Язык Бейсик

Алфавит языка

В любом учебнике иностранного языка вначале дается его алфавит, т. е. набор символов для записи слов, предложений и всевозможных понятий этого языка. У языка Бейсик тоже есть алфавит, который содержит в себе следующие символы: Заглавные (или прописные) буквы латинского алфавита: А, В, С, D, E, F, G, H, I, J, К, L, M, N, О, Р, Q, R, S, T, U, V, W, X, Y, Z. При наборе программы, впрочем, нет нужды следить за тем, чтобы буквы были заглавными. Интерпретатор сам изменит строчные буквы на заглавные.

Арабские цифры: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0.

Разделители: , (запятая), ; (точка с запятой), . (точка), : (двоеточие), ' (апостроф), " (кавычки), ( (открывающая скобка), ) (закрывающая скобка), символ <Пробел>.

Знаки арифметических операций: + (сложение), — (вычитание), * (умножение), / (деление), л (возведение в степень).

 Знаки операций отношений: > (больше), < (меньше), = (равно), <> (не равно), >= (больше либо равно), <= (меньше либо равно).

Арифметика в Бейсике

Если хочешь быть программистом, надо дружить с математикой. Начнем?
Итак, компьютер умеет вычислять элементарные арифметические выражения. Но для того, чтобы он смог это сделать, мы должны представить это самое выражение в понятном ему виде, а именно:

в отличие от арифметики, выражение должно быть записано в одну строку безо всяких числителей и знаменателей;
для записи арифметических действий допустимо использовать только перечисленные ниже знаки:
+ (сложение, слева от клавиши <Backspace> или на малой цифровой клавиатуре "серый плюс");
- (вычитание, то же, что дефис, или на малой цифровой клавиатуре "серый минус");
* (умножение, там же, где цифра 8 на основной клавиатуре при нажатой клавише <Shift> или на малой цифровой клавиатуре "серая звездочка");
/ (деление, на разных клавиатурах бывает в разных местах или на малой цифровой клавиатуре "серый слэш");
^ (возведение в степень, при выбранном латинском шрифте там же, где цифра 6 на основной клавиатуре при нажатой клавише <Shift>);
() (скобки, там же, где цифры 9 и 0 на основной клавиатуре при нажатой клавише <Shift>).
недопустим пропуск знака умножения между коэффициентом и переменной, как это возможно в алгебре (например, нельзя писать 2х, а надо 2*Х, или нельзя 5d, а надо 5*D);
дробная часть отделяется от целой точкой, а не запятой (нельзя писать 3,14, а надо 3.14);
допустимо опускать в записи десятичной дроби ноль, стоящий перед точкой (вместо 0.123 можно .123).
Чтобы компьютер вычислил выражение правильно, необходимо помнить о приоритете выполнения действий. Тут все как в элементарной математике:

сначала выполняются действия в скобках (в Бейсике скобки используются только круглые, в сложных выражениях они могут быть и двойные и тройные и т. д.);
далее вычисляются функции, если они есть;
затем выполняется возведение в степень,
потом умножение и деление; ;
в последнюю очередь — сложение и вычитание.
Действия одинаковой очередности выполняются слева направо.
Приведем ряд примеров перевода арифметических выражений в пригодный для Бейсика вид.

В арифметике — в Бейсике 1/х
В арифметике в Бейсике 2*х^2
В арифметике в Бейсике (3+4)/(8-6)
Замечание
В последнем случае хочу обратить внимание на обязательность скобок как в числителе, так и в знаменателе. Потому что при записи 3+4/8-6 компьютер сначала произведет деление 4 на 8, затем прибавит 3 и вычтет 6. В ответе получится -2,5 вместо правильных 3,5. Будьте внимательны!

Ну и чтобы закончить с арифметикой, расскажу еще о двух действиях, которые вы навряд ли использовали в школе, а в программировании они могут оказаться весьма полезными. Эти действия применимы только к целым числам!
Первое из них — деление нацело. Для этого действия используется знак \ (так называемый обратный слэш). Компьютер в этом случае делит числа как обычно, но в качестве результата деления представляет только целую часть, отбрасывая дробную. Например:

41\4=10
25\9=2 И Т. Д.
И второе — нахождение целого остатка от деления. Для этого действия нет специального знака и оно выполняется при помощи оператора mod. Оператор mod действует как и предыдущий, но в качестве результата представляет целочисленный остаток от деления. Например:

41 MOD 4= 1
25 MOD 9 = 7
Действия деления нацело и нахождения целочисленного остатка выполняются до обычных умножения и деления.
Если это вам понятно, давайте вычислим несколько выражений.

1. 20\6
2. 20 mod 6
3. 34\4
4. 34 MOD 4
5. 2\5
6. 2 MOD 5
7. 4*7\3 MOD 6/3
8. 24 MOD 5\3
 

назад