Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Чувашской РеспубликеОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Предложения по разрешению проблем бизнеса, связанных с использованием защитных сооружений гражданской обороны

Уполномоченному

при Президенте Российской Федерации

по защите прав предпринимателей

 

Б.Ю. Титову

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уважаемый Борис Юрьевич!

 

Во исполнение поручения, данному мне в Послании Главы Чувашской Республики республиканскому парламенту на 2018 год, мною был проведен анализ избыточных и устаревших требований, предъявляемых к бизнесу. Одним из таковых нами было определено нормативное требование содержания и эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, размещенных в объектах недвижимости, принадлежащих на праве собственности субъектам предпринимательства.

В 2018 году указанная проблема стала предметом мотивированных обращений в мой адрес нескольких субъектов малого и среднего бизнеса, которые столкнулись с вопросом принадлежности или непринадлежности им защитных сооружений и необходимости нести существенные затраты, связанные с содержанием подобных объектов. Варианты сложностей может быть множество, но их объединяет то, что посредством возлагаемых на бизнес обременений либо ограничений в значительной степени ущемляются права предпринимателей.

       Принимая во внимание системный характер обозначенной проблемы, направляю Вам, уважаемый Борис Юрьевич, для сведения и оценки некоторые предложения по разрешению проблем бизнеса, связанных со сферой использования защитных сооружений гражданской обороны.

 

            Приложение: на 8 листах, в 1 экз.

 

 

      Уполномоченный

      по защите прав предпринимателей

      в Чувашской Республике                                                                      А.Н. Рыбаков

 

 

 

Приложение 1

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

по разрешению проблем бизнеса, связанных с использованием

 защитных сооружений гражданской обороны

 

1.  Многие субъекты бизнеса в ходе своей деятельности сталкиваются с вопросом принадлежности или непринадлежности им защитных сооружений гражданской обороны (ЗС ГО) и необходимостью осуществлять значительные затраты на содержание и поддержание эксплуатационных свойств таковых объектов. Налагаемые на бизнес обременения и нормативные ограничения на распоряжение недвижимостью существенно ущемляют права и законные интересы предпринимателей.

2.  В нашей практике имели место негативные факты, когда субъекты предпринимательства, будучи добросовестными приобретателями, совершали покупки объекта недвижимости, не зная «природы правоотношений» и не подозревая, что с ним «в связке» передается защитное сооружение гражданской обороны, которое является федеральной собственностью, и не подлежит приватизации. О существующих обременениях в виде ЗС ГО продавцами они не уведомлялись.

Так, например, в 2018 году к нам обратилось юридическое лицо, выигравшее государственные торги по продаже посредством публичного предложения нежилого помещения. При совершении сделки купли-продажи оно не знало о нахождении дополнительного объекта ГО (числящегося  собственностью РФ) в выкупленном здании.Также им был заключен договор арендыземельного участка, расположенного под приобретенными помещениями (площадью более 5 тыс. кв. м.). В результате, помимо того, что на предпринимателя теперь возложена постоянная обязанность по содержанию объекта ГО, так еще в результате сделки им, по сути, получено «пожизненное» обременение, предельно затрудняющее возможность последующей продажи всего имущественного комплекса (при годовой стоимости аренды земли в размере около 1 млн. рублей).

Некоторые объекты недвижимости (с физическим присутствием ЗС ГО) с 90-х годов прошлого века перепродавались по нескольку раз. В ряде случаев, о том, что те или иные помещения относятся к специальным объектам, которые в соответствии с законодательством являются федеральной собственностью, бизнес узнавал лишь после получения официальных писем от территориальных подразделений Росимущества. Как правило, затем Росимуществом делались предложения добровольно (в порядке ст. 304 ГК РФ) прекратить право собственности предпринимателя на принадлежащие ему объекты (помещения), которые были законно приобретены по договорам купли-продажи и зарегистрированы в ЕГРП. При его несогласии орган исполнительной власти обращался с иском в арбитражный суд, и в принудительном порядке обращал спорный объект в собственность Российской Федерации.

Периодически проводимые специально уполномоченными органами инвентаризации защитных сооружений, отнесённых к категории по гражданской обороне, продолжают выявлять «забытые» объекты ГО. Фактически у многих «старых» сооружений отсутствуют какие-либо паспорта и документы регистрации в качестве убежищ, а проверки ЕГРН зачастую не дает результатов об их правовом статусе, поскольку на отдельный кадастровый учет они не ставились. Значительная часть сохранившихся объектов утратила внешние признаки, свойственные убежищам, но вместе с тем они продолжают числиться в соответствующих региональных и федеральных реестрах.

3. Обозначенная проблема досталась в наследство от Советского Союза. Большинство защитных сооружений было построено в рамках прежней масштабной системы ГО, а затем в условиях приватизации или по договорам купли-продажи перешло в собственность бизнесу. Убежища ранее соответствовали техническим нормам того времени, их содержание осуществлялось за счёт государственных предприятий, а дислокация и оснащение сооружений определялись по комплексу специальных критериев. В штатах предприятий, на территории которых были расположены сооружения ГО, во времена существования СССР состояли сотни, а то и тысячи работников. Новые же предприятия (коммерческие организации, индивидуальные предприниматели) не являются их правопреемниками, и получили ЗС ГО в составе имущественных комплексов по принципу территориального расположения, которые никоим образом не связаны ни с отраслевой принадлежностью предприятия, ни с численностью его работников, ни с производственным циклом.

           4.  В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ "О гражданской обороне" и п. 3 «Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» (постановление Правительства РФ от 26.11.2007 №804), организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.  Согласно п. 10 постановлению Правительства РФ от 29.11.1999 №1309 организации обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.

Это означает, что в силу нормативных требований хозяйствующие субъекты не вправе уклониться от обязанности по содержанию ЗС ГО и, поэтому, реализуя государственную функцию, все же исполняют несвойственную им задачу, и вынужденно несут излишние расходы. При этом, по причинам нормативного и организационного характера, а также из-за громоздкости бюрократических процедур заинтересованные субъекты предпринимательства практически не в состоянии в установленном порядке снять статус защитного сооружения гражданской обороны и исключить его из соответствующего реестра. Причем, даже в случаях наличия критических обстоятельств - непригодности объекта к дальнейшей эксплуатации, технической неготовности объекта к выполнению функций ЗС ГО, утраты расчетных защитных свойств конструкций и т.п.

  5. Для восстановления, комплектования и постоянного поддержания ЗС ГО в надлежащем техническом состоянии требуются значительные финансовые средства, не предусмотренные в бюджетах коммерческих организаций. В нынешней экономической ситуации эта факультативная деятельность выглядит непомерной нагрузкой для бизнеса.

   Согласно законодательству РФ расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне финансируются организациями в размерах, согласованных с соответствующими органами, осуществляющими управление ГО, - путем отнесения указанных расходов на себестоимость продукции (работ, услуг). Иными словами,обычному субъекту предпринимательства, исправно выполняющему предписанные мероприятия по гражданской обороне, его затраты компенсируются только тем, что он вправе учитывать соответствующие расходы в целях налогообложения. Однако предоставляемая налоговая льгота может покрыть, в лучшем случае, десятую часть произведенных бизнесом затрат.

6. В то же время невыполнение требований и мероприятий в области ГО связано с большими рисками, и может повлечь серьезную административную ответственность юридического лица по статье 20.7 КоАП РФ (вплоть до наложения административного штрафа в размере до 200 тыс. рублей), а также выдачу уполномоченными органами предписаний по безусловному устранению выявленных нарушений за счет бизнеса.

7. Для комплексного решения вопроса надлежащего функционирования ЗС ГО и соблюдения прав хозяйствующих субъектов в целом необходим взвешенный государственный подход для достижения баланса интересов бизнеса и государства.

На наш взгляд, главной проблемой является несовершенство действующего федерального законодательства в области регулирования правового статуса защитных сооружений гражданской обороны и финансирования их содержания, которое не соответствует современным реалиям и рыночным отношениям. По мнению бизнес-сообщества, строительство, восстановление и содержание ЗС ГО, размещенных в объектах недвижимости, принадлежащих на праве собственности субъектам предпринимательства, необходимо осуществлять на договорной основе (посредством софинансирования из соответствующих  бюджетов).

 

Предложения:

 

          1. Внести  дополнения  в  часть 1 статьи 9 Федерального  закона  от  12.02.1998  № 28-ФЗ «О гражданской обороне» о том, что «организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств на договорной основе».

          2. Внести дополнения в пункт 3 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804, в той части, что «организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств на договорной основе».

          3. Внести дополнения в абзац 2 пункта 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309,  о том, что «организации обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованиюна договорной основе, с последующим возмещением части произведенных расходов из средств соответствующего бюджета».

          4. Внести дополнения в абзац 2 пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16.03.2000 № 227 "О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне" в той части, что «расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне финансируются организациями на договорной основе, с последующим возмещением части произведенных расходов из средств соответствующего бюджета».

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика