охраны
труда и координация их работы; развитие обучения по охране
труда и аттестации рабочих мест по условиям труда;
мониторинг и анализ основных показателей состояния условий и
охраны труда; разработка конкретных предложений и мер по
профилактике производственного травматизма и
профессиональной заболеваемости; расширение взаимодействия с
органами местного самоуправления путем согласованных
действий по реализации государственной политики в области
охраны труда на муниципальном уровне в рамках работы
районных и городских координационных советов по охране труда
и советов по охране труда сельских и городских поселений.
Еще одним важным направлением в работе по
улучшению условий и охраны труда должно стать обеспечение
работников современными удобными спецодеждой, спецобувью и
другими средствами индивидуальной защиты. Сегодня
обеспеченность работников сертифицированными средствами
индивидуальной защиты по результатам экспертиз качества
аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных
проверок составляет около 75%. Основной проблемой
обеспечения работников средствами индивидуальной защиты
(СИЗ) является их низкое качество, так как работодатели
стремятся сэкономить средства за счет приобретения более
дешевых видов СИЗ, которые уступают по качеству более
дорогим, но сертифицированным видам.
В целях привлечения внимания руководителей и
специалистов по охране труда организаций к проблемам
обеспечения работников сертифицированными СИЗ, а также
информирования их о новейших достижениях в этой области
будет расширена практика проведения выставок спецодежды,
спецобуви и других средств индивидуальной защиты ведущих
поставщиков и производителей
На уровне работодателей необходимо обратить
особое внимание на тот факт, что среди пострадавших на
производстве растет количество вновь принятых работников,
как правило, не имеющих практического опыта работы.
Наблюдается определенная зависимость между текучестью кадров
и уровнем производственного травматизма. Сегодня на
большинстве предприятий существует большой недостаток
работников рабочих профессий, особенно на производствах с
вредными и опасными условиями труда. Этот недостаток многие
предприятия вынуждены компенсировать за счет приема на
работу работников без необходимого опыта, подготовки,
квалификации и образования. При этом на некоторых
предприятиях отсутствует эффективная система «вхождения
человека в предприятие», включающая обучение, адаптацию,
стажировку и наставничество. Создание такой системы позволит
в несколько раз снизить производственный травматизм.
Особенно важную роль здесь может сыграть внедрение практики
наставничества, которое сегодня зачастую имеет формальный
характер и дополнительно не стимулируется работодателем.
Другим
важным направлением в работе по улучшению условий и охраны
труда у работодателей должно стать внедрение современных
систем производственной безопасности и здоровья,
базирующихся на международном стандарте серии
OHSAS
1800. Переход от системы ликвидации последствий аварий,
несчастных случаев на производстве к системе оценки
производственных рисков позволит повысить эффективность
профилактики несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний. Положительный опыт
предприятий, уже перешедших на современные системы
менеджмента производственной безопасности, убедительно это
доказывает. Одним из способов быстрого и эффективного
перехода к таким системам может стать внедрение
интегрированных систем менеджмента на основе управления
качеством.
Основными
задачами на 2008год являются:
дальнейшее
снижение производственного травматизма и профессиональной
заболеваемости путем увеличения количества организаций, не
имеющих несчастных случаев на производстве;
реализация
мероприятий районной целевой программы улучшения условий,
охраны труда и здоровья работающих в Ибресинскоми районе
Чувашской Республике на 2006–2008 годы, разработка и
утверждение аналогичной программы на 2008–2010 годы;
создание
служб охраны труда у работодателей с численностью работающих
свыше 50 человек;
усиление
контроля за соблюдением требований законодательства об
охране труда;
создание
комплексной системы мониторинга, анализа и прогнозирования
состояния условий и охраны труда в Ибресинском районе
Чувашской Республики;
развитие
аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей
сертификацией организации работ по охране труда, особенно в
сельской местности;
внедрение
систем менеджмента охраны труда и оценки производственных
рисков на основе международных стандартов производственной
безопасности и гигиены труда, современного производственного
оборудования, новых более безопасных технологий
производства, средств индивидуальной и коллективной защиты
работающих;
организация на производствах пунктов медицинского
обслуживания, оздоровительных и спортивных комплексов для
работников и их семей;
совершенствование системы обучения по охране труда,
повышение его качества и эффективности путем внедрения новых
технологий, учебных программ и модульных систем.
|