ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ
(ПО ЦИКЛУ СТИХОТВОРЕНИЙ «ДИВО ДИВНОЕ») УЧИТЕЛЬ: КРУШИНСКАЯ В.В. Цели: Задачи: Оборудование урока:
Бардасов Алексей Все животные – друзья, И без них нам жить нельзя. Добрые, не страшные, Ведь они - домашние. Я люблю собак и кошек, Но ко мне из дальних стран Вдруг залез с утра в окошко Замечательный варан. Я его стал приучать- Только он хотел гулять! И хоть я его любил, А на волю отпустил.
Годунова И., Елизарова А. Много в мире животных любимых, Забавных, смешных и игривых. Каждый кот и пес нам нужен. И мы с ними очень дружим.
Фарафонова К. У меня есть кот Василий, Полосатый, очень сильный. Играть всегда он наготове, А еще мышей он ловит. Тили- тили – тили – тесто, Есть у Васьки и невеста, Как приду из школы днем, Они мурлыкают вдвоем. Белов А. Люди их боятся, Сладить не умеют. Почему боятся? Потому что змеи! Может, их сумеем Полюбить когда-то. Ведь, что они – змеи, Они не виноваты.
Египтяне завели Огромного слона. Он – три метра роста, Стоит, как скала! Хоботом играет И огромный с виду. Животные другие Все ему завидуют.
Дергачева О., Романова М. В доме есть у нас котята, Вот забавные ребята. Любят кушать и играть, И резвиться, и гулять. А еще котята наши Очень любят рыбу с кашей!
Лазарева И. Пес. Все команды понимает, Дом он строго охраняет. Он чужих не пустит в дом, А в хозяина влюблен.
Кичкина М. Всех зверей у нас полно, Но люблю я одного, Доброго, усатого Ваську полосатого. Он и ласковый, и нежный, И послушный, и прилежный. Рыбу любит он ужасно! Непонятно лишь одно: Почему же не пускают Ни в кладовку, ни в кино?
Лапшин А. У меня есть дома рыбки, У них в домике – улитки. И кормить мне их не лень Даже несколько раз в день.
Степанова О., Яковенко А. Братья наши меньшие, Забавные, смешные. Братья наши меньшие, Не злые, озорные.
Урок начинается маленьким вступительным словом. - Сегодня на уроке мы побываем сразу на двух выставках «Братья наши меньшие», только одна из них — обычная, составленная из настоящих фотографий, а другая — литературная, созданная с помощью поэтического слова. Для восприятия первой достаточно только зрения, а вторая требует еще и фантазии, и умения почувствовать слово. Поэтому начнем мы с того, что проще, — с выставки фотографий. Нравятся ли вам эти «портреты» животных и птиц? Какие из них нравятся больше и почему? Как вы думаете, легко ли их было сделать? Фотографов, которые занимаются такой съемкой, называют фотоохотниками. Только вместо обычного ружья у них фоторужье — фотоаппарат с длиннофокусным объективом, который позволяет снимать птиц и животных, не приближаясь к ним. Как выдумаете, чем отличается фотоохотник от обычного охотника? (Обычный охотник ставит целью убить животное, а фотоохотник — запечатлеть его красоту, неповторимость и показать другим.) Какими качествами должен обладать фотоохотник? Он должен, прежде всего, любить природу и хорошо знать ее: повадки животных и птиц, особенности их образа жизни и т.п. Фотоохотнику необходимы зоркость, наблюдательность, терпение, так как иногда нужно подолгу дожидаться нужного момента, чтобы получился хороший, выразительный снимок. А что важно для фотоохотника в процессе съемки? Важно поймать живой характерный момент из жизни животного или птицы, удачно вписать их в пейзаж или окружающую обстановку, с помощью света и тени выделить какие-то выразительные детали их облика, поведения, состояния, настроения, чтобы снимок как можно больше рассказал нам о «меньшем нашем брате», о его характере и жизни. У фотографа всего несколько мгновений, и потому здесь важны быстрота реакции и умение оценить ситуацию. Хотели бы вы побывать в роли такого фотоохотника? В реальной жизни это не так-то просто: нужны специальная фототехника, опыт фотографирования и т.п. Но у нас с вами есть замечательное, почти волшебное средство — слово, которое может заменить все на свете: и живопись, и музыку, и фотографию, и даже кино. С его помощью можно услышать музыку дождя и шум ветра, увидеть разноцветные перышки лесной пташки и заглянуть в кроткие глаза коровы, почувствовать мягкую шерстку щенка и запах опавшей листвы, узнать, как живут насекомые и звери.
У поэта, мастера слова, нет необходимости спешить: для него главное — выбрать самые точные слова, чтобы нарисовать ими запомнившуюся картинку, вызвать у читателя определенные настроение и отношение, заставить его о чем-то задуматься. Его «фоторужье» — это прежде всего зоркий взгляд, память, фантазия и меткое слово. Поэтому стихотворение редко появляется сразу, оно рождается дольше, хотя в конечном итоге может очень напоминать моментальные снимки фотографа. Такие мастера слова умеют создавать небольшие выразительные стихотворения, похожие на моментальные снимки. Один из них — Николай Рубцов. У него сегодня и будем учиться словесной фотоохоте. Вот теперь мы и отправимся на вторую нашу выставку — литературную, где вместо фотографий небольшие стихотворения поэта Николая Рубцова. Сначала попробуем сложить общее впечатление о ней и ее авторе, а потом пристально вчитаемся-вглядимся в каждое стихотворение-«фотографию». Для этого прочитаем все стихи. Чтение сразу всех избранных стихотворений поможет создать у детей целостное впечатление о творческом методе поэта — его умении выхватить из жизни живой природы какой-то очень яркий и живой момент, подчеркнуть в нем одну-две выразительные детали и через них прямо или косвенно выразить свое отношение к описываемому. Стихи выразительно читают заранее подготовленные ученики. После того как все стихотворения прозвучали, спросим ребят: Понравились ли вам стихотворения? Чем? Какие из них понравились особенно? Каким вам представился автор этих произведений? - Ну вот мы и сложили общее впечатление о литературной «фотовыставке» Николая Рубцова. Теперь вчитаемся в каждое стихотворение. Попробуем понять, как удается поэту создавать такие выразительные стихотворения, похожие на остановленные мгновения жизни, будто автор вовремя успел нажать на спусковую кнопку фотоаппарата. Звучит стихотворение «Ворона»:
Вот ворона сидит на заборе. Все амбары давно на запоре. Все обозы прошли, все подводы, Наступила пора непогоды. Суетится она на заборе. Горе ей. Настоящее горе! Ведь ни зернышка нет у вороны И от холода нет обороны...
Что же выхватил из привычной зимней картинки взгляд поэта-художника? (Пустую заснеженную деревенскую улицу и унылый серый забор, на котором переступает с лапы на лапу замерзшая голодная ворона.) Что помогает нам почувствовать сиротливость и бесприютность вороны? Забор, бесконечно тянущийся вдоль амбара, на котором висит громадный черный замок. Трижды повторяющееся в строфе слово «все» («все амбары», «все обозы», «все подводы»), соотнесенное с одинокой вороной, усиливает ощущение пустоты и одиночества. Упоминание о «поре непогоды» помогает почувствовать трудности холодной и голодной зимы. Так и видится низкое сумрачное небо, сухая колючая поземка от пронизывающего ветра и одинокая маленькая ворона на дощатом заборе... Как поэт показывает нам голод птицы, помогает почувствовать, как ей холодно? Он говорит всего одну фразу: «Ведь ни зернышка нет у вороны!..», где усиленное отрицание «ни зернышка нет» исчерпывающе рисует состояние одинокой птицы — и добавляет: «И от холода нет обороны...». С чем связывается, о чем напоминает слово «оборона»? (О битве, сражении, в данном случае, естественно, имеется в виду сражение птицы с зимой за свою хрупкую жизнь.) Как поэт относится к птице? Почему вы так решили? Поэт жалеет ее, сочувствует ей. Об этом свидетельствует весь тон описания, а более всего — восклицание, которое мы слышим из уст автора, когда он наблюдает за вороной: «Горе ей. Настоящее горе!» И мы чувствуем его бесконечную любовь и сопереживание всему живому. Перечитаем следующее стихотворение — «Воробей».
Чуть живой. Не чирикает даже. Замерзает совсем воробей. Как заметит подводу с поклажей, з-под крыши бросается к ней! И дрожит он над зернышком бедным, И летит к чердаку своему. А гляди, не становится вредным Оттого, что так трудно ему...
Чем это стихотворение близко предыдущему? Оно тоже повествует о бедствующей в холодное время года птице. Какая картина теперь остановила внимание поэта? Полузамерзший воробей сидит под крышей в ожидании какой-нибудь проезжающей «подводы с поклажей» в надежде, что с нее упадет что-то съестное, и, увидев ее, пулей «бросается к ней». Опишите замерзающего воробья. Вспомните, какими делаются эти птицы в морозные дни. Дети припоминают, что в особенно холодные дни воробьи становятся похожими на пушистые шарики: они нахохливаются, спасаясь от холода, распушают свои перышки и подолгу сидят неподвижно на ветках деревьев, Где мы видели героя стихотворения? Он забился под крышу, наверно, там хоть чуточку теплее. Какая деталь в стихотворении позволяет нам увидеть замерзающую птичку? («Чуть живой. Не чирикает даже».) Однако это только видимость. Почему мы можем так сказать? Потому что воробей, «Как заметит подводу с поклажей, «Из-под крыши бросается к ней!». Слово «бросается» подчеркивает его стремительность, вызванную голодом. Велика ли добыча воробья? Нет, так как автор называет ее «зернышком бедным» и воробей «дрожит» над ним: ведь больше ничегошеньки нет! Чем воробей нравится поэту? Своей стойкостью, терпением и тем, что он «не становится вредным». Оттого, что так трудно ему...». Разделяете ли вы восхищение автора? Да, мы будто вместе с ним наблюдаем эту картину, и это он нам, читателям, говорит: «Гляди...», чтобы и мы удивились мужеству маленькой птички и научились у нее умению переносить трудности. Остановимся и перед другим стихотворением-«фотографией» — «Ласточка».
Ласточка носится с криком. Выпал птенец из гнезда. Дети окрестные мигом Все прибежали сюда. Взял я осколок металла, Вырыл могилку птенцу, Ласточка рядом летала, Словно не веря концу. Долго носилась, рыдая, Под мезонином своим... Ласточка! Что ж ты, родная, Плохо смотрела за ним?
Попробуем представить себе, как могло возникнуть это стихотворение. Что в данном случае задержало внимание поэта? Птенчик выпал из гнезда, и ласточка оплакивает его гибель, а «окрестные» дети наблюдают за этой сценой. Попытайтесь описать эту уличную сценку. Какими вы видите детей, ласточку, мертвого птенца?
Дети в растерянности сбились в кружок вокруг погибшего желторотого птенца, лапки которого уже скрючились и закоченели, и не решаются подойти к нему, а над ними, чуть не задевая их крыльями, чертит и чертит бесконечные круги плачущая ласточка. Как описывает поэт горе птички? Она «носится с криком», не верит «концу», когда автор закапывает крохотную птичку в землю, и потом еще долго кружится, «рыдая, / Под мезонином своим». Какое чувство ласточка вызывает у поэта? Чем вы можете это доказать? Поэт жалеет ее: ведь он не прошел равнодушно мимо, а похоронил птенца. Кроме того, он называет птицу «родная» — словом, которым обычно называют близких людей. И слегка упрекает ее (тоже, как человека): «Ласточка! Что ж ты, родная, / Плохо смотрела за ним?» И от этого легкого упрека старшего младшему нам становится еще жальче ее, так как мы будто принимаем на себя, как старшие братья, часть вины за случившееся. Все эти стихотворения на нашей литературной «фотовыставке» были посвящены птицам, а теперь мы обратимся к стихам о животных.
МЕДВЕДЬ
Могучий зверь к сосне приник. Застряла дробь в лохматом теле. Глаза медведя слез полны: За что его убить хотели? Медведь не чувствовал вины! Домой отправился медведь, Чтоб горько дома пореветь...
Как выдумаете, что больше всего поразило Николая Рубцова в увиденной сцене? Полные слез глаза медведя, которые кажутся несовместимыми с фигурой лесного великана. А вы видели когда-нибудь, как плачут животные? Какое чувство это вызывает? Что переживает раненый медведь? Прежде всего недоумение: «За что его убить хотели? / Медведь не чувствовал вины!» Ему больно и обидно. Опишите, каким вы видите этого зверя. Он «могучий», большой, с густой лохматой шерстью, его глубоко посаженные глаза полны слез. Он обхватил лапой золотистый ствол сосны и ревет от боли. Все наше внимание сконцентрировано на его обиженной и страдающей морде (а хочется сказать — лице...). Вам жаль медведя? (Конечно!) А автору? (Безусловно, иначе и мы бы не сочувствовали ему так живо.) Какое чувство остается после прочтения стихотворения? Чувство досады: лесник причинил боль и страдание могучему зверю. И сочувствие медведю, окрашенное в то же время мягким юмором поэта: «Домой отправился медведь, / Чтоб горько дома пореветь...». Этот юмор смягчает драматизм ситуации и не дает нам загрустить окончательно. Все-таки медведь не убит, а отправился домой. Юмор — свойство многих стихотворений Николая Рубцова. Перечитаем еще одно — «Про зайца».
Заяц в лес бежал по лугу, Я из лесу шел домой, - Бедный заяц с перепугу Так и сел передо мной! Так и обмер, бестолковый, Но, конечно, в тот же миг Поскакал в лесок сосновый, Слыша мой веселый крик. И еще, наверно, долго С вечной дрожью в тишине Думал где-нибудь под елкой О себе и обо мне. Думал, горестно вздыхая, Что друзей-то у него После дедушки Мазая Не осталось никого. Почему это стихотворение вызывает улыбку? Прочитайте самые веселые его строчки. Заяц, хорошо известный всем как трусишка, испугался доброго человека — автора, который и не думал его обижать, а просто решил подшутить и крикнул, чтобы увидеть, с какой скоростью улепетывает длинноухий от мнимой опасности. Вечный страх и осторожность помешали лесному зверьку распознать в человеке друга, а не врага. И поэтому он ...наверно, долго С вечной дрожью в тишине Думал где-нибудь под елкой О себе и обо мне. Думал, горестно вздыхая, Что друзей-то у него После дедушки Мазая Не осталось никого.
А помните, кто такой дедушка Мазай и почему его вспоминает заяц? В известном стихотворении Н.А.Некрасова «Дед Мазай и зайцы» дед Мазай спасал в половодье зайцев, собирая их с островков в свою лодку. В стихотворении Рубцова два героя — заяц и автор, они обозначены уже в первых строчках и сразу же воспринимаются как равноправные участники событий:
Заяц в лес бежал по лугу, Я из леса шел домой...
Но равноправны они только для автора, для которого и лес, и луг — его угодья, а звери, живущие там, — его меньшие братья. Для зайца же человек представляет опасность (и не без оснований!) и поэтому не вызывает у него доверия. Как он реагирует на неожиданную встречу с человеком? Бедный заяц с перепугу Так и сел передо мной! Так и обмер, бестолковый...
Опишите эту картину. Каким вам видится пейзаж? Как в него вписан зверек? Есть ли в картине автор? Ребятам представляется опушка леса, ярко освещенная косыми лучами вечернего солнца. На опушке молодые елочки и высокая трава, в которой белеют веселые ромашки, покачивают головками колокольчики и васильки. Там, где только что проскакал заяц, трава слегка расступилась, оставив едва заметный след. Заяц уже выскочил на тропку и вдруг увидел человека. От неожиданности он присел на задние лапы. Чуткие уши его непроизвольно прижались к серой спинке, глаза испуганно округлились. Но это только мгновение, которое, однако, успел зафиксировать своим зорким взглядом-«фоторужьем» поэт. А мы попробуем запечатлеть и его самого. Каким вам видится автор в этот момент? На нем телогрейка, сапоги, в руках лукошко с грибами. Солнце освещает простое русское доброе лицо, он весело смеется, глядя вслед убегающему зайцу. Ему смешно, что заяц мог испугаться его — человека, который так любит все живое. (Здесь уместно показать детям портрет Рубцова.) И потому он посмеивается над зверьком, называя его «бестолковым» и описывая его «горестные» думы о собственном одиночестве. С такой же доброй улыбкой описывает он и козу. КОЗА Побежала коза в огород. Ей навстречу попался народ. - Как не стыдно тебе, егоза? И коза опустила глаза. А когда разошелся народ, Побежала опять в огород.
Какой характер у козы? (Непоседливый, проказливый, неслучайно народ называет ее «егозой».) Какая деталь в стихотворении помогает нам почувствовать, что коза своенравная, как говорится, себе на уме? Обратите внимание на то, как она слушает упреки людей. «Коза опустила глаза». Но когда все разошлись, она принялась за старое: «Побежала опять в огород». Какой именно момент привлек внимание поэта в этом случае? (Момент, когда люди «воспитывают» козу.) Опишите, как вы это видите. Белая лохматая коза стоит, опустив голову и помахивая коротким задорным хвостиком, во рту у нее недоеденный капустный лист, который она продолжает тихонько жевать. Женщина, мужчина и мальчик обступили проказницу, мужчина грозит пальцем, женщина покачивает головой, подперев щеку рукой, а мальчик весело смеется и держит за спиной большую морковку, которой, наверно, собирается угостить свою любимицу. А чуть в сторонке поэт: он, улыбаясь, наблюдает за происходящим и что-то пишет в записной книжке. И завершает нашу литературную «фотовыставку» стихотворение «Жеребенок». Прочитаем его.
Смешной и добрый, как божок. Я повалил его на травку, На чистый солнечный лужок! И долго, долго, как попало, На животе, на голове, С восторгом, хохотом и ржаньем Мы кувыркались по траве.
Какое настроение создает стихотворение? Каким предстает перед нами автор в этом произведении? Чем его роль в нем немножко отличается от других? Здесь поэт уже не просто наблюдает за происходящим со стороны, он вступает с ним в веселую игру. Почему ему захотелось это сделать? Жеребенок «смешной и добрый», он «замер», увидев нового человека, но в отличие от зайца не пустился наутек, а охотно подчинился его вызову: И долго, долго, как попало, На животе, на голове, С восторгом, хохотом и ржаньем Мы кувыркались по траве. Какие строчки особенно помогают почувствовать «братство» человека и животного? Они «с восторгом, хохотом и ржаньем» кувыркаются на траве. Заметьте, в одном ряду стоят слова, обозначающие эмоции человека и жеребенка (хохот и ржанье), а слово «восторг» отнесено к обоим героям. Давайте теперь и мы «сфотографируем» поэта в этот момент. Опишите снимок. На «чистом солнечном» зеленом лужке гнедой тонконогий жеребенок и человек в толстом сером свитере. Они похожи на двух детей, затеявших шутливую потасовку. Грива жеребенка разметалась по травке, с ней перепутались взлохмаченные волосы человека. Его руки обхватили шею животного, морда которого задрана к небу и кажется, что он весело ржет, радуясь игре и молодой силе, а человек так просто заливается смехом. Солнышко играет на блестящей спине жеребенка, блестит в каплях пота на висках мужчины. Смотришь на такое безудержное веселье — и самому хочется оказаться в этой куче-мале. Ну вот мы и прошли по маленькой литературной «фотовыставке». Остались ли у вас в памяти ее стихотворения-«фотографии»? Какие из них запомнились больше всего и почему? Поняли ли вы, в чем секрет литературной «фотоохоты»? (Ответы на эти вопросы обобщают итоги аналитической и творческой деятельности учащихся на уроке.) |