Добрый день!
Сделать стартовой страницей
Меню сайта
  • Главная

  • Вырнуться в раздел

  •  

Учителя

Интегрированный урок по чтению и русскому языку во 2-ом классе.

 

 

Цели и задачи:

1.Познакомить учащихся с новым стихотворением русского поэта А. С. Пушкина «Гонимы вешними лучами».

2.Закрепить знания о словах,отвечающих на вопросы: что делать?, что делает?, что делал? и о словах, отвечающих на вопросы,: какой?, какая?, какое?, какие?

3.Повторить всё о словах, которые обозначают действие предмета и о словах, которые обозначают признак предмета.

4.Познакомить учащихся с народными приметами весны.

5.Научить пользоваться яркими красочными выражениями о весне при составлении предложений.

6.Познакомить учащихся с картиной русского живописца И. Левитана «Весна- большая вода.»  

 

Оборудование: 1) распечатанное стихотворение А.С. Пушкина; 2) рисунок «Ледоход»; 3) репродукция с картины Левитана; 4) портрет А.С. Пушкина;5) подсвечник, свеча, чернильница, перья;6) г/запись Чайковского «Весна» из цикла «Времена года»;7)открытка, на которой изображены пчёлы в улье; 8) народные пословицы о весне; 9) «фонарики- орфограммы» (вырезанные из цветной бумаги кружки, прикрепляющие на липучке к доске).

 

ПЛАН- КОНСПЕКТ

1.Организационный момент.

2. Постановка целей и задач.

    Сегодня необычный урок. Мы поговорим о великом русском поэте А. С. Пушкине, познакомимся с его стихотворением, а так же повторим всё, что вы знаете о словах, которые обозначают признаки предмета и действия предмета. Поработаем по картине русского художника И. Левитана. Нам предстоит большая работа, и я надеюсь, что мы с ней достойно справимся.

 3.Рассказ учителя о Пушкине.

 На доске портрет поэта, дата рождения(6июня 1799г.) и дата гибели(10 февраля 1836г.), звучит лирическая музыка.

   - Александр Сергеевич Пушкин! Когда впервые каждый услышал это имя? Может быть в колыбели, когда слушали напевное пение бабушки? Или лёжа в кроватке, слушая дивные сказки мамы? Пушкин приходит к нам в раннем детстве. Трудно найти человека, который не знал бы и не любил замечательные произведения этого великого сына земли русской.

    Прошло более 160 лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему всё так же не ослабевает, стих его становятся нам всё ближе, дороже, нужнее.

    Пусть эта свеча, которая загорится на столике поэта, свеча памяти горит и напоминает нам о том, что Пушкин живёт в наших сердцах.

    А вот эти перья-ручки будут наградой тем, кто в течение всего урока будет активно работать, выразительно читать, правильно красиво говорить.

 4. Первичный анализ стихотворения.

    -Сегодня мы познакомимся со стихотворением А.С. Пушкина «Гонимы вешними лучами». Вам могут встретиться непонятные слова и словосочетания (они выписаны на доске).

    вешними лучами – весенними;

    с окрестных гор – с гор, которые находятся недалеко вокруг (близко);

    дань полевая – в старину отдавали дань, налог, который отдавали побеждённые;

    келья восковая – маленькая комната монаха; здесь - жилище пчелы (показать открытку);

    -А сейчас прослушайте стихотворение в моём исполнении и затем скажите, какие чувства, какое настроение оно в вас вызвало?

 5. Вторичный анализ.

    -Прочитайте стихотворение ещё раз и найдите в тексте слова, по которым вы определили, что наступила весна.

   

    Гонимы вешними лучами

    С окрестных гор уже снега

    Сбежали мутными ручьями

    На потопленные луга.

    Улыбкой ясною природа

    Сквозь сон встречает утро года

    Синея блещут небеса.

    Ещё прозрачные леса

    Как будто пухом зеленеют.

    Пчела за данью полевой

    Летит из кельи восковой.

    Долины сохнут и пестреют,

    Стада шумят, и соловей

    Уж пел в безмолвии ночей.

 6.Русский язык.

    -Ещё раз обратите внимание на словосочетания, которые выписаны на доску.

    - вешними лучами;

    - На какой вопрос отвечает слово «вешними»?

    - Что это слово обозначает?

    -Какими другими словами близкими по смыслу можно заменить его?

 Получается следующая запись:

    Лучами (какими?) весенними, тёплыми, солнечными.

    Келья (какая?)  восковая, пчелиная, удобная.

    Небеса (какие?) голубые, высокие, яркие.

 Расставляем « фонарики- орфограммы».

    -Найдите в тексте и прочитайте слова, которые обозначают действие предмета.

    -На какие вопросы они отвечают?

 Получается следующее:

    (Снега) сбежали, (природа) встречает, (небеса) блещут, (леса) зеленеют, (пчела) летит, (долины) сохнут и пестреют, (стада) шумят, (соловей) пел.  

 Выделенные слова записываем в тетради.

 7. Работа по картинам.

    - Посмотрите на доску и на обложку своих книжечек.

    - Какой рисунок вы там видите?

    - Как вы думаете, какое время года изображено на нем        (какой месяц)?

    - Почему апрель?

    - А знаете ли вы, что апрель в народе называют снегогоном?         

    - Народ говорит (запись на доске):

 Апрельские ручьи землю будят.

 Апрель воду подбирает, цветы раскрывает.

    -Объясните смысл пословиц.

    -Следующую картину написал великий русский художник И. Левитан, называется она « Весна - большая вода».

    -Чем похожи картины?

    -Чем отличаются?

    -Какая страна (земля) изображена на этих картинах? (русская, Русь)                                        

    -Как, по каким признакам узнали?

 8.Выборочное чтение.

    -Найдите и прочитайте, как об апреле говорит А.С.Пушкин.

    -А вот вторая часть стихотворения больше относится к следующему весеннему месяцу.

    -Какому?

    -Прочитайте.

 9.Работа в тетрадях по русскому языку.

    -Запишите первую пословицу, подчеркните главные члены предложения.

 10.Выразительное чтение стихотворения учениками.

 11.Составление предложения.

    -Ещё раз внимательно посмотрите на картину Левитана, прослушайте музыку Чайковского и  придумайте предложение о русской весне.

(лучшее предложение записываем)

 12.Подведение итогов.

    (наиболее отличившимся ученикам вручаются ручки-перья)

    -С каким новым стихотворением познакомились?

    -Кто его написал?

    -Ещё что нового узнали?

    -Что закрепили, повторили?

    -Я думаю, что где бы вы ни были, в какой бы стране не находились всегда вам вспомнится и наша река, и наши березки, и наш маленький городок. И, конечно же, мы всегда будем гордиться поэтом земли русской - А.С.Пушкиным, который любил свой народ, свою землю, свою Родину.

    -Спасибо за урок.

назад