ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
«Родины нашей нет краше»
Цели и задачи:1.Познакомить
учащихся с культурой и традициями России, Чувашии, Алатыря.
2.Гордиться своей Родиной, её традициями, её народом.
3.
Формировать неординарное мышление, вспомнить сказки, пословицы народов нашей
Родины.
Оборудование: репродукции с
видами России, Чувашии, Москвы, Алатыря; палеховские, дымковские изделия, гжель,
вышивки на полотенцах и салфетках (чувашский национальный узор); г/запись
чувашской народной песни; балалайка; жетоны.
Ход мероприятия:
Празднично украшенный класс. На
доске плакаты, рисунки и фотографии.
В исполнении учителя звучит
стихотворение З. Александровой «Родина»:
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду
смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки
берёзка – скромница
И
ромашковый бугор…
А
другим, наверно, вспомнится
Свой
родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или
степь: от маков красная,
Золотая
целина…
Родина
бывает разная,
Но у
всех она одна.
(при чтении стихотворения
показываются репродукции с изображением различных ландшафтов России)
- У всех родина разная, но
мы живём в России.
- Кто она такая - великая
Русь?
- Сколько ей лет?
- Как жила она прежде?
- Как обувались, одевалась,
бедовала и радовалась?
-Что ела, что строила, и
какие песни складывала и пела?
-Обо всём этом мы сегодня с
вами поговорим, а затем проведём небольшие конкурсы, которые покажут, насколько
вы были внимательны (класс делится на три команды).
-Итак, что же означает слово
«Русь»? У этого слова не одно значение, а много - Русь, русские, Россия,
россияне. Всё это родственные слова. Русь это страна, где много озёр рек, где
люди сильные и храбрые.
- А где была эта страна?
Между реками Дунаем и Вяткой, между Черным и Белыми морями. И была она населена
руссами или россами (отсюда название – Русь, Россия) людьми живущими у воды,
нашими предками. Природа той древней Руси была богаче нынешней природы. Дубравы
росли по берегам многих рек, да такие что из одного дуба русичи выдалбливали
большой корабль и перевозили на нём людей и грузы. Сейчас таких дубрав почти не
осталось.
В древних городах целые
улицы и кварталы назывались по ремесленным специальностям: Гончарный переулок,
Кузнецкий мост. Всего ремесленных специальностей в древней Руси насчитывалось
более 60-ти.
(наглядность)
- Но как бы ни тяжела была
работа, умели русичи и развлечься: складывали небылицы и загадки.
Первый конкурс
(отгадать загадки)
Пришёл волк-
Весь народ умолк,
Ясен сокол пришел-
Весь народ пошел.
(Ночь и
день)
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
(Лес)
Под землёй
Птица гнездо свила,
Яиц нанесла.
(Картофель)
- А ещё играли на
музыкальных инструментах. Одним из главных и любимых инструментов была балалайка
(исполнение музыкальной композиции учеником).
-А вот под гусли
складывались сказки. Сейчас проверим, как хорошо вы их знаете. Вы должны
угадать сказки по предметам и животным, которые часто в них встречаются.
Второй конкурс
(учитель показывает предмет или предметную картинку, а ребята по ним угадывают
сказки).
Игла – «Царевна-лягушка»;
Кольцо – «Волшебное кольцо»;
Кувшин – «Лиса и журавль»;
Клубок – показывает дорогу
героям сказок;
Полотенце – часто в сказках
превращается в реку;
Топор – «Каша из топора»;
Яйцо – «Курочка Ряба»;
Зайчик – «Колобок»;
Корова – «Хаврошечка»;
Конь – «Сивка-бурка»;
- Но у многих слово «Русь»
неотделимо от слова «Волга»
(читается стихотворение П.
Хузангая).
Волга! Волга! В песнях
старых,
К нам дошедших из веков,
Ты прославлена недаром
На десятках языков.
Светлый
плёс, крутые спуски…
Как их,
словом передашь?
«Матушка»- воскликнет русский,-
«Батюшка»- вздохнет чуваш.
- Где же она, Чувашия?
Там где Волга круто
поворачивает своё течение на юг, между реками Сурой и Свиягой лежит страна
чувашей.
Прекрасна Чувашия лесами.
Они богаты дичью, лесными озёрам, протоками, грибами, ягодами, орехами, дикими
яблоками.
Войдёшь в дубраву, и перед
тобой предстанут могучие великаны-столетние дубы, словно баторы, стоящие на
страже родной земли и невольно вспоминаются старинные предания.
Чувашия - край звучных
песен, поэтических легенд героических сказаний. В них вся душа народа: доброго,
трудолюбивого, искусного.
(Звучит г/запись).
Замечательные люди трудятся
на полях, фабриках и заводах Чувашии. А вышивки чувашских умелиц славятся на
весь мир. Их вышивка подобно застывшей музыке в них, как и в песнях отражена
поэтическая душа народа.
Чувашские умельцы доставляли
на ярмарки народов Поволжья все плоды своего мастерства. Особым успехом
пользовался мед, настоянный на ароматных травах, не менее густое и душистое, как
мед, домашнее пиво, и, конечно же, знаменитый чувашский «шартан». Старики и
сейчас рассказывают: мол, когда-то прохаживались по рядам на ярмарке далёкие
заморские гости, английские купцы, искали, что подиковинней да пооригинальней.
Случайно натолкнулись на шартан, попробовали: вроде обычное мясо, а приготовлено
так, что пальчики оближешь. И скупили его англичане по всей ярмарке, повезли
домой.
Третий конкурс:1.
«Буквы перепутались» - собрать слово из отдельных букв (Алатырь).
2. Назвать города Чувашии.
- И наш великолепный город
Алатырь, наша маленькая родина тоже находится в Чувашии.
Много хранит Алатырь
преданий о своём названии, известно несколько из них.
1-ое предание:
в 1481г. татарский историк Хюсам-Эддин в «Болгарских повествованиях» отметил,
что на слиянии двух рек находилось древнее городище Алатур, входившее в состав
Казанского ханства.
2-ое предание: в 1552
году царь заложил деревянное укрепление. Жителей из других городов велел
населить, а мордвина Алата перевести повелел главою крепости.
3-е народное предание:
«На море океане, на острове Буяне лежит бел горюч камень Алатырь… Вот где надо
искать».
- А когда же был основан
город Алатырь?
Народное предание гласит:
«4 августа 1552 года по
указу царя Иоанна Васильевича Грозного на реке Суре и при устье реки Алатырка
был основан город Алатырь».
-Какой был вид древнего
Алатыря?
Это была крепость. Она имела
форму пятиугольника и была ограждена снаружи рвом, а внутри бревенчатой стеной с
дозорными башнями. На каждой дозорной башне была пушка. Башни были дубовые,
рубленые в четыре угла с чердаками, крышами и лестницами внутри. Одна из башен
была главной.
В 1670 году во время
Крестьянской войны под предводительством Степана Разина восставшие крестьяне
овладели Алатырем и сожгли крепость, после подавления восстания была построена
новая крепость, которая сгорела в 1731 году и больше уже не восстанавливалась.
В 18 веке Алатырь становится
и торговым пунктом. Алатырские купцы вели оживленную торговлю хлебом, вывозили
его в различные города, содержали винокуренные, лесопильные заводы.
В 1780 году - Алатырь
получил свой герб.
В верхней части щита - в
синем поле на белом столбе золотая корона… в означении того, что город
принадлежит Симбирскому помещичеству. В нижней части щита - 3 золотых колчана,
наполненных стрелами, в красном поле, в знак того, что жители этих мест это
орудие с похвалою употреблять умели.
Четвёртый конкурс
(народы каких национальностей проживают в нашем городе). Подводятся итоги
конкурсов – побеждает дружба.
Вывод: люди, живущие в нашем
городе, независимо от того какой они национальности живут и работают на благо
родного города.
«Растёт из года в год
Алатырь мой.
И наш народ о нём слагает
песни и поёт.
О зелени его и простоте,
И о таинственной той
красоте,
Которою наделена его
природа».
Ребята вместе с учителем
поют песню об Алатыре (музыка А.Лиманского, слова И. Львовой).
назад