Суицид. Это слово пугает не только родителей и педагогов, но и многих школьных
психологов. Это понятно, мало кто из них получал достаточную подготовку для
работы с этой проблемой нашего времени. Но жизнь складывается так, что знания о
подростковом суициде и его профилактике сегодня должны быть актуализированы.
Частота суицидальных действий среди молодежи в течение последних десятилетий
удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14-24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и
10% девушек совершают суицидальные действия. За каждым таким случаем стоит
личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает
страх смерти. Суицидальное поведение, как правило, сопровождается депрессией.
Спрашивали ли вы себя когда-нибудь, а не страдает ли ваш раздраженный и
несчастный подросток от депрессии? Вполне естественно, если подросток иногда
чувствует себя несчастным. Ну а если к прочим изменениям добавить и гормональный
хаос подросткового возраста, то легко можно понять частую смену настроения.
С целью профилактики суицидального риска, улучшения эмоционального настроя подростков, повышения компетентности учеников в области оказания поддержки и помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной ситуации специалистами психолого-педагогического центра «Гармония» совместно с педагогом - психологом МОУ «СОШ№3» 4 февраля 2010 года была проведена дискуссия с учащимися 8 классов МОУ «СОШ№3» «В жизни самое главное – жизнь сама». В ходе дискуссии обсуждались признаки депрессии, её причины, варианты выхода из депрессий. Ребятам было предложено поучаствовать в акции «Голосуем за жизнь вместе», отдать свой голос за активную, творческую жизнь. Включаясь в акцию, ученики задумывались не только о смыслах жизни, но и о том, как сделать свою жизнь и жизнь окружающих наполненной радостью и другими положительными эмоциями, формирующими психологический иммунитет. Каждый участник акции оставил свой отпечаток ладони, на « Дерево жизни» наклеил листочек, на котором написал смысл своей жизни. Учащимся было предложено посмотреть фотографии из жизни и написать, какие мысли, чувства они вызывают.
Было бы наивно думать, что настанет когда-нибудь "золотой век", когда не будет конфликтов, разочарований, трагедий. Наша задача - научить подростков воспринимать жизненные трудности, не как непреодолимую преграду, а как ступень, преодолев которую, они станут сильнее и мудрее. Депрессию можно победить, если понять ее причины и устранить их, принять то, что невозможно исправить и продолжать жить дальше, вести здоровый образ жизни и стараться находить для себя пусть даже самые маленькие радости.