Интегрированный урок по биологии и химии (Учитель химии Мухина И.В., учитель биологии Кузина И.В.)

 

«СВОЙСТВА   И   ФУНКЦИИ   БЕЛКОВ»

 

ЦЕЛИ УРОКА.

 Образовательные: обобщить полученные знания о структуре белка,  

                                познакомить  учащихся со свойствами и функциями белков.

 Воспитательные: 1) формирование у школьников научного мировоззрения

                                   связи изучаемого вопроса с жизнью;

                            2) наблюдать, объяснять и правильно организовывать

                                   практическую работу в группах;

                            3) развитие эстетического мировоззрения.

 Развивающие:      развитие у учащихся способности анализировать, применять

                              полученные на уроке знания в жизни, самостоятельно и     

                              творчески  работать.

  МЕТОДЫ:         1. Сообщения учащихся.

                            2. Практическая работа.

                            3. Рассказ.

  ОБОРУДОВАНИЕ:  1. Макеты (выполненные учащимися).

                                   2. Таблица и рисунок “Структура белка”.

                                   3. Подборка газетных материалов.

                                   4. Портреты химиков: Э.Фишер, Л. Поллинг.

                                   5. Лабораторное оборудование, набор реактивов.

  

План урока

 

 I.      Организационный момент  -  1-2 минут

 II.     Проверка выполнения учащимися домашнего задания

                     (защита творческих проектов в группах) – 7 минут

 III.    Изучение нового материала

         1.    Практическая работа: «Свойства белков» -     12 минут

         2.    Лекция с элементами беседы: «Функции белков» -    12-14 минут

 VI.    Обобщение и закрепление нового материала –   3-5 минут

 V.     Домашнее задание, выставление отметок   –   2 минут 

  

Х О Д   У Р О К А.

 

Учитель:     Здравствуйте, Мы рады вас видеть на нашем лабораторно – семинарском занятии по теме: «СВОЙСТВА И ФУНКЦИИ БЕЛКОВ».

         Мне бы хотелось начать его со стихов Семёна Яковлевича Надсона:

                            “ Меняя каждый раз свой образ прихотливый,

                               Капризна как дитя и призрачна как дым,

                               Кипит повсюду жизнь в тревоге суетливой

                               Великое смешав с ничтожным и смешным…”

         Эти строки заставляют задуматься над вопросом, который всегда волновал людей: что такое жизнь?

         Ещё на заре становления молекулярной биологии Ф.Энгельс сказал: «Жизнь, есть способ существования белковых тел…»

Данное определение позволяет задуматься над вопросом: как современная наука представляет процесс жизни и какова роль белков в жизни живых организмов.

 

Вопрос к учащимся:     Давайте вспомним, что называется белками ?

 (Белки – это биополимеры, мономерами которых являются аминокислоты.)

 

         Т.о., белки – это сложные органические соединения. Первым установил строение и химическую структуру белка выдающийся немецкий биохимик Эмиль Фишер. Именно он сумел первым доказать, что лишь α-аминокислоты являются теми кирпичиками, из которых построены белки. Каждый тип белка имеет уникальный химический состав и структуру, которыми определяются его биологические свойства.

        

Домашним заданием каждой творческой группы было представление структурной организации белковой молекулы.

 

8Первая команда расскажет нам о первичной структуре.

(Демонстрация и защита  модели первичной структуры)

Вопрос: Что такое первичная структура?

        

8Вторая команда – расскажет о вторичной структуре белка.

         (Демонстрация и защита  модели вторичной структуры)

          Вопрос: Ребята, какова пространственная конфигурация вторичной структуры и, благодаря чему, молекула белка закручивается и удерживает данную структуру?

        

8Третья команда – расказывает о третичной структуре.

         (Демонстрация и защита  модели третичной структуры)

         Вопрос: Заканчивается ли на третичной структуре строение белков? Какой вы знаете белок с четвертичной структурой?

        

Впервые четвертичная структура гемоглобина была установлена в 1960 году английским биохимиком Максом Перуцем.

         Длиной и способом укладки полипептидных цепей и природой включений определяются свойства белков, с которыми вы ознакомитесь, выполнив исследовательскую работу, на выполнение которой вам даётся 5 минут.

         ¯Выполнение работы.

 

         А сейчас, о результатах своей работы доложит 1-ая группа: «Растворимость белка в воде, денатурация обратимая и необратимая».

         И так, денатурация – это утеря белковой молекулы своей структуры. Денатурация бывает физической и химической. Физическая денатурация, в свою очередь, бывает тепловой и механической.

        

Вопрос:  Как вы думаете, что такое тепловая денатурация?

(Тепловая денатурация (или коагуляция) происходит при воздействии на белок температурой).

         Этот процесс хорошо известен каждому из вас.

Вопрос:   Когда вы с ним встречаетесь? (варка яиц, мяса).

         С механической денатурацией вы тоже знакомы, так как не раз её наблюдали при взбивании яиц (гоголь-моголь).

         Из описания опытов взаимодействия белка со спиртом вы поняли, что денатурация бывает обратимой и необратимой. Как вы думаете, чем они отличаются друг от друга?

         И, не случайно мы дали вам возможность провести этот опыт со спиртом. Из него видно, что чем выше содержание спирта в растворе, тем труднее белок восстанавливает свою структуру. И не зря герои американских фильмов разбавляют виски содовой; таким образом, они уменьшают концентрацию алкоголя и, стало быть, его воздействие на организм. Ещё одним примером обратимой денатурации является завивка волос. Ведь когда волосы смачивают водой, то в белке волос – кератине нарушаются водородные связи, после высыхания волос водородные связи восстанавливаются, но уже в других местах. Получаются завитые волосы. Ну, а если мы попадём под дождь, происходит обратный процесс.

        

Теперь заслушаем результаты экспериментов у третьей группы. «Денатурация белка под воздействием кислот, щелочей, солей тяжёлых металлов».

         Вопрос: Под воздействием чего происходит необратимая денатурация?

 К этому списку можно добавить УФ-излучение, гамма-лучи, моющие средства. С влиянием различных факторов на белок вы можете познакомиться в подборке газетных материалов, которая представлена на стенде.

         И, наконец, о результатах исследовательской работы

«Определение белка» расскажет нам 2-я группа.

        

Таким образом, мы познакомились со свойствами белка и химическими реакциями, которые с ним происходят.

         А теперь рассмотрим какие функции характерны для этого вещесва.

Вопрос: Где располагаются белки в организме? (в клетке)

         (На доске в ходе рассказа вывешиваются или записываются функции белков, учащиеся записывают их в тетрадь). 

 

I. Белки – ферменты.

В каждой живой клетке, содержащей белки, происходят сотни биохимических реакций, в ходе которых идут распад и окисление поступающих в организм веществ. Быстрое протекание таких биохимических реакций обеспечивают белки-ферменты, что в переводе с латинского означает «закваска».

         Почти все ферменты являются белками. Впервые они были получены и рассмотрены в 1926 году Дж. Самнером. Этим ферментом была уреаза, которая катализирует расщепление мочевины.

                                           

                                                    O

          2(NH2)2CO  → H2N - C                                +  NH3

                                                    N - C – NH2

                                                     ׀     ׀

                                                    H   O

 

         Как вы видите, в ходе данной реакции выделяется аммиак, который и придаёт характерный запах продуктам реакции. Но если бы не данный фермент, то реакция разложения длилась бы 3 млн. лет.

         Это пример работы только одного фермента из 2000 имеющихся в организме. Каждый фермент обеспечивает одну или несколько реакций одного типа.

 

         Весь процесс действия ферментов можно разделить на 3 стадии: (используется рисунок «Действие ферментов»)

1.     Распознавание ферментов (F) субстрата (S) и связывание с ним.

2.     Образование активного комплекса (FS).

3.     Отделение продукта, образовавшейся в результате ферментативной реакции.

 

   Ферменты широко используют в народном хозяйстве. Так ферменты, расщепляющие крахмал, используются в хлебопекарной, пивоваренной, спиртовой, текстильной промышленностях. Схема общего использования ферментов в хозяйстве, их роли в жизнедеятельности организма может выглядеть следующим образом. (таблица «Использование ферментов»)

  

         II. Белки - регуляторы физиологических процессов.

  Белки выполняют роль регуляторов физиологических процессов. Эту функцию выполняют белки – гормоны.

К ним относятся многие гормоны, такие как инсулин, регулирующий обмен глюкозы

Вопрос: Какое заболевание возникает при недостатке этого гормона?

(При недостатке его содержания в организме развивается сахарный диабет).

         Известна большая группа белковых факторов роста, которые усиливают деление клеток – соматотропин «гормоны роста». Но избыточный синтез их может приводить к слишком интенсивному делению клеток – к их злокачественному росту, возникновению злокачественных опухолей. Блокировать избыточный синтез некоторых «факторов роста» или подавить их действие, значит, привести к подавлению роста злокачественной опухоли. В этом направлении учёные ищут новые средства лечения рака.

  

         III. Белки – транспортёры

Вопрос: Какой белок в организме выполняет транспортную функцию? (Гемоглобин). Белки – транспортёры, находятся в крови и переносят специфические молекулы или ионы из одного органа в другой. Гемоглобин связывается с кислородом и доставляет его к тканям. Известны и другие белки – транспортёры.

        

IV. Антитела, белки-интерфероны.

Во внешней среде имеется множество бактерий и вирусов, способных повреждать живые клетки. К счастью, все живые организмы имеют свои защитные системы. У человека одна из таких главных систем – иммунная защита. Иммуноглобулины (антитела) специализированные белки, вырабатываемые в организмах, распознают проникшие в организм бактерии и вирусы, и нейтрализует их.

         В клетках человека и животных синтезируются также специальные противовирусные белки – интерфероны, которые иногда вводят в организм в виде вакцины (против оспы, бешенства, полиомелита и т.д.). Таким образом, одна из главных функций белка – защитная.

        

V. Двигательная функция обеспечивается специальными сократительными белками.  Эти белки участвуют во всех движениях, к которым способны клетки и организмы.

        

          VI. Строительная функция.

  Вопрос: Следующая функция белков строительная. В чём она заключается? (Белки участвуют в образовании всех клеточных структур).

  

         VII. Энергетическая функция. Белки служат одним из источников энергии в клетке. При распаде 1г. белка выделяется 17 кДж. Энергии.

Однако, белки используются как запасной источник энергии.

Вопрос:  Какие вам известны другие источники энергии в клетке? 

(Углеводы, жиры).

 

         Итак, давайте вернёмся к вопросам нашего урока и попытаемся ответить на главный из них «Какова роль белков в жизни живых организмов?».

 

         Белки – самые сложные молекулярные структуры на Земле. Они являются обязательными компонентами всех клеток.

Их сложность и многообразие лежит в основе разнообразия всех известных форм жизни и неповторимости каждого отдельного организма.

 Благодаря белкам осуществляются все жизненно важные процессы, как в клетке, так и в организме в целом.

 

          Человеку всегда хотелось чуда. Одним из чудес становится возникновение жизни. Данный урок даёт возможность «приоткрыть двери»

научного познания жизни и понять, что жизнь и белки неразрывно связаны. Насколько многообразен белок, настолько сложна, загадочна и многолика сама жизнь.

 

         Этот урок хотелось бы закончить ещё одним стихотворением С.Я. Надсона:

                    «Вот жизнь, что сфинкс! Закон её – многообразье,

                    И нет среди людей такого мудреца,

                    Кто мог сказать толпе, куда её движенье,

                    Кто мог бы уловить черты её лица.

                    То вся она – печаль, то вся она – приманка,

                    То всё в ней блеск и свет, то всё позор и тьма,

                    Жизнь – это Серафим и пьяная Вакханка,

                    Жизнь – это океан и тесная тюрьма».

  

Выставляются отметки за выполнение творческого домашнего задания, за доклады, за защиту и пояснения исследовательской работы,

 за активное участие в фронтальном  опросе.

 

Домашнее задание (записано на доске): «Свойства и функции белков» по учебнику химии и биологии.

  

Задания к исследовательской работе.

 

1 – ая группа.

«Растворимость белка в воде, денатурация обратимая и необратимая».

 1. В стакане тщательно перемешать яичный белок, затем прилить около 50 мл. воды и добавить 1 – 1,5 г. поваренной соли.

Что наблюдаете?

 2. В две пробирки налить по 2 мл. белка, полученного в 1-ом опыте, затем в одну пробирку прилить чистый спирт, а в другую – разбавленный.

Что наблюдаете? Добавьте в обе пробирки немного воды. Какие можно сделать выводы из этого опыта?

 3. Влейте в пробирку 2 мл. раствора яичного белка и нагрейте. Что замечаете?

 

2 – ая группа.

«Определение белка»

 1. Биуретовая реакция (качественная реакция на пептидную связь).

         Налейте в пробирку около 2 мл. раствора яичного белка, добавьте немного раствора гидроксида натрия, а затем немного раствора сульфата меди.

Какие произошли изменения?

 2. Цистеиновая реакция (качественная реакция на остатки аминокислот, содержащих серу).

          Налейте в пробирку около 2 мл. раствора яичного белка и немного раствора гидроксида натрия, смесь доведите до кипения,

а затем прилейте немного раствора сульфата меди.

Что наблюдаете?

 3 –я группа.

«Влияние на белок растворов кислот, щелочей, солей тяжёлых металлов».

 

         Налейте в три пробирки по 2 мл. раствора яичного белка, в одну прилейте раствор гидроксида натрия, во вторую – раствор соляной кислоты,

в третью – раствор сульфата меди.

Что наблюдаете? 

 

 

 

 

 

 назад