Основные направления деятельности:
Образовательное:
- изучение основ астрономии и развития космоса;
- изучение жизнедеятельности летчиков-космонавтов, в частности космонавта №3 А.Г Николаева;
- научно-исследовательская деятельность;
- встречи с интересными людьми;
- проведение экскурсий в планетарий, в музей ассоциации поддержки космонавтики «Байконур – Чебоксары», знакомство с музеем космонавтики в селе Шоршелы,;
- туристические путешествия в другие музеи космонавтики;
Практическое:
- оформление уголка космонавтики в школьном музее;
- выпуск профильных газет;
- изготовление небесной сферы, звездной карты, звездных и солнечных часов;
- изготовление макетов планет Солнечной системы;
- участие в научно-практических конференциях, смотрах, конкурсах, слетах;
- проведение спортивных часов и зачетов, участие в спортивных соревнованиях;
- выступления на внешкольных мероприятиях, в клубных учреждениях;
- пропаганда работы через СМИ;
- взаимодействие с другими отрядами юных космонавтов, организация переписки и встреч.
1. Индивидуальный подход к каждому в соответствии с его возрастом и возможностями
2. Коллективная деятельность, активность, творчество и инициатива каждого
3. Равенство всех участников программы (детей и взрослых)
Юный космонавт или целый коллектив проходит следующие ступени (этапы) саморазвития, самоопределения:
Для каждой ступени определены формы работы.
Взрослым и ребятам помогут работать по этой программе индивидуальные и коллективные книжки:
- бортовой журнал
- индивидуальная книжка: мечтателя, искателя, мастера, звезды.
В них ответы на самые разные вопросы: Что такое «движение отрядов юных космонавтов»? Кто такой юный космонавт (мечтатель, искатель, мастер, звезда) Как организовать дело? По каким направлениям можно работать? Какие дела можно выполнить? Как оценить дело? Как перейти на следующую ступень?
* - тема, для изучения по ступени «мечтатель»
** - тема, для изучения по ступени «искатель»
*** - тема, для изучения по ступени «мастер»
**** - тема, для изучения по ступени «звезда»
1. «КОСМОНАВТЫ РАСТУТ СРЕДИ НАС»
Космонавт обладает крепким здоровьем, он заботится о своем физическом самосовершенствовании. Ты должен заниматься закаливанием и укреплением своего организма. Тебе нужны тренировки направленные на выработку быстроты реакции, улучшение координации движений, повышение устойчивости организма к перегрузкам и укачиванию. Выработка устойчивость организма к действию в невесомости может помочь выполнение определенных элементов акробатики и гимнастики, плавание.
Вестибулярный аппарат эффективно тренируется при выполнении упражнений, вызывающих угловые и прямолинейные ускорения. Это – кувырки, приседания и подскоки, вращения, наклоны, повороты головы и туловища.
Ты должен уметь:
1. Ежедневно делать зарядку (для всех ступеней)
2. Плавать (*) и проплывать не менее 50 м (**), не менее 100 м (***,****)
3. Пробегать не менее 100 м (*), не менее 500 м (**), не менее 1 км (***), не менее 2 км (****)
4. Ездить на велосипеде (для всех ступеней)
5. Подтягиваться на перекладине не менее 1 раза (*), не менее 3 раз (**), не менее 5 раз (***,****).
Задание для всего отряда (экипажа):
Организовать 5 тренировочных занятий и 1 зачет по всем нормам.
2. «ЖИТЬ НУЖНО С УВЛЕЧЕНИЕМ» (С.П. Королев)
Человек – главная ценность на планете «Земля». Поступай так, как велит тебе долг человека. Каждый человек творец своей судьбы. Человек в космосе должен обладать определенными знаниями, быть физически развит. Космонавты обладают целеустремленным, упорным, мужественным характером, большим мастерством.
Тебе нужно изучить:
***Систему жизнеобеспечения в космическом полете
***Обитаемые космические корабли и долговременные орбитальные станции
** Отбор и подготовка космонавтов
* Условия на планетах Солнечной системы
Практические занятия:
***Проведи диспут на темы «Человек в космосе», «Контакты с внеземными цивилизациями».
* Прочитай книги о космонавтах, узнай об их жизни.
** Подготовь обзор статей, книг и познакомь с ними не только товарищей по классу, но и других школьников.
3. ЭТИ ДОРОГИ НАМ НУЖНЫ,
ЧТОБ ЛУЧШЕ ЖИЛОСЬ НА ЗЕМЛЕ
Земля – общий дом всего человечества. Юные космонавты стремятся улучшить окружающую жизнь на Земле и сохранить удивительный мир природы.
Тебе нужно узнать:
* Наш адрес в мировом пространстве
* Движение Земли
* Смена дня и ночи
* Смена времен года
* Звезды: мифы о звездах и созвездиях, ориентирование по звездам
**Луна – спутник Земли. Смена лунных фаз. Сравнение природы Земли и Луны
**Солнечная система
**Млечный путь – наша Галактика
Практические занятия:
**Установи астрономические наблюдения
* Проведи занимательную экскурсию по вечернему небу.
* Организуй путешествие по солнечной системе
**Изготовь подвижную карту звездного неба, научись работать с ней.
**Изготовь угломерный инструмент и научись работать с ним.
4. КОСМОС ДОЛЖЕН БЫТЬ МИРНЫМ!
Отечество – единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная его предками. Юный космонавт любит свою Родину, гордится ее достижениями.
Тебе нужно знать:
* Для чего нужны космические полеты
* Известные космонавты – наши земляки
* История космонавтики
** Международное сотрудничество в исследовании и освоении космоса
** Программа «Интеркосмос» и «Союз-Аппалон»
** Программа «Коспас – сорпат»
** Проекты «Вега и «Фобос»
***Международные космические проекты
***Космос для мира, а не для «звездных войн»
Практические занятия:
** Проведи беседы о достижениях космонавтики с другими ребятами
*** Веди научно-исследовательскую работу
****Создай компьютерную презентацию (например, «Космос – шаг в будущее», «Космонавты Чувашии»,
«Космонавт №3 – А.Г. Николаев и др.)
** Оформи стенд по истории космонавтики
* Оформи альбом «Биография А.Г. Николаева»
5. «ВСЕЛЕННАЯ ПРИНАДЛЕЖИТ ЧЕЛОВЕКУ!» (К.Э. Циолковский)
ТРУД И ЗНАНИЯ – это основа человеческого существования. Тебе нужны знания о космических трассах, о ракете – носителе космических объектов, а значит изучить:
*** Законы Кеплера – законы движения естественных и искусственно созданных небесных тел(1 и 2 законы)
*** Космические скорости. Скорости «освобождения» (убегания) для планет солнечной системы
*** Некоторые характерные орбиты искусственных спутников Земли: круговая, эллиптическая, полярная, экваториальная, стационарная
*** Маневры в космосе. Сближение и стыковка
****Принцип ракетного двигателя. От чего зависит скорость ракеты
****Работы К.Э. Циолковского
****Ступенчатые ракеты. Твердотопливные и жидкостные ракетные двигатели ГДЛ, ГИРД и создание первых советских ракет. Ракета – носитель «Восток»
****Перспективные двигатели: электрический и ядерный Гипотетический фотонный двигатель.
Практические занятия:
*** Организуй наблюдения за искусственными спутниками Земли
*** Изготовь модели орбит и маневров космических кораблей из гибкой проволоки разного цвета
****Решай логические задачи по тематике занятий
****Подумай над проектами летательных аппаратов, планетоходов, изготовь и запусти модели ракет
*** Подготовь и оформи стенд, рассказывающий о том, какие школьные предметы, какие науки могут пригодиться для изучения космоса, для полета к другим планетам
*** Проводи научно-исследовательскую работу
*** Участвуй в научно-исследовательских конференциях, посвященных знаменательным датам, связанным с освещением космоса
** Проведи заочные путешествия в различные города, связанные с космосом и космонавтами
* Организуй выставки марок, значков и открыток на космическую тему
6. «КТО ВЕРИТ КРЫЛАТЫМ, КАК ПЕСНЯ, МЕЧТАМ
ТОТ ЦЕЛИ СВОЕЙ ДОБЪЕТСЯ» (Н. Добронравов)
(сопровождающий блок при прохождении всех ступеней)
Культура – это великое богатство, накопленное человечеством, необходимое для жизни людей.
- Оформите новые стенды в школьном музее;
- Проводи праздники, посвященные знаменательным датам;
- Оформи космическую галерею;
- Проведи викторины;
- Организуй:
а) конкурс стихов и песен о космосе «Мы, дети твои, галактика!»,
б) поэтический вечер «Человек, как звезда рождается»,
в) «путешествие к планетам разноцветных солнц»,
г) познавательный турнир «Дружим со звездами»,
д) вечер разгаданных и неразгаданных тайн космоса,
е) выпуск стенгазеты или радиогазеты,
и) конкурсы рисунков на темы космоса, конкурсы фантастов,
з)космическую игру-путешествие, где экипажи ждут самые неожиданные препятствия: неизвестная карта мирового пространства, на которой надо правильно рассчитать маршрут, невесомость, находясь в которой следует действовать в соответствии с правилами, установленными для путешественников; беговая дорожка, ведение репортажа о том, как проходит «полет».
7. «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ» - «ЕСЛИ В КОСМОС ЗАХОТИМ,
ЗНАЧИТ, ДРУЖНО ПОЛЕТИМ!»
(сопровождающий блок при прохождении всех ступеней)
Член отряда юных космонавтов заботится о младших друзьях. Организует с ними различные дела:
- «Космический» клуб для младших школьников «Знаешь ли ты, что…»;
- Проводит игры по станциям: Ты, дружочек не забудь, в космонавты держишь путь», «В космос всем открыта дверь, ну-ка сам себя проверь!»;
- Изготовит с ребятами макеты космических кораблей, орбитальных станций, научных баз для различных планет;
- Проводит игры на внимание, наблюдательность, умение ориентироваться в пространстве;
- Проводит беседы и праздники о космосе и космонавтах;
- Выпускают книжки-малышки на темы: «Космический словарик», Международные космические корабли»;
- Составит карту звездного неба над своей школой;
- Проводит игры-полеты «На ракете по планетам», «К звездам» или «Космическое путешествие». Ребята побывают на таких планетах, как «Экологическая», «Дружная семейка», «Правил и законов», «Юных мастеров», «Сильные и отважные».
Назад |
Выход на главную |