Большую роль в продуктивности умственного труда играет привычка к месту работы, рабочая обстановка. Понятие рабочей обстановки включает:
1. Рабочее место.
2. Рабочую зону (письменный стол, стул, шкаф и др.) и расположение в ней предметов.
3. Температуру и влажность воздуха окружающей среды.
4. Освещение: естественное и искусственное.
5. Окружающий звуковой фон.
Постоянное место благодаря повторным занятиям прочно ассоциируется с трудом, вызывая соответствующее настроение. Привычная обстановка не отвлекает внимания и быстро настраивает на деловой лад.
Рациональная подготовка места для занятий может сэкономить много времени, обеспечит хорошую работоспособность.
Необходимо позаботиться о том, чтобы ребёнку было удобно сидеть, а для этого подобрать мебель, подходящую по росту. Проверить это просто. Поставьте ребёнка около стола. Высота стола должна быть выше локтя на 2 – 3 см. Если окажется, что стол высок, сделайте стул выше, положив на него жёсткую подушечку. Для ног нужна подставка. Сиденье стула должно обеспечивать удобное положение тела и находиться на уровне коленного сустава. Сиденье должно обязательно иметь удобную спинку.
Наклон читаемой книги не следует делать более 45 градусов. Глаза меньше устанут при чтении, если книга будет достаточно удалена от глаз. Расстояние это должно быть не менее 30 см. Это легко контролировать: если поставить руку на локоть, то глаза должны быть на уровне большого пальца руки. Учащиеся, страдающие каким-либо недостатком зрения, при чтении и письме во избежание быстро развивающегося зрительного утомления должны обязательно пользоваться очками в соответствии с указаниями врача.
Для отдыха глаз рекомендуется, отведя глаза от объекта работы, устремить их вдаль, благодаря чему достигается отдых мышечного аппарата глаз.
Особое внимание следует обратить на организацию правильного и достаточного освещения. Во время вечерних занятий и в пасмурную погоду необходимо, кроме общего освещения комнаты, пользоваться настольной лампой мощностью не менее 75 Вт.
Источник света должен находиться слева и несколько спереди (для детей, пишущих левой рукой – справа).
Перед началом занятий необходимо проветрить комнату, устранить по возможности всё, что может помешать работе.
Очень важно регулярно чередовать умственный труд с отдыхом.
А в школу ты хочешь?
Этот вопрос часто задают 6-, 7-летним малышам родственники и знакомые. Конечно, пора готовиться к школе. Но что же это такое – готовность к школе? Психологи определяют её перечнем таких главных качеств:
желание самого ребёнка учиться (т.е. он охотно выполняет все предлагаемые ему задания);
умение работать по заданному образцу;
способность к анализу, обобщению, выделению в предметах и явлениях существенных признаков, связей и закономерностей;
способность к произвольному запоминанию и умение пользоваться приёмами запоминания;
способность оценивать свои действия с разных точек зрения.
При подготовке ребёнка к школе важно помнить, что его мыслительные способности с возрастом претерпевают количественные и качественные изменения. Проще говоря, на разных этапах овладения действием ребёнок как бы использует разные инструменты: сначала решает задачу руками (ощупает, приложит и т.п.), позднее он проговаривает свои действия вслух, а ещё позднее действие будет выполнять в уме.
Из этого можно сделать небольшой вывод: если ребёнку не удаётся что-то решить в уме, попробуйте переиначить задачу так, чтобы он мог задействовать при её решении руки, или сделайте её более образной. И не расстраивайтесь из-за неудач малыша.
Помните: дети развиваются неодинаково, часто уровень достижений в будущем не зависит от того, как рано ребёнок смог научиться считать, читать, писать и решать задачи.