Breakdance кажется настолько отличным от всех других видов танца, что первое, что люди спрашивают, когда видят это: "Где эти ребята так научились танцевать?" Многим людям этот танец кажется вышедшим из ниоткуда. Но подобно всему остальному, Breakdance появил-ся из чего-то и из-за кого-то. В случае с Breakdance, этот кто-то - большая суперзвезда James Brown , и что-то - это танец Good Foot.
Дословный перевод с английского термина «Break-dance» - "ломаный танец". Брейкинг (вначале известный также как Rocking), другими словами би-боинг, значительно отличается от других видов танца. Можно даже сказать, что это прогрессивное развитие предыдущих форм тан-ца. В Нью-Йорке в 50-60 гг. был большой наплыв иммигрантов. Каждый внес какую-то свою час-тичку в танец, как, например, африканцы, которые внесли в танец ритм. Влияние африканского танца на брейкинг очевидно, не только из-за "танца в кругу". Также выражение би-боинг (b-boing) могло намекать на африканское слово Boioing, что означает "Hop (танцы), jump (прыжок)".
В конце 60-х брейк существовал еще в виде двух самостоятельных танцев - лос-анжелесской пантомимы ("верхний брейк", "boogie"), шедшей от негритянской традиции и нью-йоркского акробатического стиля, который у нас называли "нижним брейком". Акробатический стиль был латиноамериканского происхождения (вообще, хип-хоп не стоит ассоциировать с одни-ми черными), и именно его первоначально крутили би-бои в брейках. Отсюда его оригинальное название - "breaking". Популярным у черных он стал после того, как в 1969 Джеймс Браун потряс Америку фанк-хитом "Get on the Good Foot" и исполнил на сцене элементы этого танца. Hustle был самым популярным танцем того времени. Если вы когда-либо видели James Brown, в живую или на телевидении, то вы знаете, он может действительно задать жару. И когда он исполнял свою песню, он танцевал так, как можно было от него ожидать. Огромная энергия. Это почти акробати-ческий танец был известен в Нью-Йорке. В конце шестидесятых – начале семидесятых годов поя-вились люди, которые стали своеобразно двигаться под музыку. Так родился танец, вскоре полу-чивший название "Good Foot", благодаря одноименной пластинке легендарного Джеймса Брауна.
Знаменитый "tiсking" - ломаная пляска, в которой фиксируется в разных положениях, - имеет явные африканские корни. "Вэйвинг", при котором тело движется свободными волнами, очевидно, возник как ритмический "припев" к тикингу. В том же 1969 году Дон Кэмпбел, собрав разные буги-фортели, создал "кэмпбэллок" - попсовый вариант народного танца. Вскоре его на-звание трансформировалось в "locking", а сам стиль стал сценическим стандартом для черных пев-цов. А в дискотечный брейк лос-анжелесский буги пришел в основном в виде стиля "робот". Что же касается брейка, то нью-йоркские би-бои довольно быстро освоили буги, и из двух стилей син-тезировался всеми любимый танец.
В первое время своего существования би-боинг состоял из Toprocks, Floorrocks и Freezes - вращения тогда еще не были введены. Hекоторые начинающие танцоры, бывало, зацикливались на отдельных элементах и старались работать в рамках какого-то одного направления. Многие счита-ли, что это не совсем правильно, поскольку настоящий B-boy должен уметь все.
Году к 72-му в Бронксе и Гарлеме было уже полно брейкерских команд (нью-йоркское "crew" значит то же, что и лос-анжелесское "clic", - команда, банда), деливших территорию города и танцевавших каждая на своем перекрестке. Также они гоняли на роликах и граффитили стены. Команды постоянно разваливались и, перетасовавшись, собирались под новым названием - всего их была не одна сотня.
DJ Kool Herc, который часто крутил пластики на уличных тусовках, решил приложить к развитию брейк-данса свою руку. Он собрал группу энтузиастов и разработал методику трениро-вок, взяв за основу элементы акробатики, народных танцев, афро-бразильскую борьбу капоэйро и приемы китайского кунг-фу. К популяризации брейка также приложил руку легендарный Afrika Bambaataa, который являлся организатором батла Zulu Nation. Как известно, Южный Бронкс отли-чался особым "законопослушным" населением - вечные разборки банд и т.д. Afrika Bambaataa предложил парням разбираться не стволами, а танцами: кто станцевал хуже, тот проиграл!
Молодые танцоры выходили на танцпол и "ломали" обыкновенные движения в такт ло-маным битам пластинки. Когда "танцевальные битвы" упрочили свое положение в то время, и брейкинг стал частью хип-хоп культуры, он все больше заставлял танцоров использовать свое во-ображение, чтобы выполнять всевозможные трюки на баттлах. Главной целью на баттлах было побить противника большей изобретательностью всевозможных фризов и движений и выполнени-ем быстрых и четких забежек. Это обстоятельство объясняет также и то, что те люди, которые объединялись в команды и вообще танцевали вместе, разрабатывали свой собственный стиль, что-бы противостоять другим командам.
Время шло. В 1976 году Afrika Bambaataa начинает делать длинные миксы и вскоре сво-дит свой самый знаменитый бутерброд - накладывает ломаный ритм фанка на пьесу "Trans-Europe Express" группы Kraftwork, лидеров немецкого электронного авангарда. В результате на свет появляется новый музыкальный стиль - "электро-фанк" или просто "электро" - священная музыка брейкеров.
Afrika Bambaataa выпускает свой сингл "Looking For The Perfect Beat" и началось! Появи-лась команда Zulu Kings, которая стала чемпионами. Наряду с Zulu Kings, пионерами были также The Nigga Twins, The Seven Deadly Sinners, Shanghai Brothers, The Bronx Boys, Rockwell Associa-tion. После некоторых лет развития этого танца в середине 70-х гг. появились люди со значитель-ным опытом в танце. Они считались королями: Robbie Rob (Zulu Kings), Vinnie, Off (Salsoul), Bos (Starchild Lа Rock), Willie Wil, Lil' Carlos (Rockwell Association), Spy, Shorty, (Crazy Commanders), James Bond, Larry Lar, Charlie Rock (KC Crew), Spidey, Walter (Master Plan) и это еще не все! Потом произошло небольшое затишье. Волна сошла на нет.
В 80-х гг. в Нью-Йорке появились команды новой волны Rock Steady Crew, NYC Break-ers, Dynamic Rockers, United States Breakers, Crazy Breakers, Floor Lords, Floor Masters, Incredible Breakers и т.д. Благодаря новому поколению би-боев breaking обретает новую жизнь. И в первую очередь это заслуга пуэрториканцев, которые смогли заново осеменить танцевальную хип-хоп культуру и выдвинуть брейкинг на более высокий уровень. Они стали использовать в танце боль-ше акробатических трюков и усердно работали над изобретением новых танцевальных элементов.
Очень сильно повлияли на процесс обновления B-boy культуры фильмы с участием звезд восточных единоборств, например таких, как Брюс Ли. Hекоторые танцоры пытались использо-вать в своих движениях элементы кунг фу, так как фильмы, в которых узкоглазые парни довольно шустро махали руками и ногами, были очень популярны в Hью-Йорке в середине семидесятых годов. Кстати, такой танцевальный элемент как windmills появился на свет благодаря стилю кунг-фу и позволял человеку резко в прыжке отрывать туловище от пола.
Прародителями новой волны были Rock Steady Crew, которые объединили в себе все на-правления и сумели придать каждому танцевальному элементу особую отличительную черту. К "Rock Steady Crew" принадлежал и самый знаменитый брейк-дансер на белом свете, латинос по кличке Крэйзи Легз - впоследствии лауреат многих престижных хореографических наград, педагог и заслуженный би-бой Соединенных Штатов. Он начал использовать различные вращательные элементы: windmill, headspin, turtle, backspins и прочие power moves.
В то время большое соперничество было между RSC и NYC Breakers, а также между RSC и Dynamic Rockers. Баттлы между этими командами в начале 80-х привлекали средства массовой информации.
В 81-ом шоу RSC было показано ABC в Линкольн Центре.
В 82-ом баттл между RSC и Dynamic Rockers был записан на пленку для документально-го фильма "Style Wars".
В 83-ем на экранах появился фильм "Flashdance" и видеоклип Malcolm McLarens "Buffalo Gals". RSC сыграли главную роль в обеих продукциях, и стали показываться по всему миру из-за огромного успеха и фильма, и клипа. Для многих брейк стал тогда чем-то новым, чего еще никогда не было раньше, чего еще никто никогда не видел, чем-то, что было действительно зре-лищно и захватывающе. Это видео, облетев весь мир, встряхнуло миллионы подростков, как элек-трический ток. Когда о брейк-дансе узнали в Европе, она была охвачена лихорадкой: любой па-рень, умеющий танцевать брейк-данс, становился героем.
В этом же году выходит фильм "Wild Style", и в поддержку этого фильма состоялось тур-не, которое было первым интернациональным туром хип-хоп культуры - MC, DJ, райтеры и би-бои поехали в Париж и Лондон - и это был первый раз, когда брейкинг увидели "живьем" в Евро-пе.
В 84-ом вышел фильм "Beat Street", в котором также приняли участие знаменитые Rock Steady, NYC Breakers и Magnificent Force , и на закрытии церемонии LA Olympic Summer Games более ста би-бой и би-герл показали захватывающее шоу.
С каждым годом брейкинг становился все более популярным и модным, брейкеры стали появляться в коммерческих проектах (ТВ шоу, реклама, клипы и т.д.), брейкинг как бы становил-ся частью шоу бизнеса. Но в 87-ом брейкданс вдруг потерял свою значимость для большинст-ва людей и, в особенности, для средств массовой информации. Только немногие продолжали тре-нироваться и серьезно танцевать, и не только в Нью-Йорке, а по всему миру. Но именно эти не-многие и повлияли на дальнейшее развитие брейкинга, на то, что мы видим сейчас, на то, как нам представляется современный би-боинг.
…В СССР первая волна брейк-данса началась в 80-х годах. Источником информации были фильмы, которые привозили из-за границы. Пионерами брейк-данса были джазовый ансамбль "Арсенал". Его руководитель Алексей Козлов строит танцевальную часть концертов на основе би-боинга и покоряет публику.
- Я начал танцевать в 1985 году, когда в Совок пришла первая волна брейк-дэнса, - вспо-минает Игорь Захаров, один из первых московских брейкеров - актер Театра Кваса и вокалист DMJ. - Тогда все повально занимались этим делом. Брейкеров я впервые увидел на дискотеках, проходивших тогда в легендарном Молоке, а также в кафе Колхида, в клубах Резонанс, Проспект и в парке Горького. После этого я познакомился в ДК Коммуна с парнем, который умел танце-вать. Увидев, что он делает на сцене, я был так поражен, что напросился к нему в ученики. Этим парнем был сын нашего знаменитого саксофониста Алексея Козлова - Сергей Козлов, ко-торый сейчас снимает видеоклипы. Помню, первый урок, который он мне давал, происходил в подвале какой-то больницы. Мы нашли зеркало и перед ним тренировались. Там же, в Коммуне, я познакомился с Олегом Смолиным. Это, можно сказать, дедушка нашего брейк-движения, начи-навший танцевать одним из самых первых. Мы с ним сошлись, и он стал уже всерьез меня учить. Втроем, с ним и с Сергеем Козловым, мы участвовали в знаменитом московском брейк-фестивале, который проходил в Молоке. А потом мы со Смолиным создали при Коммуне свой коллектив Меркурий, представлявший electric boogie.
1985 год. Возникают первые команды: "Меркурий" (под предводительством Костика Ми-хайлова), "Магический круг" (где танцевали будущие B-People).
- Единственным постоянным участником "Меркурия " был я, - продолжает Игорь Заха-ров. - Остальной же состав группы периодически менялся. Например, одно время с нами тан-цевал такой ныне популярный радиоперсонаж Костя Михайлов - сын киноактера Александра Ми-хайлова
. По-моему, была такая тема, что режиссер Валентин Гнеушев, руководивший школой брейк-дэнса при ДК Правда, его выгнал, и он перешел к нам. Так или иначе, Костя начал приходить в Коммуну заниматься, и мы с Олегом взяли его к себе в "Меркурий " третьим. Потом на каком-то этапе его сменил Артур Игнатов, с которым мы работаем вместе до сих пор.
Еще Меркурий знаменит тем, что в свое время первым занес брейк-дэнс на Арбат. Пом-ню, как мы с Олегом Смолиным после закрытия Колхиды приезжали туда, ставили магнитофон и начинали танцевать. Потом у какого-то дедушки случился сердечный приступ, когда он увидел, как мы делаем роботов и ходим, натыкаясь, друг на друга. После этого милиция начала гонять нас с Арбата. "Это же культурное место, - объясняли мы. - Здесь даже Пушкин гулял". Это про-изводило впечатление, и нас на какое-то время оставляли в покое, позволяя нести культуру в мас-сы.
Таллинн стал первым местом, где прошел крупный фестиваль брейк-данса. В 1986 году он прошел в Москве, а в 1987 - в Риге. Брейк-данс появляется в фильмах: "Диск-жокей", "Женский клуб", "Танцы на крыше", "Гремучая дюжина", "С роботами не шутят". Команда "Меркурия" и Игорь Захаров отметились и в кино.
- Первым фильмом с брейком были «Танцы на крыше». Там снималась группа танцоров Андрея Колыхалова, которая гремела еще задолго до нас. Мы же снимались в менее известных фильмах "С роботами не шутят" и "Гремучая дюжина", где чечеточники соревновались с танцо-рами брейк-дэнса, К сожалению, из-за военных сборов я не смог сниматься в знаменитом "Курь-ере" и очень расстраивался, что все мои друзья там танцуют, а меня нет. Еще больше обломал меня Сергей Соловьев, который чуть было, не пригласил меня на главную роль в свою Ассу. Мало кто знает, что сначала он хотел смешать художественную часть фильма с брейк-дэнсом. Мы ходили на Мосфильм, даже делали кинопробы. Но потом Соловьев поехал в Питер, и его там убе-дили, что брейк-дэнс уже сходит, а новая волна - это рок-музыка. Тогда он решил делать ставку на рок, выбрал по моему типажу на главную роль Африку, а музыкальную часть перенес на Кино, Аквариум и другие питерские группы. Пока фильм созрел, эта волна и впрямь подошла.
К 1989 году интерес к брейк-дансу в СССР начал резко падать и почти угас. Как все по-том говорили: "брейк вышел из моды".
Начало второй волны пришлось на 1992-1994 годы. Многие танцоры, такие как Bad Balance и "Мальчишник", начинают заниматься музыкой. Эстрадные исполнители начинают брать попсовиков на подтанцовку. Лето, 1994 год. На улицах снова начинают появляться брейкеры. На Арбате танцуют В-People и "Меркурий", на ВВЦ — Hot Dogs, в Сокольниках — Beat Point. Тогда же зажигают Beat Masters и "Театр Кваса" (единственная команда во главе с Артуром Игнатовым и Игорем Захаровым, которая дожила до наших дней почти в полном составе). С новой информа-цией о брейк-дансе приезжают Bad Balance (из Европы), братья Мерзликины (Jam Style), а из Шта-тов - DJ Топор (Da Boogie Crew). В Москве появляются первые танцевальные школы. Весной 1997 года, в Москве проходит фестиваль "Экстрим-97", куда в качестве гостей приезжает известная не-мецкая команда Flying Steps.
Лето 1998 года - третья волна. На канале на букву "М" появляется видео "Вы хотели па-ти" (Jam Style & Da Boogie Crew). Третья волна оказалась самой мощной: о брейк-дансе слышно по ящику и приемнику, толпы людей желают заниматься! Огромное количество новых сильных и перспективных команд: Wild Baby Crew, Battle Moves, Life Span, "Свой выбор", Aliens и другие. 31 августа 2001 года в Москве проходит отборочный тур The Battle of the Year для России, Балтии и стран СНГ. Россия впервые официально едет на международный чемпионат.
«И слова пророков написаны на стенах подземки”
Саймон и Гарфанкел,
конец 60-х