Добр!
Сделать стартовой страницей
Меню сайта
  • Главная

  • Вырнуться в раздел

  •  

Учителя

 

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

«Родины нашей нет краше»

 

 Цели и задачи:1.Познакомить учащихся с культурой и традициями России, Чувашии, Алатыря.

                        2.Гордиться своей Родиной, её традициями, её народом.

                        3. Формировать неординарное мышление, вспомнить сказки, пословицы народов нашей Родины.

 

 

Оборудование: репродукции с видами России, Чувашии, Москвы, Алатыря; палеховские, дымковские изделия, гжель, вышивки на полотенцах и салфетках (чувашский национальный узор); г/запись чувашской народной песни; балалайка; жетоны.

 

Ход мероприятия:

Празднично украшенный класс. На доске плакаты, рисунки и фотографии.

    В исполнении учителя звучит стихотворение З. Александровой «Родина»:

    Если скажут слово «родина»,

    Сразу в памяти встаёт

    Старый дом, в саду смородина,

    Толстый тополь у ворот.

                        У реки берёзка – скромница

                        И ромашковый бугор…

                        А другим, наверно, вспомнится

                        Свой родной московский двор.

    В лужах первые кораблики,

    Над скакалкой топот ног

    И большой соседней фабрики

    Громкий радостный гудок.

                        Или степь: от маков красная,

                        Золотая целина…

                        Родина бывает разная,

                        Но у всех она одна.

(при чтении стихотворения показываются репродукции с изображением различных ландшафтов России)

    - У всех родина разная, но мы живём в России.

    - Кто она такая - великая Русь?

    - Сколько ей лет?

    - Как жила она прежде?

    - Как обувались, одевалась, бедовала и радовалась?       

     -Что ела, что строила, и какие песни складывала и пела?

     -Обо всём этом мы сегодня с вами поговорим, а затем проведём небольшие конкурсы, которые покажут, насколько вы были внимательны (класс делится на три команды).

    -Итак, что же означает слово «Русь»? У этого слова не одно значение, а много - Русь, русские, Россия, россияне. Всё это родственные слова. Русь это страна, где много озёр рек, где люди сильные и храбрые.

    - А где была эта страна? Между реками Дунаем и Вяткой, между Черным и Белыми морями. И была она населена руссами или россами (отсюда название – Русь, Россия) людьми живущими у воды, нашими предками. Природа той древней Руси была богаче нынешней природы. Дубравы росли по берегам многих рек, да такие что из одного дуба русичи выдалбливали большой корабль и перевозили на нём людей и грузы. Сейчас таких дубрав почти не осталось.

    В древних городах целые улицы и кварталы назывались по ремесленным специальностям: Гончарный переулок, Кузнецкий мост. Всего ремесленных специальностей в древней Руси насчитывалось более 60-ти.

 (наглядность)

    - Но как бы ни тяжела была работа, умели русичи и развлечься: складывали небылицы и загадки.  

 

Первый конкурс (отгадать загадки)

    Пришёл волк-

    Весь народ умолк,

    Ясен сокол пришел-

    Весь народ пошел.

                       (Ночь и день)

    Весной веселит,

    Летом холодит,

    Осенью питает,

    Зимой согревает.

                        (Лес)

    Под землёй

    Птица гнездо свила,

    Яиц нанесла.

                      (Картофель)

    - А ещё играли на музыкальных инструментах. Одним из главных и любимых инструментов была балалайка (исполнение музыкальной композиции учеником).

    -А вот под гусли складывались сказки. Сейчас  проверим, как хорошо вы их знаете. Вы должны угадать сказки по предметам и животным, которые часто в них встречаются.

Второй конкурс (учитель показывает предмет или предметную картинку, а ребята по ним угадывают сказки).

    Игла – «Царевна-лягушка»;

    Кольцо – «Волшебное кольцо»;

    Кувшин – «Лиса и журавль»;

    Клубок – показывает дорогу героям сказок;       

    Полотенце – часто в сказках превращается в реку;

    Топор – «Каша из топора»;

    Яйцо – «Курочка Ряба»;

    Зайчик – «Колобок»;

    Корова – «Хаврошечка»;

    Конь – «Сивка-бурка»;

    - Но у многих слово «Русь» неотделимо от слова «Волга»

(читается стихотворение П. Хузангая).

    Волга! Волга! В песнях старых,

    К нам дошедших из веков,

    Ты прославлена недаром

    На десятках языков.

                        Светлый плёс, крутые спуски…

                        Как их, словом передашь?

                        «Матушка»- воскликнет русский,-

                        «Батюшка»- вздохнет чуваш.

    - Где же она, Чувашия?

    Там где Волга круто поворачивает своё течение на юг, между реками Сурой и Свиягой лежит страна чувашей.

    Прекрасна Чувашия лесами. Они богаты дичью, лесными озёрам, протоками, грибами, ягодами, орехами, дикими яблоками.

    Войдёшь в дубраву, и перед тобой предстанут могучие великаны-столетние дубы, словно баторы, стоящие на страже родной земли и невольно вспоминаются старинные предания.

    Чувашия - край звучных песен, поэтических легенд  героических сказаний. В них вся душа народа: доброго, трудолюбивого, искусного.

(Звучит г/запись).

    Замечательные люди трудятся на полях, фабриках и заводах Чувашии. А вышивки чувашских умелиц славятся на весь мир. Их вышивка подобно застывшей музыке в них, как и в песнях отражена поэтическая душа народа.

    Чувашские умельцы доставляли на ярмарки народов Поволжья все плоды своего мастерства. Особым успехом пользовался мед, настоянный на ароматных травах, не менее густое и душистое, как мед, домашнее пиво, и, конечно же, знаменитый чувашский «шартан». Старики и сейчас рассказывают: мол, когда-то прохаживались по рядам на ярмарке далёкие заморские гости, английские купцы, искали, что подиковинней да пооригинальней. Случайно натолкнулись на шартан, попробовали: вроде обычное мясо, а приготовлено так, что пальчики оближешь. И скупили его англичане по всей ярмарке, повезли домой.

    Третий конкурс:1. «Буквы перепутались» - собрать слово из отдельных букв (Алатырь).

                                 2. Назвать города Чувашии.

    - И наш великолепный город Алатырь, наша маленькая родина тоже находится в Чувашии.

    Много хранит Алатырь преданий о своём названии, известно несколько из них.

    1-ое предание: в 1481г. татарский историк Хюсам-Эддин в «Болгарских повествованиях» отметил, что на слиянии двух рек находилось древнее городище Алатур, входившее в состав Казанского ханства.

    2-ое предание: в 1552 году царь заложил деревянное укрепление. Жителей из других городов велел населить, а мордвина Алата перевести повелел главою крепости.

    3-е народное предание: «На море океане, на острове Буяне лежит бел горюч камень Алатырь… Вот где надо искать».

    - А когда же был основан город Алатырь?

    Народное предание гласит:

         «4 августа 1552 года по указу царя Иоанна Васильевича Грозного на реке Суре и при устье реки Алатырка был основан город Алатырь».

    -Какой был вид древнего Алатыря?

    Это была крепость. Она имела форму пятиугольника и была ограждена снаружи рвом, а внутри бревенчатой стеной с дозорными башнями. На каждой дозорной башне была пушка. Башни были дубовые, рубленые в четыре угла с чердаками, крышами и лестницами внутри. Одна из башен была главной.

    В 1670 году во время Крестьянской войны под предводительством Степана Разина восставшие крестьяне овладели Алатырем и сожгли крепость, после подавления восстания была построена новая крепость, которая сгорела в 1731 году и больше уже не восстанавливалась.

    В 18 веке Алатырь становится и торговым пунктом. Алатырские купцы вели оживленную торговлю хлебом, вывозили его в различные города, содержали винокуренные, лесопильные заводы.

    В 1780 году - Алатырь получил свой герб.

    В верхней части щита - в синем поле на белом столбе золотая корона… в означении того, что город принадлежит Симбирскому помещичеству. В нижней части щита - 3 золотых колчана, наполненных стрелами, в красном поле, в знак того, что жители этих мест это орудие с похвалою употреблять умели.

Четвёртый конкурс (народы каких национальностей проживают в нашем городе). Подводятся итоги конкурсов – побеждает дружба.

    Вывод: люди, живущие в нашем городе, независимо от того какой они национальности живут и работают на благо родного города.

    «Растёт из года в год Алатырь мой.

    И наш народ о нём слагает песни и поёт.

    О зелени его и простоте,

    И о таинственной той красоте,

    Которою наделена его природа».

    Ребята вместе с учителем поют песню об Алатыре (музыка А.Лиманского, слова И. Львовой).

назад