В силу каких-то причин в нашей стране слово «диджей» почему-то употребляется со-всем не в тех случаях, где должно. Сейчас «диджеями» себя называют все, кто хоть какое-то отношение имеет к музыке. Может, в этом виноват DJ Groove, может радиоведущие, тоже «диджеи», а может ментальные особенности, ведь DJ Вася звучит гораздо внушительней и при-дает больший вес в обществе, чем просто Вася. Но давайте называть вещи своими именами, а то у нас так и будет страна дураков до 3003 года! Слово «диджей» (DJ) - это сокращение от слова «диск жокей» (discjokey), то есть это человек, который играет музыку на дискотеке, игра-ет на виниловых пластинках, и который не просто на них играет, но, в первую очередь, использу-ет проигрыватели как музыкальный инструмент, пытаясь создать новую музыку, новое звуча-ние.. Это не человек пишущий музыку, который назывется «композитор», это не радиоведущий, который называется «радиоведущий» и это не слово для дешевых понтов! Необходимо соблю-дать точность в выражениях!!!
Техническая революция конца XIX века положила начало революции в области музы-кального оборудования. Одним из продуктов этой революции стал фонограф, позднее превратив-шийся в проигрыватель виниловых пластинок. В конце XIX – начале XX веков фонограф воспри-нимался как простое звуковоспроизводящее устройство (большинство людей до сих пор заблуж-даются подобным образом). Но в 30-е годы нашего столетия ситуация изменилась, в основном, благодаря деятельности двух человек.
Одним из них был Пьер Шэффер, кторого можно назвать первым диск жокеем в истории. Одна из газет того времени следующим образом описывает то, что он делал: «Используя несколь-ко проигрывателей одновременно, он проигрывает желаемые звуки с уже записанных пластинок, но что более важно, он изменяет звучание пластинок через изменение скорости ее проигрывания, создание повторяющихся отрезков, различное соотношение громкостей и проигрывание звуков назад». В это же время существовал и другой человек, думавший в этом же направлении, Джон Кейдж. В 1937 году он представил свои разработки Обществу Исскуств Сиэтла с надеждой полу-чить своего рода признание для проигрывателей, ну и для себя заодно. «С фонографом теперь возможно контролировать каждый из этих звуков и задавать им всем ритм в пределах и даже за пределами воображения. Взяв четыре фонографа, мы можем представить квартет из работающего мотора, ветра, сердцебиения и шума песка», - так писал Джон Кейдж в своей работе. Но работам этих двух новаторов не придали особого значения, и слишком мало людей обратило на них вни-мание. Хотя, несомненно, Джон Кейдж и Пьер Шэффер сыграли свою роль в становлении хип-хоп культуры, и их идеями воспользовались через сорок лет те, кого сейчас называют диджеями.
Пионеры хип-хопа DJ Kool Herc, Africa Bambaata, Grandmaster Flash, Dj Hollywood и Grandwizard Theodore изобретали новое звучание, хип-хоп звучание. Когда хип-хоп находился в своей зачаточной стадии, все происходило при помощи двух проигрывателей (далее «вертушки»), микшерского пульта, пластинок с диско или фанком и микрофона. И в скором времени началось отделение хип-хопа от своего «папы» – диско. «Искрой, зажегшей музыкальное многокультурное пламя хип-хопа, был Kool Herc со своей звуковой системой «Herculordian», обрушивший звуки ломаных ритмов (breakbeats) вначале на Бронкс, а затем и на весь мир» (Daredevil 74). Kool Herc следующим образом описывает появление термина брейкбит (breakbeat):
«В каждой песне есть сбивка (break), особенно в раннем диско. Это часть песни после припева, где затем в песне начинается музыкальный проигрыш». Именно эти части песен больше всего заводили толпу, и именно эти части песен и играли диджеи, чтобы МС мог спо-койно покричать в микрофон.
Далее следует революционное усовершенствование диджейского оборудования: Grandmaster Flash устанавливает на микшерский пульт переключатель под названием «single pole-double throw» в простонародии именуемый «crossfader». Это устройство открыло новые воз-можности в микшировании и переключении с одной вертушки на другую. Grandmaster Flash об-ратил внимание на то, что делал Пьер Шэффер в 30-х годах, используя два и более источника зву-ка одновременно, и развил эту идею до создания новой песни из двух уже существующих.
В 1977 году Grandwizard Theodore навсегда изменил диджей-культуру, создав новый пер-куссионный звук, извлекаемый при помощи вертушки – скрэтч (scratch). Скрэтч – шум, получае-мый в результате движения пластинки вперед-назад на одном месте. DJ Grandwizard Theodore в то время было 14. Он играл свою музыку дома, тренировался, но она была слишком громкая и из-за этого его мать постоянно кричала на него. Тогда ему пришлось сдерживать пластинки на некото-рые моменты, потом ему захотелось вращать их вперёд-назад и, чёрт возьми, ему понравилось! Он проводил эксперименты с различными записями, пытался создать звук, от которого люди просто бы не смогли устоять. Скрэтчи, сделанные им, вдохновляли каждого хип-хоп диджея на поиск но-вого звучания скрэтчей, на изобретение своих собственных фишек.
Скрэтчинг становится супер-популярным в 1983, когда все пытались скрэтчить на всем, чем угодно. Эта популярность объяснялась необычностью самого звука, которого люди раньше никогда не слышали. После всех этих событий – эволюции оборудования и реорганизации звуча-ния – предназначение диджеев стало так же изменяться. Число различных скрэтчей, которые де-лают современные диджеи очень велико. Вот названия некоторых: Crab, Scribble, Baby Scratch, Tear, Chop, Transformer, Orbit, Flare и т.д. Разница между скрэтчами заключается в их звуке и сложности выполнения. Современные хип-хоп диджеи тратят по много часов на тренировки, отта-чивая различные рисунки скрэтчей, с целью уделать друг друга.
Когда эволюция хип-хопа пошла ускоренными темпами, мир диджеев стал более техничным, а возрастающее соперничество ставило все новые и новые стандарты. «Традиционное» музыкальное общество начало осознавать, что диджеям можно доверять партии в своих музы-кальных произведениях. Например, легендарный джаз-музыкант Herbie Hancock решил использо-вать скрэтчи по-своему легендарного Zulu DJ Grandmixer DST в песне «Rock it» в 1983. К сожале-нию, корпоративная Америка не поверила, что из хип-хоп диджеев можно создать высокодоход-ный продукт, и деньги стали вливаться в коммерчески более жизнестойкую рэп музыку, оставив на некоторое время диджеев «за бортом», невостребованными и неизвестными. Тем не менее, та-кие организации, как Disco Music Clubs (DMC) взяли на себя труд проводить акции, некую отду-шину для диджеев, где они могли бы показывать свои навыки. Первое крупное соревнование со-стоялось в 1987 году. Это было первое соревнование, продвигавшее диджеев и показывающее ми-ру, как много они добились.
С широким распространением диджей-культуры и появлением клубных и радио дискжо-кеев возникла необходимость выделения хип-хоп диджеев из общей массы как диджеев, создаю-щих музыку, а не просто проигрывающих ее. Самым выразительным понятием, объясняющим эволюцию хип-хоп диджеев и их отличие, стало слово «турнтейблизм» (turntablism). Изобретате-лем этого слова считается DJ Babu из команды Beat Junkies, который, впервые произнеся его в 1995 году, сразу разделил этим понятем всех диджеев на две части. Сам DJ Babu дает следующее определение турнтейблиста (turntatblist): «Это человек, который использует вертушки не только для проигрывания музыки, но и для манипуляций со звуками с целью ее создания».
С популяризацей диджейства и турнтейблизма число диджейских команд постоянно уве-личивается. Вот неполный список тех, кто уже зарекомендовал себя, получив высокую награду: The Allies, Beat Junkies, Supernatural Turntablist Artists, 1200 Hobos, Fifth Platoon, The Mixologists, Scratch Perverts и т.д.
Формирование диджейских команд привело к изменению акцентов в самом исскустве диджеинга. Старые дни, когда фактору музыкальности внимания уделялось крайне мало, а на пер-вом месте стояло визуальное шоу, прошли навсегда. «Музыка – это организованный шум, дискжо-кеи внесли новшества в этот шум, и люди должны это слышать» (Carluccio). Так же на изменение предпочтений диджеев в музыкальную сторону большое влияние оказали и технические усовер-шенствования. То, что раньше было нереальным, теперь можно осуществить с легкостью. Новая цифровая корректировка скорости и резкий старт-стоп на вертушках кардинально изменили спо-соб проигрывания пластинок. Коренные изменения произошли с иголками. Новые иголки разраба-тываются для разных нужд, таких как скрэтчинг или микширование. Производители иголок про-делали отличную работу, что видно на примере фирмы «Stanton», чьи серии иголок являются наи-более предпочитаемыми среди большинства диджеев.
По материалам статьи
«The evolutions of discjokeys in hiphop culture», Zorlon Vode