Национальная война

 

 

Неизвестно, каким образом появилась мысль учредить «семибоярщину». В ней заседали 4 представителя старейших родов: Мстиславский, Воротынский, Трубецкой, Голицын, – а также. По одному из Романовых, Шереметевых и Лыковых. 
Однако ж этой знати предстояло решить, кто же будет следующим царем. Бояре убедили москвичей звать на царский трон польского королевича Владислава, а осенью 1610 г. впустили в Москву поляков. Так бояре самим себе выкопали яму. Они были оттеснены поляками от государственных дел. Началась повальная интервенция.Бояре продавали свои права на первородство. Сам Мстиславский стал польским конюшим за чечевичную похлебку. Боярское сословие находилось в упадке и оно ничем не отличалось теперь от остального русского общества. Все были польскими рабами. Независимым оставалось только духовенство. Россия оказалась в отчаянном положении. Без царя, с польскими интервентами в столице, разоряемая многочисленными иноземными и своими шайками. А тут еще шведы захватили Новгород. Все искали и хватали себе побольше личного благополучия и вовсе забывали о том, что нужно всей земле. А бедный сирота-народ стоял перед «домом покойника». И все видел. И все слышал, но не знал как помочь. Вроде бы пытался под предводительством Болотникова дойти до Москвы, но все не помогало. Богомольцы в страхе и ужасе молили Бога о помощи, призывали всех к покаянию. Именно богомольцы, в лице патриарха Гермогена, первыми отправили гонцов с призывными грамотами.
И вскоре многие люди собрались под Москву очищать землю от врагов.
 
 Первое ополчение
Первое антипольское движение было вначале по сути религиозным. Об этом говорят первые воззвания к восстанию. В них почти не уделялось внимания другим национальным интересам, которые были так попираемы. Призыв к оружию был сделан именно в защиту православной веры. Первый мятеж также не отрицал Владислава, если тот согласится принять «истинное крещение».
Ополчение во главе с дворянином Ляпуновым, князем Трубецким и казачьим атаманом Заруцким собралось в начале 1611 года в Рязанской земле. В него вошли остатки последней армии царя Василия Шуйского; остатки тушинской армии с боярами, воеводами и военными людьми, служившими второму самозванцу, и шайки казаков разного происхождения с набранными ими крестьянами. Это войско направилось к Москве. А в самой Москве жители, ненавидевшие поляков, готовились к восстанию. Но во время восстания поляки подожгли город, и он полностью выгорел. Ополчению удалось выбить иноземцев из Белого города и осадить их в Кремле и Китай-городе. Но среди разнородных русских сил не было единства, Ляпунов был убит, ополчение распалось. А беда была в том, что это первое ополчение находилось исключительно в руках того же разряда людей, что сами и завели Смуту. Под Москву собрались те же их замыслы, как бы что захватить в свои руки, как бы самому чем завладеть. Ведь и вся Смута двигалась исключительно личными, своими, а не общественными побуждениями и интересами. Трубецкой и Заруцкий именно в Смутное время получили боярские саны.
Народ и это все видел. Он хоть и помогал движению собственным хребтом, но не занимал в ополчении никакого самостоятельного места.
 Для борьбы со Смутой нужны были совсем другие люди, нежели собрались в ополчении Ляпунова.
Второе ополчение
 
Казалось, что уже не подняться России.
    
Памятник Минину и Пожарскому
на Красной площади
 Но вот в этот момент истории спокойный, вечно страдающий и бедствующий народ поднимается для того, чтобы восстановить в государстве тишину и спокойствие, нарушенное правительством, которое постоянно жаловалось на бунты и неповиновение народа же.  Возникновение этого ополчения не очень хорошо изучено. Много разногласий существует, например, по поводу того, приснился ли Минину преподобный Сергий с призывом послужить родине или Минин так сказал, чтобы придать своей речи больший вес, а может это летописцы Сергиевой Лавры «приукрасили» историю. Но суть опять же не в том.  В Москве, на большой площади перед Кремлем, бросается в глаза бронзовая группа, изумляющая взоры иностранных путешественников. Она изображает двух римских воинов в театральных позах. Это памятник Минину и Пожарскому, героям войны 1612 года. Они спасли Москву и подготовили восстановление национального единства под властью новой династии.
 Воистину, не было памятника более заслуженного, только стиль этого памятника – явная нелепость. Здесь переряжены два таких деятеля, какими может и должна гордиться Россия, но по внешности они не носили ни малейших признаков древности, ни котурна, ни шлемов с перьями. Они были просто честными людьми, которые робко и как будто не совсем охотно выступили из толпы, чтобы совершить великое дело. Они весьма просто, не напуская на себя ни малейшей важности, завершили свой труд до конца. Они держали в своих руках судьбу всего народа, а потом незаметно скрылись и безо всяких сожалений вернулись к прежней жизни: один – к мелкой торговле, другой – в ряды служилых. Итак, в начале октября 1611 года в Нижний Новгород пришло очередное послание от патриарха Гермогена. Оно сообщало, что Заруцкий решил посадить на трон «воренка» – сына Лжедмитрия II от Марины Мнишек. Теперь измена оказалась не только в столице, но и под ее стенами.
В избе, в которой собрались горожане потолковать о грядущих бедах, поднялся земский староста, оптовый торговец скотом и рыбой Кузьма Минин. Он-то и кликнул знаменитый клич, что если помогать Отечеству, так не пожалеть ни жизни и ничего.
 Клич Минина знаменит тем, что он выразил нравственный, гражданский поворот общества с кривых дорог на прямой путь. Если выбрать хорошего воеводу было делом очень важным, то еще важнее было собрать деньги, без которых нельзя было вести войско. Все согласились с тем, что все граждане должны участвовать в расходах. Они не думали о каком-то захвате или боярских чинах и вотчинах. Напротив, они отдавали все свое, детей, жен, дворы, именья, продавали, закладывали…
 Но у Минина и его товарищей не было военного опыта, поэтому решили обратиться к служилым людям. Людей они выбирали своих даже в воеводы. В главноначальствующие Минин предложил князя Дмитрий Пожарского.

 

 
 
 
 
 
 
 

  "Минин и Пожарский". М.Скотти