Зарождение
любительского мореплавания и парусного спорта в России неизменно связывают
с именем Петра I. Хотя достоверно известно, что и ранее народы, населявшие
нынешнюю территорию нашего государства, были хорошо знакомы с парусом
и использовали небольшие парусные суда для торговых связей с народами
Скандинавии, Черного и Эгейского морей. На заре нашей эры был освоен водный
путь по Днепру, в анналы истории вошел путь из варяг в греки, пересекавший
в X-XI вв. европейский континент с севера на юг. В это же время началось
заселение славянами побережий Белого и Баренцева морей, их продвижение
на север и восток - Кольский полуостров, архипелаг Грумант, в Сибирь и
на Дальний Восток. Парусные лодки служили для транспортных целей, промысла
рыбы и морского зверя. И, кто знает, возможно, в старину устраивались
состязания на простых рыбацких лодках, подобные тем, например, что проводил
в конце XIX в. Стрельнинский парусный кружок под Петербургом на соймах,
оснащенных шпринтовыми парусами.
Свидетельством тому, что в России еще до
Петра 1 существовали прогулочные парусные лодки, является знаменитый ботик
Петра I, хранящийся ныне в ленинградском Военно-морском музее. Этот
6-метровый деревянный бот, названный позже дедушкой русского флота, можно
считать и первой яхтой в России. Сначала на Яузе, а потом на Плещеевом
озере во главе "потешной флотилии" ботик интенсивно использовался
юным Петром для обучения искусству плавания под парусами и развлечений.
Позже, когда Россия получила свободный
выход в Балтийское и Черное моря, и развернулось строительство торгового
и военно-морского флота, появилась нужда в обученных офицерах и матросах.
Чтобы приобщить петербургскую знать к морю и парусам, Петр I учредил в
1713 г. Потомственный Невский флот. На Партикулярной верфи развернули
строительство небольших гребных и парусных судов, которые безвозмездно
выдавали различным лицам и государственным учреждениям с одним условием
- содержать их в порядке и участвовать в совместных "экзерцициях"
- занятиях на воде. Всего таким образом было роздано 141 судно, создание
Невского флота завершилось в 1718 г. Флот имел четкую, хорошо продуманную
организацию и свои утвержденные Адмиралтейств-коллегией устав и флаг.
Невский флот не был яхт-клубом в современном
понимании. Да и понятия такого тогда не существовало. Но по своей форме
(наличие специально построенных судов, свой устав и флаг, форменная одежда)
и задачам (организация и подготовка людей для службы на море в сочетании
с развлечениями на воде) Невский флот был прямым предшественником русских
яхт-клубов.
Журнал „Морской сборник" в 1849 г.
отмечал, что Невский флот "будет постарее всех европейских яхт-клубов",
но "учрежденный довременно и насильственно, он мог существовать только
при его (Петра) воле". Со смертью Петра I Невский флот прекратил
свое существование.
Зародившееся было в России любительское
мореплавание приостановило свое развитие более чем на 100 лет. В то же
время парусники под русским флагом бороздили моря и океаны во всех частях
света, добирались до холодной Антарктиды и Тихоокеанского побережья Америки.
Только в первой половине XIX в. в России было снаряжено более сорока дальних
и кругосветных плаваний под парусами, принесших большие научные и географические
открытия. Именами наших великих соотечественников - русских мореплавателей
и ученых - названы многие моря, заливы, острова и др. в различных районах
Земли.
Неудивительно поэтому, что в 1846г. по
ходатайству передовых, наиболее просвещенных моряков русского флота Николаем
I были утверждены устав и флаг первого в России Императорского С.-Петербургского
яхт-клуба, командором которого был выбран князь Лобанов-Ростовский. По
уставу членами яхт-клуба могли быть только дворяне и каждый из них должен
был в течение года приобрести судно водоизмещением не менее 10 т.
8 июля 1847 г. близ маяка Толбухин
на 12-мильной дистанции состоялась первая
парусная гонка, в которой участвовали 7 яхт. Самая большая из них
- шхуна "Королева Виктория" водоизмещением 257 т, самая малая
- тендер "Ученик" (51 т). Гонку и приз - "Серебряную вазу"
- выиграл 107-тонный тендер "Варяг".
Впоследствии подобные гонки стали регулярно
проводить не менее двух раз в год. Тендеры
соревновались в Невской губе, а большие яхты - между Кронштадтом и островом
Сескар. Несколько раз в гонках участвовали черноморские яхтсмены, которым
обратно приходилось возвращаться вокруг Европы. Гостями петербургского
яхт-клуба бывали также яхтсмены из Англии.
Яхты Императорского яхт-клуба ходили и
в дальние плавания. Тендер "Нереида" (130 т) в 1846г. первым
совершил плавание из Кронштадта вокруг Европы в Севастополь, а на следующий
год возвратился обратно.
В 1851-1852 гг. шхуна "Рогнеда"
(160 т) Лобанова-Ростовского прошла из С.-Петербурга в Пернамбуку (Бразилия)
и обратно. В 1853 г. Лобанов-Ростовский задумал уже кругосветное плавание,
но в Рио-де-Жанейро, куда "Рогнеда" пришла 2 февраля 1854г.,
английские военные корабли, получив известие о начале Крымской войны,
блокировали яхту. Плавание пришлось прервать, а шхуну продать с торгов.
Весной 1858г. петербуржец Ц. А. Кавос приобрел
17-футовую парусную шлюпку "Забава" и со своими приятелями регулярно
совершал плавания по Неве. На берегу Черной речки яхтсмены арендовали
дачу и место для стоянки и организовали кружок под названием "Моряк
на все руки". Через год его переименовали в Невский яхт-клуб, утвердили
флаг и выработали устав клуба, который предусматривал членство независимо
от сословий. 14 марта 1860г. устав был утвержден канцелярией морского
министерства, и клуб получил официальное название С.-Петербургский речной
яхт-клуб. Этот демократичный клуб быстро снискал популярность. Через четыре
года число его членов достигло почти 200, клуб уже имел свою шлюпочную
мастерскую, а в 1876r. основал С.-Петербургские мореходные классы. Развернутая
этим клубом работа по развитию парусного, гребного, буерного, водно-моторного
и даже конькобежного спорта послужила примером для других создаваемых
в России яхт-клубов.
Первые "Правила для гонок парусных
судов С.-Петербургского речного яхт-клуба" были приняты в 1861 г.
Для уравнивания шансов в гонках ботики и шлюпки делились на разряды по
длине, а килевые яхты - по водоизмещению. Гоночные правила и деление яхт
на разряды впоследствии многократно уточнялись.
С.-Петербургский речной яхт-клуб за время
своей деятельности привлек 2700 человек и приобрел 533 яхты. Он послужил
образцом для всех подобных ему клубов и обществ в России. Перед революцией
в России было более 68-яхт-клубов, парусных обществ и кружков, в которых
состояло более 10 тыс. человек, а общий капитал, затраченный на дело спорта,
в яхтах и зданиях превышал 5 млн. руб.
На Черном море первым официально зарегистрированным
стал Черноморский яхт-клуб в Одессе (1876 г.); затем появились Севастопольский
(1886г.) и Николаевский речной (1888г.) яхт-клубы. Парусный спорт начали
культивировать и на крупных реках России. В 1867 г. был организован Московский
речной яхт-клуб, в 1876 - Саратовский и в 1887 - Киевский яхт-клубы.
Яхты в те годы в основном закупали за границей.
Из отечественных морских яхт лучшими были суда, построенные по чертежам
конструктора А. Д. Родионова в мастерских С.-Петербургского речного яхт-клуба
- шхуна "Забава" и тендер "Нырок" (обе водоизмещением
по 10т), которые не уступали в гонках яхтам зарубежной постройки. Так,
"Забава" одержала победу в 66-мильной гонке от Кронштадта до
пролива Бьерке-Зунд и обратно (1877 г.) и дважды в 100-мильных гонках
1878 и 1879 гг.
На Волге преобладали плоскодонные швертботы
парусностью от 10 до 45 м2. Как правило, человеку, пожелавшему вступить
в яхт-клуб, приходилось строить и оснащать лодку самостоятельно или прибегать
к услугам местных умельцев, строивших суда по своему разумению.
В начале 1900-х гг. в Петербурге помимо
А. д. Родионова появилось много яхтенных конструкторов: В. В. Шталь, Г.
В. Эш, М. И. Эртц, К. Г. Экебом, В. п. Фан-дер-Флит, П. В. Виноградов,
В. Н. Пылков и др., начал действовать целый ряд верфей и клубных мастерских,
на которых строили спроектированные ими яхты.
При строительстве килевых гоночных яхт
в России предпочтение отдавали яхтам американского типа, имеющим узкий
килевой плавник, облегченный набор, и в силу этого более быстроходным,
но недолговечным. В начале 1912 г. был создан Российский гоночный парусный
союз с целью объединения всех русских парусных спортивных обществ и яхт-клубов,
координации их спортивной деятельности и участия русских яхтсменов в международных
соревнованиях. Союз объединял 10 петербургских яхт-клубов и один ревельский
- Эстляндский императорский. Союзом были приняты единые международные
правила гонок, организован обмер яхт и взят курс на развитие в России
международных Ft-классов, более мореходных, надежных и долговечных, чем
"американцы".
Вскоре Россия вступила и в Международный
парусный союз IYRU. Накануне олимпийского 1912г. С.-Петербургский речной
яхт-клуб ввел положение о "волонтерах", допустив в клуб "безденежную"
молодежь без права членства. Это было необходимо для комплектования экипажей
из "любителей", так как на Олимпийские игры яхты с наемными
экипажами не допускались. В парусных соревнованиях V Олимпийских игр,
проходивших в Швеции, Россию представляли три яхты: 8-метровики "Норман"
и "Былина" и 10-метровик "Галлия-II"
(рулевой И. Шомакер), которая заняла второе и третье места. По сумме очков
экипаж этой яхты завоевал третье место и бронзовую медаль, "Норман"
занял пятое место.
Русские яхтсмены успешно участвовали также
в других международных соревнованиях 1911-1912 гг. на Балтике. Например,
экипаж яхты 10-метровика "Тарпон-II"
в Кильской регате завоевал 8 первых призов, в том числе почетные кубки
испанского короля и германского императора. Возвращаясь с этой регаты,
"Тарпон-II" стартовал в восьми гонках в Дании и Швеции и добавил
к своим спортивным трофеям еще 8 призов. За два гоночных сезона экипаж
этой яхты завоевал 32 международных приза. В списке трофеев экипажа "Нормана"
в предолимпийском 1911 г. числятся 11 международных призов.
Начавшаяся в 1914 г. первая мировая война,
а затем Великая Октябрьская социалистическая революция резко ограничили
деятельность русских яхт-клубов. После Октябрьской революции оказалось,
что многие яхты угнаны за границу, другие остались бесхозными, погибли
или требовали капитального ремонта. Новой властью уже в мае 1919 г. были
намечены мероприятия, направленные на демократизацию водного спорта и
на широкую подготовку квалифицированных кадров для торгового и военного
флотов. В Петрограде на базе Петровского яхт-клуба был образован Первый
морской отряд Всевобуча (всеобщее военное обучение граждан СССР) для
обучения допризывной молодежи основам военно-морского дела и парусного
спорта. Начальником отряда был назначен Ю. А. Пантелеев (впоследствии
адмирал ВМФ). На отряд было возложено несение сторожевой службы на морских
подступах к Петрограду. В следующем году была проведена полная военизация
парусного спорта, организованы еще пять отрядов на базе бывших яхт-клубов.
Команды яхт получали армейский паек и некоторое обмундирование. Подобные
отряды были созданы и в других местах, где парусный спорт культивировался
до революции.
Всевобуч сыграл положительную роль в возрождении
и пропаганде парусного спорта в Советской России, хотя организовать по-настоящему
спортивную работу было практически невозможно. Слишком мал и разнотипен
был парусный флот, доставшийся в наследство. Из-за недостатка судов одного
класса соревнования приходилось проводить с пересадкой рулевых.
В 1924 г. морские отряды Всевобуча были
расформированы и все их имущество и яхты переданы профсоюзным и комсомольским
организациям. В том же году была сделана попытка провести гонки на первенство
СССР на военно-морских 6-весельных ялах. В гонках приняли участие ленинградские
яхтсмены и моряки Балтийского флота. Выиграл первенство экипаж шлюпки
спортклуба "Спартак" (рулевой Б. Б. Лобач-Жученко).
В июле 1927 г. пять яхт, принадлежащих
яхт-клубу Ленинградского губернского совета профсоюзов, совершили первое
заграничное плавание в Финляндию и Швецию. Флагманом эскадры был опытный
яхтсмен, капитан дальнего плавания Н. Я. Васильев.
В 1928 г. была проведена I Всесоюзная
спартакиада, в программу которой были включены парусные гонки, в Ленинграде
с пересадкой экипажей. Соревнования на килевых яхтах проходили в Петергофе,
а на швертботах - на озере Разлив. Первыми чемпионами парусного спорта
стали кронштадтец А. К. Бальсевич и Н. А. Мясников из Самары. Гонки с
пересадкой экипажей проводили до 1950 г., когда они были заменены на классные
гонки.
В 1929 г. Всесоюзным советом физической
культуры была принята первая в стране "Классификация яхт", которой
предусматривалось создание надежных, долговечных и недорогих судов, пригодных
для массового спорта, и не поощрялось строительство дорогих яхт для классных
гонок с малочисленным экипажем. В соответствии с этой классификацией
в начале 1930-х гг. в Ленинграде были спроектированы и построены на верфи
"Спортсудостроитель" четыре большие крейсерские яхты, способные
совершать дальние морские плавания и в то же время пригодные для плавания
в Невской губе и других мелководных акваториях. Проектирование велось
п. Ю. Людевигом с помощью Н. А. Александрова и В. Г. Щепкина. В 1934 г.
со стапелей верфи сошли "Ударник" и "Пионер", в 1935
г. - "Стахановец" и "Ленинградец".
Новые яхты - "Пионер" и
"Ударник" - прошли испытания в большом плаваний вокруг Скандинавии.
Яхты вышли в плавание из Ленинграда 9 июля 1934 г. Посетив 12 портов Финляндии,
Эстонии, Швеции, Дании и Норвегии, яхтсмены благополучно прибыли в Мурманск.
Отсюда через Беломорско-Балтийский канал яхты 12 сентября возвратились
в Ленинград, пройдя 3500 миль.
В 1936 г. была создана Всесоюзная парусная
секция (с 1959 г. Федерация парусного спорта СССР), которая объединила
разрозненную до того времени деятельность яхт-клубов и парусных секций
и положила начало организационной и систематической спортивной работе.
Были разработаны и введены общесоюзные Правила соревнований, Правила классификации,
обмера и постройки спортивных парусных судов СССР, программы подготовки
яхтенных рулевых и Положение об их квалификации. Хотя в новой классификации
отсутствовали яхты международных классов, она позволила наладить массовую
по-стройку довольно удачных, ставших популярными судов - швертботов классов
"Ш-10", "М-20", "Р-20", "Р-30",
"Р-45" и килевых яхт классов "Л-30", "Л-45",
"Л-60" и "Л-100". Некоторые яхты классов "Л-60"
и "Л-100" до сих пор в строю. Многие яхты были построены на
созданном в 1936 г. на базе яхт-клуба ЛОСПС Водно-спортивном комбинате
ВЦСПС, в состав которого входила первая в СССР специализированная яхтенная
верфь. Наладилось производство яхт и швертботов в Горьком и Куйбышеве.
Первое официальное первенство СССР по парусному
спорту было проведено в Ленинграде в 1936 г. В нем участвовали представители
16 городов. Чемпионами СССР стали: в классе швертботов "М-20"
- Н. А. Мясников, в классе килевых яхт - И. П. Матвеев (в дальнейшем он
11 раз завоевывал звание чемпиона страны в классе килевых яхт и 4 раза
на буерах и еще до войны стал первым среди яхтсменов - был удостоен звания
заслуженного мастера спорта). До начала Великой Отечественной войны гонки
на первенство СССР проводили еще раз в 1938 г.
Парусный спорт в Москве стал по-настоящему
развиваться после открытия канала Москва-Волга и создания Клязьминского
водохранилища. В 1937 г. на водохранилище был организован первый столичный
яхт-клуб, основу которого составили 11 швертботов класса "М-20".
Через год в Москве было уже 100 швертботов, 4 яхт-клуба и более 400 яхтсменов,
актив которых стал ядром Всесоюзной парусной секции.
С 1940 г. регулярно начали проводить
зональные регаты: Московскую, Северную, Азово-Черноморскую, а позже -
Дальневосточную.
К 1941 г. парусным спортом в СССР
занимались тысячи яхтсменов. Ленинград-ские яхт-клубы ВЦСПС и ДСО "Водник",
морские яхт-клубы Одессы, Николаева, Кронштадта и Севастополя, речные
яхт-клубы Москвы, Куйбышева, Саратова и Горького воспитали много разносторонних
яхтсменов и отличных гонщиков.
Спортивно-массовая работа предвоенных лет
не прошла бесследно. Многие яхтсмены, в частности ленинградские, в годы
Великой Отечественной войны успешно воевали на катерах. Большую помощь
осажденному Ленинграду оказали яхтсмены-буеристы - они участвовали в создании
Дороги жизни по льду Ладожского озера и в организации дозорной службы
и службы связи между сигнально-наблюдательными постами на льду Финского
залива. Крейсерские яхты "Ударник" и "Ленинградец"
несли брандвахтенную службу в Невской губе, "Пионер" и "Стахановец"
высаживали в тылу врага диверсионные группы, эвакуировали наши воинские
части с островов.
Восстановление и развитие советского парусного
спорта после окончания Великой Отечественной войны шло стремительными
темпами. Яхтенный флот был пополнен судами новых национальных и международных
классов. Включились в активную работу яхт-клубы Прибалтики и новая производственная
база - Таллинская экспериментальная верфь спортивного судостроения.
В 1946 г. были утверждены новые Правила
классификации, обмера и постройки парусных судов, которые предусматривали
постройку 20 классов судов, но самыми популярными впоследствии стали швертботы
классов "М", "Летучий
голландец", яхты классов "ЛЗ" и "Л4", монотип-одиночка
международного класса "Олимпик", "Финн".
Это были прекрасные яхты конструкторов А. П. Киселева, Н. В. Григорьева,
С. И. Ухина, С. В. Витта, Р. Е. Алексеева и П. Буте. Даже сейчас, спустя
40 лет, старые яхтсмены испытывают ностальгию по ним. Большинство этих
яхт до сих пор не имеют равноценной замены, в особенности швертботы класса
"М", которых было построено более 2500.
Летом 1945 г. в Ленинграде состоялась первая
Балтийская регата с участием эстонских яхтсменов, а в конце сезона - первое
после войны первенство СССР по парусному спорту. Эти гонки стали в последующем
традиционными и ежегодными. В других бассейнах страны также проводят
большие регаты - Черноморскую, Поволжскую, Дальневосточную и т. п., на
первенства областей и республик.
В 1946 г. в Ленинграде при Центральном
яхт-клубе ВЦСПС открыли детскую спортивную парусную школу, а затем ДСПШ
появились и в других городах. С 1951 г. участие в парусных соревнованиях
начали принимать юноши и девушки из всех ДСПШ, число которых к 1990 г.
достигло 100.
В 1951 г. был образован Олимпийский
комитет СССР, и в 1952 г. наша олимпийская сборная первый раз участвовала
в XV Олимпийских играх в Хельсинки. Дебют был неудачен. Специалисты и
зарубежная пресса отмечали тогда, что наши гонщики отлично стартуют, не
ошибаются в выборе направления и определении ветра. Их личное мастерство
было на хорошем уровне, но советские яхтсмены выступали на старых или
малознакомых судах, купленных буквально за месяц до начала регаты. Кроме
того, при подготовке команды основное внимание уделялось отработке тактических
приемов, техническая же сторона оставалась на втором плане.
Поражение в Хельсинки заставило коренным
образом пересмотреть всю систему обучения парусному спорту, в которой
больше внимания стали уделять технической и морской подготовке; на спортивных
верфях была налажена серийная постройка яхт международных классов; все
соревнования на личное и командное первенства стали проводить как классные
гонки; были организованы встречи советских и зарубежных яхтсменов (в 1954
г. с финнами и в 1955 г. со шведами). Наши яхтсмены выезжали на некоторые
регаты, проводившиеся в Швеции, Финляндии, ГДР.
Результаты такой целеустремленной работы
сказались уже на выступлении нашей команды на XVII Олимпийских играх в
Неаполе (1960 г.). Золотые медали олимпийских чемпионов завоевали в "Звездном"
классе Т. Пинегин и Ф. Шутков, серебряным призером стал А. Чучелов на
"Финне", шестое место занял А. Шелковников в классе яхт "Летучий
Голландец".
Последующие олимпийские регаты и крупнейшие
международные соревнования убедительно показали, что советские яхтсмены
прочно заняли одно из ведущих мест в мировом парусном спорте. Трижды завоевывал
звание олимпийского чемпиона В. Манкин (в классах "Финн" и "Звездный"),
он был обладателем серебряной медали ("Тем-пест"); серебряными
призерами олимпиад становились А. Балашов ("Финн"), экипажи
Б. Будникова ("Солинг") и братьев Тынисте ("470");
бронзовыми - В. Потапов ("Финн"), А. Балашов ("Финн"),
Л. Москаленко и И. Чуниховская ("470").
Звания чемпионов мира и Европы на яхтах
различных олимпийских классов завоевывали В. Мамкин, В. Потапов, С. Хорецкий,
С. Бородинов, Г. Биганишвили, Б. Будников, Е. Богатырев, Ю. Коновалов,
С. Кравцов и другие яхтсмены. Как признание достижений наших яхтсменов
на международной арене можно расценивать тот факт, что в 1980-х гг. в
СССР проводились чемпионаты мира в классах "Парусная доска"
и "Торнадо", а также парусная регата XXII Олимпийских игр.
В послевоенные годы продолжали развиваться
дальние спортивные плавания на яхтах и крейсерские гонки. Первый заграничный
поход советских яхтсменов состоялся в 1956 г.: яхта "Двина"
класса "Л-60" Ленинградского центрального яхт-клуба ВЦСПС ходила
с дружеским визитом в Стокгольм с заходами в порты Ханко и Мариенхамн.
С 1959 г. отдельные крейсерско-гоночные яхты начали участвовать в Варнемюндской
регате (ГДР), Грифе Поморском и Регате Гданьского залива (ПНР), посещать
порты Болгарии, Греции, Финляндии и Швеции. В 1971 г. однотонник "Сатурн"
Ленинградского яхт-клуба ВМФ прошел вокруг Скандинавии по пути "Ударника"
и "Пионера"; в дальнейшем этот маршрут повторили яхтсмены Архангельска
и Мурманска.
Яхтсмены Николаева на яхте "Арктика"
дважды (в 1976 и 1977 гг.) ходили в Средиземное море, а в 1978 г. вышли
в Атлантику, достигнув Канарских островов. Полученный ими опыт позволил
в 1987-1988 гг. совершить первое в истории отечественного парусного спорта
кругосветное плавание на яхте "Икар" (капитан Б. С. Немиров).
За 325 ходовых суток яхтсмены прошли 31 тыс. миль, посетив Канарские острова,
Тасманию и обогнув суровый мыс Горн.
Учрежденные в 1971 г. Спорткомитетом СССР
и редакцией журнала "Катера и яхты" гонки крейсерских яхт на
Кубок Балтийского моря ежегодно привлекали до 120 яхт. Они послужили толчком
к созданию других многодневных маршрутных гонок на Кубки Черного моря,
Онежского озера, Днепра и Волги. В свою очередь гонки способствовали расширению
проектирования и постройки современных крейсерско-гоночных яхт на Ленинградской
и Таллинской верфях, а также увеличению их импорта из ПНР - поставщика
в рамках СЭВ этого вида судов.
С 1978 г. советские яхтсмены регулярно
принимают участие в международных сборах учебных парусных судов "Операция
парус". В 1984 г. две яхты ленинградского яхт-клуба Балтийского морского
пароходства "Флора" (капитан В. Гусев) и "Новик" (Б.
Орехов) успешно участвовали в Трансатлантических гонках, проводившихся
в рамках "Операции парус-84", заняв три призовых места.
В 1982 г. яхтсмены-дальневосточники совместно
с японскими яхтсменами учредили товарищеские соревнования "Белый
парус мира" из порта Находка на остров Хоккайдо. Дальневосточники
принимали участие в гонке вокруг Австралии, ходили на Аляску.
По данным Федерации парусного спорта
СССР, в стране регулярно занималось парусным спортом около 35 тыс. человек
более чем в 200 яхт-клубах и парусных секциях. Свыше 400 человек имели
квалификацию яхтенного капитана. В составе российского спортивного парусного
флота было более 8 тыс. вымпелов, из них около 2 тыс. - морские крейсерские
яхты.
|