Служба начинается в полночь, когда
духовенство и прислужники в алтаре начинают петь стихиру тихо,
потом все громче и громче, а потом в это пение включается и хор:
(Стихира в начале Заутрени, глас
6-й)
Воскресение Твое, Христе Спасе,
Ангели поют на небесех:
и нас на земле сподоби
чистым сердцем Тебе славити.
Крестный ход.
С этим пением начинается крестный ход вокруг храма (три раза), с
торжественным звоном в колокола. Во время службы священник снова
и снова с радостью приветствует всех молящихся словами «Христос
Воскресе» (три раза) и каждый раз молящиеся отвечают «Воистину
Воскресе». Иногда это приветствие делается на других языках.
Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, — это шествие
Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Крестный ход совершается
вокруг храма при непрерывном трезвоне. Впереди крестного хода
несут фонарь, за ним запрестольный крест, запрестольный образ
Божией Матери, далее идут двумя рядами, попарно, хоругвеносцы,
певцы, свещеносцы со свечами, диаконы со своими свечами и
кадильницами и за ними священники. В последней паре священников
идущий справа несет Евангелие, а идущий слева — икону
Воскресения. Завершает шествие предстоятель храма с трисвешником
и Крестом в левой руке. Если в храме только один священник, то
на пеленах иконы Воскресения Христова и Евангелие несут миряне.
Войдя в притвор, крестный ход останавливается пред закрытыми
западными дверями храма. Носящие святыни останавливаются около
дверей лицом к западу. Трезвон прекращается. Настоятель храма,
приняв от диакона кадило, совершает каждение, и
священнослужители трижды поют: «Христос воскресе из мертвых,
смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Затем
священнослужители поют стихи. Затем предстоятель или все
священнослужители поют «Христос воскресе из мертвых, смертию
смерть поправ». Певцы оканчивают «И сущим во гробех живот
даровав». Отверзаются церковные двери, и крестным ход с этой
радостной вестью шествует в храм, как и жены-мироносицы пошли в
Иерусалим возвестить ученикам о Воскресении Господа.
Слово св. Иоанна Златоустаго.
В конце Заутрени священник читает знаменитое «Слово св. Иоанна
Златоустаго» (347-407 г.) которое прекрасно описывает торжество
и значение Пасхи. После службы все молящиеся подходят к
священнику, который держит в руках крест, целуют крест и
христосуются с ним, а потом и друг с другом. Обыкновенно здесь
же возле креста, всем дают красные яйца. Заутреня продолжается
около полтора часа. После Заутрени некоторые уходят домой, и
разговляются дома со своими родственниками и друзьями. Конечно,
здравый смысл говорит, что для того чтобы чувствовать себя
здравым и бодрым нужно перед Заутреней прилечь и поспать на
несколько часов. Это в особенности относится к детям.
Светлая Пасхальная Литургия.
В некоторых храмах сразу после Заутрени служится Светлая
Пасхальная Литургия, которая продолжается около двух часов.
Таким образом, пасхальное богослужение кончается после трех
часов утра. Во время этой Литургии молящиеся, которые говели,
исповедовались и причащались во время Страстной Недели, могут
снова причащаться без исповеди, если за истекшее время никаких
больших грехов не было совершено. Пасхальные часы читаются не
только в храме — всю пасхальную седмицу их читают обычно вместо
утренних и вечерних молитв. Во время пения часов пред Литургией
диакон с диаконской свечой совершает обычное каждение алтаря и
всего храма. Если в храме Богослужение совершается соборно, то
есть несколькими священниками, то Евангелие читают на разных
языках: на славянском, русском, а также на древних, на которых
распространялась апостольская проповедь, — на греческом,
латинском, и на языках народов, наиболее известных в данной
местности. Во время чтения Евангелия на колокольне производится
так называемый «перебор», то есть ударяют по одному разу во все
колокола, начиная от маленьких.
Разговены.
После богослужения, так как пост кончился, молящиеся
обыкновенно разговляются (едят скоромное — не постное) при
храме или у себя по домам. Как было уже сказано выше,
некоторые уходят домой, и разговляются после Заутрени.
Молящиеся тоже приносят куличи, сырные пасхи и пасхальные
крашенные яйца, для того чтобы священник освятил их после
службы.