I.Общие вопросы судебно – психологической экспертизы (СПЭ).

 

       Согласно УПК РФ, судебно – психологическая экспертиза назначается, когда при производстве дознания, предварительного следствия и при судебном разбирательстве необходимы специальные познания в науке, технике, искусстве или ремесле. Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специального познания эксперта.

       Психологические познания – это познания в области психологии, следовательно, в данном случае речь идет о специальных познаниях в науке. Профессиональными знаниями теории и методологии психологии, практическими навыками и умениями проведения психологических исследований обладает только психолог, имеющий высшее психологическое образование и работающий по своей специальности.

       СПЭ исследует существенные для уголовного дела особенности психики обвиняемых, потерпевших и свидетелей. В отличие от судебно – психиатрической экспертизы, СПЭ исследует психические проявления, не выходящие за пределы нормы, то есть не являющиеся патологическими.

 

       СПЭ проводится в отношении лиц, чье психическое здоровье не вызывает сомнения у следственных органов или подтверждается заключением судебно – психиатрической экспертизы.

 

       Основной задачей СПЭ является научно обоснованная диагностика непатологических правозначимых психологических аномалий с целью оказания помощи органам правосудия при решении вопросов психологического содержания.

       Предметом СПЭ являются компоненты психической деятельности человека, особенности нарушения структуры и динамики психической деятельности, имеющей юридическое значение и влекущей определенные правовые последствия.

       Объектом СПЭ служит психическая деятельность психически здорового человека.

       При производстве СПЭ используются следующие методы:

1.Анализ материалов уголовного дела (с применением метода психологического анализа).

2.Биографический метод. В деятельности эксперта – психолога данная процедура предстает в виде психологического анализа уголовного дела и приобщенных к нему материалов.

3.Наблюдение. Включает в себя наблюдение подэкспертного во время проведения экспертизы.

4.Диалоговые методы. Основной диалоговый метод – беседа.

5.Объективные тесты.

6.Стандартизированные самоотчеты.

7.Проективные техники.

8.Анализ продуктов спонтанного творчества.

 

 

Порядок назначения судебно – психологической экспертизы в ГУ Чувашская ЛСЭ Минюста России.

 

Для назначения СПЭ в ГУ Чувашская ЛСЭ Минюста России необходимо:

1.      Предоставить определение суда или постановление следственных органов о назначении СПЭ. В случае назначения комплексной психолого–психиатрической экспертизы постановление (определение) предоставляется в ГУ Чувашская ЛСЭ и психоневрологический диспансер. В постановлении (определении) о назначении экспертизы обязательно должно быть указано обоснование для ее назначения. Кроме того, в постановлении (определении) должны содержаться и другие сведения: кто и когда вынес постановление (определение); фамилия эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть произведена экспертиза; вопросы, поставленные перед экспертом; материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта. Вопросы, поставленные перед экспертом – психологом не должны выходить за пределы профессиональной компетенции.

2.      Предоставить материалы уголовного дела. В материалах уголовного дела обязательно должен присутствовать исчерпывающий характеризующий материал на лицо, в отношении которого назначается СПЭ, желательно собрать полные биографические данные (наследственность, особенности воспитания в семье, успеваемость и взаимоотношения в учебных заведениях, сведения об отношениях в семье, на работе, отношении к самому себе, о поведении, об особенностях реагирования в экстремальных ситуациях). Если есть подозрение на психическое нездоровье данного лица, перед назначением СПЭ необходимо провести судебно – психиатрическую экспертизу.

3.      При назначении дополнительной или повторной экспертизы необходимо предоставить также заключения предшествующих экспертов (сообщение эксперта о невозможности дачи заключения). В постановлении (определении) о назначении повторной экспертизы должны быть указаны мотивы ее назначения. СПЭ заочно не проводится (за исключением посмертной). Поэтому, в том случае, если лицо, в отношении которого назначена экспертиза, содержится под стражей, необходимо обеспечить доступ к нему эксперта. В остальных случаях испытуемые направляются судом или следователем для проведения экспериментального обследования в ГУ Чувашская ЛСЭ. Эксперт имеет право в случае необходимости присутствовать при производстве допросов, задавать допрашиваемому вопросы, относящиеся к предмету экспертизы, просить о вызове лиц, располагающих необходимой информацией. Следователь, назначивший СПЭ, также может присутствовать при ее производстве.

 

 

II. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном делопроизводстве.

 

В следственной практике и в юридической литературе имеет место необоснованное расширение возможностей СПЭ.

Между тем возможности СПЭ ограничены современным уровнем развития психологии, ее диагностических методов и процессуальными требованиями.

Пределы возможностей СПЭ определяются основным принципом- принципом научной объективности, СПЭ может разрешать только те вопросы, которые связаны с психическими явлениями, подлежащими объективному анализу.

Не все психические явления охватываются конкретными диагностическими методиками. Некоторые психические явления могут быть изучены только в лонгитюдном исследовании (т.е. в течение длительного времени) или в условиях естественного эксперимента.

Многие, на первый взгляд, психологические понятия по существу не являются понятиями научной психологии (озорство, мальчишество, хулиганство и т.п.)екоторые психологические явления  настолько широки и всеобъемлющи, что не могут быть охвачены экспертным исследованием.

СПЭ не компетентна решать вопросы юридического содержания: определять достоверность показаний, мотивы и цели преступного деяния, устанавливать формы вины и т.п.

По характеру вопросов, решаемых экспертизой и юридическому значению экспертных заключений можно выделить следующие виды СПЭ:

 

2.1.Экспертиза индивидуально – психологических особенностей личности обвиняемого (подсудимого) и их влияния на его поведение во время совершения инкриминируемых ему деяний.

 

Данный вид экспертизы проводится в соответствии со ст.73 УПК РФ, посвященной обстоятельствам, подлежащим доказыванию по уголовному делу. В числе прочих обстоятельств, влияющих на степень и характер ответственности обвиняемого, указываются обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого. Основное значение психологической экспертизы личности состоит в том, что экспертное заключение может быть использовано судом в целях индивидуализации уголовной ответственности наказания.

Задачей такого вида СПЭ является создание объективного «психологического портрета», способствующего выявлению механизмов поведения обвиняемого, психологических мотивов его противоправных поступков.

На разрешение эксперту ставится следующий вопрос:

1.Имеются ли у обвиняемого индивидуально-психологические особенности (интеллектуальные, характерологические, эмоционально-волевые, мотивационные и др.), которые могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?

Данный вопрос должен быть обязательно конкретизирован применительно к содержанию уголовного дела, т.е. необходимо указать какие именно психологические качества обвиняемого интересуют следствие и суд.

 

2.2.Экспертиза аффекта у обвиняемого (подсудимого) в момент совершения инкриминируемых ему деяний.

 

Проводится для судебного установления состояния аффекта (сильного душевного волнения) обвиняемого в момент совершения преступления. Определение состояние аффекта (сильного душевного волнения) имеет значение для квалификации ст.107 УК РФ («Убийство, совершенное в состоянии аффекта»), ст.113 УК РФ («Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта»).

Целью СПЭ физиологического аффекта является диагностика наличия или отсутствия последнего у обвиняемого в момент совершения преступления. Кроме аффектного состояния на сознание и деятельность человека могут оказать существенное влияние такие эмоциональные состояния, как стресс (стойкое состояние нервно-психической напряженности), фрустрация (хроническая неудовлетворенность потребностей), которые также являются экспертизой аффекта.

Поводами для назначения судебно-психологической экспертизы аффекта могут служить:

Ø      сведения о реально существовавших условиях, способствовавших накоплению отрицательных эмоциональных переживаний, возникновению стойких состояний стресса или фрустрации;

Ø      данные о конфликтном характере ситуации, в частности, о том, что действия потерпевшего или иных лиц препятствовали реализации ведущих мотивов поведения обвиняемого, затрагивали его наиболее значимые интересы;

Ø      показания свидетелей об изменениях внешнего вида, голоса, моторики у обвиняемого;

Ø      факты частичного нарушения целесообразности действий обвиняемого;

Ø      факты частичного забывания обвиняемых отдельных элементов ситуации преступления, резкий упадок физических сил после преступления.

Обращаем внимание то, что средняя и особенно тяжелая степень алкогольного опьянения у обвиняемого практически исключают квалификацию аффекта, т.к. его поведение детерминируется уже расстройствами психических процессов под влиянием алкоголя. Поэтому, если известно, что обвиняемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния находился в состоянии  алкогольного опьянения, материалы дела должны содержать документы об освидетельствовании обвиняемого на степень алкогольного опьянения.

Кроме того, предоставляемые эксперту-психологу материалы уголовного дела должны содержать исчерпывающую информацию для:

1.      анализа личностных особенностей обвиняемого,

2.      определения причин возникновения определения аффекта,

3.      определения начального момента возникновения данного эмоционального состояния в ситуации взаимодействия обвиняемого о потерпевшем,

4.      реконструкции динамики развития и угасания данного состояния.

 

При назначении СПЭ аффекта и иных непатологических  эмоциональных состояний могут быть поставлены следующие вопросы:

1.      Находился ли испытуемый в момент совершения инкриминируемых ему действий в состоянии физиологического аффекта?

2.      Находился ли испытуемый  в момент совершения инкриминируемого ему деяния в эмоциональном состоянии (психическая напряженность, фрустрация, растерянность), которое могло существенно повлиять на его сознание и психическую деятельность?

3.      Учитывая психическое состояние испытуемого, его индивидуально-психологические особенности, а также обстоятельства дела, мог ли он точно соотносить свои оборонительные действия объективным требованиям ситуации?

4.      Какие индивидуально-психологические особенности испытуемого могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?

 

2.3.Экспертиза способности несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого) с отставанием в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими.

Этот вид экспертизы проводится в соответствии с ч. З ст.20 УК РФ. Неполная мера осознания и регуляции своих противоправных действий несовершеннолетним с отставанием в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, служит основанием для освобождения от уголовной ответственности.

Целью этого вида СПЭ является установление способности несовершеннолетних обвиняемых полностью сознавать значение своих действий и руководить ими, если имеются признаки отставания в психическом развитии исследуемых подростков, не связанного с психическим заболеванием.

На возможность отставания в развитии психически здорового подростка могут указывать    следующие признаки:

Ø      данные  о его педагогической запущенности;

Ø      инфантильность поведения;

Ø      легкомысленное отношение к своим противоправным поступкам или действиям;

Ø      несоразмерность объективного содержания поведения с субъективно преследуемыми подростком целями;

Ø      наличие сенсорной недостаточности (слабого развития зрения или слуха);

Ø      свидетельские показания, указывающие на заметное отличие подростка от массы сверстников.

При назначении данного вида СПЭ могут быть поставлены следующие вопросы:

1.      Имеются ли у несовершеннолетнего признаки не связанного с психическими заболеваниями отставания в психическом развитии, и если да, то в чем конкретно они выражаются?

2.      Учитывая состояние психического развития несовершеннолетнего, мог ли он полностью сознавать значение своих действий?

3.      Учитывая состояние психического развития несовершеннолетнего, в какой мере он мог руководить своими действиями?

Вопрос о соответствии психического развития несовершеннолетнего его паспортному возрасту не входит в компетенцию эксперта-психолога по следующим основаниям:

1.      в научной психологии психологический возраст рассматривается как качественно определенный возрастной период психического развития, что не равноценно календарному паспортному возрасту и гораздо шире его границ;

2.      существует межиндивидуальная  вариативность показателей психического развития, а также вариативность, связанная с культурными и региональными различиями;

3.      при наличии у подростка какой-либо психологической патологии или особой социальной ситуации развития применение обычных возрастных нормативов (разрабатываемых, как правило, на психически здоровых людях практически невозможно, поскольку в этом случае отличия от этих нормативов будут не столько количественные, сколько качественные). Основным аргументом является то обстоятельство, что юридическое значение имеет не констатация соответствия уровня психического развития тому или иному календарному возрасту, а дифференцированное решение вопроса о мере способности несовершеннолетнего обвиняемого осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий или руководить ими.

 

2.4. Экспертиза способности свидетеля или потерпевшего правильно воспринимать

обстоятельства, имеющие значения для дела, и давать о них правильные показания.

Проводится в соответствии с п.4 ст.196 УПК РФ, которая регулирует случаи обязательного проведения экспертизы.

Цель СПЭ свидетелей и потерпевших - выявление способности психически здоровых свидетелей и потерпевших правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них верные показания.

Поводами для назначения СПЭ свидетелей и потерпевших могут служить:

Ø      данные о малолетнем возрасте испытуемого, его низком интеллектуальном уровне развития, недостаточном овладении активной речью, особенностях характера;

Ø      сомнения в способности конкретного лица воспринимать те или иные обстоятельства, основанные на анализе условий восприятия, таких, как быстротечность событий, психическое и физическое состояние субъекта в момент восприятия, множественность раздражителей, одновременно действующих на субъекта и т.д.;

Ø      данные о характере воспринимавшегося сигнала (сила - слабость);

Ø      принципиальное несовпадение содержания показаний свидетеля (или потерпевшего) с другими материалами дела, причиной которого может являться наличие у субъекта (преимущественно у детей и подростков) особого вида зрительной памяти (эйдетической), позволяющей ему длительное время сохранять яркие образы со всеми мельчайшими подробностями и с абсолютной точностью воспроизвести воспринятую ранее информацию.

       В этой связи на разрешение эксперта могут быть поставлены следующие вопросы:

1.      Учитывая психическое состояние испытуемого в момент восприятия, мог ли он правильно воспринимать важные для дела обстоятельства (указать какие)?

2.      Имеются ли у испытуемого признаки повышенной внушаемости?

3.      Имеются ли у испытуемого признаки повышенной склонности к фантазированию?

4.      Может ли испытуемый (при выявленном у него уровне развития речи) давать правильные показания?

5.      Каковы основные индивидуальные особенности познавательной деятельности данного свидетеля или потерпевшего?

 

2.5. Экспертиза способности потерпевших по делу об изнасиловании понимать характер и значение совершаемых с нею действий или оказывать

сопротивление виновному.

Имеет значение для судебной квалификации изнасилования или насильственных действий сексуального характера с использованием беспомощного состояния потерпевшей либо потерпевшего (ч.1 ст.131 и ст.132 УК РФ). Согласно постановлению Верховного Суда РФ от 22 апреля 1992 г "О судебной практике по делам об изнасиловании", состояние потерпевшей признается беспомощным, когда она в силу физического или психического состояния не могла понимать характер и значение совершаемых с нею действий или не могла оказывать сопротивление.

В компетенцию данного вида экспертного исследования входит установление способности психически здоровых потерпевших понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление.

Наиболее распространенными поводами для назначения этой экспертизы являются:

Ø      данные о пассивном поведении потерпевшей в криминальной ситуации;

Ø      отсутствие глубоких эмоциональных реакций наслучившееся;

Ø      предположение относительно не связанного с психическими заболеваниями отставания потерпевшей в психическом развитии;

Ø      сведения о некоторых характерологических особенностях потерпевшей, таких, как вялость, пониженная уверенность в себе, застенчивость, замкнутость, низкая устойчивость к фрустрирующим воздействиям и т.д.;

Ø      сведения о неблагоприятных условиях общего воспитания (в частности, систематическое подавление родителями самостоятельности ребенка);

Ø      недостатки полового воспитания в семье и школе.

Перед экспертом могут быть поставлены следующие вопросы:

1.      Имеются ли у испытуемой индивидуально-психологические особенности (например, не связанное с психическими заболеваниями отставание в психическом развитии, характерологические черты, свойства эмоционально-волевой сферы), которые могли существенно повлиять на ее поведение в исследуемой ситуации?

2.      Учитывая индивидуально-психологические особенности испытуемой и содержание исследуемой ситуации, могла ли она понимать характер и значение совершаемых с нею действий?

3.      Учитывая индивидуально-психологические особенности испытуемой и содержание исследуемой ситуации, могла ли испытуемая оказать сопротивление?

2.6. Экспертиза психического состояния лица, окончившего жизнь

самоубийством.

Юридическим основанием данного вида экспертизы могут выступать две статьи УК РФ. Во-первых, это квалификация ст.110 УК РФ ("Доведение до самоубийства"), во-вторых, определение "тяжких последствий" (в число которых входит и самоубийство потерпевшей, последовавшее в результате изнасилования) как обстоятельства отягчающего ответственность (п. «б» ст.63 УК РФ). В обоих случаях судебно-следственные органы интересует причинно-следственная связь между действиями обвиняемого (подсудимого) и самоубийством потерпевшего лица.

Такое исследование назначается в случаях, если следственные органы располагают сведениями о совершении определенными людьми действий, провоцирующих самоубийство (доведение до самоубийства), а также при возникновении предположения относительно инсценирования самоубийства, и устанавливают наличие или отсутствие у лица, в период, предшествующий смерти, психического состояния, предрасполагавшего к самоубийству.

 

 

Содержание вопросов:

1.      Находилось ли данное лицо в период, предшествовавший смерти, в психическом состоянии, предрасполагавшем к самоубийству?

2.      Если исследуемое лицо находилось в предшествующий смерти период в предрасполагавшем к самоубийству состоянии, чем это состояние могло быть вызвано?

 

Ш. КОМПЛЕКСНАЯ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

3.1. Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза. В следственной практике иногда возникает необходимость в проведении комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы (КСППЭ).

КСППЭ - исследование, затрагивающее пограничные между психологией и психиатрией проблемы. Задачей КСППЭ является определение психических аномалий (не исключаемых вменяемость), существенно влияющих на познавательно-ориентационную деятельность обследуемого лица и которые могут быть выявлены только на базе интеграции психологических и психиатрических знаний. КСППЭ проводится одновременно и совместно экспертом-психологом и экспертом-психиатром.

Объектом КСППЭ являются проходящие по делу лица, проявляющие признаки пограничных состояний: легкие степени олигофрении, различные психопатические состояния, психопатии, акцентуации характера. На разрешение КСППЭ могут  бьггь поставлены следующие задачи:

1.        Квалифицировать психическое состояние подэкспертного лица - определить тип и вид его психической аномалии.

2.        Определить, имеются ли у него такие особенности умственной деятельности, которые могут препятствовать осознанию им значения противоправных действий и руководить своими действиями в ситуации совершения правонарушения.

3.        Определить степень влияния характерологических особенностей обследуемого лица на реализацию противоправного поведения.

4.        Диагностировать состояние аффекта у психопатических личностей.

3.2. Комплексная судебная психолого-искусствоведческая экспертиза.

Целесообразность проведения данного вида экспертизы возникает, в частности, в том случае, когда необходимо установить направленность и степень воздействия произведения искусства на сознание и/или бессознательную сферу личности или населения в целом. На разрешение КСППЭ здесь можно поставить следующий вопрос:

1.      Носят ли представленные на экспертизу видеофильмы, журналы, книги и т.п. порнографический (садистский, провоцирующий особую жестокость и пр.) характер?

3.3. Психолого-автороведческая экспертиза.

Назначается в тех случаях, когда участник процесса (ответчик, истец, свидетель) отказывается от своих собственноручных показаний, утверждая, что написал их под влиянием или при участии третьих лиц.

Данный вид экспертизы является комплексным и назначается психологам и автороведам. Необходимо отметить, что на исследование предоставляются подлинники документов, а не их ксерокопии. Проведение психологического исследования в отношении испытуемого обязательно.

Перед экспертами могут быть поставлены следующие вопросы:

1.      Учитывая уровень интеллектуального развития, особенности устной и письменной речи, индивидуально-психологические особенности и конкретные обстоятельства дела исследуемого текста, является ли испытуемый автором исследуемого текста?

2.              Содержатся ли в исследуемом тексте признаки какого-либо необычного состояния?


IV.СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ В ГРАЖДАНСКОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ.

К компетенции СПЭ в гражданском судопроизводстве относится:

Ø      установление   степени   понимания подэкспертным лицом содержания заключенных им сделок, его способности принимать осознанные решения;

Ø      выявление у дееспособного субъекта непатологических психических аномалий, препятствующих адекватному отражению действительности;

Ø      установление психической совместимости супругов, возможности снятия эпизодических конфликтов;

Ø      установление психологической совместимости детей с каждым из двух родителей, усыновителей, опекунов;

Ø      определение возможностей конкретных лиц по обеспечению воспитания детей;

Ø      установление способностей свидетелей правильно воспринимать имеющие значение для дела события и давать о них правильные показания.

Выделяются такие группы гражданских дел, при рассмотрении которых  возможна СПЭ:

4.1. СПЭ по фактам бракоразводных дел для определения постоянного места проживания ребенка и порядка участия родителей в его воспитании; по фактам назначения опекунства над малолетними детьми, оставшимися без родителей.

Задачей СПЭ при рассмотрении указанных дел является психологический анализ личности всех заинтересованных в процессе лиц (ребенка, отца, матери), их иерархии ценностей, системы эмоциональных отношений (в том числе, друг к другу), на основании которого даются рекомендации эксперта психолога относительно места проживания ребенка и участия родителей в процессе воспитания. При этом данный порядок должен свести к минимуму психотравмирующие для ребенка последствия развода родителей, обеспечить гармоничное и разностороннее развитие личности (ст.ст.24,65,66,67,68,72,73,76,125,131,140,141 СК РФ).

На разрешение эксперта можно поставить следующие вопросы:

1.              Определить взаимоотношение ребенка с ее матерью, отцом, или др. родственниками, ответчиками по настоящему делу?

2.              Имеется ли отрицательное воздействие на ребенка со стороны всех вышеназванных лиц?

3.              Почему в настоящее время ребенок отказывается проживать с тем или иным родственником?

4.              С кем из родственников в настоящее время, по мнению специалистов, ребенок будет чувствовать себя более комфортно лучше?

4.2. СПЭ по определению факта причинения морального вреда.

СПЭ данного вида возможно назначать в тех случаях, когда истец утверждает, что действиями ответчика ему нанесен моральный вред. Задача СПЭ заключается в установлении морального вреда, т.е. негативных изменений в психической сфере человека, выражающихся в претерпевании последним физических и нравственных страданий (ст. 151 ГК РФ, ст.152 ГК РФт.1101 ГК  РФ).

На разрешение данного вида экспертизы рекомендуется ставить следующие вопросы:

1.      Имеются, а если имеются то каковы  индивидуально-психологические особенности личности подэкспертного, которые могли оказать существенное влияние на глубину и интенсивность субъективных переживаемых им действий и высказываний ответчика?

2.      В какой мере отразились действия и высказывания ответчика на основных показаниях психического состояния и деятельности подэкспертного?

3.      Затронута ли иерархия основных жизненных ценностей подэкспертного, на нанесен ли ей ущерб?

4.      Имеются ли признаки иных неблагоприятных изменений в личности подэкспертного, а если имеются то в чем они заключаются?

5.      Если таковые изменения обнаружены, состоят ли они в причинной связи с действиями ответчика?

4.3. СПЭ по делам о сделках, совершенных с пороками воли.

Как правило, данная экспертиза проводится комплексно с экспертами-психиатрами в тех случаях, когда лицо, заключившее ту или иную сделку, утверждает, что в тот период находилось в состоянии (соматическое заболевание, переживание психотравмы, стресс, фрустрация, подверженность психическому влиянию со стороны третьих лиц), которое предшествовало адекватному пониманию значения своих действий, их правовых и имущественных последствий. Часто истцами по таким делам являются люди преклонного возраста, страдающие сосудистой патологией. При рассмотрении данной категории дел возможно назначение посмертной экспертизы (ст.ст.56, 57, 58 ГК РФ).

На разрешение данного вида экспертизы рекомендуется ставить следующие вопросы:

1.      Находился ли подэкспертный, в момент заключения сделки или подписания др. документа в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий и руководить ими?

2.      Понимал ли подэкспертный, вступая в договорные отношения займа, подписывая завещание и др., значение своих действий мог ли руководить при этом своими действиями?

V. НОВЫЕ ВИДЫ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Мы рассмотрели ставшие уже традиционными подвиды судебно-психологической экспертизы. Однако потребности практики и развитие психологической науки расширяют возможности СПЭ, позволяя решать новые задачи.

5.1. Судебно-психологическое исследование преступной группировки.

Как показывает экспертная практика, подобное исследование проводится в тех случаях, когда преступление совершено группой лиц (от двух и более человек) и обвиняемые дают противоречивые сведения о роли каждого в совершении инкриминируемого им деяния, о том, кто является  лидером группировки.

В процессе исследования решается следующий вопрос:

1.      Учитывая индивидуально-психологические особенности перечисленных лиц (указать конкретно), а также обстоятельства совершенного ими деяния, кто из них мог быть лидером преступной группировки?

5.2. Судебно-психологические исследования фонограмм и видеозаписей

В данном случае имеется в виду психологическое исследование фонограмм и видеозаписей допросов и иных следственных действий для установления факта психического воздействия на допрашиваемого со стороны следователя или третьих лиц. Как правило, подобные экспертные исследования проводятся в тех случаях, когда допрашиваемый утверждает, что непосредственно в процессе допроса на него оказывалось давление, и поэтому он сообщил информацию, выгодную следствию.

Основной задачей судебно-психологической экспертизы в таком случае является установление наличия или отсутствия признаков психического воздействия на испытуемого именно в процессе допроса.

На разрешении экспертизы ставится вопрос:

1.      Имеются ли на аудио (видео) записи признаки психического воздействия на испытуемого со стороны допрашивающего либо третьих лиц?

5.4. Судебно-психологические исследования на транспорте и производстве.

Рост числа дорожно-транспортных происшествий, катастроф на воздушном, морском и железнодорожном транспорте, аварии на производстве вызвали к жизни подвид СПЭ, призванный помочь следственным и судебным работникам в установлении причин этих аварий.

Как известно, свыше 80 % аварий связаны не с отказом техники, обусловлены ошибками человека, управляющего ею. Что может послужить поводом для назначения СПЭ по факту аварий?

Прежде всего, предположение о том, что требования ситуации превышали индивидуально-психологические и профессиональные возможности человека, управляющего техникой.

Во-вторых, наличие сильных помехогенных раздражителей, воздействовавших на человека в исследуемой ситуации. В-третьих, наличие у человека экстремальных психических состояний, а также утомление, соматического неблагополучия. Наконец, предположения либо сведения о том, что у человека  отмечалось недостаточная сформированность профессиональных навыков.

На разрешение экспертизы мы рекомендуем ставить следующие вопросы:

1.       Находился ли испытуемый в момент совершения аварии в психическом состоянии, которое могло оказать существенное влияние на качество выполнения профессиональных функций?

2.       Мог ли испытуемый, учитывая его индивидуально-психологические особенности и психическое состояние, правильно оценить ситуацию (или ее отдельные элементы), принять правильное решение и реализовать его?

3.       Соответствует ли психический уровень сформированности у испытуемого профессиональных навыков требованиям конкретной ситуации?