Госкоммолодежи Чувашии (архив)ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Положение работающей молодежи и молодежи села

5.2. Положение работающей молодежи

 

        Как нестабильное может оцениваться положение значительной части работающей молодежи. Более двух третей, получивших профессиональное образование, молодых людей трудится не по специальности, более половины из них заняты неквалифицированным и малоквалифицированным трудом. Профессиональная деятельность многих из них осуществляется  в неблагоприятных для здоровья и жизни условиях, в том числе с участием криминальных элементов. Отсутствие незащищенности условий труда молодежи стало практически реальностью, особенно в частном секторе. Названные явления обосновывают необходимость принятия нормативных правовых актов по дополнительным гарантиям защиты трудовых прав начавшей трудиться молодежи.

Структурные преобразования производства, кризис государственного сектора в значительной мере способствовали перераспределению ориентации и трудоустройства молодежи.

Как свидетельствуют данные исследований, включенность молодежи в материальное производство имеет тенденцию к сокращению. Многие десятилетия госсектор в России являлся основным каналом интеграции молодежи в сферу труда и материального производства. К началу XXI века он практически утратил эту роль. Однако с учетом того, что в материальном производстве сосредоточен основной экономический потенциал страны, повышение доверия к обозначенным предприятиям является важным фактором воспроизводства материального благосостояния общества.

Для значительной части молодежи предпочтительными оказываются престижные отрасли и сферы деятельности. Приоритетность в данном случае согласуется с уровнем оплаты труда. Предпочтения выстраиваются следующим образом: финансовая и банковская сферы, предпринимательство, юриспруденция, охранная служба, сфера торговли и посреднических услуг, экономисты и менеджеры, врачи, учителя и менее всего – сфера культуры, сельское хозяйство, социальная работа.

Одновременно расширяется сфера занятости молодежи в негосударственном секторе. Эта  тенденция сохраняется, даже несмотря на нестабильную занятость, высокую текучесть, отсутствие гарантированных условий совмещения труда и профессионального образования, на преобладание неквалифицированных работ. Таким образом, уменьшение удельного веса молодых работников в государственном секторе, отток их в коммерческую сеть, в систему малого бизнеса не гарантирует стабильность молодым гражданам в сфере занятости.

С целью объединения работающей молодежи, поддержки творческой инициативы и привлечения внимания общественности к работающей молодежи Госкоммолодежи Чувашии проводит различные семинары, круглые столы лидеров молодежного движения работающей молодежи по обмену опытом организации деятельности союзов и ассоциаций работающей молодежи.

Пользуются неизменной поддержкой инициативы лидеров работающей молодежи предприятий по организации и проведению спортивных, культурно-массовых мероприятий. Наиболее активными являются Советы молодежи на предприятиях ОАО «Чебоксарское научно-производственное приборострои-тельное предприятие «Элара», ОАО «Химпром».

В этой связи приоритетными задачами являются:

повышение престижности работы на промышленных предприятиях в молодежной среде;

обобщение и распространение имеющегося опыта работы с молодежью на промышленных предприятиях и создание методики по организации деятельности общественных объединений и советов на предприятиях;

введение ставок специалистов по работе с молодежью на промышленных предприятиях;

организация наставничества кадровых работников над молодыми, квотирование рабочих мест для молодых кадров;

развитие системы конкурсов профмастерства и других видов стимулирования профессионального развития.

5.3. Положение молодежи села

 

Довольно острой остается проблема занятости молодежи на селе. Высока доля молодых сельчан, имеющих статус безработных в течение длительного времени, вследствие чего теряется квалификация, уверенность в себе. В результате в сельской местности чаще случаи алкоголизма и сопровождающих его проявлений.

В последние годы встает вопрос необходимости закрепления молодых специалистов в сельскохозяйственных организациях республики. Хотя Чувашская государственная сельскохозяйственная академия ежегодно выпускает более 500 специалистов, три сельскохозяйственных техникума - более 600 специалистов, существует определенный дефицит управленческих кадров в сельскохозяйственном производстве.

По данным Минсельхоза Чувашии в сельхозорганизациях республики трудоустроен 91 молодой специалист, что составляет около 9 процентов от общего числа выпускников сельскохозяйственных специальностей 2002 года. Это связано с нежеланием значительной части молодежи работать в агропромышленном комплексе по избранной профессии. Для устранения этой тенденции необходимо развивать у молодежи активную жизненную позицию, чувство гражданской ответственности за свою малую родину, за свою судьбу и судьбу своих близких. Также  весьма существенным в решении данной проблемы является продолжение работы по развитию инфраструктуры на селе.

Наиболее эффективной формой подготовки кадров для аграрного комплекса также является целевая подготовка специалистов учебными заведениями для конкретных сельхозпредприятий. Так, если в Чувашскую государственную сельскохозяйственную академию в 2000 году по целевому направлению поступило 10%  студентов от принятых на очное обучение за счет средств госбюджета (39 чел.), то в 2001 году - 20% (84 чел.), в 2002 году - 32%     (137 чел.).  В 2003 году по целевому направлению планируется принять до 50% (195 чел.) студентов на очное обучение  за счет средств федерального бюджета.        

 Кроме того, для закрепления специалистов в сельхозорганизациях республики  ведется  подготовка специалистов в аграрных образовательных учреждениях Чувашии и в Московской сельскохозяйственной академии им. К.А.Тимирязева на контрактно-целевой основе на условиях трехстороннего договора: работодатель - вуз - студент.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от           23 июля 1997 г. № 774 "О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации" в 2002 году 13 специалистов агропромышленного комплекса обучены по специальной учебной программе в Чувашском государственном университете им.И.Н.Ульянова с последующей зарубежной стажировкой. 13 специалистов агропромышленного комплекса прошли шестимесячную стажировку в Германии, 4 студента успешно обучаются в университете прикладных наук, 2 специалиста агропромышлен-ного комплекса прошли практику в институте плодоводства по изучению технологии переработки фруктов и ягод в Германии. В апреле 2003 года в Германию выезжала группа из 18 человек.

Для поднятия престижа труда работников агропромышленного комплекса с 1999 года ежегодно Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики проводит республиканские конкурсы профессионального мастерства "Лучший пекарь Чувашии", "Лучший кондитер Чувашии", "Лучший молодой механизатор", "Лучший молодой животновод", "Лучший молодой растениевод". 

Одной из перспективных форм организации занятости молодежи на селе является развитие фермерства. На 1 января 2003 г. в республике насчитывалось  1723 крестьянских (фермерских) хозяйства. В их распоряжении имелось 17,0 тыс. га земли, в среднем по 9,9  га  на  одно  хозяйство (для сравнения: на 1 января 2002 г. в республике было 1599 крестьянских (фермерских) хозяйств – в среднем по    9,6 га на одно хозяйство). На долю фермеров приходится более 2% сельхозугодий.

Значительное  развитие  фермерство получило в Чебоксарском (234),  Козловском (168), Ибресинском (167),  Батыревском (160),  Канашском   (135), Ядринском (122) и Урмарском (108) районах республики.

Формирование крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в основном за счет земельных паев, полученных работниками в связи с выходом из сельскохозяйственных предприятий.

Основная деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств в республике направлена на производство продукции растениеводства и животноводства. За последние годы в крестьянских (фермерских) хозяйствах  активизировалась  работа по переработке собственной произведенной продукции. Построены мясоперерабатывающие, колбасные и коптильные цеха, мукомольный и минипивзавод.

В настоящее время фермерским сектором производится около              1% сельскохозяйственной продукции от общего объема.

Для расширения  возможностей предоставления кредитных и ссудосберегательных услуг крестьянским (фермерским)  хозяйствам  в  республике действует  сельскохозяйственный потребительский кредитный кооператив «Согласие», имеющий двухуровневую систему.

В целях  поддержки и дальнейшего развития фермерства на государственную поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств  на 2002 год выделены ассигнования в сумме 3959,69 тыс. рублей, в том числе из федерального бюджета – 757,43 тыс. рублей, республиканского бюджета Чувашской Республики – 3202, 27 тыс. рублей, в 2003 году - 3122,40 тыс. рублей.

В перспективе не приходится ожидать резкого увеличения размера государственных субсидий. В связи с этим предусмотрена переориентация бюджетных средств с компенсационных выплат на выплаты, стимулирующие  эффективного собственника: применение льготных условий кредитования, лизинговое финансирование  поставок сельскохозяйственной техники и племенного скота.

В целях совершенствования кадрового потенциала на селе, его существенного оздоровления Кабинетом Министров Чувашской Республики в 2002 году приняты программы «Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Чувашской Республики на 2003-2005 годы» и «Социальное развитие села в Чувашской Республике на период до 2010 года».

Финансирование мероприятий Программы  «Социальное развитие села в Чувашской Республике на период до 2010 года» осуществляется по многоканальному принципу. Общая сумма расходов на реализацию Программы на период 2003-2010 годы – 27,340 млрд. рублей, в том числе средства:

федерального бюджета – 5,38 млрд.рублей (19,7%);

республиканского бюджета Чувашской Республики – 15,72 млрд.рублей (57,5%);

местных бюджетов – 0,63 млрд.рублей (2,3%);

внебюджетных источников – 5,61 млрд.рублей (20,5%).

Программой предусмотрено сохранение на объектах социальной и инженерной инфраструктуры села на период реализации Программы 36,4 тыс. рабочих мест и дополнительное создание 5,1 тыс. рабочих мест.

Список граждан-получателей средств на строительство (приобретение) жилья на 2003 год включает 440 семей, в том числе 74 молодых специалиста, что составляет 19% от общего количества граждан.

Очень важным достижением 2002 года является активное внедрение программного подхода к решению проблем молодежи на муниципальном уровне. Так, практически во всех районах и городах республики разработаны и приняты целевые программы «Молодежь района (города)», что, безусловно, позволяет организовать работу более комплексно, системно. Удалось отойти от понимания государственной молодежной политики только как организации досуга молодежи, практики проведения разовых мероприятий.

Необходимо обратить внимание на положительный опыт Ибресинского, Моргаушского, Козловского, Красночетайского районов по организации работы с молодежью по месту жительства. В Ибресинском, Козловском и Красночетайском районах в сельских администрациях введены освобожденные ставки специалистов по делам молодежи и физкультурно-оздоровительной работе. Особенно успешно эта форма развита в Ибресинском районе, где работают 14 специалистов сельских администраций.

Анализ показывает, что необходима четкая координация деятельности всех существующих структур исполнительной, законодательной власти, а также общественности в сфере государственной молодежной политики. Именно в этих целях в районах и городах создаются координационные Советы по вопросам реализации государственной молодежной политики. Подобные Советы созданы в Аликовском, Ибресинском, Моргаушском, Янтиковском, Ядринском районах республики.

Исследования показали, что в тех сельских районах, где ведется целенаправленная работа с молодежью, уровень негативных явлений в молодежной среде значительно ниже. В связи с этим необходимо усилить работу по месту жительства как основное средство профилактики асоциальных явлений в молодежной среде. Таким образом, меры по регулированию молодежного рынка труда на селе должны включать:

развитие и поддержку малого молодежного предпринимательства на селе, особенно в сфере переработки, хранения, транспортировки и сбыта сельскохозяйственной продукции;

развитие сферы неаграрного производства, создание в ней новых рабочих мест для молодежи;

развитие социальной инфраструктуры села и услуг для сельского населения;

разработку и внедрение гибких режимов труда для молодежи, способствующих смягчению молодежной безработицы.

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика