"Первыми забрали тех, кто ростом был выше 1,5 метра. Нам сказали, встаньте, а я был ростом 1,49. В 1943 дошла очередь и до меня. Попал в Братский запасной полк. Было тяжело, плохие условия, сами понимаете – война! Полуголодные, проводили стрельбы. Приехали товарищи из Москвы, несколько человек взяли в Москву на курсы снайперского дела, я даже из винтовки никогда не стрелял. А остальные, кто остался - попали на Дальний Восток, кто на Восток, а кто попал на Запад – тот погиб.

В 44 году закончил спецшколу - дали звание старшего сержанта. Отправили на II-й Белорусский фронт, к Рокоссовскому, третья армия. Колотили немцев, но счет не вели. В наступлении ранило. А было это 14 января 1945 года…

Прыгнул с немцем в окоп, штыка нет, прикладом бить нельзя прицел собьешь, стрелять тоже не могу. В рукопашной ранило меня осколком, и я потерял сознание. Когда очнулся, помню, как наклонился ко мне генерал, поцеловал и сказал: «Будешь счастливым». Обещали представить к награде. Опять потерял сознание. Очнулся в поезде, когда резали ногу.

После госпиталя (я в гипсе по пояс) отправили в оздоровительный госпиталь в Конаково Калининской области – поместье графа Гагарина. И кормили нас – как графьев, сколько захотим, правда, из железных мисок…. В Чебоксары привезли в сопровождении медсестры, думали, что жена. Но женился я позже, встретил свою половину в санатории в Башкирии…

Вот сегодня все ужасы войны вспоминать не хочется. Хочу написать благодарность Президенту за внимание к участникам войны…"

 

слушала Владислава Алексеевича

студентка факультета журналистики

ЧГУ им. И. Н. Ульянова

Ирина Семенова