>
Введение
Крылатые ракеты давно называют "убийцами кораблей". Когда-то президент США Рузвельт говорил, что стоимость флота есть та страховая премия, которую государство уплачивает за обеспечение безопасности своих ценностей.
У России сегодня нет денег на строительство новых кораблей, но есть оружие, способное стать той самой "страховой премией".
Ракета, пущенная с самолета или с
наземной пусковой установки, летит "низенько-низенько", своей
траекторией повторяя все неровности земли. А первое боевое применение
противокорабельных ракет в октябре
Сейчас, когда о крылатых ракетах стало известно многое, можно догадаться, что они стали ударной силой флота. Ими вооружили корабли и подводные лодки.
Большая серия морских крылатых ракет почему-то носит имена полудрагоценных, а то и просто поделочных камней: "Гранат", "Базальт", "Гранит", "Малахит, но есть и многие другие, о большинстве из них я попытаюсь подробно рассказать в своей работе, посвященной противокорабельным ракетам.
Глава 1. Противокорабельные ракеты
отечественного производства – интеллектуальное будущее России.
П-70 Аметист
Год принятия на вооружение 1968
1 апреля 1959 года вышло Постановление СМ СССР № 363-170 о разработке первой в мире противокорабельной крылатой ракеты с подводным стартом.
Эскизный проект «Аметиста» был закончен в 1959 году. Этап совместных испытаний проходил с марта 1965 года по сентябрь 1966 года Постановлением СМ от 3 июня 1968 года ракетный комплекс «Аметист» был принят на вооружение ВМФ, где ракета "Аметист" получила секретный индекс П-70 и несекретный — 4К66.
Ракета "Аметист" была выполнена по нормальной
аэродинамической схеме и имела складное крыло. Старт производился с подводной
лодки с глубины до
Ракета оснащалась фугасно-кумулятивной
боевой частью 4Г-66 весом около
Маршевый двигатель 293-П работал на литьевом топливе, а 4
стартовых двигателя подводного хода, 4 стартовых двигателя для воздушной
траектории и 2 двигателя отброса — на обычном баллистическом порохе НМФ-2.
Маршевый двигатель имел оригинальную двухшашечную
схему с тремя боковыми скошенными полуутопленными
соплами. Вес литьевого топлива марки ЛТС-2КМ составлял
Система управления "Тор" была разработана НИИ-49 Министерства судостроительной промышленности. "Аметист" имел автономную бортовую систему управления, реализованную по принципу "выстрелил и забыл".
В состав системы управления входили:
автопилот;
радиовысотомер;
аналоговая вычислительная машина
радиолокационная головка самонаведения.
Система самонаведения сама выбирала цель из нескольких обнаруженных, основываясь на анализе энергетических характеристик отраженных от целей сигналов и геометрических признаков расположения целей в полученной радиолокационной картине, например место авианосца в авианосном ордере.
Наряду со многими достоинствами ракета «Аметист» обладала и недостатками. В первую очередь — это малая дальность стрельбы, а также недостаточная помехозащищенность и избирательность бортовой системы управления. Кроме того, ракета не была универсальной — пуск производился только с подводной лодки и только в погруженном положении.
Максимальная дальность стрельбы
Маршевая скорость полета
Маршевая высота полета ракеты
Длина ракеты
Диаметр корпуса
Стартовая масса ракеты
Боевая часть фугасно-кумулятивная или ядерная
Масса обычной БЧ
Тротиловый эквивалент ядерной БЧ 200 кт
Установлены на кораблях:
K-162
651 Джульетта
670 Скат
П6 /П35
17 августа 1956 года вышло Постановление СМ CCCH № 1149-592 о начале разработки противокорабельных крылатых ракет П-6 и П-35. Обе ракеты проектировались в ОКБ-52 и мало отличались друг от друга. П-6 предназначалась для подводных лодок, а П-35 — для надводных кораблей.
Конструктивно ракеты П-6/П-35 представляли собой дальнейшее развитие противокорабельной ракеты П-70 Аметист. Ракеты имели одинаковые аэродинамические схемы, стартовые ускорители и пусковые контейнеры. Система управления «Антей» была подготовлена НИИ-49 Министерства судостроительной промышленности.
Ракеты оснащались фугасно-кумулятивной боевой частью 4Г-48 (вес 800-1000кг), разработанной в НИИ-6, или специальной боевой частью.
Полет ракет проходил в режиме «большая высота —малая высота». Большая высота полета требовалась для обеспечения прямого радиолокационного контакта между носителем и ракетой вплоть до обнаружения целей радиолокационной головкой самонаведения ракеты. Далее радиолокационное изображение транслировалось на носитель, где офицер-оператор производил селекцию целей (т. е. выбирал наиболее важную, например, авианосец в авианосном ордере). После чего подавалась команда на захват выбранной цели радиолокационным визирам ракеты. На этом режим телеуправления заканчивался, и ракета снижалась на малую высоту, не теряя радиолокационного контакта с захваченной целью и осуществляя самонаведение на нее по курсу. На конечном участке ракета пикировала на цель, боевая часть при этом не отделялась.
Наряду с этим ракетами П-6/П-35 можно было стрелять и в автономном режиме без задействования линий телеуправления и каналов трансляции изображения целей. В таком случае был возможен залп всех пусковых установок корабля.
Нанесение ударов по надводным
кораблям на дистанциях, многократно превышающих дальность прямой
радиолокационной видимости, потребовало создания системы разведки и целеуказания для противокорабельных ракет. Авиационная
разведывательная система “Успех” была создана Киевским НИИ радиоэлектроники
(ныне НПО “Квант”) под руководством главного конструктора И.В. Кудрявцев. Она
состояла из бортового радиолокационного комплекса обнаружения надводных целей и
аппаратуры трансляции радиолокационной информации, размещенных на самолетах
Ту-16РЦ, Ту-95РЦ (позднее на вертолетах Ка-25РЦ) и на кораблях. На самолетах
размещалась авиационная радиолокационная система обнаружения морских целей и
передачи сигналов на корабли, где осуществлялась обработка данных и выдавались целеуказания ракетному комплексу. В системе разведки и целеуказания, принятой на вооружение 1965 году, впервые
была осуществлена передача с самолета-разведчика на корабль-носитель
противокорабельных ракет радиолокационного изображения района осмотра в
реальном масштабе времени. Таким образом, в СССР впервые в мире была создана
разведывательно-ударная система (РУС), включающая средства разведки, ударное
оружие и их носители (как морские, так и воздушные). Большая дальность полета
Ту-95РЦ позволила вести разведку кораблей в море и выполнять задачи целеуказания на дальности до
Использование разведывательно-ударного комплекса осуществлялось следующим образом: подводная лодка, находящаяся в заданном районе, после получения боевого распоряжения на применение ракетного оружия, подвсплывала на перископную глубину и устанавливала связь с самолетом разведки и целеуказания, который передавал на борт ПЛ радиолокационную информацию о надводных целях. Эта информация отображалась на экранах пульта оператора комплекса целеуказания лодки. Командир корабля анализировал целевую обстановку и назначал цель, по которой было необходимо определить координаты (пеленг и дальность). Затем эти данные вводились в корабельную систему управления ракетным комплексом, осуществлялась оценка досягаемости оружия и ожидаемой вероятности обнаружения цели радиолокационным визиром ракеты. На основе этой информации принималось окончательное решение на стрельбу. Лодка ложилась на боевой курс, выполняя предстартовую подготовку, после чего всплывала в надводное положение и производила ракетный залп (число ПКР в залпе - не более четырех).
Управление полетом каждой ракеты в залпе относительно плоскости стрельбы осуществлялось одним оператором по отметкам пеленга на радиолокационном индикаторе. В случае отклонения отметки о заданном направлении оператор возвращал ПКР в плоскость стрельбы. При достижении ракетой расчетной дальности (выработанной корабельной системой управления) по команде операторов включались радиолокационные визиры ракет и передатчики радиоканала для трансляции полученной визирами информации. После захвата цели радиолокационным визиром ПКР она, по команде оператора, переводилась в режим самонаведения (первоначально ракета самонаводилась лишь в горизонтальной плоскости, затем осуществлялось ее пологое пикирование и за несколько километров до цели вводился и режим самонаведения в вертикальной плоскости).
На ПЛ 675-го проекта впервые в мире была реализована возможность залповой ракетной стрельбы с избирательным поражением кораблей противника, находящихся в составе соединений. Атомоход мог выполнить четырехракетный залп в течение 15 минут, два залпа - за 20- 30 минут с учетом времени, затрачиваемого на всплытие, подготовку к пуску, запуск и полет ракет до цели. Обеспечивалась возможность одновременного обстрела цели 12 ракетами П-6 с различных носителей, что позволяло преодолевать самую плотную ПВО авианосных соединений 60-х годов.
Существенным недостатком комплекса П-6 являлся надводный старт. При этом время нахождения ПЛ с комплексом П-6 по сравнению с лодками, имеющими на борту комплекс П-70 Аметист, возросло, т. к. теперь требовалось управление с борта корабля и полетом ракеты вплоть до захвата цели ее ГСН. Несмотря на этот очевидный недостаток, комплекс П-6 давал советскому флоту ощутимые преимущества в борьбе с крупными надводными кораблями противника.
Максимальная
дальность стрельбы
Маршевая скорость полета
Высота полета на конечном участке
длина
размах крыльев
ширина со сложенными крыльями
макс. диаметр корпуса
высота
Масса пустой ракеты
Стартовая масса ракеты
Боевая часть фугасная или ядерная
Масса БЧ 800-
Мощность ядерной БЧ 350 кТ
Органы управления аэродинамические рули
Маршевый двигатель ТРД 4Д48
Топливо керосин
Стартовый двигатель два РДТТ
Время работы стартового двигателя 2 с
Установлены на кораблях:
1134 Беркут
58 Грозный
651 Джульетта
675
П-5 Год принятия на
вооружение 1963
Ракета снабжалась ядерной боевой частью, унифицированной с БЧ баллистической ракеты Р-11ФМ (первоначально ее мощность составляла 200 Кт, затем была увеличена до 650 Кт).
Силовая установка КР включала два
стартовых твердо-топливных ускорителя и маршевый ТРД КРД-26 (2250 кгс). Система
управления включала автопилот, счетчик времени и барометрический высотомер.
Ракета на подводной лодке транспортировалась в герметическом контейнере
(диаметр
Диаметр корпуса
Длина
Размах крыла
Стартовая масса
Максимальная скорость полета 0,9-
Максимальная дальность стрельбы
Высоте полета 800—900 м
Установлены на кораблях:
659
675
644
П-500 Базальт Год
принятия на вооружение 1975
Разработка крылатой противокорабельной ракеты П-500 "Базальт" была начата ОКБ-52 в 1963 году. "Базальт" предназначался для борьбы с самыми мощными корабельными группировками, включая и авианосные. Им предусматривалось вооружить как подводные лодки, так и надводные корабли. Ракета «Базальт» предназначалась для замены ракеты П-6 и имела приблизительно те же весогабаритные характеристики.
В 1975 году ракета "Базальт" принимается на вооружение атомных подводных лодок проекта 675, которые были ранее вооружены комплексом П-6. А в 1977 году "Базальт" принимается на вооружение авианесущих крейсеров типа 1143 Киев. Первые три корабля этого проекта имели по четыре спаренные пусковые установки с восемью ракетами П-500 в контейнерах и восемью запасными в погребе, а четвертый крейсер Адмирал Горшков имел шесть спаренных установок. На крейсерах типа 1164 Слава, вошедших в строй в 1982 году, ракеты П-500 располагались в шестнадцати ненаводящихся контейнерах, без перезарядки.
По аэродинамической и конструктивно-компоновочной схеме П-500 была подобна П-6, но обладала большей скоростью полета, увеличенной дальностью стрельбы и более мощной фугасно-кумулятивной боевой частью, спроектированной в ГСКБ-47. Могла применяться и ядерная боевая часть. Ракета "Базальт" была первой крылатой ракетой морского базирования с высокой сверхзвуковой (до 2М) скоростью полета. Это существенным образом сказалось на конструкции. Был разработан подфюзеляжный секторный воздухозаборник с двухскачковым центральным телом. В конструкции ракеты использовались титановые сплавы, обладающие необходимыми прочностными характеристиками при повышенной температуре. Исследованию конструкции при одновременном воздействии силовых факторов нагружения и температурного нагрева было уделено самое пристальное внимание.
На П-500 был сохранен принцип телеуправления, но устанавливалась более современная система управления повышенной помехозащищенности, позволяющая осуществлять целераспределение ракет в залпе (до 8 ракет) и избирательное поражение головных целей из состава атакуемого корабельного соединения. Впервые на ПКР была использована бортовая станция радиоэлектронного противодействия (активных помех), которая воздействовала на ГСН ЗУР противника и обеспечивала неуязвимость КР в зоне ПВО атакуемого корабля.
Специально для П-500 был создан маршевый турбореактивный двигатель повышенной тяги и экономичности КР-17-300, разработанный в ОКБ-300 ГКАТ.
"Базальт" стал последней ракетой, предназначенной для размещения на подводных лодках и запускавшейся в надводном положении. Как и П-6, ракета "Базальт" имела профиль полета "большая высота — малая высота", но в отличие от П-6 длина конечного участка ("малая высота") была увеличена, а высота полета на этом участке уменьшена.
Обнаружение целей и наведение комплекса "Базальт", как и последующих комплексов "Вулкан" и П-700 Гранит, осуществлялось с помощью системы морской космической разведки и целеуказания (МКРЦ). Полномасштабная разработка системы МКРЦ была начата в 1962 году.
В ее состав вошли:
радиолокационный разведывательный комплекс для обнаружения надводных морских целей из космоса;
радиотехнический разведывательный комплекс для обнаружения из космоса излучений корабельных радиотехнических средств;
ядерная энергетическая установка, обеспечивающая электропитанием космические аппараты.
Работы по созданию системы МКРЦ "Легенда" и передача ее на вооружение МО СССР с космическими аппаратами радиолокационной разведки были завершены в 1975 году, а с космическими аппаратами радиотехнической разведки — в 1978 году.
Масса ракеты 6 тонн
Дальность стрельбы
Вес боеголовки
Тип боеголовки обычная или ядерная боевая часть
Скорость
Установлены на кораблях:
1143 Киев
1164 Слава
651 Джульетта
3М80 Москит Год принятия
на вооружение 1978
Ракета 3М80 предназначена для поражения надводных кораблей и транспортов водоизмещением до 20000 тонн при активном противодействии противника в любых условиях окружающей среды, при этом ракета устойчива к разрушающему действию ядерного взрыва.
Комплекс «Москит» был разработан в МКБ «Радуга» под руководством генерального конструктора И.С.Селезнёва во второй половине 70-х - начале 80-х гг. Система управления ракеты создана в ГосНПО "Альтаир" под руководством С.Климова.
Ракета 3М80 предназначалась для замены крылатых ракет П-15.
Противокорабельная крылатая сверхзвуковая самонаводящаяся ракета 3М-80 «Москит» построена по нормальной аэродинамической схеме с Х-образным размещением аэродинамических поверхностей. Двигательная установка комбинированная, состоит из маршевого прямоточного воздушно-реактивного двигателя и стартового порохового ускорителя. Причём стартовик вставляется в сопло маршевого двигателя. Через 3-4 секунды после старта пороховой двигатель сгорает и выталкивается из сопла набегающим потоком воздуха. Прямоточный двигатель был разработан в ОКБ-670 главного конструктора М.М.Бондарюка, а затем дорабатывался в МКБ «Союз» в Тураево.
Крылатая ракета 3М-80 входит в состав ракетных комплексов, которые предназначены для поражения надводных кораблей и транспортов из состава корабельных ударных группировок, десантных соединений, конвоев и одиночных кораблей, как водоизмещенных, так и на подводных крыльях и воздушной подушке в условиях современных и перспективных средств огневого и радиоэлектронного противодействия противника.
Комбинированная система управления в составе инерциальной навигационной системы и активно-пассивной радиолокационной головки самонаведения обеспечивает высокую вероятность попадания в цель даже в условиях радиопротиводействия противника. Для целей типа группа катеров или корабельная ударная группа эта вероятность равна 0.99; для конвоев и десантных соединений - 0.94.
После старта ракета делает
«горку», а затем снижается до маршевой высоты полёта около
Вес: 4 тонны
Боевая часть:
Дальность полета: от 10 до
Скорость полета максимальная 2.8М
Скорость полета крейсерская 2.35М
Высота полета 7-
Длина ракеты
Максимальный
диаметр корпуса ракеты
Установлены на кораблях:
956 Современный
1239 Сивуч
945 Барракуда
1155.1 Удалой (II)
902R Лунь
956Э
956ЭМ
П-700 Гранит Год
принятия на вооружение 1980
Cверхзвуковая противокорабельная ракета большой дальности П-700 Гранит может применяться как с надводных, так и с подводных кораблей.
Но не только высокие летные характеристики и защищенная от радиоэлектронного противодействия головка самонаведения позволяют П-700 Гранит устойчиво сохранять свои уникальные боевые возможности. Главное достоинство ракеты состоит в оригинальных способах наведения на цель. Ракеты сами распределяют и классифицируют цели по важности, выбирают тактику атаки и план ее проведения. Для исключения ошибки при выборе маневра и поражения именно заданной цели в бортовую вычислительную машину ПКР заложены электронные данные по современным классам кораблей. К тому же, в машине есть и чисто тактические сведения, к примеру, о типе ордеров кораблей, что позволяет ракете определить, кто перед ней - конвой, авианесущая или десантная группа.
Также в бортовой вычислительной машине есть данные по противодействию средствам радиоэлектронной борьбы противника, которые могут увести ракеты от цели, тактические приемы уклонения от огня средств противовоздушной обороны. После пуска ракеты сами решают, какая из них будет атаковать какую цель и какие маневры для этого нужно осуществить в соответствии с заложенными в программу поведения математическими алгоритмами. Ракета имеет и средства противодействия атакующим ее противоракетам. Уничтожив главную цель в корабельной группе, оставшиеся ракеты атакуют другие корабли ордера, исключив возможность поражения двумя ракетами одной и той же цели.
Дальность полета: более
Стартовая масса: 7 тонн
Длина корпуса:
Скорость: 2800 км/час
Боеголовка: обычная или ядерная
Установлены на кораблях:
Кузнецов
1144 Орлан
949/949A Антей
671РТМ Шука
Орел
Х-35 Уран Год принятия на
вооружение 1992
Разработка корабельного комплекса "Уран" с крылатой ракетой Х-35 для вооружения малых катеров и кораблей среднего водоизмещения задана Постановлением СМ СССР и ЦК КПСС от 16 апреля 1984 года. Головное предприятие - разработчик ОКБ "Звезда", главный конструктор - Г.И.Хохлов.
Ракета Х-35 предназначена для поражения кораблей водоизмещением до 5000т и аналогична по конструкции американской ПКР Гарпун. Ракета предназначена для боевого применения днем и ночью, в любых метеоусловиях, при интенсивных помехах и огневом противодействии противника. Ракета Х-35 может применяться как одиночно, так и в залпе.
Ракета выполнена по нормальной аэродинамической схеме и имеет складное крыло и оперение. Воздухозаборник маршевого турбореактивного двигателя расположен в нижней части корпуса. Крылатая ракета в корабельном и вертолетном вариантах снабжена складным крестообразным оперением большого удлинения и стартовым твердотопливным ускорителем, расположенным тандемно с маршевым. На вертолетном варианте РДТТ имеет меньший суммарный импульс. Боевая часть - осколочно-фугасная, проникающая.
Ракета оснащена комбинированной системой управления, в которую входит автопилот и активная радиолокационная головка самонаведения (ГСН) с высокой степенью защиты от радиоэлектронных помех противника. Имеется вариант ракеты с тепловизионной ГСН.
Радиолокационная ГСН АРГС-35 разработана в компании "Холдинг-Ленинец"("Радар ММС"). Она обеспечивает: обнаружение надводной цели, выбор цели, подлежащей поражению, определение положения цели по азимуту и углу места, дальности до цели и скорости сближения с целью, выдачу координат цели в систему наведения ракеты.
На маршевом участке ракета
движется на высоте 5-
Комплексом "Уран" вооружены катера пр. 1241.8 и сторожевые корабли проекта 11541 "Корсар". На катере размещается 16 ракет в транспортно-пусковых контейнерах, сгруппированных в пакеты по четыре.
Контроль состояния ракеты, ввод полетного задания и проведение пусковых операций автоматизированы; время подготовки к пуску из холодного состояния составляет 60 секунд.
Пусковые установки, обеспечивают не только пуск ракет и хранение на корабле, но и безударную их погрузку в ТПК на корабль при волнении моря. Они также снижают до допустимого для ракеты уровня ходовые, ударные и импульсные перегрузки, возникающие, например, при взрыве вблизи корабля мины, бомбы и другого оружия.
Пусковая
установка представляет собой сварную раму, на верхней поверхности которой
имеются элементы размещения и закрепления блока ТПК, а на нижней -
воронкообразные ловители, которые взаимодействуют со смонтированными стационарно
на палубе опорами при погрузке рамы с ТПК на корабль. Опоры служат для
установки и фиксации рамы в определенном месте корабля. Они снабжены пружинными
амортизационными устройствами, которые снижают перегрузки на ракете при
установке блока ТПК на корабль, а также перегрузки, возникающие при нахождении
ракет на корабле при его эксплуатации. Электрические жгуты, входящие в ПУ,
стыкуют между собой бортовую систему управления ракеты с корабельной системой
контроля и управления пуском.
Дальность действия 5-
Скорость полета 300 м/с
Высота полета на маршевом участке
траектории 5-
Высота полета на конечном участке
траектории 3-
Длина ракеты
Максимальный диаметр корпуса
ракеты
Размах крыльев
Стартовый вес (без стартового
ускорителя)
Стартовый вес (со стартовым
ускорителем)
Вес боевой части
Установлены на кораблях:
1154 Неустрашимый
Дели
3М51 "Альфа" Год
принятия на вооружение 1993
Ракета 3М51 "Альфа" предназначена для уничтожения надводных кораблей всех типов в условиях сильного радиоэлектронного и огневого противодействия, может размещаться на боевых надводных кораблях, подводных лодках и самолетах.
Корабельный вариант ракеты имеет три ступени. Стартовая ступень обеспечивает старт и разгон ракеты (на авиационном варианте ракеты эта ступень отсутствует), снабжена твердотопливным однокамерным ракетным двигателем, аналогичным двигателю крылатой ракеты П-700 Гранит. Вторая ступень 3П51 - маршевая - обеспечивает полет на основном участке траектории. Двигатель второй ступени - турбореактивный ТРДД Р95-300(РДК-300), разработан в КБ "Союз". Третья ступень 3П52 -боевая - служит для преодоления на сверхзвуковой скорости (до М=3) системы ПВО противника.
Корабельный вариант ракеты может запускаться из пусковых установок вертикального или наклонного исполнения.
После запуска и набора высоты
порядка
Для уменьшения вероятности перехвата ракеты средствами ПВО цели, бортовая система управления ракетой может выбирать оптимальный маршрут выхода на атакуемый корабль. Кроме того, при атаке крупных надводных целей может осуществляться залповый пуск нескольких ракет, которые будут выходить к цели с разных направлений.
Головка
самонаведения АРГС - 54 разработана фирмой "Радар-ММС"
г. Санкт-Петербург и имеет максимальную дальность
около 60км. Длина АРГС-54 - 70см, диаметр - 42см и вес - 40кг. Обладает высокой
помехозащищенностью и может функционировать при волнении моря 5-6 баллов.
Разработчик МКБ "Новатор" г.Екатеринбург.
Дальность действия 200-
Скорость полета маршевая 220-240 м/с
Скорость полета на конечном участке 700 м/с
Длина ракеты
Максимальный диаметр корпуса
ракеты
Размах крыльев 3000-
Стартовый вес
Вес боевой части
Установлены на кораблях:
Талвар
Яхонт Год
принятия на вооружение 1997
Об этой ракеты поговорим особенным образом. Это самая новая и технически совершенная противокорабельная ракета. Приведу статью из газеты:
ЯХОНТ” — УБИЙЦА КОРАБЛЕЙ
"Президент
РФ Владимир Путин посетил в подмосковном Реутове НПО
"Машиностроение", где в течение 50 лет производятся
межконтинентальные баллистические ракеты, крылатые ракеты и космические
системы. Владимир Путин ознакомился с деятельностью предприятия и побывал в ряде
цехов. Это первый визит на НПО главы государства со времен Хрущева. В одном из
цехов президенту продемонстрировали сборочную площадку совместного
российско-индийского предприятия "БраМос",
где собирают противокорабельные крылатые ракеты "Яхонт", недавно поступившие
на вооружение ВМФ России".
(Из
официального сообщения)
Противокорабельная крылатая ракета "Яхонт" предназначена для борьбы с надводными военно-морскими группировками и одиночными кораблями в условиях сильного огневого и радиоэлектронного противодействия.
Работы по созданию оперативно-тактического противокорабельного комплекса четвертого поколения начались в конце 70-х - начале 80-х гг. в НПО Машиностроения под руководством генерального конструктора Г. Ефремова. В отличие от предшествующих отечественных ПКР, имеющих относительно узкую "специализацию" по носителям, новый комплекс с самого начала задумывался как универсальный: его предполагалось размещать на подводных лодках, надводных кораблях и катерах, самолетах и береговых пусковых установках. По степени "универсальности" он должен был превзойти зарубежного "рекордсмена" в этой области - американскую ПКР Гарпун.
Отличительными особенностями ракеты "Яхонт" являются:
загоризонтная дальность стрельбы;
полная автономность боевого применения ("выстрелил-забыл");
набор гибких ("низкая", "высокая-низкая") траекторий;
высокие сверхзвуковые скорости на всех участках полета;
полная унификация для широкой номенклатуры носителей (надводных кораблей всех основных классов, подводных лодок и наземных пусковых установок).
незаметность для современных РЛС (технология “СТЕЛС”)
Ракета "Яхонт" выполнена по нормальной аэродинамической схеме с трапециевидным складным крылом и оперением. Аэродинамика планера в сочетании с высокой тяговооруженностью обеспечивает "Яхонту" высокую маневренность (максимальный угол атаки - до 150), позволяющую ракете выполнять эффективные маневры уклонения от средств ПРО противника.
Cиловая установка ПКР включает маршевый сверхзвуковой прямоточный
воздушно-реактивный двигатель (СПВРД) с интегральным стартовым твердотопливным
ускорителем. СПВРД рассчитан на маршевый полет со скоростью 2,0-
По сути вся ракета - от лобового воздухозаборника до среза сопла представляет собой органично совмещенную с планером силовую установку. За исключением центрального конуса воздухозаборника, в котором размещены блоки системы управления, антенна радиолокационной станции самонаведения и боевая часть, все внутренние объемы ракеты, включая воздушный тракт прямоточного двигателя, использованы под маршевое топливо и встроенную твердотопливную стартово-разгонную ступень.
После выхода ракеты из пускового контейнера включается твердотопливный разгонный блок, установленный по принципу “матрешки” в камере сгорания маршевого двигателя. Несколько секунд его работы разгоняют ракету до скорости 2 маха. Затем стартовик выключается, его выбрасывает из маршевого набегающим потоком воздуха, и “Яхонт” продолжает полет на скорости в 2,5 маха, обеспечиваемой прямоточным жидкостным воздушно-реактивным двигателем. Ракета оснащена комбинированной системой наведения (инерциальной на маршевом участке траектории и активной радиолокационной - на заключительном этапе полета).
Полетное
задание формируется по данным от автономного источника целеуказания.
Радиолокационная станция (РЛС) головки самонаведения может захватывать надводную
цель класса "крейсер" на дальности до
Благодаря малому полетному времени и большой дальности действия головки самонаведения ПКР"Яхонт" не предъявляет жестких требований к точности информации целеуказания.
Обзор всей зоны положения целей с большой высоты создает условия предварительного целераспределения ракет по кораблям группы и селекции ложных целей. Главное достоинство ракеты “Яхонт” - программа наведения на цель, позволяющая действовать против одиночного корабля по принципу “одна ракета - один корабль” или “стаей” против ордера кораблей. Именно в залпе раскрываются все тактические возможности комплекса. Ракеты сами распределяют и классифицируют по важности цели, выбирают тактику атаки и план ее проведения. В автономную систему управления заложены данные не только по противодействию РЭБ противника, но и приемы уклонения от огня средств ПВО. Уничтожив главную цель в корабельной группе, оставшиеся ракеты атакуют другие корабли ордера, исключив возможность поражения двумя ракетами одной и той же цели. Для исключения ошибки при выборе манёвра и поражения именно заданной цели в бортовую вычислительную машину (БЦВМ) ракеты заложены электронные портреты всех современных классов кораблей. К тому же в БЦВМ есть и чисто тактические сведения, к примеру, о типе кораблей, что позволяет определить кто перед ней - конвой, авианосец или десантная группа, и атаковать главные цели.
Заблаговременное снижение ракеты из расчета ухода за радиогоризонт относительно обстреливаемой цели обеспечивает срыв сопровождения ПКР стрельбовыми комплексами ПВО, что наряду с высокой сверхзвуковой скоростью и предельно малой высотой полета на участке самонаведения резко снижает возможности по перехвату ПКР "Яхонт" даже самой развитой корабельной ПВО.
Сама ракета заключена в герметичный транспортно-пусковой контейнер (ТПК). О плотности компоновки свидетельствует почти полное отсутствие зазоров между фюзеляжем крылатой ракеты и внутренней поверхностью ТПК. Габариты ракеты дают возможность двух-, трехкратного наращивания боекомплекта носителей ПКР аналогичного класса.
Транспортно-пусковой контейнер - неотъемлемая часть ракеты. В ТПК, будучи полностью готовой к боевому применению, ракета покидает завод-изготовитель, транспортируется, хранится и выдается на носитель. Без извлечения из контейнера через специальный борт-разъем контролируется техническое состояние ракеты и ее систем.
ТПК с ракетой крайне неприхотлив в эксплуатации, не требует подвода жидкости и газа и не предъявляет дополнительных требований по микроклимату в местах хранения и на носителях. Все это в целом не только упрощает эксплуатацию, но и служит залогом высокой надежности техники, которая находится в "комфортных" условиях в течение всего срока службы.
Использование ТПК, широкий диапазон возможных углов старта, схема запуска, не требующая организации отвода газов реактивной струи, позволяют легко вписывать ракету в архитектуру широкого круга носителей. Причем для этого могут использоваться пусковые установки самой различной конструкции. Например - предельно простые по устройству пусковые установки стеллажного типа, предназначенные для малотоннажных судов класса "ракетный катер - корвет", и модульные вертикальные установки для надводных кораблей большего водоизмещения - фрегатов, эсминцев и крейсеров. Если комплекс устанавливается на модернизируемом корабле, вместо одной стартовой позиции “старой” крылатой ракеты можно будет установить три контейнера ПКР “Яхонт”.
Дальность
стрельбы по комбинированной траектории
Дальность
стрельбы по низковысотной траектории
Высота полета
на маршевом участке траектории 14000-
Скорость полета 750 м/c
Длина ракеты
Стартовый вес
Боеготовность комплекса к пуску из холодного состояния аппаратуры носителя 4 мин
Установлены на кораблях:
20380
885 Ясень
Глава 2. Противокорабельные ракеты зарубежного производства .
Анализ технических характеристик отечественных противокорабельных ракет позволяет с уверенностью сказать, что в этой области наша страна опережает остальных на 10-15 лет, нам необходимо удерживать наши позиции.
Экзосет Год принятия на вооружение 1975
Противокорабельная всепогодная ракета "Exocet" была создана французской фирмой "Aerospatiale" в четырех вариантах: ММ-38 для вооружения надводных кораблей (1975г.), SМ-39 для подводных лодок, АМ-39 для самолетов и вертолетов (1979г.) и ММ-40 для береговой обороны и надводных кораблей.
Различные варианты ракеты состоят на вооружении ВМС более чем 18 стран мира.
Ракета "Exocet" имеет нормальную аэродинамическую схему с крестообразным крылом в средней части корпуса и такими же рулями управления на поверхности хвостового отсека.
Все варианты ракеты "Exocet" оснащены активной радиолокационной импульсной
головкой самонаведения с горизонтальной стабилизацией диаграммы направленност, имеющая массу около 30кг, работает на
частоте 8-10ГГц. Она способна обнаруживать корабль типа фрегат с эффективной
поверхностью рассеяния около
Осколочно-фугасная боевая часть с большим количеством осколков, унифицированная для всех вариантов ракеты "Exocet", имеет контактный и неконтактный взрыватели. Наибольшая эффективность боевой части достигается при углах встречи с целью около 70°.
Маршевый твердотопливный двигатель выполнен из алюминиевого сплава. Он имеет внутреннее теплозащитное покрытие. Время работы двигателя - около 110с. Шашка звездообразная, торцевого горения. Запуск двигателя производится с помощью пирозарядов. Стартовый двигатель тоже твердотопливный, отличается от маршевого меньшим весом. Время работы стартового двигателя 2 с.
Пуск ракеты производится из герметичного алюминиевого контейнера квадратного сечения, имеющего постоянный угол возвышения около 12°. Контейнеры устанавливаются либо одиночно, либо пакетами по два-четыре на одной раме. При старте ракета набирает высоту 30-75м, затем снижается до 10-15м, достигая в конце стартового участка скорости, близкой к звуковой.
Горизонтальный полет на маршевом
участке осуществляется по командам автономной инерциальной системы и
радиовысотомера. На дистанции 12-
Ракета "Exocet" ММ-40 берегового и корабельного базирования способна вести огонь по целям за пределами видимого горизонта. Целеуказание выдается самолетами и вертолетами. Компоновочная схема такая же, как у модиифкации ММ-38. Рули и крыло складывающиеся. Хранится в цилиндрическом облегченном контейнере. Усовершенствована бортовая система управления: корабль-носитель может стрелять по цели в секторе ±90° залпами по четыре ракеты, которые способны одновременно атаковать цель с разных направлений. Пуск ракеты происходит автоматически в момент, когда крен корабля уменьшается до безопасного (17°).
После старта ракета поднимается до высоты 75-80м, затем снижается до 30м и после пролета 2.5км стабилизируется на маршевой высоте 15м. На дистанции 10км от расчетного места цели ракета снижается до 8м, включается ГСН. При устойчивых параметрах движения цели ракета с достаточно высокой вероятностью поражает цель, находящуюся на расстоянии до 70км и имеющую ход до 40узлов.
Длина
Диаметр
Масса ракеты
Вес боеголовки
Дальность стрельбы
Скорость около
Установлены на кораблях:
Суфрен
Рюби
Триумфан
Брандэнбург
Флореаль
Лафайет
Жанна д'Арк
Кассард
Агоста
Каунти
Турвиль
Жорж
Леги
Акони
22/1 Броадсворд
Гарпун Год принятия на
вооружение 1976
Противокорабельная ракета (ПКР) - "Гарпун" разрабатывалась в США с начала 70-х годов. Проектно-конструкторские работы и летные испытания новой системы продолжались до лета 1978 года.
По данным зарубежной печати, среди различных типов ПКР, состоящих на вооружении ВМС капиталистических государств, "Гарпун" получила наибольшее распространение. Эти ракеты могут быть развернуты более чем на 1400 носителях в 20 странах мира.
Пуск ПКР "Гарпун" осуществляется противокорабельным ракетным комплексом (ПКРК) одноименного названия, включающим собственно ракету, пусковую установку (пусковое оборудование) и приборы управления (подсистему обеспечения запуска).
Противокорабельная ракета
"Гарпун" производится в четырех основных вариантах: корабельном
(RGM-84), лодочном (UGM-84), самолетном (AGM-84) и береговом (RGM-84). Каждый
из них имеет несколько моделей и модификаций. Модель RGM-84A считается базовой.
Для различных зарубежных изданий характерны свои способы обозначения моделей и
модификаций ракет "Гарпун". В частности, могут равноправно
применяться следующие варианты: RGM-84C1 или RGM-84 block
К середине 1990 года произведено свыше 5500 ракет "Гарпун" различных модификаций, в том числе более 5000 для ВМС США.
Ракета "Гарпун" построена по нормальной аэродинамической схеме, имеет модульную конструкцию и унифицированный корпус, складывающиеся крестообразное крыло и четыре руля. Крыло трапециевидное с большой стреловидностью по передней кромке, его складывающиеся консоли крепятся к корпусу топливного бака. Конструктивно ракета состоит из четырех частей; приборного (головного) и хвостового отсеков, боевой части, маршевого двигателя.
В приборном отсеке носовая часть закрыта пластиковым обтекателем, здесь помещается активная радиолокационная головка самонаведения (PR-53/DSQ-28). Далее находятся блок инерциального наведения, за ним радиовысотомер (AN/APN-194), передающая антенна высотомера и преобразователь электропитания. Головка самонаведения обеспечивает поиск, захват и наведение на цель. Для защиты от средств радиоэлектронного подавления значение ее рабочей частоты меняется по случайному закону. Обзор пространства осуществляется при помощи фазированной антенной решетки дисковой формы, которая может поворачиваться в пределах +45° в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Головка самонаведения включается на заданном участке траектории полета и начинает поиск цели в соответствии с командами, поступающими с программируемого блока сканирования.
Активная радиолокационная головка
самонаведения (ГСН), обладающая высокой разрешающей способностью, работает в
диапазоне 15,3-17,2 ГГц (масса
Блок инерциального наведения на
начальном и маршевом участках траектории полета (масса
Короткоимпульсный радиолокационный высотомер производит замеры высоты полета ракеты над уровнем моря, при этом данные поступают в автопилот, который контролирует установленную высоту полета. Передающая антенна радиовысотомера расположена на нижней поверхности фюзеляжа под приборным отсеком, а приемная - под секцией боевой части.
В отсеке боевой части (масса
В отсеке маршевого двигателя
установлены топливный бак и маршевый турбореактивный двигатель (ТРД). Топливный
бак содержит около
Хвостовой отсек включает механизмы и приводы четырех рулей управления, а также опорное кольцо, к которому с помощью четырех разрывных болтов крепится стартовый ускоритель. По сигналам автопилота механизмы через приводы обеспечивают поворот рулей на +30°.
Стрельбу ракетами "Гарпун" можно вести с различных пусковых установок. Для надводных кораблей и катеров была создана специальная легкая ПУ контейнерного типа Мк141. Она представляет собой алюминиевую раму, на которой под углом 35° могут размещаться до четырех транспортно-пусковых контейнеров из стеклопластика, рассчитанных на 15 пусков. Контейнеры герметичны, в них поддерживается стабильная температура. При хранении в них ракеты не нуждаются в дополнительных работах по техобслуживанию и всегда готовы к боевому применению. Пуск ракеты "Гарпун" предполагалось осуществлять также с пусковых установок Мк112 (АСРОК), Мк11 и 13 ("Тартар").
Силовая установка:Турбореактивный двигатель и реактивный ускоритель для поверхностного и подводного запуска
Длина:
Вес:
Диаметр:13.5 дюймов (
Размах крыла:3 фута (
Диапазон:больше чем 60 навигационных миль
Скорость:855 км/ч
Боеголовка:488 фунтов
Взрывчатое вещество Destex
Стоимость разработки $ 320 миллионов
Промышленная стоимость $ 2,882 миллионов
Полная первоначальная стоимость $ 3,203 миллионов
Себестоимость единицы продукции $ 527,416
Установлены
на кораблях:
Улучшенный Лос Анжелес Тикондерога Старгеон Лос Анжелес Айова Descubierta Лонг Бич Тракстан Вирджиния Калифорния Пегас 22/3 Корнвалл Принц Астурийский Свифтшур Черчилль |
Халифакс Перри Кидд Арлей Бук Карел Дурман Астут Бэйнбридж Спрюенс Харуcио Оясио Колинз Флавефишен Saar 4.5 Eilat Нарвал |
Абукума Сивулф Пермит 23 Дюк Бремен Анзак F100 Сашен Конго Чарльз Ф.Адамс Перп Лютьенс Леги Абсалон Трафальгард |
Gabriel Mk3
Год принятия на вооружение 1985
Ракета "Gabriel"
Мк1, разработанная фирмой "Israeli Aircraft Indusries", поступила
на вооружение израильских катеров в конце 60-х годов. Сравнительно небольшая
дальность полета (около
Новые модификации ракеты "Gabriel" МкЗ, оснащенные активной радиолокационной головкой самонаведения (ГСН), как полагают зарубежные специалисты, в большей степени отвечают современным требованиям.
Ракета имеет нормальную аэродинамическую схему. Корпус состоит из трех отсеков. В первом отсеке находится система наведения (ИНС и ГСН), во втором — источник питания, в третьем — полубронебойная боевая часть, предназначенная для поражения целей различного класса и оснащенная контактным взрывателем замедленного действия. В средней части фюзеляжа расположены крестообразное крыло и двигательная установка, в хвостовой — рули управления и силовые приводы.
Ракета имеет небольшую ЭПР. Активная радиолокационная помехозащищенная ГСН Х-диапазона с быстрой перестройкой частоты может работать в режиме самонаведения на корабельную станцию активных помех, что значительно снижает эффективность ПВО объекта удара.
Для управления ракетой можно использовать один из двух режимов: автономный или с коррекцией инерциальной навигационной системы. Первый режим применяется при пуске со штурмовиков (истребителей-бомбардировщиков), второй — при старте ракеты с самолетов базовой патрульной авиации, РЛС которых могут одновременно сопровождать несколько целей.
При автономном управлении
координаты цели вводятся в БЦВМ ракеты одновременно с текущей информацией о
скорости и пространственном положении носителя в момент пуска. Стартовавшая
ракета полого снижается по программе до высоты
При наведении с помощью инерциальной навигационной системы и БЦВМ предусматривается вывод ракеты в зону цели и включение в назначенной (расчетной) точке ГСН. На участке самонаведения высота полета в зависимости от волнения моря составляет 1,5—4 м.
Автономное управление ракетой, по мнению зарубежных экспертов, имеет и недостаток, обусловленный тем, что активная ГСП после включения ведет поиск в довольно обширной зоне, а это увеличивает уязвимость ракеты в первую очередь от средств радиоэлектронной борьбы. Для уменьшения зоны поиска (т. е. увеличения времени скрытого режима) при наведении ракет "Gabriel" МкЗ может производиться коррекция инерциальной системы. В этом случае самолет-носитель продолжает сопровождать цель после пуска ракеты и корректирует траекторию ее полета по радиокомандной линии.
Корабельная ракета "Gabriel" МкЗ также может применяться в режиме радиокомандного наведения с радиолокационной подсветкой цели, как у ракет первых модификаций.
Двигательная установка одноступенчатая схема, РДТТ
Длина
Диаметр
Вес
Размах крыльев
Дальность полета 60-
Скорость полета
Система наведении ИНС+АРГСН
Боевая часть полубронебойная
Масса боевой части
Установлены на кораблях:
Saar 4.5
Eilat
RBS15 Mk3
Год принятия на вооружение 1999
Ракета RBS15 Mk3 предназначена для поражения кораблей основных классов, включая скоростные малоразмерные, в открытом море, шхерах, базах и вблизи берега.
Ракета RBS-15Mk3 скомпонована по
аэродинамической схеме "утка" с крестообразным расположением
складывающихся рулей и крыльев. В состав силовой установки входит маршевый
турбореактивный двигатель "Microturbo TRI
60-2" mod. 77 с регулируемым вектором тяги и два
твердотопливных стартовых ускорителя. Вектор тяги стартовых ускорителей
наклонен к продольной оси ракеты под углом 18°. Благодаря применению топливного
бака увеличенной емкости и топлива с большей плотностью максимальная дальность
стрельбы RBS-15Mk3 составляет
Для снижения эффективной площади рассеивания в конструкции планера предусматривается широкое использование радиопоглощающих материалов, а также управление углом наклона зеркала антенны ГСН. Уменьшения инфракрасной заметности предполагается достигнуть путем экранирования двигательного отсека, что позволит снизить значение коэффициента излучения обшивки.
Бортовая аппаратура ракеты состоит из инерциальной системы управления, новых цифрового автопилота, радиовысотомера (подстраивающегося по частоте в зависимости от состояния поверхности моря), ЭВМ и радиолокационной ГСН. Наведение ракеты на маршевом низковысотном участке траектории осуществляется посредством инерциальной системы с радиовысотомером, которая обеспечивает ее полет к цели по прямой или запрограммированный доворот на цель в заранее заданной точке, а также перелет через препятствия (острова). Система управления позволяет осуществлять повторные поиск и атаку при срыве захвата цели, противозенитный маневр в вертикальной и горизонтальной плоскостях на конечном участке траектории. Предусмотрен обмен данными между носителями ракетного оружия и различными источниками целеуказания, координация действий между береговыми батареями, кораблями и самолетами.
Моноимпульсная радиолокационная ГСН миллиметрового диапазона с широкой апертурой антенны и синтезированием апертуры дает возможность надежно различать морские цели на фоне берега.
Разработан вариант оснащения RBS-15Mk3 комбинированной радиолокационной и пассивной инфракрасной головкой самонаведения. Использование комбинированной ГСН резко повышает ее помехозащищенность и вероятность поражения цели в условиях сильного радиоэлектронного противодействия. Кроме того, для ракеты разрабатывается система наведения по рельефу местности и рассматривается возможность установки на ней приемника космической радионавигационной системы NAVSTAR.
Ракета оснащается
осколочно-фугасной БЧ массой
Автоматизированная система управления стрельбой MEPS (Missile Engagement Planning System) имеет графический пользовательский интерфейс и позволяет обрабатывать данные от различных источников целеуказания, вырабатывать план огневого поражения, управлять предстартовой подготовкой и пуском ракет.
Система может работать в четырех основных режимах:
боевом;
тренировочном;
повседневного контроля и проверки ракет;
Режиме моделирования тактической обстановки.
АСУ MEPS позволяет производить расчеты необходимого числа ракет в залпе, траекторий полета с назначением каждой ПКР точек разведения и поворота в горизонтальной плоскости и точек повышения (понижения) траектории в вертикальной.
Дальность действия
Длина ракеты
Диаметр корпуса ракеты
Диаметр со сложенными
стабилизаторами
Размах стабилизаторов
Стартовый вес ракеты без
ускорителей
Стартовый вес ракеты с
ускорителями
Вес боевой части
Установлены на кораблях:
Висбю
YJ-82 (C-802) Год принятия на вооружение 1989
Тактическая противокорабельная ракета средней дальности YJ-82 ( "Атакующий орел" Yingji-82, экспортное обозначение - C-802) является модернизированной версией противокорабельной ракеты YJ-81 (C-801A) и предназначена для оснащения надводных кораблей, подводных лодок, береговых батарей и самолетов.
Впервые была продемонстрирована в 1989 году.
Иран планировал закупить в Китае крупную партию ракет С-802 и С-801. Частично эти закупки были осуществлены, но в дальнейшем под нажимом США Китай был вынужден отказаться от продолжения дальнейших поставок в Иран в обмен на расширение военных и экономических связей с США в виде финансовой помощи и экспорта технологии на сумму не менее 7 миллиардов долларов . Тем не менее в октябре 2000 года Иран объявил о проведении восьмидневных морских учений в Ормузском проливе и Оманском заливе, во время которых была испытана новая версия ракеты С-802 . Эта ракета явилась результатом выполнения совместной с КНДР программы модернизации С-802.
Ракета С-802 отличается от своего
прототипа - С-801А использованием турбореактивного двигателя вместо
твердотопливного. Благодаря этому максимальная эффективная дальность ракеты
была увеличена на 50% и достигла величины
Ракета С-802 выполнена по нормальной аэродинамической схеме со складывающимся крестообразным треугольным крылом малого удлинения, воздухозаборник ТРД расположен на нижней поверхности корпуса ракеты. Ракеты с корабельным и наземным стартом имеют твердотопливный ускоритель, оснащенный развитым оперением. На ракете установлена активная моноимпульсная радиолокационная ГСН, работающая в диапазоне 10-20 ГГц.
Вероятность поражения цели, даже в
условиях усиленного противодействия со стороны противника, составляет 75%. При
этом малая ЭПР ракеты, малая высота полета, а также комплекс подавления помех
затрудняют задачу перехвата ракеты. Высота полета на маршевом участке
траектории составляет 20-30м, на конечном участке траектории ракета снижается
до высоты 5-
Стартовая масса 715
Вес боевой части
Длина ракеты со стартовым
ускорителем
Диаметр корпуса
Размах крыльев
Дальность стрельбы 15 -
Скорость полета 0.8-0.9М
Высота полета 50-
Установлены на кораблях:
Луху
Заключение
Горькая судьба ждет и противокорабельные ракеты. Россия может лишиться своего
национального оружия.
Пока критическую ситуацию удалось преодолеть. Помог в этом... Пентагон. Американское военное ведомство обратилось к российскому правительству с предложением продать для испытания своих "противомоскитных" систем обороны сто ракет. Россия уже давно торгует этими ракетами. Рано или поздно они попадут в те страны, где не особо жалуют визиты американских кораблей. Им надо себя обезопасить.
Предложенный контракт был заманчив: сто миллионов долларов с рассрочкой в пять лет.
Наши согласились. А что оставалось делать?
"Москит" стал палочкой-выручалочкой для многих предприятий ВПК, где рабочие, инженеры и конструкторы были брошены на произвол судьбы.
Наверное, такое возможно только в России: родители готовы продать одного ребенка, чтобы поднять на ноги другого. Сами конструкторы были за подписание контракта с американцами. Им уже надоело держать в заначках новые идеи, которые уже давно следовало воплотить в реальное оружие.
На очереди противокорабельные ракеты четвертого поколения .И суждено этому поколению начаться с "Яхонта".
В арсенале наших конструкторов есть ракеты и системы управления еще лучше "Яхонта". Например, гиперзвуковая крылатая ракета, способная лететь в два раза быстрее, чем "Яхонт". Но и это не предел...
Крылатые противокорабельные ракеты должны остаться национальным оружием России.
Список использованной литературы