Урок химии 8 класс

      «В стране химических реакций»

Учитель  Мухина И.В.

      ЦЕЛИ  УРОКА:

              Образовательные:

                            -  Повторить и закрепить знания по темам: «Основные классы   

                                неорганических веществ»,   «Основные типы химических реакций»;

                            -  Проверить степень усвоения материала по данным темам.

             Развивающие:  

                             -  Продолжить формирование экспериментальных навыков учащихся;

                              - Развивать интерес к предмету, эрудицию, умение быстро и четко             

                                формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать.

            Воспитательные:

-   воспитывать чувство сопричастности общему делу;

-   содействовать эстетическому развитию учащихся.

            Оборудование.

1. Карточки с заданиями для ответов у доски (приложение 1).

2. Карточки с тестовыми заданиями для учащихся (приложение 2).

3. Карточки для определения эмоционального настроения учащихся (приложение3).

4. Газета с подборкой дополнительного материала по теме.

5. Рулетка с порядковыми номерами участников игры.

6. Пробирки, сухое горючее, фарфоровая чашка, пипетка, держатель для пробирок.

7. Реактивы: таблетка норсульфазола, бихромат аммония, растворы хлорида железа(111), роданида калия, сульфата меди(11), гидроксида натрия, соляной кислоты,  нитрата серебра, нитрата бария, ацетата свинца(11), иодида калия, железная скрепка,  цинк (гранулы), медная проволока, карбонат кальция, алюминий (пудра), иод кристаллический,  гидроксид меди(11), бенгальский огонь.

 Ход урока.

Здравствуйте, я рада приветствовать вас в «Стране химических реакций».

Но я к вам пришла не одна, сейчас здесь появится правитель этой страны.

 

Опыт «Фараоновы змеи» (на асбестированную сетку кладется таблетка сухого горючего, на нее -

 таблетка норсульфазола, затем  сухое горючее поджигается).

А пока вы наблюдали за его появлением, он попросил исполнить  два его желания.

Первое: на этом уроке мы с вами должны повторить все, что вы знаете об основных классах

неорганических соединений и типах химических реакций и угадать фразу, которая зашифрована на доске.

А второе желание пока останется для вас загадкой.

Сейчас  я вас познакомлю с правилами, которые действуют в этой стране:

1) В стране химических реакций все работают и пытаются добиться успеха, набрав как можно больше баллов за урок, т.к. в зависимости от  их количества   будут выставляться отметки за урок.

2) Чтобы получить возможность заработать баллы вы должны угадать букву из фразы.

Обратите внимание на листочки, что лежат перед вами, там указана стоимость каждого задания: ответ на вопрос - 1 балл

                назвать вещество - 2 балла

                определить тип реакции - 3 балла

                 написать формулу вещества - 4 балла

                расставить коэффициенты в уравнении - 5 баллов

                осуществить превращения - 10 баллов.

Также в этих папках лежат ваши порядковые номера как участников игры.

3) Выполнив задание, участник крутит рулетку и определяет следующего игрока.

4) Те, кто работает на местах, тоже могут заработать баллы, если выполнят задание быстрее, чем участник у доски.

 

А сейчас давайте,  определим, кто же первым будет угадывать букву в зашифрованной фразе. Вернемся к листочкам перед вами (подпишите на них свою фамилию, вы будете на них работать во время урока и в конце сдадите), на них вы видите ваше первое задание - тесты, на выполнение которых дается 5 минут. ( Первый участник тот, кто первым правильно ответит на все вопросы.)

5 минут истекло, меняемся своими листочками с соседями по парте и проверяем правильность выполнения заданий (ответы представлены  на графопроэкторе), при этом за каждый правильно выполненный номер дается 2 балла, т.е. максимум баллов за тесты - 10.

 

( Если все ребята выполнили тесты одновременно, то первый участник тот - кто набрал 10 баллов, если таких несколько, то вопрос - к какому типу относится реакция получения повелителя страны химических реакций?).

 

Итак, первый участник определен.

Он угадывает первую букву из фразы (ему предлагается подсказка:  эта буква совпадает с первой буквой названия хим. элемента 5периода, 7 ряда, проявляющего в соединениях степень окисления +6).

Верно, элемент -  Теллур, и первая буква из зашифрованной фразы «т». Так как буква угадана верно, то ученик приобретает право выбрать себе задание и заработать определенное количество баллов.

 

 После выполнения задания ученик  вращает рулетку и определяет следующего игрока, который тоже получает подсказку для угадывания буквы и возможность выполнить задание, заработать при этом баллы. И так далее.

Остальные  учащиеся при этом выполняют задания на рабочих листах и если опережают работающего у доски, то получают карточку с баллами, которые соответствуют выполняемому заданию.

Зашифрованная фраза: «Истинный химик - это и теоретик и практик». (Её лучше заранее написать на листе ватмана, а буквы сверху закрыть квадратиками бумаги. По мере угадывания квадратики снимаются и буквы открываются.)

 

 Подсказки к отгадыванию букв:

«т» - Теллур  элемент 5периода, 7 ряда, со степенью окисления +6;

 «и» - Иттрий - элемент 5 периода, 3группы, главной подгруппы;

 «с» - Сера   элемент 3 периода со степенью окисления - -2;

 «н» - Натрий   элемент 3 периода со степенью  окисления - +1;

 «й» - Йод   элемент 5 периода со степенью  окисления - -1;

 «х» - Хлор, элемент 3 периода со степенью окисления - -1;

«м» - Магний   элемент 3 периода со степенью окисления - +2;

«к» - Кислород   элемент 2 периода со степенью окисления - -2;

 «э» - Эрбий   элемент с порядковым номером 68;

 «о» - Олово   элемент 5 периода, 7 ряда со степенью окисления - +4;

 «е» - Европий    элемент с порядковым номером 63;

 «р» - Ртуть   элемент 6 периода, 2 группы, побочной подгруппы;

 «п» - Полоний    элемент 6 периода, 6 группы, главной подгруппы;

«а» - Алюминий   элемент 3 периода со степенью окисления - +3.

Мы с вами угадали все буквы и теперь можем прочитать фразу, которая может служить девизом урока. И я  думаю на уроке  мы с вами доказали правильность этого утверждения, так как вы знаете не только теорию, но и можете осуществлять  химические реакции.

Ребята, подсчитайте сколько всего баллов вы заработали за урок (учитывая баллы за тесты) и определите свои отметки. (30 баллов и более отметка 5, 20 - 30 отметка 4, 10 - 20 отметка 3).

Как вы помните, у повелителя была еще вторая просьба. Она заключается  в том, что я должна познакомить вас с сокровищами этой страны. Итак, я показываю реакции, а вы на листочках  записываете их схемы. Дома по этим схемам вы должны будете составить уравнения.

Первое сокровище - жители этой страны по желанию могут вызвать извержение вулкана (опыт «Вулканчик»).  Схема: (NH4)2Cr2O7 à  азот + оксид хрома(111) + вода

                         бихромат

                          аммония

Второе - все здесь искусные врачи, так как могут лечить раны, при этом не образуется никаких рубцов. Опыт:  хлорид железа(111) + роданид калия à

Третье - эту реакцию каждый из нас делал (демонстрация горения бенгальского огня) и она тоже является достоянием страны химических реакций.

Схема: магний + кислородà

А теперь прежде чем вы уйдете с урока, мне бы очень хотелось узнать ваше настроение, для этого на ваших столах лежат карточки с изображением (приложение 3). Выберите себе ту, которая соответствует вашему состоянию, и возьмите её себе, остальные карточки оставьте на парте. На этом наш урок закончен. Спасибо.

 

Приложение 1

 Задание на 1 балл.

Что такое реакция обмена?

Что такое соли?

Как читается закон сохранения массы веществ?

Что такое реакции разложения?

Что такое реакции соединения?

Что такое реакции замещения?

Что такое основания?

Что такое оксиды?

Что такое кислоты?

Что такое реакции горения?

 

 Задание на 2 балла.

 Назовите вещество:  SO3

 Назовите вещество:   H3PO4

­ Назовите вещество:  Al(OH)3

 Назовите вещество:  K2CO3

 Назовите вещество:   P2O5

 Назовите вещество:   Ba(NO3)3

 Назовите вещество:  Na2S

 Назовите вещество:  HNO2

 Назовите вещество:  BaCl2

 Назовите вещество:  Ag3PO4

 Назовите вещество:  KNO3

 Назовите вещество:   FeCl3

 Назовите вещество:   Na2SO4

 Назовите вещество:   Cu(NO3)2

 

Задание на 3 балла.

Определите тип химической реакции:

2KBr + Cl 2KCl + Br2

 

Определите тип химической реакции:

SO3 + H2OH2SO4

 

Определите тип химической реакции:

4NO2 + 2H2O + O2 → 4HNO3

 

Определите тип химической реакции:

Ba(OH)2 + H2SO  BaSO4 + 2H2O

 

Определите тип химической реакции:

CuSO4 + FeFeSO4 + Cu

 

Определите тип химической реакции:

4Li + O2 → 2Li2O

 

Определите тип химической реакции:

2KClO3 → 2KCl + O2

 

Определите тип химической реакции:

2H2O2 → 2H2O + O2 

 

Определите тип химической реакции:

2Mn2O3 + 3Si → 3SiO2 + 4Mn

 

Определите тип химической реакции:

Na2CO3+ Ca(NO3)3CaCO3+2NaNO3

 

Определите тип химической реакции:

3AgNO3+ K3PO→  3KNO3+ Ag3PO4

 

Определите тип химической реакции:

CaCO3  → CaO + CO2

 

 

Задание на 4 балла.

 

Запишите формулу гидроксида железа(III).

Запишите формулу угольной кислоты.

Запишите формулу фосфата калия.

Запишите формулу сульфата алюминия.

Запишите формулу оксида калия.

Запишите формулу оксида алюминия.

Запишите формулу азотистой кислоты?

Запишите формулу гидроксида кальция.

Запишите формулу нитрата магния.

Запишите формулу сернистой кислоты.

 

Задание на 5 баллов.

 

Расставьте коэффициенты в уравнении реакции:

Ba(OH)2+H2SO4 BaSO4+H2O

 

Расставьте коэффициенты в уравнении реакции:

MnO2+H2 H2O+Mn

 

Расставьте коэффициенты в уравнении реакции:

Al + Cl2 AlCl3

 

Расставьте коэффициенты в уравнении реакции:

H2 + N2 →  NH3

 

Расставьте коэффициенты в уравнении реакции:

HNO3 + Ca(OH)2 →  Ca(NO3)2 + H2O

 

Расставьте коэффициенты в уравнении реакции:

KMnO4   K2MnO4 + MnO2 + O2  

 

Расставьте коэффициенты в уравнении реакции:

KClO3   KCl  + O2

 

Расставьте коэффициенты в уравнении реакции:

Na2O + H2O →  NaOH

 

Расставьте коэффициенты в уравнении реакции:

Fe(OH)3 →  Fe2O3 + H2O

 

Расставьте коэффициенты в уравнении реакции:

HCl + Zn →  ZnCl2 + H2

 

Расставьте коэффициенты в уравнении реакции:

Fe2O3 + Mg →   MgO + Fe

 

Расставьте коэффициенты в уравнении реакции:

CuO+HNO3 →  Cu(NO3)3 + H2O

 

Задание на 10 баллов.

 

Осуществите реакцию между алюминием и йодом (для этого в фарфоровую чашку поместите смесь алюминия и йода, а затем в середину горки капните воды из пипетки). Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции, укажите, к какому типу она относится.

 

Насыпьте в пробирку немного порошка гидроксида меди(11), закрепите пробирку в держателе и нагрейте. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции, укажите, к какому типу она относится.

 

К раствору сульфата меди(11) прилейте немного раствора гидроксида натрия. Что наблюдаете? Запишите уравнение этой реакции, укажите, к какому типу она относится.

 

В раствор сульфата меди(11) опустите железную скрепку.

Что наблюдаете? Запишите уравнение этой реакции, укажите, к какому типу она относится.

 

В раствор нитрата серебра опустите медную проволоку.

Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции, укажите, к какому типу она относится.

 

Насыпьте в пробирку   немного карбоната кальция и прилейте к нему соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции, укажите, к какому типу она относится.

 

К раствору ацетата свинца(11) прилейте немного раствора йодида калия. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции, укажите, к какому типу она относится.

 

К раствору сульфата меди(11) прилейте раствор нитрата бария. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции, укажите, к какому типу она относится.

 

В раствор соляной кислоты  опустите 2 гранулы цинка.

Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции, укажите, к какому типу она относится.

 

 

Приложение 2.

 

Тесты к уроку.

 

Вариант 1.

 

  1. Укажите формулу соляной кислоты:

      А) H2SO4         Б)  HNO3         В) H2S         Г) HCl

 

  1. Укажите ряд веществ, где все соединения оксиды:

А)  H2S,   NH3 ,  SO2 ,  KOH

Б)   CaO,  MgO,  Na2O,   SO3  .

В)   KOH,  NaOH,   Ca(OH)2 , Cu(OH)2 .

Г)   HNO3,   HNO ,  H2SO3 ,  H2SO4 .

 

  1. Сумма коэффициентов в уравнении

      KMnO4  → K2 MnO4 + MnO2 + O2 равна:

            А) 5     Б) 6     В) 7     Г) 8

 

  1. Установите соответствие между классами   веществ  и формулами:

           А)MgSO4    Б) Fe2O3     В) Zn(OH)  Г) H2SiO3

                1)оксиды;   2) кислоты;  3) соли;   4) основания

 

  1. Установите соответствие между уравнениями реакций и типами химических реакций:

          А) Fe2O3 +2 Al →Al2 O3 + 2 Fe

          Б) Cu(OH)2  + 2HCl → CuCl2  + 2H2O

          В) 2Al(OH)3 → Al2O3 + 3H2O

          Г) 2H2  + O2  → 2H2O

           1) соединение;  2) разложения;  3) обмена;   4) замещения.

 

Подсчитайте ваши баллы:

 

Вариант 2.

 

      1.  Укажите формулу карбоната кальция:

А) NH3     Б) CaCO3      В) CaSO4      Г) CaCl2 

 

  1. Укажите ряд веществ, где все соединения кислоты:

А)  NH3      HCl      KOH      NaCl.

            Б)  NO2      HNO2     KNO3      N2O5

            В)  H2S     H2SO3     H2SO4     HCl.

            Г) CuO      CaO      Al2 O3      SiO2

 

  1. Сумма коэффициентов в уравнении

4HNO3  →  4NO2  + 2H2O  +  O2  равна:

А) 5      Б) 11      В) 7      Г) 9

 

      4. Установите соответствие между классами                                                

            веществ и формулами:

            А) HNO3    Б) CO2    В) Ba(OH)2   Г) K2S

            1) оксиды  2) кислоты   3) соли  4) основания

 

5.Установите соответствие между уравнениями реакций и типами химических реакций:

А)  CuSO4  → SO3  + CuO

Б)   2Al  + 3Br2   → 2AlBr3

В)   2Na + 2H2O → 2NaOH + H2

Г)   MgO + 2HCl  →  MgCl2  + H2O

1) соединения     2) разложения      3) обмена    4) замещения

        Приложение 3.      

J

K

L

 

 

 

Внеклассное мероприятие по химии

« ДОМАШНИЙ ЭКСПЕРТ».

Учитель Мухина И.В.

 

  Цели мероприятия.

 

Образовательные:

-         познакомить учащихся с понятием «кислотность среды»

-         на примерах показать важность постоянства кислотности среды для живых организмов                                                                              

 Развивающие:

                       - продолжить формирование экспериментальных навыков учащихся

                       - развивать интерес к предмету

 

Воспитательные:

-         продолжить формирование умений работать в группе

 

 

                                Оборудование

-         шкала кислотности

-         таблицы со значением кислотности среды

-         задания для исследовательских групп

-         пробирки

-         образцы шампуней, мыла, порошков

-         индикаторная бумага

-         удостоверения эксперта

 

 

ХОД УРОКА.

 Здравствуйте, я рада приветствовать вас   на нашей   программе «Домашний эксперт», которая  посвящена моющим средствам  и их влиянию на наш  организм. У нас в аудитории работают три исследовательские группы, которые будут изучать мыла, шампуни и стиральные порошки на предмет кислотности среды или рН. А  что же это такое?

рН - это условная величина, которая показывает содержание в растворе ионов водорода. Давайте вспомним строение молекулы воды.

  Из каких ионов она состоит?

 Запишите в тетради: НОН == Н+ + ОН- , причем  NH+NOH-, в этом случае среда раствора нейтральная и принято считать, что рН =7, запишите это, пожалуйста.

 Если же мы добавим в воду немного кислоты, например соляной, то что произойдет?

 Верно, NH+ > NOH-.

 Как вы считаете, какая будет среда в данном растворе?

 Верно, среда кислая и в этом  случае  рН<7.

 И, наконец, давайте вы скажете, что произойдет, если мы в воду добавим немного щелочи?

 H+< NOH-, среда - щелочная, рН.> 7.

 И так, мы с вами подошли к тому моменту, что можем составить шкалу кислотности растворов или шкалу рН.


                              1      среда кислая                   7        среда щелочная          14

                                                                           среда нейтральная

Как вы понимаете, чем дальше значение рН от цифры 7, тем  больше содержится в растворе кислоты или щелочи.

 Как вы думаете с помощью чего можно определить рН раствора?

 Верно, сегодня мы с вами будем работать с универсальной индикаторной бумагой, которая лежит на ваших столах. Раскройте книжечки и посмотрите. Сама бумага  желтого цвета, но в зависимости от среды исследуемого раствора она будет изменять окраску. Вы полученный результат  должны сравнить со шкалой рН на книжке и определить кислотность среды.

Осталось добавить, что постоянство кислотности среды имеет большое значение в нашей с вами жизни. Дело в том, что все микроорганизмы, которые населяют нас с вами могут жить и помогать нам только при определенном значении рН. Например, в ротовой полости рН = 7,   в желудке рН = 1.7, рН крови равно 7.4,  рН кожи - 5.5. Изменение значения рН хотя бы на 0.1 говорит о том, что в организме появилась патология. Я не случайно выделила рН кожи, как вы понимаете, те вещества что стоят на ваших  столах именно на неё и воздействуют. Чем ближе значение кислотности их растворов к 5.5 тем лучше для кожи.

А сейчас наши группы займутся исследовательской работой, по окончании которой (через 5 минут) они доложат о результатах и дадут какие-то рекомендации. (Музыка)

 Задание для первой группы.

Налейте в пробирки немного шампуня, добавьте воды, взболтайте. Исследуйте кислотность полученных растворов с помощью универсальной индикаторной бумаги, результаты исследований запишите в таблицу.

 

№ п/п

Название шампуня.

рН раствора.

Рекомендации по  использованию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Задание для второй группы.

Отщипните кусочек мыла, положите в пробирку и растворите его в  воде. Исследуйте полученные растворы с помощью индикаторной бумаги. Результаты запишите в таблицу.

Какое мыло лучше всего подходит для умывания?

 

№ п/п

Название мыла

рН раствора.

Рекомендации по  использованию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Задание для третьей группы.

Внимательно прочитайте инструкцию на упаковке. Для стирки каких изделий порошок предназначен? Насыпьте в пробирку немного порошка, добавьте воды и размешайте. Исследуйте полученные растворы с помощью универсальной индикаторной бумаги. Результаты исследований запишите в таблицу. Зная о том, что для стирки изделий из хлопка  лучше использовать щелочную среду, какие у вас есть предложения по защите кожи рук?

 

№ п/п

Название порошка.

Для стирки, каких изделий он предназначен.

рН раствора.

Рекомендации по  использованию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Время истекло. Слово предоставляется первой группе (шампуни).

Сейчас о результатах исследования доложит вторая группа (мыла). Как вы видите умываться можно не каждым мылом.

Третья группа. Как вы видите, положительный для нашей кожи результат получился только в одном случае, во всех остальных - сильно щелочная среда. Она получилась неслучайно, так как для стирки хлопчатобумажных изделий подходит именно она. И если вспомнить результаты работы второй группы, то те мыла которые не подходят для умывания, подходят для стирки хлопчатобумажных тканей. Но вы должны при стирке данными средствами подумать о своих ручках и защитить их.

 У меня последний вопрос к нашим группам. Из последнего опыта вы увидели, что шерстяные вещи и вещи из натурального шелка лучше стирать «Лаской». Если её нет, то чем вы воспользуетесь? (Шампунем)

На этом мы заканчиваем данную программу.

                             

                                  Ты посмотри вокруг,

                                  Повсюду всё прекрасно,

                                  Но помни, милый друг,

                                  Что химия опасна!

                                   Во всех домах присутствует она:

                                   Стирает, моет, полирует…          

                                   Конечно, всем она нужна.

                                   Но ты запомни об одном:

                                   Используют её с умом!

                                    Тогда вреда не будет,

                                    Ни вам, ни окружающим вас людям!              

 

назад