|
Сценарий игры по
истории
Тема:
"Прошлое
моей семьи"
Учитель: Парфенова Л.В.
Педагогические возможности. У детей формируется представление о
своих ближайших предках, ставится вопрос о важности для ребенка
духовного и эмоционального контакта с ними. Ценность общения с прошлым
своей семьи заключается в получении ребенком нового, значимого для него
жизненного опыта, в осознании духовных усилий, необходимых для понимания
себя как части большой семейной общности, принятия на себя
ответственности за свои поступки перед членами семьи. Занятие формирует
у детей представление об элементарных нравственных нормах
взаимоотношений между людьми, развивает положительные привычки в
поведении, доброе отношение к людям на примере общения и жизни людей
разных поколений.
Подготовка
1. Заранее (за одну - две недели) ребятам даются вопросы, на
которые они должны ответить с помощью родственников: мам, пап, бабушек и
дедушек:
а) фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, профессия и место
жительства мамы, папы, бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки...; б)
традиции семьи; в) наследство в семье, реликвии; г) семейные праздники;
д) характерные черты моей семьи (добрая, справедливая, строгая,
крикливая...); е) увлечение, хобби, профессия в моей семье; ж) кто и в
каких войнах участвовал; з) кто из ближайших родственников воевал в годы
Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Что делали остальные в то
время? О чем мечтали дети в годы войны?; и) попробовать нарисовать по
описанию, как ты себе представляешь своего прадеда или прабабушку,
которых никогда не видел; к) будущее моей семьи.
2. Подготавливается игровой круг, разбитый на сектора:
музыкальная пауза, поэтическая пауза, пауза-загадка, историческая пауза.
В центре круга - волчок со стрелкой.
3. Заранее готовятся песни по теме занятия, набор стихотворений,
загадки, ребусы, материалы о семейных династиях, карточки с вопросами из
их истории.
4. Подбираются варианты исторического, генеалогического древа и
гербов семей.
5. Чистые альбомные листы, простые карандаши и ластики.
Игровое действие
Ведущий знакомит
ребят с целью занятия. Говорит, что это не просто экскурс в историю
своих предков, а попытка понять их жизнь. И, может быть, на их примере
ребята смогут оценить свою роль, свою принадлежность к данному дому.
Затем ведущий рассказывает, что такое семья и зачем она нужна. Дети
знакомятся с историей развития семейных отношений в разные эпохи. Семья
- это группа людей, состоящих в кровном родстве. Обычно члены этой
группы связаны определенной общностью быта, взаимной моральной
ответственностью и взаимопомощью.
Таким образом, семья - это
социальное явление, и с течением времени она изменяется. В первобытном
обществе была принята кровно-родственная семья. Сюда могли входить все
члены общины, но только одного поколения. Затем появилась групповая
семья со своими ограничениями. И, наконец, парная. С возникновением
частной собственности распространилось многоженство и патриархат. С
переходом общества к феодализму появилась новая форма семьи -
матриархат.
С распространением мировых религий, особенно христианства,
усилились идеологические узы, скрепляющие семью. Тесная связь между
семьей и производством постепенно вытеснилась обязанностью только
организации быта в семье. Под влиянием социальных преобразований
семейные отношения приобретают более гуманистический характер.
Повышается социальная активность семьи. Таким образом, семейные
отношения и в наше время существенно изменяются, остается постоянной
забота о воспитании детей, о передаче им необходимого багажа знаний.
Ведущий интересуется у детей, как складываются отношения в их семье, кто
и за что отвечает. И, по возможности, какую ответственность несли в
семье их предки. В настоящее время все более повышается интерес к
историческому прошлому своей семьи. Несколько веков тому назад истории
родов и генеалогии уделялось намного больше внимания, чем теперь. Не
было повсеместной письменности, поэтому историю рода можно было передать
либо в устной форме (сказания, легенды, сказки, песни), либо при помощи
рукоделия (вышитые холсты со сценами повседневной жизни людей).
Богатые родовые дома на Руси имели возможность вести летопись.
Они имели свой герб и "родословную таблицу", куда заносились все события
в семье. Подобная история рода, с кратким указанием заслуг его
представителей, служит стимулом для возникновения любознательности
последующих поколений, побуждает их к положительным действиям.
Затем ведущий интересуется, у кого в семье велись подобные летописи.
Если речь об этом в их семье зашла в первый раз, то предлагает обсудить
это всем вместе с помощью "Путешествия в прошлое своей семьи".
Все учащиеся переключаются на игровое поле. Ведущий заводит волчок со
стрелкой. Тот, на ком остановилась стрелка, рассказывает о своей семье и
ее истории. Ведущий помогает обратить внимание на какие-то определенные
моменты, затем этот учащийся заводит волчок. Следующий начинает свой
рассказ. После того, как каждый учащийся высказался, ведущий показывает
и рассказывает о гербах и генеалогических древах. Так как исторические
летописи велись только в знатных родах, то ведущий предлагает проследить
историю рода, например, князей Вяземских.
Затем ребята пробуют нарисовать на основе своих данных подобное древо и
герб своей семьи. Задание на дом: придумать название своей семье (оно
может быть из нескольких слов, характеризующих данную семью). Оно нужно
для ленты, входящей в герб. Ребята дома делают эскизы гербов и
родословных таблиц своих семей. Последовательность и расположение
предков учащиеся выбирают сами.
Во время путешествия волчок останавливается в разных секторах:
на музыкальной паузе (в этом случае звучит какая-то песня про семью, про
дом, про родственников);
на поэтической паузе (ведущий или ребята читают стихи о семье
исторической тематики);
паузе-загадке (здесь может быть подготовлен любой сюрприз: предлагается
отгадать загадки, ребусы и т.д.);
на исторической паузе (в этом случае ведущий либо зачитывает ранее
подготовленные варианты описания исторических династий либо задает
вопросы по истории).
"Путешествие
в прошлое своей семьи" рассчитано на два-три занятия. На второе занятие
учащиеся приносят эскизы своего родословного древа или таблицы, эскизы
семейного герба, летопись, в которую входят ответы на вопросы о семье,
дополнительный материал. Ведущий объясняет, как лучше все это оформить.
Это может быть газета, альбом, буклет. Его форма зависит от фантазии и
желания ребят. Ведущий предлагает различные варианты и технологии
оформления.
Заключительным этапом игры является занятие "Посиделки у бабушкиного
сундука".
|