Одним из направлений комплексного решения проблемы обеспечения занятости молодежи является поддержка молодежного предпринимательства – стремления молодежи к самостоятельности, самореализации, экономической независимости. Привлечение молодежи к предпринимательству в сфере производства решает ряд социальных, экономических и политических задач.
Структурные преобразования в сфере производства, кризис его государственного сектора обусловили активность перераспределения молодежи в финансово-банковские структуры, сферы посреднической деятельности, оказания услуг, сервиса, охраны, торговли, материально-технического снабжения и сбыта. За первую половину девяностых годов доля молодежи в этих областях возросла почти в 10 раз. В настоящий период тенденция роста, хотя и замедленными темпами, сохраняется.
С одной стороны, эту тенденцию можно оценить положительно, т.к. расширяются формы занятости молодежи, причем преимущественно в негосударственном секторе. Это основной источник расширенного воспроизводства среднего класса в структуре общества. В развитых странах удельный вес молодежи в перечисленных сферах существенно выше. С другой стороны, стихийное развитие сферы услуг привлекло в нее самые разные категории молодежи, и, прежде всего, тех, кто не сумел утвердиться в других областях. Большое количество из них и здесь заняли маргинальные позиции.
Отмеченный рост происходит за счет оттока молодежи из сферы материального производства, а потому вряд ли может быть в целом оценен как позитивный. Подобная тенденция ведет к гипертрофии распределительных отношений в ущерб социальным отношениям в производственной деятельности.
В этих условиях необходимость поддержки молодых предпринимателей, по существу осваивающих новую для россиян культуру предпринимательской деятельности, становится приоритетной задачей в реализации государственной молодежной политики.
Необходимо дальнейшее развитие правового регулирования молодежного предпринимательства, реализация целевых программ в обозначенной сфере, поддержка молодежных общественных объединений, содействующих обеспечению занятости молодежи.
Пополнение среднего класса в стране за счет молодежи может быть позитивным при активной реализации позиции социального партнерства, при интенсивном стимулировании молодежной предпринимательской деятельности в производственной, научно-технической, инновационной сферах, в сфере оказания услуг населению. В свою очередь, это возможно при обогащении социального статуса молодых, т.е. признании их самостоятельными субъектами деятельности в обозначенных сферах.
Республиканская программа государственной поддержки малого предпринимательства в Чувашской Республике на 2002-2004 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 апреля 2002 г. № 125, направлена на все возрастные категории, в том числе и на молодых граждан.
В 2002 году на базе автономной некоммерческой организации «Школа технологий бизнеса» создан Республиканский центр юридической, консультационной и психологической помощи предпринимателям, на базе государственного унитарного предприятия «Республиканский бизнес-центр» - «Ресурсно-консалтинговый центр». Целью вышеназванных центров является оказание предпринимателям, в том числе молодым гражданам, услуг, которые включают психологическую помощь, юридические консультации, вопросы, связанные с проведением мероприятий со стороны контролирующих органов.
На базе Республиканского бизнес-центра работает центр регистрации бизнес-проектов. В 2002 году разработано 28 бизнес-проектов, проведены 32 технико-экономические экспертизы, даны 15 заключений. В центре ежедневно оказываются бесплатные консультации по составлению бизнес-проектов для предпринимателей, студентов и школьников. Проводятся семинары по составлению бизнес-проектов и разработке их отдельных разделов.
В 2002 году Минэкономразвития Чувашии выпущена серия брошюр в помощь начинающим предпринимателям.
На базе Департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Чувашской Республике создан учебно-методический центр «Аспект», который возобновил работу учебно-делового центра Морозовского проекта.
В 2002 году органы службы занятости населения проводили работу с безработными гражданами по оказанию им консультационных услуг по основам организации собственного дела, обучение безработных граждан профессиям, позволяющим заниматься предпринимательской деятельностью. Центры занятости населения на договорной основе в сотрудничестве со Школой технологий бизнеса и учебно-методическим центром «Аспект» проводили обучающие семинары-тренинги по теме: «Для тех, кто хочет начать собственное дело». В 2002 году 281 человек из числа безработных граждан прослушали данный курс, более 80% из них являются молодыми людьми в возрасте до 30 лет.
При содействии органов службы занятости на обучение по специальностям, позволяющим организовать собственное дело, направлено 672 человека, в том числе 437 – в возрасте от 16 до 29 лет.
В 2002 году Республиканская молодежная биржа труда реализовывала такие программы, направленные на развитие молодежного предпринимательства, как «Академия Деда Мороза», «Центр репетиторских услуг», «Молодежь и реклама».
Для содействия и поддержки молодежи в сфере цивилизованной предпринимательской деятельности требуется создание условий, активизирующих творческий и деятельностный потенциал молодежи в предпринимательстве, осуществление комплекса мер по следующим направлениям:
создание инфраструктуры, обеспечивающей деятельность молодежи в предпринимательстве, и поддержка уже функционирующей инфраструктуры (бизнес-инкубаторов, центров деловой информации для молодежи, центров развития предпринимательства в сфере ремесел и народных промыслов, центров правовой, экономической безопасности, учебно-консультационных центров и др.), обеспечивающей весь спектр услуг в области содействия и поддержки участия молодежи в предпринимательстве, в том числе по обучению молодежи основам цивилизованного предпринимательства;
формирование у молодежи чувства ответственности за свою судьбу, за собственное трудоустройство, за свою семью;
финансово-инвестиционное обеспечение, облегчающее решение вопросов кредитования молодых предпринимателей, финансово-кредитная поддержка микрокредитования, гарантирования и страхования;
развитие интереса молодежи к самостоятельной предпринимательской деятельности, разработка и поэтапное внедрение мотивационных механизмов, создание учебных предприятий и студенческих производств;
формирование информационно-статистических массивов по малому предпринимательству: сбор, обработка и актуализация информации, ведение тематических баз данных в рамках основных направлений развития молодежного предпринимательства.
Данные свидетельствуют, что основную материальную помощь учащейся молодежи оказывают родители и родственники. Важную роль для многих учащихся, студентов играют разовые заработки, а также временная или постоянная работа.
Обеспечение вторичной занятостью – одно из основных направлений социальной поддержки студенчества и учащейся молодежи. Одной из своевременных и потенциально массовых форм работы со студенческой молодежью является движение студенческих отрядов. Их отличает массовое участие студентов в реализации молодежных социальных инициатив, активное проявление в них социального и воспитательного потенциала современного студенчества.
Республиканская молодежная биржа труда на сегодняшний день является одной из основных организаций в республике, занимающихся вторичной занятостью молодежи.
2002 год был очень плодотворным в развитии этой сферы. В 2002 году в республике действовало 40 студенческих трудовых отрядов различных направлений: 19 педагогических отрядов, 3 сельскохозяйственных отряда, 10 строительных отрядов, 8 сервисных отрядов. Отряды были созданы на базе 15 высших и среднеспециальных учебных заведений республики. Около
1000 молодых людей было вовлечено в это движение.
По итогам 2002 года Чувашская Республика в этой сфере была признана одной из лучших наряду с Мордовией, Ставропольским краем, Свердловской, Тульской, Московской областями, г. Санкт-Петербургом.
Расширение приоритетов общественно-полезной деятельности студенческих трудовых отрядов – характерная особенность современного этапа. Наиболее ценна работа педагогических, социально-педагогических отрядов. Реализация ими различных социальных программ в области социальной защиты и поддержки наиболее уязвимых групп населения, в организации отдыха и оздоровления имеют социализирующий смысл для самих студентов и исключительную значимость в решении самых актуальных проблем детей и молодежи.
Актуальными направлениями дальнейшего развития этого движения для Чувашской Республики и Российской Федерации в целом являются: перевод деятельности студенческих отрядов в режим круглогодичного функционирования; разработка комплексных целевых межведомственных программ различного уровня, развития их деятельности; низкая степень вовлеченности в движение студенческих трудовых отрядов студентов негосударственных вузов и ссузов; низкая интеграция студенческих трудовых отрядов в ключевые сферы деятельности учебных заведений.
В целях содействия временной занятости молодежи необходимо:
создавать центры временной занятости и организации деятельности молодежных трудовых отрядов в учебных заведениях высшего, среднего и начального профессионального образования;
создавать условия для проявления трудовой инициативы молодежи;
вести реестр объектов и объема работ, на которых возможно использование молодежных трудовых отрядов; привлекать молодежные трудовые отряды при реализации территориальных программ строительства и капитального ремонта;
предусмотреть перенос сроков прохождения производственной практики участниками молодежных трудовых отрядов или засчитывать период работы в молодежном трудовом отряде в счет прохождения производственной практики при условии ее соответствия учебному плану;
обеспечить проведение бесплатных медицинских осмотров для членов молодежных отрядов;
обеспечить обучение и проверку знаний по охране труда командиров молодежных трудовых отрядов;
оказывать содействие руководителям предприятий, учреждений и организаций, принимающих студенческие трудовые отряды, в решении вопросов, связанных с организацией работы, проживанием и питанием членов молодежных трудовых отрядов.