Госкоммолодежи Чувашии (архив)ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Приветствие председателя Госкоммолодежи Чувашии Е.Г. Петрова

Уважаемые делегаты форума, приглашенные!

 

Современный этап развития российского общества характеризуется переходом к демократическому государству и правовому обществу, рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и социального развития. В связи с этим, основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией, готового к постоянному профессиональному росту.

Процесс подготовки такого конкурентно способного специалиста, на мой взгляд, состоит из двух важных составляющих: профессиональное обучение и воспитание инициативной, творческой и коммуникабельной личности. И если с профессиональным обучением у нас, в общем, то не так уж все плохо то творческого подхода к решению профессиональных задач, инициативности и коммуникабельности молодым специалистам часто не хватает. Что в конечном итоге и приводит к ситуации, когда при большом количестве дипломированных специалистов ощущается острая необходимость в перспективных работниках, которые кроме профессиональных знаний обладают и этими качествами. Студенческое самоуправление и комплекс мер по поддержке творческих и интеллектуальных инициатив во многом помогают решить данную проблему. Позволяют студенту или учащемуся разносторонне развиваться и само реализовываться. Кроме того, это эффективный способ отстаивания интересов студенчества в профессиональном учебном заведении. 

Некоторая информация о системе профессионального образования республики.

На сегодняшний день в 82 учреждениях профессионального образования по 276 специальностям и рабочим профессиям обучаются 105,5  тысяч студентов и учащихся,  в том числе:  в 20 вузах – 62,3 тысяч студентов (460 студентов на 10 тысяч человек), в  33 ссузах –27,1 тысяч студентов (198 студентов на 10 тыс. человек) в 29 учреждениях начального профессионального образования 16,1 тысяч учащихся (119 учащихся на 10 тыс. человек). Если сравнить эти показатели с 1993 годом, то число студентов в вузах возросло в 3,3 раза, в техникумах в 1,5 раза, количество обучающихся в учреждениях начального профессионального образования практический не изменилось.

Тем не менее анализ состояния подготовки кадров в системе профессионального образования показал, что за последнее десятилетие нарушились традиционные связи учебных заведений с работодателями, ослабло влияние профессиональных сообществ на развитие образовательной системы. Следствием этого стало несоответствие содержания и структуры профессионального образования потребностям экономики, социальной сферы. Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в республике, повысила интерес молодежи к получению высшего профессионального образования гуманитарно-экономического профиля. Вновь открывшиеся учреждения высшего профессионального образования в основном специализируются в общегуманитарном направлении, не требующем больших затрат на материально-техническое оснащение учебного процесса.

В целях решения задач коренного улучшения системы профессионального образования в Республике реализуется Указ Президента Чувашии «О Республиканской программе сбалансированности потребностей экономики в кадрах и рынка образовательных услуг на 2003 – 2005 годы и на период до 2010 года», принята республиканская целевая программа “Профессиональное образование в Чувашской Республике на 2001-2003 годы и на период до 2005 года”, направленной на отработку модели и механизмов создания организационно-экономических условий для повышения качества профессионального образования, соответствие его содержания изменившимся требованиям потребителей образовательных услуг и рынков труда, повышение равенства доступа к образованию.

Сегодня система профессионального образования республики участвует в качестве пилотного региона в ряде федеральных программ по модернизации образования: единый государственный экзамен (ЕГЭ), государственные именные финансовые обязательства (ГИФО).

В 2003 году 15 высших и 20 средних учебных заведений приняли участие в эксперименте по введению ЕГЭ. Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова и Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева производили зачисление студентов на 1 курс в соответствии с экспериментом по ГИФО (т.е. финансирование вуза в связке с уровнем знаний принятых первокурсников).

 

               Развивая тему личностного, профессионального и гражданского становления в системе профессионального образования, необходимо отметить, что студенчество является наиболее активной составляющей частью молодежи и на современном этапе ее общественная активность возрастает. В той или иной степени коллективная самоорганизация всегда была присуща студенческой молодежи, независимо от того, приобретала она реальный статус студенческого самоуправления или нет. К сожалению, не всегда самоорганизация студентов получала адекватное проявление в самоуправлении, а самоуправление, инициируемое сверху, не всегда выражало интересы самоорганизации студентов.

             Главное в изменении смысла студенческого самоуправления состоит в том, что оно приобретает социально-практический характер, обусловленный необходимостью сознательного, ответственного отношения студентов к возможностям и перспективам своей профессиональной и культурно-нравственной самоорганизации и участия в социальном управлении.

          В современной постановке студенческого самоуправления просматриваются сейчас три начала:

студенческое самоуправление как условие реализации творческой активности и  самодеятельности в учебно-познавательном, научно-профессиональном и культурном отношениях;

студенческое самоуправление как реальная форма студенческой демократии с соответствующими правами, возможностями и ответственностью;

студенческое самоуправление как средство (ресурс) социально-правовой самозащиты.

            В целом, студенческое самоуправление можно рассматривать как особую форму инициативной, самостоятельной общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развитие ее социальной активности, поддержку социальных инициатив.

             На современном этапе студенческое движение развивается как в рамках молодежного общественного движения, так и самостоятельно, в своих организационных формах. Студенческое движение Российской Федерации и Чувашской Республики представлено, с одной стороны, общественным движением студентов, с другой стороны, профсоюзным студенческим движением. Принципиальных различий в подходах к деятельности профсоюзных и общественных организаций студентов нет. Однако, профсоюзы делают акцент в своей деятельности на решении социальных вопросов студентов, общественные объединения направляют свои усилия в русло поддержки социально-значимых инициатив студенческой молодежи, создания условий для всесторонней самореализации студентов.

На сегодняшний  день в большинстве высших учебных заведений Чувашской Республики сложилась определенная система работы со студенческой молодежью. Это студенческие советы, профсоюзные комитеты, клубы, научные общества.

                Наиболее активными в деле реализации государственной молодежной политики являются Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, Чебоксарский кооперативный институт Московского университета потребительской кооперации, Чувашская государственная сельскохозяйственная академия. В 2003 году значительные успехи в этом направлении были сделаны Чебоксарским филиалом Московского государственного социального университета, филиалом Санкт-Петербургского государственного технического университета – Чебоксарским институтом экономики и менеджмента, Чебоксарским филиалом Московского гуманитарно-экономического института, Волжским филиалом Московского автомобильно-дорожного института.

Система воспитательной работы в средних специальных учебных заведениях отличается стабильностью и высоким уровнем организации.    

             В данных учреждениях сложилась система работы с заместителями директоров по воспитательной работе. Немалую роль в координации работы играет базовый методический кабинет по ссузам Чувашской Республики, который ведет систематическую работу по повышению профессионального педагогического мастерства заместителей директоров по учебно-воспитательной работе,  принимает комплексный план работы по вопросам межссузовского сотрудничества. 

          Наиболее активными в системе воспитательной работы со студенческой молодежью являются Чебоксарский экономико-технологический колледж, Чебоксарский электромеханический колледж.

Успешным опытом в расширении межвузовских связей является издание газеты «Мы – студенты» Чувашской республиканской молодежной общественной организации «Студенческий совет». В ее подготовке принимают участие студенты различных вузов и ссузов республики. В течение 2003 года тираж газеты вырос с 500 до более 2000 экз.

К мерам по развитию органов студенческого самоуправления можно отнести:

организационную поддержку (поддержку создаваемых и существующих органов самоуправления со стороны администраций учебных заведений, органов по делам молодежи);

материально-техническую поддержку (предоставление помещения, связи, финансирование программ и мероприятий, текущей деятельности);

информационную поддержку (создание банка данных),

научно-методическую поддержку (социологические исследования, трансляция передового опыта работы),

все виды кадровой поддержки (обучение студенческого актива, стажировки).

Одним из важнейших направлений реализации государственной молодежной политики в отношении студенческой молодежи, является трудоустройство выпускников учебных заведений и содействие временной и вторичной занятости студентов.

Так в январе этого года государственным учреждением «Республиканская молодежная биржа труда» Госкоммолодежи Чувашии был разработан и начал реализовываться проект «Лучший выпускник 2003». Итогом проекта стало создание электронной базы лучших выпускников учебных заведений профессионального образования и распространение базы по предприятиям и организациям Чувашской Республики. В проекте приняли участие представители  20 учебных  заведений профессионального образования.

Одним из направлений Государственного учреждения «Республиканская молодежная биржа труда» является оказание помощи в прохождении производственной практики.

      29 декабря подписано соглашение между Республиканской молодежной биржей труда, Чувашским государственным университетом им. И.Н. Ульянова и Чебоксарским городским центром занятости населения о создании на базе университета Центра временной занятости студентов и трудоустройства выпускников.

Специалистами Молодежной биржи совместно с кафедрой педагогики Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева разработаны Положение о педагогическом отряде и о  конкурсе на лучший педагогический отряд по итогам лета, итоги которого будут ежегодно подводиться на Республиканском слете студенческих трудовых отрядов. В 2003 году впервые был проведен Республиканский конкурс на лучший педагогический отряд.  Представители педагогических отрядов республики приняли активное участие во Всероссийском слете студенческих педагогических отрядов, проходившем с 27 по 30 марта в г. Москва.

   Итого за летний сезон  2003 года  в Чувашии отработали 67  студенческих трудовых отрядов общей численностью  1557 человек, из которых 23 строительного направления, 25 – педагогического, 10 - сельскохозяйственных и 9 сервисных отрядов.

Главный итог дополнительной и вторичной занятости учащихся и студенчества (кроме того, что получаются дополнительные профессиональные навыки и интересно и полезно проводится свободное время) это то, что проявляется инициатива по уменьшению финансовой зависимости от родителей и размера стипендии (т.е. отход от иждивенческой позиции).

Заканчивая своё выступление,  я хотел бы обратить ваше внимание на чрезвычайную важность наличия системы мер по государственной поддержке инициативной молодежи и ее инициатив. Так ярким примером такой поддержки являются учрежденные в республике в соответствии с Указом президента 1000 стипендий за творческую устремленность. Стипендии в размере 1000 рублей ежемесячно выплачивается молодым людям в возрасте от 14 до 30 лет уже второй год. На эти цели из бюджета республики в 2004 году выделено 12 млн. рублей.

Уважаемые участники форума. Конечно же в существует еще целый комплекс мероприятий по поддержке творческих и интеллектуальных инициатив учащейся и студенческой молодежи,  обо всем этом трудно рассказать в одном выступлении. Я думаю, об этом вы сможете узнать больше из уст следующих выступающих и в ходе работы секций.

Я же, в свою очередь, желаю вам эффективной работы и успеха.

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика