13.05.2009 Семейное чтение – одна из лучших духовных традиций

Семейное чтение – одна из лучших духовных традиций, прошедших через многие поколения – прекрасное средство для развития высоконравственных отношений в каждой семье.

В МОУ «СОШ №5» создана исследовательская группа, в состав которой вошли учащиеся Васильева Анастасия и Ширманова Анна, учитель литературы Крушинская В.В., социальный педагог Иванова Л.В.. Данная группа провела исследование в некоторых классах по вопросу взаимосвязи между домашним чтением и общением в семье. Анализ анкетирования, социологического опроса привел к выводу, что семья – это не просто группа людей, проживающих вместе, имеющих общий кров и пищу, но и людей, активно общающихся друг с другом, и именно чтение помогает сделать процесс общения членов семьи качественным и приятным.

Они попытались найти ответ на вопрос: «Почему ребенок, несмотря на обилие видеокассет с мультфильмами, просит родителей почитать вслух?» Ведь он еще не осознает полезность чтения вслух для развития эмоциональности и образного мышления, для развития речи и совершенствования родного языка. Да, просто он хочет, чтобы родители были рядом. Родители, а не телевизор! Это рождает чувство уверенности, защищенности, даже если ребенку гораздо больше пяти, и он прекрасно читает самостоятельно. Ведь в этот момент они принадлежат друг другу, а не телевизору. Чтение вслух – это в первую очередь радость от любимой книги, от фразы, от стиля, от возможности поделиться удовольствием от прочитанного, подарить другому свою любовь, свое восхищение. Необходимо подчеркнуть, что чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно.

Между тем, на современном этапе развития общества, в большинстве семей книга перестает быть темой для разговора. Темы разговоров в семьях, где не принято читать вместе, интересоваться чтением или вообще читать, сводятся к бытовым проблемам. И когда все члены семьи дома, то все равно каждый занят своими делами, своими мыслями. И собираются они уже не для того, чтобы побыть вместе, поговорить друг с другом, а у телевизора, чтобы вместе... помолчать. Так начинает разъедать семейные отношения ржавчина отчужденности. Беднеет бытовой разговорный язык. Следовательно, нет общих тем, нет связывающей нити, и дети стремятся уйти из дома.

Исследования МОУ «СОШ №5» были положены в основу работы «Чтение и общение в современной семье. Взаимосвязь проблем». Данную работу они представляли на Республиканской конференции-фестивале творчества обучающихся « EXCELSIOR - 2009 », где заняли 2 место.