Открытый урок по русскому языку. Тема: «Бессоюзное сложное предложение». Учитель: Бояркина О.А.
Цель: - систематизировать и обобщать знания по теме «Бессоюзное сложное предложение; закрепить навыки постановки знаков препинания в БСП; - развить умение определять смысловые отношения между простыми предложениями в составе БСП; - помочь учащимся увидеть красоту родного слова в анализируемом отрывке.
Ход урока. I. Вступительное слово учителя. Как передать радость и боль, тоску и восторг, горе и счастье, раздумье и мимолетный бег мысли? Изучая русский язык, мы много раз убеждались, какие безграничные возможности для выражения мыслей и чувств дает язык. Сегодня мы попробуем увидеть возможности бессоюзных предложений, выявить их роль в художественном тексте. II. Повторение:
- рассмотреть данный текст и выяснить, какова структура предложения; - какие знаки возможны в данных конструкциях; - каковы смысловые отношения между простыми предложениями; - какова основная мысль данного стихотворения Ахматовой А.А.; списать текст, расставить запятые.
Но тикают часы, весна сменяет Одна другую, розовеет небо, Меняются названья городов, И нет уже свидетелей событий, И не с кем плакать, Не с кем вспоминать.
Вывод: - в каких случаях в БСП ставится запятая? - К каким союзным предложениям близки БСП со значением перечисления?
(Обратить внимание на выразительность, лаконичность синтетических единиц) - когда в БСП предложении ставится ; ? III. Изложение – миниатюра
Передать содержание текста одним предложением, соответствующим данной схеме, употребляя глаголы, характеризующие краски осени.
[]:[];[];[];[]
со всех сторон охватывает лес разноцветное бездымное пламя: теплятся ровным восковым светом березки; горят трепетным оранжевым огнем клены; пылают жарко червонея, осины; рассыпаются фиолетово-розовым фейерверком вязы. (Текст записан заранее на доске, затем открываются для проверки). - объяснить орфограммы; - объяснить пунктограммы; - выявить смысловые отношения между простыми предложениями. - Вывод: когда в БСП ставится ; ? IV. Формирование умений и пунктуационных навыков.
1. Продолжить начатые предложения так, чтобы получились БСП: а) с запятой и точкой с запятой. Закат уже начал темнеть, кое-где на небе зажглись первые звезды. Закат уже начал темнеть; кое-где на небе зажглись, одиноко мерцая вдали, первые звезды.) б) с двоеточием: Вглядываюсь вдаль и вижу: в) с тире: Наступит весна – 2. Выяснить смысловые отношения и переконструировать предложения, затем записать. Солнце еще не всходило: было раннее утро. (Причина) Раннее утро – солнце еще не всходило. (Вывод) Надо вставать: светает. (Причина). Солнце вышло из-за горизонта – из оврага потянуло влажным ветерком. (Время – причина). 3. Синтетический разбор предложения. Упадет солнца луч на траву – вспыхнет трава изумрудом и жемчугом. 4. Допишите, образуя БСП: А. Нас охватило чувство страха…(причина) Б. Я давно написал другу письмо…(противоп.) В. Раздался удар грома…(быстрая смена событий).
V. Творческий диктант.
Восстановить текст, записанный на доске, заменив сложные предложения с союзами бессоюзными предложениями. Прекрасны в средней полосе России пушкинские места. Эти места очаровали Пушкина, а он очаровал нас ими в своих стихах. Но в войну само Михайловское было превращено в узел обороны, а в доме Пушкина была огневая позиция фашистских артиллеристов. Колокольня в Святогорском монастыре была взорвана, а могила Пушкина заминирована. Но директор заповедника и люди, работавшие в нем, верели, что все будет так, как было при Пушкине, и не жалели для этого сил, работая от зари дозари. VI. Анализ текста.
Учащимся раздается заранее напечатанный отрывок из рассказа И.С. Тургенева с пропущенными знаками препинания. - Прочитайте данный текст, определите его стиль, тип речи, обоснуйте свой ответ. - Какова, по-вашему, главная мысль данного отрывка, найдите предложения, отражающее ваш ответ. - Какие изобразительно-выразительные средства использует писатель в данном отрывке? Приведите примеры. - Объясните постановку знаков препинания в БСП.
Хороши такие летние туманные дни, хотя охотники их не любят. В такие дни нельзя стрелять: птица, выпорхнув из-под ног, тотчас же исчезнет в беловатой мгле неподвижного тумана. Но как тихо, как невыразимо тихо кругом! Все проснулось, и все молчит. Вы проходите мимо дерева – оно не шелохнется: оно нежится…Над вами, кругом вас – всюду туман. Но вот ветер слегка шевельнется - клочок бледно-голубого неба выступит сквозь редеющий пар; золотисто-желтый луч ворвется вдруг, заструится длинным потоком, ударит по полям, упрется в рощу – и вот опять все заволоклось. (В тексте преобладают БСП, они помогают автору показать красоту зарождающегося дня и гармоничное единство человека и природы). VII. Домашнее задание. Итог урока.
Выписать из рассказов Тургенева шесть бессоюзных сложных предложений, объяснить знаки препинания в них, составить схемы. |