1. Социально-экономическая
и общественно-политическая обстановка в Чувашской
Республике
Чувашская Республика расположена в центре Европейской
части России на правобережье р. Волги. Чебоксары восточнее Москвы на
Республика является крупным транспортным узлом, в
котором пересекаются железнодорожные, водные и автомобильные магистрали.
Чебоксары имеют устойчивое автомобильное сообщение со
всеми административными районами республики.
В республике 21 сельский район и 9 городов, в том
числе 5 – республиканского подчинения, 4 – районного; 8 поселков городского
типа, около 1700 сельских населенных пунктов.
В Чувашии много старинных городов. Самый древний из
них – Чебоксары (впервые упомянут в летописи в
Численность постоянного населения Чувашской Республики
на 1 января 2010 года составила 1278,4 тыс. человек, в том числе проживающих в
городах – 741,8 тыс. человек (58,0%), в сельской местности – 536,6 тыс. человек
(42,0%). За год численность жителей республики уменьшилась на 1007 человек (на
0,1%). Сокращение численности населения произошло из-за естественной убыли
населения (1389 человек). Миграционный прирост населения компенсировал
естественную убыль населения на 27,5%.
В 2009 году увеличение численности населения
отмечалось в городах Чебоксары – на 3499 человек, Новочебоксарск – на 490,
Канаш – на 123, Цивильск – на 91, Мариинский Посад – на 59 человек. В сельской
местности только в Чебоксарском районе миграционный прирост (225 человек)
компенсировал потери населения за счет естественной убыли (-12 человек).
Почти три четверти городского населения (71,8%)
проживает в городах Чебоксары и Новочебоксарск.
Плотность населения Чувашии 71 человек на 1 кв. км.
Это один из самых высоких показателей в России (в среднем по России – 8,3
человека на кв. км, в Приволжском федеральном округе – 29,8).
Одной из особенностей структуры населения Чувашской
Республики является многонациональность. За многие годы в Чувашии не было ни
одного межэтнического конфликта. В настоящее время 95% населения придерживаются
православной религии, 3% – ислама, 1% – протестантизма, 1% – других религий.
В Чувашской Республике зарегистрировано 13
региональных отделений политических партий. Общественно-политическая ситуация в
республике также остается стабильной.
Основная часть работающего населения сосредоточена в
таких отраслях экономики, как: обрабатывающие производства – 115 тыс. чел.,
образование – 56 тыс. чел., сельское хозяйство – 40 тыс. чел.,
здравоохранение и социальное обеспечение – 38 тыс. чел. Около 102 тыс. чел.
приходится на субъекты малого предпринимательства.
Агропромышленный комплекс является одним из крупнейших
и важнейших секторов экономики Чувашской Республики. В сельском хозяйстве
создается 13% валового регионального продукта, сосредоточено более 12% основных
производственных фондов.
Современный промышленный комплекс республики включает
свыше 360 крупных и средних предприятий и более 750 предприятий малого бизнеса.
Промышленные предприятия сконцентрированы в основном в городах республиканского
значения. В них выпускаются электрические аппараты, электронные приборы и
автоматы. Имеются 2 крупнейших химических предприятия, завод по выпуску
промышленных тракторов. Республика является крупным производителем
электроэнергии.
Социально-экономическое положение Чувашской Республики
в течение текущего года характеризовалось повышением уровня жизни населения, значительным
ростом объемов промышленного производства, инвестиций в основной капитал,
жилищного строительства, работ, выполненных по договорам строительного подряда,
розничной торговли и внешнеторгового оборота.
Среднесписочная численность работающих в организациях
республики в январе-ноябре 2009 года составила 383,9 тыс. человек (92,7% к АППГ).
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в январе-ноябре 2009
года составила 11313,0 рубля и по сравнению с январем-ноябрем 2008 года
увеличилась на 1,7%. В ноябре 2009 года средняя заработная плата составила
11798,1 рубля (105,4% к АППГ).
Общий оборот розничной торговли во всех каналах
реализации (с учетом экспертной оценки объема неорганизованного ввоза и продажи
товаров на рынках и ярмарках) в I квартале 2010 года составил 18116,5 млн.
рублей, в том числе оборот розничной торговли торгующих организаций и
индивидуальных предпринимателей, реализующих товары вне рынка, – 15546,2 млн.
рублей, или 85,8 от общего оборота розничной торговли.
В отчётном периоде населению республики оказано
платных услуг на 6397,2 млн. рублей, в том числе организациями, не относящимися
к субъектам малого предпринимательства – на 4496,7 млн. рублей (70,3% от общего
объема реализации платных услуг) и субъектами малого предпринимательства – на
1900,5 млн. рублей (29,7%).
Фактическая
стоимость нового строительства для застройщика отдельно стоящих жилых домов
квартирного типа без пристроек, надстроек и встроенных помещений (без
индивидуальных жилых домов, построенных населением за свой счет и с помощью
кредитов) составила 429442 тыс. рублей.
Рис.1. Иностранные граждане и лица без гражданства, поставленные
на миграционный учёт
Основную долю мигрантов, находящихся на территории республики,
составляют граждане государств-участников СНГ.
Местами наибольшего скопления мигрантов на территории республики
являются розничные рынки и строительные объекты. Большая часть из них проживает
в частном жилом секторе.
Основная доля поставленных на учёт по месту пребывания – это
иностранные граждане, прибывшие с частными целями (49,4%), с целью
осуществления трудовой деятельности (14,6%), с туристическими целями (4,1%), с
целью осуществления деловых поездок (1,6%), для временного проживания (1,4%), в
целях обучения (0,9%) (рис. 2).
Рис.2. Иностранные граждане, поставленные на учёт по
целям пребывания
Основная доля поставленных на учёт по месту пребывания – это
иностранные граждане, прибывшие из Узбекистана (15,2%),Украины (13,8%), Таджикистана
(9%), Казахстана (8,5%), Азербайджана (6%), Молдовы (5,9%), Беларусь (5,3%), Германии
(5,3%), Армении (3,2%), США (2,4%), Турция (2,4%) и т.д. (рис. 3).
Рис.3. Иностранные граждане, поставленные на
миграционный учёт
по месту пребывания (по странам)
На учёте в УФМС России по Чувашской Республике в качестве приглашающих организаций
состоит 72 юридических лица (АППГ – 89), количество оформленных приглашений
иностранным гражданам осталось на уровне прошлого года и составило 202.
Оформленных виз на въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам и лицам
без гражданства увеличилось в 3 раза (с 46 до 140), из них учебных виз увеличилось
в 2 раза (с 30 до 63), рабочих – в 13 раз (с 4 до 55).
На 6,3% (со 176 до 165) уменьшилось количество выданных разрешений на
временное проживание, а количество выданных видов на жительство увеличилось в 5
раз (с 2 до 10).
Продолжается работа по формированию государственной
информационной системы миграционного учёта (ГИСМУ). Важнейшим звеном данной
системы является Центральный банк данных по учёту иностранных граждан, временно
пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации. В целях
создания указанной базы данных во всех территориальных подразделениях УФМС
России по Чувашской Республике ведётся внесение в государственную
информационную систему миграционного учёта сведений о регистрации иностранных
граждан по месту жительства, а также о постановке иностранных граждан по месту
пребывания, об оформленных приглашениях на въезд в Российскую Федерацию
иностранных граждан, виз, разрешений на временное проживание, видов на
жительство.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона
Российской Федерации № 109-
Оперативная обстановка в республике, связанная с
пребыванием на территории иностранных граждан и лиц без гражданства,
характеризовалась снижением совершенных в отношении них преступлений в 2 раза
(с 16 до 8). Вместе с тем, несмотря на общую тенденцию к снижению, рост
совершенных преступлений наблюдается в Калининском районе г. Чебоксары (с 1 до 6).
Таблица 1.
Сведения о преступлениях, совершенных в отношении ИГ и ЛБГ, и совершенные ИГ и
ЛБГ в отношении граждан РФ за 3 мес. 2009-2010 гг.
Следует отметить, что количество преступлений,
совершенных иностранными гражданами в отношении граждан Российской Федерации,
увеличилось в 2,5 раза (с 11 до 27). Рост совершенных преступлений наблюдается
в Алатырском (с 1 до 3), Аликовском, Моргаушском, Порецком, Цивильском (с 0 до
1), Чебоксарском (с 1 до 14) районах и г. Новочебоксарск (с 1 до 4) (табл.
1).
Иностранными гражданами и лицами без гражданства в
отчетном периоде совершено 27 преступлений против жизни и здоровья, против
свободы, чести и достоинства личности, против собственности, в сфере
экономической деятельности, против здоровья населения и общественной
нравственности, против безопасности движения и против государственной власти
(табл. 2).
Таблица 2.
Сведения о преступлениях, совершённых ИГ и ЛБГ (по статьям УК РФ)
Иностранные граждане, совершившие преступления, – это граждане
Украины – 16, Беларуси, Азербайджана – по 2, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана
– по 1, ЛБГ – 4, из них 11 – без постоянного источника дохода, 14 – пенсионер, 1
– наёмный рабочий, 1 – предприниматели без образования юридического лица (рис. 4).
Рис.4. Количество
иностранных граждан, совершивших преступления (по странам)
Доля преступлений, совершённых иностранными
гражданами, от общего количества зарегистрированных преступлений в Чувашской
Республике в отчётном периоде составила 0,47% (АППГ – 0,17%), доля преступлений,
совершённых в отношении иностранных граждан, составила 0,14% (АППГ – 0,24%).
Значительное количество иностранных граждан и лиц без
гражданства, пребывающих на территории Российской Федерации, придаёт особое
значение работе Службы по отбору и привлечению благонадежной категории
мигрантов, их успешной адаптации или интеграции, а также нейтрализации
возможных отрицательных последствий увеличения доли мигрантов относительно
населения Российской Федерации. На решение данной задачи направлена
деятельность УФМС России по Чувашской Республике по учёту иностранных граждан и
лиц без гражданства и по предупреждению и пресечению незаконной миграции.
УФМС России по Чувашской Республике, в пределах
предоставленных законом полномочий, совместно с МВД по Чувашии проводит целевые
оперативно-профилактические мероприятия и специальные операции по выявлению
каналов незаконной миграции, нарушений порядка пребывания иностранных граждан и
лиц без гражданства на территории Российской Федерации и соблюдения правил
привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности,
а также выполняет функции по проведению обязательной государственной
дактилоскопической регистрации.
На постоянной основе осуществляется обмен информацией
с УФСБ России по Чувашской Республике, МВД по Чувашии, Прокуратурой Чувашской
Республики о миграционном контроле и учёте иностранных граждан и лиц без
гражданства, незаконно пребывающих на территории Российской Федерации, а также
об угрозах экстремистского и террористического характера, о деятельности
религиозных организаций деструктивной направленности, молодёжных группировках
радикального толка.
В МВД по Чувашии периодически предоставляются сведения
об иммиграционном контроле и учёте иностранных граждан и лиц без гражданства,
незаконно пребывающих на территории Российской Федерации, а также лицах, въезд
которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Организовано взаимодействие с сотрудниками отряда
пограничного контроля в международном секторе Чебоксарского аэропорта по
осуществлению миграционного контроля и борьбе с незаконной миграцией.
В результате проводимой работы на территории
республики организованных каналов нелегальной миграции не выявлено.
Совместно с МВД по Чувашии принят ряд мер по противодействию негативным
социальным процессам, которые влияют на криминализацию общества. В связи с
кризисными явлениями в экономике создан ситуационный центр, проводится
мониторинг экономической деятельности.
Необходимо отметить, что значительную роль в осуществлении
превентивного воздействия на лиц, склонных к совершению противоправных деяний,
играют специальные операции. В ходе проведения этих операций особое внимание
уделяется выявлению лиц, незаконно пребывающих в республике, а также граждан,
причастных к совершению преступлений. Особое внимание уделяется проверке
объектов, на которых осуществляют трудовую деятельность граждане иностранных
государств.
В целях предупреждения и пресечения нелегальной
миграции, усиления государственного контроля в сфере миграционных отношений, а
также воспрепятствования перемещению незаконных мигрантов в пределах республики,
подразделениями УФМС России по Чувашской Республике совместно с МВД по Чувашии в
отчётном периоде проведены оперативно-профилактические мероприятия «Жилой
сектор», «Маршрутка», «Магистраль» и «Регион».
Совместно с органами внутренних дел организованы
проверки на объектах жизнеобеспечения, транспорта, связи и иных стратегических
объектах на предмет выявления фактов внедрения активистов террористических и
экстремистских организаций в среду трудовых мигрантов.
Количество проведенных мероприятий по выявлению
нарушений миграционного законодательства возросло в 10 раз (с 167 до 1637), из
них совместно с органами внутренних дел – в 7,7 раза (с 111 до 861) (рис. 5).
Рис.5. Количество
мероприятий по выявлению нарушений миграционного законодательства за 3 мес. 2009-2010
гг.
Количество проверенных объектов в ходе операций возросло на 35,7% (с 2073
до 2814), в том числе объектов бытового обслуживания – 37,5%, сельскохозяйственных
предприятий – 57,9%. В то же время, снижение количества проверенных объектов
произошло в сфере строительства – на 20,0%, промышленных предприятий – 29,6%,
торговых объектов – 18,3%. Проверено 582 места пребывания (проживания)
иностранных граждан.
Рис.6.
Состояние административной практики за 3 мес. 2007-2010 гг.
Важнейшим
профилактическим рычагом воздействия на преступность является административная
практика (рис. 6).
За
отчётный период иностранными гражданами и лицами без гражданства совершено 243 административных
правонарушения, связанных с правилами въезда в Российскую Федерацию либо
режимом пребывания (проживания) в Российской Федерации (ст. 18.8 КоАП РФ).
По итогам наложено административных штрафов на сумму 440 тыс. рублей, сумма
взысканных административных штрафов составила 69,1%.
На 6% (с 50 до 53) возросло количество
административных правонарушений за незаконное осуществление иностранными
гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности в Российской
Федерации (ст. 18.10 КоАП РФ). Взыскано 45% административных штрафов.
Также на 92% (с 50 до 96) увеличилось количество
административных правонарушений, совершенных российскими гражданами, а также
постоянно проживающими в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами
без гражданства и должностными лицами, не обеспечивающими соблюдение правил
пребывания приглашенных ими иностранных граждан (ст. 18.9 КоАП РФ).
Всего за отчётный период выявлено 160 иностранных
граждан и лиц без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской
Федерации.
Проводится
работа по реализации Федерального закона от 25 июля
Также в ИЦ МВД
по Чувашии выставляются учётные карточки на иностранных граждан и лиц без
гражданства, совершивших административные правонарушения.
Количество
выдворенных в соответствии с постановлениями судов иностранных граждан за
нарушение правил пребывания в Российской Федерации увеличилось на 19% (с 21 до 25),
выдворенных в принудительном порядке – на 13,3% (с 15 до 17). Кроме того, в
отношении иностранных граждан, подвергнутых административному выдворению, направлено
23 представления о закрытии въезда в Российскую Федерацию.
В целях обеспечения правопорядка и общественной
безопасности в отчётном периоде систематически проводились мероприятия по
отработке жилого сектора, проверке рынков, предприятий города и районов. При
этом выявлено и составлено на нарушителей паспортных правил на 1% больше
протоколов об административных правонарушениях по сравнению с АППГ. Взыскано 83,6%
(АППГ – 58,5%) административных штрафов.
Организационная и практическая деятельность сотрудников
УФМС России по Чувашской Республике в I квартале т.г. строилась в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации, регулирующим процессы миграционных
отношений, решении коллегии ФМС России от 29 января
Состояние, организация и результаты работы по
выполнению миграционного законодательства и предупреждению правонарушений, связанных
с иностранными гражданами, систематически рассматриваются на оперативных совещаниях
при начальнике Управления. За отчётный период проведено 10 оперативных совещаний.
Осуществляется чёткий контроль за исполнением
поручений, содержащихся в решениях оперативных совещаний при начальнике
Управления, а также решений коллегий ФМС России.
Ведётся тесное взаимодействие с органами местного
самоуправления, различными организациями, ведомствами, в компетенцию которых
входит рассмотрение вопросов службы.
22 января т.г. принято участие в совещании при
Министре внутренних дел Российской Федерации в режиме видеоконференции по
вопросу подготовки подразделений ОВД и ФМС России к обеспечению правопорядка и
общественной безопасности в период празднования 65-годовщины Победы в Великой
отечественной войне 1941-1945 годов.
29 января т.г. принято участие в расширенном заседании
коллегии ФМС России в режиме видеоконференции по итогам служебной деятельности ФМС
России за 2009 год и задачах по реализации государственной миграционной
политики в 2010 году. В мероприятии также приняли участие представители органов
государственной власти и федеральных органов исполнительной власти Чувашской
Республики.
04 февраля т.г. принято участие в заседании
Правительственной комиссии по подготовке и проведению Всероссийской переписи
населения 2010 года.
12 февраля т.г. проведено совместное совещание с
представителями Территориального органа Федеральной службы государственной
статистики по Чувашской Республике по вопросам состояния работы по подготовке к
Всероссийской переписи населения 2010 года и по заполнению листков статистического
учёта мигрантов.
25 февраля т.г. принято участие в
совещании с представителями Центральной избирательной комиссии Российской
Федерации в режиме видеоконференции, а также в заседании Комиссии по проведению
административной реформы в Чувашской Республике.
26 февраля т.г. принято участие в заседании Оперативного штаба МВД по Чувашии по
профилактике правонарушений.
10 марта т.г. проведено совместное совещание с представителями
Управления федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике по
вопросу повышения эффективности взыскиваемости административных штрафов за
совершение административных правонарушений в сфере миграции.
11 марта т.г. принято участие в заседании оперативного
штаба МВД России в режиме видеоконференции по вопросу готовности к охране
правопорядка и обеспечению безопасности в ходе проведения выборов депутатов
законодательных органов государственной власти 14 марта 2010 года.
18 марта т.г. принято участие в
заседании Оперативного штаба в Чувашской Республике по осуществлению антитеррористической
деятельности.
Кроме того, по итогам работы за 1 квартал 2010 года
главными кураторами территориальных подразделений Управления принято участие в
рабочих совещаниях при начальниках территориальных подразделений, где подведены
итоги работы за отчетный период.
В связи с
негативными процессами, происходящими в экономике, наблюдается спад численности
иностранных граждан, въезжающих в республику с целью осуществления временной
трудовой деятельности.
В условиях необходимости обеспечения приоритетности
трудоустройства российских граждан, квота на выдачу иностранным гражданам
разрешений на работу в 2010 году сокращена для республики в 3,7 раза и
составляет 750 (АППГ – 2825) разрешений на работу.
По состоянию на 1 апреля т.г. количество привлекаемых
иностранных работников составило 663 (АППГ – 798) человека, что составляет 0,1%
от общей численности занятого населения республики.
Хозяйствующим субъектам выдано 8 разрешений на
привлечение и использование иностранных работников, для приглашения
специалистов из стран с визовым порядком въезда в Российскую Федерацию.
Количество выданных разрешений на работу иностранным гражданам увеличилось на
5,6% (с 178 до 188).
Общая численность работавших иностранных
работников по сравнению с АППГ уменьшилась на 23,7 % и составила 855 (АППГ – 1120)
человек. Абсолютное большинство иностранных работников (88,5%) или 757 человек
– это граждане государств-участников СНГ, въехавшие в Россию в безвизовом
порядке. Временных трудовых мигрантов из стран с визовым порядком въезда в Российскую
Федерацию привлекалось работодателями численностью 98 (АППГ – 52, +47%).
Процент использования квот по выдаче разрешений на
работу иностранным гражданам составил 12,9% (АППГ – 6,3%), по выдаче
приглашений иностранным гражданам с целью осуществления ими временной трудовой
деятельности в РФ – 1,4% (АППГ – 7,7%).
По состоянию на 1 апреля т.г. 281 хозяйствующий
субъект использует труд 661 иностранного работника.
Большая часть иностранных работников – 38,1% заняты в сфере обрабатывающего
производства, 28,0% – в сфере торговли, 16,0% – в сфере строительства, 9,1% – в
сфере сельского хозяйства, 3,4% – в сфере транспортного обслуживания, 2,5% – в
сфере предоставления услуг, 1,7% – в сфере экономической и финансовой
деятельности, 1,2% – в сфере науки и образования (рис. 7).
Рис.7.
Использование иностранной рабочей силы по сферам деятельности
Абсолютное большинство иностранных работников, привлекаемых
работодателями, – это граждане государств-участников СНГ. Из общей численности
иностранных работников 49,3% составляют граждане Узбекистана. В республике
использовался также труд иностранных работников из Таджикистана (13,4%), Армении
(8,3%), Азербайджана (7,4%), Украины (5,6%), Молдовы (1,8%), Кыргызстана (0,8%),
Казахстана (0,8%) и других государств (12,7%) (рис. 8).
Рис.8.
Основные страны исхода иностранной рабочей силы
По сравнению с аналогичным
периодом прошлого года незначительные изменения претерпели показатели занятости
иностранных работников по видам экономической деятельности. Как и в 2009 году,
наибольший процент иностранной рабочей силы трудоустроен на системообразующих
предприятиях Холдинговой компании «Тракторные заводы», таких как ООО
«Промтрактор-Промлит», ОАО «Промтрактор», ОАО «Чебоксарский агрегатный завод». По
состоянию на 1 апреля т.г. на этих предприятиях работают 90 (АППГ – 168) иностранных
работников, что на 46% меньше чем в 2009 году.
Среди безработных граждан,
вставших на учёт в органах службы занятости, числятся 2 иностранных гражданина.
Еженедельный мониторинг в сфере использования
иностранной рабочей силы, проводимый совместно с Минэкономразвития Чувашии,
Госслужбой занятости Чувашии, показывает, что средняя численность безработных
иностранных граждан, находящихся на территории Чувашии, не выехавших по
истечению срока постановки на миграционный учёт по месту постоянного
жительства, составляет не более 10-15 человек.
За период мониторинга с 31 октября
Всего с начала 2010 года поступило
85 уведомлений работодателей о расторжении трудовых отношений с иностранными
работниками.
В соответствии с требованиями Федерального
закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в
связи с досрочным расторжением трудовых договоров и выездом на постоянное
жительство за пределы Российской Федерации, за нарушение трудового
законодательства, несвоевременное предоставление справок о медицинском освидетельствовании
аннулировано 63 (АППГ – 140) разрешения на работу, выданных иностранным работникам.
Остаются актуальными вопросы организации более тесного
взаимодействия Управления с другими заинтересованными органами по вопросам
обмена информацией, формируемой при осуществлении надзорно-контрольных
полномочий; осуществления совместных проверок в сфере использования иностранной
рабочей силы, пресечения и профилактики правонарушений в сфере миграции и
регулирования трудовых отношений работодателя с иностранными работниками; по
обеспечению базового уровня защиты прав и законных интересов трудовых
мигрантов.
Совместно с Государственной инспекцией труда
разработан и реализуется план совместных проверок работодателей, использующих
труд иностранных рабочих, по контролю за соблюдением требований миграционного
законодательства Российской Федерации в части привлечения и использования
иностранной рабочей силы, обеспечения режима пребывания и проживания
иностранных граждан, также трудового законодательства Российской Федерации.
В результате совместных усилий правоохранительных,
контролирующих органов, работы Ситуационного центра МВД по Чувашии и УФМС
России по Чувашской Республике, администраций хозяйствующих субъектов удалось
предотвратить осложнение ситуации в
сфере привлечения иностранной рабочей силы, не допустить массового,
неконтролируемого сокращения и увольнения иностранных работников; наладить
миграционный учёт и контроль за движением основных потоков трудовых мигрантов.
В целом иностранная рабочая сила, привлекаемая в
республику, не оказывает существенного влияния на местный рынок труда. Большая
часть иностранной рабочей силы используется хозяйствующими субъектами по
рабочим профессиям с тяжелыми условиями труда, а также неквалифицированным
специальностям, непривлекательным для местного населения.
Высококвалифицированные иностранные специалисты привлекаются, в основном, из
стран дальнего зарубежья по приглашениям предприятий для работы в качестве
руководителей и инженерно-технического персонала предприятий. Их численность в
профессионально-квалификационной структуре иностранной рабочей силы не
превышает сегодня 2,5% от общей численности привлекаемых иностранных
работников.
Чувашская Республика в связи с высокой плотностью населения,
напряженной обстановкой на рынке труда, практически отсутствием свободного
жилья, в том числе и в сельской местности, относится к регионам России с
неблагоприятными условиями для расселения переселенцев. Центров временного
размещения вынужденных переселенцев в республике не имеется. В связи с этим
переселенцы в основном прибывают к своим родственникам и знакомым на условиях
совместного проживания в первоначальный период.
По информации Территориального органа государственной
статистики по Чувашской Республике за 1992-2002 годы в республику прибыло
только из стран СНГ и Балтии 18027 переселенцев на постоянное жительство, из
них 4582 были зарегистрированы в качестве беженцев и вынужденных переселенцев.
Большинство из них за этот период обустроились, в связи с чем по истечении
установленного 5-летнего срока действия статуса вынужденного переселенца они
сняты с учёта. С 2002 года зарегистрированных в качестве беженцев и вынужденных
переселенцев не было (табл. 3).
|
Годы (на 1
января; человек) |
|||||||||
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
Всего: из них ранее постоянно проживали на территории: |
2097 |
1620 |
1174 |
741 |
559 |
350 |
222 |
157 |
142 |
125 |
Казахстана |
974 |
820 |
683 |
428 |
324 |
199 |
130 |
98 |
92 |
80 |
Молдова |
51 |
40 |
30 |
28 |
28 |
20 |
15 |
7 |
7 |
7 |
России |
75 |
54 |
16 |
10 |
3 |
- |
- |
- |
- |
- |
Украины |
127 |
106 |
53 |
25 |
21 |
10 |
7 |
3 |
3 |
3 |
Государств Средней Азии (в том числе): |
608 |
457 |
320 |
226 |
172 |
114 |
63 |
46 |
37 |
33 |
Киргизии |
26 |
12 |
3 |
3 |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
Таджикистана |
195 |
142 |
82 |
48 |
39 |
26 |
16 |
12 |
11 |
7 |
Туркмении |
65 |
32 |
9 |
7 |
3 |
1 |
- |
- |
- |
- |
Узбекистана |
322 |
271 |
226 |
168 |
128 |
87 |
47 |
34 |
26 |
25 |
Государств Закавказья (в том числе): |
149 |
74 |
32 |
9 |
8 |
4 |
4 |
- |
- |
- |
Азербайджана |
61 |
30 |
16 |
6 |
5 |
4 |
4 |
- |
- |
- |
Армении |
21 |
7 |
3 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Грузии |
67 |
37 |
13 |
3 |
3 |
- |
- |
- |
- |
- |
Государств Балтии (в том числе): |
113 |
69 |
40 |
15 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Латвии |
36 |
26 |
15 |
5 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Литвы |
23 |
10 |
5 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Эстонии |
54 |
33 |
20 |
8 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Таблица 3. Сведения
о численности вынужденных переселенцев за 2001-2010 гг.
В целом вынужденная миграция в республику из стран
ближнего зарубежья благоприятно влияет на социально-демографический состав
населения. Так, среди прибывших вынужденных мигрантов 64% – лица
трудоспособного возраста, тогда как в населении республики к этой группе
относится 60,1% граждан. Лиц старше трудоспособного возраста среди переселенцев
в процентном соотношении в 1,3 раза меньше, чем по республике. В возрастной
группе 18 лет и старше 52 лет переселенцев имеют высшее и среднее специальное
образование, тогда как в среднем по республике граждан с таким образованием не
более 35%.
В национальном разрезе большинство
семей вынужденных мигрантов – смешанные.
Вынужденные переселенцы большей
частью размещены в г.г. Чебоксары, Новочебоксарск и в соседних с ними
районах. Вся работа по регистрации и учёту вынужденных переселенцев
осуществляется отделом трудовой миграции УФМС России по Чувашской Республике.
По состоянию на 1 апреля т.г. на
учёте в Управлении состоит 122 вынужденных переселенцев, 59 семей (АППГ – 141
чел./66 семей). За истекший период т.г. в связи с истечением срока действия
статуса вынужденного переселенца сняты с учёта 3 человека (2 семьи). Из снятых
с учёта вынужденных переселенцев, одна семья, состоящая из одинокого
пенсионера, была обустроена органами местного самоуправления. Одна семья, в
составе из двух человек, реализовала свое право на улучшение жилищных условий с
использованием средств субсидии, удостоверяемой государственным жилищным
сертификатом за счёт средств из федерального бюджета.
Все семьи вынужденных переселенцев
включены в Сводный список, вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного
самоуправления на учёте, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном
жилье) и являются участниками подпрограммы «Выполнение государственных
обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным
законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».
В настоящее время вопросы
жилищного обустройства вынужденных переселенцев решают органы местного
самоуправления совместно с Министерством градостроительства и развития
общественной инфраструктуры Чувашской Республики в соответствии с
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта
Сводный список формируется по
каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой
граждане-участники подпрограммы были поставлены на учёт в качестве нуждающихся
в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).
Отделом трудовой миграции Управления ведётся работа по организации
компенсационных выплат гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса
в Чеченской Республике, согласно постановлению Правительства РФ от 30.04.1997
года № 510. По состоянию на 1 апреля т.г. заявительских материалов граждан на
получение компенсаций, по которым не произведены выплаты, не имеется.
Обращений от
граждан, покинувших места постоянного проживания в результате конфликтов на
территории Российской Федерации или за её пределами, в течение 2009 года и истекший
период т.г. в УФМС России по Чувашской Республике не было.
Во исполнение Указа Президента Российской
Федерации от 22 июня
В ходе
изучения вопроса о возможности разработки и принятия программы Чувашской
Республики по оказанию содействия добровольному переселению в республику
соотечественников, проживающих за рубежом, на 2007-2012 годы УФМС России по
Чувашской Республике по запросу Минюста Чувашии были направлены основные
показатели рынка труда по Чувашской Республике за периоды с 2001 по 2006 годы и
прогноз на 2007-2012 годы.
Министерством юстиции Чувашской
Республики по поручению Кабинета Министров Чувашской Республики провёден анализ
экономического и демографического развития республики, согласно которому
принятие региональной программы в перспективе было признано нецелесообразным, о
чём было сообщено в Министерство регионального развития Российской Федерации
(письмо Минюста Чувашской Республики от 16.11.2006 г. № 01-18/3911),
Департамент регионального мониторинга Правительства Российской Федерации
(письмо от 29.12.2006 г. № 02/05-8630), Аппарат полномочного представителя
Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе (письмо от
29.11.2006 г. № 01-18/2826) и ФМС России (письмо от 17.11.2006 г. №
01-19/3937).
В Чувашской
Республике мероприятия по содействию добровольному переселению в Чувашскую
Республику соотечественников, проживающих за рубежом, предусмотрены в рамках
Республиканской целевой программы демографического развития Чувашской
Республики на 2008-2010 годы, утверждённой постановлением Кабинета Министров
Чувашской Республики от 29 декабря 2007 г. № 378.
В соответствии с п. 1 Указа
Президента Российской Федерации от 30 июня 2009 года № 716, Кабинетом Министров
Чувашской Республики направлено мотивированное обращение в адрес Правительства
Российской Федерации (исх № 02/05-6198 от 15.09.2009 г.) об отсрочке до 2012
года разработки региональной программы по оказанию содействия добровольному
переселению в Чувашскую Республику соотечественников, проживающих за рубежом.
В настоящее
время по поручению Кабинета Министров Чувашской Республики Министерством
здравоохранения и социального развития Чувашской Республики во взаимодействии с
министерствами и ведомствами Чувашской Республики ведётся работа по разработке
проекта Региональной программы, изучается возможность приема соотечественников
в Чувашскую Республику, возможность трудоустройства, обустройства участников
Государственной программы и членов их семей.
Количество
иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих стать гражданами Российской
Федерации, за отчётный период уменьшилось на 78,5%. Так, за январь-март т.г. приобрели
гражданство Российской Федерации 60 иностранных граждан и лиц без гражданства,
в том числе в общем порядке – 0 (АППГ – 1), упрощенном порядке – 38 (АППГ – 216),
в соответствии с международными соглашениями – 22 (АППГ – 62). Нарушений сроков
рассмотрения заявлений не допущено (рис. 9).
В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской
Федерации № 12 П-
Оформленных наличие гражданства Российской Федерации детям, родившимся
до вступления в силу Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»
от 31 мая
Рис.9. Приобретение гражданства РФ
Для удостоверения наличия у ребенка гражданства Российской Федерации
внесено на 10% больше записей в паспорта родителей и проставлено отметок в свидетельствах
о рождении детей. Наибольшее количество приобретших гражданство Российской
Федерации наблюдается в Московском (18) и Калининском (11) районах г.Чебоксары,
а также в Шумерлинском (7) и Марпосадском (6) районах (рис. 10).
Рис.10. Иностранные граждане, приобретшие гражданство
РФ (по районам)
По данным мониторинга, основную массу приобретших гражданство
Российской Федерации составили граждане Казахстана (12), Кыргызстана (11),
Азербайджана, Армении, Узбекистана (по 6) и др. (рис. 11).
Рис.11. Иностранные граждане, приобретшие гражданство
РФ (по странам).
Одной из
приоритетных задач, стоящих перед Федеральной миграционной службой, определена
задача по созданию Государственной системы изготовления, оформления и контроля
паспортно-визовых документов нового поколения с использованием биометрических
технологий.
Количество оформленных заграничных паспортов гражданам Российской
Федерации возросло на 69,8% (с 3024 до 5135). В соответствии со ст. 15 ФЗ
от 15 августа
Всего оформлено 2858 паспортов нового поколения, что составляет 55,7%
от общего количества оформленных заграничных паспортов. Доля выданных паспортов
с нарушением срока от общего количества составила 1,1% (АППГ – 0,9%) (рис. 12).
Рис.12. Количество выданных заграничных паспортов за 3
мес. 2007-2010 гг.
За отчётный период исполнено 805 запросов, поступивших
из подразделений ФМС России в субъектах Российской Федерации и других
правоохранительных органов по вопросам оформления заграничных паспортов.
Исполнены запросы УФССП России по Чувашской Республике о наличии заграничного
паспорта в отношении 13661 гражданина, выставлены ограничения оформления
заграничного паспорта в отношении 60 граждан на основании постановлений судебных
приставов-исполнителей, снято 8 ограничений.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 21
декабря 2009 г. № 337-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «О порядке
выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» на территории
Чувашской Республики на 5 объектах ведомственного сегмента ФМС России
государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов
нового поколения 1 марта т.г. начался приём заявлений о выдаче заграничного
паспорта, содержащего электронные носители информации, со сроком действия 10
лет.
В целях популяризации и доведения до населения полной
информации о порядке получения заграничных паспортов нового поколения
используются возможности средств массовой информации, в частности неоднократные
выступления на региональном телевидении, радио и публикации в печатных
изданиях. Проведены встречи с руководителями организаций, оказывающих
туристические услуги населению.
Для исполнения всех основных функций государства – нормотворчества,
оказания государственных услуг, государственных функций и контроля исполнения
законодательства Российской Федерации, необходима постоянно обновляемая единая
база данных об объекте управления. Соответственно, перед УФМС России по
Чувашской Республике, наряду с другими органами исполнительной власти, стоит
задача по организации учёта населения таким образом, чтобы прочие органы
государственной власти и органы местного самоуправления (в том числе, например,
органы социальной защиты населения или избирательные комиссии) могли оперативно
получить информацию обо всех изменениях. Решение данной задачи, с одной
стороны, повысит обоснованность решений, принимаемых органами государственной
власти и органами местного самоуправления, и, с другой стороны, повысит степень
их ориентированности на заявителя.
В целях статистического
наблюдения за миграционными процессами органами миграционной службы при регистрации
и снятии с
регистрационного учёта листки статистического учёта граждан Российской
Федерации передаются в органы государственной статистики. Своевременное и
качественное предоставление листков позволяет отслеживать прибывших и выбывших
лиц.
Проводится комплекс мероприятий по развитию
программно-технических средств, автоматизирующих регистрационный учёт граждан
Российской Федерации. Во всех территориальных подразделениях УФМС России по
Чувашской Республике учёт о зарегистрированных и снятых с регистрационного учёта
гражданах Российской Федерации ведётся в виде электронных баз с использованием
«ПК» Паспортный стол».
В соответствии со ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации и
Административного регламента информации о регистрации и снятии с
регистрационного учёта физических лиц по месту жительства, о фактах первичной
выдачи и замены паспорта и об изменениях персональных данных территориальными
подразделениями УФМС России по Чувашской Республике предоставляются в
соответствующие территориальные налоговые органы. За отчётный период направлено
39384 информации.
Согласно п.5 ст.16 Федерального закона от 12 июня
В целях повышения качества и доступности
государственных услуг, в рамках административной реформы УФМС России по
Чувашской Республике рассмотрен проект соглашения о порядке взаимодействия в
целях создания многофункционального центра предоставления услуг в г. Чебоксары,
а также внесены предложения в перечень услуг, предоставляемых через
многофункциональный центр.
В целях совершенствования государственных услуг,
предусмотренных Административными регламентами, территориальные подразделения
взаимодействуют с органами внутренних дел, военными комиссариатами, налоговыми
органами, органами местного самоуправления, жилищно-эксплуатационными
организациями государственного, муниципального и частного жилищных фондов,
территориальными органами статистики, подразделениями службы судебных
приставов, следственными изоляторами и исправительными колониями.
В целях осуществления контроля за соблюдением правил
регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта
сотрудниками территориальных подразделений УФМС России по Чувашской Республике
проверено 1953 места проживания и пребывания граждан Российской Федерации.
За нарушение правил паспортно-регистрационного учёта сотрудниками
территориальных подразделений Управления привлечены к административной
ответственности 4535 граждан Российской Федерации. Кроме того, выявлен 1 факт
нарушения специалистом сельского поселения Моргаушского района Правил
регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по
месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждённых
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля
Необходимо отметить, что количество выданных паспортов гражданина
Российской Федерации за отчётный период уменьшилось на 7,1% (с 20400 до 18954).
Вместе с тем, выявлен 1 (АППГ – 16) факт выдачи паспортов в нарушение
установленного порядка в период с 2002 по 2005 годы. Отделом обеспечения
паспортной и регистрационной работы УФМС России по Чувашской Республике по
данным материалам проводятся служебные проверки, по результатам которых
материалы направляются в органы прокуратуры для принятия процессуального
решения в соответствии со ст.ст. 144, 145 УПК РФ.
Количество зарегистрированных по месту жительства возросло
на 1,8% (с 17788 до 18108), снятых с регистрационного учёта – на 26,6% (с 12743
до 16132) (рис. 13).
Рис.13. Состояние регистрационного учёта граждан РФ за3
мес. 2007-2010 гг.
Реализация мероприятий по достижению целей административной реформы
осуществляется Федеральной миграционной службой путём совершенствования миграционного
законодательства, регламентации и стандартизации государственных услуг и
функций, приведения их в соответствие международным стандартам.
Государственные услуги и функции ФМС России признаны наиболее массовыми
и социально значимыми.
Районы |
Числен-ность населения |
Кол-во предоставленных гос.услуг |
Районы |
Числен-ность населения |
Кол-во предоставленных гос.услуг |
Алатырский |
60400 |
6,4 |
г. Новочебоксарск |
127200 |
5,7 |
Аликовский |
19200 |
5,3 |
Порецкий |
15600 |
5,5 |
Батыревский |
39400 |
7,8 |
Урмарский |
27300 |
5,5 |
Вурнарский |
39400 |
6,1 |
Цивильский |
38000 |
5,3 |
Ибресинский |
27100 |
5,7 |
Чебоксарский |
59200 |
5,5 |
г. Канаш |
46900 |
5,2 |
Шемуршинский |
14600 |
5,3 |
Канашский |
41300 |
5,6 |
Шумерлинский |
46100 |
4,7 |
Козловский |
23700 |
6,7 |
Ядринский |
31100 |
5,9 |
Комсомольский |
27500 |
5,3 |
Яльчикский |
22600 |
4,6 |
Красноармейский |
16400 |
4,5 |
Янтиковский |
17800 |
5,3 |
Красночетайский |
19900 |
5,9 |
Калининский |
148500 |
5,2 |
Марпосадский |
26100 |
5,2 |
Ленинский |
115200 |
4,5 |
Моргаушский |
36500 |
6,1 |
Московский |
180700 |
4,8 |
ВСЕГО |
1267700 |
5,3 |
|
Таблица 4. Предоставление государственных услуг по регистрационному
учёту
граждан и выдаче паспортов гражданина РФ
Так, в области паспортной работы и регистрационного учёта в отчётном
периоде государственные услуги по регистрационному учёту граждан и выдаче
паспортов гражданина Российской Федерации были предоставлены каждому 22
гражданину (табл. 4).
В сфере адресно-справочной работы исполнено более 30 тыс. обращений
физических и юридических лиц, правоохранительных, государственных и
муниципальных органов власти и общественных объединений.
В ходе осуществления служебной деятельности установлено на 30,8% больше
лиц, находящихся в розыске, выявлено на 23,4% больше преступников. Кроме того,
выявлено 1122 лица, представляющих оперативный интерес, в отношении которых
проинформированы соответствующие службы.
Всего получено и размещено в картотеку, введено в базу данных 56537
адресных листков. Введено в базу данных и размещено в картотеку отдела
адресно-справочной работы 366 листков местного розыска, изъято 1562 карточки
местного розыска по их прекращению, при непосредственном обращении в отдел
адресно-справочной работы гражданам выдано 227 справок.
В рамках реализации требований Федерального закона от
25 июля
В целях создания единой системы учёта выданных и
недействительных паспортов проводится постоянная работа по исправлению
допущенных ошибок, удаление дубликатов, что способствует представлению
достоверной информации в «Паспорт-Центр».
В рамках
исполнения требований Административного регламента Федеральной миграционной
службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по
исполнению государственной функции по учёту паспортов гражданина Российской
Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории
Российской Федерации организовано проведение мероприятий по вручению паспортов гражданина
Российской Федерации в торжественной обстановке лицам, достигшим 14-летнего
возраста.
В отчётном
периоде территориальными подразделениями УФМС России по Чувашской Республике
проведено 80 мероприятий, всего в торжественной обстановке вручено 613
паспортов гражданина Российской Федерации.
На проведение
данных мероприятий привлекаются средства массовой информации, представители
общественных объединений, представители органов исполнительной и
законодательной власти Чувашской Республики. Мероприятия проводились с
исполнением Государственного гимна Российской Федерации, вручением памятных
подарков с символикой России.
Налажена
данная работа в Канашском, Козловском, Марпосадском и Моргаушском районах.
Основные усилия кадрового
подразделения были сосредоточены на укреплении профессионального ядра УФМС
России по Чувашской Республике и закреплении молодых специалистов на службе.
Комплектование должностей начальствующего состава
производилось за счёт бывших сотрудников ОВД, должностей госслужащих и
работников – за счёт граждан, обратившихся по поводу трудоустройства,
отвечающих соответствующим квалификационным требованиям, на конкурсной основе.
Всего на службу принято 11 человек, уволено 6. Некомплект по состоянию на 1
апреля т.г. 7 единиц (3,3%).
В целях повышения профессионального уровня сотрудники
Управления направлялись на прохождение курсов профессиональной переподготовки
государственных гражданских служащих, а также переподготовку и специальное
первоначальное обучение сотрудников ОВД.
Также организовано проведение занятий по огневой и
физической подготовке сотрудников ОВД. В рамках служебной подготовки
сотрудниками УФМС России по Чувашской Республике были изучены федеральные
законы и другие основополагающие нормативные документы.
Ежемесячно анализируется состояние служебной и
исполнительской (трудовой) дисциплины и законности. По результатам анализа
составляются обзоры, начальнику УФМС России по Чувашской Республике вносятся
предложения по оптимизации индивидуально-профилактической и воспитательной
работы, в том числе для коллегиального обсуждения на оперативных совещаниях при
начальнике УФМС России по Чувашской Республике.
В целях повышения заинтересованности сотрудников в
добросовестном исполнении служебных (трудовых) обязанностей и достижении
положительных результатов широко используется практика материального и
морального стимулирования. Вопросы материального стимулирования решаются в
условиях обеспечения гласности и объективности в оценке служебной деятельности.
При рассмотрении вопросов материального стимулирования
учитываются результаты служебной деятельности сотрудников и состояние исполнительской
дисциплины, мнение коллектива.
За добросовестное выполнение служебных обязанностей,
инициативу и усердие в решении служебных задач один сотрудник Управления
представлен к занесению на Доску Почёта ФМС России.
Наряду с мерами морально-материального стимулирования
к сотрудникам УФМС России по Чувашской Республике применялись меры принуждения,
в том числе меры дисциплинарного характера и материального ограничения. Со
стороны руководства Управления обеспечен принципиальный подход в оценке фактов
нарушения служебной дисциплины, определения степени ответственности в
произошедшем, как виновных сотрудников, так и их непосредственных
руководителей.
В отчётном периоде к
дисциплинарной ответственности привлечено 3 человека (АППГ – 7), из них сотрудников
ОВД – 3 (АППГ – 6).
Организовано проведение мероприятий по правовому,
профессионально-нравственному, культурно-эстетическому воспитанию сотрудников,
пропаганде истории и лучших традиций органов внутренних дел.
В целях непосредственного изучения и оценки морально-психологического
состояния молодых (вновь принятых) сотрудников, сохранности их жизни и
здоровья, оказания помощи в повышении профессионального мастерства и
закреплению в органах внутренних дел за ними закреплены опытные наставники.
В целях изучения условий проживания и
морально-психологического климата в семьях сотрудников организовано их
посещение по месту жительства. Своевременно разрешаются конфликтные ситуации на
службе и в быту.
Постоянно проводится работа по реализации социальных
гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации для
сотрудников, гражданских служащих и работников. Особенное внимание уделяется
формированию у сотрудников и членов их семей твердой уверенности в их
социальной защищенности.
Проводится информирование о гарантиях и мерах
социально-правовой защиты, предусмотренных действующим законодательством для
сотрудников и членов их семей. Своевременно определяется круг лиц, нуждающихся
в первоочередной материальной помощи, принимаются меры по улучшению их
социально-бытового положения.
Организована и своевременно проводится правовая работа по обеспечению
соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации.
Проекты приказов, распоряжений, договоров и иных
нормативных правовых актов, издаваемых и поступающих в УФМС России по Чувашской
Республике, в обязательном порядке проходят правовую экспертизу. В случае
выявления несоответствий действующему законодательству нормативные правовые
акты возвращаются исполнителю на доработку.
Постоянно изучаются материалы, поступающие из судебных
органов, по гражданским, административным и иным делам. В случае выявления
нарушений законности при принятии судебными органами решений и постановлений,
подается жалоба или протест в вышестоящую инстанцию.
В отчётном периоде в УФМС России по Чувашской
Республике из судебных органов Чувашской Республики поступило 82 иска (заявления),
принято участие в качестве ответчика (заинтересованного лица) по 6 гражданским
делам в судах общей юрисдикции, в том числе: по обжалованию решения об отказе в
выдаче разрешения на временное проживание – 2, обжалованию решения об
аннулировании вида на жительство – 1, обжалованию решения о снятии с
регистрационного учёта по месту жительства – 1, обжалованию действий по
обращению гражданина – 1, обжалованию действий по проведению проверки – 1. По 4
делам решения приняты в пользу Управления, по 1 – решение принято не в пользу
Управления, по 1 решение до настоящего времени не принято.
За отчётный период УФМС России по Чувашской Республике
дважды выходило в суд с заявлениями: 1 – о признании регистрации по месту
жительства недействительной, 1 – об установлении факта предоставления заведомо
ложных сведений при приобретении гражданства Российской Федерации. По одному
гражданскому делу решение принято в пользу УФМС России по Чувашской Республике,
по второму решение до настоящего времени не принято.
Принято участие по 6 административным делам в
отношении юридических и физических лиц.
В Верховный суд Чувашской Республики обжалованы два
решения районных судов Чувашской Республики, по одной жалобе решение оставлено
без изменений, одна жалоба Управления удовлетворена, решение суда первой
инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Заседаний в судах по рассмотрению дел о защите чести,
достоинства и профессиональной репутации сотрудников Управления не проводилось.
Фактов незаконного посягательства не зарегистрировано.
В 2008-2010 гг. разработаны в полном объеме статусные
(уставные) документы Управления.
Проводилась правовая оценка и экспертиза издаваемых
нормативных правовых актов УФМС России по Чувашской Республике, в том числе
более 180 приказов и распоряжений, более 120 договоров, государственных
контрактов, соглашений и др.
Сотрудникам, государственным гражданским служащим и
работникам структурных и территориальных подразделений Управления оказывается
консультативно-правовая помощь, даются разъяснения действующего российского
законодательства, проводятся семинарские и практические занятия. В случае
внесения изменений в нормативные правовые акты, касающиеся деятельности
миграционной службы, сведения об этих изменениях доводятся до личного состава УФМС
России по Чувашской Республике.
Проводится работа по организации доступа
автоматизированных рабочих мест сотрудников УФМС России по Чувашской Республике
к электронным банкам данных правовой информации. В настоящее время имеют доступ
всего 35% автоматизированных рабочих мест от общего числа рабочих мест. Сотрудники
правового подразделения Управления полностью обеспечены доступом к правовой
информации.
Проводится комплекс мер по повышению уровня доверия граждан к
Федеральной миграционной службе, органам внутренних дел, а также соблюдению в
служебной деятельности прав и свобод человека и гражданина. Во взаимодействии
со средствами массовой информации проводится серьёзная
информационно-пропагандистская работа, создан и постоянно функционирует
официальный Интернет-сайт УФМС России по Чувашской Республике (http://fmsch.cap.ru).
С целью вовлечения в эту деятельность правозащитных,
ветеранских и иных общественных организаций, а также религиозных конфессий
функционирует Общественный Совет при УФМС России по Чувашской Республике.
Руководством УФМС России по Чувашской Республике
особое внимание уделяется формированию политической и правовой культуры,
формированию государственно-правового мировоззрения сотрудников Управления,
информированию о деятельности органов внутренних дел и Федеральной миграционной
службы.
Организована работа по разъяснению населению
республики и иностранным гражданам, находящимся на ее территории, требований
миграционного законодательства через средства массовой информации.
Всего сотрудниками УФМС России по Чувашской Республике
в средствах массовой информации проведено 30 выступлений по миграционной тематике.
На региональном телевидении по
вопросам миграционного законодательства размещено 6 сюжетов, посвященных порядку
оформления общегражданских загранпаспортов нового поколения, а также о ходе и
результатах проводимых оперативно-профилактических мероприятий «Жилой сектор» и
«Маршрутка».
Анализ основных коррупционоёмких факторов в деятельности территориальных
органов миграционной службы показывает, что в их деятельности присутствуют
коррупциогенные риски, поскольку здесь сосредоточено оперативное управление
материально-техническими, экономическими, финансовыми, информационными, кадровыми
и иными ресурсами. Повышенная подверженность коррупции обусловлена высокой
интенсивностью контактов с физическими и юридическими лицами, существенность
принадлежащих территориальным органам миграционной службы функций, отсутствие
реальной ответственности за коррупционные проступки, относительно невысокий уровень
вознаграждения государственных служащих.
Для решения различных задач, направленных на создание
правовых и организационных условий эффективного противодействия коррупции
приказом УФМС России по Чувашской Республике от 12 мая
В рамках профилактики коррупции к лицам, претендующим
на замещение должностей государственной службы, предъявляются специальные
требования в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ
«О государственной гражданской службе Российской Федерации», Указом Президента Российской
Федерации от 18 мая 2009 г. № 559, приказом МВД России от 19 мая 2009 г. № 386,
в том числе предусматривающие, контроль над доходами, имуществом и
обязательствами имущественного характера указанных лиц, проверку по учётам
органов внутренних дел, месту жительства и иным учётам. Документы и сведения,
представленные кандидатами на государственную службу, проходят проверку на
достоверность.
Проводится правовая и антикоррупционная экспертиза
правовых актов.
В целях совершенствования работы по внедрению утвержденных
административных регламентов исполнения государственных услуг Федеральной
миграционной службой проводятся мероприятия по внедрению информационных систем
в деятельности структурных подразделений Управления.
УФМС России по Чувашской Республике принимаются меры
по повышению качества предоставления социально-значимых услуг населению
республики, в том числе их предоставление на базе многофункциональных центров в
г. Чебоксары и г. Новочебоксарск.
Осуществляется постоянное пополнение достоверной
информацией разделов официального Интернет-сайта Управления, посвященных
исполнению государственных функций и предоставлению государственных услуг.
На официальном Интернет-сайте Управления открыты страницы
для отзывов о его деятельности; для записи на видео-приём к начальнику
Управления; для получения информации о «телефоне доверия»; для обращения
председателю комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных
служащих и урегулированию конфликта интересов.
В УФМС России по Чувашской Республике установлены
почтовые ящики для сбора жалоб, заявлений и предложений от граждан и
организаций. С марта 2008 года функционирует на постоянной основе «телефон
доверия». С мая 2009 года организован удалённый видео-приём граждан
руководством Управления в режиме реального времени. Все поступившие обращения
граждан своевременно рассматриваются, предоставляется справочно-консультационная
информация.
Комиссией УФМС России по Чувашской Республике по противодействию
коррупции на плановой основе проводится мониторинг соблюдения требований
Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на
поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд».
В соответствии с решением Комиссии
в состав Единой комиссии по размещению заказов на поставки товаров, выполнение
работ, оказание услуг для государственных нужд в УФМС России по Чувашской
Республике включен представитель отдела собственной безопасности МВД по Чувашии,
на правах члена Единой комиссии.
В системе служебной подготовки проводятся
дополнительные занятия с учётом воспитания у сотрудников уважительного
отношения к закону, в том числе на антикоррупционную тематику.
Членами комиссии в УФМС России по Чувашской Республике
по противодействию коррупции ежеквартально проводятся специализированные
семинары с освещением миграционной тематики для сотрудников органов внутренних дел,
прикомандированных к Федеральной миграционной службе и федеральных
государственных гражданских служащих УФМС России по Чувашской Республике.
Семинары проходят с участием сотрудников прокуратуры республики.
В Управлении проводится мониторинг качества
предоставления государственных услуг и соблюдения федеральными государственными
гражданскими служащими УФМС России по Чувашской Республике общих принципов
служебного поведения, утверждённых Указом Президента Российской Федерации от 12
августа 2002 г. № 885.
В соответствии с Указом Президента Российской
Федерации от 03 марта 2007 г. № 269 «О комиссиях по соблюдению требований
к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулирования
конфликта интересов» обеспечено создание и функционирование комиссии УФМС
России по Чувашкой Республике по соблюдению требований к служебному поведению
государственных гражданских служащих и урегулирования конфликта интересов. В
2008-2009 годах проведено 2 заседания комиссии. В отчётном периоде заседания
комиссии не проводились.
В целях профилактике коррупционных рисков организовано
проведение комплексных проверок служебной деятельности территориальных
подразделений Управления.
Дополнительно принятые меры организационно-правового
характера позволили усилить координацию и взаимодействие УФМС России по
Чувашской Республике с подразделением собственной безопасности МВД по Чувашии и
другими правоохранительными органами.
Проводится
определённая работа по обеспечению делопроизводства и режима секретности. За
отчётный период документооборот в УФМС России по Чувашской Республике возрос на
14,7% (с 25357 до 29089), из них входящих документов зарегистрировано на 18,5% больше,
исходящих – на 12,8% (рис. 14).
Работа с обращениями граждан является важным
самостоятельным направлением служебной деятельности УФМС России по Чувашской
Республике, призванное обеспечивать соблюдение, охрану, защиту, а в необходимых
случаях – восстановление нарушенных конституционных прав и законных интересов
граждан. Её состояние всегда находится в центре внимания руководства
Управления. Данная работа в УФМС России по Чувашской Республике ведётся в
соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, Федерального
закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02
мая
Рис.14. Состояние документооборота за 3 мес. 2009-2010
гг.
В УФМС России по Чувашской Республике создана
постоянно действующая комиссия по работе с обращениями граждан, которая решает
вопросы обеспечения своевременного рассмотрения писем, заявлений и жалоб
граждан.
За отчётный период поступило 104
(АППГ – 48) письменных обращения граждан, из них 88 рассмотрено. Данным
обращениям уделяется особое внимание, поскольку в них могут подниматься вопросы
государственной важности.
Ежемесячно согласно графику
руководством Управления осуществляется личный прием граждан, всего за отчётный
период принят 21 человек.
На Интернет-сайте УФМС России по Чувашской Республике организован
приём обращений граждан с помощью гостевой книги, где граждане могут задать
интересующий вопрос в области той или иной услуги, предоставляемой системой
ФМС. За отчётный период на сайт поступило более 20 вопросов, на которые даны
всесторонне полные ответы. Также на сайте помещено объявление для жителей и
гостей республики о том, что руководство Управления осуществляет видео-прием
граждан в режиме он-лайн.
В холле УФМС России по Чувашской Республике установлен
ящик для писем, жалоб и предложений от граждан, который ежедневно проверяется и
поступившая корреспонденция рассматривается руководством Управления.
Ежемесячно в районах республики проводятся Единые
информационные дни, где проходят встречи с населением по вопросам деятельности УФМС
России по Чувашской Республике, в которых принимает участие руководство
Управления.
Эффективность выполнения возложенных на УФМС России по Чувашской
Республике задач напрямую зависит от своевременного и надежного финансового,
материально-технического обеспечения, создания достойных условий службы личного
состава. Именно поэтому к вопросам материально-технического обеспечения
руководством Управления предъявляются повышенные требования, а на современном
этапе проблема финансового обеспечения и вопросы по эффективному и
рациональному расходованию денежных и материальных средств приобретает особую
актуальность.
Закупка товаров, производство работ и оказание услуг
для нужд УФМС России по Чувашской Республике производится строго в соответствии
с требованиями Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О
размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд» и в пределах утвержденных норм
положенности. В результате эффективного использования выделенных ассигнований
экономия федеральных денежных средств только за счёт проведённых торгов составила
114 тыс. рублей, что, несомненно, улучшило материально-техническое обеспечение
структурных и территориальных подразделений Управления.
За отчётный период заключено 7 государственных
контрактов на общую сумму более 3 млн. рублей на приобретение товаров,
выполнение работ и оказание услуг для нужд Управления. Кроме того, заключено
более 115 договоров на приобретение товаров, оказание коммунальных и других
услуг для обеспечения жизнедеятельности структурных подразделений УФМС России
по Чувашской Республике.
В соответствии с Программой государственных гарантий
оказания бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации и
Тарифным соглашением по обязательному
медицинскому страхованию в Чувашской Республике по заключенным договорам
сотрудникам УФМС России по Чувашской Республике оказывалась медицинская помощь
учреждениями государственной и муниципальной систем здравоохранения.
Заключение государственных контрактов и договоров
производилось только после проведения финансово-правовой экспертизы.
В рамках реализации федеральной программы создания
ведомственного сегмента государственной системы изготовления, оформления и
контроля паспортно-визовых документов нового поколения с использованием
биометрических технологий ведётся работа по подготовке помещений под размещение
программно-аппаратного комплекса и инженерного оборудования 3-й очереди.
Подготовлен пакет документов на участие в
инвестиционном проекте, финансирование которых осуществляется за счёт средств
федерального бюджета на проведение реконструкции нежилых помещений Управления
по адресу: г. Чебоксары, ул.К.Маркса, д. 46.
Осуществляется контроль за проведением ремонтных работ
в территориальных и структурных подразделениях Управления.
Принимаются исчерпывающие меры по выполнению
противопожарных мероприятий и исключению возможности возникновения пожаров.
Усилен контроль за соблюдением дорожно-транспортной
дисциплины и требований ПДД водителями УФМС России по Чувашской Республике на
служебном автотранспорте. Проведены занятия в системе служебной подготовки.
Повышение качества взаимодействия УФМС России по Чувашской Республике с
гражданами и организациями необходимо в связи с массовостью и социальной
значимостью государственных услуг и функций, в первую очередь в сфере
паспортной работы и регистрационного учёта граждан.
Так, в области паспортной работы и регистрационного учёта
в течение года государственные услуги по регистрационному учёту граждан были
предоставлены каждому восьмому гражданину Российской Федерации, а по выдаче и
замене паспорта – каждому пятнадцатому. Всего зарегистрировано и снято с
регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах
Российской Федерации более 57 тыс. граждан Российской Федерации. Выдано 18,9 тыс.
российских паспортов, в области адресно-справочной работы исполнено 31,2 тыс.
обращений полномочных органов, физических и юридических лиц.
В соответствии с утверждёнными административными
регламентами оказания государственных услуг и исполнения государственных
функций УФМС России по Чувашской Республике осуществляет мероприятия по сокращению
временных затрат граждан при их обращении в Управление, улучшению условий
приема и размещения посетителей, профессиональному обучению сотрудников,
обеспечению их необходимыми материально-техническими средствами для работы с
документами граждан.
Гражданам обеспечиваются соответствующие условия
прохождения формальностей, связанных с получением и заменой паспорта, в том
числе, удобных графиков работы органов, участвующих в предоставлении
государственной услуги, а также повышение массовой доступности государственных
услуг.
В связи с принятием Административного регламента
предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по
регистрационному учёту граждан Российской Федерации по месту пребывания и по
месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждённому приказом ФМС
России от 20 сентября
Государственной услугой ежегодно пользуются около 240
тыс. граждан. Получателями государственной услуги являются граждане Российской
Федерации вне зависимости от возраста.
Внедрение данных административных регламентов позволяет
получить внутренний паспорт Российской Федерации вне зависимости от места
жительства, снизить количество жалоб по указанному вопросу, улучшить
обслуживание населения.
Ведётся постоянная работа по документированию
российских граждан паспортами гражданина Российской Федерации. Часы приёма
граждан установлены согласно регламенту. На информационных стендах размещены образцы
документов, необходимых при предоставлении государственной услуги. Выдача
паспортов осуществляется в кабинетах, которые обеспечены Государственным гербом
Российской Федерации, флагами Российской Федерации и Чувашской Республики.
Сотрудники обеспечены личными идентификационными карточками. В помещениях
имеются стулья, столы, стойки для возможности оформления документов. Информация
о государственной услуге предоставляется по телефону, на Интернет-сайте Управления
размещены перечень необходимых документов при выдаче, замене, утрате паспорта
гражданина Российской Федерации и образцы бланков.
В целях совершенствования нормативно-правового
регулирования оформления и выдачи приглашений на въезд в Российскую Федерацию
иностранных граждан и лиц без гражданства, виз, разрешений на временное проживание,
видов на жительство организовано консультирование населения с использованием
средств телефонной связи, действует система автоматизированного информирования
граждан, проводится информационно-разъяснительная работа по доведению гражданам
нормативных положений, на официальном Интернет-сайте Управления размещены
образцы заполнения бланков заявлений о выдаче приглашений, виз, разрешений на
временное проживание, видов на жительство, размещён перечень необходимых документов.
В целях повышения качества и
доступности государственных услуг, в рамках административной реформы УФМС
России по Чувашской Республике рассмотрен проект соглашения о порядке
взаимодействия в целях создания многофункционального центра предоставления
услуг в г. Чебоксары, а также внесены предложения в перечень услуг,
предоставляемых через многофункциональный центр.
Получателями государственных услуг, обозначенных в
регламенте, являются иностранные граждане и лица без гражданства. Регламент
размещен на Интернет-сайте УФМС России по Чувашской Республике.
В целом по республике государственные услуги гражданам
Российской Федерации, а также и иностранным гражданам и лицам без гражданства
были предоставлены каждому 19 жителю республики (табл.5).
Районы |
Числен-ность населения |
Кол-во предоставленных гос.услуг |
Районы |
Числен-ность населения |
Кол-во предоставленных гос.услуг |
Алатырский |
60491 |
20,7 |
г. Новочебоксарск |
127381 |
22,0 |
Аликовский |
19209 |
18,9 |
Порецкий |
15613 |
19,3 |
Батыревский |
39410 |
24,2 |
Урмарский |
27317 |
20,1 |
Вурнарский |
39426 |
21,7 |
Цивильский |
38081 |
19,2 |
Ибресинский |
27140 |
21,1 |
Чебоксарский |
59335 |
17,5 |
г. Канаш |
46960 |
17,0 |
Шемуршинский |
14614 |
21,5 |
Канашский |
41355 |
17,8 |
Шумерлинский |
46183 |
15,8 |
Козловский |
23718 |
21,3 |
Ядринский |
31118 |
20,2 |
Комсомольский |
27526 |
21,5 |
Яльчикский |
22614 |
19,8 |
Красноармейский |
16403 |
17,3 |
Янтиковский |
17817 |
20,5 |
Красночетайский |
19910 |
21,8 |
Калининский |
149125 |
19,5 |
Марпосадский |
26118 |
23,3 |
Ленинский |
115695 |
15,9 |
Моргаушский |
36510 |
19,9 |
Московский |
181086 |
18,7 |
ВСЕГО |
1270155 |
19,2 |
|
Таблица 5. Предоставление
государственных услуг жителям республики
Наибольшее количество предоставленных государственных услуг от
численности населения наблюдается в Шумерлинском, Канашском, Красноармейском,
Чебоксарском районах, г.Канаш, Ленинском районе г.Чебоксары (рис. 15).
Рис.15.
Состояние работы по предоставлению государственных услуг населению
Проводится работа по исполнению распоряжения
Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. № 1555-р «Об утверждении
плана перехода на предоставление государственных услуг и исполнение
государственных функций в электронном виде
федеральными органами исполнительной власти».
Создана временная рабочая группа для предоставления (исполнения)
государственных услуг (функций) в электронном виде. В программном обеспечении, обеспечивающем
сбор информации, перечень которой утверждён постановлением Правительства
Российской Федерации от 15 июня 2009 г. № 478 «О единой системе
информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам
взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного
самоуправления с использованием телекоммуникационной сети Интернет», произведено
наполнение информации.
Проведены необходимые мероприятия
по обеспечению структурных подразделений Управления, предоставляющих
государственные услуги, информационно-телекоммуникационной инфраструктурой,
реализующей доведение заявлений, поданных в электронном виде, до исполнителя.
С
1 апреля 2010 года обеспечен прием заявлений граждан, поданных с помощью
Единого портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
Приоритетными задачами, стоящими перед сотрудниками УФМС России по
Чувашской Республике в 2010 году, в соответствии с требованиями Директивы МВД
России от 26 декабря 2009 г. № 1дсп являются усиление мер реагирования на
изменения криминальной обстановки, реализация первоочередных мер
антикоррупционной политики государства, создание действенной системы
противодействия экстремизму, дальнейшее развитие единой
информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры, повышение
уровня требований к критериям подбора кадров, проведение сбалансированной миграционной
политики, укрепление взаимодействия подразделений ФМС России и органов
внутренних дел в решении проблем распространения преступности среди иностранных
граждан и лиц без гражданства.
Кроме того, необходимо:
· обеспечить должный уровень взаимодействия территориальных
подразделений УФМС России по Чувашской Республике и органов внутренних дел при
проведении проверочных мероприятий, направленных на соблюдение иностранными
гражданами и лицами без гражданства установленных правил пребывания, въезда в
Российскую Федерацию и выезда из неё;
· обеспечить полную и безусловную реализацию Директивы
МВД России от 26 декабря 2009 г. № 1дсп. Добиваться главных целей –
формирования уверенности каждого человека в защищенности от преступных
посягательств, неотвратимости ответственности правонарушителей;
· продолжить мероприятия по выработке механизма
практической реализации заключённых международных договоров Российской
Федерации о реадмиссии и по осуществлению внутригосударственных процедур,
необходимых для вступления международных договоров в силу;
· обеспечить эффективность использования введённых и
вновь вводимых сегментов ЕИТКС, активизировать работу по использованию
аппаратно-программных комплексов;
· усилить ведомственный контроль за обеспечением защиты
государственной тайны. Принять меры по укреплению режима секретности и
конспирации в служебной деятельности, повышению персональной ответственности
должностных лиц за соблюдение исполнительской дисциплины и режимных требований;
наведению должного порядка в работе с документами, дисциплинарному воздействию
к сотрудникам, допускающим нарушения режима секретности;
· обеспечить выполнение распоряжения Правительства
Российской Федерации от 17 октября 2009 г. № 1555-р «Об утверждении плана
перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных
функций в электронном виде федеральными
органами исполнительной власти».
· принять меры по повышению профессионализма
сотрудников, совершенствованию их профессиональной подготовки, продолжить
отработку алгоритма действий при возникновении чрезвычайных обстоятельств в
ходе проведения учений и тренировок;
· обеспечить соблюдение законности при разрешении жалоб
и заявлений граждан. Совершенствовать систему информационно-аналитического
обеспечения деятельности УФМС России по Чувашской Республике. Обеспечить
открытость и доступность информации о деятельности Управления, налаживать
тесное взаимодействие с общественными объединениями для обеспечения прав и
свобод человека;
· постоянно работать над укреплением дисциплины и
законности, повышением качества индивидуально-воспитательной работы среди
личного состава;
· активизировать работу по проведению обязательной
государственной дактилоскопической регистрации граждан, а также по выявлению уголовно-наказуемых
деяний с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.
Продолжить работу:
· по повышению эффективности работы по применению мер
административного законодательства в отношении иностранных и российских
граждан, юридических лиц, нарушающих правила привлечения и использования
иностранной рабочей силы и режим пребывания иностранных граждан в Российской
Федерации, организаторов незаконного въезда иностранных граждан в Российскую
Федерацию;
· по борьбе с нелегальной миграцией, продолжить
проведение целенаправленных мероприятий по пресечению противоправных действий
иностранных граждан и лиц без гражданства, соблюдения ими режима пребывания и
проживания, трудовой деятельности;
· по формированию Центрального банка данных по учёту
иностранных граждан и лиц без гражданства, обеспечив оперативный доступ органов
внутренних дел к данному информационному ресурсу;
· осуществлению регистрационного учёта граждан
Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах
Российской Федерации и контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами
правил регистрации и снятия с регистрационного учёта граждан Российской Федерации;
· проведению мероприятий по торжественному вручению
паспортов гражданина Российской Федерации;
· формированию позитивного общественного мнения о
деятельности УФМС России по Чувашской Республике. Шире практиковать выступления
сотрудников перед населением и в средствах массовой информации.
УФМС России по Чувашской Республике