Из книги Г.Б.Матвеева "Ибресинский край"

ПРИРОДА

ОКРЕСТНОСТИ ПОСЕЛКА ИБРЕСИ В ПРОШЛОМ

В начале XX в. местность вокруг Ибресь заметно отличалась от нынешней. По западную сторону железной дороги домов в то время не было. Здесь простирались пахотные поля и луга крестьян села Ибреси. От современной территории лесокомбината и далее к северу, к железной дороге примыкал угол лесного массива Ибрясской казенной дачи. В верховье Черной речки в конце XIX в. (в 1893 г.) была сооружена большая плотина, которая подпитывала водой водонапорную башню станции Ибреси, а оттуда вода поступала в емкости паровозов. Поэтому эта плотина получила название "Водокачка", бытующее и в настоящее время. Она обеспечивала водой также паровые мельницы Мартынова и Макарова возле станции и лесозавод Ведерникова, а впоследствии силовую станцию артели "Кооплеспром".

Район "Водокачки" был обжит пасеками местных лесопромышленников, купцов и состоятельных крестьян. Пасеки располагались вокруг большой поляны с интересным названием "Кнья". Ниже плотины до ее сооружения имелась водяная мельница крестьянина Ильи ("Илле арманe") (затем ее перевезли на другое место).

Опушка леса в районе современного асфальтобетонного завода называлась "Шeкeлчем". В районе современной улицы Куйбышева располагалось кладбище мишарей (возможно, и некрещенных чувашей) "мишер масарe". Большая площадь, занятая лугами, именовалась "Хурaнсур". Тут находились пасеки крестьянина В.Агеева из д. Андреевка и жителя с. Ибреси С. Прокопьева. Местность "Хурaнсур" теперь занята садом лесокомбината, базой РСУ и кладбищем.

К северу от Ибреси было большое, но неглубокое озеро с с низкими заболоченными берегами. Участок между современным кирпичным заводом и селом представлял собой подлесок, заросший орешником. Большое заболоченное озеро простиралось и на южной стороне села Ибреси, рядом с нынешним хлебозаводом. Там мочили коноплю и мочало. Земли южнее села Ибреси в начале XX в. принадлежали 6-му Ибрясскому удельному имению. Участок имения до современной деревни Тымары арендовала община крестьян с. Ибреси.

Свою округу, включая земли Хомбусь-Батыревской волости с 10 селениями, местные жители называли Хум уйё (Хоминское поле). Восточную от этой волости сторону было принято называть Хирти (Степная сторона), а западную - Вирьял Кушлаваш уйe (Вирьялское Кошлоушское поле).

ПРИРОДНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

Ибресинский район расположен на водоразделах, образованных между реками Сура и Киря, Киря и Малый Цивиль, Малый Цивиль и Хома, Хома и Кубня.

Большая часть пахотных полей, составляющих 26 тыс. га земли, находится на склонах долин рек и крупных оврагов. 73 тыс. га поверхности покрыто лесом.

На территории района выявлено несколько видов полезных ископаемых — крупные залежи горючих сланцев и фосфоритов, гипс, болотная железная руда, колчедан, сапропель, торф, глина, песок, известняк. Промышленная разработка сланцев велась в 1930—1940-е гг. Торф исполь­зуется для удобрения, песок и глина — в строительном деле.

РЕКИ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ

По территории района протекают Киря и другие малые речки. Здесь берут свое начало Малый Цивиль, Була, Хома и Кубня. Кубня и Була впадают в Свиягу, Хома — в Кубню, Киря — в Суру.

Самую продолжительную длину на землях района имеет р. Киря с притоками Моргаушка, Савган, Паральша. На ней и ее притоках в прошлом работали водяные мельницы, позже — малые гидроэлектростанции, по ней сплавляли лес. В настоящее время в хозяйственном плане водные ресурсы лесных рек почти не используются.

Истоки реки Кубни находятся к северу-западу от д. Липовки. По территории района она течет по залесенной местности, русло ее неглубокое (0,2—0,4 м). На этой реке в районе д. Новые Высли располагается Ибресинский паточный завод, основной потребитель кубнинской воды.

Хома берет свое начало за деревней Тымары. Самый большой ее приток — речка Ибреси. На Хоме между комплексом «Рассвет» и деревней Верхнее Кляшево сооружена большая плотина, зеркало воды которой растянулось почти на 2 км. Это искусственное водохранилище используется для орошения полей и пастбищ, водопоя скота.

Из-за массовой вырубки леса малые речки и их притоки значительно обмелели и продолжают высыхать. К примеру, если в прошлом рр. Хома и Кубня были полноводными и имели" около 20 водяных мельниц, то сейчас от них не осталось и следа, как и от колхозных электростанций.

На территории района имеется более 500 прудов и лесных озер. Искусственные водохранилища по проектам сооружены почти во всех колхозах района и при нескольких предприятиях. Ежегодно из них для хозяйственных целей забирают миллионы кубометров воды. В частности, в 1987 г. забор воды для орошения и нужд ферм составил 4,2 млн. м3.

Предприятия, колхозные фермы и жилые зоны потребляют воду из артезианских скважин. Водоносный горизонт находится в меловых отложениях на глубине 60—70 м. Не все скважины дают пресную воду, минерализация которой составляет не более 0,8 г/л. В некоторых из них отмечается большое содержание в воде железа и солей (более 1 г в 1 л).

По мере расширения жилых зон с многоквартирными домами в поселке Ибреси растет потребность в воде. Бывают перебои с подачей питьевой воды. Пока не осуществлен план проведения водопровода от реки Киря до поселка Ибреси. Владельцы индивидуальных и жители одноэтажных домов берут воду из шахтных колодцев.

РАСТИТЕЛЬНОСТЬ И ЖИВОТНЫЙ МИР

Ибресинский край относится к лесной и лесостепной зоне. Здесь встречается около 70 видов деревьев и кустарников. Много хвойных и смешанных лесов. Хвойные леса

(преимущественно сосна) восстанавливаются на культурных площадях. В смешанных лесах преобладают береза и осина, местами липа. Реже встречаются дубравы, ограниченные участки лещины, ольхи. Другие породы чистых массивов не образуют, а растут вперемежку. В местах массовых вырубок и после лесных пожаров пробивается малина, в подлеске растут можжевельник, лещина, бересклет, ежевика. На берегах лесных рек много зарослей ивняка, есть черемуха, смородина.

Травяной покров изменчив. В глухих лесах преобладают сныть, борец высокий, папоротник, кислица. В левобережье Кири, там, где не выпасают скот и реже ходят люди, сохранились ландышевые участки. Травяной растительностью богаты долины рек и лесопосадки, где много ягодных кустарников—земляники, клубники. В хвойных болотистых местах растут черника, брусника, клюква, голубика. На болотах почву покрывают мхи и лишайники.

В ибресинских лесах обитают многие представители диких животных, встречающихся в Чувашии. Однако в последнее время, в результате необдуманной деятельности человека их численность резко сократилась. Некоторые их виды, например, соболь, исчезли уже давно, а иные насчитывают единичные экземпляры. Так, медведи остались только в Бугуянском охотничьем госзаказнике площадью 12,5 тыс. га. Иногда в лесах можно встретить рысь, лису, куницу, оленя европейского, кочующих косуль. Промысловыми животными являются лоси (их около 200 единиц), кабаны (60—70 голов), белки (несколько сотен), лисы. Мало норок, белок, зайцев-русаков и волков. В бассейнах рр. Кири, Кубни, Моргаушки, Паральши обитают бобры, встречаются барсуки, еноты, редко выдра. В водоемах есть ондатры, но они страдают от эпизо­отии.

Леса богаты птицами, в прошлом промысловыми (ныне охота на них запрещена). Боровой дичи: глухарей. тетеревов, рябчиков, куропаток осталось мало. На водоемах в лесной зоне встречаются дикие утки. В летнюю пору бывают здесь коростели, соколы, журавли, цапли, вальдшнепы. Радуют слух кукушки, соловьи.

В лесах водятся ядовитая змея гадюка и уж, медянка и ящерица.

ОХРАНА ПРИРОДЫ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

В 1990 г. утверждена «Комплексная программа охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов до 2005 года по Ибресинскому району». С целью обеспечения сохранности и размножения редких видов фауны создан Бугуянский государственный охотничий заказник. В лесах запрещена охота на большинство видов зверей и птиц. Количество промысловых животных регулируется.

Специалисты считают, что экологическая обстановка в Ибресях удовлетворительная. Из 116 источников выделения вредных примесей имеют оборудование для очистки около 100. На промышленных предприятиях установлены сооружения для очистки воды и выбрасываемых в атмосферу газов. В п. Ибреси начало работать новое очистное сооружение мощностью очистки 2,7 тыс. куб. м стоков в сутки. Котельные переводятся на природный газ. Тем не менее выброс веществ, загрязняющих атмосферу, значителен. Из всей их массы, составляющей ежегодно около 1,6—1,7 тыс. т, поступают на очистные сооружения 1,1—1,2 тыс. т, т. е. улавливается две трети выбрасываемых вредных веществ.

ИЗ ИСТОРИИ КРАЯ

Территория района, в основном покрытая лесом, являлась в XIV—XVI вв. северной периферией так называемого «дикого поля» (заброшенные земли). Оно образовалось в эпоху Золотой Орды и Казанского ханства в результате опустошительных набегов кочевников с юга. Следы проникновения кочевников в этот район отражены в топонимике района. Так, один из оврагов — ветвей Хомы — недалеко от Нижнего Кляшева и Андрюшева называется «Калмак варĕ»«.(«Калмыцкий овраг»).

Со второй половины XVI в., когда Чувашская сторона была присоединена к Русскому государству (1551 г.), и в XVII в. началось заселение территории района по р. Хоме и ее притокам чувашскими переселенцами из северо-восточных и восточных районов и из Заказанья. Река Хома (левый приток Кубни) в то время была полноводной. Переселенцы поднимались по ней вплоть до верхнего течения и образовали там деревни Хомбусь-Батырево (переселенцы из неизвестной деревни Батырева), Ибреси, Ширтаны (переселенцы из заказанских районов) и другие. Вероятно, заселяемые районы давно уже были известны чувашским охотникам и пчеловодам, занимавшимся бортничеством. По Хоме и от нее к Кире и Суре шла одна из древних основных дорог. За Кирей она делилась на две ветки: одна — на Порецкий перевоз (т. н. «Казанская дорога»), другая — на Княжий перевоз («Чувашская дорога»).

Вторая волна переселенцев пришла на территорию района по Кубне (Хормалы, Малые Кармалы, Кубня), третья — по Кошлаушке (дд. Большие Абакасы, , Шибегечи и др.).

Об образовании старых поселений имеются легенды и предания. В частности о происхождении деревни (затем села) Ибреси говорится, будто сюда переселились четыре семьи из д. Кукшум (близ Чебоксар). Одним из переселен­цев был Ибресь, главой второй семьи являлся Султан, третьей — вдова старуха Уль с двумя сыновьями, четвертой — Савкан. У Ветлового оврага (Йамра çырми) поселился Султан, у Погребного оврага — Савкан. На месте современной деревни расположился сам Ибресь. Впоследствии более многочисленным стал род Ибреся. У него был сын Икунтей. От Икунтея родился Имэлле, который после крещения был наречен Емельяном. Можно предположить, что внук Ибреся крестился в 1741 г., когда в Хомбусь-Батыреве была открыта церковь. Если допустить, что Емельян моложе своего деда на 50 лет, можно думать, что селение Ибреси возникло в конце XVII в. (1741—50=1691 год). Таким образом, со времени основания селения Ибреси прошло 300 и более лет.

Согласно другой легенде, записанной В. Пегашкиным со слов старожилов села Ибреси К. Филиппова и Н. Салимова, основателями д. Ибреси были три семьи, переехавшие сюда из северо-восточных районов. Они расположились в разных местах: одна — у ключа притока Черной речки, в районе бывшей водокачки, вторая — у Ветлового оврага, третья — у оврага, где сейчас проходит улица Полевая. Как и всех переселенцев, их привлекали свобод­ные земли. Со временем все три семьи поселились вместе у истока реки Ибреси (ныне в этом местечке, что на улице Ленина, находится Озеро Василия). Позднее на постоянное место жительства сюда стали прибывать чуваши из других местностей.

Интересную историю рассказал Капаш старик (Кабашов). По его словам, основателями селений Хомбусь-Батырево, Ибреси, Чувашские Тимяши, Кукшум, , Ширтаны были беглецы Паттар (Батырь), Киреметь, Султан, Савган и вдова Уль. Они пришли сюда с Волги. Имена этих людей сохранились в названиях оврагов. Старик Кабаш знал песню Камая (Камай кёвви). Киреметь селения Ибреси находилась при овраге Стемес сырми.

В прошлом большая территория Ибресинского района вдоль Хомы называлась Камаевым полем. По преданию, чувашский мурза Камай «провел лесом русские войска до самой Казани, за что был вознагражден Иваном Грозным участком, получившим название «Камаево поле». Мурза Камай, как отмечает проф. В. Д. Димитриев в своей книге «Чувашские исторические предания» (ч. 1),— историческая личность. Согласно летописи, мурза Камай Усеинов вместе с 7 казаками 21 или 22 августа 1552 г. покинул осажденную русскими Казань и, прибыв к Ивану IV, рассказал ему о состоянии обороны города и о тайном подземном ходе. Мурза Камай происходил из дер. Камаево (ныне Большое Камаево Марпосадского района). Пожалованное ему Камаево поле упоминается в, источниках XVII—XVIII вв. Там затем возникли чувашские селения Айбечи, Вудояль, Андреевка, Андрюшево, Чувашские Тимяши, а также Русские Тимяши, Верхнее и Нижнее Кляшево, Хомбусь-Батырево и др. В старых списках населенных пунктов названия ряда деревень упоминаются с добавлением слов «Камаево поле»: Уты-Камаево Поле (Вудоялы), Починок Чурашево Камаево Поле и т.д.

По преданию, д. Уты-Камаево Поле основана переселенцами с территории Янтиковского района. По переписным книгам Свияжского уезда 1721 г., в Утинской волости числится деревня Уты-Камаево Поле. Она являлась дочерним селением д. Бахтиарово (Вăтаяль) нынешнего Янтиковского района.

В переписных книгах начала XVIII в. значатся Починок, что на Камаеве поле, д. Темешево Камаево Поле Темешевской волости, д. Андреева на Камаеве поле в составе Андреевской волости Свияжского уезда. Основателями дд. Новое Чурашево (Пучинке) и Чувашские Тимяши были выходцы с территории Янтиковского района. Вероятно, название Новое Чурашево это селение получило от переселенцев из Первого Чурашева Марпосадского района. Починок и Новое Чурашево слились в одну деревню. Позднее отсюда 5—6 семей выделились на поляну у речки и образовали д. Сирикли. Переселенцы д. Андреевка были из д. Андреева (ныне Козловского района).

Первые жители д. Айбечи переселились в XVII  в.  из Айбечевской волости Свияжского уезда   (ныне Марпосадского района).

Выходцы из д. Хорамалы Чебоксарского района основали д. Хормалы. В прошлом она числилась в Шерданской волости Чебоксарского уезда. Владенная выпись на владение за оброк пашней и сенокосами на Исеевом поле по речке Малой Аутле была выдана сотнику, Шерданской волости Темею Тенякову, служилому Тархану Янбулату Айбичееву, старосте Янгиву Яндугаеву и рядовым чувашам Шерданской волости. Исеевым полем на Аутле крестьяне пользовались в первое время наездом. Позднее сюда переселились несколько дворов из д. Хормалы. Так образовалось с. Малые Хормалы. После того, как здесь обосновалось значительное количество мордовских крестьян из Алатырского уезда, деревня стала мордовской и получила название Малые Кармалы.

В 20-х гг. XVII в. чувашами из Галицкой дороги Казанского уезда была основана д. Кубня. О возникновении д. Большие Абакасы записано несколько преданий. Вероятно, это селение основано выходцами из д. Алмандаево (Упакасси)  Марпосадского района. Первым прибыл сюда Тиняк.

Как утверждают историки, еще до падения Казанского ханства в 1552 г. в центральных районах Чувашии появились селения русских полонян, захваченных татарами при набегах и посаженных ими на свои земли. Так образовалось, возможно, селение Русские Тимяши.

О древних обитателях края можно говорить по имеющимся на территории Ибресинского района археологическим памятникам бронзового века (II — начало I тысячелетия до н.э.), которые, к сожалению, пока не изучены. Это курганы, получившие в народе название «Улăп тăпри», обнаруженные около селений Хормалы (курган под названием «Киреметь»), Новое Чурашево, Тойси-Паразуси, Нижние Абакасы. Археологические раскопки на территории района не проводились.

ИЗ ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Хормалинская Богородицкая церковь

Одна из первых церквей в сельской местности Чувашии была построена в1749 г., через девять лет после выхода указа российского царя о крещении нерусских народов. Деревянный храм, простояв 130 лет, сгорел.

До 1816 г. богослужение в Хормалинской церкви вели два священника. В том году по желанию христиан, как написано в деле, указом Казанской духовной консистории был открыт третий штат священников. Им помогали два дьякона, три дьячка (псаломщики) и три пономаря. Первый священник обслуживал часть села Хормалы, селения Кляшево, Тойси-Паразуси, Климове, Яндоба, Новое Чурашево, Ута-Камаево Поле, второй — часть Хормалов, селения Андрюшево, Айбечи, Асаново, третий — часть Хормалов, Новое Чурашево.

Подробные сведения о Хормалинской церкви имеются с 1833 г. Они показывают, что первый священник К. И. Сребров окончил богословский курс при Казанской духовной академии. В Казанской семинарии получил образование второй священник К. М. Кармальский. Плату за службу священнослужители получали хлебом и деньгами и содержались за счет прихожан.

Из церковной ведомости 1858 г. известно, что усадебной земли при Хормалинской церкви не имелось, но пашенной и сенокосной ей отмежевано в 1851 г. 98 десятин. «Но этой землей,— как отмечено в ведомости,— владеют сами прихожане. То священнослужителям вместе оной положено от прихожан руга с каждого венца в год по два четвертика ржи и по одному четвертику ярового хлеба и по одной копне сена. Штатные священнослужители получают от казны 508 руб. серебром в год».

Священниками в середине XIX в. работали К. И. Сребров (до 1867 г,), С. А. Клариндов (с 1853 по 1868 г.),М. Е. Яндашевский (как и Сребров был первым священником), Г. И. Львов, П. А. Талыдин (все трое служили с 1868 г.). С 1845 по 1860 гг. как и ранее в Богородицкой церкви службу вели 2 священника. В 1860 г. к Хормалинскому приходу были причислены удельные крестьяне д. Новые Выели Симбирской Епархии. В этой связи Хормалинская церковь переведена со второго класса в первый с тремя священниками.

Приходская школа в Хормалах была открыта 26 ноября 1869 г. и помещалась в церковной караулке, но из-за пожара ее закрыли.

После открытия церквей в Новом Чурашеве и Климове размеры Хормалинского прихода сократились. В начале XX в. к нему были приписаны Хормалы, Андрюшево, Нижнее Кляшево, Яндоба; к Чурашевскому — Новое Чура-шево, Сирикли, Вудоялы, Айбечи; к Климовскому — Климове и Тойси-Паразуси.

Хормалинская притча имела надел размером 101,5 десятины, тогда как Климовская — 33, а Новочурашевская еще не имела его. По сравнению с крестьянами священнослужители были обеспечены земельным наделом намного лучше.

После 1917 г., согласно ленинскому декрету, церковь была отделена от государства и лишилась государственной помощи. Но это не означало, что она лишилась народной поддержки. Перерегистрация религиозных обществ в 20-е гг. показала, что значительные массы людей зарегистрированы их членами.

Тяжелые времена наступили для церкви в 30-е гг. В 1937—1938 гг. было организовано «дело» по закрытию Хормалинской церкви, существовавшей к тому времени уже 189 лет. Пытаясь лишить ее народной поддержки, проводилась усиленная пропагандистская обработка населения о «вреде» религии.

Ответственный секретарь Комиссии по вопросам культов по Чувашской АССР Т. Пронин 20 февраля 1937 г.

писал в Президиум ЦИК Союза ССР: «Меры к наискорейшему окончанию оформления закрытия в с. Хормалах церкви приняты и при окончательном разрешении дело о закрытии церкви в с. Хормалах Вам будет выслано незамедлительно». Для закрытия церкви требовались материалы о составе верующих Хормалинского религиозного объединения, мнение населения о закрытии церкви и ходатайство, якобы, от имени трудящихся о преобразовании церкви под культурно-просветительное учреждение.

Однако верующие и сочувствующие отстояли церковь в с. Хормалы. Только по д. Нижнее Кляшево в списке верующих подписались 183 человека. Эта церковь — единственная в районе, сохранившаяся до наших дней.

Хомбусь-Батыревская Алексеевская церковь

Церковь была возведена в 1741 г. Первый деревянный храм простоял 144 года. После того, как он сгорел, на этом месте было построено прихожанами в 1885 г. вначале снова деревянное строение с тремя престолами, затем каменная часовня.

До появления церквей в ее. Ибреси и Чуваш-Тимяши в начале XX в. жители всех селений Хомбусь-Батыревской волости (за исключением д. Новые Высли) все религиозные обряды и ритуалы проводили в здешнем храме. Авторитетом у верующих пользовались священники Алексеевской церкви, имевшей два прихода. В частности, имена священников А. Иванова и М. Семенова еще помнят старые жители.

В 30-е гг. Алексеевская церковь в с. Хомбусь-Батыреве, потерявшем статус волостного центра, подвергается притеснениям. В марте 1934 г. ей запретили звонить в колокола, которые звонили почти 200 лет. Вскоре и сама она была закрыта. О былом величии бывшего религиозного и волостного центра свидетельствует сохранившаяся здесь часовня, памятник конца XIX в.

Церковь в с. Новое Чурашево

Новочурашевская Троицкая церковь была построена в 1883 г. Деревянное здание вмещало 500 человек. При церкви были сооружены и другие постройки, в т. ч. сторожка, дома для проживания первого и второго священников и псаломщиков. Большой колокол церкви весил 51 пуд 13 фунтов, второй — 21 пуд.

В 1920-е гг. священнослужителями здесь работали вы­пускники Симбирской чувашской школы М. Семирадский и А. Пчелов.

В феврале 1938 г. было заведено «дело» о закрытии этой церкви. Известно, что новочурашевское религиозное общество «объединяло ряд селений с большим количеством верующих». Т. Пронин, которому этот факт стал серьезной помехой, писал на имя председателя Ибресинского РИК: «Необходимо вопрос о закрытии церкви обсудить на общих собраниях ... с тем, чтобы значительно повысить процент населения, ходатайствующего о закрытии церкви». Поводом для закрытия храма послужило отсутствие здесь служителей культа, и в этой связи богослужение не проводилось. Пронин, якобы, получил ходатайство трудящихся о закрытии церкви.

Однако факты говорят об обратном. 28 июня 1938 г. от церковноприходского совета новочурашевской общины верующих правительству ЧАССР было послано обращение о разрешении открыть для совершения службы церковь в с. Новое Чурашево. Под обращением подписались 95 человек из д. Айбечи, 160 из д. Сирикли, 107 из д. Вудоялы, 44 из Нижнего Околодка, сотни людей из с. Новое Чурашево. Однако это обращение было отклонено.

Малокармалинская Троицкая церковь

Церковь в с. Малые Кармалы открыта в 1882 г. Это было деревянное здание, вмещавшее 200 человек. Священником здесь служил И. Бенедиктов, окончивший духовную семинарию в Симбирске.

В 30-е гг., как и многие другие церкви, храм был закрыт, а его здание передано правлению колхоза, затем школе.

Климовская Сретенская церковь

Деревянная церковь в с. Климове сооружена в начале XX в. и открыта для службы в 1903 г. (это здание сохранилось и поныне). Церкви принадлежали дома священника и псаломщика, сторожка. Она имела 5 колоколов, самый большой из них весил 27 пудов.

Членами климовского религиозного общества являлись 3 тыс. человек. Священником здесь работал А. Д. Краснов, окончивший Чебоксарское духовное училище. В 30-х гг. церковь была закрыта и преобразована под школу.

Чуваштимяиккая Христорожденская церковь

В с. Чувашские Тимяши церковь появилась в 1912 г. Священником здесь был С. Е. Егоров, учитель по образованию.

Членами религиозного общества в 1920 г. состояли 1,5 тыс. человек из с. Чувашские Тимяши и д. Верхнее Кляшево. В советское время храм содержался на их средства. Годовой доход составлял более 50 тыс. рублей.

Договор о регистрации церкви заключен с Хомбусь-Батыревским волостным Советом 29 мая 1920 г. В описании ее имущества значилось 8 колоколов. В 1925 г. здание церкви было отремонтировано и вскоре передано школе.

Ибресинская Никольская церковь

В с. Ибреси церковь была построена лишь в 1905 г. на средства купца и лесопромышленника Серебрякова и ибресинской крестьянской общины. Деревянное здание

Первая Ибресннская Никольская церковь. Реконструкция художника Н. И. Панасюка.

было окружено зеленью — акацией, тополями, а территория огорожена хорошим забором. Церковь имела несколько колоколов. Самый большой из них весил 32 пуда.

Священнослужителями здесь являлись И. М. Семенов, Н. М. Максимов, Ф. 3. Фаяльский и др. Дом попа И. Семенова находился напротив церкви.

Очень популярным в Ибресях был церковный хор. Он оставался известным и в советское время. Руководил им Фаяльский, солисткой была Фросья Санкина.

В 1913 г. около церкви (ныне там располагается памятник погибшим воинам) построено здание Ибресинской церковноприходской школы.

Ежегодно 19 декабря в Ибресинском приходе устраивалось празднество, связанное с именем Николая Чудотворца. В этот день ибресинцы собирались возле пруда в с. Ибреси, сюда же приходили священнослужители с иконами. На льду вырубали крестообразное углубление («крест»), которое заполняли колодезной водой. Над водяным образом креста возвышался деревянный крест в окружении новогодних елок. Хор исполнял .церковные песни, из корзины выпускали живого голубя, заранее пойманного по этому случаю. Воду в водяном кресте освящал поп и раздавал людям.

В летнюю пору проводились водосвятия в поле. Вместе с народом в поле выходили попы — просить от бога дождя. , Шли через село, останавливаясь у часовен, расположен­ных на перекрестке улиц, и при выезде из Ибреси в сто­рону Хомбусь-Батырево.

4 сентября 1936 г. церковь закрыли. «Основанием» для этого послужило собрание учащихся, родителей и членов профсоюза поселка и села, которое постановило закрыть церковь и открыть в храме клуб. Захваченная комсомоль­цами церковь была расчищена в течение двух часов.

1 декабря 1936 г. верующие Ибресь обратились с заявлением об открытии церкви в РИК. Однако их ходатайство было отклонено. Вызывает удивление, что в лесном районе, богатом строительными материалами, не нашлось его для того, чтобы построить клуб.

В годы массовой коллективизации и раскулачивания храм стал помещением для заключенных, что явилось проявлением крайнего неуважения к церкви, верующим, и ни в чем неповинным заключенным.

Новый ибресинский церковный храм освящен и заложен осенью 1990 г. Он возводится Ибресинским РСУ на пожертвования и на свои собственные средства. Авторами его проекта являются начальник РСУ А. М. Керешьянец и прораб В. Ф. Хохлов. Здание сооружается из керамзитобетонного и красного кирпича, облицовочным материалом служит ракушечная плитка.