Как провести день знаний в школе

 

     С 1984 года в нашей стране 1 сентября отмечается День знаний. Основная воспитательная задача этого праздника — укрепить у учащихся положительное отношение к своей школе и получению разносторонних знаний. Но почему же это самый трудный и неинтересный праздник в школе? Наверное, потому, что он приходится на первый день школьной жизни. Готовиться к нему некогда, так что наспех сколачивается какой-никакой сценарий, и все происходит стандартно и неинтересно. Весь праздник ограничивается: призывами любить школу, хорошо учиться, примерно себя вести, традиционной линейкой, митингом перед зданием школы с длинными речами представителей отдела народного образования, ветеранов или родителей. А затем (в лучшем случае) организовывается экскурсия в парк либо музей или просмотр кинофильма. Но можно сделать 1 сентября праздником радости, подаренной старшими школьниками младшим и школе. Ученики сами могут позаботиться как об оформлении школы, благоустройстве территории, экскурсиях первоклассников по школе с показом кабинетов, библиотеки, спортзала, медпункта, так и о творческих подарках: рисунках, песнях, играх для всех.

       День знаний — это увертюра ко всему учебному году, и оттого, как этот праздник будет организован, зависит очень многое. Но праздник не получится, если о нем вспомнить лишь накануне 1 сентября. Готовиться к нему надо начинать с весны: в конце предыдущего учебного года объявить литературно-художественный конкурс на лучшее стихотворение, сказку, рассказ, рисунок, фотоснимок или серию снимков. Завершением конкурса может стать смотр-защита всех представленных работ. Авторы в День знаний прочтут свои сказки и рассказы, художники «защитят» свои рисунки и т.д.

    В период подготовки можно оформить выставку самоделок из природных материалов «Летняя фантазия», устроить конкурс на лучший букет из собственного цветника, придумать поздравления и пожелания отдельным классам и сотрудникам школы.

    И уроки можно проводить не по школьной программе, а такие, где каждый школьник сумел бы поделиться впечатлениями, мыслями, мечтами, увлечениями: «Что мы умеем», «Что я узнал летом», «О прочитанных книгах», «Воспоминания и мечты», «Прекрасное в нашей жизни», «Удивительное вокруг нас» и т.п.

  В День знаний может проявиться активная роль школьной библиотеки. Это могут быть «Защита любимой книги» или «Защита читательского формуляра» наиболее читающих школьников, стенгазета, посвященная лучшим читателям, рассказам о новых книгах или литературе.

Можно в конце предыдущего учебного года по классам или по параллелям провести нечто вроде научной конференции, где каждый желающий мог бы выступить с докладом на любую интересующую его тему (желательно, чтобы темы не повторяли доклады на уроках и чтобы их выдвигали сами ребята). А в День знаний, отобрав заранее наиболее интересные, можно устроить общешкольную конференцию с выступлениями победителей.