РОЖДЕСТВО Христово
В большинстве стран Рождество приходится на 24 декабря, по григорианскому календарю (новый стиль). Некоторые православные церкви, в том числе и Русская православная церковь, а также греко-католики, продолжают праздновать Рождество по юлианскому календарю (старому стилю) - 7 января. В таких странах как Сербия, Черногория и Босния и Герцеговинасочельник называется "Баднидан" или "Бадняк"[1]. Рождественский сочельник считается у празднующих Рождество днём усиленного приготовления к празднику Рождества Христова.
Рождественский пост, усиленная молитва приближали христиан к великому торжеству. Однако древние христиане его не знали, для них Воскресение Христово заслонило собой Рождество. В конце III - начале IV веков христиане начали отмечать Рождество и Крещение Спасителя в один день - 6 января под общим наименованием Богоявления. Эту традицию по сей день сохраняет Армянская апостольская церковь. И только в середине IV века праздник Рождества отделился от Крещения и стал праздноваться Римской церковью 25 декабря[2].
Праздник Рождества Христова - один из дней, когда с наибольшей глубиной и радостью мы переживаем встречу с Богом. До этого торжественного и дивного дня мир и Бог были разлучены грехом, и человек, как бы он ни рвался к встрече с Богом, не мог ее своими силами, без Него, осуществить. И Бог в Своей неизмеримой любви, в Своей милости стал человеком, Он прошел ту грань, которая разделяла человека падшего от вечной жизни и от вечной радости.
- митрополит Антоний Сурожский.
В православии сочельником начинаются святки - две недели зимних праздников, продолжающихся вплоть до крещения, которое празднуется Русской православной церковью 19 января.
Традиции в православии
По традиции, в сочельник принято отказываться от пищи до первой звезды. Сама традиция поститься "до первой звезды" связана с преданием о появлении Вифлеемской звезды, возвестившей о рождении Христа, но в уставе церкви она не записана. Типикон предписывает пост до окончания вечерни, которая сейчас совмещается с литургией и служится утром.[3]
Разговляться принято сочивом или кутьёй. Так делается и в воспоминание древнего обычая, когда готовящиеся к принятию крещения, намереваясь совершить его в Рождество Христово, готовились к таинству постом, а после крещения вкушали мёд - символ сладости духовных даров.
Традиции в католицизме
Строгий пост в рождественский сочельник не является обязательным, но принят в качестве благочестивой традиции во многих католических странах. Вечером в семьях принято собираться на торжественную трапезу с постными блюдами, перед началом которой читают отрывок из Евангелия о Рождестве. В восточноевропейских странах существует обычай преломлять на этой трапезе облатки (рождественские хлебцы)[4]. После окончания семейной трапезы верующие направляются в церковь на богослужение навечерия Рождества.
Богоявленский сочельник
18 января (по юлианскому, или же григорианскому календарю - в разных поместных Церквах различно) - у православных; 5 января - у католиков.
Сочельник в богослужении
[править] Богослужение в Православной церкви
В Навечерие Рождества и Богоявления совершается служба, состоящая из Великих (Царских) Часов с чтением Евангелия, краткого последования Изобразительных, во время которого священнослужители на амвоне читают входные молитвы и облачаются, и великой вечерни с чтением паремий в соединении с Литургией Василия Великого, в Крещенский Сочельник в конце литургии после заамвонной молитвы совершается Великое водосвятие.
Если сочельник (как Рождественский, так и Крещенский) попадает на субботу или воскресенье, то служба Царских Часов с Изобразительными и великой вечерней переносится напятницу, причём в этом случае литургию к ним не присоединяют (то есть в пятницу литургия не совершается в принципе), в сам сочельник в этом случае служится литургия Иоанна Златоуста (водосвятие в Крещенский сочельник всё равно совершается), а в сам праздник (Рождество или Крещение) в этом случае совершается литургия Василия Великого.
ОТ РОЖДЕСТВА ДО КРЕЩЕНИЯ
(Зимние Святки) Календарь
Один из особо почитаемых на Руси праздников - Зимние Святки. Вот как описывает святочную стихию известный бытописатель, этнограф А.А.Коринфский: "Шумят веселые Святки , от самого дня Рождества Христова до праздника Крещения Господня играми да плясками, да песнями на светлорусском просторе привольном потешаются, вещими гаданиями честному люду православному тайные веления судеб открывают. Гудят пиры-беседушки затейные, зеленым вином поливаются, плещут пивом, брагою, медами ставлеными. Что ни день на Святках, то свои поверья, что ни час - новый сказ, корнями живучими приросший к сердцу народному. Гуляет, "святошничает" любящая "веселие" матушка -Русь; положено дедами, прадедами, заповедано гулять - веселиться широкой русской душе по всему святочному обычаю. И словно воскресает на эти дни, сбрасывает с тысячелетних плеч саван векового забвения старина стародавняя…" /Коринфский, 120/
Зимние Святки - праздник многослойный, вобравший в себя обряды и обычаи, связанные с мифологическими и религиозными представлениями, сформировавшимися в различные исторические эпохи.
Архаическую основу зимнего цикла праздников составляют ритуализованные формы проявления солярного культа. В день зимнего солнцестояния, когда начиналась новая солнечная фаза - увеличение светового дня, наши далекие предки совершали обряды в честь Дажьбога - Бога Солнца, животворного благодетельного существа, дающего тепло, энергию, жизнь.
После утверждения христианства на этот архаичный цикл народного земледельческого календаря наложились даты календаря церковного, посвященные памяти о евангельских событиях рождения Христа и крещения его в Иордане.
В Евангелиях не указана точная дата рождения Иисуса и даже время года /Колесникова, 37/. Время празднования Рождества, Богоявления и Крещения было определено христианской церковью в процессе борьбы с языческими культами, которая осуществлялась не внешними принудительными мерами, а "изнутри": "главным методом здесь стало использование христианами самих языческих верований, их очищение и наполнение христианским смыслом" /Колесникова, 38/ . В соответствии с этой тенденцией в день зимнего солнцестояния христиане стали праздновать Рождество Иисуса Христа "как рождение подлинного солнца, вхождение в мир духовного света" /Коринфский, 120/.
Праздник Рождества Христова утвердился после того, как его соединили с праздником Богоявления 6 января в один рождественский цикл. (Между 25 декабря и 6 января проходило 12 дней. Число же 12 у многих древних народов считалось священным). В таком виде 12-дневных Святок Рождество Христово вместе с Крещением перешло к русским славянам после принятия ими в 988 году христианства и заменило празднование дня рождения бога Солнца /см.Колесникова, 38 - 39/.
В народной традиции к этим датам примыкает и празднование Нового Года, дата которого приходится на середину святочного периода (31. XII). Новый Год в России "официально" начали встречать 1 января с 1700 года по Указу Петра Великого, в котором было также разъяснено, каким образом должна происходить встреча Нового Года: "В знак доброго начинания и нового столетнего века поздравлять друг друга в веселии с Новым Годом. По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторые украшения из дерев и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушечек и ружей, пускать ракеты, сколько у кого случится, и зажигать огни. А людям скудным каждому хотя бы по деревцу или ветве на вороты или над храминою своею поставить" /Энциклопедия,13/. Время исчислялось тогда по юлианскому календарю.
Позже, после декрета от 24 января 1918 года, Россия перешла на григорианский календарь. Но поскольку Русская православная церковь продолжала и продолжает пользоваться юлианским календарем, который отстает от григорианского на 13 дней, в России праздник Рождества Христова передвинулся на 7 января. День же зимнего солнцестояния (25 декабря) совпал с днем памяти святителя Спиридона, в результате в "производственно-бытовых" святцах этот день обозначается как Спиридон - Солнцеворот (Солноворот). ("После Спиридона хоть на воробьиный скок, да прибудет денек", - гласит пословица.
Рождеству Христову предшествовал сорокадневный пост (Филиппов или рождественский), который заканчивался Навечерием Рождества или Сочельником 24 декабря (6 января).
"Канун Рождества Христова,- пишет А.А.Коринфский,- должен застать люд православный уже вполне готовым к восприятию благочествой вести о рождении Спаса - Христа, несущего на темную землю светлое благоволение" /Коринфский, 533/. Великому празднику предшествовала духовная подготовка, "шла уборка в домах, топились бани, все - от мала до велика - мылись и надевали чистую одежду. Сочельник было принято ознаменовывать добрыми делами: помогать страждущим и убогим, раздавать милостыню..." /Колесникова, 39/.
В этот вечер все ожидали появления на востоке первой звезды. Согласно преданию, перед Рождеством Христовым на востоке от Вифлеема появилась необыкновенная звезда, которая возвещала о рождении Спасителя.
Когда в Навечерие Рождества на небе появлялась первая звезда, можно было приступать к традиционной трапезе. Перед ее началом у образов в избе зажигалась лампада, у икон ставились зажженные свечи, домочадцы во главе с хозяином дома читали молитвы
В преддверии Рождества уже проявлялась зрелищно-игровая традиция народного праздника, идущая из глубины языческих времен: начинали исполнять обряды гаданий, ряжения, колядования. "Эта языческая традиция ведет начало от празднеств, посвященных солнцу: в декабре оно поворачивается на лето, прибавляется день, люди с нетерпением ждут воскресения природы. Вечер рождественского Сочельника называли в народе Колядами"
Завершался святочный период Крещенским Сочельником. "День Крещенья Господня (Богоявление) Святки кончает, над праздничными гулянками крест ставит, до широкой разгульной Масленицы с многошумным весельем прощается" /Коринфский, 120/.
Народное восприятие христианского праздника Крещения или Богоявления - широкое и многослойное. Праздник Богоявления трудно отделить от дня, ему предшествующего - 5 (18) января - Навечерия Богоявления или Крещенского Сочельника /см. Колесникова, 44/
Крещенский Сочельник - "вечер расставания со святочными забавами. В последний раз ходили по домам ряженые, шумели святочные карнавалы: наступал вечер, полный тайн, волнующих загадок, гаданий" /Энциклопедия, 56/. А.А.Коринфский называет канун Крещения главным днем святочных гаданий /Коринфский, 120/.
В то же время в этот вечер осуществлялись ритуальные действия, связанные с подготовкой к большому двунадесятому празднику Крещения. В этот день принято было держать строгий пост, не принимая никакой пищи вплоть до вечерни /см. там же/. В Крещенский сочельник, как и на Рождество, за стол садились после появления первой звезды /см. Энциклопедия, с.56/. Трапеза, совершаемая в этот вечер, "была намного скромнее, нежели перед Рождеством. Ее называли Голодною кутьей или Голодным святым вечером" /Колесникова, с. 44/.
На вечерне в этот день в храме совершают освящение воды. Освященную богоявленскую воду несли домой и считали ее целебной от всяких болезней /см. Коринфский, 120/, ею окропляли жилые помещения, людей, хлева домашних животных, все хозяйственные службы и постройки, погреба, ульи и т.д. /см. Колесникова, 44/.
Накануне Крещения ставили освященным мелом на всех дверях, оконных рамах и на стенах всех строений знаки креста, чтобы "оградить свое жилье от посещения бесовского" /Коринфский, 121/ "Ходит - гуляет в этот вечер нечистая сила, всяким оборотнем прикидывается, в избу попасть норовит на пагубу святошничающему народу православному. И одна защита против нее, - гласит народное слово, - святой крест" /Там же/. Считалось, что после такого "закрещивания" никакая нечистая сила в дом проникнуть не сможет. /см. Колесникова, 44; Виноградова, 353/.
Действенным средством против нечистой силы считался также крещенский снег. В Навечерие Богоявления его специально собирали, а затем бросали в колодцы, подмешивали в корм скоту. Считалось, сто этим снегом можно исцелить "разные немощи". Воду из него старались хранить долго, ею умывались. Крещенский снег собирали и для бани: согласно поверьям, такая баня "исцеляла все хворости, а женщинам и девицам добавляла красы" /Энциклопедия, 56/.
Двойное название праздника - Богоявление и Крещение - связано с его религиозным смыслом. Оба названия праздника отражают "одно событие - Крещение Иисуса Христа, которое он принял от Иоанна Предтечи и во время которого Дух святый снизошел на Богочеловека в виде голубя и был глас Бога-Отца с небес <…>, глаголющий: "Сей есть сын мой Возлюбленный, в котором Мое благоволение". То есть внутри одного события - Крещения Иисуса Христа - совершилось другое, еще более важное событие - явление всех трех лиц Божества" /Колесникова, 43/.
"Большой комплекс крещенских обычаев, - отмечает Л.И.Виноградова, - был связан с обрядом церковного освящения воды в водоемах" /Виноградова, 353/. Для этого во льду реки или озера пробивалась широкая прорубь, ее называлиИорданью - в честь знаменитой реки, где совершалось крещение Христа. Священники вместе с жителями деревни или города совершали вокруг торжественный крестный ход, затем служился молебен и происходило освящение воды" /Колесникова, 45; Энциклопедия, 59/. "Считалось, что и сама прорубь, и место вокруг нее обладают чудодейственной силой, а вода этой Иордани - целебная".
После освящения воду зачерпывали ведрами, кувшинами, несли в дома, хранили ее целый год, как и святую воду из храма. "Святой богоявленской водой окропляли не только помещения, но промывали вымя коровам, нездоровым или перед отелом, давали пить ребенку или больному члену семьи. Верили, что богоявленская святая вода изгоняет злых духов, противостоит "дурному глазу". К Иордани приходили излечиться больные" /Там же/.
В проруби купались также те, кто во время Святок ходили ряжеными. Тем самым они хотели "смыть с себя бесовскую личину" /Энциклопедия, 59/, стремились снять с себя грех общения с силами нечистыми /Колесникова, с. 45/. В Восточной Сибири этот обычай назывался "купание "чертей" в Иордани". Можно оценить, сколь смелым было купание в проруби в зимнюю стужу, особенно если учесть, что в этот день наступали, как правило, "крещенские морозы", а они "слывут самыми жестокими"
Праздником Крещения завершался зимний цикл Великих годовых праздников. А дальше ждали Масленицу.
З И М Н И Е С В Я Т К И. К Р Е Щ Е Н И Е
12-ДНЕВНЫЕ Святки или святые вечера 25 декабря (7 января) - 6 (18) января
Рождественский Сочельник
Навечерие Рождества Христова
(Щедрый вечер, Богатая кутья) 24 декабря (6 января)
Рождество Христово 25 декабря (7 января)
Канун Нового года
Васильев вечер (Щедрый вечер) 31 декабря (13 января)
Новый год
Васильев день,
День памяти
Святого Василия Великого (330 - 379 гг),
или Василия Кесарийског 1 января (14 января)
Крещенский Сочельник
Навечерие Богоявления, или
Богоявленский вечер (Голодный Святой
вечер, Голодная кутья) 5 (18) января
Крещение Господне
Богоявление 6 (19) января