ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ

 

"Фотоохота с Николаем Рубцовым"

(ПО ЦИКЛУ СТИХОТВОРЕНИЙ «ДИВО ДИВНОЕ»)

                                                                                                 УЧИТЕЛЬ: КРУШИНСКАЯ В.В.

Цели:

Задачи:

Оборудование урока:

 

 


 

Бардасов Алексей

Все животные – друзья,

И без них нам жить нельзя.

Добрые, не страшные,

Ведь они - домашние.

      Я люблю собак и кошек,

       Но ко мне из дальних стран

       Вдруг залез с утра в окошко

        Замечательный варан.

Я его стал приучать-

Только он хотел гулять!

И хоть я его любил,

А на волю отпустил.

 

Годунова И., Елизарова А.

Много в мире животных любимых,

Забавных, смешных и игривых.

Каждый кот и пес нам нужен.

И мы с ними очень дружим.

 

Фарафонова К.

У меня есть кот Василий,

Полосатый, очень сильный.

Играть всегда он наготове,

А еще мышей он ловит.

Тили- тили – тили – тесто,

Есть у Васьки и невеста,

Как приду из школы днем,

Они мурлыкают вдвоем.

Белов А.

Люди их боятся,

Сладить не умеют.

Почему боятся?

Потому что змеи!

Может, их сумеем

Полюбить когда-то.

Ведь, что  они – змеи,

Они не виноваты.

 

Египтяне завели

Огромного слона.

Он – три метра роста,

Стоит, как скала!

Хоботом играет

И огромный с виду.

Животные другие

Все ему завидуют.

 

Дергачева О., Романова М.

В доме есть у нас котята,

Вот забавные ребята.

Любят кушать и играть,

И резвиться, и гулять.

А еще котята наши

Очень любят рыбу с кашей!

 

 

Лазарева И.

Пес.

Все команды понимает,

 Дом он строго охраняет.

Он чужих не пустит в дом,

А в хозяина влюблен.

 

Кичкина М.

Всех зверей у нас полно,

Но люблю я одного,

Доброго, усатого

Ваську полосатого.

Он и ласковый, и нежный,

И послушный, и прилежный.

Рыбу любит он ужасно!

Непонятно лишь одно:

Почему же не пускают

Ни в кладовку, ни в кино?

 

Лапшин А.

У меня есть дома рыбки,

У них в домике – улитки.

И кормить мне их не лень

Даже несколько раз в день.

 

Степанова О., Яковенко А.

Братья наши меньшие,

Забавные, смешные.

Братья наши меньшие,

Не злые, озорные.


 

 

              Урок начинается маленьким вступитель­ным словом.

- Сегодня на уроке мы побываем сразу на двух выставках «Братья наши меньшие», толь­ко одна из них — обычная, составленная из настоящих фотографий, а другая — литера­турная, созданная с помощью поэтического слова. Для восприятия первой достаточно только зрения, а вторая требует еще и фанта­зии, и умения почувствовать слово. Поэтому начнем мы с того, что проще, — с выставки фотографий.

Нравятся ли вам эти «портреты» живот­ных и птиц? Какие из них нравятся больше и почему? Как вы думаете, легко ли их было сде­лать?

Фотографов, которые занимаются такой съемкой, называют фотоохотниками. Только вместо обычного ружья у них фоторужье — фотоаппарат с длиннофокусным объективом, который позволяет снимать птиц и животных, не приближаясь к ним.

Как выдумаете, чем отличается фотоохот­ник от обычного охотника? (Обычный охотник ставит целью убить животное, а фотоохотник — запечатлеть его красоту, неповторимость и по­казать другим.)

Какими качествами должен обладать фо­тоохотник?

Он должен, прежде всего, любить приро­ду и хорошо знать ее: повадки животных и птиц, особенности их образа жизни и т.п. Фо­тоохотнику необходимы зоркость, наблюда­тельность, терпение, так как иногда нужно подолгу дожидаться нужного момента, чтобы получился хороший, выразительный снимок.

А что важно для фотоохотника в процессе съемки?

Важно поймать живой характерный мо­мент из жизни животного или птицы, удачно вписать их в пейзаж или окружающую обста­новку, с помощью света и тени выделить ка­кие-то выразительные детали их облика, пове­дения, состояния, настроения, чтобы снимок как можно больше рассказал нам о «меньшем нашем брате», о его характере и жизни.

У фотографа всего несколько мгновений, и потому здесь важны быстрота реакции и умение оценить ситуацию.

Хотели бы вы побывать в роли такого фо­тоохотника?

В реальной жизни это не так-то просто: ну­жны специальная фототехника, опыт фотогра­фирования и т.п. Но у нас с вами есть замеча­тельное, почти волшебное средство — слово, которое может заменить все на свете: и живо­пись, и музыку, и фотографию, и даже кино. С его помощью можно услышать музыку дож­дя и шум ветра, увидеть разноцветные перыш­ки лесной пташки и заглянуть в кроткие глаза коровы, почувствовать мягкую шерстку щенка и запах опавшей листвы, узнать, как живут на­секомые и звери.

 

У поэта, мастера слова, нет необходимо­сти спешить: для него главное — выбрать са­мые точные слова, чтобы нарисовать ими за­помнившуюся картинку, вызвать у читателя определенные настроение и отношение, за­ставить его о чем-то задуматься. Его «фото­ружье» — это прежде всего зоркий взгляд, память, фантазия и меткое слово. Поэтому стихотворение редко появляется сразу, оно рождается дольше, хотя в конечном итоге мо­жет очень напоминать моментальные снимки фотографа. Такие мастера слова умеют соз­давать небольшие выразительные стихотво­рения, похожие на моментальные снимки. Один из них — Николай Рубцов. У него сегод­ня и будем учиться словесной фотоохоте.

Вот теперь мы и отправимся на вторую нашу выставку — литературную, где вместо фотографий небольшие стихотворения поэ­та Николая Рубцова. Сначала попробуем сло­жить общее впечатление о ней и ее авторе, а потом пристально вчитаемся-вглядимся в ка­ждое стихотворение-«фотографию». Для это­го прочитаем все стихи.

Чтение сразу всех избранных стихотворе­ний поможет создать у детей целостное впе­чатление о творческом методе поэта — его умении выхватить из жизни живой природы какой-то очень яркий и живой момент, под­черкнуть в нем одну-две выразительные дета­ли и через них прямо или косвенно выразить свое отношение к описываемому.

Стихи выразительно читают заранее под­готовленные ученики.

После того как все стихотворения прозву­чали, спросим ребят:

Понравились ли вам стихотворения? Чем? Какие из них понравились особенно?

Каким вам представился автор этих про­изведений?

- Ну вот мы и сложили об­щее впечатление о литератур­ной «фотовыставке» Николая Рубцова. Теперь вчитаемся в каждое стихотворение. По­пробуем понять, как удается поэту создавать такие вырази­тельные стихотворения, похо­жие на остановленные мгнове­ния жизни, будто автор вовремя успел нажать на спусковую кнопку фотоаппарата. Звучит стихотворение «Ворона»:

 

Вот ворона сидит на заборе.

Все амбары давно на запоре.

Все обозы прошли, все подводы,

 Наступила пора непогоды.

Суетится она на заборе.

 Горе ей. Настоящее горе!

Ведь ни зернышка нет у вороны

И от холода нет обороны...

 

Что же выхватил из привычной зимней картинки взгляд поэта-художника? (Пустую заснеженную деревенскую улицу и унылый серый забор, на котором переступает с лапы на лапу замерзшая голодная ворона.)

Что помогает нам почувствовать сиротли­вость и бесприютность вороны?

Забор, бесконечно тянущийся вдоль амбара, на котором висит громадный чер­ный замок. Трижды повторяющееся в стро­фе слово «все» («все амбары», «все обозы», «все подводы»), соотнесенное с одинокой вороной, усиливает ощущение пустоты и одиночества. Упоминание о «поре непогоды» помогает почувствовать трудности хо­лодной и голодной зимы. Так и видится низкое сумрачное небо, сухая колючая поземка от пронизывающего ветра и одинокая маленькая ворона на дощатом заборе...

Как поэт показывает нам голод птицы, помогает почув­ствовать, как ей холодно?

Он говорит всего одну фразу: «Ведь ни зернышка нет у вороны!..», где усилен­ное отрицание «ни зернышка нет» исчерпывающе рисует состояние одинокой птицы — и добавляет: «И от холода нет обороны...».

С чем связывается, о чем напоминает сло­во «оборона»? (О битве, сражении, в данном случае, естественно, имеется в виду сражение птицы с зимой за свою хрупкую жизнь.)

Как поэт относится к птице? Почему вы так решили?

Поэт жалеет ее, сочувствует ей. Об этом свидетельствует весь тон описания, а более всего — восклицание, которое мы слышим из уст автора, когда он наблюдает за вороной: «Горе ей. Настоящее горе!» И мы чувствуем его бесконечную любовь и сопереживание всему живому.

Перечитаем следующее стихотворение — «Воробей».

 

 


 

Чуть живой. Не чирикает даже.

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей,

з-под крыши бросается к ней!

И дрожит он над зернышком бедным,

И летит к чердаку своему.

А гляди, не становится вредным

Оттого, что так трудно ему...

 

Чем это стихотворение близко предыду­щему?

Оно тоже повествует о бедствующей в хо­лодное время года птице.

Какая картина теперь остановила внима­ние поэта?

Полузамерзший воробей сидит под кры­шей в ожидании какой-нибудь проезжающей «подводы с поклажей» в надежде, что с нее упадет что-то съестное, и, увидев ее, пулей «бросается к ней».

Опишите замерзающего воробья. Вспом­ните, какими делаются эти птицы в морозные дни.

Дети припоминают, что в особенно холод­ные дни воробьи становятся похожими на пу­шистые шарики: они нахохливаются, спасаясь от холода, распушают свои перышки и подол­гу сидят неподвижно на ветках деревьев,

Где мы видели героя стихотворения?

Он забился под крышу, наверно, там хоть чуточку теплее.

Какая деталь в стихотворении позволяет нам увидеть замерзающую птичку? («Чуть жи­вой. Не чирикает даже».)

Однако это только видимость. Почему мы можем так сказать?

Потому что воробей, «Как заметит подво­ду с поклажей, «Из-под крыши бросается к ней!». Слово «бросается» подчеркивает его стремительность, вызванную голодом.

Велика ли добыча воробья?

Нет, так как автор называет ее «зерныш­ком бедным» и воробей «дрожит» над ним: ведь больше ничегошеньки нет!

Чем воробей нравится поэту?

Своей стойкостью, терпением и тем, что он «не становится вредным». Оттого, что так трудно ему...».

Разделяете ли вы восхищение автора?

Да, мы будто вместе с ним наблюдаем эту картину, и это он нам, читателям, говорит: «Гляди...», чтобы и мы удивились мужеству ма­ленькой птички и научились у нее умению пе­реносить трудности.

Остановимся и перед другим стихотворением-«фотографией» — «Ласточка».

 

Ласточка носится с криком.

Выпал птенец из гнезда.

 Дети окрестные мигом

Все прибежали сюда.

Взял я осколок металла,

Вырыл могилку птенцу,

Ласточка рядом летала,

Словно не веря концу.

Долго носилась, рыдая,

Под мезонином своим...

 Ласточка! Что ж ты, родная,

Плохо смотрела за ним?

 

Попробуем представить себе, как могло возникнуть это стихотворение. Что в данном случае задержало внимание поэта?

Птенчик выпал из гнезда, и ласточка опла­кивает его гибель, а «окрестные» дети наблю­дают за этой сценой.

Попытайтесь описать эту уличную сценку. Какими вы видите детей, ласточку, мертвого птенца?

 

Дети в растерянности сби­лись в кружок вокруг погибше­го желторотого птенца, лапки которого уже скрючились и за­коченели, и не решаются подой­ти к нему, а над ними, чуть не задевая их крыльями, чертит и чертит бесконечные круги пла­чущая ласточка.

Как описывает поэт горе птички?

Она «носится с криком», не верит «концу», когда автор зака­пывает крохотную птичку в зе­млю, и потом еще долго кружится, «рыдая, / Под мезонином своим».

Какое чувство ласточка вызывает у поэ­та? Чем вы можете это доказать?

Поэт жалеет ее: ведь он не прошел рав­нодушно мимо, а похоронил птенца. Кроме того, он называет птицу «родная» — словом, которым обычно называют близких людей. И слегка упрекает ее (тоже, как человека): «Ласточка! Что ж ты, родная, / Плохо смотре­ла за ним?» И от этого легкого упрека старше­го младшему нам становится еще жальче ее, так как мы будто принимаем на себя, как стар­шие братья, часть вины за случившееся.

Все эти стихотворения на нашей литератур­ной «фотовыставке» были посвящены птицам, а теперь мы обратимся к стихам о животных.

 

МЕДВЕДЬ

В медведя выстрелил лесник.

Могучий зверь к сосне приник.

 Застряла дробь в лохматом теле.                                                                               

 Глаза медведя слез полны:

За что его убить хотели?

Медведь не чувствовал вины!

Домой отправился медведь,

Чтоб горько дома пореветь...

 

Как выдумаете, что больше всего порази­ло Николая Рубцова в увиденной сцене?

            Полные слез глаза медведя, которые ка­жутся несовместимыми с фигурой лесного ве­ликана.

А вы видели когда-нибудь, как плачут жи­вотные? Какое чувство это вызывает?

Что переживает раненый медведь?

Прежде всего недоумение: «За что его убить хотели? / Медведь не чувствовал вины!» Ему больно и обидно.

Опишите, каким вы видите этого зверя.

Он «могучий», большой, с густой лохматой шерстью, его глубоко посаженные глаза пол­ны слез. Он обхватил лапой золотистый ствол сосны и ревет от боли. Все наше внимание сконцентрировано на его обиженной и страда­ющей морде (а хочется сказать — лице...).

Вам жаль медведя? (Конечно!) А автору? (Безусловно, иначе и мы бы не сочувствовали ему так живо.)

Какое чувство остается после прочтения стихотворения?

Чувство досады: лесник причинил боль и страдание могучему зверю. И сочувствие медведю, окрашенное в то же время мягким юмором поэта: «Домой отправился медведь, / Чтоб горько дома пореветь...». Этот юмор смягчает драматизм ситуации и не дает нам загрустить окончательно. Все-таки медведь не убит, а отправился домой.

Юмор — свойство многих стихотворений Николая Рубцова. Перечитаем еще одно — «Про зайца».

 

Заяц в лес бежал по лугу,

 Я из лесу шел домой, -

Бедный заяц с перепугу

Так и сел передо мной!

Так и обмер, бестолковый,

Но, конечно, в тот же миг

Поскакал в лесок сосновый,

Слыша мой веселый крик.

И еще, наверно, долго

С вечной дрожью в тишине

 Думал где-нибудь под елкой

О себе и обо мне.

Думал, горестно вздыхая,

Что друзей-то у него

После дедушки Мазая

Не осталось никого.

Почему это стихотворение вызывает улыб­ку? Прочитайте самые веселые его строчки.

Заяц, хорошо известный всем как трусиш­ка, испугался доброго человека — автора, ко­торый и не думал его обижать, а просто решил подшутить и крикнул, чтобы увидеть, с какой скоростью улепетывает длинноухий от мни­мой опасности. Вечный страх и осторожность помешали лесному зверьку распознать в чело­веке друга, а не врага. И поэтому он

           ...наверно, долго

 С вечной дрожью в тишине

Думал где-нибудь под елкой

О себе и обо мне.

Думал, горестно вздыхая,

Что друзей-то у него

После дедушки Мазая

Не осталось никого.

 

А помните, кто такой дедушка Мазай и по­чему его вспоминает заяц?

В известном стихотворении Н.А.Некрасо­ва «Дед Мазай и зайцы» дед Мазай спасал в половодье зайцев, собирая их с островков в свою лодку. В стихотворении Рубцова два ге­роя — заяц и автор, они обозначены уже в пер­вых строчках и сразу же воспринимаются как равноправные участники событий:

 

Заяц в лес бежал по лугу,

Я из леса шел домой...

 

Но равноправны они только для автора, для которого и лес, и луг — его угодья, а зве­ри, живущие там, — его меньшие братья. Для зайца же человек представляет опасность (и не без оснований!) и поэтому не вызывает у него доверия.

Как он реагирует на неожиданную встречу с человеком?

Бедный заяц с перепугу

Так и сел передо мной!

 Так и обмер, бестолковый...

 

Опишите эту картину.

 Каким вам видится пейзаж? Как в него вписан зверек? Есть ли в картине автор?

Ребятам представляется опушка леса, ярко освещенная косыми лучами вечернего солнца. На опушке молодые елочки и высо­кая трава, в которой белеют веселые ромаш­ки, покачивают головками колокольчики и ва­сильки. Там, где только что проскакал заяц, трава слегка расступилась, оставив едва за­метный след. Заяц уже выскочил на тропку и вдруг увидел человека. От неожиданности он присел на задние лапы. Чуткие уши его непроизвольно прижались к серой спинке, глаза испуганно округлились. Но это только мгновение, которое, однако, успел зафикси­ровать своим зорким взглядом-«фоторужьем» поэт.

А мы попробуем запечатлеть и его само­го. Каким вам видится автор в этот момент?

На нем телогрейка, сапоги, в руках лукош­ко с грибами. Солнце освещает простое рус­ское доброе лицо, он весело смеется, глядя вслед убегающему зайцу. Ему смешно, что за­яц мог испугаться его — человека, который так любит все живое. (Здесь уместно показать де­тям портрет Рубцова.) И потому он посмеивает­ся над зверьком, называя его «бестолковым» и описывая его «горестные» думы о собственном одиночестве.

С такой же доброй улыбкой описывает он и козу.

КОЗА

Побежала коза в огород.

Ей навстречу попался

народ.

 - Как не стыдно тебе,

егоза?

И коза опустила глаза.

А когда разошелся народ,

Побежала опять в огород.

 

Какой характер у козы? (Непо­седливый, проказливый, неслучай­но народ называет ее «егозой».)

Какая деталь в стихотворе­нии помогает нам почувствовать, что коза своенравная, как гово­рится, себе на уме? Обратите вни­мание на то, как она слушает уп­реки людей.

«Коза опустила глаза». Но ког­да все разошлись, она принялась за старое: «Побежала опять в огород».

Какой именно момент привлек внимание поэта в этом случае? (Момент, когда люди «воспитывают» козу.) Опишите, как вы это ви­дите.

Белая лохматая коза стоит, опустив го­лову и помахивая коротким задорным хво­стиком, во рту у нее недоеденный капустный лист, который она продолжает тихонько же­вать. Женщина, мужчина и мальчик обступили проказницу, мужчина грозит пальцем, женщи­на покачивает головой, подперев щеку рукой, а мальчик весело смеется и держит за спиной большую морковку, которой, наверно, собира­ется угостить свою любимицу. А чуть в сторон­ке поэт: он, улыбаясь, наблюдает за происхо­дящим и что-то пишет в записной книжке.

И завершает нашу литературную «фотовы­ставку» стихотворение «Жеребенок». Прочи­таем его.

 

Он увидал меня и замер,

Смешной и добрый, как божок.

Я повалил его на травку,                                                                                

На чистый солнечный лужок!

И долго, долго, как попало,

На животе, на голове,

С восторгом, хохотом и ржаньем

Мы кувыркались по траве.

 

Какое настроение создает стихотворе­ние? Каким предстает перед нами автор в этом произведении? Чем его роль в нем не­множко отличается от других?

Здесь поэт уже не просто наблюдает за происходящим со стороны, он вступает с ним в веселую игру.

Почему ему захотелось это сделать?

Жеребенок «смешной и добрый», он «за­мер», увидев нового человека, но в отличие от зайца не пустился наутек, а охотно подчинил­ся его вызову:

И долго, долго, как попало, На животе, на голове, С восторгом, хохотом и ржаньем Мы кувыркались по траве.

Какие строчки особенно помогают почув­ствовать «братство» человека и животного?

Они «с восторгом, хохотом и ржаньем» ку­выркаются на траве. Заметьте, в одном ряду стоят слова, обозначающие эмоции человека и жеребенка (хохот и ржанье), а слово «вос­торг» отнесено к обоим героям.

Давайте теперь и мы «сфотографируем» поэта в этот момент. Опишите снимок.

На «чистом солнечном» зеленом лужке гнедой тонконогий жеребенок и человек в тол­стом сером свитере. Они похожи на двух де­тей, затеявших шутливую потасовку. Грива жеребенка разметалась по травке, с ней пе­репутались взлохмаченные волосы человека. Его руки обхватили шею животного, морда ко­торого задрана к небу и кажется, что он весе­ло ржет, радуясь игре и молодой силе, а чело­век так просто заливается смехом. Солнышко играет на блестящей спине жеребенка, бле­стит в каплях пота на висках мужчины. Смот­ришь на такое безудержное веселье — и само­му хочется оказаться в этой куче-мале.

Ну вот мы и прошли по маленькой литера­турной «фотовыставке».

Остались ли у вас в памяти ее стихотворения-«фотографии»? Какие из них запомнились больше всего и почему? Поняли ли вы, в чем секрет литературной «фотоохоты»? (Ответы на эти вопросы обобщают итоги аналитической и творческой деятельности учащихся на уроке.)

 

назад