ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА
1993-2003
Реализацию государственной молодежной политики в 90-х годах прошедшего века условно можно разделить на три этапа. Первый этап (до 1996), становление государственной молодежной политики как отдельной отрасли. На этот период приходится принятие Закона «О государственной молодежной политике в Чувашской Республике», который стал одним из первых в Российской Федерации. Второй этап (1996-2000), создание и развитие государственных и муниципальных органов по делам молодежи, определение основных направлений реализации молодежной политики в Чувашской Республике. На этот период приходится принятие республиканской целевой программы «Молодежь Чувашской Республики: 1997-2000 годы». И третий этап (с 2000 года), интенсивное развитие государственной молодежной политики, усиление межведомственной координации при ее реализации.
Главным направлением реализации государственной молодежной политики в Чувашии является деятельность по интеграции молодежи в социально-экономическую и общественную жизнь, создание условий для самореализации молодых граждан.
Нормативная база. За 10 лет в Чувашской Республике приняты: Закон Чувашской Республики от 30 июля 1992 г. «О государственной молодежной политике в Чувашской Республике» (в ред. от 14 июня 1996 г. № 10, от 23 октября 2000 г. № 24, от 21 июня 2001 г. № 26); Указ Президента Чувашской Республики от 17 апреля 1996 г. № 45 «О военно-спортивных играх «Зарница» и «Орленок» в Чувашской Республике»; Указ Президента Чувашской Республики от 30 ноября 1996 г. № 129 «О Государственных молодежных премиях Чувашской Республики»; Указ Президента Чувашской Республики от 18 мая 2001 г. № 43 «О проведении республиканских фестивалей детских общественных объединений»; Указ Президента Чувашской Республики от 6 марта 2002 г. № 51 «О мерах по усилению государственной поддержки молодых граждан в Чувашской Республике»; постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 5 марта 2001 г. № 40 «О Концепции государственной политики по отношению к молодой семье в Чувашской Республике»; постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 апреля 2001 г. № 85 «О Республиканской комиссии по молодежной политике»; постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 17 мая 2002 г. № 141 «О специальных стипендиях для представителей молодежи и студентов за особую творческую устремленность»; постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 июля 2002 г. № 202 «Об утверждении Порядка субсидирования процентных ставок по кредитам, привлекаемым в соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 6 марта 2002 г. №51 «О мерах по усилению государственной поддержки молодых граждан в Чувашской Республике»; постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 октября 2002 г. № 274 «О республиканской программе «Государственная поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы на период с 2002 по 2010 годы»; постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 20 января 2003 г. №12 «О республиканской целевой программе «Молодежь Чувашской Республики: 2003-2005 годы». Данным перечнем нормативно-правовая база в сфере государственной молодежной политики на уровне республики не ограничивается поскольку в виду межведомственного характера государственной молодежной политики в Чувашской Республике принят и действует целый комплекс законов, указов и постановлений в сфере образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, экономики и строительства, так или иначе направленных на поддержку молодежи Чувашской Республики.
Демографическая ситуация. Молодежь имеет подвижные границы своего возраста, которые зависят от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни. Согласно действующим в Российской Федерации нормативным документам, молодежь – это граждане в возрасте от 14 до 30 лет включительно.
Нижняя возрастная граница определяется тем, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности (создание семьи, рождение детей).
Современная демографическая ситуация в основном предопределяет состояние общества в будущем.
По данным имеющейся государственной статистики на 1 января 2002 г. в Чувашской Республике проживало 299626 человек в возрасте от 16 до 29 лет, это составляло 22,3% от общей численности населения.
По сравнению с 1 января 1998 г. число молодых людей этой возрастной категории увеличилось на 18056 человек или на 6,41 процента.
Преобладающую группу молодежи составляют люди в возрасте от 20 до 24 лет, их 104748 человек (34,95% от общей численности молодежи, проживающей в республике).
Численность городской молодежи по данным на 1 января 2002 г. составляла 194644 человека, или 64,96%, в сельской местности - 104982 человека, или 35,04%. Для сравнения: пропорция городских и сельских молодых жителей в 1998 году составляла 67,2 на 32,8 процента.
Такое изменение удельного веса сельской и городской молодежи объясняется демографическими процессами, происходившими в 80-90 годах, когда коэффициент рождаемости в сельской местности был выше, чем в городской.
Положительным моментом в демографической ситуации республики является прогнозируемый рост количества молодых людей в возрасте от 16 до 19 лет. Так, на начало 2006 года этот рост составит 108,7% к уровню 2001 года при опережающем темпе роста сельской молодежи – 114,1 процента. Рост численности молодежи на начало 2006 года в городах предполагается на уровне 105,8% по сравнению с 2001 годом.
Таблица 1
Динамика численности молодежи Чувашской Республики
(по состоянию на 1 января)
|
1992 г. |
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
Численность молодежи (чел.) |
278406 |
278587 |
281570 |
285496 |
290021 |
294662 |
299626 |
в % к общей численности населения |
20,5 |
20,4 |
20,7 |
21,0 |
21,3 |
21,8 |
22,3 |
Городская молодежь (чел.) |
189370 |
187524 |
189146 |
190666 |
190788 |
191725 |
194644 |
в % к общей численности молодежи |
68,0 |
67,3 |
67,2 |
66,8 |
65,8 |
65,1 |
64,96 |
Сельская молодежь (чел.) |
89036 |
91063 |
92424 |
94830 |
99233 |
102937 |
104982 |
в % к общей численности молодежи |
32,0 |
32,7 |
32,8 |
33,2 |
34,2 |
34,9 |
35,04 |
Детское и молодежное общественное движение. С развалом комсомола и пионерской организации был утрачен ряд положительных инструментов воспитания подрастающего поколения. Перед органами по делам молодежи стояла непростая задача создания нового детского и молодежного общественного движения. Важнейшее значение при этом имела поддержка руководства республики. С 1994 года стали возрождаться детские и молодежные общественные организации, а Чувашия была признана опорным регионом в развитии данного направления ГМП. Подтверждением тому служит то, что в 1997 году в Чебоксарах была проведена научно-практическая конференция «Детское движение: проблемы и перспективы» с участием регионов Российской Федерации, где и было принято решение о возрождении движения детских общественных организаций и объединений.
На протяжении последних 7-ми лет велась целенаправленная работа по развитию школьного самоуправления, в которой активное участие принимают детские общественные объединения различной направленности. С 1996 года ежегодно стали проводиться слеты-фестивали общественных объединений, которые подводят итоги работы за год. В настоящее время в каждом среднем общеобразовательном учебном заведении действуют объединения детей и подростков по интересам, которые насчитывают более 77000 членов. Этому в значительной мере способствовал Указ Президента Чувашской Республики «О проведении республиканских фестивалей детских общественных объединений».
В развитии молодежного общественного движения основным направлением было признано создание системы государственной поддержки социальнозначимых инициатив молодежных общественных объединений. Возросло число молодежных общественных организаций и на 2002 г. их деятельностью охвачено 7,8 процента молодежи республики.
За последнее десятилетие на новый уровень взаимодействия вышли органы власти в работе с молодежными и детскими общественными организациями и объединениями. С целью привлечения общественного потенциала к процессу разработки и реализации государственной молодежной политики активно развиваются механизмы социального партнерства, формируется система государственного заказа. Этому послужил, главным образом, республиканский конкурс инновационных и вариативных программ в сфере реализации государственной молодежной политики, с 1998 г. ежегодно проводимый Госкоммолодежи Чувашии. Активно развивается проектная культура: так, если в 2000 году на конкурс было подано 35 проектов, то в 2003 – уже 223. Значительно выросло качество представляемых программ и объем их финансирования из республиканского бюджета.
Опыт Чувашской Республики в сфере развития молодежного и детского общественного движения не раз отмечался как один из лучших в Российской Федерации.
Занятость молодежи. В существующих социально-экономических условиях одним из приоритетных направлений реализации государственной молодежной политики является занятость молодежи. В данной сфере усилилось взаимодействие органов исполнительной власти, что принесло заметный эффект.
По данным государственной статистики, на 1 января 2003 г. в органах службы занятости республики на учете в качестве безработных состояли 5456 человек в возрасте от 16 до 29 лет, или 39,5% к общей численности безработных граждан (на 1 января 2002 г. — 40,9%).
Динамика молодежной занятости в республике с 1996 года имеет позитивный характер, обнаруживает некоторую стабилизацию и относительно успешную адаптацию молодежи к новым социально-экономическим условиям.
Среди безработной молодежи преобладают женщины – 4399 человек (80,6%), мужчины составляют 1057 человек (19,4%).
Наиболее многочисленной является группа безработной молодежи в возрасте от 18 до 24 лет – 3414 человек (62,6%).
За 2 года работы Республиканская молодежная биржа труда – подведомственное учреждение Госкоммолодежи Чувашии - наладила сотрудничество более чем с 250 предприятиями республики, с ведущими высшими и средними специальными учебными заведениями, учреждениями начального профессионального образования. И это позволяет трудоустраивать практически всех обратившихся в Республиканскую молодежную биржу труда за помощью.
Реализуется программа «Предприятия – студентам», направленная на целевую подготовку студентов, укрепление связей между учебными заведениями и предприятиями республики, а также гарантированное трудоустройство выпускников и снижение текучести молодых кадров на предприятиях.
В рамках соглашения Госкоммолодежи Чувашии и Управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике ведется работа по трудоустройству молодых людей, отбывших срок наказания. Ежеквартально Республиканская молодежная биржа труда получает списки лиц, освобождающихся из исправительных учреждений. Молодые люди приглашаются на биржу и получают направления на работу.
Поскольку база соискателей временных рабочих мест Республиканской молодежной биржи труда превышает 1500 человек, имеющихся заявок от работодателей явно недостаточно. Поэтому специалистами биржи разрабатываются специальные программы, направленные на обеспечение занятости студентов в свободное от учебы время, такие, как «Творческая мастерская», «Центр репетиторских услуг», «Молодежное экскурсионное бюро» и др.
Совместно с Департаментом Федеральной государственной службы занятости населения по Чувашской Республике, администрациями районов (городов) проводится республиканский конкурс на лучшую подростковую трудовую бригаду. Около 13 тысяч подростков было вовлечено в это движение. Лучшие по итогам летнего сезона студенческие трудовые отряды, подростковые трудовые бригады принимают участие Республиканском слете студенческих трудовых отрядов.
Профессиональная ориентация закладывает основу правильного выбора будущей профессии. Поэтому Республиканской молодежной биржей труда уделяется большое внимание этому направлению.
В целях координации усилий исполнительной власти, отраслевых профсоюзных организаций, руководителей предприятий, молодежных общественных организаций и объединений работающей молодежи организовываются различные трудовые акции, «Дни открытых дверей», республиканские конкурсы «Молодой менеджер по персоналу», «Лучший молодой специалист», «Золотые кадры Чувашии».
Патриотическое воспитание молодежи. Начало 90-х годов прошлого столетия стало временем когда в большинстве регионов России перестали проводится военно-спортивные игры «Зарница» и «Орленок», которые являлись основой патриотического воспитания подрастающего поколения. В 1992 году в финальных республиканских военно-спортивных играх приняло участие всего около 20 команд представителей районов и городов. Такое положение дел не могло не вызвать озабоченности руководства республики. Патриотическое воспитание молодежи было определено основным направлением реализации государственной молодежной политики. Безусловно, принятие Указа Президента Чувашской Республики «О военно-спортивных играх «Зарница» и «Орленок» в Чувашской Республике», позволило увеличить количество участников и скоординировать работу патриотического воспитания подростков и молодежи. Юнармейские состязания на сегодняшний день являются итогом работы, проводимой в течение года в учебных заведениях и патриотических клубах с тысячами детей и подростков. В настоящее время в финальных республиканских играх принимает участие свыше 60 команд представителей всех районов и городов республики.
Поддержка талантливой молодежи. В целях поощрения молодых деятелей науки, техники и производства, литературы, культуры и искусства, образования, воспитания и молодежной политики, здравоохранения, охраны окружающей среды и спорта начиная с 1997 года ежегодно присуждаются Государственные молодежные премии Чувашской Республики. За эти годы премий удостоено свыше 40 молодых людей.
В Чувашской Республике постоянно совершенствуется работа в области поддержки творчески устремленной молодежи. Первые президентские стипендии в Чувашии стали назначаться в 1995 году, а в 1999 году их получали свыше ста сорока человек. В 2002 году количество стипендиатов увеличилось в семь раз. Такая форма адресной поддержки показала свою эффективность. Она позволяет молодым людям, получив реальную финансовую поддержку, добиваться больших высот в различных сферах деятельности, формирует дополнительный кадровый резерв для экономики и социальной политики республики. В соответствии с Указом «О мерах по усилению государственной поддержки молодых граждан в Чувашской Республике» количество стипендий для представителей молодежи и студентов за особую творческую устремленность в 2003 г. доведено до 1000. Таким образом, не только в 7 раз увеличено количество традиционно выплачиваемых стипендий для талантливых молодых людей, но и значительно расширен круг тех, кто может претендовать на их получение. Теперь поощряются достижения молодежи не только в искусстве, учебе, спорте, но и в общественной жизни и профессиональном развитии.
Поддержка молодой семьи. В конце 80-х и до середины 90-х годов в Чувашской Республике, как и по всей России, сложилась неблагоприятная демографическая и социальная обстановка, которую усугубляло отсутствие системы поддержки молодых семей в жилищном строительстве. Проявляя заботу о молодой семье, в республике на всех уровнях начали создаваться различного рода социальные службы, центры, клубы молодой семьи и другие структуры, так или иначе оказывающие помощь и поддержку молодой семье.
Чувашия одним из первых регионов России оценила экономические перспективы развития ипотеки. В Указе Президента Чувашской Республики от 6 марта 2002 г. № 51 «О мерах по усилению государственной поддержки молодых граждан в Чувашской Республике» была определена новая приоритетная задача – поддержка молодых семей путем создания льготных условий для приобретения и строительства жилья.
Главное достигнуто – семьям с детьми, в которых возраст супругов не превышает 30 лет, а также семьям, состоящим из одного родителя в возрасте до 30 лет, при получении кредита обеспечено субсидирование из республиканского бюджета. В 2003 году на субсидии выделено 65 миллионов рублей.
За 9 месяцев 2003 года ипотечные кредиты на строительство жилья получили 236 молодых семей республики. Всего с начала реализации республиканской программы «Государственная поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы на период с 2002 по 2010 год» улучшили свои жилищные условия 242 семьи.
В целях дальнейшей поддержки граждан в улучшении жилищных условий принято постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 08.07.2003 г. №170 «О внесении изменений и дополнений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 декабря 2002г. №337», в соответствии с которым молодым семьям предоставляются дополнительные льготы при получении кредита в виде 15 процентного первоначального взноса за жилье за счет республиканского бюджета. Кроме того, в соответствии с приказом Минобразования России от 07.04.2003г. №1452 «Об итогах конкурса по предоставлению субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и Соглашением с Минобразования России республике выделены федеральные средства в размере 5 млн. рублей. На сегодняшний день 20 молодым семьям – участницам республиканской программы «Государственная поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы на период с 2002 по 2010 год», предоставлена субсидия за счет средств федерального бюджета в размере до 150,3 тыс. руб.